что значит трудная жизненная ситуация для соцзащиты
Материальная помощь от государства в трудной ситуации
Какие-либо социальные гарантии и доплаты от государства (по каждому региону проживания они разные) на содержание ребенка вы сможете получать, если будете иметь специальный статус. В вашей ситуации это статус «одинокого родителя».
Согласно п. 28 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» к одиноким матерям (одиноким родителям) может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, т.е. воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, указанный статус вы приобретете только после того, как вашего мужа осудят к реальному лишению свободы и приговор суда вступит в законную силу. Содержание мужа под стражей до приговора суда к этому не относится.
После наступления указанных выше событий вам необходимо будет письменно обратиться в органы социального обеспечения по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как одинокому родителю. Ответ на ваше заявление должны будут дать в месячный срок.
Если ответ не устроит, то его можно будет обжаловать в прокуратуру или суд.
Дети в трудной жизненной ситуации
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен, и значительная часть детей по тем или иным причинам попадает в сложные жизненные ситуации. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:
1. Плохие материальные условия жизни семьи
2.Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье
3.Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми
4. Жестокое обращение с детьми
5. Алкоголизм, наркомания
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Сложившая к настоящему времени в России система жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентирована на их семейное устройство. Усыновление, безусловно, является наилучшей и достаточно распространенной формой семейного устройства ребенка-сироты. Усыновленные и родные дети равны в своих правах и обязанностях по отношению к родителям и усыновителям, также и родители, и усыновители равны в своих правах и обязанностях по отношению к рожденному и усыновленному ребенку. Это касается всех сторон жизни ребенка, включая право на наследование.
Содействие семейному устройству
1. Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Школы замещающих родителей, система отбора будущих родителей
3. Совершенствование регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей
5. Социально-профессиональная адаптация, обучение, трудоустройство, отдых
и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Профилактика семейного неблагополучия и сиротства
1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства,
2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей,
3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье
а) социальная скорая помощь, мобильные бригады
б) телефон доверия, интернет-службы
4.Службы сопровождения (кураторы, участковые, социальные службы, социальный патронаж)
5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, клубы, игровые автобусы и т.д.)
6. Вторичная профилактика- это сопровождение после выхода из интерната и социальная адаптация.
Как правило, не всегда получается дать возможность каждому ребенку воспитываться в семье, поэтому в тех случаях когда отсутствует возможность устроить ребенка в семью, он передается органам опеки и попечительства в учреждения внесемейного воспитания. В такое ситуации государство принимает на себя ответственность за воспитание несовершеннолетнего. Ребенку предоставляется совокупность разнообразных социальных услуг, обеспечивающих охрану его здоровья, надлежащее воспитание и обучение, профессиональную подготовку, а также имущественное обеспечение.
Государство принимает на себя такую ответственность в лице социальных служб для детей. Под данными службами понимаются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей.
Несемейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей являются второй по распространенности формой устройства детей-сирот. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения детей-сирот, находящихся в учреждениях, их значимость продолжает оставаться высокой.
Воспитание детей в учреждениях с социальной поддержкой подразумевает поддержку и оказание социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Администрации районов Санкт-Петербурга
Общее описание
Если вы понесли траты при преодолении трудной жизненной ситуации, отдел социальной защиты населения (ОСЗН) администрации вашего района компенсирует часть потраченных средств:
При этом общая величина материальной помощи, оказанной в течение календарного года, не может превышать двух прожиточных минимумов на человека.
Обратите внимание на разницу между понятиями кризисной жизненной ситуации и трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность семьи (одинокого петербуржца) в связи с определенными обстоятельствами (например, если член семьи стал безработным или является инвалидом).
Кризисная жизненная ситуация — это ситуация, возникшая в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью жителей города и требующих немедленного оказания помощи, но не связанных с чрезвычайными ситуациями природного (техногенного) характера или террористической акцией (например, кризисная ситуация может возникнуть в связи с потерей кормильца).
О предоставлении социальной помощи жителям Санкт‑Петербурга, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, см. здесь.
Полное наименование:
Результат предоставления
Результат предоставления государственной услуги учитывается в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (ЭСРН) и государственной информационной системе Санкт‑Петербурга «Городской реестр социальной защиты» (ГРСЗ).
Срок предоставления
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Место жительства и место пребывания гражданина Российской Федерации, устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда (для лиц без определенного места жительства по месту последней регистрации в Санкт‑Петербурге).
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
Порядок действий уполномоченной организации
I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Специалист ОСЗН Администрации, ответственный за прием и формирование комплекта документов:
II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для предоставлении государственной услуги
Специалист Администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:
III. Принятие решения Администрацией о предоставлении (об отказе в предоставлении) материальной помощи в трудной жизненной ситуации
Сотрудник Администрации:
Сотрудник Горцентра:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные документы:
Заявление может быть подано в течение трех месяцев после месяца, в котором гражданин произвел расходы для преодоления трудной жизненной ситуации.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.
II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:
III. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
Что значит трудная жизненная ситуация для соцзащиты
Наверняка, вы не раз слышали формулировку «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации». А задумывались ли вы над тем, что она означает? Ведь про каждого из нас можно сказать так в определенной степени.
Между тем, законодательством Ярославской области не только определен круг лиц, относящихся к этой категории, но и предоставлен им ряд прав. Сегодня в рубрике «Правовой статус «Родитель» мы как раз и расскажем о них.
Как вы наверняка догадываетесь, к людям в трудной жизненной ситуации законодательство не относит девушек с разбитым сердцем, супругов, погрязших в ипотеке и так далее. У «Социального кодекса Ярославской области» есть свое четкое представление о жизненных трудностях.
Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации — это граждане, в жизни которых наступили обстоятельства, которые они не могут преодолеть самостоятельно. К указанным обстоятельствам относятся инвалидность, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность (беспризорность), малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, ущерб здоровью, необходимость применения дорогостоящего лечения, ущерб имуществу в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на три вида социальной помощи:
1) Социальные пособия;
2) Пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
3) Натуральная помощь.
Социальное пособие и пособие гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются единовременными денежными выплатами. Размер пособия устанавливает орган защиты с учетом ранее выплаченных пособий и стоимости предоставленной натуральной помощи.
Натуральная помощь.
Это единовременная материальная помощь, предоставляемая малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде жизненно необходимых товаров, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, медикаментов, школьных принадлежностей и других предметов первой необходимости, твердого топлива и других материальных ценностей.
Предполагается, что натуральная помощь — это те жизненно необходимые товары, которые требуются человеку в конкретной жизненной ситуации.
Размер натуральной помощи также определяется органом социальной защиты населения с учетом ранее предоставленной ему такой помощи и выплаченных пособий.
Также граждане могут быть признаны нуждающимися в социальном облуживании. Это означает, что существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Перечень этих обстоятельств установлен Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и соответствующим постановлением Правительства Ярославской области.
К таким обстоятельствам относятся:
1) Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
2) Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе.
3) Наличие ребенка или детей, в том числе находящихся под опекой, попечительством, испытывающих трудности в социальной адаптации.
4) Наличие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.
5) Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицам, страдающим психологическими расстройствами, наличие насилия в семье.
6) Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7) Отсутствие работы и средств к существованию.
8) Отсутствие условий для реализации основных жизненных потребностей в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов.
9) Отсутствие условий для реализации основных жизненных потребностей у граждан, достигших пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) и сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту, которые являются одиноко проживающими в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, или не имеют детей, либо дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут обеспечивать уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания.
10) Оставление несовершеннолетним постоянного места жительства, влекущее необходимость его доставки к месту постоянного проживания, в том числе за пределы Ярославской области.
11) Нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию.
12) Проживание несовершеннолетнего в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Материальная помощь при возникновении трудной жизненнойситуации
Материальная помощь лицам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Получателями муниципальной услуги являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие регистрацию по месту жительства (пребывания) на территории города Челябинска.
Размер материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Материальная помощь оказывается единовременно
Материальная помощь оказывается на основании следующих документов:
· запроса на имя начальника УСЗН;
· документа, удостоверяющий личность заявителя;
· документов, подтверждающих доход каждого члена семьи за последние три месяца перед обращением, для определения среднедушевого дохода семьи либо документы, подтверждающие отсутствие дохода семьи;
· заявления на имя начальника УСЗН о согласии на обработку персональных данных и запрос информации и документов;
Документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию:
· документ, подтверждающий необходимость получения медицинской помощи сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Челябинской области, бесплатной медицинской помощи;
· справка о рекомендованных заявителю видах обследования, лечения, лекарственной терапии, предметах медицинского назначения, не входящих в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
· кассовые и товарные чеки, договоры на предоставление товаров и услуг, позволяющих заявителю устранить ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность, подтверждающие расходы, понесенные заявителем не более чем за 6 месяцев, предшествующих заявлению;
Документы, подтверждающие необходимость медицинской помощи либо расходы
на предоставление медицинской помощи, должны быть выданы муниципальными либо государственными учреждениями здравоохранения.
Заявления на оказание материальной помощи, а также прилагаемые к нему документы заявитель вправе представить следующими способами:
· посредством обращения в Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска» (г. Челябинск, проспект Победы, 396/1, ул. Труда, 164; ул. Комарова, 39; ул. Сони Кривой, 75А; ул. Новороссийская, 118В, единый справочный телефон 8 (351) 211-08-92);
· посредством личного обращения заявителя или через законного представителя в УСЗН (Комсомольский пр. 107/А);
· по почте заказным письмом (с описью вложенных документов и уведомлением о вручении);
Для предоставления данной услуги необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг по адресу 74.gosuslugi.ru. Подтвердить свою учетную запись на портале можно в Управлении по указанному выше адресу.
Решение об отказе может быть обжаловано в Администрацию города Челябинска
или в судебном порядке.