что значит вариативные дисциплины в вузе

Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе

что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть фото что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть картинку что значит вариативные дисциплины в вузе. Картинка про что значит вариативные дисциплины в вузе. Фото что значит вариативные дисциплины в вузе

Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.

Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>

Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.

Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.

Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».

Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).

Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.

И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…

О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.

Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?

— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.

Когда можно выбрать себе дисциплину?

— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.

Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.

Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.

Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.

Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.

Как происходит выбор?

— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.

Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.

Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.

Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.

Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?

— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).

Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).

Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?

— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.

Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.

Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.

Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)

Источник

Как получить максимум от обучения в вузе? Или что такое элективы?

что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть фото что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть картинку что значит вариативные дисциплины в вузе. Картинка про что значит вариативные дисциплины в вузе. Фото что значит вариативные дисциплины в вузе

что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть фото что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть картинку что значит вариативные дисциплины в вузе. Картинка про что значит вариативные дисциплины в вузе. Фото что значит вариативные дисциплины в вузе

Индивидуальная образовательная траектория формируется студентом за счет выбора элективных курсов в общеобразовательном и профессиональном блоке дисциплин, а также возможности освоения дополнительного профиля.

что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть фото что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть картинку что значит вариативные дисциплины в вузе. Картинка про что значит вариативные дисциплины в вузе. Фото что значит вариативные дисциплины в вузе

Что такое элективные дисциплины?

Начнем с того, что элективы относятся к вариативной части учебного плана. В ТюмГУ это 75 курсов из пяти областей знаний: 1) естественные науки и технологии; 2) искусство; 3) математика и информатика; 4) социальная коммуникация; 5) науки об обществе и человеке.

После выбора студентом элективные курсы включаются в его индивидуальный учебный план и становятся обязательными для изучения.

Как происходит выбор и запись на элективы?

Выбор элективных дисциплин осуществляется студентами в личном кабинете.

В общеобразовательном блоке во 2-м семестре студенту предстоит выбирать 6 дисциплин из 5 блоков. На втором и последующем курсах – по 3 дисциплины из любой области знаний.

Элективная дисциплина будет реализовываться, если на нее записалось не менее 25 человек. Если количество желающих изучать дисциплину будет слишком велико, то приоритет при формировании групп получат студенты с более высокими баллами.

В чем преимущества элективных курсов?

Выбирая дисциплины из общеобразовательного или профессионального блоков в соответствии со своими интересами, студент имеет возможность не только более глубоко погрузиться в освоение дисциплин профессиональной сферы, но и получить дополнительные компетенции в других областях. Это существенно повышает шансы студента на рынке труда.

Когда можно выбрать элективы?

Изучать элективные курсы можно только со второго семестра и далее в течение всего периода обучения.

Выбор элективных дисциплин на весенний семестр будет проходить с 15 по 30 декабря. На осенний семестр следующего учебного года – с 15 по 30 апреля.

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Источник

Что значит вариативные дисциплины в вузе

что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть фото что значит вариативные дисциплины в вузе. Смотреть картинку что значит вариативные дисциплины в вузе. Картинка про что значит вариативные дисциплины в вузе. Фото что значит вариативные дисциплины в вузе

Наличие вариативных курсов в подготовке специалиста лечебного профиля в медицинском вузе является обязательным, поскольку ряд дисциплин, как правило, относится к развивающимся областям науки и практики. Это делает необходимым активный поиск новых образовательных ресурсов преподавателями, а студентам приходится активно развиваться самостоятельно, что особенно важно на первых курсах обучения в вузе.

Согласно новому образовательному стандарту ООП по подготовке специалиста по специальности «Лечебное дело» предусматривает наличие не только обязательных дисциплин, но и вариативных курсов обучения. В соответствии со п. 7.5 ФГОС ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети основной части суммарно по циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливается вузом. Пункт 6.2 ФГОС предусматривает, что вуз должен самостоятельно разработать и утвердить ООП по обязательным и вариативным дисциплинам подготовки врача-специалиста. ООП включает учебный план, рабочие программы основных и вариативных курсов, учебно-методический комплекс с набором новых образовательных технологий и комплекса оценочных средств.

