что значит во сколько раз больше в математике
Урок 99. Во сколько раз больше или меньше?
Обобщить знания учащихся об отношениях «больше в», «меньше в» и их взаимосвязи, а также правила кратного сравнения чисел
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, находить долю числа действием деления, решать текстовые арифметические задачи, выполнять действия с величинами, работать с таблицей. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений, умение выполнять логическую операцию сравнения
Сравнить числа с помощью действия деления. Различать отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и меньше на». Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Находить часть числа. Осуществлять контроль правильности вычислений. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. Выполнять действия с величинами. Заносить данные ответы арифметических задач в таблицу. Составлять план геометрических построений, выполнять построения с помощью чертёжных инструментов. Находить геометрические фигуры указанной формы на чертеже. Находить различные варианты решения задач
- Во сколько раз больше или меньше?
Разностное и кратное сравнение чисел
Разностное сравнение чисел
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?
12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.
Кратное сравнение чисел
Что такое краты? Это разы. Как говорят в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?
12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.
Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам, т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.
Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:
В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?
Ответ: 155 кг апельсинов.
Задачи на разностное сравнение
Задачи на кратное сравнение
Составные задачи на разностное и кратное сравнение
Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.
В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Во сколько раз больше или меньше?
Победитель конкурса «Электронный учебник на уроке».
Цели: совершенствовать навыки решения задач на кратное сравнение; закреплять умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать внимание и мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет (работа в парах ЭФУ)
а) Длина бассейна – 8 м. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя?
б) Сколько шнурков нужно для 8 пар ботинок?
3. Геометрия на спичках.
а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько на нем всего многоугольников?
б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.
в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений.
г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их.
д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке будем решать задачи с отношениями «на несколько больше (меньше)» и «в несколько раз больше (меньше)».
IV. Работа по теме урока
Задание № 8 (с. 66).
– Рассмотрите рисунок. Какие фигуры здесь изображены? (На нем изображены синий и красный отрезки.)
– На сколько частей точками разбит синий отрезок? (На 5 частей.)
– Выполните измерения и выясните, чему равна длина каждой такой части. (2 см.)
– Значит, синий отрезок разбит на 5 равных отрезков длиной 2 см. Измерьте длину красного отрезка. (Тоже 2 см.)
– Сколько раз красный отрезок будет «укладываться» в синем? (5 раз.)
– Делаем вывод: синий отрезок в 5 раз длиннее красного, а красный отрезок в 5 раз короче синего.
Задание № 9 (с. 66).
Это задание лучше выполнить фронтально.
· Если 28 больше 4 в 7 раз, то 4 меньше 28 в 7 раз.
· Если 56 больше 7 в 8 раз, то 7 меньше 56 в 8 раз и т. д.
Задание № 10 (с. 67).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
– Что значит «Петя в 3 раза старше Сережи»?
Задание № 11 (с. 67).
– Рассмотрите рисунок в учебнике.
– Назовите самое высокое дерево. (Ель.)
– Во сколько раз ель выше рябины? (В 3 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже ели? (В 3 раза.)
– Во сколько раз береза выше рябины? (В 2 раза.)
– Во сколько раз рябина ниже березы? (В 2 раза.)
Задание № 12 (с. 67).
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
1) Сколько лет сыну?
2) Во сколько раз сын моложе отца?
Ответ: в 5 раз моложе.
Физкультминутка
V. Повторение пройденного материала
1. Работа по учебнику.
Задание № 25 (с. 70).
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее с помощью выражения.
16 + 16 + 10 + 3 + 8 + 4 = 57 (м 2 ).
Задание № 26 (с. 70).
– Что известно? Что требуется узнать?
– Заполните таблицу по условию этой задачи.
Математика. 3 класс
Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №16. Задачи на кратное сравнение чисел
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
— Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?
Задачи на кратное сравнение – это задачи, в которых нужно сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого числа.
Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.
Задачи на кратное сравнение решаются действием делением.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Решим задачи на повторение.
1) Оле 15 лет, а сестре 5 лет. На сколько лет сестра младше Оли?
Воспользуемся знакомым нам правилом:
Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, нужно из большего вычесть меньшее.
2) На праздник купили 3 кг карамели и 7 кг шоколадных конфет. На сколько килограммов шоколадных конфет больше купили, чем карамели?
Воспользуемся правилом и решим задачу.
7 – 3 = на 4 (кг) – больше шоколадных конфет.
Обе задачи решаются действием вычитанием, результат вычитания – разности. Это задачи на разностное сравнение.
К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?
В задаче сравнивают, но используют слова: во сколько раз больше.
С помощью какого действия ответим на вопрос задачи? Попробуем в этом разобраться.
В первом ряду – 3 треугольника;
Во втором в 3 раза больше – 9.
В числе 9 по 3 укладывается 3 раза.
В первом ряду треугольников меньше в 3 раза, а во втором – больше в 3 раза.
Рассмотрим следующий рисунок.
В первом ряду – 8 кругов, во втором в 2 раза меньше – 4.
В числе 8 по 4 укладывается 2 раза.
В первом ряду кругов больше в 2 раза, во втором – меньше в 2 раза.
На рисунке ёжиков – 2, грибков – 4. Разобьём грибки на группы по два в каждой группе. Групп получилось две столько, сколько ёжиков.
Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ёжиков, ёжиков в 2 раза меньше, чем грибов.
Утят – 4. Цыплят – 8. Утят больше, чем цыплят. Цыплят меньше, чем утят.
Сравним: в 8 по 4 содержится 2 раза.
Значит, цыплят больше в 2 раза, чем утят, а утят в 2 раза меньше.
Чтобы узнать количество раз, надо 8 разделить по 4.
Вывод: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Используем правило при выполнении заданий.
1) Во сколько раз число 30 больше, чем 5. Нужно число 30 разделить на 5.
2) Во сколько раз число 4 меньше 16. Нужно 16 разделить на 4.
К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?
Зная правило, теперь мы сможем ответить на вопрос задачи.
Нужно 9 кг разделить на 3 кг.
Задача решается действием делением.
Задания тренировочного модуля.
1. Какое действие надо выполнить, чтобы узнать: во сколько раз 15 больше 5, во сколько раз 4 меньше 20. Выберите правильный ответ.
2. Выберите правильный ответ к задаче.
Собрали 7 кг жёлтых помидоров и 35 кг красных помидоров. Во сколько раз красных помидоров собрали больше, чем жёлтых?
Конспект урока по математике на тему «Во сколько больше или меньше?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УМК: «Начальная школа XXI века»
Ковшова Наталия Николаевна,
Учитель начальных классов
МКОУ Сокольская средняя школа
Тема: «Во сколько раз больше или меньше? »
Педагогические задачи : Создать условия для осознания цели и ситуации устного и письменного общения, усвоения понятий «увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц в прямой форме».
Планируемые результаты образования:
Предметные: совершенствовать навыки решения простых и составных задач на разностное и кратное сравнение, работа над выражениями данного вида.
Метапредметные : критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий:
познавательные : ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания,
регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; оценка своего задания(легко ли было, возникли ли трудности при выполнении);
коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать, понимать других учащихся, выражать свои мысли последовательно, четко и ясно, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи);
личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, работают по заявленному заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы, проявляют прилежание в учебе, выражают желание осваивать новые приемы и действия, улучшать результаты труда.
— Ребята, что нам сегодня потребуется для успешной работы на уроке?
-Внимание,тишина,умение слушать друг друга, не мешать друг другу, не лениться и т.д.
· Постановка цели урока.
— Над какой темой мы с вами работали на прошлом уроке?
На доске написана тема : «Во сколько раз больше или меньше».
— Что мы уже знаем об этом?
-Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
-А что это значит: во сколько раз больше?
-Это значит, взяли по столько же несколько раз.
Пример: «Ежик нашел 2 гриба, а зайчик в 4 раза больше. Что это значит?
-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
— Мы сегодня продолжим различать понятия «во сколько раз больше или меньше, на сколько больше или меньше».
-Давайте вспомним, что значит на 3 больше?
-Значит, столько же, да еще 3.
-Какое действие надо выполнить, чтобы это узнать?
-А чтобы сравнить «Во сколько раз число больше или меньше другого» какие знания нам еще понадобятся?
-Правильно. Давайте ее вспомним.
а)Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки»?
· Луковицы тюльпанов высадили в 4 ряда по 8 штук. Сколько луковиц высадили?
· На каждую куртку пришили 5 пуговиц. Сколько всего курток, если использовали 40 пуговиц?
в) Рассмотрите рисунок.
-Какой фрукт тяжелее:яблоко или груша?
г) Рассмотри рисунок.
— Сколько кругов изображено?
-На сколько кругов меньше,чем треугольников?
-Какое действие выполнили?
-Во сколько раз треугольников больше?
-Какое действие выполнили?
-Итак,какое действие надо выполнить, чтобы узнать:
— на сколько одно число больше или меньше другого?
— во сколько раз одно число больше или меньше другого?
-какое действие надо выполнить?
Ø Работа по теме урока.
1. Самостоятельная работа учащихся по карточкам .
— На столе у вас лежат карточки. Задание следующее: «Дорисуйте круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:
В)на 5 :
Проверка :детям предлагается сверить ответы на своих карточках с ответами на доске.
-Поднимите руку, кто не нашел ни одной ошибки?
-Кто не справился с заданием?
-С такими заданиями мы продолжим работать на следующих уроках.
1ряд- хлопает в ладоши 3 раза,
3ряд- в 2 раза больше.
1 ряд- топает ногами 2 раза,
3 ряд- в 3 раза больше.
— А теперь, ребята, откройте учебник на странице 51, читаем задачу №12.
-О чем говорится в задаче?
-Что требуется узнать?
-Кто знает,как решить задачу?
Один ученик работает у доски.
-Записываем краткую запись.
Отцу-45л.
— Кто знает, как решать задачу, решаем самостоятельно. А кому нужна моя помощь, поднимите сигнальную карточку.
-Расскажи, как ты решил задачу.
2)45:9=5(раз)-сын моложе отца.
Ответ: в 5 раз моложе.
3. Работа в тетрадях.
-Прочитайте задание про себя.
-Что обозначает число 4?
-Что обозначает число 2?
-Что мы узнаем, когда из 4 вычтем 2?
-Запишем: на 2 кг тяжелее, на 2 кг легче.
-Что обозначает число 4?
-Что обозначает число 2?
-Что мы узнаем, когда 4:2?
-Запишем: в 2 раза тяжелее, в 2 раза легче.
-Запишите, во сколько раз каждое число верхней строки больше числа под ним.