что значит внебюджет в вузе

Платное обучение: как поступить на внебюджет?

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Алина Косова

В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.

Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет

1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз

ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.

Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:

2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная

Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).

В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.

3. Конкурс на платное обучение — условность

Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).

Процедура зачисления на платное обучение

Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!

ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!

Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»

Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?

На самом деле, смысл есть.

Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.

Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.

В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.

Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!

Источник

Словарь абитуриента

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).

Укрупненные группы объединены в области образования.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Коды уровней высшего образования:

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Источник

Платное и бесплатное образование в ВУЗе: сходства и отличия особенности обучения на каждой основе

Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузе

Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.

Бесплатное высшее образование

Ежегодно десятки тысяч абитуриентов буквально штурмуют ВУЗы, стараясь поступить на бюджетное место. Обучаться за счет государства не только приятно, но и престижно. Ведь заняв «бесплатную нишу» в ВУЗе, абитуриент сумел доказать свою состоятельность, хорошую подготовку, упорство и пр.

Образование полностью бесплатном быть не может априори. Учащемуся потребуются определенные принадлежности, канцтовары, учебные пособия, компьютер, подходящая одежда и пр. Но это все относится к желаниям (предпочтениям) и необходимости, не имея прямого отношения к ВУЗу.

Количество бюджетных мест ежегодно пересматривается, притом на протяжении последних лет доля бюджетного образования сокращалась. Сейчас в ВУЗах объем мест для бесплатного освоения профессии едва достигает 30%. Все остальное отводится на контрактное обучение.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузеБесплатное обучение в высшем учебном заведении

Более того, количество мест для каждой специальности утверждает Минобразования и науки. Исходя из этого ВУЗ получает соответствующее финансирование на обучение учащегося и выплату ему стипендии.

Да-да, стипендия полагается только студентам очного отделения, обучающимся на бюджетной основе. Остальные претендовать на эту выплату не могут. Более того, размер господдержки небольшой – около 1500-5000 рублей в месяц. Притом сумма стипендии может быть уменьшена или ее выплата приостановлена при ухудшении успеваемости.

Бюджетное образование считается более качественным и требовательным. Малейший проступок, ухудшение успеваемости, прогул занятий, нарушение дисциплины и правил Вуза может быть чревато отчислением.

Образовательная программа на бюджетных местах должна соответствовать госстандартам, учитывать основные требования работодателей к востребованным специалистам (какими знаниями и навыками они должны обладать) и пр. В настоящее время «ассортимент» специальностей в рамках бюджетного образования сильно ограничен. Поэтому важно не просто выбрать подходящий ВУЗ, но и необходимое или желаемое направление подготовки в нем, оценить собственные шансы на зачисление и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Для поступления в высшее образовательное заведение в любом случае придется преодолевать ЕГЭ, но проходные баллы на бесплатное место всегда выше, чем на коммерческое. Поэтому для покорения бюджетного образования необходимо иметь максимально высокие результаты ЕГЭ и использовать все шансы (льготы, достижения и пр.).

Специфика платного обучения в ВУЗе

Платное (коммерческое) обучение в ВУЗе в значительной степени повысило шансы на освоение выбранной специализации в стенах ВУЗа. В данном случае финансированием работы высшего образовательного заведения занимается не государство, а абитуриенты (или их официальные представители: опекуны и родители). Для получения образования по контракту необходимо внести определённую сумму за соответствующие услуги учебного центра, притом ценник может кардинально разниться. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Вузе на очном отделении достигает 60-560 тысяч рублей, на заочном – 45-120 тысяч рублей, дистанционном – 30-90 тысяч рублей.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузеОсобенности обучения в ВУЗе на платной основе

Притом некоторые специализации или формы обучения в большинстве случаев доступны абитуриентам только по контракту. Например, дистанционное обучение (как отдельное отделение) возможно исключительно на платной основе, покорение престижных и востребованных направлений возможно только в рамках платных услуг Вуза.

Важно отметить, что процедура подачи документов и зачисления «контрактников» стандартна. Абитуриент предоставляет приемной комиссии все необходимые документы, проходит конкурсный отбор, заключает договор с Вузом, оплачивает его услуги и попадает в ряды студентов. Притом образовательная программа и учебный процесс ничем не отличается от бюджетного освоения специальности.

Несмотря на более лояльные требования к абитуриентам к поступлению готовиться все же придется. Конкурсный отбор строится на основе привычных правил: чем выше балл, тем больше шансов поступить. Более того, считается что к «контрактникам» относятся мягче, предоставляя им поблажки, привилегии и пр. На самом деле это не так. Правила Вуза едины для всех учащихся, независимо от их социального и иного статуса, формы обучения и пр.

На сегодняшний день доля коммерческого обучения в Вузе составляет около 60-70%. Притом абитуриент может самостоятельно платить за свое обучение при помощи специальных кредитных программ: образовательный кредит, рассрочка на обучение при ВУЗе и пр. Обучение по контракту – занятие непостыдное, но высокозатратное, поэтому оказывается посильным не для каждого желающего.

Достоинства и недостатки бюджетного и платного обучения

У каждой палки два конца. Казалось бы, бюджетное обучение – сплошные плюсы. Но на самом деле здесь также можно выделить положительные и отрицательные моменты.

К числу явных преимуществ бесплатного образования можно отнести:

Среди недостатков бюджетного обучения можно выделить:

К положительным моментам в освоении платного образования можно отнести:

Среди недостатков платного обучения можно отметить:

Что выбрать: платное или бесплатное образование?

Всем давно известно, что качество обучения полностью зависит от желания и стремления студента. Поэтому, если возникает вопрос, связанный с выбором варианта обучения, то достаточно ответить на несколько вопросов:

Самые распространенные мифы о платном и бесплатном образовании

Миф №1. Где легче учиться?

Издавна считается, что обучение по контракту дается легче: студентам предоставляют всевозможные поблажки, прощают прогулы, не валят на экзаменах и зачетах. На самом желе – это самое глубокое заблуждение. Качество образование, стандарты и правила Вуза едины для всех и не зависят от формы обучения, отделения и иных факторов.

Миф №2. Контрактников не отчисляют.

Несмотря на то, что студент платит за учебу, никто не дает ему права пренебрегать правилами ВУЗа, не выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому при наличии законных оснований любой учащийся (будь то бюджетник или контрактник) подлежит отчислению.

что значит внебюджет в вузе. Смотреть фото что значит внебюджет в вузе. Смотреть картинку что значит внебюджет в вузе. Картинка про что значит внебюджет в вузе. Фото что значит внебюджет в вузеНаиболее частые вопросы которые интересуют абитуриентов и их родителей?

Миф №3. У контрактников нет стипендии.

Да, согласно действующему законодательству, получать стипендию могут лишь учащиеся очных отделений, осваивающие образовательную программу на бюджетной основе. Но в случае победы студента на всевозможных соревнованиях, состязаниях, свершении значимых научных/спортивных и иных открытий ему может назначаться дополнительная выплата-вознаграждение в виде Президентской стипендии, награды и пр. Здесь удостаиваться такой чести могут как бюджетники, так и контрактники.

Миф №4. На платном обучении качество образования ниже, чем на бюджетном.

Как мы уже говорили, качество обучения не зависит от варианта освоения профессии. Оно отчасти может сопрягаться с возможностями ВУЗа (педагогический состав, техническая и иная оснащенность), но в большинстве случаев оно напрямую взаимодействует со стремлением, мотивацией и желанием студента поглощать знания и обретать профессиональные навыки.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Источники внебюджетных средств высшего учебного заведения и контроль за их использованием

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2012, N 12

В условиях недостаточного бюджетного финансирования вузам приходится самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, т.е. внебюджетные средства. С каждым годом перечень источников внебюджетного финансирования увеличивается.

Тактика привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств разнообразна. Учебные заведения, в особенности вузы, постоянно разрабатывают и внедряют в порядке эксперимента все новые формы мобилизации средств из внебюджетных источников с учетом действия механизмов рыночных отношений в российской экономике. В ситуации, когда бюджетное финансирование обеспечивает лишь поддержание образовательного учреждения на достигнутом уровне, все затраты по расширению и диверсификации учебной деятельности могут возмещаться только за счет внебюджетных инвестиций. Поэтому вопрос формирования и расходования внебюджетных средств является для вузов жизненно важным.

Для примера рассмотрим источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» (табл. 1).

Источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

Снижение показателя общего объема средств учреждения в 2011 г. по сравнению с 2009 г. связано с уменьшением количества обучаемых в вузе. Но можно заметить, что объем внебюджетного финансирования в общем объеме средств вуза постепенно увеличивается с 23,50% в 2009 г. до 32,78% в 2011 г.

Практически треть расходов учреждения финансируется за счет внебюджетных источников. Поскольку вуз является научно-исследовательским, имеет хорошую материальную базу, многие предприятия Республики Мордовия заключают с ним договор подряда на изобретение и внедрение передовых технологий в производство.

Получение дохода от данного вида деятельности для вуза является одним из приоритетных направлений, о чем свидетельствует ежегодное увеличение объема поступления внебюджетных средств от организаций. Удельный вес данного показателя с 2009 по 2011 г. возрос с 26,50 до 68,03%. Отсюда следует, что у вуза есть потенциал привлечения внебюджетных источников.

В настоящее время вузы страны осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере. Широко распространены следующие виды основной деятельности, приносящие внебюджетный доход вузам:

В таблице 2 представлена структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в 2011 г. (табл. 2).

Структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в 2011 г.

Из анализа табл. 2 следует, что основной удельный вес в доходах, полученных от внебюджетных средств, принадлежит научной деятельности.

В настоящее время в России происходит децентрализация бюджетного процесса, которая в значительной мере меняет и механизм финансирования системы образования, поскольку расширяются права субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении порядка и объемов финансирования высших учебных заведений, но при этом возрастает их ответственность за своевременное и достаточное финансирование.

Разнообразие источников дополнительного дохода вуза обостряет проблемы в механизмах управления финансовой деятельностью высшего учебного заведения, особенно при учете и контроле внебюджетной деятельности. Управление финансовыми ресурсами вуза должно обеспечивать информацией его руководство о необходимых финансовых ресурсах за определенный момент времени (месяц, квартал, год), а также способствовать рациональному использованию планируемых средств для обеспечения его деятельности.

В частности, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в управлении бухгалтерского учета и финансового контроля выделено отдельное структурное подразделение, в компетенцию которого входит учет и контроль за внебюджетной деятельностью, распределение доходов от внебюджетной деятельности по их источникам, а также между институтами и факультетами. Это подразделение осуществляет контроль за расходованием средств от внебюджетной деятельности. Налаженный контроль за внебюджетными средствами позволяет руководству вуза, его управлениям и службам иметь анализ их расходования и эффективности принимаемых решений.

Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / Под ред. С.А. Белякова. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 194.

Данная информация, предопределяющая обоснованные и всесторонне взвешенные решения, должна формироваться в учетной системе в соответствии с целевыми задачами развития вуза на перспективу. Значимость такой информации, ее анализ, использование для целей планирования и прогнозирования настолько существенны, что стали предпосылкой появления специфического вида учета, который в практике учетной деятельности получил название «управленческий учет».

Он представляет собой процесс измерения разных сторон деятельности, включая специфические виды деятельности, финансируемые за счет внебюджетных средств. Поскольку бюджетные учреждения, предоставляющие образовательные услуги, являются равноправными субъектами рынка, то рыночные принципы хозяйствования во многом определяют стратегию их развития.

Все это, безусловно, требует разработки методов контроля со стороны руководства вуза, адекватных рыночной конъюнктуре, сложившейся в конкретном регионе.

Из-за ограниченности государственного финансирования сферы образования остро встают проблемы, связанные с рационализацией распределения средств вуза и созданием условий для привлечения им дополнительных источников финансовых ресурсов. Решение этих проблем определяется в первую очередь действующей системой финансирования образования, т.е. принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.

Улучшить эффективность управления вузом можно путем регулярного мониторинга учебного процесса и функционирования всех его подразделений. Для этого до каждого подразделения доводится система показателей, отражающих текущее состояние всех сторон его деятельности, значения которых периодически поступают в соответствующие управляющие структуры вуза.

Управляемость вузами, в свою очередь, достигается путем решения возникающих проблем на всех уровнях иерархии управления с различным уровнем общности и детализации проводимых управленческих мероприятий.

Оперативность управленческих решений может достигаться за счет четкого перераспределения различных управленческих функций между функциональными подразделениями организационной системы вуза.

Бюджетное финансирование требует от управления бюджетными образовательными учреждениями усилий по освоению и рациональному использованию выделенных средств. В то же время наращивание или обновление ресурсов за счет инвестирования доходов от внебюджетной деятельности связано с определенным риском. Этот риск снижается, если управленцы будут располагать информацией, формируемой бухгалтерской службой и отражающей источники финансирования и результативность затрат. Достаточная информационная обеспеченность управления является залогом эффективного функционирования образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Задачи дальнейшего развития российских вузов не могут быть решены в рамках действующего дотационно-бюджетного механизма их финансирования, поскольку в современных условиях возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Одним из путей получения вузом внебюджетных средств являются инвестиции учредителей и заказчиков на подготовку кадров, а также помощь региональных властей. Учредительство вузов допускается с участием отечественных, иностранных физических и юридических лиц всех форм собственности. Поэтому важным фактором получения вузом внебюджетных средств является также включение в число учредителей, которые заказывают подготовку специалистов с высшим образованием, финансово-промышленных групп и крупных предприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *