что значит творческий кризис

Творческий кризис: 20 советов как выйти из него

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Творческий кризис посещает каждого человека, чем бы они ни занимался. Нет ничего сложнее для мозга, чем придумать, что подарить другому человеку на юбилей. Иногда нас одолевают невыносимые муки при мысли о том, что же приготовить на ужин. Подобные проблемы случаются и в творческих профессиях и личной жизни. Посмотрим, что приготовили нам люди, жизнь которых подталкивает к тому, чтобы здесь и сейчас выдать гору идей, иначе проект будет провален, а карьера — под угрозой.

Редко когда у книги нет автора. Книга «Опять творческий кризис? 90 способов как выйти из него» из этой категории. К ней известные и не очень представители творческих профессий делятся своими советами о том, как завести мозг и заставить его выдавать массу идей. Советы разные, профессии тоже, так что каждый может найти несколько необычных способов, а потом, возможно, вдохновиться и придумать свои собственные (даже придумывание своего способа выхода из творческого кризиса уничтожает последнее). Советы могут даже противоречить друг другу, но на это оно и искусство. Кроме того, некоторые люди метафорически описывают свое видение творческого кризиса, что тоже крайне интересно.

Найдите себе гения

Что прекрасно в гениях, как правило они встречаются в группах. Если вы найдете одного гения, это приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями, особенно с непризнанными — они доступнее и ждут ваших предложений.

Продолжайте пробовать, рисовать и биться головой о стол

Совет от иллюстратора. Очень часто все способы выхода из кризиса являются лишь способами прокрастинации. Поэтому просто рисуйте, рисуйте что угодно, даже если сильно отклоняетесь от темы. Хотите стать художником, рисуйте и еще раз рисуйте, другого способа нет. Вы являетесь художником только когда рисуете.

Совершайте множество ошибок

Проблема творческого кризиса — в боязни ошибиться. Это подключает прокрастинацию, отлынивание, подгоняемое страхом. Ошибки прекрасны. Любая ошибка движет вас к цели и это новое мышление изменит все. Относитесь к ошибкам, как поводу стать лучше.

К концу велопрогулки все как-то налаживается

Я долго принимаю ванную, вода смывает все плохие мысли. Потом делаю уборку, ведь как можно размышлять, пока вокруг бардак. Если это не помогает, я сажусь на велосипед и стараюсь не думать о проекте. В конце все как-то само налаживается.

Поселитесь в дорогом отеле

Заранее оплатите все три дня, которые вы проведете тут. Возьмите с собой все самое необходимое. А теперь просто напишите десять тысяч слов. Если вам кажется, что у вас творческий кризис, подумайте о сумасшедших деньгах, которые вы выложили за проживание в номере.

Посмотрите на случайное предложение

Возьмите любую книгу. Какую угодно — это может быть научная фантастика, инструкция по сборке мебели IKEA, религиозный текст. Откройте случайную страницу и случайное предложение. Мне попалось предложение: «Боли не было, но эта сила была разрушительной». Прекрасно. Подумайте, какие чувства вызывает эта фраза в контексте текста, который вы пишете или проблему, которую решаете. Или: «На следующее утро я отправился в Британский музей в Лондоне, чтобы увидеть сокровище». Идеально. Приходят мысли о вампирах, проклятых драгоценностях, Индиане Джонсе, святом Граале. Почему нет? Смешивайте тексты разных авторов, пытайтесь зацепиться за любую фразу. Не понравилась фраза? Не беда, возьмите другую, вас никто не заставляет зацикливаться на чем-либо.

Проговаривайте все

Паника. Вас переполняет чувство тревоги, вы начинаете метаться как обезглавленная курица. Я завариваю чай или кофе — необходимо освежиться. Выйдите прогуляться, говорите с людьми о вашей проблеме или сами с собой.

Меняйте чипсы

Это испанский эквивалент, означающий перезагрузку сознания, изменение вашего мышления, взгляд со стороны. Измените что-либо в вашей жизни, что угодно. Пишите не за столом, а в кафе, меняйте еду, ходите в такие места, в которые никогда бы не пошли.

Творческий кризис — это рост

Старайтесь всегда оставаться оптимистом, засыпайте и просыпайтесь с одной-единственной мыслью: «У меня не закончились идеи, я просто стараюсь придумать что-нибудь получше». Все же очень просто — если вы будете твердить себе, что ничего не получится, ничего и не получится.

Не бывает двух одинаковых творческих кризисов

Не нужно создавать правил борьбы. Кризисов бывает очень много и все они разные, как снежинки. Генерируйте плохие и посредственные идеи, так вы сумеет натолкнуться на что-нибудь стоящее. Используйте все способы, которые знаете. Один и тот же способ способен так же приесться и временно перестать работать.

Почему бы не выпить кофе прямо перед сном?

Лучшие идеи приходят во время попытки уснуть. Положите рядом с собой блокнот и ручку, а также создайте возможность включить свет, даже не вставая с кровати.

Сделайте что-нибудь

Приговьте выпечку, уберитесь в квартире, помойте посуду, нарисуйте рожицу на стикере и приклейте ее на свой компьютер, наколите дров.

Творческий кризис — это нормально

Прекрасная мысль. Всякий раз, когда наступает кризис, мы начинаем посыпать голову пеплом и проскальзывает мысль: «Ну вот, это случилось. Я отупел и постарел». Выбросьте ее из головы и начните заменять ее на другую. Творческий кризис пройдет, он проходит всегда, особенно когда вы расслабляетесь и не давите на него.

Просто. Объясните. Проблему.

Творческий кризис очень часто наступает, когда мы пытаемся решить проблему, которую сами для себя не сформулировали. Разве не глупость? Начните смотреть на проблему. Удивительное мысль, которую стоит понять каждому — в любой задаче есть ответ. Не у любой, а в любой. Ответ есть в самой задаче, вот что вам нужно понять. Ему больше негде находиться. Поняв это, вы покажете своему мозгу, что решение есть в задаче, а значит ваша проблема решаема.

Книги!

Зачем пытаться выудить какой-то проблеск ответа, если можно порыться в книгах — бездумно, бессистемно и запустить в мозге цепь ассоциаций.

Сядьте, замолчите и отключите интернет

Давно ли вы просто размышляли в тишине? Разве не странно, как мы заменяем размышления просмотром страниц в социальных сетях? Устройтесь поудобнее в кресле и просто размышляйте. Все гении так делали.

Поешьте сыра перед сном

И посмотрите, что из этого выйдет. Мало ли.

Креативность — это мышца

Ей тоже нужно отдохнуть и восстановиться. Так же как и тренировать. Чередуйте работу с просмотром фильмов, играми и книгами.

Дедлайн — лучшее средство

За многие проекты вы просто не сможете взяться, пока не включатся механизмы выживания. Обещайте другим, что сделаете проект через пару дней. Или обещайте это себе. Сделайте проект за 10 минут. Пускай на проект уйдет, по вашим оценкам, месяц, сядьте и решите, что сделаете его за 10 минут. И посмотрите, что получится.

Представьте, что вы опоссум

Это все прекрасные советы, которые поданы под ироническим соусом, а ведь именно ирония и смех позволяют высвободить тонны нашей креативной энергии и позволяют расслабиться. Экспериментируйте с данными советами, распечайте каждый из них на лист А4 и повесьте на стену.

А какие методы выхода из творческого кризиса знаете лично вы? Поделитесь этим в комментариях.

Источник

Творческий кризис: причины. Как выйти из творческого кризиса

Творческий кризис наступал хотя бы однажды у любого человека, занятого каким-либо творчеством. Это может быть создание великих картин, сочинение песен или стихов. Есть люди, которые гениальны в строительстве, в проектировке или физике. Другие великолепно танцуют. А есть те, что придумывают танцы, строят декорации.

Каждая область требует внимания человеческого гения. И у каждого человека есть свой способ самовыражения. Часто творческие люди жалуются на упадок сил и отсутствие желания творить. Так и проявляет себя творческий кризис. Как его преодолеть, мы обсудим в этой статье.

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Творческий кризис с точки зрения психологии

Психологи характеризуют творческий кризис как отсутствие желание заниматься тем, что раньше вдохновляло и доставляло удовольствие. Внутри пропадает движущая сила. И это связано с разными факторами.

Что такое творческий кризис

Что такое творческий кризис? Более простое объяснение звучит из уст человека, переживающего этот нелёгкий этап.

На самом деле такое состояние бывает вызвано несколькими факторами.

Причины творческого кризиса

Творческий процесс задействует эмоциональную сферу. Человек испытывает подъем, словно летает, создавая очередной шедевр: будь то песня, булочки по новому рецепту или статья для газеты. После эмоционального подъёма всегда идёт спад. После чего — снова подъём. Таков принцип работы эмоционального маятника внутри нас.

Усталость

Каждый замечал, что после продолжительного веселья становится грустно. После злости приходит упадок сил, недомогание. Так работает маятник: насколько вы качнули его в одну сторону, настолько он по инерции уйдёт в другую.

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Когда творческая личность становится заложником чётких сроков на создание очередного шедевра, происходит нервное перенапряжение. Каждое утро человек качает маятник в одну сторону, выдавливая из себя эмоции. Маятник не успевает качнуться в другую сторону. Организм не успевает набраться сил. Наступает эмоциональное угасание, апатия. Иногда это сопровождается настоящей депрессией. На самом деле человек просто устал. Он истощён. Ему необходим отдых.

Ситуацию усугубляет и то, что каждая творческая личность эмоционально переживает такие периоды. Начинает казаться, что вдохновение покинуло навсегда и что творить больше не получится. Это вызывает новое напряжение, страх, депрессию.

Отсутствие мотивации

Другая причина кроется в отсутствии стимула. В жизни творческой личности всё взаимосвязано. Чтобы испытать творческий подъём, необходимо найти вдохновение. Что-то, что расшевелит маятник эмоций. Иногда это трудно сделать. Жизнь человека входит в спокойное русло, и фактор, позволяющий испытать эмоции, отсутствует. Поэтому творцы ищут музу. Это может быть новая тумбочка, покупка говорящего попугая, красивого платья. Это может быть человек. Часто творцы черпают эмоции в других людях.

Кризис, связанный с психическим состоянием творца

Есть и ещё одна распространённая причина творческого кризиса — психическое состояние. Когда другие проблемы навалились на творческого человека, найти вдохновение бывает невозможно. Творческие натуры ещё больше подвержены депрессиям, чем другие люди. Они чувствительны и эмоциональны. Чаще впадают в депрессию. Иногда эти эмоции их и зажигают. Творец может находить вдохновение и в собственных страданиях. Например, в неразделённой любви.

Труднее найти вдохновение в ссорах с соседями, вечно недовольном начальстве, в отсутствии денег. Бытовые проблемы могут захватывать всё внимание. На творчество просто не найдётся сил. Под грузом одиночества, непонимания, агрессии окружающих, творческий человек может сломаться. Наступит депрессия. Часто такие люди подвержены фобиям, психологическим расстройствам вроде ипохондрии и ОКР. В периоды обострения на созидательную деятельность просто не найдётся сил.

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Кризис, связанный с особенностями творческого процесса

Бывает, что причины кризиса кроются в самом процессе. Каждая область творчества отличается. И в разных условиях творец может натыкаться на преграды. Например, заказчик может заключить творца в строгие временные рамки. Это давит, не дает сосредоточиться и раздражает. Также большая конкуренция часто заставляет творческого человека почувствовать себя неспособным на что-то великое.

Разные обстоятельства, вызванные самим творческим процессом, заставляют человека испытать творческий кризис.

Способы преодоления творческого кризиса

Что делать, если творческий кризис застал врасплох? Есть несколько хороших способов вернуть музу, войти в привычное психологическое состояние. Выбирать правильный способ нужно, исходя из причины возникновения проблемы. Если причиной стала усталость, негативные эмоции, нужно уравновесить маятник. Привести его в состояние полного покоя.

Хороший отдых

Чтобы устранить негативное влияние стресса на организм, нужно убрать все мышечные зажимы.

Хорошие помощники в борьбе со стрессом.

Физические нагрузки

Спорт — отдельная тема. Спорт может заменить тысячи лекарств от разных болезней, но ни одно лекарство не заменит спорт.

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Переключение задач

Эмоциональное перенапряжение требует отдыха. А лучший отдых — это смена деятельности. Позвольте себе пару дней вообще не заниматься творчеством.

Мозговой штурм

После того, как отдохнёте, начните с чего-то вдохновляющего. Почитайте историю людей, которые добились больших успехов в той области, что близка к вашей. Это позволит вам приобрести новые знания, появятся идеи. А это и есть начало большого подъема — вдохновения.

