что значит утилитарное мышление

Стили мышления: как определить свой

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Между людьми есть немало сходств и различий, каждый из нас обладает своим уникальным набором черт и особенностей, и прежде всего это касается механизмов нашего мышления. Безусловно, все мы отличаемся друг от друга, являемся личностями, индивидуумами, и во всем мире не найти человека, на сто процентов идентичного нам. Но все же в нашем мышлении можно отыскать нечто общее.

Психологи уже не один век изучают мыслительную деятельность человека, и пришли к выводу, что есть пять базовых стилей мышления. Сегодня мы познакомим вас с ними и расскажем, как определить свой. Мы уверены, что эта информация пригодится вам в повседневной и профессиональной жизни, ведь зная особенности того, как вы мыслите, вы сможете намного эффективнее решать поставленные задачи, справляться с проблемами и достигать целей.

Общая информация о стиле мышления

В психологии стиль мышления представляет собой систему, имеющую свое относительно постоянное ядро, структуру и избирательность по отношению к внешним воздействиям. Каждый человек использует стиль, сложившийся в процессе его жизни, и этот стиль он считает наиболее оптимальным для себя.

Принимая решения, человек всегда использует конкретный набор мыслительных стратегий. Они имеют свои преимущества и недостатки: оказываются полезными в разных ситуациях и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям в зависимости от того, насколько правильно человек их использует.

В жизни большинство людей применяет, как правило, не более двух наборов стратегий, практически не задумываясь о том, что существуют и другие стратегии или стили мышления, с помощью которых можно было бы стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, лучше решать проблемы, эффективнее взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Само понятие «стиль мышления» отражает одну простую истину: люди думают по-разному об одних и тех же вещах. Они применяют свои интеллектуальные приемы, операции и навыки, к которым предрасположены в силу своих личностных особенностей, сложившихся еще в детстве и развивавшихся на протяжении всей жизни до настоящего момента.

Одни люди оказываются успешнее и продуктивнее других, потому что они владеют несколькими стилями мышления. Остальные оказываются менее успешными и продуктивными, т.к. «привязаны» только к одному (максимум – к двум) стилям. Однако у любого человека есть возможность расти и «прокачивать» себя, развивая свой ум и овладевая новыми стратегиями.

Кроме того, большинство людей вообще не задумываются о том, каким стилем мышления они пользуются. А уже одно только понимание этого могло бы значительно улучшить их жизненные и профессиональные результаты. Зная о том, каковы особенности его мышления, человек может подбирать себе подходящую работу и дело жизни, разрабатывать собственные стратегии принятия решений и достижения целей, определять свои слабые места и работать над своими недостатками.

А зная о том, какие вообще существуют стили мышления, человек будет понимать, в какой ситуации лучше применять ту или иную стратегию, для решения каких задач нужно «переключаться» с одного стиля на другой. Понимая особенности разных стилей, намного проще ими овладеть и начать оперировать в реальной жизни. Именно поэтому мы хотим познакомить вас с пятью основными стилями мышления. И в качестве начала предлагаем посмотреть небольшое видео.

Характеристика стилей мышления

Прежде чем приступить к описанию стилей мышления, заметим, что их не стоит рассматривать с точки зрения «лучше-хуже». Они не являются плохими или хорошими, все они равноценны и обладают своими плюсами и минусами. Также не стоит их оценивать как показатели развития интеллекта.

Теперь приведем характеристики каждого стиля, из которых вы узнаете основные его отличия, положительные и отрицательные стороны. Индивидуальные стили мышления можно разделить на пять основных:

Синтетический стиль мышления

Синтезирование – это создание чего-либо нового и оригинального (вещи, идеи, технологии и т.п.), имеющего определенные качества. Это новое часто создается посредством комбинирования исходных элементов, зачастую обладающих противоположными и даже несовместимыми свойствами и качествами.

Люди-синтезаторы любят совмещать разные позиции, взгляды или идеи, а их любимой формой мышления является теоретизация и проведение мысленных экспериментов. Девизом таких людей можно назвать вопрос: «А что, если…?»

