что значит ван в имени бетховена
3. Что значит имя Beethoven?
Некоторые исследователи указывают на то, что Фландрии была местность, называемая Betouwe и в 16 столетии она упоминается в архивах как Bethove или Bethoven. В любом случае, использование «van» («из») предполагает, что имя указывает на определенное место, будь то Betouwe или некий «свекольный сад». В шестнадцатом и семнадцатом веке имя также пишется как Piethoff(en), Betthoff(en) и Biethof(en).
Однако, большинство исследователей придерживается версии происхождения Бетховена из семьи фламандских католических фермеров (по отцовской линии).
Most experts think that it has to do with the fact that in the seventeenth century the Beethoven family was a family of Catholic farmers, living in Flanders. The word «beet» (these days spelled «biet») means, not surprisingly, «beet». The word «hof» (plural «hoven») means «garden», not only the grounds, but also the buildings. Some researchers point to a part of the Netherlands, called the «Betuwe», where a long time ago a (German?) family had found «better meadows» (the prefix «bet» meaning «better») and later on travelled southwards to Flanders where they settled down. In Flanders there was a locality called Betouwe and in the sixteenth century it’s mentioned in the archives as Bethove or Bethoven. Anyway, the use of «van» («from») does suggests that the name points to a particular place, be it the original «better meadow» or the later one developed «beetgarden». In the sixteenth and seventeenth century the name was also spelled as «Piethoff(en),» «Betthoff(en),» and «Biethof(en).» A third group of experts points to the noble family de Bethues, living in Limburg, the most southern part of the Netherlands. But the most amazing digression is one by a French researcher who saw a connection to the Portugese noble family de Bethos. This family was a family of slave-traders who found their slaves in, of course, Africa. And then the story of Beethoven’s black blood comes to mind again. But these days most researchers believe in the not-noble connection to the Catholic farmers and most probably they are right.
Литература:
Schmidt-Gorg, Joseph. Beethoven. Die Geschichte seiner Familie. (Bonn, 1964).
Schmidt-Gorg, Joseph. Des Backermeister Gottfried Fischer Aufzeichnungen uber Beethovens Jugend. (Bonn, 1971).
Mann, Werner. Beethoven in Bonn. Seine Familie, seine Lehrer und Freunde. (Bonn, omstreeks 1982).
Wetzstein, Margot. Familie Beethoven in Kurfurstlichen Bonn. Neuauflage nach den Aufzeichnungen des Bonner Backermeisters Fischer. (Bonn, 2006).
Ван (приставка)
Содержание
Имена
В США некоторым английским фамилиям был позже данн предлог Ван, например в случаях Ван Оуэн или Ван Блэйк. Оуэном и Блейк не представляют географическое местоположение положение, они узнаваемы, но не оригинальные голландские фамилии «ван».
Известные люди с фамилии Ван
См. также
Ссылки
Формы обозначения (личное имя • отчество • среднее имя • фамилия • псевдоним): происхождение и использование | |
Национальные | Абхазские • Адыгские • Азербайджанские • Английские • Арабские • Армянские • Башкирские • Белорусские • Бирманские • Болгарские • Бурятские • Венгерские • Вепсские • Вьетнамские • Гавайские • Голландские • Греческие • Грузинские • Датские • Еврейские • Индийские • Индонезийские • Ирландские • Исландские • Испанские и португальские • Итальянские • Казахские • Калмыцкие • Карельские • Киргизские • Китайские • Коми • Корейские • Лаосские • Латышские • Литовские • Марийские • Монгольские • Мордовские • Немецкие • Норвежские • Осетинские • Персидские • Польские • Прибалтийские • Римские • Русские (личное имя, отчество, фамилия) • Cербские • Скандинавские • Тайваньские • Тайские • Татарские • Тибетские • Тувинские • Турецкие • Удмуртские • Узбекские • Украинские • Фиджийские • Финские • Французские • Чешские • Чеченские • Чувашские • Шведские • Шорские • Эстонские • Якутские • Японские • Прозвища |
Полное • Сакральное • При рождении (личное • по отцу • родовое — семьи или фамилии) • Тронное (монаршеское) • Титульное • Эпитет • Прозвище • Храмовое | |
Религиозные | Библейские • Буддийские • Католические • Мусульманские • Православные • Теофорные • Римских пап |
Исторические | Римские |
См. также | Список эпонимов • Антропоним • Топоним • Имена Бога • Тёзка • Однофамилец • Идентификатор • Мем • Имена собственные • Имена нарицательные • Имена советского происхождения • Имена существительные • Имена прилагательные |
Полезное
Смотреть что такое «Ван (приставка)» в других словарях:
Ван приставка к фамилии — частица, составляющая иногда приставку к нидерландским фамилиям, произведенным от названия какой либо местности; часто она пишется слитно с самой фамилией. Соответствуя по грамматическому значению немецкой частице фон (von), голландское (van) не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ван — Ван: Люди и титулы Ван (титул) титул правителей государств и княжеств в Китае, Корее и Монголии в древности и Средние века. Ван (фамилия) китайская фамилия Ван, Тина (р. 1991) австралийская фигуристка китайского происхождения.… … Википедия
Ван (значения) — Ван: Ван титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века. Ван приставка к голландским фамилиям. Ваны боги в германо скандинавской мифологии. «Ван» (арм. Վան) армянский футбольный клуб из города Ереван. Тина… … Википедия
ВАН — (кит.). 1) титул у китайцев, соответствующий нашему «князь». 2) приставка к голландским фамилиям, соответствующая франц. «де» и нем. «фон». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Ван Бетховен — Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера 1820 г. Дата рождения 17 декабря 1770 … Википедия
Ван Бетховен, Людвиг — Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера 1820 г. Дата рождения 17 декабря 1770 … Википедия
Фан приставка — приставка к нидерландским фамилиям, соответствующая немецкому von; пишется иногда слитно с самою фамилией, которая очень часто происходит от названия какой либо местности. В противность немецкому von приставка эта не обозначает необходимо… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фан, приставка — приставка к нидерландским фамилиям, соответствующая нем. von; пишется иногда слитно с самою фамилиею, которая очень часто происходит от названия какой либо местности. В противность нем. von приставка эта не обозначает необходимо дворянского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бетховен, Людвиг ван — Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven … Википедия
Бетховен Людвиг ван — Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера 1820 г. Дата рождения 17 декабря 1770 … Википедия
daniilk
Just Out of Curiosity
из чистого любопытства
В имени Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven), приставка «ван» указывает на происхождение (род или место), т.е. «Людвиг из рода Бетховен», поэтому «ван» пишется с маленькой буквы. Если покопать происхождение фамилии то оказывается, что бельгийские предки композитора занимались выращиванием свеклы и Beethoven означает буквально свекольный хутор или свекольное поле, т.е. для них Beethoven было местом происхождения. Таким образом, строго говоря, гения западной классической музыки звали Людвиг со Свекольной Фермы. Имя больше подходящее толкиновскому хоббиту. Сам Бетховен в подписи различимо писал «van» с большой буквы, но в английском языке принято написание с малой буквы. Поговаривают, что Бетховен не исправлял чужие ошибки когда адресат писал его имя в письме с лестной приставкой von (фон), поскольку в таком написании его имя указывало на дворянское происхождение (фон Бисмарк, например).
Схожая ситуация и с д’Артаньяном. Полное имя реального прототипа Боярского с усами звучало как Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d’Artaignan и d’Artaignan здесь значит из Артаньяна. Попробую разобрать полностью: граф Шарль Ожье владелец Баца, владелец Кастельмора, из Артаньяна.
Эта часть имени прошла сквозь литературу без изменений, интересно, если бы переводчик взялся за дело с оглядкой на скрытый для русского смысл, как бы звучало его имя? Артаньянец мне кажется наиболее правильным вариантом.
Фактчек: 14 самых популярных легенд о Бетховене
Бетховен был глухим? Его музыку никто не слушал? Он родился в бедной семье и не получил образования? А еще у него было психическое расстройство? Разбираемся, что из этого правда, а что нет, в новом выпуске рубрики. А еще больше вы узнаете из нашего курса «Что придумал Бетховен»
Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса
Вердикт: это отчасти правда.
Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих Wikimedia Commons
В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.
После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.
Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания
Вердикт: это правда.
Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года Kunsthistorisches Museum
Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться.
Первый публичный концерт Бетховена состоялся 26 марта 1778 года в Кельне. Там его представили как шестилетнего виртуоза, хотя ему было уже больше семи. Но сенсации не случилось: ни денег, ни славы этот концерт, как и последующие гастроли в Нидерландах, ни принес. Возможно, публика ждала импровизаций, музыкальных трюков, которыми поражал маленький Моцарт, но как раз это Иоганн не считал важным: в отличие от Моцарта Людвигу запрещалось импровизировать. Слыша живую музыку, отец возмущался: «Да что ж ты опять бренчишь? Убирайся, а то получишь оплеуху!» Цит. по: Кириллина Л. В. Бетховен. М., 2015.
Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился
Вердикт: это отчасти правда.
Иллюстрация к книге Эжени Фоа «Ludwig Van Beethoven, ou le Petit maître de chapelle». Париж, 1841 год Bibliothèque nationale de France
Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Преподавание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызывало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.
Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и философию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литературой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.
Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педагоги так отзывались о своем ученике:
Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:
Легенда 4. Бетховен сам добавил к своей фамилии частицу «ван», чтобы прослыть аристократом
Вердикт: это неправда.
Автограф Людвига ван Бетховена Частное собрание / Meisterdrucke.com
Легенда 5. Бетховен был глухим
Вердикт: это почти правда.
Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года Beethoven-Haus, Bonn
Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.
Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал
Вердикт: это отчасти правда.
Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 года Landesmuseum Burgenland
Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек — по тем временам беспрецедентный случай.
Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию
Вердикт: это только отчасти правда.
Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University
Вскоре известный меценат и покровитель Бетховена князь Франц Йозеф Лобковиц заплатил щедрый гонорар за право исполнить новое произведение в узком кругу, а затем еще один — за посвящение симфонии самому себе. Закрытая премьера состоялась 9 июня 1804 года в венском дворце князя. Осенью того же года в Роуднице, чешском замке Лобковица, симфония была специально исполнена для прусского принца Луи Фердинанда, который оплатил этот концерт. И Лобковиц, и Луи не симпатизировали Бонапарту, и уже на закрытых исполнениях первое посвящение не упоминалось. Публичная премьера состоялась 7 апреля 1805 года, где сочинение называлось Новая большая симфония. А еще через год Третья симфония получила свое окончательное название — Героическая — и подзаголовок «Сочинена в честь памяти о великом человеке и посвящена Его Светлейшему Высочеству князю Лобковицу». Скорее всего, «великий человек» — это Луи Фердинанд, незадолго до этого погибший в сражении с Наполеоном.
Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви
Вердикт: это правда.
Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года Beethoven-Haus, Bonn
Талантливый и известный композитор, Бетховен пользовался популярностью у дам из высшего света. У него часто случались романы, но до свадьбы дело не доходило: социальный статус и финансовое положение Бетховена казались его избранницам и их родственникам недостаточно прочными. Вплоть до 1812 года у композитора были отношения с разными женщинами, однако потом все изменилось. В это время Бетховен написал письмо, адресованное некой бессмертной возлюбленной и, так же как и Гейлигенштадтское завещание, найденное уже после его смерти. В нем он пишет, что из-за окончательного разрыва с этой дамой принял решение отказаться от всяких любовных отношений. Имя «бессмертной возлюбленной» Бетховен нигде не называет — оно до сих пор неизвестно. Судя по всему, свое обещание он сдержал и остаток жизни провел в одиночестве.
Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм
Вердикт: это неправда.
Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. годы Sammlung Wien Museum
В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет — надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером.
Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию
Вердикт: это неправда.
Владимир Ленин с Максимом Горьким слушают «Аппассионату» Бетховена. За роялем пианист Исай Добровейн. Картина Петра Белоусова. годы Національний художній музей України
А Максим Горький рассказывал историю о том, как в 1920 году Ленин слушал «Аппассионату» На самом деле Добровейн играл не «Аппассионату» (Соната № 23), а «Патетическую сонату» (Соната № 8). в исполнении Исая Добровейна. Четыре года спустя в «Известиях ВЦИК» был опубликован очерк Горького, в котором приводилось такое высказывание Ленина: «Ничего не знаю лучше „Араssionаtа“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Горький о Ленине // Известия ВЦИК. № 84. 11 апреля 1924 года.
Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти
Вердикт: это отчасти правда.
Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год Beethoven-Haus, Bonn
Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.
Обычно срок аренды составлял около семи месяцев — с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене () он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!
Легенда 12. Бетховен любил пиво
Вердикт: это неправда.
Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года © Imagno / Getty Images
В отличие от отца Бетховен не любил алкоголь, а если и употреблял спиртное, то скорее вино. Композитор признавался: «…хмельное во мне вызывает скорее упадок, чем прибавление сил…» Из письма Фридриху Кулау. Баден, 3 сентября 1825 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 4. М., 2011.
Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров — по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.
Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу — особенно карпа и щуку.
Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством
Вердикт: это неправда.
Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin
Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя.
Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежались периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюдимость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью.
Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству.
Легенда 14. Бетховен умер в нищете
Вердикт: это неправда.
Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год British Library
Людвиг ван Бетховен
Происхождение. Детство и юность.
Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.
Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.
Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К. Г. Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И. С. Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.
Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф. Г. Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф. Е. Г. Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.
Вена. 1792–1802. В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.
Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И. Шенка и затем у более основательного И. Г. Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.
Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф. Г. Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества – несомненно, воплощение духа времени, но только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.
Тем не менее, ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 – тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор и № 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений – септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) – первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.
Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.
Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.
Второй период. «Новый путь».
Согласно «трехпериодной» классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй период приблизительно охватывает 1802–1815.
В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.
Мы сможем назвать лишь самые важные сочинения второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47 (Крейцерова, 1802–1803); Третья симфония, ор. 55 (Героическая, 1802–1805); оратория Христос на Масличной горе, ор. 85 (1803); фортепианные сонаты: Вальдштейновская, ор. 53; фа мажор, ор. 54, Аппассионата, ор. 57 (1803–1815); фортепианный концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806); единственная опера Бетховена – Фиделио, ор. 72 (1805, вторая редакция 1806); три «русских» квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 1805–1806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806); скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к трагедии Коллина Кориолан, ор. 62 (1807); Месса до мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67 (1804–1808); Шестая симфония, ор. 68 (Пасторальная, 1807–1808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808); фортепианный концерт № 5, ор. 73 (Император, 1809); квартет, ор. 74 (Арфа, 1809); фортепианная соната, ор. 81а (Прощание, 1809–1910); три песни на стихи Гёте, ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт, ор. 84 (1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812); фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 (Эрцгерцог, 1818).
Ко второму периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы; жанр фортепианной сонаты представлен такими шедеврами, как Аппассионата и Вальдштейновская. Но даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что однажды кто-то из коллег спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да, – ответил композитор, – но не для вас, а для будущего».
Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Это, возможно, относится к двум сонатам «quasi una Fantasia», ор. 27 (вышли в свет в 1802). Вторая из них (позже получившая имя «Лунной») посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим». Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам – Терезе («Тези») и Жозефине («Пепи»). Уже давно была отброшено предположение, что адресатом послания к «Бессмертной Возлюбленной», найденного в бумагах Бетховена после его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом являлась Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806.
Четвертая, Пятая и Шестая (Пасторальная) симфонии были сочинены в 1804–1808. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». В 1812 были завершены Седьмая и Восьмая симфонии.
В 1804 Бетховен охотно принял заказ на сочинение оперы, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет вкратце состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Чтобы избежать путаницы с уже существовавшей оперой на этот сюжет – Леонорой Гаво, бетховенское произведение было названа Фиделио, по имени, которое принимает переодетая героиня. Конечно, у Бетховена не было опыта сочинения для театра. Кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других разделах отсутствие драматического чутья не позволяет композитору подняться над оперной рутиной (хотя он очень стремился к этому: в Фиделио есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз). Все же опера постепенно завоевывала слушателей (при жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях – в 1805, 1806 и 1814). Можно утверждать, что ни в одно другое сочинение композитор не вложил столько труда.
Материальное положение композитора заметно улучшилось. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие, например, сочинения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823). Его заботливые друзья, особенно глубоко преданный Бетховену А. Шиндлер, наблюдая беспорядочный и полный лишений образ жизни музыканта и слыша его жалобы на то, что его «обобрали» (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в самом худшем почти всех лиц из своего окружения), не могли понять, куда он девает деньги. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не для себя. Когда в 1815 умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила трагическим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.
Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т. н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над такими сочинениями, как величественная Торжественная месса ре мажор (1818) или Девятая симфония, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником» (Шиндлер). Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю – казались многим современником произведениями сумасшедшего. И все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости (An die Freude) Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.
Судьба других поздних произведений была более сложной. Прошло много лет после смерти Бетховена, и только тогда наиболее восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты (в том числе Большую фугу, ор. 33) и последние фортепианные сонаты, открывая людям эти высшие, прекраснейшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена характеризуют как созерцательный, абстрактный, в ряде случаев пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка – неоскудевающий источник мощной и разумной духовной энергии.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.
Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась большой свободой; можно сказать, что Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве. Он не расширил сложившегося к его времени состава симфонического оркестра, но его партитуры требуют, во-первых, большего числа исполнителей в каждой партии, а во-вторых, невероятного в его эпоху исполнительского мастерства каждого оркестранта; кроме того, Бетховен очень чувствителен к индивидуальной выразительности каждого инструментального тембра. Фортепиано в его сочинениях – не близкий родственник изящного клавесина: используются весь расширенный диапазон инструмента, все его динамические возможности.
В областях мелодики, гармонии, ритма Бетховен нередко прибегает к приему внезапной смены, контраста. Одна из форм контраста – противопоставление решительных тем с четким ритмом и более лирических, плавно текущих разделов. Резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности – тоже важная черта бетховенской гармонии. Он расширил диапазон применяемых в музыке темпов и часто прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Иногда контраст выступает как проявление характерно бетховенского несколько грубоватого юмора – так бывает в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах часто заменяют более степенный менуэт.
В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только один пример: в первоначальном эскизе знаменитого «мотива судьбы», открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что тема имела совсем иной образный смысл. Мощный художественный интеллект позволяет композитору обратить недостаток в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она – главный источник бетховенского величия, его несравненного умения организовать контрастные элементы в монолитное целое. Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на первый взгляд не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.
(по материалам сайта www.peoples.ru)