Изменение обстановки

Когда вернуться к делам никак не выходит, хорошо помогает уехать. Психике человека вообще необходимо периодически устраивать «выгул». Можно поехать в соседний город, переночевать в гостинице, побродить по набережной. Можно уехать на природу с друзьями. Или в гости к родственникам.

Прогуляйтесь по незнакомым местам. Попробуйте поговорить с прохожими. Иногда совершенно незнакомые люди дают самые ценные советы.

Можно не только уехать куда-то, но и внести изменения в окружающая обстановку. Измените причёску. Купите новую одежду, обувь. Поклейте обои. Купите кружку или целый набор посуды. Заведите кота. Приютив бездомного питомца, вы почувствуете себя нужным. Кошки успокаивают нервы, снимают стресс. Также, как и рыбки. Да и любое другое животное, которое вам придётся по душе.

Новые образы и новые впечатления

Хорошо помогают почерпнуть вдохновение. Посмотрите на своё творчество под другим углом. Изучите неформалов в вашем деле. Попробуйте перевернуть всё с ног на голову. Вы пытаетесь сделать красиво? Делайте уродливо. Соблюдаете пропорции? Добавьте асимметрию.

что значит творческий кризис. Смотреть фото что значит творческий кризис. Смотреть картинку что значит творческий кризис. Картинка про что значит творческий кризис. Фото что значит творческий кризис

Пусть вас вдохновят работы других людей. Сходите на выставку, концерт, прогуляйтесь по городу. Найдите новый источник вдохновения. Всё, что нас окружает, стоит нашего внимания. Именно в таких мелочах и заключается радость бытия. Сотни источников вдохновения откроются вам, только присмотритесь к тому, что вокруг.

Заключение

Творческий кризис — естественное явление. Оно неизбежно. У моря не может быть одних лишь приливов — обязательно должен быть и отлив. Маятник эмоций качается по инерции в обе стороны. Творцу необходим отдых и смена деятельности. Не пугайтесь творческого кризиса. Считайте это явление очередным этапом перед наступлением настоящего вдохновения. Ваши способности не пропадут: если в человека заложено это природой, никакая сила не истребит ваши способности. Или, как говорят в России: «Талант не пропьёшь». Ищите своё вдохновение, дайте себе отдохнуть, и муза вас не покинет.

Источник

Творческий кризис: взгляд психолога

Про преодоление творческого кризиса написано много, но при ближайшем рассмотрении все советы выглядят поверхностными и неэффективными. Обычно люди рассуждают о творческом кризисе так, как будто он никак не связан с творческим процессом. И, поскольку творческие кризисы всегда сопровождаются чувством усталости и признаками стресса, очень соблазнительно свести проблему к её проявлениям и посоветовать человеку «отдохнуть» или «переключить внимание». Не то чтобы это плохой совет, но до того, чтобы дать себе передышку и заняться чем-нибудь другим, человек в состоянии додуматься самостоятельно. И если люди ищут помощи на стороне, значит, простые способы, скорее всего, не сработали. Но еще чаще это значит, что вы лечите не ту болезнь. Стресс и усталость, в которых часто видят причину творческого кризиса, на практике могут являться его _следствием_.

Поэтому, как и с любой другой проблемой, очень важно ясно понимать, что с вами происходит.

Прежде всего нужно исключить сценарий, при котором человек страдает от общего упадка сил, эмоционального выгорания или хронической усталости. Следствиями этого являются апатия, подавленность, депрессия, и, среди прочего, невозможность заниматься любимым делом. В этом случае человек не получает удовольствия не только от писательства, но и от остальных любимых дел – общения с друзьями, спорта, чтения. Энергии все время не хватает, силы восстанавливаются медленно, а расходуются очень быстро.

Если творчество для человека является основной работой или главным делом его жизни, то «творческий кризис» для него будет первым и самым заметным маркером глобального психологического неблагополучия, другие проявления которого он может долго игнорировать. Один человек почувствует, что «с ним что-то не так», если у него пропадёт желание проводить время со своей семьёй или детьми, другой раньше всего заметит охлаждение интереса к любимой работе, третий – отсутствие сексуального аппетита. Ну а творческий человек прежде всего заметит, что ему «не пишется».

Если подавленность, апатия, усталость и неспособность получать удовольствие от того, что раньше доставляло удовольствие, распространяется не только на писательство, но и на все остальные интересы и занятия, тогда есть смысл сосредоточиться не на писательстве, как таковом, а на решении основной проблемы.

А теперь предположим, что во всех остальных сферах жизни у вас все в порядке (ну, во всяком случае, не хуже, чем обычно), а вот творчество с какого-то момента вызывает стресс, усталость и целый букет мучительных переживаний.

Разумеется, попытки выжать из себя желание творить, подстегиваемые страхом и чувством вины, способны здорово осложнить наше положение. Поэтому я думаю, что первое, что должен сделать человек, который столкнулся с творческим кризисом, это позволить себе честность в отношении собственных чувств.

Прислушайтесь к себе и разрешите себе сказать то, что вы на самом деле чувствуете и думаете. Например,
«Я не хочу этого делать»
«Меня передергивает при одной лишь мысли сесть за стол и открыть файл с текстом»
«Как же вы мне надоели!» (о героях)
Или даже :
«Ненавижу эту книгу» (ту, которую пишу)

Не надо бояться, что, если вы скажете что-то подобное, то вы поставите на своей творческой работе крест или каким-то мистическим образом сожжете все мосты и после этого уже не будете писателем. Герои на вас не обидятся, никто – ни Бог, ни Муза, ни вселенная вас не накажут за такое «святотатство» и не лишат вдохновения на всю оставшуюся жизнь.
Вы просто выпустите пар. Вполне возможно, что вам сразу резко полегчает. На самом деле, заявление «я ненавижу эту книгу!» кажется недопустимым только потому, что мы на самом деле очень ЛЮБИМ свои книги. Признавать, что, кроме интереса, радости, восторга и любви творчество может вызывать у нас усталость, отвращение и раздражение, нам так же тяжело, как любящим родителям – признать нечто подобное по поводу своих детей. И все-таки давайте помнить, что никто еще не стал плохим родителем из-за того, что признавал и уважал все свои чувства, связанные с выполнением родительских обязанностей, зато очень многие люди стали плохими родителями потому, что всячески пытались подавлять и отрицать любые негативные эмоции.

Если вы не позволяете себе понять, какие чувства может вызывать работа над романом, это вовсе не значит, что ваше раздражение исчезнет и никак не даст о себе знать. На самом деле, оно просто переключится с запретной цели (вашего романа или творчества, как такового) на другую, более доступную мишень. И ладно еще, если это будут ваши более успешные коллеги или же «неблагодарные» читатели, которые не понимают, как важна в вашей работе их поддержка. Хуже, если вы начнёте ненавидеть самого себя, считать себя бездарностью и всячески шпынять. Тогда творческие кризисы будут ассоциироваться с приступами самобичевания и отвращением к себе, и вы начнете их бояться, как огня. Я думаю, вы можете себе представить, как этот подспудный страх и скованность будут «полезны» в вашей творческой работе.

Очень часто люди понимают, что находятся в творческом кризисе, уже тогда, когда процесс заходит очень далеко, тогда как первые симптомы писательского неблагополучия обычно остаются незамеченными – впрочем, как и большинство других проблем из любой сферы нашей жизни. Каждый практикующий психолог может подтвердить, что большинство клиентов начинают признавать свои проблемы только в тот момент, когда их положение становится по-настоящему невыносимым, а пока страдания можно как-то смягчить или перетерпеть, люди почти всегда стараются их игнорировать.

Скажу честно : я не знаю, можно ли предотвратить творческий кризис, если вовремя заметить его приближение. Но работа консультанта строится на убеждении, что, чем больше мы знаем о себе и о своих особенностях, тем проще нам живется, и я думаю, что это так же применимо к творчеству, как и ко всему остальному.

Одним из косвенных симптомов творческого кризиса является постоянная, фоновая обида на коллег, читателей и критиков, особенно если вы злитесь на других людей не за то, что они сделали (когда, допустим, обругали вас бездарностью), а за то, чего они _не сделали_ (не захотели читать вашу книгу, или прочитали, но не написали комментарий, или написали, но не поставили книге «лайк»), или за то, что вас вообще не касается (другой писатель выиграл какой-то конкурс или получил выгодное предложение от издательства). В такие моменты у большинства авторов в запасе обязательно найдется готовая рационализация своих эмоций – «я так много работаю, а людям трудно сделать мне ответную любезность и нажать на кнопку!» или «автор, которого только что издали, пишет просто отвратительно, и злиться меня заставляет не досада и не зависть, а чувство несправедливости». То, что я назвал такие мысли «рационализациями», само по себе не значит, что это неправда. Действительно, читатель, прочитавший роман в 10, 20 или 40 авторских листов, тем более – бесплатно, вполне мог бы сделать автору ответную любезность и поставить «лайк». Или сказать «спасибо» в комментариях. А авторы, выигрывающие конкурсы или заключающие договор с издательством, и в самом деле часто пишут плохо. Но, если вы вспомните какой-нибудь период, когда вы были продуктивны и по-настоящему довольны своей творческой работой, вы поймете, что тогда все эти факты вас почти (или совсем) не задевали. Вы о них даже особо не задумывались. Чаще всего мы становимся обидчивыми, раздражительными и ревнивыми к чужим успехам в те моменты, когда мы не чувствуем себя благополучными наедине с собой.

Еще одним симптомом творческого кризиса является повышенный интерес к пособиям на тему «как писать книги», биографиям других писателей, беседам на литературных форумах и прочей окололитературной дребедени. Тут все просто. Люди, у которых есть какие-то неразрешенные личностные проблемы, безотчетно тянутся к книгам по психологии (и часто даже поступают на психфак). Люди, которые недовольны своей личной жизнью, проявляют интерес к пособиям «Как соблазнить любую девушку за два часа». А авторы, испытывающие тревогу по поводу собственного творчества, испытывают острый интерес к постам и монографиям о творческой «кухне». Чтение подобных текстов выполняет двойную психотерапевтическую функцию – во-первых, оно может придавать уверенность в собственных силах (раз теперь я знаю больше – значит, могу писать лучше), а во-вторых, приносит утешительное ощущение, что мы не одиноки, а те трудности, с которыми мы боремся, не уникальны.

Если вы находитесь в творческом кризисе, то вы наверняка пытались говорить о нем с друзьями, членами семьи и знакомыми авторами. Вы обращались к ним в смутной надежде, что они дадут какой-нибудь совет, который вам поможет, но наверняка не услышали ничего полезного. В лучшем случае вы могли получить от них моральную поддержку в духе «это обязательно пройдет» или «чертовски тебя понимаю, сам в таком же положении». И это естественно, поскольку, чтобы вам помочь, человек должен очень глубоко погрузиться в вашу проблему и детально изучить её природу, а случайный собеседник, разумеется, не заинтересован брать на себя такой труд. Кроме того, обычно люди не способны проделать подобную работу даже для самих себя, и, столкнувшись с творческим кризисом (хоть первым, хоть десятым в своей жизни), чувствуют себя настолько же беспомощными и растерянными, как и вы.

Когда я стал анализировать те случаи, когда я сам переживал творческий кризис, я заметил, что в основе этих кризисов всегда лежало некое непреодолимое препятствие в работе. Собственно, природа этого препятствия могла быть очень разной – неожиданно открывшаяся сюжетная нестыковка, отсутствие у автора необходимых знаний или опыта, «сопротивление» со стороны героев… в любом случае я обнаруживал, что двигаться намеченным курсом по какой-либо причине невозможно.

Пережив множество больших и маленьких творческих кризисов, я убедился в том, что для того, чтобы минимизировать их разрушительное действие, необходимо прежде всего ясно представлять, какое именно препятствие мешает нам на этот раз. Когда мы знаем, в чем проблема, нам гораздо легче разобраться, что с ней делать. А довольно часто понимание, в чем суть проблемы, сам по себе является решением.

Драматизм создавшегося положения усиливался тем, что читатели принимали новые главы очень хорошо. Пожалуй, никогда – ни до, ни после – я не наблюдал такой активности в своем разделе. Я был еще слишком неопытен, как автор, и не знал, что читатели в массе своей консервативны. Если им понравилась ваша история о том, как герой учится и ссорится со сверстниками, или путешествует по миру, или, скажем, добивается успеха и повышает свой социальный статус, то они будут только рады, если вы продолжите рассказывать им ту же самую историю, слегка меняя декорации или вводя в повествование новых героев. Грубо говоря, читатель, открывающий вторую книгу цикла, очень часто хочет прочитать не продолжение, а вариацию на тему первой книги.

Мне потребовался год, чтобы понять, что мою работу тормозило вовсе не отсутствие вдохновения или недостаток трудолюбия, а то, что я пытался писать книгу, которую _вообще не стоило писать_. В итоге я включил некоторые эпизоды из этой ненаписанной книги в первую часть, а остальное просто выбросил в корзину, после чего начал писать продолжение в буквальном смысле с чистого листа.

Возможно, если бы я не потратил столько времени и сил на то, чтобы попеременно следовать рекомендациям «переключаться», «отдыхать от творчества», или пытаться «искать вдохновение в работе» (еще одна стандартная – и бесполезная – рекомендация писателям), а с самого начала сел бы и подумал : что меня на самом деле беспокоит? Что меня смущает в новых эпизодах? Каким я хотел бы видеть этот цикл, и что в моей текущей работе не соответствует этому образу. – я бы пришёл к правильному решению быстрее.

Короче говоря, вместо того, чтобы искать причину творческого кризиса в самом себе (нет сил, нет настроения, пропало вдохновение. ), нередко стоит поискать причину в своем тексте. Очень часто текст «не пишется» именно потому, что вы пытаетесь писать что-то не то или не так. Причём единственным камертоном, говорящим «то» или «не то», является ваша писательская интуиция. И очень часто ядром творческого кризиса является попытка действовать вопреки этой интуиции, что сразу вызывает внутренний конфликт. Если я сразу же забуксовал, почувствовав, что у меня выходят «вариации на тему» ранее описанных событий, это не значит, что самоповтор как таковой приводит к творческому кризису. Вон Роулинг написала про конфликты Поттера с Малфоем и уроки в Хогвартсе шесть книг подряд, и ей это нисколько не мешало. Многие авторы Лит-РПГ и СЛР вообще принципиально пишут про одно и то же (только в разных декорациях), и чувствуют себя прекрасно. А кому-то этот метод совершенно не подходит. Поэтому, сколько бы пособий по писательскому мастерству вы ни прочли, вы в лучшем случае узнаете, что требовала от другого автора ЕГО писательская интуиция, а чтобы разобраться с ВАШЕЙ книгой, вам придётся изучить себя, свой опыт и свои ограничения.

«Сопротивление героев», заставляющее поколения литературоведов с удовольствием рассказывать, как Татьяна «воспротивилась» идее Пушкина и вышла замуж, а Вронский так же «внезапно» для Толстого стал стреляться, является, по сути, ситуацией, когда первоначальный замысел вступил в конфликт с творческой интуицией, и писатель почувствовал, что он не может написать того, что собирался изначально, потому что это было бы неправильно. И, тем не менее, Татьяна вполне могла бы остаться незамужней, если бы Пушкин отыскал решение, которое бы соответствовало его изначальным планам и при этом не противоречило тому, что говорил его «внутренний камертон».

Но каждый автор должен понимать, в каких пределах он может рассчитывать на свою интуицию. В начале любой творческой работы, когда мы только начинаем что-нибудь писать, никакой интуиции у нас и близко нет. Потом мы постепенно начинаем отличать удачный диалог от неудачного, методом проб и ошибок нащупываем, что уместно, а что будет выглядеть натужно и фальшиво. Однако в случае неопытного автора нередко получается, что автор, начитавшийся серьёзных литературоведческих трудов и размышлений мэтров мировой литературы о писательстве, пытается следовать их примеру и ориентироваться на тот уровень авторской интуиции, который был присущ этим писателям – но совершенно не присущ ему.

Это подводит к еще одной разновидности творческих кризисов – кризисам роста, когда вы уже переросли свой прежний уровень писательского мастерства, но еще не достигли нового.

Если вы пишете с раннего возраста, то вам будет проще понять, о чем я сейчас говорю. Когда вы смотрите на текст, который вы писали много лет назад, вы часто видите, что он никуда не годен и попросту отвратителен. И ведь нельзя сказать, что в тот момент, когда вы его написали (даже если вам тогда было всего четырнадцать или пятнадцать лет) вы были совершенно не способны отличить плохую книгу от хорошей. Если бы подобный текст вам показал какой-то незнакомый человек, то вы наверняка сказали бы, что это полная фигня и читать это ради удовольствия – немыслимо.
А если вас спросили бы, «стоит ли издавать это произведение в бумаге. », вы бы просто покрутили пальцем у виска. Что совершенно не мешало вам всерьёз мечтать о том, что, когда вы отправите свой текст в издательство, там сразу же придут в восторг, и вы, конечно же, получите большие тиражи и преданных читателей.

Это, конечно, выглядит забавно, но на практике это не так уж плохо – если бы мы с самого начала трезво оценили результаты собственной работы, у нас бы сразу опустились руки, и мы больше никогда не написали бы ни строчки. С другой стороны, как ни приятно находиться в этом сладком ослеплении, в конце концов приходится прозреть. Встречаются, конечно, уникумы, которые и через десять лет работы продолжают писать ненамного лучше, чем в самом начале своей творческой «карьеры», но при этом не желают замечать отсутствие прогресса и по-прежнему считают свои тексты исключительно талантливыми (повторюсь – речь не о ситуации, когда человек в принципе не отличит талантливую книгу от бездарной графомании, а о той избирательной, парадоксальной слепоте к своему творчеству, когда человек выбросил бы свой собственный текст в помойное ведро, если бы только его написал кто-то другой). Но большинство людей все-таки сохраняют связь с реальностью, а значит, рано или поздно у них неизбежно наступает «кризис роста».

Этот кризис выглядит по-разному на разной стадии писательской работы. Для начинающего автора «кризис роста» наступает в тот момент, когда он начинает смутно сознавать, что он ничем не отличается от прочих МТА, к которым он привык относиться с чувством собственного превосходства и презрения. Для более опытного автора «кризисом роста» может стать такая ситуация, когда его способностей и мастерства оказывается недостаточно для решения поставленной перед собой задачи. Какой-то образ или тема может оказаться автору «не по зубам», и он будет переживать этот провал так же болезненно, как начинающий писатель, который дорос до осознания того, что его тексты пафосны, слащавы, бестолковы и немыслимо скучны. Даже великий автор, чьи книги единодушно признаны его современниками гениальными, может столкнуться с «кризисом роста», потому что наши требования к себе растут вместе с нашими возможностями, и, стремясь к совершенству в своей области, мы так или иначе всегда пытаемся прыгнуть выше головы. Но в общем виде кризис роста – это состояние, когда мы не можем заставить себя что-нибудь писать, поскольку результат нас больше не удовлетворяет. Иногда мы начинаем сомневаться в ценности написанного ранее, иногда и вовсе понимаем, что написанное прежде не имеет ценности.

Если есть шанс, что ваш творческий кризис – это «кризис роста», то самое главное – не делайте резких движений. Даже если вам покажется, что все написанное ранее кошмарно и должно быть немедленно уничтожено, чтобы в случае вашей безвременной кончины никто не нашёл и не прочел это позорище, не стоит поддаваться этому порыву. Во-первых, вы рискуете под горячую руку выплеснуть вместе с водой ребенка. Творческие люди склонны к преувеличениям и обобщениям. В зависимости от настроения, они видят в своем творчестве только достоинства – или же только недостатки. Поэтому есть серьёзный риск погубить результаты собственных трудов из-за сиюминутного отчаяния. Во-вторых, то, что текст плохой, еще не значит, что он вам не нужен. Неудачные наброски и черновики – это питательный чернозем, на котором книги всегда растут лучше и быстрее.

Постарайтесь не терзать себя бессмысленными страхами, что, если такой перерыв затянется надолго, то вы больше никогда не будете писать. Давая волю таким страхам, вы загоняете себя в ловушку и нередко мыслите одновременно иррационально и категорично, в стиле «если я не вернусь к писательству, я никогда не буду счастлив». Эти черно-белые картины собственного будущего чаще всего ошибочны. Людям вообще свойственно абсолютизировать, им часто кажется, что если они поступят в этот университет, получат эту работу, женятся на этой девушке или, скажем, поселятся за границей, то их жизнь будет прекрасной и безоблачной, а если важное для них желание не сбудется, все будет испорчено фатально и непоправимо. Но на практике все не в пример сложнее. Поступив в престижный заграничный университет, вы можете довольно быстро пожалеть, что не остались дома. Женившись на любимой девушке, можете быть чудовищно несчастливы в семейной жизни. А столкнувшись с крушением каких-то своих планов вы, наоборот, в конце концов можете счесть этот печальный поворот в своей судьбе большой удачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *