что значит вынужденная остановка
Что такое вынужденная остановка (ПДД)
Вынужденная остановка – это прекращение движения из-за опасности или неисправности транспортного средства. Остановка может быть вынужденной при появлении препятствия на дороге, а также из-за неудовлетворительного состояния водителя или пассажиров. Во время подобной ситуации водитель должен действовать по особым правилам.
Пункт 1.2 ПДД
В пункте 1.2 ПДД вынужденная остановка описывается как прекращение движения транспорта из-за технических неисправностей, опасностей, состояния пассажиров или водителя, при препятствии на дороге.
Машина вынуждена сделать остановку, если:
Если же водитель решит подъехать как можно ближе к поликлинике или к другому месту, чтобы высадить пассажиров, то это будет обычная остановка.
Ярким примером таких случаев является остановка по просьбе начальника, когда он просит шофера остановить машину на пешеходном переходе. Для водителя подобная ситуация – вынужденная, но по ПДД такое действие считается обычной остановкой. А так как останавливаться на пешеходном переходе запрещено, то за такое нарушение последует наказание.
Под понятие вынужденной остановки не входит торможение перед пешеходным переходом для того, чтобы уступить дорогу.
Не стоит путать такую остановку с требованиями инспекторов, регулировщиков, при необходимости уступить дорогу другим участникам движения. Эти случаи относятся к другим терминам.
Что делать
В пункте 7 и 12 говорится, что нужно сделать водителю при остановке.
В случае если никаких запрещающих знаков нет, то водителю не обязательно предпринимать дополнительные меры, а следует просто заняться исправлением причины, вызвавшей прекращение движения.
При выставлении знака аварийной остановки обязательно соблюдается расстояние: в населенном пункте знак должен стоять на расстоянии 15 метров от поломанной машины, за пределами города – не менее 30 метров.
Остановка на ЖД переезде
Пункт 15.5 ПДД описывает ситуации и действия водителей при вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде. В такой ситуации водитель обязан незамедлительно высадить пассажиров и принять все необходимые меры по освобождению ЖД путей.
По возможности следует послать двух человек в разных направлениях по путям от места остановки машины на расстояние не менее 1000 метров, чтобы увидеть приближающийся поезд. Обязательно нужно объяснить, как подать сигнал машинисту, чтобы он остановился.
Если нет возможности кого-то попросить о помощи, то водителю следует выйти из машины и, увидев поезд, подать ему сигнал о необходимости остановиться. Машинисту подается круговой сигнал рукой. В светлое время для лучшего восприятия сигнала можно использовать яркий лоскут, а ночью – фонарик, факел.
При остановке на ЖД переезде нужно попытаться убрать машину. Водитель может попросить о помощи оттолкнуть машину других участников движения.
Остановка на ЖД путях очень опасна. Чтобы избежать неприятностей, следует пересекать переезд на такой скорости, чтобы даже при вынужденной остановке машина смогла накатом выехать с железной дороги.
Остановка на автомагистрали
Останавливаться на автомагистрали запрещается, следовательно, если водителю пришлось остановиться, то он должен как можно быстрее передвинуть машину за пределы проезжей части, т. е. на обочину. На дороге можно совершать только вынужденную остановку, а в остальных случаях останавливаться на автомагистрали можно только на специально отведенных для отдыха местах, имеющих соответствующие указатели.
Нарушения
Если перед машиной выставлен знак вынужденной остановки, включена аварийная сигнализация, при необходимости машину убрали с проезжей части, то водитель вправе заниматься ремонтом, устранением причины остановки, и никакие штрафы ему не грозят.
Несмотря на это, иногда инспекторы накладывают штрафные санкции. Подобные ситуации происходят из-за того, что инспектору не всегда удается понять, что остановка была вынужденная.
При вынужденной остановке под знаком, запрещающим машинам останавливаться, где рядом стоят камеры, может прийти штраф. Камеры не могут отличать вынужденную от обычной остановки, поэтому водители получают квитанции. В подобных ситуациях следует принять меры по сбору доказательств, что вы остановились вынужденно, а не по своему желанию. Обычно сохраняют запись с видеорегистратора или же делают несколько снимков, где видно, что аварийная сигнализация включена, аварийный знак стоит.
Штраф
Чаще всего инспекторы, видя остановившуюся машину без особых оповещений, принимают ее за неправильно припаркованную. В таких ситуациях накладывается штраф именно за парковку в неположенном месте и накладывается штраф. А вот штрафовать водителя за не выставленный знак аварийной остановки и за не включенную сигнализацию инспекторы вряд ли будут. На практике подобные нарушения – это единичные случаи. Обычно при вынужденной остановке с нарушением требований накладывается штраф как при нарушении правил остановки или за стоянку в неположенном месте.
Когда можно остановить автомобиль в неположенном месте
Термин «вынужденная остановка» рассматривается в первом разделе свода правил дорожного движения. Чтобы правильно понимать его значение разберем как действовать в случае непредвиденной ситуации и в каких случаях можно остановить автомобиль в неположенном месте.
Когда штрафа за неправильную остановку не будет
Остановка автомобиля — это прекращение движения сроком до 5 минут, возможно и более, в зависимости от времени, затраченного на посадку пассажиров, погрузку или разгрузку груза.
Статьи 12.16 и 12.19 ПДД предусматривают административное наказание за остановку не по правилам, но в случае экстренной остановки ситуация выглядит иначе.
Если водитель вынужден остановиться в том месте, где этого делать нельзя, то в соответствии с пунктом 7 ПДД он должен использовать аварийную сигнализацию и знак аварийной остановки.
Что считается вынужденной остановкой
Пункт 1.2 ПДД гласит, что это прекращение движения из-за технической неисправности автомобиля или опасности, которую может создавать груз, физическое состояние водителя или пассажира, внезапного возникновения препятствия на проезжей части.
Основанием для внезапной остановки могут стать следующие обстоятельства:
Но если водитель остановил машину перед зеброй, чтобы пропустить пешехода, такая остановка не считается вынужденной. Это необходимое требование, прописанное в ПДД.
Что нужно сделать при вынужденной остановке
Если водитель совершает вынужденную остановку, необходимо выполнить следующие действия:
Все эти действия необходимо выполнить незамедлительно только в случае, если установлены знаки, запрещающие остановку. Если водитель припарковался в месте, где остановка предусмотрена, то всего вышеперечисленного делать не обязательно.
На железнодорожном переезде
Согласно пункту 15.5 водитель должен вывести пассажиров из салона и сделать все возможное, чтобы убрать транспортное средство с путей. В остальных случаях нужно выполнить следующие действия:
Железнодорожный переезд является местом повышенной опасности, поэтому проезжая его, нужно соблюдать все меры предосторожности.
На автомагистрали
На основании пункта 16.2. в случае экстренного прекращения движения по проезжей части, водитель должен обозначить автомобиль в соответствии с требованиями безопасности и постараться поставить его за полосу, обозначающую край проезжей части.
На автомагистрали останавливаться запрещено, но если возникла необходимость экстренной остановки, нужно припарковать автомобиль за пределами полосы движения, то есть на обочине. В этом случае нет необходимости самостоятельно транспортировать автомобиль к ближайшему месту стоянки, которое может находится далеко от настоящего местоположения.
Почему штраф могут все же наложить
Как показывает практика, не во всех случаях непредвиденная остановка в неразрешенном месте оказывается безнаказанной. Сотрудник дорожной инспекции не всегда считает остановку вынужденной.
Автомобиль, остановленный в запрещенном месте, может попасть в объектив фотокамеры, которая автоматически наложит штраф. Чтобы оспорить наказание и доказать, что остановка была вынужденной, нужно собрать необходимые факты с места остановки. Сделайте фотографии на мобильный телефон, на которых будет отчетливо видно, что автомобиль стоит с включенной аварийкой и установлен знак аварийной остановки, предупреждающий других участников движения о возможной опасности.
Административное наказание может быть вынесено, если в случае экстренной остановки водитель пренебрег требованиями пункта 7 ПДД: не включил огни аварийной сигнализации и не установил предупреждающий знак.
За неправильное использование световых и звуковых сигналов или знака аварийной остановки водитель может получить предупреждение или денежное взыскание в размере 500 рублей (статья 12.20 ПДД).
В случае вынужденной остановки в неположенном месте нужно соблюдать необходимые меры безопасности и руководствоваться установленными правилами, чтобы избежать штрафа и не создавать аварийную ситуацию.
Что такое вынужденная остановка?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про термин «вынужденная остановка» из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.
Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.
Что такое вынужденная остановка?
Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:
Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:
Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:
1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.
2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.
Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.
3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.
4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.
5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.
Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.
Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.
Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.
Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:
Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.
На железнодорожном переезде
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.
Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.
На автомагистрали
16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
В отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.
Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.
Штрафы за вынужденную остановку
В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:
В данном случае важно заметить, что понятия «остановка» и «вынужденная остановка» обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.
Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.
Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.
Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.
Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.
Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.
Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.
Действия водителя при вынужденной остановке транспортного средства
Очень специфическим, с точки зрения ПДД РФ, являются ситуации вынужденной остановки. Для них существуют специальные правила, при этом может законно игнорироваться масса прочих норм.
Принципиальное значение имеет признание такой остановки именно вынужденной. В противном случае существует угроза «насобирать» штрафов на приличную сумму, а то и вовсе лишиться права на управление ТС. Во всех этих деталях и будем разбираться в данном материале.
Что такое вынужденная остановка? Определение
Термины и формулировки даны в пункте 1.2 ПДД России:
Вынужденная остановка – это прекращение движения транспортного средства (ТС), вызванное его технической неисправностью, состоянием здоровья водителя или пассажира(-ов), неожиданным препятствием, не позволяющим дальнейшее движение, а также опасностью, создаваемой перевозимым грузом.
При этом, для того чтобы остановка считалась вынужденной достаточно выполнения одного из описанных условий. К ним мы еще вернемся более подробно, но сначала посмотрим на случаи, которые однозначно не будут считаться вынужденной остановкой.
Что не является вынужденной остановкой?
Для всего дальнейшего разбирательства принципиально отличать термин «вынужденная остановка» от случаев, когда прекращение движения не является таковой.
Во-первых, ПДД устанавливает понятие остановки, как намеренной приостановки перемещения ТС, ограниченной по времени (до 5 минут), или периодом для выполнения необходимых действий – в частности, погрузкой-выгрузкой или посадкой-высадкой пассажиров.
То есть четко разграничиваются понятия просто «остановки», как намеренного явления, и «остановки вынужденной», как события, непредумышленного, в определенном смысле непредотвратимого, в т.ч. произошедшего для исключения худших последствий.
Во-вторых, существуют правила, требующие остановки транспортного средства в определенных обстоятельствах (в том числе вынужденной, экстренной). Яркие примеры – пропустить транспорт со спецсигналом, избежать ДТП, или выполнить требования инспектора ГИБДД (ГАИ). Такое прекращение перемещения так же не будет являться вынужденным.
Третий момент, на который необходимо обратить внимание, это действие всех правил, связанных с вынужденной остановкой, исключительно в случаях, когда обычная остановка запрещена (знаками, разметкой и пр.). Если запрета нет, любая остановка осуществляется по обычным нормам.
Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности транспортного средства.
Причины вынужденной остановки
Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:
Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.
Действия водителя в случае вынужденной остановки по ПДД
Для начала рассмотрим общие правила, а ниже перейдем к особым ситуациям.
Что необходимо сделать при вынужденной остановке | Пункт ПДД РФ |
---|---|
Включить аварийную сигнализацию (т.н. аварийку) | 7.1 |
Выставить знак аварийной остановки (красно-желтый треугольник) | 7.2 |
Предпринять меры для перемещения ТС из зоны запрещенной остановки | 12.6 |
Особые случаи
Нужно понять, что особые обстоятельства требуют особых действий, однако они могут накладываться поверх вышеуказанных правил, но иногда заменяют их. Выбирать правила поведения необходимо по принципу: является ли конкретный случай особенном? — Если нет, действуют обычные нормы.
На железнодорожном переезде
Опасность прекращения движения на ж/д переезде сложно преувеличить. Видимо поэтому и правила принудительной остановки тут специфические. Необходимые действия описаны в п.15.5 ПДД, и выглядят так:
Дальнейшие действия Правила описывают как выполняемые одновременно с вышеуказанными, однако логика событий подсказывает, что они необходимы только в случаях, когда освободить ж/д переезд не удалось.
(2) Звуковым сигналом тревоги считается подача звукового сигнала, состоящего из одного длинного и трех коротких гудков, постоянно повторяющихся.
На автомагистрали
Если проезжая часть, на которой произошла вынужденная остановка, однозначно идентифицируется как автомагистраль, в соответствии с нормами п.16.2 ПДД РФ, необходимо переместить ТС на обочину.
Напомним, что в обычных условиях остановка на обочине автомагистрали недопустима, а при вынужденной остановке на других типах дорог нужно переместить ТС за пределы зоны, в которой остановка запрещена. В данном случае норма п.12.6 не действует – автомобиль может осуществить вынужденную остановку за пределами линии, отмечающей окончание проезжей части (на обочине).
При этом нормы, требующие включения аварийной сигнализации и выставления соответствующего знака, остаются в силе.
Сломался – убери машину: когда нельзя оставлять машину на дороге и чем это грозит
Мы уже подробно разобрались, где запрещено останавливаться и парковаться, а недавно выяснили, что будет, если остановиться под знаком «Остановка запрещена». Попутно мы коснулись такого факта, как вынужденная остановка, которая на первый взгляд кажется «карт-бланшем» на все случаи остановки. На самом же деле сломанная машина – это еще не повод стоять где придется. И штраф – не самое суровое наказание за такую беспечность. Давайте разберемся, когда нужно приложить усилия к тому, чтобы убрать машину с дороги после вынужденной остановки.
Для начала еще раз вспомним, что вообще такое вынужденная остановка. Согласно правилам, это «прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге». То есть, поломка автомобиля, при которой он не может ехать дальше, – это вынужденная остановка, как и кончившийся бензин. Если водитель или пассажир вдруг почувствовал себя плохо – это тоже уважительная причина для вынужденной остановки. Упавшее на дорогу дерево, сломанный автомобиль или провалившееся дорожное покрытие – это препятствие, которое провоцирует на вынужденную остановку.
Однако если водитель остановился из-за затора впереди – это не вынужденная остановка, так что за такую остановку на перекрестке вполне заслуженно штрафуют. То же самое касается машины, остановившейся впереди без нарушения ПДД: например, если другой автомобиль встал сразу за знаком окончания зоны запрета остановки, то остановиться за ним под предлогом препятствия тоже нельзя. Если водителю нужно высадить ребенка или начальника «прямо здесь» – это тоже не вынужденная остановка. И стоит понимать, что включенная аварийная сигнализация в любом из этих случаев не будет служить оправданием при встрече с инспектором ДПС.
В ПДД все действия водителя, связанные с вынужденной остановкой, сопряжены с теми местами, где остановка запрещена в принципе. Поэтому формально при вынужденной остановке в местах, где остановка и стоянка разрешены, водитель вправе просто остановиться и не предпринимать никаких дополнительных мер. Однако на практике стоит как минимум включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить лучшую видимость стоящего автомобиля. Ведь пункт 7.1 ПДД не только обязывает водителя включить «аварийку» в местах, где остановка запрещена. В том же пункте указано, что «водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство». А автомобиль, стоящий на проезжей части, пусть и без нарушения правил, все равно может создавать опасность.
А вот остановка в «запретных зонах» требует от водителя уже другого сценария действий. Для начала, согласно пункту 7.1, нужно включить аварийную сигнализацию. Следом нужно вспомнить и пункт 7.2 ПДД, который указывает, что знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями. Но самое важное указание дает пункт 12.6 ПДД: «при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест». То есть, сразу после включения аварийки и выставления знака водитель обязан заняться перемещением машины из зоны запрета остановки.
Ну а чтобы понимать, как много ситуаций, в которых нельзя бросать машину, давайте перечислим все места, где запрещена остановка:
Но приведенный выше список – это еще не все. Отдельный пункт ПДД касается вынужденной остановки на автомагистрали. Так, пункт 16.2 гласит, что при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали водитель должен включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а затем принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
Для начала стоит понимать, что вынужденная остановка действительно является уважительной причиной для того, чтобы избежать штрафа за остановку в неположенном месте. Статьи КоАП, предусматривающие штраф за нарушение правил остановки и стоянки (12.19.3, 12.19.3.1, 12.19.3.2 и другие), имеют оговорку «за исключением вынужденной остановки». Таким образом, при выполнении требований ПДД по включению аварийной сигнализации и выставлению знака аварийной остановки штрафа действительно можно не получить. Но тут есть важные нюансы.
Во-первых, штраф можно получить даже при вынужденной остановке, если не включить «аварийку» и не выставить знак. В таком случае инспектор может расценить остановку как не вынужденную и выписать штраф в зависимости от конкретной ситуации.
Во-вторых, штраф можно получить, если в зоне вынужденной остановки будет установлена камера автоматической фиксации нарушений. Она, разумеется, не будет разбираться в обстоятельствах и выпишет штраф автоматически, и если он пройдет операторов контроля, то может дойти до водителя. Но в этой ситуации у автовладельца есть все шансы обжаловать нарушение и отменить постановление.
Ну а в-третьих, самое тяжелое наказание можно получить не со стороны закона, а от других участников дорожного движения. Автомобиль, стоящий на проезжей части в зоне запрета остановки, с высокой вероятностью может спровоцировать ДТП. Ведь «запретные зоны» обозначены не просто так: в тоннелях, на мостах, в местах ограниченной видимости, на автомагистралях и других опасных точках дороги вероятность того, что другой водитель не заметит стоящий автомобиль, очень велика. И если водитель сломанной машины, выставив знак, не предпримет дальнейших мер, а просто сядет в машину и будет ждать помощи, в ДТП может пострадать он сам. В Сети можно найти немало видеороликов о ДТП со стоящими автомобилями на МКАД, на загородных трассах и в других местах. Поэтому самым действенным аргументом в пользу того, чтобы убрать сломанную машину с дороги, должна быть безопасность.
Здесь, правда, тоже стоит сделать важную оговорку. Если дорожные условия таковы, что водитель, толкающий свой автомобиль на обочину, подвергает себя опасности, можно ограничиться включением «аварийки» и установкой знака. Например, если автомобиль сломался в условиях густого тумана или сильного снегопада, и водителю не удалось съехать с дороги, иногда лучше покинуть машину, включив «аварийку» и выставив аварийный знак на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить безопасность и себя, и других водителей.