что значит цифровое издание
Архивы печатных газет, в некоторых случаях созданные сотни лет назад, оцифровываются и становятся доступными в Интернете. Google индексирует существующие цифровые архивы, созданные самими газетами или третьими сторонами.
Архивирование газет и журналов началось с микроформатов пленок, решивших проблему эффективного хранения и сохранения. Однако этому формату не хватало доступности. Многие библиотеки, особенно государственные библиотеки США, архивируют свои коллекции в цифровом виде и конвертируют существующие микрофильмы в цифровой формат. Библиотека Конгресса оказывает помощь по планированию проекта и Национальный гуманитарный фонд закупает финансирование за счет субсидий из своей национальной программы цифрового газетного.
Цифровые журналы, электронные журналы, электронные издания и электронные теги иногда называют цифровыми изданиями, однако некоторые из этих форматов публикуются только в цифровом формате, в отличие от цифровых изданий, которые также копируют печатное издание.
Содержание
Цифровые журналы
В отчете за 2008 год, финансируемом поставщиками технологий цифровых копий и аудиторскими агентствами, насчитывалось 1786 выпусков цифровых реплик, тираж которых превышает 7 миллионов экземпляров среди деловых публикаций, из которых 230 изданий прошли аудит. В том же отчете насчитывалось 1470 выпусков цифровых реплик для потребителей. журналы с 5,5 млн. электронных тиражей, из которых 240 изданий прошли аудит. По оценкам этих авторов, к концу 2009 года будет выпущено 8000 цифровых журналов, совокупное распространение которых составит более 30 миллионов человек.
Опросы показали, что, хотя не все подписчики предпочитают цифровое издание, некоторые делают это из-за экологических преимуществ, а также из-за того, что цифровые журналы доступны для поиска, и их можно легко передать или связать с ними. В одном из таких опросов, финансируемых цифровым издателем, сообщалось о вкладе более 30 000 подписчиков в деловые, потребительские и другие цифровые журналы.
Бизнес-модели цифровых журналов
Снижение затрат на печать и распространение
Решение издателей сэкономить, переведя некоторых или всех подписчиков с печатных на цифровые, широко распространено. Журнал Oracle, у которого 176 000 из 516 000 подписчиков, получающих цифровые данные, согласно его заявлению об обращении BPA за июнь 2009 г., считается наиболее широко распространяемым цифровым изданием для деловых людей. Издателям, которые делают это, необходимо выбрать, следует ли сделать некоторые выпуски полностью цифровыми, перевести некоторых подписчиков на цифровую версию, добавить нескольких подписчиков только в цифровом формате или отправить всем подписчикам цифровую версию.
Доход от платной подписки
В 2009 году крупный потребительский журнал, PC Magazine, стал полностью цифровым, взимая ежегодную абонентскую плату за его цифровую копию.
Многие потребительские журналы и газеты уже доступны в форматах для чтения электронных книг, которые продаются через книготорговцев.
Доходы от спонсорства и рекламы
Цифровые издания часто содержат специальную рекламу на передней обложке или рекламу в сообщении электронной почты, предупреждающую подписчика цифрового издания. Издатели также производят специальные вставки только в цифровом формате и мультимедийную рекламу или рекламные материалы.
Созданные для цифровых технологий
Другой подход состоит в том, чтобы полностью заменить печатные выпуски цифровыми или использовать цифровые выпуски для дополнительных выпусков, которые в противном случае пришлось бы печатать.
Цифровые версии игр против физических
Цифровые копии или физические носители?
Попробуем разобраться
В далекие 90-е люди и представить себе не могли, что в будущем помимо игровой библиотеки будет цифровая. С ростом прогресса нам стали доступны сервисы цифрового распространения, которые предлагают в минимум действий приобрести необходимый продукт. Тем не менее, желающих «пощупать» приобретенное, огромное количество. Так что же лучше, цифровые копии или физические? Давайте разбираться.
Родоначальником магазинов цифровой дистрибуции можно смело называтьSteam. К данному сервису, как не сложно догадаться, люди сначала относились скептически. На то было несколько причин. Во-первых, начальная версия, мягко говоря, лагала. Разработчиком пришлось приложить немало усилий для того, чтобы их детище стабильно работало. Во-вторых, скорость интернета в те времена заставляла по несколько часов ждать загрузки игры, не говоря о том, что компьютеру еще требовалось время на установку. Ну и наконец, в третьих, люди просто не понимали, зачем нужен цифровой магазин, к которому (в то время) не было доверия. Игру можно было купить в рознице и она навсегда оставалась собственностью покупателя, тогда как цифровой аналог, в виду своей сомнительной популярности, мог загнутся в любой момент.
Именно так выглядела первая версия Steam
Но время шло, скорость интернета росла, Steam мастерски полировался разработчиками, добавляя в себя новые и удобные функции. Появился ряд аналогов от сторонних компаний (PSN, Origin и.т.д.). Если раньше задумываться особо не приходилось, и в виду удобства приобрести физическую копию было проще, то теперь выбор не был столь однозначным.
Когда успех Steam был очевиден, за ним поспешили EA и Ubisoft. Никто не хочет платить комиссию за продажу своих игр, когда можно сделать свой магазин с блекджеком и ea access
Удобство сервисов цифровой дистрибуции
По сути, цифровые копии на много удобнее физических. Коробки, в большом количестве, занимают много места, тогда как цифровая копия лежит в библиотеке и никому не мешает. Вдобавок, поиск игры, купленной в магазине цифровой дистрибуции, занимает значительно меньше времени, чем поиск нужной среди физических копий (при условии, что библиотека состоит как минимум из 20 игр).
На этом плюсы цифровых версий не заканчиваются. С экономической точки зрения «цифра» является на порядок выгодней. Например, Steam свою бешеную популярность принесли скидки. Зимние распродажи, специальные тематические скидки, скидки на выходных и многие другие. Несомненным плюсом является возврат средств, который в последнее время перенимают на себя все больше сервисов. Перед покупателем встаёт выбор – приобрести цифровую версию с внушительной скидкой и возможностью вернуть деньги или потратить свое время на поход до магазина и купить ту же игру, но дороже. Свою выгоду получает и разработчик. Ему не приходится тратить деньги на производство физических копий, причем если с прилавков магазина коробки, спустя определенное время, исчезают, то в цифровом виде они живут на много дольше. Хоть тот же самый Steam имеет свою комиссию с продаж, существуют другие аналоги, собственные сервисы разработчиков.
Значит, играть в World of Warcraft время есть, а делать нам Half-Life 3, нет!
Так же расцвет цифровой дистрибуции стал самым настоящим подарком судьбы для инди разработчиков. Данный вид дистрибуции позволяет не искать издателя для продвижения своей игры, а самим выпускать их на прилавок цифрового магазина. Хоть и теперь Steam буквально кишит, разного рода качества, инди проектами, появление сервисов цифрового распространения, пошло индустрии на пользу. Без них свет бы не увидел Limbo, Braid, Papers, please, To the Moon и многих других эталонов инди. К слову другие цифровые площадки не позволяют себе иметь столь обширный список инди-игр, в виду обширного наличия некачественных проектов.
Коробочные копии не отстают
Тем не менее, многие игроки остались приверженцами коробочных копий, о чем говорят продажи. Около половины продаж приходится именно на «физику». На то есть несколько причин. Большинство игр на старте стоят одинаково, как в розничных магазинах, так и в цифровых. В место того, чтобы приобретать, например, игру для PS4 в PS store и играть в неё одному, можно купить диск и поделиться им с другом. Вдобавок многим нравится просто коллекционировать игры. Заполненные полки с дисками не всегда выглядят плохо.
Не во что поиграть 🙁
Хоть нынешние цифровые площадки работают, в основном, стабильно, нельзя исключать тот факт, что если вдруг упадут сервера, отключится интернет, скачать уже купленную игру будет невозможно. Не говоря уже о том, что даже если сервера работают, до сих пор, не у всех хороший\стабильный интернет. В место того, чтобы сразу установить продукт, приходится сначала ждать, пока не загрузиться игра (хотя устанавливая игру с диска, обычно, сразу приходится ждать загрузки обновлений с сети).
Lizard Squad в свое время клали сервера различным магазинов цифровой дистрибуции. В том числе PSN, Battle.net, Xbox live. Сейчас угрозы с их стороны нет, но как знать когда появятся новые «Ящеры»
Так что же такое лучше?
С одной стороны мы имеем очень удобные сервисы, которые позволяют, не выходя из дома, не опасаясь, что в магазине все раскупят, приобретать желаемое. С другой приобретая физическую копию, мы чувствуем себя уверенней. Что из этого лучше? Это дело субъективное, но нельзя отрицать тот факт, что сервисы цифровой дистрибуции, с каждым годом, становятся все более удобными. Скидки и многие различные бонусы оставляют далеко позади коробочные версии. Только вот всегда есть вероятность, что ваш аккаунт будет взломан, информацию о кредитной карте могут получить мошенники, всю библиотеку можно потерять в один миг, дав свой пароль не в те руки.
Все же мы медленно, но верно приближаемся к отказу от физических носителей, в пользу удобства цифровых магазинов. Уж слишком много плюсов и возможностей может нам предложить данный вид дистрибуции, тогда как «физика» ничего нового не предлагает.
PlayStation 5 против PlayStation 5 Digital Edition: какой вариант выбрать?
Не уверены, какую консоль Sony следующего поколения купить? Мы постараемся помочь сделать выбор между PlayStation 5 и PlayStation 5 Digital Edition.
Компания Sony не так давно анонсировала игровую консоль следующего поколения PlayStation 5. Возможно, вы захотите купить её. Проблема в том, что есть две разновидности консоли: стандартная Console Edition и Digital Edition. Какая из них нужна вам?
В этой статье будет дано сравнение двух вариантов консоли, их спецификаций, ожидаемых возможностей и цены.
Что известно о PlayStation 5
Слухи о PlayStation 5 ходили едва ли не с момента появления PlayStation 4. Точно было известно о существовании этой консоли с октября 2018 года и с тех пор информации становилось всё больше.
Sony анонсировала консоль в прямом эфире и потом в пресс-релизе 11 июня нынешнего года. Были показаны стандартная версия, Digital Edition и аксессуары. В сентябре появилась дополнительная информация, в том числе о ценах.
Sony утверждает, что PlayStation 5 будет обладать обратной совместимостью с играми для PlayStation 4, но подробностей мало. Некоторые игры под PlayStation 4 будут перевыпущены для PlayStation 5. Неизвестно, можно ли будет переносить игры с PlayStation 4 на дисках на PlayStation 5 Digital Edition.
Две модели PlayStation 5
Стандартный вариант PlayStation 5 называется Console Edition и стоит 46 999 р., Digital Edition стоит 37 999 р. и в ней нет привода для дисков. В обоих случаях аппаратные спецификации одинаковые. Применяется 8-ядерный процессор AMD Ryzen, графический процессор AMD Radeon, 16 Гб оперативной памяти и твердотельный накопитель 825 Гб. Есть три порта USB-A и один USB-C.
Среди аксессуаров есть беспроводные контроллеры DualSense, зарядная станция, мультимедийный пульт дистанционного управления, беспроводные наушники PULSE 3D, двойная камера 1080p HD также совместима с обеими версиями консоли.
Стандартная консоль
Стандартная версия Console Edition включает в себя оптический привод для воспроизведения игр и обратную совместимость с играми для PlayStation 4. Также можно будет запускать диски DVD и Ultra HD Blu-ray. Консоль весит чуть менее 4,5 кг, размеры у неё 375 х 100 х 250 мм.
Ряд интересных игр для PlayStation 5 будут выпущены на дисках с совместимостью с PlayStation 4. Это позволит облегчить переход с консоли прошлого поколения на новую.
Digital Edition
Не считая отсутствия привода, разницы между двумя версиями консолями мало. Ширина и высота корпуса не отличаются, вес чуть поменьше и составляет 3,85 кг. Толщина корпуса также меньше и равна 90 мм.
Расход энергии меньше на 10 Вт.
Если на PlayStation 4 есть цифровые копии игр, их можно будет обновить до версии под PlayStation 5 бесплатно.
Разница между двумя вариантами PlayStation 5
Использование привода в качестве плеера Blu-Ray
Кроме игр, дисковод на стандартной версии заодно будет работать как плеер Ultra HD Blu-ray. Это даёт некоторые преимущества.
Как отсутствие дисковода повлияет на игры?
Некоторые геймеры уже перешли на цифровые покупки, поскольку в таком случае игры не занимают физического места. Некоторые геймеры предпочитают использовать диски. Это позволяет экономить место на жёстком диске и заниматься коллекционированием.
Другим достоинством физических носителей является возможность перепродать их. Нельзя будет купить игру, поиграть и продать, если у вас цифровой вариант PlayStation 5.
Наличие физических носителей позволяет хранить большее их количество одновременно. Предположительно, игры для PlayStation 5 будут занимать на жёстком диске от 26 Гб до 150 Гб.
Если в среднем игра будет весить 43,5 Гб, можно будет установить на версию Digital Edition 19 игр без дополнений. После этого придётся покупать дополнительное хранилище. Если вы предпочитаете устанавливать на консоль сразу много игр и расширений для них, место может кончиться очень быстро.
Требования PlayStation Network и PlayStation Plus
Без диска все игры и другой мультимедийный контент на Digital Edition покупаются только в цифровой форме. В результате будет необходима учётная запись PlayStation Network.
Подписка PlayStation Plus также требуется для стандартной версии PlayStation 5, если вы хотите играть в сети. Каждый месяц здесь есть бесплатные цифровые игры.
Заключение
Выбор PlayStation 5 зависит от того, есть ли у вас сейчас PlayStation 4. Если у вас много дисков с играми для неё, если вы смотрите на PlayStation 4 Blu-ray, покупка PlayStation 5 с приводом позволит пользоваться существующими дисками.
Если же вы применяете PlayStation 4 главным образом для трансляции фильмов, телепередач, музыки и играете в цифровые копии игр, PlayStation 5 Digital Edition подойдёт для этого и вы сможете сэкономить.
Как цифровые издания помогают формировать читательские привычки
Многим читателям не нужен постоянно обновляющийся поток контента
Цифровые версии печатных изданий сейчас переживают свой звездный час. Они вышли за рамки простого PDF без кликабельных статей. Даже новостные рассылки могут считаться изданиями в цифровом мире, поскольку чаще всего они имеют характерный контент и заданный ритм публикаций.
Печатная газета была успешным продуктом в течение сотен лет из-за некоторых уникальных особенностей. У издания есть начало и конец: это то, что читатели все еще ищут сегодня. Согласно исследованию Twipe, половина потребителей новостей предпочитают читать новости в постоянно обновляющемся потоке, в то время как другая половина предпочитает продукты, которые имеют начало и конец. По этой причине новостные рассылки и подкасты в последние годы пользуются спросом. Также издания предоставляют ценную услугу: читателям не нужно тратить время, чтобы решить какие истории важнее и в каком порядке их читать; многие считают, что это стоит того, чтобы заплатить.
Издания также способны формировать читательские привычки из-за некоторой предсказуемости. Верный читатель знает структуру издания вдоль и поперек, но все же способен удивляться самому содержанию.
Согласно исследованию читательских привычек The Wall Street Journal, головоломки и игры увеличили удержание аудитории на 30%. Также значительная часть просмотров интернет-портала L’Edition du Soir, который был запущен ежедневной французской газетой Ouest-France, происходит за счет раздела головоломок и игр.
Когда мы говорим о привычке, мы не говорим о ежедневном действии: привычка формируется, когда кто-то возвращается к вашему контенту три раза в неделю. Для не ежедневных издателей это становится ключом к созданию механизмов, которые будут побуждать читателей посещать их три раза в неделю. Если для этого не хватает нового контента каждую неделю, издатели могут изучить возможность более эффективного использования своего архивного контента; или, в дни когда не было опубликовано никакого нового контента, журналисты могут взаимодействовать с разделами комментариев. Более ценно иметь группу читателей, которые возвращаются каждую неделю, чем иметь читателей, которые возвращаются каждый день в течение недели, а затем никогда больше.
Важным элементом для выработки привычки является действие, которое обеспечивает контакт с продуктом. Это действие должно быть очень простым. Показателен пример Tamedia: в день, когда push-уведомление о новом выпуске не было отправлено, наблюдалось большое падение числа читателей. Если это действие становится более трудным, то выработка читательской привычки может быть прервана. Также это может произойти, если продукт загружается медленно, потому что за это время потенциальные читатели потеряют интерес и переключаются на что-то другое. Когда Telegraph оптимизировал скорость загрузки домашней страницы с 9 секунд до 5,5 секунды, просмотры страниц увеличились на 12%.
Компью А рт
Чтобы полноценно обсудить заявленную тему, вначале надо определиться с тем, что, собственно, такое цифровое издательство и какую продукцию оно выпускает. Обычно подразумевается, что цифровое издательство выпускает интерактивные издания в цифровом же виде (прошу прощения за тавтологию), включающие видео и аудиоматериалы и текст. Конечно, это упрощенный, но в целом верный взгляд на обсуждаемую тему.
Предлагаю читателям совершить краткий исторический экскурс.
Далеким прообразом нынешнего мультимедийного издания можно считать известный в прошлом журнал «Кругозор», или, как его называли в народе, журнал с дыркой, — ежемесячный общественнополитический и литературномузыкальный иллюстрированный журнал с гибкими пластинками (рис. 1). Он выпускался с 1964го по 1993 год издательством «Правда» и Всесоюзной студией грамзаписи. Гибкие диски печатались на приобретенной во Франции специальной машине.
Рис. 1. Обложки двух разных номеров «Кругозора»
В журнале было четыре страницы обложки, 16 журнальных страниц и шесть гибких двусторонних пластинок со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту. В 1991 году журнал вместо гибких пластинок начал комплектоваться аудиокассетой.
Журнал содержал документальные и художественные звукозаписи, воспроизводившие выступления государственных, общественных деятелей, мастеров искусств, а также лучшие образцы и новинки литературы, музыки, театра, эстрады. Так что в журнале можно было прочитать чтото интересное, посмотреть фотографии и иллюстрации с одновременным прослушиванием тематической пластинки.
Похожим образом этим же издательством была издана первая в СССР звуковая книга (о Ленине).
Это был лучший в стране музыкальный журнал. В 1983 году его тираж составлял более 500 тыс. экземпляров, и с полок он сметался чуть ли не в день завоза.
Для знатоков добавлю, что одним из основателей журнала был Юрий Визбор, проработавший в нем семь лет с момента открытия. А название для журнала придумал писатель Лев Кассиль.
Другой заметной вехой на пути к цифровым изданиям стал журнал «Аурамедиа» одноименного издательства. Это был первый в России журнал на компактдисках, не имевший печатного варианта. Первый его номер увидел свет в далеком 1995 году. Он весь был сверстан в формате HTML, содержал десяток тематических статей (в основном об интернеттехнологиях) и каталог сайтов со всем их содержимым в офлайнварианте. В каждом номере было не менее сотни сайтов. Надо сказать, что в ту пору количество качественных сайтов было настолько мало, что существовала опасность исчерпать их запасы уже к концу первого года издания журнала. Но отечественный Интернет развивался столь стремительно, что опасения оказались напрасными.
Журнал был очень полезен в тех районах, где возможность подключения к Сети отсутствовала, а «пощупать» Интернет очень хотелось.
Итак, журнал издавался в формате HTML. На тот момент это была версия 2.0, и в интернетбраузере можно было увидеть размеченный текст, формы, ссылки, изображения и… всё. В те времена нельзя даже было назначить фоновое изображение. Да о чем мы?! Нельзя даже было определить цвет фона страницы! По умолчанию в разных браузерах он показывался посвоему: гдето белым, гдето серым цветом. Тем не менее это был первый опыт безбумажного, то есть цифрового издания!
Изначально язык HTML был задуман и создан как средство структурирования и форматирования документов без привязки их к средствам воспроизведения (отображения). В идеале текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться на оборудовании с различной технической оснащенностью (цветной экран современного компьютера, монохромный экран органайзера, ограниченный по размерам экран мобильного телефона или устройства и программы голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от его изначальной задачи. С течением времени основная идея платформонезависимости языка HTML была принесена в жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.
Форматы электронных книг
Текстовый формат, простой текст (plain text). Обычно не требует установки дополнительного программного обеспечения. Открывается обычным блокнотом. С одной стороны, он не поддерживает оформление текста, что обедняет его возможности, с другой — нет такой платформы, на которой TXT-файл нельзя было бы прочесть.
Стандартный язык разметки документов в Интернете. По открытости, конвертируемости и читаемости на любой платформе — один из лучших форматов. Но полноценная книга с иллюстрациями будет состоять из нескольких файлов, а это не слишком удобно.
Веб-архив, один файл. Размер примерно в полтора раза больше обычного файла HTML. Не всеми браузерами открывается корректно.
По структуре тэгов близок к HTML, но для его открытия нужны особые программы или методы.
Compiled HTML. Идея формата проста и понятна — вместо множества разрозненных HTML-страниц с сопутствующей графикой сделать один файл, который удобен в работе и занимает мало места благодаря ZIP-сжатию. К преимуществам формата СНМ относятся развитые средства поиска и индексации содержимого.
Иногда попадаются книги и в таком старом формате справки.
Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word или WordPad, а также множеством других редакторов. Является межплатформенным форматом хранения размеченных текстовых документов, предложенным фирмой Microsoft. RTF-файл, созданный на PC-совместимом компьютере под управлением Windows, можно без труда прочитать на Apple Macintosh под Mac OS. Структура стандартного RTF-файла представляет собой последовательность секций данных, заключенных в специальные метки (тэги), которые указывают программе-обработчику начало или конец секции. Данные могут быть разных типов: текстовые блоки, графические объекты, таблицы и даже выполняемые файлы и др.
При запуске RTF-файла обработчик просматривает его содержимое и автоматически выполняет все известные ему секции и пропускает незнакомые. Более того, структура RTF подразумевает возможность безболезненного введения новых видов секций, необходимых пользователю для выполнения специфических задач. Причем эти новые секции не будут влиять на общую работоспособность программы в других приложениях.
Большинство текстовых редакторов реализует импорт/экспорт в формат RTF, благодаря чему этот формат часто используется как «общий» для передачи текста из одной программы в другую. Документ состоит преимущественно из команд управления настройки программы чтения файлов в RTF-формате. Эти команды можно разделить на управляющие слова (control words) и управляющие символы (control symbols).
Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word. Фильтры экспорта и импорта в данный формат присутствуют в большинстве текстовых процессоров. Формат документа разных версий Word меняется, различия бывают довольно тонкими. Последняя версия MS Word использует по умолчанию формат, основанный на XML, — Microsoft Office Open XML. Спецификация форматов файлов Word 97-2007 была опубликована Microsoft в 2008 году.
OpenDocument Format — открытый формат документов для офисных приложений, в том числе текстовых документов (таких как заметки, отчеты и книги), электронных таблиц, рисунков, баз данных, презентаций. Он обеспечивает доступ к содержанию документов независимо от вида и версии приложения, в котором они были созданы. Стандарт был разработан индустриальным сообществом OASIS и основан на XML-формате, изначально созданном OpenOffice.org.
Portable Document Format — этот формат вовсе не предназначался для создания электронных книг. Первоначально идея состояла в том, чтобы документ, подготовленный к печати на одном компьютере, можно было бы в том же самом виде открыть на другом, независимо от его конфигурации, программного обеспечения и настроек. Формат не налагает никаких ограничений на внешний вид документа: текст, векторная и растровая графика могут быть объединены произвольным образом. Данные импортируются из большинства современных форматов текстовых документов, векторных и растровых графических форматов. Для просмотра PDF-файла не нужно ничего, кроме самого файла и бесплатной программы, такой как Acrobat Reader. Этот формат отличается удобной навигацией, позволяющей быстро найти нужную страницу, и простотой пользования. Имеется также возможность шифрования файла для коммерческого применения. Для того чтобы прочитать PDF-файл, его нужно иметь целиком, поскольку фрагмент данных, который понадобится первым, может находиться в любой части файла, в том числе в самом конце. Для документов с явным преобладанием текста и векторной графики формат PDF, как правило, обеспечивает заметное сокращение объема файла.
FictionBook 2.0 — открытый формат, основанный на XML, возможно включение иллюстраций. Поддержка Unicode полностью решает проблему корректного отображения текстов на разных языках. Для Windows и Pocket PC выпущено множество инструментов для чтения книг в этом формате и для конвертации в него текстов из других форматов. Существуют библиотеки, поддерживающие FB2 и экспорт из него в различные форматы.
Узкоспециализированный растровый графический формат, разработанный фирмой AT&T, оптимизирован для хранения отсканированных документов. Предназначен для передачи текста именно в том виде, в каком он был подготовлен. Прекрасно подходит для хранения рукописей, текстов с рукописными заметками и т.п. DjVu иногда называют текстографическим форматом. Он оптимизирован для передачи по сети таким образом, что можно начать просматривать страницу еще до завершения скачивания. DjVu-файл может содержать текстовый (OCR) слой, что позволяет осуществлять полнотекстовый поиск по файлу. Кроме того, DjVu-файл может иметь встроенное интерактивное оглавление и активные области — ссылки, что позволяет реализовать удобную навигацию в DjVu-книгах. Размер файла отсканированной книги оказывается в пределах нескольких мегабайт, что вполне приемлемо. Для файлов с черно-белыми монохромными изображениями формат обеспечивает сжатие порядка 500:1. Файл DjVu по сравнению с этим же файлом в формате GIF меньше в среднем в 20 раз.
Закрытый формат, основанный на OEB. По сути, LIT скорее не независимый формат, а DRM-контейнер (Digital Right Management — технология защиты авторских прав в цифровом пространстве) для обычных OEB-документов. Microsoft LIT включает ряд инструментов, которые делают его очень похожим на Adobe PDF. В частности, доступны закладки, аннотации и масштабирование. Помимо родной программы Microsoft Reader, понимающих его «читалок» немного.
Некоторые программы могут читать тексты прямо из архивов.
GIF, JPG и т.п.
Книги могут выглядеть и как отсканированные документы (картинки) в форматах GIF, JPG или в других графических форматах. Несколько картинок могут объединяться для просмотра и навигации файлом HTML.
Локальный формат для устройств типа Rocket EBook и аналогичных гаджетов, который был широко распространен несколько лет назад. Поддерживается также операционными системами, устанавливаемыми на КПК Palm и PocketPC. Формат создавался специально для RocketBook, а их производство давно прекращено.
Palm Doc (Aportis Doc). Графика не поддерживается, степень компрессии малая. Зато понимают его практически все КПК-«читалки», да и конверторов более чем достаточно.
iSilo
Очень интересный формат: поддержка иллюстраций, высокая степень сжатия файла, возможность конвертировать страницы сайтов, сохраняя взаимные ссылки и пр. Однако читать эти документы могут лишь программы от компании iSilo.
Открытый формат, основанный на XHTML (XML) и созданный в свое время консорциумом компаний под предводительством Microsoft. По сути, OEB-книга представляет собой ZIP-архив XHTML- (XML-), графических файлов и файла с информацией о документе в целом. В своем текущем состоянии формат мало используется.
Palm-формат. Поддерживается программой Mobi Pocket.
ToRaTRPW — формат программы Tome Raider. Отличается одной из наиболее высоких степеней сжатия.
DataPlkr
Открытый формат Plucker. Требует специальной программы, предназначенной для просмотра веб-документов на Palm. Корректно отображает рисунки, гиперссылки и разные шрифты.
Защищенный формат данных, доступных для чтения программой Franklin Reader.
eBookMan
Был создан специально для прообраза современных Palm — устройства под названием Franklin eBookMan — и сегодня практически не применяется.
Формат самоисполняемых файлов. Работает без дополнительного программного обеспечения. Книга содержит текст, рисунки, анимацию, навигационный гипертекст, поиск в книге, живые линки на интернет-ресурсы, Java Applets и JavaScripts. Большинство программ в качестве исходников применяют HTML, GIF, JPEG и стандартные плагины. Имеется возможность использования парольной защиты всей книги, а также отдельных страниц, запрет на печать и копирование. Exe-книги работают только на платформе Win32.
ExeBook
Хотя он и относится к формату Exe, всё же его можно назвать особым. Этот формат разработан специально для книгоиздания Яковом Судейкиным. В нем реализован визуальный эффект «живой» книги, что дает пользователю возможность комфортного чтения. Неплохо сделана и защита для коммерческого распространения е-книги. Однако у этого формата есть серьезные недостатки. Прежде всего они касаются оформительских возможностей, имеются некоторые шрифтовые ограничения.
Закрытый формат, очень похожий на PalmDOC, но с гораздо более высокой степенью компрессии (до 45%). Допускает возможность вставки закладок, поддерживает гиперссылки. Доступен на Palm OS.
Сейчас тема цифрового издательства стала еще более актуальной. Народ у нас творческий, а Глобальная сеть охватила едва ли не каждое подворье. Соответственно Интернет дает возможность каждому желающему опубликовать свое сочинение. Однако большинство существующих ресурсов позволяют только публиковаться. А вот как извлечь из этого прибыль, то есть сделать деньги не на рекламных показах, а на авторском труде, пока неизвестно. Отчасти это проблемы неразвитой системы онлайнплатежей, отчасти — выбора платформы.
Также нельзя не упомянуть о библиотеках. Оцифровка библиотечных фондов и появление их в онлайндоступе естественным образом приведет к предложению электронного контента в интернетмагазинах. Прежде всего это относится к так называемым неохраняемым фондам.
Торговля электронными книгами снимает практически все ограничения на количество наименований книг, выставляемых на виртуальную книжную полку.
Ведь посмотрите, что происходит: для того чтобы продать реальную книгу, то есть ее бумажную версию, надо заложить в ее цену расходы на дистрибьюцию (услуги оптовиков, розницы, возврат нереализованной продукции), а это составляет в среднем около 45% от цены книги! Конечно же, это способствует росту популярности книжной интернетторговли. И хотя ее объем относительно невысок — всего около 7% (по данным РБК), тем не менее в денежном выражении это уже огромная сумма — более 4 млрд руб.
Однако при этом издатель всё равно имеет проблемы со складским хранением, затратами на само издание и пр. Неудивительно, что обороты набирает продажа электронных и аудиокниг.
Пока рынок подобных изданий весьма ограничен по объективным причинам. Так, аудиокниги ориентированы на людей с плохим зрением, детей, ленивых и тех, кто, не желая тратить время зря в общественном транспорте или пробках, закачивает на свой плеер десятки новинок в аудиоисполнении.
Рынок электронных изданий ограничен наличием у потенциальных читателей планшетов, «наладонников» и прочих «читалок». В большинстве своем существующие ныне устройства для чтения поддерживают ряд текстовых и растровых форматов без особых медийных возможностей (см. врезку «Форматы электронных книг»). Стандарта для создания электронных книг (екниг) не существует, и в ближайшее время его появление трудно себе представить. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Каждый выбирает то, что удобнее или что больше нравится. На практике применяются различные форматы, среди которых наиболее распространенными являются DOC, TXT, PDF, EXE, CHM, DJVU и некоторые другие.
Стремительно развивается формат ePub (Electronic Publication). Это открытый формат электронных версий книг, разработанный Международным форумом по цифровым публикациям IDPF. Данный формат позволяет издателям производить и распространять цифровую публикацию в одном файле, обеспечивая совместимость между программным и аппаратным обеспечением, необходимым для воспроизведения цифровых книг и других публикаций с плавающей версткой.
Zipархив контейнера ePub содержит тексты в формате xHTML, HTML или PDF, описание издания в XML, рядом в папках — графика, включая векторную (SVG), встроенные шрифты, таблицы стилей и т.д.
При этом формат ePub оптимизирован для функций iBooks, таких как изменение размера текста, шрифта или ориентации (поворот устройства для установки альбомной или книжной ориентации), поддерживает встроенное в документ видео, предоставляет навигацию с помощью автоматически созданного оглавления.
Замечу, что iBooks — бесплатное приложение от Apple, Inc. для чтения электронных книг. Работает только для устройств корпорации Apple. В частности, для iPad, iPhone и iPod Touch. Является основной «читалкой» для устройств Apple. Утилита изначально создавалась для iPad, но потом стали появляться версии и для других устройств Apple. Программа бесплатна. В имеющихся на рынке iPad она уже встроена.
Рис. 2. Окно программы Sigil
Создавать и редактировать публикации в формате ePub можно с помощью широкого ряда редакторов и конверторов. Наиболее популярна программа Sigil (рис. 2). Верстальщикам же будет проще создать публикацию с помощью программы Adobe InDesign CS55.5.
Еще одной ветвью развития цифрового издательства стало появление таких планшетов, как Apple iPad, и связанных с ними специфических по исполнению изданий — цифровых журналов и книг. Это абсолютно новый медиапродукт, полноценное приложение, созданное с учетом интересов читателя и при помощи самых современных средств программного обеспечения.
Цифровое издание может быть журналом, презентацией, рекламным приложением, виртуальным туром, каталогом, годовым или социальным отчетом компании и пр. В зависимости от жанра оно наполняется соответствующими интерактивными элементами. Это позволяет более тесно взаимодействовать с обладателями планшетных компьютеров.
Такие издания читают на любых планшетных компьютерах.
Какиелибо издания на планшетах не читают с первой и до последней страницы — их пролистывают, с ними играют. Это не столько чтение, сколько игра, доставляющая удовольствие.
Рис. 3. Процесс выбора издания в Apple App Store
Для комфортного чтения издания можно верстать сразу в двух ориентациях — вертикальной и горизонтальной. В зависимости от типа издания и мастерства верстальщика/разработчика, в цифровом издании могут использоваться такие интерактивные элементы, как 3Dпроекции, слайдшоу, видео, поворот на 360°, панорамы, масштабирование, прокручиваемые окна, гиперлинки в том или ином виде, а также аудио и видео в полном объеме.
Практически все эти возможности для верстки представляют такие издательские пакеты, как Quark App Studio и Adobe Digital Publishing Suite, позволяющие создавать, публиковать, оптимизировать и продавать цифровой контент напрямую пользователям через магазины контента или ведущие площадки по дистрибьюции мобильного контента.
Надо отметить, что решение от Adobe предоставляет больше возможностей для комфортного производства и продажи цифровых изданий. Оно состоит не только из инструментов верстки, но и из специализированных сервисов, таких как:
Готовый продукт распространяется в формате *.folio через Apple App Store или Android Market, где читатель получает возможность как скачать отдельно номерприложение, так и оформить подписку (рис. 3).