В процессе подготовки специалиста по направлению «Лечебное дело» на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета был создан учебно-методический комплекс вариативного курса для студентов лечебного факультета «Современные аспекты медицинской эмбриологии». Эта дисциплина позволяет сформировать и закрепить понятия об этапах эмбрионального развития человека, расширить представления студентов о применении и перспективах развития инновационных методов, таких как экстракорпоральное оплодотворение в современной биологии и медицине. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, фонд оценочных средств, методические разработки к лекциям, методические разработки к практическим занятиям для студентов, методические разработки к практическим занятиям для преподавателя.

При составлении учебно-методического комплекса следует обратить особое внимание на выбор компетенций. В вариативных дисциплинах на первых курсах обучения не следует выбирать большое количество компетенций одновременно. Выбор одной-двух компетенций, на наш взгляд, является оптимальным, поскольку позволяет более целостно ориентировать студента первого года обучения на активное приобретение знаний и умений, что в дальнейшем позволит ему сформировать собственные приемы самообучения в высшей школе.

Среди перечня профессиональных компетенций, представленных в ФГОС по специальности «Лечебное дело», рекомендованных для естественно-научных дисциплин, была выбрана ПК-5. Именно она позволяет целенаправленно ориентировать студента в получении знаний и умений в области морфологии, современных методах исследования в эмбриологии, а также ориентирует на применение собственных базовых навыков в клинической практике.

Основными задачами дисциплины «Современные аспекты медицинской эмбриологии» являются:

Учебные цели дисциплины вносят вклад в формирование у студентов целостного представления о стадиях и закономерностях эмбриогенеза человека, позволяют получить знания по современным направлениям медицинской эмбриологии, побуждают их к научно-исследовательской и самостоятельной практической деятельности, что согласуется с целями основной учебной дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология».

Основными формами образовательного процесса в вузе, в том числе и в рамках вариативного курса, являются лекции и практические занятия. Методические разработки к лекциям построены по строгому плану, унифицированы в соответствии с компетентным подходом, предусмотренным стандартом образования. В ходе лекционного курса на кафедре совмещаются и традиционные подходы к изложению лекционного материала. Кафедра гистологии и эмбриологии СамГМУ имеет собственный информационный электронный ресурс в сети интернет. На странице кафедры постоянно размещаются электронные версии лекций, которые студенты могут изучить и иметь базовые сведения по дисциплине. Поэтому в рамках вариативного курса происходит постоянное эффективное пополнение лекционного курса современными профессиональными сведениями, которые в дальнейшем послужат базисной основой для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу не только на теоретических, но и на практических кафедрах, в первую очередь таких как «Акушерство» и «Педиатрия».

Профессиональные знания, получаемые студентами, носят абсолютно инновационный характер. В первую очередь речь идет о методах лечения бесплодия путем экстракорпорального оплодотворения преовуляторных овоцитов и переноса дробящихся эмбрионов в полость матки реципиента (метод ЭКО и ПЭ). Современными методами, повышающими эффективность метода ЭКО и ПЭ, являются методы ИКСИ и ИМСИ. Метод ИКСИ используется для решения проблемы мужского бесплодия. Он предусматривает отбор жизнеспособных сперматозоидов и внесение материала под плазмалемму яйцеклетки под 400-кратным увеличением. Модификацией этого метода является ИМСИ, который предусматривает изучение структуры сперматозоида и внесение его под увеличением 6000 под оболочку женской половой клетки. Новые репродуктивные технологии постоянно развиваются, и новой модификацией методов ИКСИ и ИМСИ является метод пИКСИ. Он предусматривает дополнительную проверку на зрелость сперматозоидов гиалуроновой кислотой для исключения дефектов ДНК, после чего следует внесение генетического материала по методу ИКСИ.

Наряду с новейшей информацией, отражающей достижения лабораторной диагностики и эмбриологии, студенты получают данные по классической эмбриологии, которые касаются периодизации и закономерностей эмбрионального развития. Таким способом осуществляется принцип преемственности, когда «старые» и «новые» данные не противоречат, а взаимодополняют друг друга.

Приведем примеры некоторых ситуационных задач.

1. Яйцеклетка человека в условиях ЭКО оплодотворена сперматозоидом, содержащим Y-хромосому. Каков будет пол плода? Какими современными методиками это можно подтвердить?

В связи со сложностью и несомненной новизной нашего профессионального курса, а также для оптимизации образовательного процесса на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного университета было создано учебно-методическое пособие «Современные аспекты медицинской эмбриологии». Оно является современным фундаментальным пособием и предназначено для студентов лечебного факультета очной формы обучения.

Довольно сложно оценить у студентов наличие общекультурных компетенций на втором курсе обучения, поскольку они носят интегральный характер и вырабатываются в полном объеме образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем профессорско-преподавательского и профессионального сообщества. В связи с этим необходимо активно погружать студентов в профессиональную среду. Одним из способов ее создания на младших курсах в вузе является активное включение студентов в работу студенческого научного общества (СНО). СНО, конечно, начинается с работы в студенческом научном кружке, который активно функционирует на кафедре гистологии СамГМУ. Основным современным направлением его работы можно считать расширение научного кругозора студента, что особенно важно для формирования научно-мировоззренческой позиции будущего врача. Для реализации этого кафедра гистологии приглашает на проблемные заседания студенческого научного кружка ведущих научных сотрудников СамГМУ и практического здравоохранения города Самары. В связи с этим мы считаем, что необходимо привлекать к работе в нем студентов с разным уровнем успеваемости, поскольку это расширяет образовательное пространство в рамках общекультурных и профессиональных компетенций.

Рецензенты:

Колсанов А.В., д.м.н., ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава РФ, г. Самара;

Аввакумова Н.П., д.б.н., ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава РФ, г. Самара.

Источник

Дисциплины по выбору

Дисциплины по выбору являются вариативной (профильной) частью Стандарта об образовании бакалавра. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей). Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной юридической деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно.

Помимо этого как поступающему, так и студенту интересно – в какой форме и на каком курсе, уровне образования осуществляется специализация студентов, например, на «Гражданско-правовую» и «Уголовно-правовую»?

У каждого вуза могут быть свои нюансы деления направлений, но следует иметь в виду следующее. По направлению «Юриспруденция» Стандарт образования бакалавра один, поэтому все студенты получают одинаковый базовый уровень знаний и вполне способны начать трудиться в любой отрасли права. При текущем делении на бакалавриат и магистратуру специализация «в чистом виде» предполагается в магистратуре. Но определенная специализация возможна и в бакалавриате. Стандарт образования бакалавра использует термин: формирование профиля подготовки.

Вуз в рамках вариативной части программы бакалавриата правомочен давать больше занятий по тому или иному профилю (специализации). Также Стандартом образования бакалавра предусмотрено, что сам обучающийся может выбирать дисциплины, предусмотренные вариативной частью основной образовательной программой, а значит и специализироваться на тех вопросах, которые считает для себя важными. Отметим, что такие занятия после их выбора становятся обязательными к изучению. Это очень похоже на западные системы преподавания, построенные на такой же модульной системе, при которой студент выбирает по своему желанию ряд дисциплин.

Более того, вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки. Таким образом и в рамках бакалавриата юрист уже выбирает свой будущий профиль,специализацию.

В любом случае целесообразно изначально (или на старших курсах) определиться со специализацией в зависимости от будущей профессии, так как не бывает юристов профессионально работающих одновременно во всех отраслях права.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

Источник

Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

от 13 мая 2010 г. N 03-956

О РАЗРАБОТКЕ ВУЗАМИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РАЗРАБОТЧИКАМ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части основной образовательной программы (ООП), следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)?

Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.

2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет, получивший право работать по собственным образовательным стандартам, не придерживаться перечня профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?

Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.

Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.

3. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в рамках специальности?

Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142.

4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?

Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки?

Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.

6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС?

Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

8. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов.

Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких дисциплин.

Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2).

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной (профильной) части примерного учебного плана?

Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП.

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится данный вопрос.

10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?

Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла?

Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.

12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?

Ответ: В соответствии с п. 7.5 ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.

13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин?

Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного») обучения?

Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительно вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся).

15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?

Ответ: Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительством Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г.: «Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. «. На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.

Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.

Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах?

Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов в неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительством Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года, равную 60 зачетным единицам?

Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?

19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц?

Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения?

Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.

Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.

Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом?

Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).

22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?

Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.

Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4 ФГОС: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).

23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?

Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).

24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения?

Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.

25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик?

Ответ: Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы.

26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров и специалистов?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).

Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализация ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможна.

27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?

«. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. «.

При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.

28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?

Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм информационной безопасности.

29. Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования?

Определение используемых терминов

Судебная практика и законодательство — Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)

В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *