что значит целомудренно поцеловать
Какие бывают поцелуи и зачем они нужны человеку
Мы целуем друг друга в знак приветствия или прощания, чтобы выразить радостные эмоции или попросить прощения, в качестве признания в любви или сексуальной прелюдии. Поцелуй — один из самых распространенных сюжетов в мировой художественной культуре. Но как людям вообще пришло в голову целоваться и где искать корни этой практики? Историю одного из самых позитивных видов человеческой деятельности на «Ноже» рассказывает Алиса Загрядская.
Из истории поцелуев
Древнейшие упоминания любовных поцелуев — в том числе, как бы мы сейчас сказали, «французских» — можно встретить в шумерской и древнеегипетской поэзии. Древнегреческий историк Ксенофонт в жизнеописаниях персидского царя Кира упоминает об обычае персов целоваться в губы при прощании. Разные типы персидских приветствий, в зависимости от статуса целующих, приводил Геродот: равные целовались в губы, а в случае, если один был по положению выше, — в щеку. В древнеиндийской «Махабхарате» встречается братское лобзание («в голову»), которым приветствуют друг друга сыновья царя Панду.
«Встреченный приветливо троими (братьями) — Арджуной и обоими близнецами, поцелуй их в голову и побеседуй с ними ласково, о царь!»
Махабхарата «Книга пятая. Удьйогапарва, или Книга о старании»
Также в эпосе можно встретить описание романтического поцелуя между влюбленными. Техническая сторона вопроса рассматривается в «Камасутре», которая выделяет разные типы и методики этого действия (раздел «О любовном соединении»). Древний трактат довольно прозорливо отмечает: каким будет поцелуй, зависит от желания партнеров и локальных культурных установок.
Целуют в лоб, в щеки, в губы, локоны, грудь, соски, внутреннюю часть рта. У жителей Латы также — подмышки, низ живота, в место соединения бедер.
«В силу влечения и местных обычаев бывают поцелуи в те или иные места, но их не должен применять каждый».
Ватсьяяна Малланага «Камасутра»
Несмотря на то, что прикосновение губами к губам другого человека распространено в разных обществах и отражено в древней литературе различных стран, в некоторых туземных культурах оно не было общей практикой и появилось под влиянием европейцев. В качестве примера приводят коренные народы Австралии, Таити, африканские племена, эскимосов и полинезийцев. Чарлз Дарвин описывал малайский поцелуй:
«Женщины присели на корточки, подняв лицо кверху; спутники наши нагнулись к ним, приложились переносицами к их носам под прямым углом и стали нажимать. Продолжалась эта церемония несколько дольше, чем наше обычное дружеское рукопожатие».
Кстати, в классическом индийском кино, которое снимается для внутреннего рынка, тоже не встретишь откровенных лобзаний — максимум целомудренное прикосновение губами ко лбу. Кинематографическим влюбленным остается выражать любовное чувство только посредством танца.
Схожего мнения о тлетворном влиянии Запада придерживаются и некоторые авторитетные издания в Китае.
В 1990 году пекинская газета Workers’ Daily писала, что «агрессивные европейцы принесли в Китай обычай поцелуев, вульгарную практику, которая наводит на мысли о каннибализме».
Однако Запад долго был достаточно строг и к себе самому. В 1896 году мировая общественность была шокирована немым фильмом «Поцелуй». На пленке в течение 18 секунд мужчина скорее пытается поцеловать, чем целует свою кокетствующую даму сердца. Тем не менее фильм вызвал большой резонанс и был осужден лидерами мнений и религиозными организациями. В течение долгого времени после этого такие непристойные действа на экранах не появлялись.
В современную массовую культуру откровенные поцелуи проникли после отмены в конце 1960-х годов кодекса Хейса, который запрещал показ любых вольностей. До этого звезды классического Голливуда имели право соприкасаться губами не дольше, чем на пару секунд, «сухим» способом. Поэтому именно так, в духе невинного первого поцелуя детей, выражают свои чувства Скарлетт и Ретт Батлер в «Унесенных ветром» — либо происходящее просто заслоняется от зрителя, как в знаменитой сцене у подножия лестницы.
Смысл и символическая роль поцелуев
Поцелуи выполняют разные функции в зависимости от ситуации: как правило, мы отлично понимаем, чем целомудренный поцелуй отличается от страстного, а романтический — от ритуального.
С поцелуями романтическими всё более-менее понятно: это выражение чувственной любви и страсти. Этот сюжет — один из самых частых в искусстве, будь то изображение Амура и Психеи, Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески или безымянных влюбленных Климта, олицетворяющих саму любовь. Другой — не менее распространенный сюжет — нежный родительский поцелуй, который дарит ребенку, как правило, мать.
Любопытно, что в иконографии Богородицы, как католической, так и православной, сюжет, в котором Дева Мария целовала бы младенца Христа, практически не встречается (вероятно, это объясняется нежеланием заслонять лик Спасителя и уменьшать его значимость).
Выражающие привязанность, симпатию и радость поцелуи распространены между родственниками, друзьями и другими близкими людьми. Как правило, к ним прибегают в особые моменты или после долгой разлуки. Такие поцелуи упоминаются еще в Библии, например, когда Иаков вернулся в Палестину к брату Исаву, тот бросился «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его…» (Бытие. 33:4). Когда Одиссей вернулся домой, он поцеловал сына Телемаха и жену Пенелопу. А служившие ему пастухи Эвмей и Филотий покрыли поцелуями его руки и ноги.
Прикосновение губами может быть жестом приветствия. В европейском мире оно во многом имеет религиозные и обрядовые корни. Лиминальные (пороговые) ритуалы, связанные с гостеприимством, предполагали демонстрацию добрых намерений и временное принятие гостя в дом в качестве «своего». Это позволяло сторонам поверить, что никто никого не заколет ночью и в целом смириться с чужим этосом, проведя его через собственные ритуалы. Лобзание гостя — один из таких ритуалов принятия, как и совместная трапеза.
Подобные ритуальные поцелуи, обозначающие гостеприимство или политический союз, благополучно дожили до XX века. Например, Брежнев щедро одаривал поцелуями политиков и известных персон.
Генсек любил дважды облобызать человека в щеки и припечатать финальным поцелуем в губы. Неясно, сколько в этом было радушия, а сколько — желания доминировать, но вступать в такую близость с широкобровым лидером Страны Советов хотели далеко не все: Николае Чаушеску наотрез отказался, а Фидель Кастро оборонялся сигарой.
Лиминальное значение и сегодня проявлено в поцелуе, которым скрепляют союз новобрачные. Несмотря на то, что в современном мире жених, скорее всего, неоднократно целовал невесту до свадьбы, именно этот поцелуй имеет особый смысл. Поцелуи как инициатическое действие практиковались и в различных тайных обществах. Символика поцелуя, обладающего мистической силой и помогающего переходу, сформировалась еще в народных верованиях и нашла отражение в легендах и сказках. Чудовище после поцелуя героини превращается в принца, а Спящая красавица, наоборот, пробуждается от поцелуя принца — всё это истории о новой жизни, которая начинается в любовном союзе.
Читайте также
Также поцелуй может стать спонтанным выражением ликования и торжества перед лицом объединяющего людей радостного чувства, которое бросает в объятия друг к другу даже незнакомцев. Например, в день, когда закончилась война.
Фотограф Альфред Эйзенштадт рассказывал о появлении знаменитого снимка «День Победы над Японией на Таймс-сквер» с медсестрой и моряком: «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру».
Схожим образом целуются члены победившей спортивной команды или ликующие болельщики, причем зачастую отбрасывая половые ограничения.
Такая практика была одной из популярных статей обвинения в ведовских процессах. В целовании зада дьяволу, который при этом принимал облик черного кота, в средневековых трактатах обвиняли катаров (если вы давно хотели узнать, что значит название группы Kiss The Anus Of A Black Cat, то вот ответ). Кроме того, «срамный поцелуй» в отношении магистра инкриминировали в числе прочих непотребных деяний рыцарям ордена тамплиеров.
Трактовки поцелуев в науке
Физиология поцелуев достаточно прозрачна: на губах и языке имеется множество нервных окончаний, которые делают процесс по-настоящему увлекательным. В нем задействованы черепные нервы, которые обрабатывают сенсорную информацию и влияют на деятельность мозга. Куда менее понятно, являются ли поцелуи специфически человеческим явлением и как возникает желание целоваться.
Часть исследователей полагают, что это интуитивное поведение, которое уходит корнями в практики кормления у животных и проверку здоровья потенциального партнера.
Другие настаивают на том, что целоваться многие народы научились в ходе культурного обмена, а значит, это поведение, которое вырабатывается социальным научением.
Одну из первых исторических работ об этом явлении написал в XVII веке немецкий литератор Мартин фон Кемпе. Он создал своего рода энциклопедию поцелуев, разделив их на 20 видов в зависимости от ситуации. Кемпе сопроводил работу ссылками на примеры из античной и христианской культуры, медицинских трактатов и юридических документов.
Другое исследование типов и происхождения поцелуя принадлежит датскому филологу Кристоферу Нюропу. В книге «О поцелуях» Нюроп смотрит на этот феномен с точки зрения истории культуры и анализирует отражение поцелуев в религии и искусстве. Уже в 1897 году Нюроп задается вопросом: «Есть ли поцелуй акт первобытный, естественный, или нет?»
Автор связывает поцелуи со вкусом и обонянием, предполагая, что первичны как раз поцелуи взасос, которые имели целью попробовать на вкус и уловить запах, а потом редуцировались до выражения разных чувств: благодарности, восхищения, смирения или стали формой приветствия.
А принятый у диких племен поцелуй носа рассматривает как аналог европейскому, не забывая отметить, что последний стоит выше — ведь, вступив в контакт с развитыми племенами, туземцы оставляют свою практику и переходят к «цивилизованным» поцелуям рта.
Говоря о теме, связанной с близостью и сексуальностью, трудно было бы обойтись без мнения Зигмунда Фрейда (которое, впрочем, достаточно предсказуемо). Отец психоанализа связывал поцелуи с сосательным рефлексом, который вырабатывается у ребенка при прикосновении к материнской груди. Также во «Введении в психоанализ» он называет поцелуй символической заменой генитального контакта:
«Явления возбуждения, ощущения и иннервации, даже процессы эрекции, присущие гениталиям, переносятся на другие области тела (например, вверх, на голову и лицо)».
Поцелуй, таким образом, как и все прочие проявления эротического, не ведущие к продолжению рода, является отклонением от генитальной «линии партии».
Некоторые этологи возводят поцелуи к кормлению детенышей и самок (половые игры животных зачастую строятся из тех же «кирпичиков», что и детско-родительские схемы поведения). У многих видов практикуется премастикация — не слишком аппетитный с людской точки зрения, но широко использующийся в природе тип кормления, при котором детеныш получает пережеванную родителем пищу изо рта в рот. Так поступают, в частности, наши ближайшие родственники шимпанзе. У птиц в ходе брачных церемоний самцы приносят самкам угощение и передают его прямо в клюв. У некоторых эта практика уже не связана с кормлением напрямую. Например, тотемные животные свадеб, голуби, соприкасаются клювами в процессе ухаживания.
Многие млекопитающие просто облизывают морды друг друга, а раскованные бонобо практически целуются «по-французски».
Одно из исследований поцелуев провел психолог Гордон Гэллап-младший, тот самый, который разработал «зеркальный тест», определяющий, узнают ли животные себя в зеркале (если вкратце, то некоторые — да, и из этого можно сделать вывод о наличии у них модели своего «я»). Гэллап с коллегами устроили тестирование, в ходе которого задавали вопросы студентам Университета Олбани. Ученые сделали вывод, что поцелуи имеют биологические основания в качестве адаптивного брачного ритуала и играют важную роль в процессе выбора партнера. Вкусовые рецепторы и возможность вдыхать запах другого человека добавляют информации о нем, которая играет роль в определении генетической совместимости. Кроме того, при поцелуе вырабатывается окситоцин, который влияет на формирование привязанности, и появляется сексуальное желание.
В то же время ученик Конрада Лоренца этолог Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт сделал вывод, что 10% людей во всём мире не практикуют привычные нам любовные поцелуи. Не так давно ученые из Института имени Кинси, занимающиеся социальными и поведенческими науками, провели исследование, которое, по их мнению, доказывает неуниверсальность поцелуев. Были проанализированы крупные базы данных с этнографическими материалами и информация, полученная от этнографов и антропологов. Всего изучили 168 культур, как современных цивилизованных, так и живущих первобытным укладом. Романтически-сексуальный поцелуй был обнаружен только в 46% культур. Кроме того, исследователи отметили взаимосвязь между поцелуями и устройством общества: чем сложнее устроен социум, тем чаще в нем целуются. Оказалось, что больше всего любят целоваться на Ближнем Востоке, а меньше всего — в Центральной и Южной Америке.
Если основывать теорию поцелуев на этих данных, можно сделать вывод, что поцелуи распространяются по всему миру, как другие полезные изобретения, которые по достоинству оценили многие народы. Если же учитывать все данные, то поцелуи, вероятно, это врожденное поведение, которое у некоторых народов развивается в поцелуи с языком, а у некоторых — нет: им хватает вдыхания запахов друг друга при соприкосновении тел. Можно только добавить, что, согласно французскому путешественнику и натуралисту Альфреду Грандилье, «поцелуй носов» на Мадагаскаре объясняли тем, что воздух, проходящий через нос, считается «испарением души» — это архаично-поэтичное определение объединяет и физическую составляющую процесса, и символическую значимость поцелуя.
Как мужчина тебя целует, так и любит
И как целуетесь вы? Узнайте, что это означает! Каждый из нас по-разному выражает свои чувства в любви. Это касается и того, как мы обнимаемся, и…
И как целуетесь вы? Узнайте, что это означает!
Каждый из нас по-разному выражает свои чувства в любви. Это касается и того, как мы обнимаемся, и тех милых повседневных привычек, которыми мы напоминаем о своей любви, и, конечно, поцелуев. В этом плане у нас тоже есть своя собственная и относительно уникальная манера, в зависимости от которой мы можем как-то проследить те или другие черты своего характера.
Поцелуй — это такая длительная связь, и последующие способы поцелуя во многом объяснят ее характер и особенности.
1. Поцелуй одной губы
Это в чистом виде поцелуй любви. Вместо того, чтобы перейти к некой более напористой форме, каждый из целующихся сосредотачивает все свое внимание лишь на одной губе. Это поцелуй счастливой пары. И неважно, молоды вы или нет, вы хотите и дальше наслаждаться обществом друг друга.
Таким поцелуем вы показываете свою привязанность и симпатию к кому-либо. Вместо того, чтобы перейти к более глубокому поцелую, вас целомудренно и легко одаривают касанием щеки. Это знак дружбы и нежности. Тут не столько романтики, сколько именно нежности. В начале отношений именно так. Но если дальше поцелуя в щеку никогда не заходит, это дружба, не более.
Этот тип поцелуя говорит о том, что вы не на 100% довольны друг другом. Губы каждого из пары закрыты, сжаты, что не позволяет языку другого человека посягнуть на ваше личное пространство. Это говорит о стене, о защите своей территории. Чарльз Диккенс не зря говорил: «Никогда не закрывайте губы перед теми, перед кем вы открыли свое сердце».
4. Французский поцелуй
Этот тип поцелуя говорит о том, что вы оба хотите узнать друг друга больше и ближе. И буквально, и фигурально французский поцелуй означает, что слова больше не нужны или их недостаточно. Это звонок о том, что вас хотят узнать поглубже, стать ближе по дистанции.
5. Поцелуй Человека-Паука
Это довольно спонтанный поцелуй, когда лица расположены как бы «валетом». Он означает, что в ваших отношениях есть место удивлению и сюрпризам. Вам обоим не чуждо желание восхититься и поразить любимого человека. Вы никогда не перестаете находить новые способы выразить свои чувства.
Он говорит о раздражительности и вздорности характера. В подтексте этого жеста – страсть. И лучше всего эта страсть находит выход физически. С вашей интимной жизнью, судя по всему, все в порядке. Эта вздорность хорошая, она не рушит, а напротив, приправляет ваши отношения, как специи.
Именно эта нежность и легкость жеста говорит о сладостном предвкушении. Он скорее дразнит и горячит, нежели успокаивает. В таком поцелуе заложено стремление продлить удовольствие. Значение его только хорошее, он говорит о том, что вам комфортно вдвоем.
Это знак безопасности, удобства и защиты. Один из партнеров нежно и легко целует веко другого, пока тот спит, словно напоминая, что над ними есть Тот, кто наблюдает за всем и все видит. Этот поцелуй говорит, что в ваших отношениях очень важно друг о друге заботиться. Кроме того, он свидетельствует о чувстве доверия, которое довлеет в отношениях.
3 вида поцелуев
Камасутра – древнее учение о любви и физической близости. Оно основывается на йогический учениях и прежде всего несёт в себе знания о том, как правильно платонически любить, как ухаживать за девушками, как быть привлекательным для окружающих, а также знания о том, как доставить удовольствие партнеру.
Одни из разделов Камасутры, называемый «О любовном соединении», как раз рассказывает все о физической близости партнеров. В этом разделе в том числе даётся глубокий анализ техник поцелуев.
Автор Камасутры — индийский философ Ватсьяяна — выделяет четыре основных типа поцелуев.
Первый тип — простой поцелуй рта. В него входит 10 разновидностей поцелуев:
♥ Целомудренный поцелуй — прикосновение губ влюблённых.
♥ Стыдливый поцелуй — девушка двигает нижней губой во время соприкосновения губ.
♥ Ровный поцелуй — юноша трубочкой губ нежно всасывает губы девушки.
♥ Нежный поцелуй победителя — тот же ровный поцелуй, но в уголке рта.
♥ Страстный поцелуй — рта возлюбленный вжимаются друг в друга и выполняют ровный поцелуй.
♥ Волнующий поцелуй — легкое потирание губ влюблённых.
♥ Жгучий поцелуй — долгий поцелуй, при котором дыхания влюблённых смешивается.
♥ Борьба ртов — рты целующихся всасывают, трутся и покусывают друг друга.
♥ Игривый поцелуй — легкое прикосновение к каждой губе по очереди.
♥ Поцелуй тигров — поцелуй в зубы с широко открыли ртами.
♥ Жалящий поцелуй — девушка на мгновение вталкивает язык в рот юноше и делает вид, что сама не ожидала такого.
♥ Распаляющий поцелуй — лизание губ партнера.
♥ Мельничка — вращение языка во рту партнера.
♥ Встреча друзей — касание языками во рту.
♥ Изысканный поцелуй — касание языком нёба партнера.
♥ Царский поцелуй — язык скользит по зубам и вводится за щеку.
Третий тип поцелуев — поцелуи с применением пальцев.
♥ Поцелуй лепесток — юношу оттягивает пальцем губу девушки и вводит ей язык за щеку.
♥ Наслаждение бутоном — юношу сжимает двумя пальцами губы девушки и так их целует.
♥ Обрывание лепестков розы — юноша разводит губы девушки пальцами и целует ее зубы.
♥ Собирание нектара — юноша прижимает пальцами нижнюю губу девушки к ее зубам и вводит ей в рот свой язык.
В этих играх нет победителя и проигравшего. Каждый в равной степени получает удовольствие от поцелуя и игры.
Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Целомудрие — это про сексуальную жизнь?
Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.
Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.
При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.
Что же лежит в основе этого умения?
Первое — это душевная и телесная чистота.
Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.
Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.
Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).
Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.
Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?
Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.
Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.
Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?
Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.
В чем именно проявляется эта болезненность?
Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.
Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.
Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.
Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.
Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.
В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.
В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.
Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.
Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.
А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.
Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.
Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?
Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».
Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.
А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.
Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?
Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.
Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.
Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.
И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.
Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?
Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.
Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.
Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?
В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».
Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.
Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?
Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».
Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.