что значит третья волна

Что такое «Третья волна»? История одного эксперимента

В 1967 году американский учитель истории Рон Джонс на неделю превратил учеников своего класса в объединение, представляющее аналог гитлерюгенда — национал-социалистического молодёжного движения, основанного в 1926 году в Германии и запрещенного в 1945-м в процессе денацификации. Как ему это удалось?

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Википедия:

«Третья волна» (англ. The Third Wave) — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Хронология событий, описанная Джонсом после пяти дней проведения эксперимента в школе Эллвуда Кабберле (Пало-Альто), выглядит следующим образом…

Первый день

С целью более наглядной демонстрации распространения фашизма учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных действий: рассадил учеников по собственной схеме и предупредил их, что за нарушениями дисциплины будет следить очень строго, приведя примеры того, как необходима спортсменам, военным, ученым, да и всем, кто стремится добиться результата в своем деле, строжайшая дисциплина.

Школьникам было приказано сесть в положение «смирно», затем последовало «упражнение» на бесшумный вход и выход из классной комнаты. Ученикам игра понравилась, и в нее втянулись даже обычно ведущие себя пассивно школьники.

Кроме того, Джонс объявил, что ученики должны быть крайне внимательными, вставать, задавая или отвечая на вопрос. Ответ должен был состоять максимум из трех слов, но предварять даже такое краткое сообщение каждый ученик должен был обращением «мистер Джонс».

Второй день

Все школьники сами сели за столы в положении «смирно». Кое-кто из них улыбался в предвкушении новой игры, но большая часть была серьезна и готова внимать оратору. Это было то, чего и ожидал учитель от эксперимента.

Джонс разъяснил школьникам на понятном для них уровне, в чем заключается сила объединения. Вслед за ним ученики воодушевленно проскандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности!» А затем учитель, рейтинг которого с каждой минутой поднимался все выше, попросил всех повторить приветственный жест — поднять правую руку к плечу и согнуть нужным образом (то, что мы знаем о приветствии вышестоящих чинов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом Третьей волны». Причем с учениками других классов его ученики должны были вести себя по-прежнему, без всяких салютов.

Команда была дружно подхвачена одноклассниками, и они салютовали друг другу по несколько раз за день с большим удовольствием. Джонс подчеркнул, что так приветствовать друг друга учащиеся должны и вне класса.

Википедия:

Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «Да здравствует Гитлер!»

Третий день

Слух об интересном эксперименте и необычных уроках привлек учащихся со всей школы: в классе к 30 ученикам прибавились еще 13. Все школьники, в том числе и вновь прибывшие, продемонстрировали значительное улучшение своих академических навыков и увлеченность предметом.

В конце урока Джонс торжественно раздал всем карточки участника, и каждый участник получил свое индивидуальное специальное задание. Одним из таких заданий было, например, создать дизайн Знамени Третьей волны.

Большое внимание учитель приложил к тому, чтобы его адепты привлекли к движению новых молодых людей. Предполагалось, что к концу дня Волна будет насчитывать не менее 200 человек. Что крайне удивило учителя, так это то, что приберегаемое на следующий день задание сообщать ему о несоблюдении правил «игры» некоторые учащиеся инициировали сами. Добровольными доносчиками стали 20 человек.

Три девочки, не вовлеченные в спецзадания, пожаловались родителям, что им «не дают ролей». Дома им пришлось подробно описать проводимые уроки. Родители, нормальные американцы, воспитанные в рамках демократического режима, всполошились, и Джонсу позвонил местный раввин. Но учитель успокоил того ответом, что они с группой на практике воссоздают нацистский тип личности, чтобы объяснить школьником, что произошло перед Второй мировой войной и что представляла собой психология обычных немцев в момент создания Третьего рейха.

Четвертый день

Джонс понял, что эксперимент начинает выходить из-под контроля. Учащиеся все более активно вовлекались в проект, их лояльность казалась учителю просто необъяснимой.

Тогда Джонс решился пойти дальше: он известил всех, что теперь их общество стало частью общенационального движения, и предложил выдвинуть своего Президента в пятницу, когда будет проходить общий митинг. Начало митинга было назначено на 12 часов дня.

Пятый день, он же последний

Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.

Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.

Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения. что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна Тотемный столб в старой школе Эллвуда Кабберле
Фото: Источник

Джонс обратился к классу.

— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас. А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.

После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».

Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.

Википедия:

В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.

В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.

К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента. что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна Статья в школьной газете

Из записей Рона Джонса:

В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.

Источник

Как школьники на практике изучали поведение немецкого народа при нацизме: Эксперимент «Третья волна»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Однажды апрельским утром во время урока истории в 10-м классе калифорнийской школы один из школьников задал учителю вопрос о рядовых жителях Германии времен Второй мировой войны. Мальчик искренне не мог понять, почему огромное число людей закрывали глаза на концентрационные лагеря и массовые зверства. Так как класс проходил материал с опережением, Рон Джонс решил подойти к этому вопросу креативно и потратить неделю учебного времени на данную тему, проведя над школьниками психологический эксперимент.

Понедельник

В первый день учитель объяснил детям необходимость дисциплины и привел примеры из истории, когда общества, в которых царил порядок, добивались большего успеха. Затем для практики он командным голосом приказал детям принять «правильную» позу: руки заведены за спину и согнуты в районе поясницы, ступни стоят ровно на полу, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая. Затем по его команде школьники несколько раз вставали и садились в новое положение, а также выходили из класса и бесшумно и быстро в него входили. Преподаватель также потребовал, чтобы на все вопросы учащиеся отвечали быстро и четко, не тратя больше трех слов. По воспоминаниям учителя, уже к концу этого урока он был поражен, как охотно дети включились в эту «игру» и как аккуратно обычно расхлябанные американские подростки начали выполнять простые и четкие требования. К его удивлению, даже обычно пассивные ученики с интересом включились в эксперимент.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Вторник


Среда

В этот день к 30 учащимся присоединились 13 добровольцев из других классов. Джонс потратил этот урок, объясняя «Силу действия». По его словам, чтобы добиться успеха, мало быть дисциплинированными и дружными. Надо, чтобы каждый делал что-то для общего дела. Ребята договорились начать «работу с молодежью» – объяснить учащимся младших классов, как важно сидеть в «правильной позиции» и соблюдать дисциплину. Кроме того, участники эксперимента должны были разработать символику своей организации и назвать по одному человеку, достойному для вступления в нее. Джонс раздал всем студентам особые членские карточки. На трех из них стояли крестики – это означало, что данные «члены организации» имеют право следить за порядком и докладывать обо всех нарушениях. На практике доносить о нарушениях учителю начали около 20 человек. Один из учеников, огромный тугодум Роберт, который на уроках никогда не проявлял рвения и не мог похвастаться успехами, вызвался быть «телохранителем» учителя и с этого момента всюду сопровождал его.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Правда, к вечеру этого дня Джонс дождался, наконец, хоть какого-то противодействия. Выяснилось, что трое лучших учениц, которые в новых условиях не могли проявить свои знания и превратились в серое большинство, пожаловались родителям. В результате учителю позвонил местный раввин. Он, однако, удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. На следующее утро директор школы приветствовал Джонса «салютом Третьей волны».

Четверг

Утром этого дня аудитория была разгромлена разбушевавшимся отцом одного из школьников. Сам мужчина ожидал экспериментатора в коридоре и объяснил свое поведение немецким пленом. Впрочем, его также быстро удалось успокоить. Учитель и сам уже хотел завершить педагогический опыт побыстрее, так как тот начал принимать угрожающие масштабы: ученики сбегали с других уроков, чтобы присоединиться к группе профессора, устраивали допросы с пристрастием своим одноклассникам, проверяя их на верность идеологии. На уроке в классе собралось уже 80 человек. В забитой до отказа аудитории Джонс начал рассказывать ученикам о Гордости: «Вы — избранные», «Гордость — это то, что никто не сможет у вас отнять», «Именно вы можете изменить будущее нации», «Ваша цель — привнести порядок, используя те знания, которые вы получили за прошедшие дни».

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Пятница

«…Нет никакого лидера, нет никакой национальной молодежной организации «Третья волна». Вас использовали. Вами манипулировали. Вы ничем не отличаетесь от жителей Германии времен Рейха, вы не лучше и не хуже. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого сейчас нет в этой комнате. (…) Как далеко вы могли бы зайти? Я покажу вам ваше будущее.»

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

В гробовой тишине учитель включил на экране кадры из кинохроники Третьего Рейха: военные парады, многотысячные толпы, вскидывающие руки в нацистском приветствии, съемки из концлагерей, заседания суда, на которых обвиняемые оправдывались: «Я только делал свою работу» … Задав несколько скупых вопросов, участники эксперимента тихо и быстро разошлись. Бывший телохранитель горько плакал.

По словам Джонса, большинство из этих учеников в дальнейшем старались не вспоминать об эксперименте и никому о нем не рассказывали. Сам учитель, шокированный полученными результатами, тоже долгое время никому о нем не сообщал. Только в 1976 году он опубликовал этот материал в своей книге, и им, конечно, мгновенно заинтересовались. С тех пор о «Третье волне» написаны несколько романов, сняты художественный и документальный фильм. При подготовке последнего лишь некоторые из участников согласились на интервью. Для большинства он остался слишком тяжелым и позорным воспоминанием.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Третья волна» в США. Как учитель за неделю воспитал из учеников нацистов

Мы твердо уверены, что никогда не станем жертвами манипуляций других людей. И немедленно ведемся на скидки в магазинах. Мы убеждены, что ничто не сможет поколебать наши убеждения. И каждый день смотрим телевизор. Сегодня расскажем о реальном психологическом эксперименте, который подтвердил всем известную неприятную истину: на самом деле люди — поразительно внушаемые существа.

Содержание

Десять лет назад вышел замечательный немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна». Кино о том, как школьный учитель легко и непринужденно сделал из гимназии маленькое нацистское государство. В основу ленты лег реальный психологический эксперимент, который, правда, проходил не в Германии, а в куда более демократичных США. О нем и пойдет речь — без киношных добавок, выдумок и приукрашиваний.

Всем сидеть!

В 1967 году Рон Джонс работал обычным учителем истории в обычной гимназии. В то время, еще до взрывного роста IT, Пало-Альто был столь же обычным городком, известным разве что по расположившемуся неподалеку Стэнфордскому университету.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

В апреле десятиклассники проходили историю Второй мировой войны. На одном из уроков ученики возмутились. Мол, как могли немцы спокойно мириться с массовым истреблением людей, жуткими концентрационными лагерями и прочими кошмарами нацистской Германии? Неужели народ массово не мог восстать против очевидного безумия и навести порядок на своей же земле.

По словам Джонса, он не знал, что ответить на эти вопросы. Вместо прямых ответов он решил провести психологический эксперимент над учениками одного из классов. Изначально задумывалось, что опыт продлится ровно неделю. Благо учитель мог себе позволить такую вольность, так как ученики опережали учебную программу как раз на ту самую неделю.

Эксперимент начался с дисциплины. В понедельник Рон долго и увлекательно рассказывал о прелестях дисциплины. Она и спортсменам помогает, и позволяет добиваться успеха, и делает вас лучше, и тренирует силу воли. В общем, это такой несложный способ стать лучше других.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Класс воодушевился. В течение урока Джонс тренировал учеников по команде «смирно» принимать правильную позу за партой: ступни расположены параллельно друг другу и плотно прижаты к полу, лодыжки сомкнуты, колени согнуты под углом 90 градусов, руки скрещены за спиной, позвоночник выпрямлен, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Удивительно, но такая игра школьникам пришлась по нраву. Спустя 20 минут тренировок они уже могли беззвучно занимать свои места в «правильной» позе по команде «смирно».

«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»

Рон сам не мог поверить, что ему так быстро удалось «надрессировать» учеников. Ради интереса он усложнил «игру» и ввел новые правила. Теперь по команде «смирно» нужно было не только тихонько и в определенной позе занять свое место, но также обязательно положить на стол карандаш с бумагой, стоять рядом с партой, отвечая на вопрос или задавая его, а также любое обращение к учителю начинать со слов «мистер Джонс».

Каждый должен был пройти своеобразный зачет. Отвечаешь медленно и неуверенно? Повторяй до тех пор, пока не выработаешь автоматизм, точность и живость. За старание получай похвалу. Что-то не выходит? Повторяй до тех пор, пока не научишься. Авторитарная методика обучения принесла удивительные плоды в первый же день. Активность класса резко повысилась, участвовать в обсуждении принялись даже те, кто раньше молча высиживал уроки от звонка до звонка.

Салют «Третьей волны»

На следующий день Рон всерьез задумался о том, чтобы прекратить эксперимент здесь и сейчас. Поводом для таких мыслей стало начало урока во вторник. Когда учитель зашел в класс, все ученики сидели в «правильной» позе, почти никто не улыбался, зато многие были предельно сосредоточены. В классе вместо обычного суетливого шума стояла полная тишина.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

И все же Джонс решил продолжить. На этот раз он посвятил урок понятию общности. Последовал короткий, но эмоциональный рассказ о том, как сообща люди помогают друг другу не остаться в одиночестве. Затем преподаватель предложил испытать силу общности и придумал девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Сначала он заставил громко произнести лозунг двух учеников, потом к ним присоединилась еще пара и так далее.

«Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давало ощущение принадлежности к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием целый урок. Мы повторяли девиз раскатистым хором или произносили его то тише, то громче. Мы всегда говорили все вместе, при этом не забывая и о том, как надо правильно сидеть, стоять и говорить», — вспоминал позднее Рон.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

А в конце урока он придумал приветствие — салют «Третьей волны». Ученики класса должны были приветствовать друг друга, изогнув правую руку и сложив кисть лодочкой. Почему «волна»? Потому что кисть руки напомнила Джонсу гребень набегающей волны. А «третья» — потому что у моряков третьей называется самая большая волна. В общем, и название, и приветствие были придуманы за мгновение и спонтанно.

В последующие дни ученики этого класса приветствовали друг друга «третьей волной» в коридорах и спортзале, в библиотеке и на улице. Странные жесты заметили другие школьники. Сначала они заинтересовались, а потом некоторые стали повторять за участниками эксперимента Рона.

Стукачи, родители, директор

Самое интересное началось в среду. В этот день преподаватель принес на урок членские билеты и придумал задания для каждого из ребят. Кому-то доверил докладывать ему о тех школьниках, что не подчиняются правилам. Другим поручил вербовать новых членов «Третьей волны», обучать их распорядку и приветствию. Третьим надо было придумать флаг для движения. Четвертым пришлось вести поименную запись новых участников.

«Мой страх был в основном вызван широким распространением доносительства»

На педсовет заявился директор школы. Но не для того, чтобы прояснить ситуацию. Он просто отдал Рону салют «Третьей волны». А к концу дня движение разрослось с 30 человек до 200. Каждому был обещан членский билет и какое-нибудь важное задание. У Джонса даже появился личный телохранитель. Роберт был крупным и не самым смекалистым парнем, зато теперь, при соблюдении одинаковых для всех правил, он почувствовал себя уверенным и способным хоть на какие-то поступки. Рослый мальчик стал везде сопровождать обожаемого педагога, открывать перед ним двери и «сторожить» у входа в учительскую.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте», — писал впоследствии Рон.