Синтезаторы занимаются интеграцией, поиском способов совмещения несовместимого в новых комбинациях. Отличаясь от людей с другими стилями мышления, они склонны к признанию лишь одного конкретного факта. Он состоит в том, что среди людей всегда были и будут люди с разными мнениями на разные темы.

Синтезаторы очень остро чувствуют противоречия в рассуждениях окружающих, активно интересуются конфликтами идей и парадоксами. Также они сами заинтересованы в появлении подобных ситуаций и любят их провоцировать, для чего умело пользуются сократическим диалогом и неожиданными вопросами.

Другой страстью таких людей является любовь к переменам. Они видят постоянно меняющуюся реальность, не боятся неопределенности. Неизвестность и новые пути манят их, словно магнит. По этой причине синтезаторы часто усложняют и свою жизнь. Однако их креативность – предмет их гордости, как и острота языка и умение видеть необычное и новое.

Идеалистический стиль мышления

Люди с идеалистическим стилем мышления склонны к ассоциативному мышлению и обладают широким взглядом на вещи. Они любят давать глобальные оценки, озвучивать интуитивные догадки. При этом они не стремятся детально все проанализировать, опираясь на логику и имеющиеся факты.

Люди-идеалисты интересуются человеческими мотивами, потребностями, ценностями, прекрасно формулируют цели, как свои, так и других людей. Для них важно то, куда идет человек и зачем, они пытаются понять, что есть благо для человека, а что является злом.

С синтезаторами идеалистов объединяет отсутствие склонности к концентрации на сухих фактах и точных данных. Но противоречия они разрешают по-разному. Идеалисты убеждены, что любые споры и разногласия могу быть улажены; верят, что люди всегда могут найти компромисс. Поэтому они не любят конфликты, считая их совершенно ненужными и неэффективными.

Идеалисты открыто воспринимают самые разные предложения, позиции и идеи, любят, когда их считают людьми открытыми, способными помочь, которым можно доверять. Но для удовлетворения их запросов необходимо всегда быть на высоте, т.к. они предъявляют повышенные требования к окружающим. Кстати, именно из-за своих «стандартов» идеалисты часто разочаровываются в других.

При поиске решений проблем люди-идеалисты могут проявлять непревзойденный профессионализм, причем даже тогда, когда сформулировать проблему может быть очень сложно, а основными факторами являются ценности, оценки, чувства и эмоции.

Прагматический стиль мышления

Прагматический стиль мышления очень походит на практичный научный стиль. Люди-прагматики воспринимают только то, что работает, ведь их собственный опыт является для них мерилом правильности или неправильности поступков, решений, идей и жизни вообще.

В отличие от других людей прагматики склонны искать новые способы удовлетворять свои и чужие потребности, используя для этого лишь то, что находится у них «под рукой», не прибегая к дополнительным средствам и ресурсам, и тем более к резервам. Решая проблемы, прагматики демонстрируют планомерный подход, когда за раз делается только одно дело и достигается конкретный результат. Это объединяет прагматиков с реалистами, (о последних расскажем чуть позже).

Идеалисты верят в «благородные намерения» окружающих, а прагматикам это совсем не свойственно. Они уверены, что мир нельзя понять и тем более управлять им, ведь он непредсказуем. По этой причине «сегодня» они делают так, а дальше – будет видно. Поведение людей-прагматиков также непредсказуемо, т.к. большинству людей сложно понять, как они мыслят и размышляют.

Прагматики обладают способностью чувствовать конъюнктуру, а потому могут влиять на спрос и предложение в самом широком их понимании. Они стремятся делиться своими идеями с другими людьми, расположены к совместной работе, вдохновленно работают в команде, успешно разрабатывают стратегии быстрого достижения результатов.

В целом же прагматиков можно назвать адаптивными и гибкими людьми, как с позиции мышления, так и с позиции поведения. Почти всегда их отличают прекрасные коммуникационные навыки и способность к эмпатии. Они сопереживают другим людям, но и сами испытывают потребность в понимании, любви, одобрении, принятии их мыслей и поведения.

Аналитический стиль мышления

Люди с аналитическим стилем мышления стремятся к поиску оптимальных путей. Они отличаются методичной, логической, тщательной, акцентированной на детали и осторожной манерой решения проблем. Перед принятием решения они составляют план действий, собирая максимум информации о проблеме, чем и обусловлен их достаточно частый успех во всем.

Аналитики концентрируются на теоретических данных, а фактами и реальным положением дел руководствуются уже во вторую очередь. Они не любят неразбериху, хаос, неопределенность и неизвестность. Предпочитают смотреть на мир как на то, что можно подчинить рационализму и логике, упорядочить и предсказать.

Особой ценностью для аналитиков обладают знания, поэтому уже с детства они стараются учиться и осваивать теории, при помощи которых можно объяснить явления окружающего мира и привести их к системе. Для них важно мнение авторитетов; их взгляды редко меняются; все полученные теоретические знания они стремятся всегда применять на практике.

Сталкиваясь с проблемой, аналитики начинают искать процедуры, формулы, методы и целые системы, при помощи которых проблема может быть решена. В результате этого они ставят перед собой задачу определить лучший вариант решения проблемы.

В жизни аналитики тяготеют к предсказуемости, стабильности и рациональности, концентрируются на объективной информации и «процедурах» преодоления препятствий. Любая деятельность таких людей всегда будет подчинена подробному и детализированному плану, системе, желанию найти оптимальный путь.

Очень много сил и времени аналитики тратят на поиск необходимой информации. Благодаря этому в большинстве случаев они являются компетентными людьми, обладающими нужными данными и понимающими особенности проблем и ситуаций. Это же зачастую служит и предметом личной гордости аналитиков.

Реалистический стиль мышления

Люди с реалистическим стилем мышления предпочитают действовать опытным путем. Несмотря на то, что это напоминает поведение людей-прагматиков, здесь есть существенные отличия. Реалисты и прагматики оперируют разными ценностями и предположениями, а стратегии, которыми они пользуются, принципиально различны, хотя часто могут друг друга дополнять.

Основное значение для реалистов имеют факты, а «настоящим» они считают только то, что можно реально ощутить, к чему можно прикоснуться, что можно услышать, увидеть и т.д. Реалисты придерживаются мнения, что если чего-то нельзя достичь на уровне фактов, то и начинать работать с этим вообще не имеет никакого смысла.

Стиль мышления реалистов состоит в том, что он предельно конкретен и направлен на исправление и изменение ситуации ради достижения конкретной цели. Проблемы для них появляются в любом случае, когда они видят, что-то «неправильное», и у них возникает желание на это повлиять.

Прагматики склонны к экспериментам, а реалистам ближе безошибочное ведение дел, основанное на уверенности в том, что если им удалось что-то «исправить», то в будущем не возникнет никаких неожиданностей, и все будет идти как по маслу. Если нечто произойдет снова, реалисты вновь постараются все исправить, преследуя ту же цель.

На самом деле реалисты больше всего близки к аналитикам, т.к. опираются лишь на уверенные факты, ориентируются на вещественное, конкретное и объективное, действуют методично и стремятся достичь практически ценных результатов. Но в то же время реалисты не любят формальностей и логических процедур, долгих поисков данных и стремления к идеалу. Реалисты будут стараться сделать что-либо как можно лучше, оперируя фактами, имеющимися в их распоряжении.

Как и синтезаторы, реалисты приветствуют контроль над ситуацией. Они любят сами управлять ресурсами, людьми и результатами; не любят проводить долгие анализы, затягивать дискуссии и оттягивать моменты принятия решений.

Таковы общие характеристики и отличия каждого из пяти индивидуальных стилей мышления. Но, помимо этих характеристик, рассмотренные стили обладают и более яркими признаками, по которым легко определить стиль мышления – свой или кого-то другого.

Определение стиля мышления

Здесь мы не будем подробно расписывать каждый стиль мышления, т.к. основные характеристики им мы уже дали, а представим лишь наиболее яркие особенности, присущие каждому из них.

Как определить синтезатора:

Как определить идеалиста:

Как определить прагматика:

Как определить аналитика:

Как определить реалиста:

В реальной жизни человек не может пользоваться только каким-то одним стилем мышления. Есть доминирующий стиль, а все остальные могут проявляться в большей или меньшей степени, и порой даже не «чувствоваться». В одних ситуациях стили мышления могут сотрудничать, в других – конфликтовать.

На эту тему неоднократно проводились научные исследования. Результаты показали, что примерно 50% людей оперирует в процессе жизни одним наиболее оптимальным и привычным для себя стилем. Около 35% людей с одинаковой частотой задействуют два стиля. А остальные 15% успешно применяют три и более стилей мышления.

Также исследователи пришли к выводу, что наиболее адаптивными, гибкими и эффективными в жизни и работе являются люди, относящиеся к последней категории, т.е. к тем, кто способен в одинаковой мере применять тот или иной стиль, хотя людям, «профессионально» владеющим каким-то одним стилем, они будут уступать. Но все же психологи рекомендуют развивать в себе качества синтезатора, идеалиста, прагматика, аналитика и реалиста.

Что же касается освоения новых стилей мышления, то специалисты проводят аналогию между этим процессом и изучением иностранных языков. Когда вы решаете выучить какой-то новый для себя язык, вам не приходится менять свое мировоззрение или систему ценностей. Все, что требуется, – это сформировать систему новых навыков.

Вероятнее всего, вы сможете писать, читать и говорить на новом для себя языке, будете использовать его по необходимости или ради удовольствия. Вы все также будете в состоянии жить привычной и комфортной для себя жизнью, но само знание нового языка подарит вам новые возможности.

Аналогичным образом обстоит ситуация и с овладением новыми стилями мышления: когда нужно, вы сможете «включать» необходимый в данный момент стиль, а затем вновь возвращаться к привычному. Но результаты, которых вы будете достигать, с каждым разом (по мере практики) будут все лучше и лучше.

О том, как начать осваивать новые стили мышления, вам расскажет специалист по личностному росту и бизнес-тренер Александр Макаревич.

Источник

Два типа мышления, которые ответственны за твои неудачи

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Некоторые делят людей по принципу того, как они кусают банан, другие — глядя на плейлист. На самом деле, мир делится по типу мышления. Их всего два: фиксированное и мышление роста. Прочитай и реши, к кому относишься ты. Это и станет объяснением всех твоих проблем. Ведь образ мышления меняет то, к чему люди стремятся, и то, что они рассматривают как успех.

В мире есть два вида людей

Есть те, кто управляет своей жизнью, и те, кем управляет сама жизнь. Разница больше, чем может показаться. Первые всегда рвутся вперед. Вторые примеряют на себя менталитет жертвы. Наличие правильного мышления является ключом к успеху. Первые стараются изменить свою жизнь, вторые на нее предпочитают жаловаться. Первые — сторонники мышления роста, а вторые — фиксированного мышления.

Фиксированное мышление предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности – статичные данности, которые невозможно значительно изменить, а успех – это подтверждение наличия интеллекта, оценка того, как эти данности соответствуют такому же фиксированному стандарту; стремление к успеху и избегание неудач любой ценой становится способом поддержания ощущения собственного ума и квалифицированности.

С другой стороны, мышление роста «процветает» на проблемах и видит поражения не как доказательство нехватки интеллекта, а как трамплин для роста и развития наших способностей.

Из этих двух образов мышления, признаки которых мы проявляем с раннего возраста, проистекает наше поведение, отношение к успехам и неудачам в профессиональной и личной сфере и в итоге наша способность к счастью.

Для людей фиксированного типа мышления главное — самоутвердиться в классе, карьере, отношениях. Для них каждая ситуация – призыв подтвердить свой интеллект, индивидуальность или характер. Все события анализируются по типу: смогу ли я добиться успеха или потерплю неудачу? Буду ли я выглядеть умным или тупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или проигравшим?

Верят ли люди с таким мышлением, что кто угодно может стать кем угодно, что любой человек с правильной мотивацией или образованием способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они считают, что настоящий потенциал человека неизвестен и непостижим: невозможно предвидеть то, чего можно достичь годами энтузиазма, труда и обучения.

Разница между мышлением роста и фиксированным мышлением

Погружаясь в образ мышления, ты погружаешься в новый мир. В одном – мире фиксированных качеств – успех связан с потребностью постоянно доказывать, что ты умен или талантлив. Это самоутверждение. В другом – мире с изменяющимися качествами – это вызов самому себе с целью научиться чему-то новому. Это саморазвитие.

В одном мире ошибка воспринимается как провал. Получить плохую оценку. Проиграть в турнире. Попасть под сокращение. Получить отказ. Это значит, что ты не умный или не талантливый. В другом мире отказ воспринимается как признак недостаточного роста. Не достичь поставленной цели означает, что ты пока не реализовал свой потенциал.

В одном мире усилие – это плохо. Оно, как и провал, означает, что ты либо дурак, либо лишен талантов. Будь все иначе – усилия были бы ни к чему, но именно они делают тебя умным и талантливым.

Развитие мышлений начинается в молодом возрасте. Некоторых детей хвалят за мелочи, называют талантливыми. Ребенок не в состоянии оценить внезапно свалившуюся на него «гениальность», он не может совладать со своим успехом, но раз все вокруг говорят, что он хороший, значит, так и есть. Вот он и проживает жизнь, убежденный в собственном превосходстве.

Другим детям не вешают чересчур высокие ярлыки, а говорят, что у них все получилось потому, что они постарались. Они мыслят иначе и понимают, что необходимо вложить силы, чтобы что-то получить.

Дрянное мышление

Человек с фиксированным мышлением избегает проблем. Люди такого типа могут быть успешными, но, как правило, достигают своих пределов раньше, чем люди с мышлением роста. Они всегда отстают от своего потенциала, потому что не хотят выходить на финишную прямую. Им проще согласиться с тем, что у них ничего не получается, чем начать что-то делать.

Они избегают проблем, поскольку не любят рисковать. Риск и усилия видятся им как проявление своей недостаточности, как несоответствие неким требованиям. Иногда они отрицают любую помощь, так что давать им советы совершенно бессмысленно. Даже если проблема весьма большая. А все потому, что очень не любят слушать о себе негативные отзывы.

Они могут даже ревновать и недолюбливать человека за то, что ему от рождения дано больше талантов. Потому что чувствуют угрозу от чужих успехов. При этом не верят, что упорный труд может привести к улучшениям. Те самые люди, которые смеются над чужой зарплатой в 20 тысяч целковых, а сами нигде не работают.

А главная проблема в том в том, что они ожидают, что все хорошее произойдет автоматически. Что партнерам не придется помогать друг другу решать проблемы или приобретать новые навыки. Что все сложится по волшебству благодаря их любви.

Не поддавайся соблазну фиксированного мышления

Фиксированное мышление — как инфекция. Оно не только портит жизнь носителю, но и его окружению. Умные люди понимают, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно много работать. Люди с фиксированным мышлением в глубине души это тоже понимают, но предпочитают гнуть свою линию. Они ни за что не признают чужую правоту. Споры с ними так же бессмысленны, как речевые перепалки между воинствующим атеистом и агрессивным верующим. Они в большей мере стараются убедить тебя в твоей неправоте, чем доказать безупречность своего мнения. С ними нужно очень осторожно общаться, ибо люди обидчивые.

1. Когда ты споришь с ними, придерживайся фактов и старайся не комментировать его личность. Избегай фраз, которые начинаются с: «Я думаю, что лучше, если …». Так ты не оставляешь альтернативы и делаешь свое утверждение единственно верным. Очень важно контролировать свои эмоции. Как известно, они не любят советов и возражений. Но как тогда с ними общаться? Да очень просто: всегда говори что думаешь, но эта фраза должна быть последней, чтобы у них было время все обдумать, переварить. Они могут даже согласиться.

2. Не пытайся их исправить. Поскольку у них фиксированное мышление, попытка заставить их передумать обречена на провал. Чем больше на них давишь, тем сильнее они прислушиваются к себе. Единственный вариант — показать, что их версия недееспособна.

4. Окружай себя людьми с мышлением роста. По возможности старайся найти тех, кто разделяет твою веру в силу обучения и усилий. Такие люди всегда открыты для дискуссии, принятия критики. Они будут улучшать тебя, а ты — их.

Источник

Виды мышления, или Почему избыток мотивации мешает творческому мышлению?

Пост в Лигу психотерапии (видео- и текстовая версии): психолог Мария Фаликман об особом подходе к исследованию мышления в психологии, различиях между теоретическим и практическим мышлением и имеющихся классификациях

Мышление занимает верхнюю строчку в ряду познавательных процессов. И если в ощущениях нам даны отдельные свойства объектов окружающего мира, в образах восприятия — целостные объекты, то мышление оказывается нам необходимо тогда, когда этих объектов недостаточно, нужно установить связи, отношения между ними или выделить их существенные свойства. Соответственно, мышление так и определяют как познавательную деятельность, заключающуюся в отражении связей и отношений между объектами окружающей действительности и их существенных свойств.

И на самом деле человек считает мышление своей отличительной особенностью и поэтому к его определению добавляется обычно то, что характерно для мышления человека — это не просто отражение этих связей, отношений, а отражение обобщенное и опосредствованное, то есть связанное с выделением каких-то существенных свойств, которые позволяют объединять объекты в категории, отвлекаться от отдельных конкретных объектов, и процесс, который вооружен специфическими знаками, прежде всего речью, позволяющей осуществлять те или иные мыслительные операции. И, конечно, мышлением занимается не только психология, но и множество других областей знания — и философия, которая задается вопросами о том, доступно ли мышлению вообще познание действительности, что такое истина, что вообще первично — мышление или бытие, и логика, которая пытается изучать правильное мышление, каким оно должно быть, педагогика, которая стремится мышление формировать и искусственный интеллект, который строит модели, которые решали бы мыслительные задачи так же, как решает их человек.

Но именно психология пытается изучать закономерности мыслительного процесса так, как они присущи человеку, пытается изучать не как правильно, а как человек думает на самом деле, что у него собственно в голове происходит, на что он опирается. И поэтому в психологии принято еще одно операциональное определение мышления, поскольку трудно изучать обобщенное опосредствованное отражение связей, отношений и так далее, психология изучает мышление как процесс решения задач, то есть достижение цели, поставленной в определенных условиях, где непосредственное достижение этой цели невозможно.

И традиционно в психологии принято различать мышление человека и так называемое разумное поведение животных, хотя на самом деле, конечно, разумное поведение животных оказывается источником для развития человеческого мышления.

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Если мы посмотрим, что такое это разумное поведение, мы увидим, что это всегда такие ситуации, где животное не может непосредственно достичь своей цели, например, получить пищу, в которой оно в данный момент нуждается.

Вот, допустим, есть подвешенное к потолку яблоко, до которого обезьянка дотянуться не может, или лежащий за пределами клетки банан, достать который не позволяет длина лапы.

И задача в таком случае становится двухфазной — животное вынуждено изготовить или найти орудие, которое позволит дотянуться до банана или сбить яблоко или построить под висящей наверху приманкой пирамиду из каких-нибудь ящиков или, может быть, в других случаях придумать обходной путь или устранить какие-то препятствия.

И предполагают, что первая фаза — найти орудие, создать постройку и так далее, постепенно становится самостоятельной, потому что когда животное решает такую задачу, оно придумывает, по сути дела, как ее решить и тут же решает, а когда мы отделяем эту подготовительную фазу и превращаем ее в отдельную, разворачивающуюся во внутреннем плане операцию для нас и источник будущего мышления человека, более того, когда мы пытаемся воздействовать орудиями на разные предметы, мы открываем такие свойства этих предметов, которые непосредственному нашему восприятию не доступны, то есть то, что глазами не увидеть, ушами не услышать, но то, что существенно для решения данной задачи. И как только мы выделяем это скрытое свойство и устанавливаем его отношение к решению задачи, мы уже попадаем в, по сути дела, определение мышления, а когда мы начинаем использовать знаки для того, чтобы зафиксировать эти полученные знания, наша умственная деятельность становится опосредственной.

Естественно, мышление человека в высшей степени многообразно, мы можем выделить некоторые основания для классификации видов мышления. Самое распространенное основание — это форма, в которой задача представлена, и способ преобразования материала, то есть задача может быть либо дана наглядно, непосредственно перед нами, либо описана словами или вербально, а преобразовывать материал мы можем либо непосредственно нашими действиями, либо в плане образов, мысленно трансформируя то, что мы видим, либо с помощью логических операций.

Соответственно, выделяют три вида мышления, которые одновременно являются тремя ступенями его развития: мышление наглядно-действенное, то самое, которое стоит за решением головоломок в виде разнимания железных фигурок, мышление наглядно-образное, когда мы решаем задачу в мысленном плане, например, прикидываем как вместить всю мебель в комнате, не переставляя ее, и мышление вербально-логическое, или словесно-логическое, связанное с использованием речи и с применением определенных логических операторов к той задаче, которая перед нами стоит.

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Помимо этого мы можем различить мышление по тому пласту психики, в котором оно протекает: с одной стороны, мышление интуитивное, когда мы не осознаем всего пути решения задачи, а как будто бы сразу знаем решение, и с другой стороны, мышление аналитическое, развернутое во времени, полностью доступное сознанию, когда мы можем проследить все его этапы. За интуитивным мышлением обычно стоит просто богатый опыт, позволяющий человеку не тратить время на разворачивание мыслительного процесса.

Можно выделить мышление теоретическое и практическое — это классификация отечественного исследователя Бориса Михайловича Теплова.

Теоретическое мышление связано с выдвижением гипотез, построением теорий, разработкой стратегии решения определенных задач.

Практическое мышление связано с решением конкретных задач всегда в режиме реального времени и всегда с немедленной проверкой практикой.

Типичный пример — это, например, мышление полководца или мышление директора завода — прямо сейчас правый фланг атакует неприятель, что делать?

Полководец думает, принимает решение и получает немедленную обратную связь, правильно ли он решил эту задачу или нет. При этом он жестко ограничен во времени, потому что если помедлит, то битва будет проиграна, в то время как теоретик может позволить себе думать столько, сколько требует задача.

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

И наконец, можно различить мышление творческое и мышление критическое. На самом деле, по поводу творческого мышления в психологии продолжаются споры. С одной стороны предполагается, что мышление вообще нужно только тогда, когда задача не решена и в итоге получится что-то новое, как определял его Уильям Джемс, это способность ориентироваться в новых данных опыта, тогда любое мышление творческое. И когда появляются классификации вроде мышление творческое и так называемое репродуктивное, воспроизводящее, про второе всегда вопрос — это мышление или нет? Но если мы выделяем мышление, связанное с порождением нового, и мышление, связанное с проверкой того, что мы нашли, с определением области применения нашего решения, то такая классификация вполне возможна.

На самом деле, за различением творческого и критического мышления стоит одна из известных процедур активизации творчества — так называемый мозговой штурм, когда людей делят на две группы, одни из которых генерируют творческие решения в той или иной изобретательской задаче или просто сложной производственной задаче или еще какой-нибудь, а другие проверяют, насколько те решения, которые были придуманы во время творческой фазы, годятся, насколько они выдерживают логическую проверку, насколько они применимы.

Почему так? Потому что оказалось, что для творческого и критического мышления характерны совершенно разные препятствия, им мешают разные вещи. Творческому мышлению мешает, прежде всего, наша внутренняя цензура и так называемая ригидность или шаблонность, когда мы пытаемся двигаться уже проторенными путями, опираться на наш опыт, вместо того, чтобы увидеть какой-то атрибут, который принципиально отличается от того, что диктует опыт.

Психолог Эдвард де Боно даже описывает специальное так называемое нешаблонное мышление или способность мыслить около, выделить тот атрибут, который принципиально противоречит прошлому опыту, но который важен для решения данной задачи. Как, например, в известной легенде про красавицу и ростовщика, которой этот ростовщик предложил тянуть жребий, от которого зависела ее судьба и судьба ее отца — она должна была вытянуть один из камешков, черный или белый, и в ночь перед испытанием узнала, что ростовщик положил два черных. Что навязывает прошлый опыт? Тащить и смотреть, что получится, действовать как угодно. Что значит увидеть тот атрибут, который находится около? Сделать ставку не на вытащил, а на остался. Например, вытащить камешек и уронить, например, над рекой на мосту. Если остался черный, значит уронили белый и значит, соответственно, победа может быть одержана.

Еще одна вещь, которая принципиально мешает творческому мышлению — это избыток мотивации.

Когда мы очень хотим очень быстро найти самое лучшее решение, у нас скорее всего ничего не получится.

В психологии мотивации давно описан этот закон оптимума мотивации и чем сложнее задача, тем слабее должна быть наша активация, наше стремление сделать все немедленно и наилучшим образом. А критическому мышлению мешает, например, наша тревожность, связанная с тем, что если идея окажется недостаточно ценной, то значит мыслим мы плохо и самооценка наша понизится, а если мы работаем в коллективе, то мы боимся, что будут критиковать нас и не критикуем других, боимся отдавать свои идеи на суд другим. И таким образом, эффективным мыслительный процесс оказывается, когда два этих вида внимания разнесены во времени, хотя в работе, например, ученого мы, естественно, можем найти и, собственно говоря, творческое мышление, порождение нового и критическое мышление, оценку тех идей, которые были подготовлены.

На самом деле, если посмотреть на мышление ученого, то мы можем в нем выделить как минимум четыре этапа вслед за психологом Грэмом Уоллесом.

Он, когда анализировал, как ученые делают открытия, а поэты и художники создают свои произведения, заметил, что всегда в этом процессе можно выделить четыре этапа: этап подготовки, который протекает в сознании, абсолютно развернут, когда мы собираем материал; этап созревания, когда ученый или художник на время забывает о том, чем он занимался, но, по всей видимости, процесс продолжается, просто за пределами сознания; наконец, этап озарения, когда решение выходит в сознание; после чего начинается рутинный этап проверки, насколько хорошо то, что получилось. И мы можем видеть, что эти два вида мышления на самом деле ложатся на этот единый мыслительный процесс.

В принципе существуют и другие классификации видов мышления, связанные с тем, насколько оно соответствует действительности или насколько оно соответствует каким-то нашим переживаниям и эмоциям. В клинической психологии различают мышление реалистическое и мышление аутистическое, хотя у человека влюбленного мы можем видеть компоненты этого аутистического мышления сплошь и рядом. Но в принципе для того, чтобы анализировать и исследовать мышление этих перечисленных разновидностей нам вполне достаточно.

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Лига психотерапии

4.1K постов 22.5K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Очень люблю сайт ПостНаука.

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Творческие муки

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

что значит утилитарное мышление. Смотреть фото что значит утилитарное мышление. Смотреть картинку что значит утилитарное мышление. Картинка про что значит утилитарное мышление. Фото что значит утилитарное мышление

Ответ на пост «Откуда взять мотивацию работать если пережил депрессию?»

Данный текст не столько для широкого читателя, сколько именно для тех, кто сталкивался с подобными кризисами или переживает их в данный момент. Делюсь тем, что только таким людям и будет подлинно понятно и близко. Тем, что кристаллизовал мой собственный опыт переживания кризиса и его преодоления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *