что значит циклокроссовый велосипед
Как выбрать циклокроссовый велосипед
Всеобщее увлечение велоспортом с каждым днем захватывает все большее количество пешеходов. В любом населенном пункте планеты каждый вечер после напряженного трудового дня сотни тысяч людей усаживаются на свои велобайки и крутят педали, наматывая необходимые для здоровья и настроения километры. Однако некоторым райдерам быстро наскучивает езда по городским велодорожкам и идеально ровным шоссе. Они перебираются за город и осваивают бездорожье. А для этого необходим уже совершенно другой велосипед. О том, для чего нужны и как выбрать циклокроссовые велосипеды, рассказывается в этой статье.
Что такое циклокросс
Циклокроссом или велокроссом называют разновидность велоспорта, который заключается в скоростном преодолении спортсменом проложенной по бездорожью трассы. Ее протяженность измеряется не как обычно, километрами, а кругами. Диаметр каждого круга может варьироваться от 2,5 км до 3,5 км, а продолжительность гонки не превышает часа. За это время велосипед должен преодолеть подъемы и спуски, ступени и выбоины, проехать по траве, гравию, грязи, а быть может, даже и снегу. Нередко райдерам приходится спешиваться и переносить байк на себе или перепрыгивать невысокие препятствия. Не каждый велотранспорт справится с такими жесткими условиями, и лишь циклокроссовый способен выдержать ни одно соревнование.
Особенности циклокроссовых велобайков
Несведущий любитель вполне может перепутать циклокроссовый велобайк с шоссейным. Действительно, издалека они выглядят практически идентично. Однако опытный райдер моментально увидит ряд существенных отличий. Циклокроссовый вариант создан для передвижения не только по шоссе, но и по пересеченной местности, поэтому неудивительно, что ряд деталей дня него позаимствовано у маунтинбайка.
Многие райдеры предпочитают комплектовать свой “болид” контактными педалями.
Однако ряд конструктивных особенностей делают циклокроссовый велосипед уникальным, позволяя уверенно выделить его среди прочего велотранспорта:
Циклокроссовый велосипед может быть изготовлен из алюминия, стали, карбона, хромомолибдена и титана. Байки, изготовленные из карбона и титана, являются более легкими и прочными, что позволяет их обладателям уверенно выигрывать гонки. Стальные и алюминиевые модели предпочитают начинающие любители велокросса. Они также обладают высокой прочностью и относительной легкостью, однако их недолговечность, особенно в местах сварных швов, потребует регулярных ремонтов.
Отличие циклокроссового велосипеда от гревел-байка
Гравийный велосипед или гревел (гравел) является удачным симбиозом шоссейного и циклокроссового вариантов. Это комфортное транспортное средство, обладающее достаточно длинной колесной базой и оснащенное рулем-бараном и широкими шинами, позволяет с комфортом кататься продолжительное время, чередуя ровное асфальтовое покрытие с пересеченной местностью. Циклокроссовый велосипед значительно превосходит гравийный в управляемости и скорости, но по уровню комфорта гревел лидирует с большим отрывом. Однако благодаря небольшому весу его скоростные характеристики позволяют уверенно передвигаться по шоссе.
Отличительными чертами гравийного велобайка являются:
Велокроссовый болид идеально подходит для продолжительных велопробегов по достаточно цивилизованным маршрутам, чередуя асфальтовое покрытие с грунтовым. Прочная рама позволяет взять с собой до 15 кг груза, установив на раму стандартный багажник.
Как выбрать циклокроссовый велосипед
Несмотря на то, что велолокросс является многофункциональным транспортным средством, помимо увлеченных гонщиков его целесообразно приобретать:
При этом он категорически не подойдет:
Выбрать хороший циклокроссовый велосипед не составит труда – практически каждый уважающий себя производитель имеет в своем ассортименте такие модели.
При выборе велобайка следует руководствоваться следующими рекомендациями:
Итоги
Циклокроссовые велосипеды ныне весьма популярная тема, хоть многими райдерами как маунтинбайка, так и шоссейников, они не воспринимаются всерьез. Сегодня они выпускаются большинством именитых производителей. Это и знаменитые Specialized и Scott, и бюджетные Merida и Kross. Информация, содержащаяся в этой статье, поможет райдеру выбрать оптимальный вариант с учетом личных потребностей и предпочтений.
Циклокроссовые велосипеды
Известные личности
Свен Нис
Свен Нис выигрывал все основные соревнования в циклокроссе. Он дважды становился чемпионом мира по циклокроссу. 7 раз получал кубок мира. В своём арсенале он имеет более 140 побед на разных соревнованиях. В 2016 году он завершил профессиональную карьеру, но до сих пор считается лучшим спортсменом в циклокроссе. После завершения карьеры он приобрёл циклокроссовый клуб Telenet–Fidea Lions.
Нильс Альберт
Его считают номером 2 в циклокроссе. Лучше всех остальных проезжает участки с песком. Хороший раздельщик. Дважды был чемпионом мира.
Кевин Поувелс
Такой же талантливый и разносторонний спортсмен, как Свен Нис, но иногда ему не хватает психологической устойчивости. Кевин очень сильный техничный спортсмен и быстрый спринтер.
Преимущества и недостатки
Одним из главных достоинств этого велосипеда является низкий вес – его можно с легкостью перетаскивать через непроходимые участки. В динамическом плане на средних грунтовках он сравним с МТБ. Также циклокросс хорошо рассекает грязь и песок на скорости, на ура проходит через препятствия на низких скоростях.
По удобству переноски cyclocross не имеет равных
По характеристикам ЦК напоминает гибрид, но с более выраженной склонностью к «спокойствию»: ему неподвластны дороги с большими неровностями и камнями, у него не слишком высокая динамика на шоссе, склонность к заносам на высоких скоростях. Это основные недостатки циклокроссовых моделей.
Где хорошо катать циклокроссовые велосипеды:
Неважные отзывы циклокросс получит, если будет использоваться на городских улицах, больших шоссейных перегонах и дорогах типа «стиральная доска». В первых двух случаях выигрывает гоночный байк, в последнем – полноценный МТБ.
Сравнение циклокросса с маунтин-байком
На первый взгляд, ЦК-байк – это обычный шоссейник, и что он может взять у «брутального» МТБ? Однако вблизи видны резкие отличия от шоссера, которых мы коснемся чуть позже. Первое, что бросится в глаза при осмотре циклокроссового велосипеда,–это широкие покрышки, имеющие сходство с МТБ-шными.
Отличительные черты велопокрышек на ЦК – широкий профиль и глубокий протекторный рисунок для езды в условиях бездорожья. Стоит отметить, что диаметр колес у циклокроссов составляет 28”, а у классических горных велосипедов – 26 дюймов, поэтому с взаимозаменяемостью покрышек у МТБ и ЦК-велосипедов все довольно сложно.
Шины ЦК-велосипеда имеют глубокий протектор
Циклокросс обладает развитой тормозной системой: дисковая гидравлика или диски/кантилевер. Будь то полностью или частично, но роторные тормоза присутствуют на ЦК, в чем он преуспел по сравнению с МТБ.
Педали – еще одно конструкционное сходство циклокросса с горным велосипедом. Почему используют именно эти педали, а не шоссейника или дорожного байка? Все дело в том, что на маунтин-байках специально ставятся педали с дополнительным уплотнением против попадания грязи. Поскольку ЦК частично используется на бездорожье, установка таких педалей вполне оправдана.
Отличия циклокросса от горного велосипеда:
Поскольку ЦК-байк предназначен для частичного перетаскивания на плече, его рама изготовлена из более легких сплавов. Так, номинальный вес его достигает 10 кг. За счет меньшего веса и большего диаметра колес достигается более высокая динамика – циклокроссовый велосипед на предельных нагрузках может развить скорость на 5 км/час выше, чем МТБ. Амортизация маунтин-байка заметно лучше, однако различие несколько компенсируется диаметром колес, а также высоким профилем покрышек.
Нужен ли специальный велосипед?
Если у вас нет специального байка для циклокросса, то некоторые гонки допускают использование горного велосипеда.
Но всё же специальный велосипед для циклокросса будет ехать быстрее, а весить меньше. Внешне он очень похож на шоссейный: гнутый руль, сравнительно узкие покрышки, легкий вес, жёсткая вилка. Но велосипед для циклокросса имеет некоторые особенности: посадка более прямая, элементы рамы имеют большие зазоры, чтобы грязь не застревала и помещались толстые покрышки. Кабели обычно проходят внутри рамы, для удобства переноса велосипеда на плече.
Для лучшего торможения в плохих погодных условиях используют дисковые либо кантилеверные тормоза.
Педали используют контактные для горных велосипедов. В такие педали легко встёгиваться, даже если они забиты грязью. Ну и бежать в туфлях для МТБ будет куда удобнее чем в шоссейных.
Передачи на велосипеде для циклокросса обычно понижены – 46 зубцов на большой звезде, и 36 на малой. В последние годы многие спортсмены предпочитают системы с одной звездой. Так грязь не будет собираться между звёздами и на переднем переключателе; уменьшается вес системы и меньше шансов получить поломку во время соревнований.
Покрышки используют довольно широкие (32-40c) с шипами и разным рисунком в зависимости от условий трассы. В последнее время часто используют бескамерную систему колёс. Это снижает вероятность прокола и улучшает накат.
Компания Canyon в этом году выпустила интересный велосипед для циклокросса с гнутой рамой, для удобства переноса его на плече.
Одежда у гонщиков такая же как на шоссейных гонках. Часто используют цельную форму, чтобы джерси не задиралась, когда несёшь велосипед. Ошибкой будет надеть слишком много одежды.
Циклокроссовый велосипед — в чём особенность?
Циклокроссовый велосипед (маркировка Cyclocross, CycloX, CX) визуально напоминает шоссейный: эргономичный дизайн, руль в виде барана, жёсткая вилка, мощные колёса 28 дюймов. На нём также удобно передвигаться по трассам. Но различия всё же очевидны. Рама рассчитана под широкие покрышки (до 40–45 мм). Широкая внедорожная резина с «грунтовым» протектором для сцепки с поверхностью. Циклокроссовые колёса с уверенностью преодолевают грунт и грязь — они готовы зацепиться за всякую поверхность и выгребают там, где шоссейник вам бы пришлось нести.
Строение рамы позволяет ездить на невысокой скорости и переносить байк на плече. Циклокроссер лучше справляется с низкими скоростями. У них шоссейная трансмиссия (2×10 или 2×9 скоростей). Особенность циклокроссовых байков — их тормоза. Могут встречаться как дисковые, так и кантилеверные тормоза, которые более устойчивы к грязи и подобной поверхности.
Благодаря смешению классов этот байк имеет дополнительные преимущества, по своим свойствам он стоит в ряду между гибридами и шоссейниками. На ровном покрытии циклокроссер, как и шоссейный велосипед, довольно быстрый, однако, благодаря зубастым покрышкам и малому весу, не подведёт ни на грунте, ни в грязи. За счёт шин отлично прорезается грязь до грунта и снижается сопротивление движению, поэтому ваш байк никак не догонят. Да и на нём будет гораздо комфортнее, чем на шоссейнике.
Циклокроссовые велосипеды с уверенностью преодолевают бездорожье и грязь
Говоря о комфорте — на циклокроссовом велосипеде тяжело ездить по дорогам типа брусчатки. При этом на трассе выигрываете в скорости за счёт руля-барана, который улучшает аэродинамику. Низкая посадка позволяет практически не ощущать влияние встречного сильного ветра — это не проблема. Особенность циклокроссера — недостаточная обзорность, что может доставить неудобства при поездках по городу. Впрочем, эти нюансы касаются и шоссейных велосипедов. Имея превосходство в одном, в чём-то другом приходится уступать.
По факту, это шоссейный велосипед, усиленный и адаптированный для поездок по грунтовой дороге, позволяющий с комфортом преодолевать пешие участки. При этом он более крепкий и проходимый, но достаточно скоростной. В повседневных поездках универсален и удобен.
Что такое циклокроссовый велосипед, и почему ему находится место в современном веломире
Визуально циклокроссовый велосипед напоминает шоссейный байк. Но при
детальном рассмотрении CX-байка различий найдется намного больше, чем
явных сходств. Размер колес циклокроссового велосипеда схож с шоссейным –
700C (28 дюймов), и в принципе, такой же, как на современных
маунтинбайках со стандартом 27.5 дюймов (с учетом большей толщины
покрышек получается тот же размер, и по сути, признание инженеров и
маркетологов в том, что лучший стандарт появился еще в 70е годы, и все
26-дюймовые и 29-дюймовые маунтинбайки скорее можно называть
своеобразным экспериментом, нежели проверенной классикой).
Колеса CX отличаются от шоссейных хорошим запасом прочности и резиной
с «грунтовым» протектором и более высоким кордом. Циклокроссовые колеса
не боятся грунта, выбоин, грязи – они цепляются за любую поверхность и
гребут там, где шоссейник давно бы уже переквалифицировался в ношу на
плече.
Отличия касаются и рамы с вилкой. Если на шоссе посадка лежачая со
смещением массы спортсмена ближе к передней оси, то на правильном
циклокроссовом байке сильно загружена задняя ось. Посадка на CX
вертикальна и заточена под сохранение неплохой управляемости в условиях
тяжелого грунта. Также стоит отметить и более высокий кареточный узел на
циклокроссовом байке, что сделано в пользу лучшей проходимости
велосипеда.
База на циклокроссах чаще длиннее, чем на шоссе, но достигается это
особенностями наклона рулевой колонки (на шоссе наклон рулевой меньший –
вилка расположена более вертикально к земле), а не большим размером
труб переднего треугольника. Что дает такая геометрия – лучший контроль
на спусках и устойчивость велосипеда при прохождении выбоин; велосипед с
вертикальным наклоном рулевой имеет лучший накат, но он стремится к
потере скорости и перевороту едва ли не на каждой кочке.
Рама у CX, хоть и смотрится довольно изящно, является на самом деле
прочной деталью велосипеда, вес которой, хоть и невелик, но все-таки
выше, чем у «бумажных» шоссейников.
Рулевое управление на циклокроссах часто представлено рулем-баранкой,
но не всегда. Прямой руль горных велосипедов сегодня также котируется в
CX, и на это есть ряд причин: с прямым рулем на техничных участках
велосипед все-таки ощущается намного интереснее, чем с рулем-бараном,
преимущество которого можно наблюдать только на скоростных элементах
легкого грунта, или шоссе.
Еще одна особенность циклокроссовых велосипедов – их тормоза. Наиболее
часто можно встретить на этих байках кантилеверы. Тормозное усилие у них
невысокое, но есть у этих коней один большой плюс – кантилеверные
тормоза устойчивы к грязевым ванным. Часто сегодня можно встретить на
передней оси и дисковый тормоз, причем как в формате любительского
циклокросса, так и в формате профессионального.
Шатуны циклокроссовых велосипедов часто имеют закрытую полую ось, это
делается с целью защиты элементов велосипеда от забивания грунтом.
Если подводить итог, то можно сказать следующее: CX не боится грязи и
техничных спусков по камням, корням и тяжелому грунту; но несмотря на
свою вертикальную посадку и геометрические особенности, он продолжает
прекрасно катить по прямой – да, аэродинамика будет уже не та, но он
едет, и едет неплохо!
Что же до маунтинбайка… то у него злее резина, а посадка позволяет
сохранять безупречное чувство велосипеда на сложных техничных участках,
на нем проще «вваливать» с горы, а зачастую, и на сложном подъеме, но
как только горный велосипед доезжает до ровных участков, то все его
преимущества начинают «дышать» вслед уезжающему в точку циклокроссу.
