что значит возьми меня
возьми меня
Смотреть что такое «возьми меня» в других словарях:
ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ (1979) — ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1979, цв., 78 мин. Сказка, историческая драма. Деревенская сиротка Дуняша с первой встречи полюбила скомороха озорника Митроху. Любовь оказалась несчастной, потому как Митроха был… … Энциклопедия кино
ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ (1989) — ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ, СССР, Одесская киностудия, 1989, цв., 75 мин. Драма. Находясь в отпуске, матрос Андрей становится свидетелем мошенничества группы молодых привокзальных вымогателей. Его внимание привлекает «заводила» этой группировки Светлана … Энциклопедия кино
Возьми меня с собой — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 марта 2012. Дата постановки к улучшению 6 марта 2012 … Википедия
Возьми меня с собой 2 — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 марта 2012. Дата постановки к улучшению 6 марта 2012 … Википедия
Возьми меня с собой (фильм) — Фильм РусНаз = Возьми меня с собой Изображение = Сценарист = Иосиф Ольшанский Виктор Ольшанский Режиссёр = Борис Рыцарев Жанр = Киносказка Страна = СССР Год = 1979 Компания = Киностудия им. М. Горького Время = Возьми меня с собой художественный… … Википедия
Мы еще повоюем, черт возьми! — Из стихотворения в прозе «Мы еще повоюем» (1882) И. С. Тургенева (1818 1883): «Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. В десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким… … Словарь крылатых слов и выражений
Пёс его (меня, тебя, их и т. п.) возьми! — Прост. Экспрес. Вид добродушной брани, выражающей возмущение, недовольство кем либо или чем либо. Я сердито спросил его: как же это он позволил дворнику издеваться над девицей, он сказал спокойно, брезгливо: А мне пёс их возьми! мне господа… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Чёрт возьми — кого, чего. Прост. Выражение негодования, возмущения, удивления, восхищения и т. п. кем либо или чем либо. Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л. Н. Толстой. Анна Каренина) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Леший меня возьми (дери, побери, подери)! — Прост. Бран.1. Восклицание досады при чьих л. неудачных действиях. 2. Клятвенное уверение в чём л. совершённом, исполненном или обещаемом. Мокиенко, Никитина 2003, 187 … Большой словарь русских поговорок
Я в ресурсе: ТОП-20 фраз, которые помогут поддержать разговор с гуру
Шум мегаполиса давит все сильнее, и многие люди в поисках островка уединения пытаются влиться в поток или восполнить свой ресурс. Частенько на помощь приходит литература с психологическим уклоном и онлайн-коучи. Еще одним источником информации стали социальные сети. Среди живописных пейзажей и личных фотокарточек все чаще можно увидеть статьи о всевозможных видах потоков, хьюман дизайнах и многом другом. Экспертами стали практически все, советы раздают в комментариях и в личных сообщениях. Умельцы буквально осыпают нас все новыми и новыми формами словосочетаний, совершенно не зная их смысловой наполненности.
Редакция ИА «Удмуртия» решила собрать шпаргалку по миру осознанности. Если вы, как и мы, ранее не сильно разбирались в терминологии, то после прочтения этого материала можете смело поддерживать любой разговор с гуру о принятии себя и наполненности, а также не упасть в грязь лицом при составлении поста с ноткой философии.
Я в потоке / я в состоянии потока
Может обозначать целый ряд психофизиологических состояний, причем абсолютно разных. Важно отметить, что в потоке все действия не обязательны, поэтому фразу «я в потоке» можно применять как для описания какого-то опыта, так и для выражения намерений.
Эта фраза чаще используется для выражения намерения. «Принятие» может быть как собственной жизни или состояния, так и жизни другого человека. Часто используется фраза «Безусловное принятие себя», когда человек любит себя со всеми достоинствами и недостатками и не стесняется собственной личности.
Кроме того, что так называется песня российского блогера Эльдара Джарахова, это еще и обозначение полного отсутствия намерений и планов. «Я в моменте» используют тогда, когда полностью отпускают ситуацию и живут одним мигом.
Я в ресурсе / я не в ресурсе
Эти фразы синонимичны «Меня переполняет энергия» и «Я устал». Быть «В ресурсе» значит быть бодрым, активным и наполненным энергией, а вот быть «Не в ресурсе» наоборот, значит чувствовать себя вяло и может даже болезненно.
Мне откликается / не откликается
Это фразы согласия и несогласия, обозначающие намерение. Синонимичны привычным «Да» и «Нет». Часто подразумевается, что откликаться то или иное действие должно в сердце.
Вселенная подарила / дала
Под вселенной чаще всего понимается некая материя, которая дарит земные или ментальные блага. Происходит это после долгих просьб и формулирований сигналов в космос. Подарки могут быть разными, как и время их ожидания.
Так выражаются, когда выслушали человека, но не обязательно согласились. Эта фраза не обозначает положительного ответа на просьбу или предложение, является синонимом к словам «ОК», «Понятно».
Я трансформируюсь / у меня идет трансформация
Под трансформацией понимается сильное изменение личности. Если человек прикладывает силу, чтобы изменить черты характера, привычки и предпочтения, то значит он трансформируется.
Я наполнен / много наполненности
Обозначает высшую степень переживания в связи с большим количеством эмоций и впечатлений. Чаще употребляют в позитивном смысле.
Ты рефлектор / проектор, генератор, манифестор
Сейчас в моде система Хьюман Дизайн (human design), где по дате и месту рождения составляется анкета (рейв-карта) человека со всеми его индивидуальными особенностями. В этой системе человека можно поделить на следующие типы: рефлектор, проектор, генератор, манифестор.
На низких / высоких вибрациях
Обычно используется для описаний вибраций человека, которые он выпускает в мир. Никто не знает, на какой именно частоте выпускаются вибрации в космос, и какая именно часть тела вибрирует, но только так вселенная может услышать ваш запрос. На высоких вибрациях человек становится более осознанным, ведет правильный образ жизни, тогда как на низких он скорее ведет существование.
Я проживаю уроки / опыт
Любое событие, состояние в жизни — это опыт. Проживать его, значит принимать его полностью и не сожалеть. То есть «Проживать урок» — это не всегда про школу и сложность усидеть 40 минут на одном месте.
Значит не обращать внимание на ситуацию, просто забыть и жить полной жизнью, будто ничего не случилось. Чаще употребляют в контексте неприятных событий.
Я проработана/ проработать синдром самозванца
«Проработать» значит посвятить какой-то проблеме в своей жизни уйму времени. Это может быть, как одиночное переосмысление, так и коллективная работа с коучем/духовным наставником/просто умным человеком. Прорабатываются абсолютно разные синдромы как вымышленные, так и навязанные обществом, другим человеком.
Убрать ограничивающие установки
Ограничивающие установки чаще всего прячутся где-то в области головы, может быть, и ниже. Убрать или проработать их можно путем долгих многочасовых анализов всей вашей жизни. Но как только вы почувствуете легкость и свободу, можно быть уверенным — вы избавились от всех ограничивающих установок.
Эта фраза означает, что человек продолжает учиться и получать опыт. Он не остановился на одном мнении и продолжает изучать мир вокруг себя и себя самого. Периодичность неизвестна, развивать себя можно от двух дней до целой жизни.
Простым прощением никого в 21 веке не удивить. Прощают все и всех. А вот к радикальному прощению нужно прийти. Это нечто более сложное по структуре. Его нельзя забрать обратно и снова обидеться, радикально простить можно только единожды.
Зеркалить / ты зеркалишь
По смыслу не трудно догадаться, что «Зеркалить» обозначает отражать что-либо. Чаще это чье-то поведение или отношение. Зеркало может отражать любой предмет и поверхность, а значит зеркалить можно как негативные вещи, так и позитивные.
Как мы знаем драйв — это энергия, сила, активность. Драйвить — значит наполнять, переполнять эмоциональную чащу, в какой-то мере даже возбуждать. Используется выражение только в моменты, когда человек сильно увлечен каким-то процессом или явлением.
Синоним фраз «Мы встретились», «Мы пообщались», «Мы обнялись». Это может быть абсолютно любое действие, которое обезличили до простого «Взаимодействия».
Толкование на От Марка 8:34
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Марка 8:34 / Мк 8:34
Григорий Палама (
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Источник: Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.
Кесарий Арелатский (470−543)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Подобно тому, как человек губится любовью к себе, самоотрицанием он обретает себя. Любовь к себе была первым падением человека: если бы он тогда не возлюбил себя превратным образом, и вместо этого поставил бы Бога выше себя, и решил бы быть в подчинении у Бога, то не отверг бы он Бога и не поступил бы по своей собственной воле (ср. Быт. 3).
Что значит: «Пусть возьмет свой крест»? — Пусть несет тяготы и так будет следовать за Мной. И как начнет следовать нравам Моим и наставлениям, то появится у него много противников, много препятствующих и много не просто насмешников, но даже гонителей. И это будут не только язычники, что вне Церкви, но и те, кто, находясь внутри Ее, совершают дела порочные, ставя себя вне Ее. Такие люди хвалятся именем христиан, однако сами постоянно преследуют добропорядочных христиан (ср. Мф. 5:11). В организме Церкви они то же самое, что скверные жидкости внутри тела (ср. 2 Пет. 2:1−3). Ты же, если хочешь идти за Христом, не медли, неси крест Его: со злыми будь терпелив и не падай. Да не соблазнит тебя лживое счастье злых людей. Христа ради ты должен все презреть, дабы тебе заслужено стать Его соучастником.
Куда же нам следовать за Ним, как не туда, куда Он ушел? Ведь мы знаем, что Он воскрес и взошел на небо; туда нам и нужно следовать за Ним (ср. Ин. 3:13−15, Рим. 10:6). Ясно, что не стоит отчаиваться, ибо так Он Сам обещал; ведь сам человек, этого никак не может… А кто желает идти за Христом, тот пусть прислушается к словам апостола. «Если кто говорит, что пребывает во Христе, то он должен ходить, как ходил Христос» (ср. Кол. 2:6, 1 Ин. 2:6). Хочешь ли следовать за Христом? Тогда будь смиренным, каким Он был, и не презирай Его смирения, если хочешь дойти до Его величия. Тернистой стала дорога, когда человек согрешил, однако она выровнялась, когда по ней Своим воскресением прошел Христос, превратив теснейшую стезю в царственный путь. По этому пути ступают двумя ногами, то есть смирением и любовью. Всех влечет вершина, но смирение — первый шаг. Что ты идешь непомерным шагом? Ты хочешь упасть, а не взойти. Начни с первого шага, то есть со смирения, и ты уже совершил восхождение.
Источник: Проповеди.
Тихон Задонский (1724−1783)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Что значит «отвергнутъся себя?»
Ответ. Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству.
Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя, и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, — и не тот будешь. И это и есть: «отвергнутъся себя». Тогда пойдешь тесным путем и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу.
Что значит «следовать за Христом?»
Итак, что значит «следовать за Христом?»
Ответ. Делать добро, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос все праведно творил, «и греха не сделал» (1Петр 2:22), и добру учил, но всякое бедствие и злоключение ради нас терпел и страдал, «творя волю пославшего Его» Отца (Ин 4:34), «и совершая дело Его», был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Ин 4:34; Флп 2:8).
Так научил Он нас Своим примером, как подобает нам угождать Богу, то есть делать добро и злоключение терпеть, чтобы так волю Божию творить. Ибо воля Божия хочет, чтоб мы делали добро и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали.
Итак, если кто добро творит и страдает неправедно, и терпит ради любви к Богу и ко Христу, Сыну Божию, то есть потому, что Христос ради любви к Отцу Своему Небесному и ради любви к нам, недостойным, так пострадал и терпел, тот следует за Христом смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие, как говорит: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26).
Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, «что мало тех, которые находят» его (Мф 7:14).
Видишь, что значит «отвергнутъся себя, и взять крест свой и следовать за Христом». Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленными быть, но с Ним страждущим мало кто хочет быть. Но Христос говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). И еще: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). И еще: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян 14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие.
Источник: Письма посланные. Письмо 15.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Что значит взять крест свой? Крест был орудием поносной казни для черни и пленников, лишенных права гражданского. Гордый мир, мир враждебный Христу, лишает учеников Христовых тех прав, которыми пользуются сыны мира. Аще от мира бысте были, — говорит Господь своим последователям, — мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. (Ин. 5.19) От сонмищ ижденут вы, и всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Ин. 6.2). Взять крест свой — значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова, те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мир преследует последователя Христова.
Взять крест свой — значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову. Несть наша брань, — сказал святой апостол Павел, — к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителям тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6.12).
Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу. Востек по этой лествице упоминаемый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные смиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в богопознание, богопознанием приобрел небо. Достойная по делом наю восприемлева, сказал он; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк. 23.42−43).
Взять крест свой — значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти. К такому распятию плоти прибегал и святой апостол Павел: умерщвляю тело мое, — говорит он, — и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам не ключим буду (1 Кор. 9.27).
Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу.
Что значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием (Кол. 2.18), восхотел обрести истинное смиренномудрие там, где оно почивает, — в послушании и покорности Богу. Вступивши в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.
Источник: Аскетическая проповедь.
Феофан Затворник (1815−1894)
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною
За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Источник: Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.
Николай Сербский (1880−1956)
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною
Велика сила Истины, и ничто в мире не может одолеть этой силы.
Велика целительность Истины, и нет в мире никакого страдания и никакой немощи, для коих Истина не была бы лекарством.
В своих страданиях и немощах болящие ищут врача, который даст им лекарство от страданий и немощей. Никто не ищет врача, что давал бы лекарства как можно более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным. И чем более горькое лекарство врач прописывает больному, и чем труднее способ лечения, тем больше, как кажется, больные доверяют такому врачу.
Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей.
О, если бы люди спросили себя: — Почему все лекарства от телесных болезней так горьки?
Дух Святый ответил бы им:
— Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных.
Ибо как телесные болезни суть метафора и изображение болезней духовных, так и телесные лекарства суть метафора и изображение лекарств духовных.
Разве болезни духа, эти главные болезни, болезни-первопричины, не намного более тяжки, нежели болезни телесные? Как же тогда лекарствам для духа не быть горше лекарств для тела?
Люди попечительны и многопопечительны о своем теле; и когда тело заболит, они не жалеют ни трудов, ни времени, ни богатств — лишь бы возвратить телу здоровье. Тогда для них никакой врач не берет дорого, никакой курорт не далек, никакое лекарство не горько; особенно когда они еще и почувствуют близость телесной смерти. О, если бы люди были столь попечительны и многопопечительны о своей душе! Если бы они столь же ревностно искали для души своей лекарства и врача!
Тяжко ступать по терниям босыми ногами. Но если босоногий умирает от жажды, а за терниями находится источник воды — то не решится ли босоногий охотнее наступить на терния, окровавив и изранив стопы свои, дабы добраться до воды, — нежели умереть от жажды на мягкой траве, не преходя терний?
— Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! — говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, — только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные.
— Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! — снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой.
— Возможно, — возглашает Он, — Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите!
— Если крест — лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест — путь, невозможно нам идти этим путем! — так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно.
В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти.
Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно — и да сделает возможным — все то, что люди считали невозможным.
Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.
Что значит и возьми крест свой? Значит — добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы — будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва — принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына. Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь — все переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги — переноси все без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы. Поведут ли тебя на казнь за Христа — будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников. Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный. Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, — и тут же объясняет, почему распят: — «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти «со страстями и похотями» (Гал. 5:24), но не тяжек для человека духовного. «Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест — тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест — тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче. И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест — растет и сила Божия, как и апостол говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5).
Прежде всего, великое наше утешение — в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, — глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста. Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола! Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение. Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их. Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и все сие — из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение — никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.
Источник: Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души.
Свщисп. Василий Кинешемский
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?.
Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться удобствами и радостью земной жизни, но для того, чтобы спасти человека. Средство для этого было только одно: стать искупительной жертвой за грех человека, пострадать и умереть. Надлежало, чтобы Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и ранами Его исцелились (1 Пет. II, 24). Такова была воля Бога Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. VIII, 32). Не Сам, как человек, измыслил и избрал наш Спаситель этот путь, но он дан был Ему волею Отца. Поэтому Господь и говорит, что Сыну Человеческому много должно пострадать (ст. 31). Так решено в Высшем Совете, и от Сына Человеческого зависит не личный выбор пути, но лишь добровольное подчинение предвечному решению Бога.
И Он взял на Себя этот крест добровольного подчинения.
Я сошел с небес не для того, — говорит Он, — чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. VI, 38).
К этому же Он призывает теперь Своих последователей — добровольно, отказавшись от своих личных желаний, взять тот крест, который возложен на каждого из нас Богом, и идти тем же скорбным путем терпения и самопожертвования, которым шел Он, наш Спаситель.
Источник: Беседы на Евангелие от Марка.
Григорий (Лебедев)
Ст. 34−37 И, подозвав народ с учениками Своими, (Господь) сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (обретет ее. — Мф. 16:25). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Источник: Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Августин (354−430)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (ср. МФ. 16:24, Лк. 9:23)! Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить… Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (ср. Мф. 11:29−30).
Источник: Проповеди.
Источник: Послания.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 34−37 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Тертуллиан (155/60−220/40)
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
Если хочешь быть учеником Господа, то нужно тебе следовать за Господом, взяв крест свой (ср. Мф. 16:24, Лк. 9:23, 14:27), то есть все тяготы и страдания, или же само тело твое, которое по форме крестообразно.
Источник: Об идолопоклонстве.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 34−38 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
Учение о самоотвержении (см. Мф. 16:24−27).
Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т. е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению «ради Меня» (стих 35) прибавляет: «и Евангелия». Евангелие или радостная весть о Христе представляло очевидно для него и для его читателей как бы голос Самого Христа, говоривший с неба. Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу.