что значит царь царей
Описание и значение иконы Царь царей, варианты образа и тексты молитв
«Царь царей» — святейшая икона с изображением Христа, истинного вершителя судеб человеческих. У Господа куда больше власти, чем у любого земного правителя. Иисус — настоящий Небесный Царь, по воле которого свершается все на земле. Перед святым образом можно помолиться и попросить Спасителя о защите, спасении души, прощении прегрешений и милости Божьей.
Описание иконы «Царь царей»
Самый распространенный сюжет — восседающий на троне святейший Христос и стоящие по обе стороны от него Пренепорочная Дева и Иоанн Креститель. Лица молящихся возле Иисуса святых сияют любовью и добротой. Есть иконы, на которых нарисован один Господь, без святейшей Богородицы и верного Иоанна Предтечи.
В древности вверху, над сидящим на троне Иисусом, изображали Бога Отца. Внизу и в самом верху иконы рисовали лица ангелов, служащих Господу, защищающих верующих, помогающих людям, дающих надежду на спасение и приносящих в жизнь веру.
С двух сторон царский трон окружают евангелисты (Матвей, Марк, Лука), а также лев, телец и орел. На голове у Иисуса корона в виде многочисленных диадем, образующих высокую тиару. Вокруг светлого лика Христа сияет нимб в стиле «мандорла». В одной руке Спаситель держит скипетр с крестом (державой) или Евангелие, другой — благословляет верующих.
История появления
В честь Спасителя написано немало икон. Первое изображение Иисуса появилось еще при жизни Господа и названо «Спасом Нерукотворным». Самой величественной считается икона «Царь царей». Святейший образ может иметь другие названия, например, «Царь славы» или «Спас Великий Архиерей».
Основой для написания иконы послужило откровение самого Иоанна Богослова. Святейший апостол в своем труде упомянул в описании Христа слова «Царь царей и Господь господствующих». Согласно верованиям христиан, Спаситель царствует на небесах и вершит суд над всеми людьми, независимо от их социального статуса. На этом основании иконописцы стали изображать Иисуса в образе Небесного Правителя.
Самой древней в православии иконой, относящейся к типу «Царь славы», считается образ под названием «Предста Царица». Это изображение 14 века находится в Успенском Соборе столичного Кремля. На иконе нарисован Христос в царском наряде, восседающий на троне, а около него стоят Пренепорочная Дева и верный Иоанн Креститель. Еще одно древнее изображение Спасителя в святом образе Царя находится в Успенской церкви македонского монастыря Тресковец.
Значение иконы «Царь славы»
Этот святейший образ считается одним из главных в церковном иконостасе. Икона Небесного Царя — это признание людьми того факта, что только всемогущий Господь есть истинным правителем на земле и вершителем людских судеб. Изображение Сына Божьего обычно находится в центре церковного иконостаса, а сам сюжет размещается на трех досках. Такая композиция символизирует единение Ветхого и Нового Заветов через святейшего Христа Спасителя. Святая икона призвана продемонстрировать людям тот факт, что Иисус – не только добрый пастырь, который охраняет свою паству, но и грозный Царь, карающий людей за грехи.
В православии постоянного праздника в честь святого образа нет. Однако верующие прославляют Небесного Правителя в третье подготовительное воскресение перед светлым днем Святой Пасхи. Святейшему образу молятся и поют прославляющие гимны. У католиков и протестантов чествование иконы Царя совершается в последнее воскресение перед началом Адвента (Рождественского поста). Этот день в католицизме считается праздником. На праздничном богослужении святейшего Христа почитают как истинного Небесного Царя.
Варианты иконы
Основные виды святейшего образа под названием «Царь царей»:
В чем помогает икона
Перед святым образом Царя принято молиться людям, занимающим какую-то руководящую должность. Искренние молитвы к Спасителю помогают руководителям принимать мудрые решения, с умом решать любые конфликтные ситуации. Христос вселяет в сердца верующих надежду на благополучный исход любого начинания.
Помолиться перед святейшим изображением «Царя царей» рекомендуется христианам, которые переживают за своих близких. Спасителя просят вразумить родных, оказавшихся в сетях бесовского заблуждения или присягнувших другой религии. Христиане верят, что искренние молитвы к Господу приведут их родных к православию.
Любой верующий, оказавшийся в безвыходной и тяжелой ситуации, может помолиться «Царю царей» и обязательно получит его заступничество и спасение. Святейшего Спасителя просят спасти душу от греха, исцелить недуг, а после смерти даровать вечную жизнь на Небесах. Господь помогает всем христианам, раскаявшимся в своих прегрешениях и живущим по заповедям Божьим.
Текст молитвы
Верующие прославляют Иисуса, святейшего Небесного Царя, и просят его простить людям прегрешения, наставить на путь истинный. Христиане молят Господа не покидать их в минуту страха и сильного отчаяния, избавить от всякого уныния. Верующие просят, чтобы после смерти и Небесного суда Христос забрал их души в свое Небесное Царство. Иисуса молят даровать людям крепкое здоровье, духовную силу, простить за минуты слабости и неверия.
Молитва перед иконой «Царь Славы»
О, Великий Спаситель! Царь всех царствующих и господствующих! Ты — Сын Господа нашего! Владыка Небес! Ты — судья всех живых на земле и умерших душ. Ты — надежда наша. Ты — опора наша. В Тебе, Святейший, утешение и успокоение наше! Да не суди меня по деяниям моим.
Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Ты — сердце мое. Ты — душа моя.
В Тебе надежда и вера моя! Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд! Ты — единственный судья всему народу мирскому. Прошу, Спаситель мой, даруй мне крепкое здоровье, силу духа, доброту чистую и светлую, да не покидай родных и близких моих.
Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли! Да будет на все воля Твоя! Отныне и во веки веков. Аминь.
Где можно найти икону
Молиться перед изображением Небесного Царя лучше в храме. Если такой возможности нет, то прочитать молитвы перед святейшим образом разрешается и дома. Перед молитвой желательно зажечь свечку и перекреститься. Вначале можно прочитать «Акафист Иисусу Сладчайшему», а потом произнести молитвенный текст перед иконой под названием «Царь царей». После прочтения молитвы нужно еще раз перекреститься, потушить свечку и жить в согласии с заповедями Божьими.
Кто такой Озимандия и почему он «царь царей»?
В 1817 году английский поэт Перси Биши Шелли (муж Мэри Шелли, кстати) написал сонет «Озимандия». Он короткий, привожу целиком в переводе К.Д. Бальмонта:
Я встретил путника; он шёл из стран далёких
И мне сказал: Вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустёртых черт сквозит надменный пламень, —
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
И сохранил слова обломок изваянья:
«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!»
Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мёртвая… И небеса над ней…
Вики утверждает, что Озимандий, Озимандия или Озимандис — древнегреческое имя египетского фараона Рамсеса II.
Вот примечание самого Константина Бальмонта: «В Египте действительно был найден обломок статуи царя Озимандии, и на нём сохранилась надпись, внушившая Шелли его гениальное стихотворение. Любопытно, что друг Шелли, поэт-дилетант, Хорэс Смит, тоже написал стихотворение Озимандия, или вернее, — как гласит его заглавие, в стиле того времени, — По поводу огромной гранитной ноги, которую нашли стоящею в пустынях Египта, с нижеприведенною надписью:
«Я Озимандия, я царь царей,
И этот город мощный есть свидетель
Чудес, соделанных рукой моей».
Нет города.
Затем автор говорит, что со временем какой-нибудь охотник будет так же дивиться на огромные обломки чего-то, там, где некогда был неведомый ему Лондон, и где он теперь охотится на волков». (отсюда)
Новое в блогах
«На одежде и на бедре Его написано Имя: Царь царей и Господь господствующих»
«Ты — эта золотая голова!»
«После тебя восстанет другое царство, ниже твоего»
«И еще третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею»
«А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать»
«Золотые, серебряные, и медные истуканы, которые могли символически представлять различные народы и их царей, были успешно разбиты железной монархией Рима».
«А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною»
«Не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною»
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу»
«Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото» (Даниила 2:45). Не будет новой мировой империи! Господь сказал, что во дни тех царств, символически представленных ступнями из железа и глины — во дни сегодняшних европейских государств — Он установит Свое царство, которое положит конец всем земным царствам и будет стоять вечно. Следующим великим событием на сцене мировой истории станет Второе пришествие Христа, Который установит Свое царство, олицетворенное камнем, оторвавшимся от горы «без содействия рук». Это будет царство, основанное не человеческими руками, но могучей рукой Божьей, царство, которое наполнит всю землю! Тогда исполнится пророчество:
«Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков»
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Прошло уже более двадцати столетий с тех пор, как Сын Божий покинул землю. Но, уходя, Он сказал Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше. Я. приду опять»
«Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба».
«Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба».
«. Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать»
«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».
«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого»
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»
«И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое. И всякий остров убежал, и гор не стало»
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие»
«. мы ожидаем Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его»
«На одежде и на бедре Его написано Имя: Царь царей и Господь господствующих»
«И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники, и сильные. скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Но совсем иначе будут чувствовать себя в тот день праведники. Они с радостью поднимут взоры к небу и с благодарностью за свое спасение воскликнут: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!»
Значение слова «царь»
1. Титул монарха в некоторых странах, а также лицо, носившее этот титул. [Народ:] Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис! Пушкин, Борис Годунов. Весть о свержении царя мать Алексея встретила радостными слезами. Ляшко, Рассказ о кандалах.
2. перен.; чего. Тот, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-л. отношении. Тебе, Кавказ, — суровый царь земли — Я снова посвящаю стих небрежный. Лермонтов, Аул Бастунджи. Великий Пушкин явился царем — властителем литературного движения. Герцен, Записки одного молодого человека. С одного дерева снялась большая хищная птица. Это был царь ночи — уссурийский филин. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Царь — основной титул монархов Русского государства с 1547 по 1721 год, впоследствии основным титулом стал император Всероссийский, но слово царь продолжало повсеместно использоваться, в особенности на Западе, применительно к российскому монарху, и, кроме того, продолжало входить в его полный титул, как составная часть. Также титулом царь пользовались монархи Болгарии и Сербии. Территория, которая находится под управлением царя, называется царство.
В славянской книжной культуре царями называются многие правители прошлого, в первую очередь, упоминаемые в Библии, которые в реальности такого титула не носили.
ЦАРЬ, я́, м. 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против «крайностей» царизма, либералы преследовали две цели: во-первых, «образумить» царя, во-вторых, — накинуть на себя маску «большого недовольства» царизмом. История ВКП(б). 2. перен., чего. О ком-н., господствующем в каком-н. отношении над кем-чем-н. или где-н., превосходящем всех (книжн.). Царь песнопений, неумирающий Омир. Гнедич. 3. Употр. в сочетании с другими сущ. для обозначения принадлежности к чему-н. царскому, указания на превосходство и т. п. Ц.-птица (орел). Ц.-пушка. Ц.-колокол. Ц.-девица (лучше всех). Ц.-трава (бот.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. самодержец, единовластный государь, правитель страны ◆ Царь Иван Грозный.
3. перен. первый, лучший или самый сильный представитель своего класса ◆ Лев — царь зверей.
Что значит слово «царь»? Откуда оно взялось?
Происхождение слова
Слово «царь» происходит от имени Цезарь. После убийства Гая Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. в Римском государстве началась Гражданская война. В ней победил внучатый племянник Цезаря Октавиан Август. Он объявил себя императором и повелел именовать себя Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
Гай Юлий Цезарь. Литография XVII века
С тех пор две части этого имени — Цезарь и Август — включались в официальные имена всех римских императоров и со временем превратились в титулы. Часто к императорам и вовсе обращались просто Caesar или Augustus. С тех пор многих правителей в Европе стали назвывать «цезарями» или «кесарями», иногда с эпитетом «августейший».
Слово Цезарь было обязательной частью титула императоров и в Восточной Римской империи, т.е. Византии. Оттуда оно пришло на Русь в искаженной форме «цѣсарь», которую стали читать как «царь». Также титулом «царь» пользовались монархи Болгарии и Сербии.
Царь всея Руси
На Руси первым царем себя объявил Иван IV Грозный в 1547 году. До 1721 года правитель Русского государства официально именовался Царь всея Руси. Затем Петр I провозгласил себя императором, но слово «царь» продолжало повсеместно использоваться, в особенности на Западе, применительно к российскому монарху. В иностранных языках закрепилась форма Tsar (нем.) или Czar (франц. и англ.).
Иванов С. В. «Великий государь, царь и самодержец всея Руси». Илл. из издания И. Н. Кнебеля «Картины по русской истории» (1908)
С этим словом были связаны многие титулы членов царской семьи: царица, царевич, царевна, цесаревич, цесаревна.
В современной культуре слово «царь» популярно благодаря Библии (царь Соломон, царь Давид), а также литературе и кинематографу, в частности сказкам Пушкина (царь Салтан, царь Дадон) или фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Фраза «Очень приятно, царь!» из этой ленты стала крылатой.
Другие сферы употребления
В иносказательной речи слово «царь» используется для обозначения первенства и доминирования, например, в выражении «Лев — царь зверей», а также в составных словах Царь-колокол, Царь-пушка, Царь-бомба, Царь-танк, Царь-рыба.
Фото: Depositphotos
Также слово «царь» закрепилось в названии многих населенных пунктов: Царьград, Царицын, Царицыно, Царское Село, Царев-Борисов, Белоцарск, Царевококшайск.