Консультация для родителей «Что значит уважать ребёнка?»
Вера Александровна Новикова Консультация для родителей «Что значит уважать ребёнка?»
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю консультацию для родителей на тему: «Что значит уважать ребёнка?»
Общение с ребёнком-не пустая забава. Это своего рода школа,где ребёнок учится мыслить, чувствовать, постигать великую науку жизни среди людей.
И это очень важно,какие уроки общения получает ребёнок от вас.
Во многом зависит как он,став взрослым, будет относится к вам, к товарищам,и как к нему будут относится окружающие.
Самое важное-это не смотреть на ребёнка, как на свою собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть,как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть, как на человека, пусть еще слабого, нуждающего в помощи, в защите,пусть не могущего быть ещё борцом и строителем, но всё же человеком,при том будущего.
Родители, умеющие сочетать уважение к ребёнку со строгой и справедливой требовательностью, всегда найдут правильный тон общения с ним. Если малыш окружён разумным вниманием, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедливо и требовательно, у него легко возникает готовность выполнять ваши просьбы. Детское расположение и доверие к вам-лучшие спутники воспитания.
О требовательности к детям.
Справедливость и законность требований-непременные условия в установлении взаимопонимания взрослого и ребёнка. Малыш с готовностью слушает тех, кто требователен к справедливости. Дети обладают необыкновенной способностью устанавливать,как относятся к ним взрослые, одинаково ли требовательны ко всем членам семьи или выделяют кого-либо особо.
Пример:Мать делает замечание старшей дочери за то, что она гонит младшего брата от стола. Мать заступается за малыша, ведь он маленький, ему надо уступать. А если он мешает мне печь пироги?Всё равно,ты же старше его!Девочка обижена,она в сердцах толкает брата. Получается конфликт.
Не допустимо, чтобы взрослые строили свои отношения с детьми по настроению. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости, сбивают ребёнка с толку. Неуравновешенность взрослых рождает детскую неуравновешенность. Вот пример. Малыш копает в песке, мать ласково смотрит на него,то и дело поправляет ему шапку,стряхивает песок с одежды. Сколько нежности в ее голосе, когда она помогает сыну делать песочные пряники. Но. не успела она отвернуться,как малыш уже в середине лужи. Мать с силой подтянула его к себе и шлёпнула:»Вот дрянь!Намочил сандалики. » Ребёнок взахлёб плачет, а мать поцелуями пытается его утешить,но безуспешно:сын замахиваетсяна неё, топает ногой.
Требования должны быть понятны ребёнку, только тогда можно рассчитывать на то, что он будет выполнять их осознанно,с чувством ответственности. Нельзя забывать также о физическом и душевном состоянии малыша, у него тоже бывает настроение.
Ребёнок уронил игрушку,конфету или упал, и испачкал одежду, или что-то разбил нечаянно. Он огорчён и удручён своей оплошностью, он плачет.
Всегда ли вы реагируете правильно на подобные происшествия?
Педагогический такт. Он необходим каждому из нас. Мы должны умело выслушать ребёнка,
разговаривать с ним,быть сдержанными, уметь выбрать способ воздействия на ребёнка, не оскорбляя человеческого достоинства, уметь понять ребёнка и мотивы его поступков. Вспомните упрёки, которые мы делаем, конечно, с благими намерениями «воспитывая»детей:»Вероника, ты,плохая девочка. От тебя кроме плохого ничего не дождешься!Ты, не исправимый ребёнок!»Если дети не обладают навыками аккуратности, то в этом виноваты не дети, а взрослые. Не лучше ли, если ребёнок услышит такое:»Видишь, какая Тома вежливая,аккуратная, на неё приятно смотреть. Ну-ка, поскорее приведи себя в порядок. А то увидят, все будут смеяться. Никто не поверит, что ты не аккуратная девочка!»Такой подход, где основной принцип-вера в хорошие качества ребёнка,вызовет другую реакцию:стремление быть лучше.
Каково содержание наших отношений с ребёнком. Конечно, мы его любим, заботимся о его здоровье,достатке, счастливом детстве.
Требуем послушания, иногда даже добиваемся насильно. И не всегда принимаем во внимания, что к ребёнку надо относиться с уважением, видя в нем человеческую личность.
Уважать,за что?Вот вырастит,станет человеком,тогда и станем уважать!»-говорят некоторые родители, считая, что детство-это лишь подготовка к жизни человека. Маленькому ребёнку нужна не только еда, одежда и уход. Он нуждается в интересной беседе,
в задушевном разговоре и в добром примере, на котором учится общению с детьми.
Ведь мы безумно любим своих детей!
«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Консультация для родителей «Интерес ребёнка пяти лет» Интерес ребёнка пяти лет Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются.
Консультация для родителей «Как приобщить ребёнка к книге» Двухлетним детям читают песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, рассказывают сказки, с ними рассматривают книжки, вызывая интерес.
Консультация для родителей «Речь ребёнка 6–7 лет» Речь ребенка 6-7 лет Консультация для родителей Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь еще отстает от.
Консультация для родителей: «Самообслуживание и его значимость для ребёнка» Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и.
Консультация для родителей «Темперамент вашего ребёнка» Каждый человек рождается со своими особенностями функционирования нервной системы, которые влияют на личность человека, и не изменяются.
Консультация для родителей «Тренируйте сердце ребёнка» Сердце — удивительный орган — один из самых сильных и прочных. Консультация для родителей «Тренируйте сердце ребёнка» Сердце – удивительный.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.
Консультация для родителей «Здоровый сон ребёнка» Ребёнок скоро пойдёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла без проявлений отрицательных эмоций, важно отрегулировать ритм сна, время укладывания.
Понять природу — значит ее чувствовать… Консультация для родителей Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце.
Начался учебный год, и многие дети пошли в школу, а их родители…к психологу. Школа всегда является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, насколько гармоничны и здоровы отношения в семье. Если ребенок более других детей привлекает к себе внимание учителей по статьям «успеваемость» и «поведение», он начинает приносить домой дневник с соответствующими замечаниями. Родители, расстроенные критическими высказываниями в адрес своего ребенка, идут к психологу, чтобы исправить ситуацию.
Чаще всего они жалуются психологу на поведение ребенка, который перестал их слушаться, и просят повлиять на него таким образом, чтобы он снова начала их слушаться, т.е., выполнять их требования, а также требования учителей. Когда я спрашиваю, что вы хотите приобрести в ходе консультирования для себя, то мама отвечает: «Я хочу, чтобы он…» И вариации: — перестал негативно реагировать на мои высказывания; — перестал врать; — перестал смотреть телевизионные передачи, которые мне не нравятся; — перестал дружить с «плохими детьми» — и т.п.
Родители занимают, таким образом, позицию по отношению к ребенку: «Я лучше знаю, как тебе жить». Этим ребенок лишается практически всех прав: — на свое мнение; — на свой выбор; — на ошибку; В некоторых семьях дети не имеют своей территории и своего личного времени! Даже в условно свободное время родители контролируют, чем ребенок занимается, и прерывают его деятельность, если считают, что он этим заниматься не должен. В этом случае я не вижу принципиальных отличий от тюремных условий существования.
При этом ребенок, лишенных родителями прав, наделяется огромным списком долженствований. Когда я спрашиваю, что должен делать ваш ребенок, то родители легко и быстро начинают перечислять (все, что в скобках, уточняется в ходе дополнительных вопросов психолога): — учиться (делать уроки и получать хорошие оценки) — есть (тогда, когда я зову и то, что я даю); — соблюдать (установленный мной) порядок; — соблюдать (установленный мной) режим дня; — и еще 144 пункта.
Когда ребенок начинает сопротивляться подавлению и контролю, родители возмущаются и говорят: — Ну, согласитесь, ведь ребенок же должен уважать взрослых (подчиняться нам)! — А вы уважаете своего ребенка? — Конечно, уважаем. — А как? — Ну мы знаем, сейчас, вы, психологи, не в обиду будет сказано, говорите, что ребенок такой же человек, и что у него есть такие же права…Но, позвольте, это что же, мы должны делать так, как он захочет? Это мы теперь должны ему подчиняться что ли?
Уважение, таким образом, понимается родителями как подчинение: либо я подчиняю ребенка себе, либо он подчиняется мне. Критерием уважения является обладание властью. А теперь вы понимаете, почему классный руководитель Марья Ивановна шлет записки родителям, что ребенок на уроках игнорирует ее требования?
Школа – это более-менее свободное место от родительского контроля, в которой учителя знают, что у ребенка есть права, а ребенок понимает, что здесь у него прав больше, чем у учителя. Здесь он может никому не подчиняться, и кроме записей в дневнике ему за это ничего не будет… Я слышала от учителя, что даже если ребенок придет на занятие в алкогольном опьянении, то учитель не имеет право удалить его с уроков, поскольку несет ответственность за жизнь учеников в это время.
Так что же на самом деле означает «уважать своего ребенка»? Уважение – это действительно соблюдение прав. Это не означает, что, если я уважаю право ребенка смотреть в свободное время телевизор, а не рисовать, потому что «он должен развиваться», то я подчиняюсь его воле. Уважение прав – это не выяснение того, «кто в доме хозяин».
Уважение невозможно без отказа от ожиданий, осуждения и отвержения ребенка, которое выражается в том, что родителей не устраивает их ребенок таким, каков он есть. Уважение не бывает без смирения с тем, что «Я знаю лучше». На самом деле, многие вещи ребенок видит и анализирует еще чистым разумом, не зараженным негативным мышлением, которое передают ему взрослые. Поэтому он задает простые вопросы, которые указывают на противоречия во взрослой логике, на отсутствие честности в отношениях и манипуляции по отношению к нему. Ребенок намного более взрослых приближен к реальности.
Уважение – это отказ от позиции «ты должен». Ребенок, как и любой другой человек, чувствует то, что чувствует. Он не должен вас уважать и любить. Он учиться этому поведению у взрослых, и что бы вы ему ни говорили, как нужно делать, он все делает точно так же, как и вы. Вы никогда не заставите его уважать вас и любить вас, потому что в ответ на подавление, запреты и наказания у него возникают гнев, обида, страх и ненависть. И мягко говоря, нелогично ждать от него в эти моменты проявления любви и уважения.
Что-то изменилось в нашем мире: нынешние дети не готовы уважать старших только за их возраст.
изменилось в нашем мире: нынешние дети не готовы уважать старших только за их возраст. Это касается, учителей, родителей, бабушек и дедушек. Что с этим можно сделать и как стать таким родителем, которого ребенок уважает?
Что такое уважение
Мы интуитивно чувствуем разницу между любовью и уважением, хотя объяснить это бывает трудно. Уважение — очень важный компонент любых близких отношений. Чтобы отношения были добрыми, комфортными и «питательными», в них должно быть примерно пополам любви и уважения, говорят психологи. И к связям это относится на 100%.
Любовь — это глубокое чувство симпатии и привязанности. Можно сказать, что любовь рождается в сердце, и мы вряд ли можем ее контролировать — наоборот, часто она руководит нами.
Уважение — это особое отношение к другому человеку: мы видим его как отдельное ценное существо, наделенное достоинствами и свободой. Уважение живет, скорее, в разуме, для него важны справедливость, соблюдение правил и границ, внимание к интересам другого человека. Это тоже очень глубокое и древнее чувство, оно свойственно даже животным, как и любовь.
Если в отношениях много любви и мало уважения, мы обращаемся с человеком, как с игрушкой, стремимся присвоить его и управлять им: можем тискать, прерывать его занятия без спроса, не придавать значения его просьбам и желаниям.
Если, наоборот, много уважения и мало любви — из таких отношений уходит душа, они становятся сухими и формальными.
20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
Давайте послушаем ребенка из его «точки мудрости», из самых глубин души, которая знает: всем детям придется вырасти и прожить длинную жизнь. Как же тогда их лучше воспитывать?
Что значит «ребенок меня не уважает»
Часто в отношениях с детьми мы хорошо ощущаем их любовь и привязанность, чувствуем, что дети нуждаются в нас. Но не видим уважения к себе. В чем это выражается?
— Дети игнорируют наши просьбы, их нужно десять раз звать за стол или напоминать про уроки.
— Они могут без спроса «нарушать территорию»: брать наши вещи, заходить в аккаунт на компьютере, валяться на нашей кровати.
— Они грубят, общаются с нами панибратски, как с приятелями, могут подтрунивать, дразнить.
То есть, если ребенок не уважает родителя, он не видит в нем то самое отдельное ценное существо с достоинствами и личными интересами. Иногда это происходит недочетов в воспитании — скажем, мама с папой давали плохой пример общения внутри семьи. А иногда это значит, что ребенок в самом деле в родителях глубоко разочарован и не видит причин их уважать.
10 типичных ошибок родителей в воспитании детей
Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей.
Как плохие привычки ломают уважение
Самый простой способ восстановить уважительные отношения с детьми — провести ваших семейных привычек. Может быть, в доме такой стиль общения, что дети автоматически воспроизводят не лучшее поведение взрослых: орут плохого настроения, занимаются поиском виноватых вместо решения проблемы и могут буднично сказать за чаем: «Ты что, совсем тупой?»
Проверьте, нет ли в этом списке пунктов, которые описывают привычки вашей семьи.
— Эмоциональная неустойчивость: из родителей может легко взорваться, разыгрывать драму или ходить угрюмо, игнорируя домашних. Для взаимного уважения нужна стабильная и предсказуемая обстановка.
— Непоследовательность: родители устанавливают правила, тут же их меняют или нарушают, обещают и не выполняют, спорят друг с другом по одним и тем же вопросам.
— Грубости с близкими: родители оскорбляют друг друга в глаза или за глаза, громко выясняют отношения, не умеют решать проблемы без перекладывания ответственности и «я тебе говорил/а».
— Неспособность признать свою неправоту и извиниться: с возрастом дети все лучше осознают родительские недостатки и видят, в чем они неправы. Без признания собственных ошибок родители снижают доверие к себе.
— Сухие правила: в отношениях с ребенком мало чувств, доверия и открытости, зато есть формальные правила, которые надо соблюдать без учета ситуации и состояния.
— Слишком много запретов: ребенку отвечают «нет» на любые просьбы, не прислушиваются к его мнению, вгоняют в слишком строгие рамки.
— Сравнение ребенка с другими детьми: ребенку говорят, что он не так хорош, как «сын маминой подруги», заставляют его подражать.
— Отсутствие у ребенка права голоса: к сыну или дочке не прислушиваются, не придают значения его желаниям.
— Требование уважения: как ни грустно, не работает призыв уважать взрослого просто за то, что «я твоя мать» или «я тебя кормлю, одеваю и плачу за твои айфоны». Скорее, такое требование вызовет только сопротивление. При этом вы совершенно точно можете уважать себя за то, что воспитываете ребенка и много делаете для него!
7 вещей, которым ребенка можно научить только на своем примере
Как измениться родителям и стать вдохновляющим примером для ребенка или скорректировать воспитательные моменты.
Если вы нашли в этом списке «свои» пункты — не стоит унывать. Представьте, что это квест или жизненный вызов — улучшить свое поведение внутри семьи. Результаты принесут пользу и вам, и детям на много лет вперед. Ведь если взрослые ведут себя уважительно, то ребенок будет их копировать.
Как добиться уважения ребенка: высший пилотаж
Развитие и обучение ребенка строится на подражании почти целиком. Помните эту занудливую поговорку: «Повторенье — мать ученья»? — она про подражание и копирование поведения, а не про число повторов ради заучивания. Мы уже проговорили, что в семье с «уважительными» привычками дети тоже будут вести себя прилично. Но это еще не все.
Пожалуй, главный секрет заключается в том, что ребенок очень хорошо чувствует, счастливы его родители или нет. Довольны ли собой, строят ли интересные планы, имеют ли энергию для жизни. И если это не так — он частично отключает подражание и ищет другие образцы. И уважение отключает тоже. Это эволюционный механизм, который позволяет нам улучшать свою жизнь. Конечно, многое зависит от особенностей психики ребенка — его уверенности или тревожности, но в целом это так.
Поэтому если мама или папа «вкалывают как проклятые», «еле доползают до подушки» и просто устали от жизни, то вряд ли они дождутся почитания от детей. Возможно, это будет сочувствие или жалость, возможно, пренебрежение. Но не уважение.
А человек увлеченный, довольный жизнью, имеющий свои интересы и цели всегда вызывает уважение и желание подражать. Он обладает уверенностью, магнетизмом, и его хочется ценить. С ним приятно общаться и обмениваться эмоциями, он интересен сам по себе.
Поэтому придется повторить еще одно знакомое правило: «Воспитывайте себя, а дети подтянутся». Не всегда это просто: многие семьи живут в сложных условиях, и сил хватает только на самое важное — работу, быт, школу, помощь близким.
Но надо искать выход. Стараться делать жизнь интереснее и счастливее, умнеть, мудреть, работать над собой, становиться живым и энергичным человеком. Мы делаем это не только для себя, но и для детей. И это лучший способ стать родителем, которого ребенок уважает.
Как вырастить ребёнка счастливым?
Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя: как сделать так, чтобы твой ребенок вырос счастливым человеком?
Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность
С детства мы привыкли слышать фразу «старших нужно уважать». Нас учили, как вести себя в общественном транспорте, когда рядом пожилой человек, как разговаривать со старшими, как реагировать на замечания умудренных жизнью людей. Везде прослеживалась мысль о том, что с взрослыми нужно быть максимально вежливыми, терпеливыми и тактичными. В свою очередь старшие всегда чувствовали себя уполномоченными вовремя сделать замечание не только своему ребенку, но и чужому, поругать или вылить свое раздражение на «хулигана», если этого сильно захочется.
Получилось так, что издавна в нашем обществе сложился стереотип: дети обязаны уважительно относиться к взрослым, взрослые же могут вести себя с детьми так, как им хочется (они же взрослые!) Старшие могут говорить детям все, что думают о них и выражать это в любой форме, дети не имеют на это права.
А нужно ли уважение нашим чадам? Что такое уважение к ребенку и в чем оно должно выражаться?
Что такое уважение
Вот, что говорит толковый словарь Ефремовой: «Уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо».
Исходя из трактовки данного понятия, дети должны признавать достоинства старших, которых уважают, почитать их. И никто с этим не спорит: ведь каждый взрослый человек значим для общества, он полезен и важен на своей работе, в своем доме, а также представляет ценность просто как личность.
Что же великого сделали дети, чтобы старшие смогли относиться к ним с уважением?
Уважаем ли мы своих детей?
Если бы взрослый человек занимался каким-то делом, даже развлечением, его никогда бы не заставили, даже не дав десяти минут, все бросить и бежать мыть посуду. Причем, форма самой просьбы была бы совсем иной, с «волшебными» словами и почтительным тоном в голосе.
Ольга воспитывает пятилетнюю дочь Ксению. Однажды, когда она пришла забирать малышку из детского сада, воспитатель пожаловалась ей, что девочка начала нарушать порядок во время обеда: веселиться и всех отвлекать от еды.
Пока девочка убирала за собой игрушки, чтобы уйти домой, ее мама спросила у воспитателя: «А что, моя дочь продолжала веселиться во время обеда даже после вашего замечания?» «Никто никому не делал замечания, я просто выгнала ее и всех, кто сидел с ней рядом, из-за стола. Большие они уже, чего с ними церемониться? В следующий раз будут знать, что нужно тихо сидеть и есть, а не развлекаться».
Судя по обычному поведению взрослых, дети никак и ничем не заслуживают их уважительного отношения. Стоит хоть чуть-чуть чадам раздражить нас, из наших речей исчезает всякий такт, а из отношений уходит всякая уравновешенность, а порой и здравый смысл.
Как ребенку заслужить уважение?
«Сколько тебе лет, что ты учишь меня?», «Ты вначале дорасти до моих лет, потом будешь говорить», «Почему? Да потому, что я, твоя мама, так сказала!»
Часто слышали мы в своем детстве подобные фразы, когда хотели что-то объяснить старшим, высказать свое мнение, добиться справедливости. Порой эти же выражения в некоторых вариациях слышат от нас наши дети.
Кто-то из ребятишек тихо обижается, чувствуя унижение, кто-то начинает разрабатывать стратегию самозащиты, кто-то «мотает на ус» модель поведения и ждет, когда настанет его час быть старшим.
Что нужно сделать ребенку, чтобы к нему начали относиться, уважая его как личность? Как завоевать наше почтительное отношение этим маленьким жителям земли?
Дети малы и глупы. Они не прожили долгую жизнь, не совершили подвигов, не посадили дерево, не построили дом, не родили сына. Что должно заставить нас, их родителей, вместо грубых и унизительных фраз и действий отвечать на капризы и промахи наших чад тактично, не причиняя душевной боли?
Уважение в качестве воспитания
Ответ прост: уважительное отношение дети не должны заслуживать, они должны его получать в качестве правильного воспитания. Выбирая позицию не унижать достоинства ребенка, мы сможем воспитать чадо полноценной личностью. Такое дитя, подросши, не будет бояться высказать собственное мнение, будет уважительно к другим людям, будет уверено в том, что его принимают и любят.
Мария, тридцатилетняя молодая мама, вспоминает:
«Отношения с мамой не сложились ни у меня, ни у трех моих братьев. Мама сама своими словами и поступками разрушила всякую близкую связь с нами.
Когда мне было двенадцать лет, один раз я не пришла домой в положенное время, заигравшись с подругами. Мама вышла меня искать и когда на соседней площадке увидела меня, прямо при моих друзьях она сильно ударила меня и со злостью прокричала что-то обидное. Так она выливала свое раздражение на нас: когда она приходила уставшая с работы, за любую даже мелкую оплошность мы чувствовали себя ничтожествами, когда слышали, как она называла нас, и когда терпели ее побои.
Чувство обиды, низкая самооценка, нежелание видеть маму – это все плоды ее отношения к нам».
Если мы хотим, чтобы дети относились к нам с почтением, мы должны в первую очередь показать на собственном примере, что значит уважать другого человека. Мы должны дать почувствовать ребенку, что его ценят, с ним считаются, к нему прислушиваются. Получивши уважение от нас, родителей, дитя будет способно отдавать его нам. Более того, многие взрослые люди, видя наше учтивое отношение к своему ребенку, и зная, что именно так полагается вести себя с этим человечком, будут стараться стать обходительнее с нашим чадом.
Как воспитывать, уважая?
Многие родители не представляют себе процесса воспитания без крика, унижений, пренебрежительного отношения к ребенку или к тому, что для него ценно. Всегда проще один раз крикнуть грубое: «Еще раз туда пойдешь – выдеру тебя как сидорову козу!», чем несколько раз спокойно запретить и также тактично предупредить о наказании вследствие непослушания.
Ребенок должен быть уверен в вас, в вашей любви и благосклонности к нему. Даже во время наказания он может быть спокоен: «Мама и папа любят меня, поэтому наказывают за непослушание». Наказание также может унижать достоинство ребенка, а может и влиять созидающе на его личность. Выбор средств воспитания лежит на совести родителей.
Подобные ситуации происходят на детских площадках очень часто. Но заканчиваются они, к сожалению, нередко криками, подзатыльниками и обещаниями страшных наказаний, на которые дети уже реагируют, как на пустой звук, ведь всем известно, что мама не оторвет голову своему ребенку, хотя и обидно это слышать от самого близкого человека.
Стоит стремиться максимально использовать в воспитании такие методы, которые заведомо не будут уничтожать в ребенке все доброе, не будут лишать собственного достоинства, научат ребенка слышать слова родителя, а не его крик, понимать строгие запреты, а не угрозы дать ремня? Это сложнее, требует больших усилий, времени, терпения, но это будет убеждать вашего малыша в вашем уважении к нему и учить его уважать вас, его родителей.