что значит в цвет брат
В цвет
Смотреть что такое «В цвет» в других словарях:
ЦВЕТ — муж. цвета мн. род или вид краски, масть, колер. Любимый цвет мой голубой, а желтого ненавижу. Обои веселого цвета, светлые. Купчихи рядятся в яркие цвета, они скромных цветов не любят. Шелка разобраны по цветам. Лицо болезненное, зеленоватое,… … Толковый словарь Даля
Цвет из иных миров — The Colour Out of Space Жан … Википедия
Цвет из Иных Миров — The Colour Out of Space Жанр: Лавкрафтовские ужасы Автор: Говард Филлипс Лавкрафт Язык оригинала: Английский Год написания … Википедия
Цвет волос — определяется уровнем меланина. Чем выше уровень меланина, тем темнее волосы. Также наблюдается зависимость количества волосяных луковиц на волосистой части головы от цвета волос. В среднем, наименьшую плотность растительности на голове имеют… … Википедия
Цвет минералов — (окраска минералов) способность минералов отражать и преломлять свет, создавая определённое ощущение цвета. Окраска является важным свойством для камней, применяемых в декоративных целях. Кроме того, цвет минерала и цвет черты, вместе с… … Википедия
ЦВЕТ — ЦВЕТ, цвета, мн. цветы цвета, муж. 1. (цвета). Окраска. «Цвет ланит ее так темен.» Пушкин. «Перья крыльев отливают розовым цветом.» А.Тургенев. «Носили белые галстуки и табачного цвету длиннополые сюртуки.» А.Тургенев. Яркие цвета. Синий цвет.… … Толковый словарь Ушакова
Цвет волшебства — en:The Colour of Magic … Википедия
цвет — [окраска] сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цвета, чему? цвету, (вижу) что? цвет, чем? цветом, о чём? о цвете; мн. что? цвета, (нет) чего? цветов, чему? цветам, (вижу) что? цвета, чем? цветами, о чём? о цветах 1. Цветом… … Толковый словарь Дмитриева
Цвет (значения) — Цвет: Цвет окраска, спектральные и др. цвета, образцы цветов. Цвет одно из квантовых чисел. Цвет, Михаил Семёнович русский физиолог и биохимик растений, изобретатель хроматографии. Цвет устаревшее название цветка, сохранившееся в некоторых… … Википедия
Цвет минералов — фиэ. свойство м лов, являющееся важным признаком для их характеристики а диагностики. Различают Ц. м. в образце, цвет тонкого порошка черты, в прозрачных шлифах и в отраженном свете. Ц. м. большей частью характеризуется чисто качественно: ярко… … Геологическая энциклопедия
цвет — 1. ЦВЕТ, а ( у), предлож. в цвете; мн. цвета; м. 1. Свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска. Белый, красный, синий ц. Светлые, тёмные цвета.… … Энциклопедический словарь
Психология & Мотивация & Саморазвитие
Что такое В Цвет? Значение В Цвет в словаре воровского жаргона
Буквально вчера вечером у меня появилась мысль написать про цветовой тест Люшера и про то, как цвета влияют на психику человека. И как выбор того или иного цвета в одежде или интерьере может рассказать психологу о вашем психическом состоянии.
Да, возможно это пост не очень подходит для формата Косметисты. Но в рамках цветной недели он вполне может быть)
И так, по образованию я психолог (кафедра Психологическое обеспечение профессиональной деятельности). Психология цвета относится к разделу «Общей психологии» и рассматривается на 1-2-м курсе.
Потом может ещё повторно рассматриваться уже на старших курсах, например, в рамках курса «Психологии рекламы» или любых других предметах, где цвет может как-то взаимодействовать с человеком.
Сейчас я хочу рассказать о значении цветов и о том, как они влияют на психику человека и ниже расскажу про тест Люшера.
Цвет — это очень важная составляющая нашей жизни. В интернете множество статей на эту тему. Также множество трудов и исследований. С помощью цвета можно управлять своим настроением, настроить себя на рабочий лад или успокоить ребенка. Тот или иной цвет вызывает ту или иную эмоцию и может вызвать как чувство счастья, так и погрузить в грустные размышления.
Я не буду давать широкую расшифровку цвета с полной его символикой. Я дам краткую характеристику, которая (я надеюсь) окажется полезной.
Красный — сильный и агрессивный цвет. Часто о нем говорят как о цвете лидеров. Этот цвет часто выбирают демонстративные личности. Они часто эгоистичны и упрямы, целеустремленны и импульсивны. Красный так же способен вас мотивировать на то или иное действие и будет в какой-то степени давать вам сил. Но здесь речь идет именно о резкой и агрессивной энергии. Часто боксеры перед выходом на ринг заходят в целиком красную комнату и находятся там некоторое время, чтобы повысить уровень агрессии.
Красный цвет в косметике — это тоже демонстрация. Демонстрация силы и уверенности.
По сути это разбавленный красный и он даёт примерно то же, что и красный, но в более легкой форме. Но у него еще есть такая замечательная черта, как немного притуплять агрессию. И еще благодаря нашим культурным особенностям, розовый цвет воспринимается еще как цвет нежности, любви и романтики.
Часто розовый выбирают те, кто хочет яркой жизни полной впечатлений. Часто люди выбирающие розовый цвет трудолюбивы и знают чего хотят. Однако, розовый цвет выбирают и инфантильные личности
Яркий, тёплый, радостный и позитивный цвет. Он помогает взбодрить наш мозг))
Повышает настроение, и стимулирует воображение. Желтый цвет дарит энергию и надежду.
Его часто выбирают те, кто хочет добиться цели и лучше раскрыть и узнать себя. Такие люди полны радости. Они креативны и часто самокритичны, но при этом они уверены в себе.
Кстати, сочетание желтого и черного воспринимается нашим мозгом как знак опасности.
Он появился благодаря смешению желтого и красного и дает он как раз настоящий микс из двух эмоций.
Оранжевый очень тёплый, позитивный и эмоциональный цвет. Он очень активный и для многих может казаться чересчур ярким, насыщенным и привлекающим внимание.
Его часто выбирают очень креативные и позитивные личности и те, у кого энергия льётся через край. Такие люди не боятся сложностей, но могут быть немного спонтанными и непостоянными.
Оранжевый очень сильный цвет. Он помогает для улучшения настроения и стимулирует аппетит.
Очень интересный и любимый мною цвет. Он обладает как успокаивающим свойством, так и угнетающими свойствами при очень длительном его созерцании.
Зеленый очень хорош для расслабления. Он помогает переключиться с повседневных забот на что-то новое, на отдых и созерцание. Чтобы потом с новыми силами и концентрацией заняться делами, которые всё это время ждали. Он помогает как будто бы перезагрузиться.
Люди, которые выбирают зеленый, часто живут в гармонии с собой. Они точно знают чего хотят и делают рациональный выбор своего пути.Они работоспособны и уравновешены.
Зеленый еще хорош тем, что может гасить депрессивность других цветов, таких как фиолетовый. Поэтому, их часто смешивают в интерьерах.
Синий глубокий и обволакивающий цвет. Он успокаивает и угнетает нервную систему и может даже вызвать чувство сонливости. И я это аж 4 года проверяла на себе, работая в компании, где корпоративный цвет был синий и им были окрашены стены. И я каждый день умирала от апатии, хоть работа мне очень нравилась.
Люди выбирающие синий цвет целеустремленные и самоотверженные. Всегда имеют свою точку зрения.
У синего очень богатая символика и я не хочу здесь о ней говорить. Это тема совсем другого сообщества)
По сути это разбавленный синий, но он действует совсем иначе. Он дарит комфорт, надежность и защищенность. Он освежает и позволяет отключиться от давящих проблем. Он стимулирует продуктивность и работоспособность (особенно у спортсменов). Он вызывает доверие у людей.
Его выбирают уверенные в себе и сконцентрированные люди.
Тяжелый цвет. Не люблю его и мне в нем всегда некомфортно. Фиолетовый цвет — это цвет нестабильного психического состояния. Если вы вдруг начали себя окружать фиолетовый, остановитесь! Вы движетесь в сторону депрессии.
Его часто выбирают беременные женщины, что очень логично. Ведь гормоны делают с ними такое…!
Фиолетовый угнетает и вызывает апатию.
Его часто выбирают люди, которым сложно реализоваться в жизни. Они часто самокритичны.
Его не рекомендуется использовать для пожилых людей и маленьких детей.
Но при всем при этом, он хорош в малых дозах. При небольших количествах он поднимает самооценку. Но главное не перестараться с его количеством.
Повышает самооценку в небольших количествах. Его часто выбирают романтики и мечтатели. Он часто ассоциируется с чувством ностальгии и сентиментальностью.
Но им не стоит злоупотреблять, поскольку го действие на психику очень схоже с фиолетовым.
Интересный цвет. Он является символом трудолюбия, надежности и настойчивости. Его часто выбирают те, у кого все пошло наперекосяк и нужна надежда на стабильное светлое будущее.
Люди, которые любят коричневый часто очень целеустремленные и любят свою жизнь.
И еще, если я правильно помню, то именно коричневый стирает понятие пола и делает из нас не просто женщину и мужчину, а бесполых специалистов. Вот здесь конечно нужно заглянуть в мои конспекты, ибо учеба была очень давно…
А еще коричневый чаще всего ассоциируется у нас с отвращением.
Сложный цвет и очень неоднозначный. Его часто выбирают люди, которые не признают авторитетов и хотят отгородиться от внешнего мира. Черным лучше не злоупотреблять, т.к. в определенных обстоятельствах он может ухудшить психическое состояние.
Еще очень часто черный используют для униформы консультантов в магазинах красоты. Черный помогает не отвлекать покупателя от продукта и не переключать внимание на себя.
Нейтральный. Выступает фоном для других цветов. Многие его просто игнорируют.
Люди выбирающие серый часто учтивы и терпеливы.
Очень интересный и в какой-то степени опасный цвет.
Уж не помню где я это читала (возможно в книге Майи Килошенко «Психология моды»), но было исследование, которое показало что белый цвет входит в моду, когда страну захватывает диктатор. Это связано с тем, что белый заполняет и все собой поглощает, впрочем как и диктаторы)
А еще он ассоциируется с чистотой и невинностью и честностью. Еще человек который выбирает белый цвет, в какой-то степени будет доминировать в данной конкретной ситуации, т.к. белый цвет заполняет все собой.
Сложно как-то выделить черты человека который предпочитает белый цвет (кроме тех, что описаны выше), т.к. очень часто это цвет используется в униформах в разных сферах деятельности, чтобы показать что человек в этой униформе соблюдает чистоту и правила (медики, повара и т.д.). И не всегда его можно понять как раз из-за униформы.
Ну вот и все. С цветами закончила)
в процессе написания этого поста у меня появилось желание написать отдельные посты с символикой цвета и как-то глубже их раскрыть.
Как вам такая идея?
И переходим к тесту Люшера
Тест Люшера является один из базовых тестов и очень часто используется психологами для определения психического состояния человека на данный конкретный момент, а так же на его направленность. Или при профориентировании школьников и т.д.
Тест не является основным инструментом исследования, он помогает дополнить картину.
Тест Люшера — проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов. Стимульный материал состоит: из разноцветных квадратов.
Суть теста заключается в следующем:
психолог выкладывает перед испытуемым карточки с 8-ми цветами и просит его выбрать самый приятный для него цвет. Но это не должен быть любимым цветом в одежде или в интерьере. При взгляде на этот цвет должно возникать чувство комфорта.
Потом тоже самое сделать с 7-ю оставшимися, потом с 6-ю и так далее до конца.
Через 3 минуты нужно сделать все то же самое. Испытуемый так же должен выбрать из 8-ми цветов тот, который кажется ему самым приятным. Потом из 7-ми, 6-ти и тд. Но есть одно условие: при втором выборе цветов не нужно ориентироваться на порядок цветов, который был в первый раз. Это должен быть выбор как будто бы в первый раз.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».
Характеристика цветов по люшеру:
Как интерпретируются результаты после прохождения теста:
И как описываются значения цветов:
Говоря коротко, пройдя тест вы сами себе можете ответить на те или иные вопросы, которые долго вас мучили или оставались нерешенными. И возможно, что пройдя тест вы узнаете о себе что-то новое и все наконец встанет на свои места.
Тест не является инструментом для постановки себе диагноза. Постановкой диагноза занимается специалист. И что-то из описаний может не соответствовать вам на 100%. Его можно пройти с целью развлечения.
Чтобы пройти тест, его нужно просто загуглить и выпадет множество ссылок. На любом из сайтов вы сможете его пройти и сразу получить результат.
Спасибо, что дочитали. И очень надеюсь, что пост не удалят за то, что он совсем не на бьюти тематику)
В чем смысл концовки «Игры в кальмара» — и каким может быть второй сезон
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (2021)
Как выбор цвета карты повлиял на роль в игре
Мир — это симуляция — по крайней мере, в «Матрице». Помните, как Нео выбирал между красной и синей пилюлями? Первая означала жизнь в суровой реальности, вторая — в иллюзорном мире. Согласно одной из теорий, именно по такой схеме набирали охранников и игроков в «Игре кальмара» — только вместо таблеток в сериале были красные и синие карточки.
Reply to @pibxyxx Comment what we should talk about next! #fyp #foryou
Сон Ки Хун выбрал синюю, поэтому стал игроком. Как и другие персонажи, он бежал от проблем (в основном финансовых) и в результате оказался на секретном острове — в своего рода матрице, где был вынужден пребывать уже в искусственно созданных условиях.
Еще одна безумная теория о цвете
Зрителей привлек не только цвет карточек, но и униформы. Пользователь Reddit даже составил диаграмму Венна, в которой выделил основные цвета шоу и их значения. Так, бирюзовый обозначает героя до того, как он стал игроком, розовый связан с системой (надзиратели), желтый — символизирует деньги.
Далее все внимание на схему: как только герой (бирюзовый) преследует в качестве цели деньги (желтый), он становится игроком (зеленый — такого цвета униформа у участников). Ведущий же одет в черное — сначала он был обычным человеком (бирюзовый), затем стал игроком (зеленый) и выиграл деньги (желтый).
Старик — отец игрока 456
После того, как Сон Ки Хун выходит из игры, он случайно встречает у лавки О Иль Нама, игрока 001. В финале мы узнаем, что старик на самом деле богат, а значит, он не оказался бы в тот вечер в бедном районе, если бы специально не искал Ки Хуна. Фанаты также заметили, что игроков связывает много общего. Например, когда Ки Хун упомянул, что его часто шлепали в детстве, Иль Нам ответил, что его сына — тоже. Кроме того, декорации во время игры в камешки напомнили старику район, где он жил. В таком же месте, как выяснилось, вырос игрок 456. Теория кажется немного надуманной, но при этом не безосновательной. В конце концов — мы ничего не знаем об отце Ки Хуна.
Красные волосы Сон Ки Хуна
Помните теорию красных и синих карт, о которой говорилось ранее? Так вот: красные волосы Ки Хуна в последней серии намекают на то, что он вернется в игру, но уже в качестве надзирателя.
so for squid game i just gotta ask, why was his hair red? pic.twitter.com/Xg6wNCJd2K
Карма в действии
Одна из теорий гласит: смерти героев были им предначертаны. Гангстер Чан Док Су умер в результате падения с высоты: незадолго до того, как во второй раз присоединиться к игре, он спасся от преследовавших его за долги бандитов, спрыгнув с моста в воду. Беженка из Северной Кореи Кан Сэ Бек в самом начале угрожала перерезать горло посреднику, обещавшему найти и перевезти ее мать в Южную Корею, и в результате сама вышла из игры с перерезанной глоткой после предательства Чхо Сан Воо. В свою очередь последний пытался совершить самоубийство во второй серии — и сделал это в заключительном состязании.
Почему Иуду изображают в желтом? Отрывок из новой книги Мишеля Пастуро
Зависть, ложь, измена
И действительно, на закате Средневековья число пороков, с которыми ассоциируется желтый цвет, непрерывно возрастает. Когда изучаешь вышеупомянутые таблицы соответствий — порой очень подробные и обстоятельные таблицы, которые устанавливают соотношения между тем или иным цветом и различными веществами либо явлениями (планетами, металлами, драгоценными камнями, возрастами жизни, знаками Зодиака, временами года, днями недели), а главное, пороками и добродетелями, — количество пороков, соотносимых с желтым цветом, просто поражает. Разумеется, каждый цвет обладает двойственной символикой, у каждого есть свои позитивные и негативные аспекты; но ни у одного, даже у черного, нет такого преобладания негативных сторон. Желтый воспринимают позитивно только в одном случае — когда уподобляют его золотому; желтый как таковой, сам по себе, всегда расценивается негативно.
Порок, который ассоциируется с желтым прежде всего, — зависть. Когда в XIII веке окончательно утверждается список семи смертных грехов, каждый из них получает цветовой символ: гордыня и похоть ассоциируются с красным, скупость с зеленым; лень с белым; зависть с желтым; по поводу чревоугодия мнения авторов разделились: одни видят его символом красный цвет, другие — фиолетовый; гневливость у кого-то ассоциируется с красным, у кого-то с черным или желтым. Но к этому последнему, помимо зависти и гнева, прицепляется целая вереница других грехов: ревность, родственница зависти, ложь и ее непременный спутник — лицемерие, затем трусость, обман, бесчестие и даже предательство. Все пороки в итоге сводятся к одному и тому же: желтый — цвет неискренний, двуличный, цвет, на который нельзя положиться; он плутует, обманывает, предает. В чем могут быть причины этого предубеждения, которого в античном обществе еще не существовало, но которое теперь просуществует очень долго, от позднего Средневековья до наших дней?
Химия красок не в состоянии указать нам путь, ведущий к разгадке этой тайны, — даже если ограничить расследование одним только Средневековьем. Ни в живописи, ни в красильном деле желтый не проявляет себя предателем, обманывающим того, кто им пользуется, как это делает, например, зеленый. Химически непрочный и как красящее вещество, и как пигмент, средневековый зеленый в конце концов стал символически ассоциироваться со всем, что непрочно и непостоянно — с юностью, любовью, удачей, фортуной, надеждой. С желтым ничего подобного не происходило. Конечно, у некоторых желтых пигментов прочность ниже, чем у остальных, однако в интересующую нас эпоху желтый еще не предает живописцев (это случится позднее). Значит, надо искать где-то еще. Быть может, в области лексики? История слов, обыгрывание слов (переносный смысл, метафоры, звуковая ассимиляция, разнообразные аналогии) часто помогают историку прояснить причины верований и суеверий, а тем самым — происхождение эмблем и символов. Возможно, здесь мы имеем дело именно с таким случаем? Возможно, традиция отождествлять желтый цвет с завистью и предательством берет свое начало в лексике?
Один из вариантов — омонимия, существующая между латинским словом fel, означающим желчь животную и человеческую (и вызывающим бессознательную ассоциацию с желтым), и старо-французским fel (в косвенном падеже — felon), которое означало вассала, взбунтовавшегося против своего сеньора. Это слово германского происхождения (от франкского fi llo, «злодей, обманщик») играет важную роль в юридическом словаре феодальной эпохи. В дальнейшем его начали толковать расширительно, felon вытеснило fel и в средне-французском стало означать предателя вообще. Затем возникла аналогия между двумя схожими по звучанию словами — латинским fel и французским felon; вот так желтый цвет, природный цвет желчи, превратился в символический цвет коварства и измены. Этот переход мог легко произойти еще и потому, что в средневековой латыни fel иногда употреблялось в переносном смысле и означало «гнев» или «обида».
Разумеется, это всего лишь гипотезы, но такая звуковая и семантическая игра, в которой участвуют латынь и местный (в данном случае французский) язык, кажется вполне убедительным объяснением того, почему желтый, цвет желчи, в конечном счете стал цветом лжи и коварства. Тем более что медицина считает причиной холерического темперамента избыток желчи в организме, а теология учит, что гнев, один из смертных грехов, порождает множество пороков: необузданность, коварство, лицемерие, предательство. И все они в итоге ассоциируются с желтым, как в мире символики и аллегорий, так и в реальной, повседневной жизни. Приведем несколько характерных примеров, показывающих связь желтого с представлениями о лукавстве, хитрости и плутовстве.
В этом новом обличье Лис может идти дальше и затевать новые пакости, не опасаясь возмездия. Встретив волка Изенгрина, он выдает себя за жонглера «из Бретани». Затем он крадет лютню и возвращается к себе домой. Там он узнает, что его жена Эрмелина, считая его умершим, готовится вступить во второй брак со своим дальним родственником Понсэ. Лис, неузнаваемый под слоем желтой краски, предлагает свои услуги в качестве музыканта на свадьбе. Это дает ему возможность сорвать свадьбу, наказать мнимую вдову и расправиться с Понсэ, которого он заманивает в ловушку и на которого натравливает крестьян.
Современные литературоведы пытались объяснить, почему автор выбрал именно желтый цвет и каково значение желтого в этом эпизоде романа, где Лис выдает себя то за красильщика, то за музыканта. Но они явно искали не там: кто-то обнаруживал в «Романе о Лисе» влияние Востока — мотивы, заимствованные из индийской повести «Панчатантра», которая была известна во множестве вариантов и попала в Европу через мусульманские страны. Кто-то усматривал тут намек на «геральдический» цвет английского герба, поскольку «жонглер из Бретани» в XII веке мог быть только английского происхождения. На самом деле геральдика тут ни при чем: желтый цвет выбран для того, чтобы убедительнее показать лицемерие и лживость Лиса. Кстати, во время судебного поединка с Изенгрином, о котором рассказывается в VI ветви романа, написанной несколькими годами позднее (приблизительно в 1190–1195 годах), щит у Лиса именно желтого цвета. У волка щит красный, у лиса желтый. Это сражение жестокости с хитростью:
Изенгрин тоже не мешкая готовится к бою, ищет оружие
Щит у него одноцветный, алый,
Лис, который посмеялся надо всеми,
Вооружен не хуже. У него было много друзей,
Которые позаботились о нем.
Он велел достать ему щит, подходящий по росту:
И они нашли ему щит, сплошь желтый.
В средневековых литературных текстах желтый — как и его крайняя форма, рыжий, — часто ассоциируется с ложью, хитростью и лицемерием, тремя пороками, из которых состоит сущность Лиса и которые выявляются в полной мере, когда он выдает себя за красильщика. Всякий красильщик — мошенник по определению, но мнимый красильщик мошенничает больше остальных. А когда под личиной красильщика скрывается такой зверь, как лис, которого считают воплощением коварства, его порок превращается в своего рода экспоненту: профессиональная плутоватость красильщика, помноженная на природное коварство лиса, вырастает до таких размеров, что не может остаться незамеченной.
От плутовства недалеко и до предательства, тем более что хроматическим символом обоих пороков является один и тот же цвет. В рыцарских романах и хрониках мы находим тому множество подтверждений: вероломный вассал одет в желтое, либо у него желтый щит и желтое знамя, как у предателя Ганелона в прозаической версии «Песни о Роланде», созданной в 1450-е годы. Иногда код бывает более сложным. В одном из эпизодов записок Оливье де Ла Марша, ценных для нас тем, что в них подробно описывается жизнь при Бургундском дворе в XV веке, рассказывается, как в 1474 году Генрих Вюртембергский, граф Монбельяра, считавший, что герцог Карл Смелый его предал, прошел перед этим государем со свитой, в которой все были одеты в желтое.
Связь между желтым цветом и предательством проявляется и в обычае, существовавшем на закате Средневековья и в раннее Новое время: красить в желтый цвет дом важного лица, повинного в государственной измене, ереси и в оскорблении величества. В Париже самым знаменитым примером стал случай Карла III де Бурбона, герцога Оверни (1490–1527), коннетабля Франции и видного военачальника. После того как в результате неправосудного приговора Парижского парламента наследственные владения герцога отошли Луизе Савойской, матери короля Франциска I, он перешел на сторону неприятеля и поступил на службу к императору Карлу Пятому. Парламент тут же принял постановление о конфискации имущества Бурбона и о том, что двери и окна его роскошной парижской резиденции, находившейся недалеко от Лувра, должны быть выкрашены в желтый цвет, «цвет бесчестия». Два года спустя коннетабль отомстит за себя: под его командованием имперские войска одержат победу в битве при Павии и Франциск I будет взят в плен. Однако император отказывается поддержать его претензии на утраченное герцогство, и, разочаровавшись, Карл де Бурбон решает отныне действовать самостоятельно, пытается завоевать себе маленькое княжество в Италии и умирает в 1527 году во время осады Рима.
В 1572 году парижский дворец адмирала Гаспара де Колиньи, убитого в своей постели во время Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года), постигла та же участь. После надругательств (его выпотрошили и оскопили) тело адмирала было обезглавлено и повешено за ноги на Монфоконской виселице. Но этого показалось недостаточно: Колиньи посмертно судили и признали виновным в оскорблении величества и посягательстве на целостность государства. Все его имущество было конфисковано, а двери и окна его дворца на улице Бетизи, поблизости от Лувра, были выкрашены желтой краской «дабы все знали о его ужасающих преступлениях и о справедливом приговоре суда».
К тому времени подобная практика уже стала давней традицией. Впервые она появилась в Италии в конце XIII века, а в последующие десятилетия распространилась на Южную Германию и соседние с ней области. Сначала герб осужденного красили в желтый цвет с обратной стороны либо вздергивали на виселицу где-нибудь в людном месте; затем на стенах его жилища стали рисовать его изображение в непристойных и унижающих позах и обстоятельствах, и наконец дошла очередь до самого дома, который весь целиком либо частично покрывали желтой краской. Последний ритуал вначале затрагивал только фальшивомонетчиков или изготовителей подложных документов в крупном масштабе, затем его распространили на еретиков, вероотступников, предателей, а также виновных в посягательстве на особу государя или в нарушении общественного спокойствия. Конечно, такие меры не применялись систематически, но к 1500 году этот обычай был уже достаточно распространен на значительной части территории Европы.
Желтый цвет, который когда-то был всего лишь символом двуличия и лжи, стал еще и цветом ереси и предательства.
Джотто ди Бондоне «Иуда, получающий плату за предательство» фрагмент. 1305 год
Одеяние Иуды и балахон Яна Гуса
Широко известен случай, когда приговоренный к сожжению на костре еретик был доставлен на место казни с головы до ног одетый в желтое. Это была казнь Яна Гуса в Констанце в 1415 году. Ян Гус, родившийся в южной Богемии в 1370 году, блестяще окончил факультет теологии в Пражском университете, в то время самом престижном университете Европы. Стал профессором, затем деканом и наконец ректором, он выступил против власти императора и против господства немецкого языка. Затем начал критиковать папу, прелатов, все церковную верхушку и призывать к коренному реформированию Церкви. Будучи священником, он проповедовал в Праге и по всей Богемии, и его слово встречало отклик как в сердцах знатных людей, так и у простонародья. Гус предлагал служить мессу на чешском языке, причащать мирян не одним только хлебом, но и вином, как священников; более того: он требовал запрета на продажу индульгенций, конфискации церковного имущества и выхода Богемии из состава Священной Римской империи. Люди смотрели на него как на героя, под воздействием его проповедей в народе началось брожение, которое ужаснуло не только имперские власти, но и Рим. Враги Гуса обвинили его в ереси, король Богемии Вацлав не раз пытался обуздать его, папа Григорий XII отлучил его от церкви в 1411 году. Наконец, Ян Гус воззвал к «суду Христову» и попросил дать ему выступить на проходившем тогда вселенском соборе в Констанце, целью которого было прекратить Великий западный раскол. Он получил дозволение на поездку в Констанц, но по прибытии, в конце ноября 1414 года, был сразу же арестован и заключен в темницу. Через несколько недель Гус предстал перед трибуналом, состоявшим из знаменитейших богословов и канонистов, а также самых лютых инквизиторов. Его сочинения были запрещены; а сам он, после отказа принести покаяние, был объявлен еретиком и передан в руки светских властей. Гуса приговорили к сожжению, и 6 июля 1415 года он взошел на костер в длинном желтом балахоне и головном уборе, напоминавшем митру, с изображением двух демонов. После казни его останки бросили в Рейн.
Цвет балахона Яна Гуса, символизировавший ересь, напоминает о другом враге Христа и Его Церкви, одетом в желтое; но в этом случае желтый символизирует измену. И носит его не мятежный проповедник и богослов, предшественник Лютера, каким был Гус, а один из учеников Христа, фигура первого плана в христианской иконографии — Иуда. Я уже подробно говорил о рыжей шевелюре Иуды в моей предыдущей книге, посвященной истории красного. Эта шевелюра — постоянный атрибут Иуды на изображениях, задача которого — подчеркнуть его лживую, вероломную сущность. После беглого упоминания о ней я хотел бы перейти к другому, также негативному иконографическому атрибуту апостола-предателя — его желтому одеянию, символу предательства и эмблеме иудейства.
Ни в одном каноническом тексте Нового Завета, ни в одном из апокрифов не сказано, как выглядел Иуда и во что он был одет, когда арестовали Христа. Поэтому в палеохристианскую эпоху и в раннем Средневековье его изображения не наделяли какими-либо характерными чертами или атрибутами. Однако художники, писавшие картины на сюжет Тайной вечери, все же старались, чтобы предатель чем-то отличался от остальных апостолов — местом, которое он занимает за столом, ростом или позой. Через несколько столетий, в эпоху Оттонов, появляется и постепенно становится все более распространенным специфический атрибут Иуды — рыжая шевелюра. Этот иконографический канон зародился на берегах Рейна и Мозеля, потом мало-помалу захватил значительную часть Западной Европы, сначала в миниатюрах, а позднее и на других носителях. Начиная с XII века эта рыжая шевелюра (к которой добавилась еще и борода того же цвета) будет в иконографии Иуды наиболее часто повторяющейся из его «особых примет».
Однако с течением времени повторяющихся черт в образе Иуды становится все больше: маленький рост, низкий лоб, в лице что-то отталкивающее, скотское, темная кожа, крючковатый нос, губы толстые, почерневшие (отметина, оставленная от предательского поцелуя), отсутствие нимба над головой или нимб черного цвета, желтое одеяние, неуклюжие движения, в руке кошелек с тридцатью сребрениками, демон или жаба, вылезающие изо рта; впоследствии, ближе к нашему времени, рядом с Иудой еще стали изображать собаку. Иуда, как и Христос, должен быть легко узнаваемым. В течение столетий предатель-ученик обзавелся целым набором примет, в рамках которого каждый художник был волен выбирать те, что наиболее соответствовали его творческому замыслу, законам иконографии и символике, которая должна была быть заложена в его произведении. Но два атрибута встречаются наиболее часто, у всех и всегда: рыжая шевелюра и желтое одеяние.
Начиная с XIII века Иуда тоже изображается в желтом одеянии; этот цвет символизирует его предательство, а также, как мы увидим немного погодя, его еврейское происхождение. Иногда к желтому добавляется немного зеленого, чтобы подчеркнуть алчность Иуды — в Средние века зеленый был эмблемой стяжательства (другой атрибут с тем же значением — кошелек с тридцатью сребрениками). В таких случаях на апостоле-предателе одежда в желто-зеленую полоску либо желтая с зеленым плащом. Но этот вариант встречается достаточно редко. Чаще всего Иуду изображают в длинном желтом одеянии. А нередко на миниатюрах, витражах или алтарных образах в желтом только он один, что, конечно же, еще больше вредит репутации этого цвета.