CX-велосипед – универсален, и в этом его конек
Если отойти от спортивных соревнований и поговорить о пресловутой
практичности циклокроссового велосипеда, то мы получаем идеальный
аппарат.
Условия совершенно противоположны, требуют разную технику, и навязывают
потребность в универсале. Пожалуй, по этой причине CX и находит себе
место, отбирая все больший кусок пирога, как у шоссейного мира, так и у
мира MTB.
Рейтинг циклокроссовых велосипедов
В этом рейтинге представлены наилучшие циклокроссовые велосипеды. Критерии, предъявленные к байкам: насколько он универсален, какими скоростными характеристиками обладает, качество комплектующих, привлекательность внешнего вида.
Вряд ли вы найдёте у этого байка недостатки. Быстрота и динамичность обеспечиваются лёгкой рамой и агрессивной геометрией. Вы сможете с лёгкостью переключать передачи на велосипеде благодаря качеству комплектующих. Ваша уверенность при торможении даже в сложных погодных условиях гарантирована дисковыми тормозами. Тросики от повреждения предохраняет внутренняя прокладка, она же придаёт аккуратность внешнему виду велосипеда. Удобные «ручки», предусмотренные разработчиками, помогут на сложных участках маршрута с лёгкостью поднять и перенести велосипед. Каждая поездка на этом велосипеде непременно принесёт удовольствие.
Specialized CruX Elite Disc Apex
Отличительные черты модели — надёжность и качество. Салатовый цвет делает этот велосипед одним из самых ярких в рейтинге. Cross Check — самый простой и универсальный байк в этом списке. Компания Surly позволяет модернизировать его различными способами. Если вы собрались на небольшую велопрогулку — будет намного комфортнее и полезнее с передним багажником, установка которого также предусмотрена.
Одним из наиболее универсальных байков в этом списке является Cannondale CAADX. Гоночная геометрия позволяет комфортно перемещаться в черте города. Байк оборудован качественной трансмиссией Shimano. С помощью дисковых тормозов вы всегда можете чувствовать себя уверенно, даже в случае ухудшения погоды качественное торможение гарантировано. Благодаря этому универсальному велосипеду вы сможете с высокой скоростью и комфортом передвигаться как по трассе, так и по грунтовке.
Cannondale CAADX Disc Ultrega
Вы без труда перенесёте свой байк на плечах, потому что у него предусмотрена высокая верхняя труба на лёгкой алюминиевой раме ALUXX SL. За счёт карбоновой вилки вибрация практически отсутствует. Чёткость в переключении передач обеспечивается трансмиссией SRAM Rival, что поможет вам стать победителем в соревнованиях. Giant TCX 1 способен с уверенностью справиться с трассой любой сложности. Эта модель однозначно заслуживает внимания.
Наименование циклокросса говорит само за себя. CrossRip Elite — это одна из наиболее универсальных моделей компании Trek. Вы сможете на нём целый день ездить с комфортом как по грунтовке, так и по шоссе. Для удобства предусмотрена установка багажника и крыльев. Плавность переключения передач обеспечена манетками Shimano Sora STI. Благодаря механическим дисковым тормозам Hayes CX5 вы будете уверены в торможении при любых погодных условиях.
Trek CrossRip Elite
Шоссейный велосипед и ЦК – сходства и отличия
Возвращаемся все к тому же внешнему сходству этого велосипеда с шоссейником. Действительно, в этой модели от шоссера взяли предостаточно:
Несмотря на некоторые отличия, остов циклокроссового байка соответствует шоссейному. Во всяком случае, сама идея была взята именно с этого класса великов, а не МТБ или гибрида.
MeridaCycloCross
Колеса 28” во много определяют высокую эффективность разгона, скорость и накат велосипеда. По амортизации колеса на ЦК превосходят те же шоссейные благодаря толстой резине.
Все шоссейные велосипеды оснащаются «баранами» – рулями изогнутой формы. Циклокроссовый велосипед полностью повторил эту характеристику, позволяя велосипедисту при передвижении менять положение рук и снижать нагрузку на них.
Нужна ли амортизация на шоссере? Ответ очевидный. На циклокроссе она также без надобности, что только приближает его к гоночным моделям.
А теперь об отличиях ЦК-байка от шоссейного велосипеда.
Возвращаемся к раме. Поскольку на колеса ставится высокопрофильная резина, это учитывается конструкцией рамы. Отличия заметны на задних перьях – у ЦК-велосипеда они длиннее, чем у шоссейников. Также рама предусматривает установку полноразмерных крыльев на колеса.
Вилка – неотъемлемый атрибут велосипедной рамы, часто ее рассматривают вместе с ней. На ЦК-велосипеде она длиннее, чем на шоссере, что улучшает проходимость: налипшие комья грязи и ветки не забивают пространство вилки; благодаря этому не затрудняется вращение колеса. Наклон рулевой колонки ЦК-велосипедов на 3 градуса меньше, чем на шоссейных – 70 и 73 градуса соответственно.
В трансмиссии у шоссеров и циклокроссеров наблюдаются различия в передаточных отношениях. Гоночный велик, как более скоростной, имеет систему 53 – 39, в то время как ЦК – 46 – 36.
Тормоза: шоссейные велосипеды снабжаются клещами или v-brake. Для циклокроссов используют комбинированную систему «кантилевер – диск», либо только диски. Благодаря использованию дисков эффективность торможения у циклокроссовых великов будет несколько выше. В качестве ободной составляющей лучше использовать кантилевер вместо клеща, т.к. меньше вероятность загрязнения тормоза. Впрочем, от слабых ободных тормозов постепенно отказываются в пользу дисковой системы на обоих колесах.
Герметичность втулок на ЦК выше, что обеспечивает повышенную защиту от попадания грязи и пыли внутрь механизма. За исключением этого (и типа покрышек) колеса больше ничем не отличаются от шоссейных.
И заключительное отличие – вес. Несмотря на ряд дополнительных «опций» — дисковые тормоза, крылья – cyclocross немного легче шоссейника. А достигается это за счет использования суперлегких сплавов в изготовлении рамы.
Мифы о гибридных велосипедах
С появлением гибридных моделей распространились некоторые заблуждения относительно катания на них по дорогам. И если в сравнении с шоссейником все ясно – гибриды проигрывают им по скорости, легкости и маневренности – то с МТБ возникают небольшие недомолвки.
Что такое кросс-байк, сравнение с шоссейником
Кроссовый велосипед – универсальная машина, гибрид МТБ и шоссейника. По сравнению со своими «старшими братьями», он появился сравнительно недавно, но уже пригляделся многим любителям, которые любят катать где угодно и не хотят держать два-три велосипеда в гараже.
Области использования гибридного велосипеда:
Издалека кроссовые велосипеды напоминают шоссейники благодаря размеру колес и похожей геометрии рамы.
Характерные черты шоссейного велосипеда:
Размер колес дает кроссовому велосипеду накатистость и хороший «взлет» в гору. В маневренности он проигрывает шоссейнику: наряду с одинаковым размером, колеса гибрида тяжелее.
Геометрия рамы повторяет форму шоссейной, однако трубы более толстые, а вес велосипеда больше, чем у шоссейника. Кареточный узел расположен чуть выше, чем у гоночного велосипеда, что снижает курсовую устойчивость на ровных дорогах. Жесткость рамы под нагрузкой ниже.
Гибриды оснащаются амортизацией, в отличие от шоссер-байков, где она напрочь отсутствует. В сочетании с большим весом рамы и колес, вилка снижает скоростные показатели гибрида на шоссе в сравнении с гоночным аналогом. Свой вклад вносят и покрышки, частично подстроенные под условия бездорожья. Зато на дорогах с плохим покрытием и грунтовках гибрид по проходимости будет однозначно выигрывать у шоссера.
На гибриды ставятся ободные векторные тормоза против клещевых аналогов на гоночных моделях. Некоторые модели кроссов частично или полностью оснащаются механическими дисковыми тормозами.