В этот же день проявилось первое явное неповиновение. Три умницы-отличницы были недовольны тем, что отныне не могут выделиться за счет своих знаний. Они, конечно, делали то, что и другие учащиеся, но без энтузиазма. А потом пожаловались родителям. Вечером последовал встревоженный звонок от одного из них. Однако Джонс заверил, что класс просто изучает немецкий тип личности. На том разбирательства и закончились.

Секретная программа правительства

В четверг Рон пришел в школу в подавленном состоянии. Он не знал, что делать дальше. Продолжаться эксперимент не мог, потому что зашел слишком далеко. Ученики стали прогуливать другие уроки, чтобы поработать на благо «Третьей волны». Более того, Джонс был в ужасе от того, что с удовольствием вживается в роль диктатора и оправдывает ее добрыми намерениями. Но и прекращать эксперимент было опасно. Поди объяви все игрой. Что тогда станет с детьми, которые, подобно Роберту, наверняка почувствуют себя униженными? Ведь перед всей школой они показали свою приверженность радикальным взглядам.

Когда преподаватель переступил порог класса, то увидел, что там собралось не меньше 80 школьников. Все сидели тихо и смирно, ожидая откровений от «гуру». Тогда Рон придумал такую штуку. Он заявил, что на самом деле «Третья волна» — это секретная правительственная программа, в рамках которой учителям необходимо найти самых достойных ребят. Из них будут формировать молодежные отряды, призванные изменить страну, сделать ее народ лучше.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

«Это была нелепая игра. Я продолжал говорить, боясь, что если остановлюсь, то кто-нибудь засмеется или задаст вопрос и весь великий план рухнет»

Джонс назначил четырех конвоиров и приказал им вывести из класса трех девочек, которые жаловались родителям на эксперимент. Ученицам было запрещено завтра являться в класс, так как в этот день кандидат на пост президента США по телевизору официально объявит о формировании «Третьей волны». Рон поинтересовался, все ли из его «подданных» готовы вступить в новое молодежное движение в рамках страны. Никто не засмеялся и не подумал отказаться. Ребята стали всерьез обсуждать, стоит ли им надевать белые рубашки.

Вас всех одурачили

К назначенному времени в пятницу в актовый зал набилось около 200 человек. Все сидели тихо и смирно, покорно глядя на установленный перед ними телевизор. Парочка приглашенных друзей Джонса демонстративно что-то записывала в блокноты и вообще старательно делала вид репортерской работы.

«„Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены“. С этими словами я отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось 200 рук. Тогда я произнес девиз „Сила в дисциплине“. Его повторил многоголосый хор. Мы произносили девиз снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче», — вспоминал позднее Рон.

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Затем учитель погасил свет и включил телевизор. Никакого кандидата, разумеется, там не было. Семь минут две сотни детей сидели и напряженно вглядывались в телевизионный шум. Именно столько времени им потребовалось, чтобы понять, что их одурачили. Затем Джонс выключил телевизор и запустил проектор с пленкой, на которой были записаны фрагменты нацистской хроники.

«Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием „Третья волна“. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали», — произнес педагог.

Последовали долгие объяснения и оправдания. Рон все рассказал об идее эксперимента, о своих мыслях и страхе. «Телохранитель» Роберт заплакал, а остальные молча потянулись к выходу из актового зала. Так закончилась пятидневная история «Третьей волны».

Спустя два года после эксперимента Джонса уволили из школы. Впоследствии он долго изучал людей с психическими расстройствами. Невольные участники опыта по понятным причинам долгое время не распространялись о нем. Лишь в конце 1970-х Рон выпустил книгу, одну из глав которой посвятил описанию «Третьей волны».

что значит третья волна. Смотреть фото что значит третья волна. Смотреть картинку что значит третья волна. Картинка про что значит третья волна. Фото что значит третья волна

Сегодня экс-педагогу 77 лет, он до сих пор много пишет, а также участвует в постановке сцен и проработке сценариев к фильмам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *