что значит в индии сингх

Сикхи: первый народ, который начал носить в Индии подштанники и дал женщине права

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Народ учеников

«Сикх» означает «ученик», и неспроста: этот народ сначала появился как секта, объединившая в себе черты ислама и индуизма и просто личной философии основателя, гуру Нанака Дэва. Поскольку за такое «вероотступничество» можно было получить и от мусульман, и от индуистов, очень быстро, независимо от кастового происхождения, ситуация повернулась в сторону того, что каждый мужчина из сикхов стал воином. Если вспомнить, что большинство сикхов — земледельцы, получается картина, похожая на общину казаков Юга России. Только со своей отдельной казацкой религией.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Нанак Дэв известен тем, что начал говорить молитвы на родном для него и тех, кто вокруг него, пенджаби и допустил к общественной религиозной жизни женщин. Набожных женщин сикхов можно увидеть при храме, сохраняющими обувь паломников. Что же делают мужчины? Они перед тем, как войти, моют ступеньку или две лестницы в храм. Один из первых гуру сикхов после Нанака запретил убивать вдов или принуждать их к самоубийству вслед за мужем и разрешил выходить им снова замуж. Первые гуру сикхи также объявили, что для сикхов внутри храма нет каст и каждый делит пищу со своими братьями и сёстрами. Так и повелось.

Вера сикхов причудлива и содержит много непонятных запретов. Запрещено удалять волосы с лица. Это, кстати, та причина, по которой знаменитая бородатая девушка по имени Харнаам Каур приняла сикхизм: она устала бороться и с волосами на лице, и с родственниками, требующими от неё проходить болезненные процедуры по длительному удалению волос. Теперь на все претензии у неё один ответ: моя вера не разрешает! Что касается мужчин-сикхов, то, чтобы борода не мешала, они особым образом подворачивают её и повязывают на затылке.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Сикхи не стригут волос. Мужчины укладывают их особым образом под свои знаменитые, из шестиметровой полосы ткани, тюрбаны. Сикхи не носят золотых украшений: воин носит железо.

Сикхам запрещено просить подаяние и подавать подаяние. Деньги — это то, что можно получать за работу и выплачивать, но не дарить. Если сикх хочет помочь бедняку, он купит продуктов или одежды.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Один из ранних гуру сикхов, Говинд, ввёл правила для тех сикхов, которые входят в боевое братство: два правила касались волос на голове и лице, ещё два правила предписывали всегда носить кинжал на поясе и гребень в волосах и, наконец, пятое правило ввело обязательное ношение нижнего белья. Говинд также запретил сикхам пить, курить, жевать табак и прикасаться к мусульманкам как женщинам (последнее защищало предотвращало военные изнасилования). Именно при Говинде женщины сикхов стали носить мужские имена и прибавлять к ним «Коур», а мужчины добавляли к своим именам «Сингх».

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

О том, как трудно следовать своим же правилам

Среди высших добродетелей сикхов — трудолюбие. И действительно, фермеры из сикхов — самые богатые и самые продуктивные. Мало того, что они успевают заниматься своими полями, они ещё и параллельно нанимаются на обработку чужих угодий. Сикхи не знают праздности. В армии они — усердные служаки, в городе — обладатели сотен разных профессий; они никогда не садятся на пособие по безработице (отказ от милостыни!) и никто не видел сикха, лежащего на диване в ожидании работы мечты, пока его жена убивается, пытаясь накормить семью.

В то же время именно этот народ, проповедующий милосердие и отказ от злобы, известен как начавший немало войн с соседями, огнём и мечом прошедший по североиндийской земле. Сикхи должны быть едины — но много раз в былые времена вожди сикхов вели своих воинов на воинов других вождей.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

В конце двадцатого века по Индии прокатилась толпа погромов и массовых убийств — индуисты нападали на сикхов. Это было местью за убийство Индиры Ганди. Индиру Ганди также убили из мести, уже сикхи — за кровавое подавления мятежа сикхов-сепаратистов. Но и мятежники не были исполнены человеколюбия и спокойно резали мусульман. Если бы сикхи следовали собственным лозунгам о милосердии, вся эта кровавая цепочка прервалась бы где-то в самом начале.

Чистота, вполне обычная бытовая чистота, является частью религиозных мировоззрений сикхов, необходимым условием жизни всякого верующего. Тем не менее — чистота важна для всех, а почти вся работа по её поддержанию ложится на плечи женщин. Омовение ступеней храма и мойка автомобиля — одни из немногих исключений. Легко гордо сообщать, как тебе важна чистота и как чисто ты живёшь, если на самом деле эту чистоту создают тебе чужие руки, а тебе достаточно оценивать с видом судьи конечный результат! Кстати, именно из-за принципа чистоты женщинам сикхов запрещено наносить на лицо макияж.

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Трудолюбив средний сикх тоже не за счёт одних своих сил. У большинства земледельцев хватает батраков. С другой стороны, в Индии благословен всякий, кто создаёт рабочие места для армии бедняков.

Всё же, вопреки своей кровавой истории, последние годы сикхи — один из самых миролюбивых народов. Живут они не только в Индии, но и в англоязычных странах; например, министр обороны в Канаде — сикх. А молодые парни-сикхи последнее время завоевали Инстаграм как фэшн-блогеры. И это несмотря на бороды и неизменные синие тюрбаны — те самые, которые некогда использовались их предками как универсальное хранилище документов, денег и предметов обихода, которые понадобятся в военном походе. Сохраняя традиции, сикхи, как их знаменитые гуру когда-то, продолжают смотреть в будущее и прокладывать новые пути.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Сикхи по имени Сингх

что значит в индии сингх. Смотреть фото что значит в индии сингх. Смотреть картинку что значит в индии сингх. Картинка про что значит в индии сингх. Фото что значит в индии сингх

Дело в том, что раджпуты (с санскрита — «сыны царя») — военное сословие, приписывающее себе происхождение от касты кшатриев, что-то вроде местных рыцарей. На самом деле она сформировалась позднее, в основном из вторгавшихся сюда в V–VI веках саков и гуннов, ставивших себя, естественно, выше коренного населения. В 760 году на горе Абу (сейчас она тоже является одним из туристических мест Раджастхана) мудрец Вашишта провел жертвоприношение, посвятив в кшатрии несколько раджпутских кланов. В VIII–XII веках раджпуты подчинили себе всю Северную Индию вплоть до Непала. Правда, позднее, во времена мусульманских завоеваний, раджпуты лишились всех своих «достижений», сохранив могущество только на нескольких территориях, в том числе и здесь, в Раджастхане.

Сикхи («ученики» в переводе с пенджабского) еще известны тем, что у них на всех одна фамилия. В XVII веке во время своей религиозной реформы они взяли себе фамилию Сингх («лев»). И все сикхи были объявлены одной семьей, а точнее, армией правоверных — хальсой. Среди известных сикхов — нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Dr. Manmohan Singh) и входящий в первую десятку богачей мира глава строительной корпорации DLF Ltd Кушал Пал Сингх (Kushal Pal Singh) — самый богатый застройщик в мире. Но большинство сикхов не родственники, а однофамильцы, выходцы из одной хальсы.

Сикхи составляли серьезное сопротивление приходившим на Индостан завоевателям, в том числе англичанам. Но некоторым раджам, из числа тех, кто не сопротивлялся новым властям (или наоборот, сопротивлялся настолько упорно, что завоевателям не оставалось ничего другого, как договариться с ними и пообещать сохранить их власть), удалось успешно пережить и мусульманские династии, и британское владычество. Зато как вассалам им приходилось участвовать в войнах своих новых правителей, благо, они ценили сикхов за их храбрость и военное мастерство. Например, джодхпурская кавалерия участвовала в войне на стороне Англии против Турции в Палестине в 1917 году, а всадники на верблюдах из города Биканер воевали за английскую корону в Китае и на Ближнем Востоке.

Принимали сикхи участие и во Второй мировой войне. В джайпурской крепости есть очень любопытная военная фотохроника первой половины XX века: махараджи в военной форме, делающей их похожими не столько на экзотичных правителей Востока, сколько на бравых офицеров Запада, инспектируют позиции своих солдат где-то в Африке.

Джайпур — город раджпутского клана Кучвахи, который во все времена с разной успешностью стремился подчинить в вассальную зависимость остальные раджпутские княжества. Но сам город совсем молодой, особенно по индийским меркам. В чем-то история его развития напоминает, как ни странно, Санкт-Петербург — он был построен почти в то же время, тоже по идеальному прямоугольному плану и тоже в качестве новой столицы. Основал его в 1727 году тогдашний махараджа («великий царь» с санскрита) Джай Сингх II (Sawai Jai Singh, 1688–1743). Личность была незаурядная, что признавали даже враги: достаточно сказать, что прозвище «Савай» — «один с четвертью», то есть на четверть больше, чем обычные люди — дал ему делийский султан Аурангзеб (1618–1707) из династии Великих Моголов.

Джай Сингх II решил построить новую большую столицу вместо своего старого города Амбера, спрятанного в 15 километрах от Джайпура в горах. Монарху, видимо, стало в горах тесно, да и опасность от моголов, ослабевших под ударами англичан, стала сходить на нет, и раджпутам уже не надо было прятаться от мусульман в труднодоступных местах. Город и назвали в честь махараджи — Джайпур.

Часть Розового города принадлежала самим махараджам. Она находится в центре старого города, и ее занимает огромный дворцовый комплекс. Доступен для туристов он стал только в середине XX века — тогдашний правитель Ман Сингх II решил таким образом пополнить бюджет. Любопытно, что махараджи до сих пор живут именно здесь, в комплексе находятся административные учреждения Джайпура и всего штата, поэтому назойливых туристов пускают не везде.

В самой крепости мирно уживаются рядом друг с другом сикхские и индуистские храмы, а еще тут есть мастерская по отливу пушек и индийская «царь-пушка» «Джайвана» (пушка Джая) — отлитое все тем же неугомонным Джай Сингхом II гигантское орудие. Оно длиннее нашей родной Царь-пушки, но, надо сказать, наша диаметром побольше, да простят мне читатели этот фрейдизм.

А еще в крепости — две огромные цистерны, служившие для водоснабжения Джайпура. Вернее, это индийцы называют их цистернами — наше воображение при слове «цистерна» нарисует некий, скорее всего, металлический сосуд, а здесь же цистерна — огромное помещение под землей (такие еще есть, например, в Стамбуле). Наполняли цистерну из большого озера, находящегося с тыльной стороны крепости. Причем воду перевозили на слонах, а тропа, по которой они поднимались, сохранилась до наших дней. Правда, водоснабжение теперь централизованное, а местные слоны сейчас работают в туристической отрасли.

Источник

Дневник

Эти загадочные сикхи.

ХАЛИСТАН: вековая мечта сикхов и сикхско-индийское противостояние

    Среди многочисленных этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно не заметить в толпе – во-первых, его всегда можно узнать по специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых – по внушительной бороде и усам. Фамилия «Сингх» («Лев») также позволяет безошибочно определить сикха. Сикхи – серьезные люди. Их воинские качества славятся не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое время стоила жизни легендарной Индире Ганди.

Что такое сикхизм

Сикхи – уникальная этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии, прежде всего – в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов – сикхизм – зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26 миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками можно назвать сикхской автономией.

Пенджаб – колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того, Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада), является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе, находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии – индуизма и ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские компоненты.

У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии сикхизма, сформулировав ее основные принципы – веру в единого и всемогущего бога – Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.

Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во многом его синкретической природой, а также многонациональным составом самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее время представители главной пенджабской земледельческой касты – джаты.

Государство сикхов

Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась особая воинская каста сикхов – «ниханги». В отличие от других членов сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а также стремясь выделиться внешним видом – как можно более внушительной бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов – синий и желтый – получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в настоящее время являются также и официальными цветами самопровозглашенного сикхского государства Халистан.

В 1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г. превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю. В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана. Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.

Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от других индийских государств того времени. Фактически это была военная демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи составляли меньшинство населения – не более 10%, одновременно являясь и правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи (более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.

Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество. Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с британцами значительные преимущества.

Борьба за Халистан

После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты, переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном. Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией значительной части мусульман в Пакистан.

С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до 1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму – независимого государства сикхов под названием Халистан.

Одна из ключевых линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между сикхами и ниранкари. Ниранкари – подветвь сикхизма, верующая в живого гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта», ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском большинстве.

В 1978 г. произошло крупное столкновение между сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно, является священным для сикхов – именно здесь находится знаменитый «Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее, ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции. Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.

Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников – ниранкари – развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины, ниранкари, то есть – против всех «не сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.

Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины. Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата – поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже в суверенном сикхском Халистане.

Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар, давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».

В июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в «Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана, фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.

Месть за Амритсар

Легендарная женщина – премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не уяснив главного момента – свою веру и свой народ сикхи уважают все же в несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции, Индира поздоровалась с двумя сикхами – телохранителями – Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась через несколько часов после покушения.

Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад – прежде всего, через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.

Что ждет индийских сикхов?

Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию повышенной активности экстремистских группировок, регулярно подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными организациями было совершено 3 450 террористических актов.

Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.

Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих – сикхов достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2 %.

Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в «искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства страны от кашмирской проблемы.

Вместе с тем, есть определенные надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом, также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской земле воцарится мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *