что значит выпускники профильных классов педагогической направленности

Классы и группы педагогической направленности

В Беларуси функционирует система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.

Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические учреждения высшего образования наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности :

В Беларуси система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике, появилась в 80-е годы ХХ века. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях.

Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне: БГПУ имени М.Танка выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. Таким образом, с 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.

В нашем учреждении образования первая профильная группа педагогической направленности была открыта в 2017/2018 учебном году.

В 2021/2022 учебном году на базе 11 класса открыта группа педагогической направленности.

В 2021/2022 учебном году на базе 10 класса открыта группа педагогической направленности.

Содержание деятельности профильных классов педагогической направленности

Содержание программы курса структурировано в четыре модуля: — Модуль 1. «В мире педагогической профессии» (X класс); — Модуль 2. «Человек познающий: практическая психология познания» (X класс); — Модуль 3.«Я в педагогической профессии» (XI класс); — Модуль 4. «Познай самого себя» (XI класс).

Содержание Модуля 1 «В мире педагогической профессии» призвано сформировать представление учащихся о педагогической профессии, помочь им осознать ее высокое предназначение, познакомить с сущностью педагогической деятельности, сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии.

Содержание Модуля 2 «Человек познающий: практическая психология познания» ориентировано на формирование когнитивно-рефлексивной стратегии познания и навыков критического мышления учащихся, расширение их представлений в области психологии познания и самопознания, развитие коммуникативной компетентности.

Изучив Модуль 3 «Я в педагогической профессии», учащиеся получат представление об основных педагогических способностях и своих возможностях в педагогической деятельности. Раздел «Мой профессиональный выбор» предполагает работу над большим проектом по определению стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Модуль 4 «Познай самого себя» позволит систематизировать знания учащихся о психологических характеристиках педагогической деятельности, выработать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей, увидеть возможности профессионального роста при изучении тем психолого-педагогической направленности.

Портфолио является рабочим инструментом, позволяющим учащемуся эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения, а также помогает определиться с выбором будущей профессии.

Рекомендации по созданию портфолио

Состоять портфолио должно из четырех разделов:

«Мой портрет», где содержатся сведения об учащемся, которые он может представить любым способом.

«Личные достижения», где размещаются индивидуальные достижения учащегося (образовательные, творческие, спортивные).

«Портфолио работ» включает в себя собрание исследовательских, проектных, творческих работ учащегося, результаты педагогических проб.

«Рефлексивный раздел» содержит рефлексивные и оценочные комментарии педагогов, одноклассников, родителей, результаты рефлексии и самооценки учащегося.

Главное преимущество учащихся профильных классов педагогической направленности заключается в праве поступления на педагогические специальности без вступительных испытаний, предоставляемом выпускникам, получившим отметки не ниже «8» баллов по профильным предметам. По всем остальным предметам отметки должны быть не ниже «7» баллов. К тому же необходимо будет представить приемной комиссии развернутую рекомендацию из школы, где будет отражено, работал ли абитуриент вожатым, участвовал ли в волонтерском движении, был ли помощником классных руководителей в младших классах, участвовал ли в организации различных школьных мероприятий и прочие подробности, характеризующие будущего педагога. Также необходимо будет пройти собеседование и представить портфолио.

Собеседование проводится с целью выявления личностных, деловых качеств абитуриента, его способностей к обучению на педагогической специальности.

Задания для проведения собеседования составляются приемной комиссией вуза в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

Источник

Почему школьники выбирают педклассы, и что им это дает. Рассказы учителей и отзывы учеников

Уже в этом году из стен гимназии № 20 выйдет первый выпуск ребят, которые учились в профильных классах педагогической направленности. Как проходило обучение и какие льготы получат ребята при поступлении, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Оказывается, в 90-х годах прошлого века педклассы тоже существовали. И эта практика, так некстати забытая впоследствии почти на полтора десятка лет, имела положительные результаты. Сегодня в гимназии, которая до 2006 года была средней школой № 176, ведут уроки и работают 12 учителей — выпускников лицейских педагогических классов. Один из них, педагог-психолог Александр Харлап, рассказывает, что в его школьные годы попасть в профильный класс было большой радостью.

— Мы тесно сотрудничали с БГПУ имени М. Танка. На базе университета у нас проходили зимняя и весенняя сессии. Мы посещали лекции преподавателей высшей школы, в конце 10-го класса сдавали экзамен. Если его завалишь, в 11-й не переведут. Почему многие стремились попасть в педкласс? Детям казалось заманчивым, будучи еще школьниками, окунуться в мир вузовской науки, пройтись по коридорам университета, — поясняет педагог.

Александр Харлап вспоминает: окончание лицейского класса не гарантировало льготного поступления в БГПУ. Никаких поблажек не было, ребята шли на общих основаниях. За годы учебы в педклассах выпускники почувствовали, смогут ли в будущем работать с детьми. Благодаря педагогу Ларисе Знак на базе школы был создан вожатский отряд «Прометей». Старшеклассники-вожатые шефствовали над каждым младшим классом.

Был и еще один важный момент. Выбор профиля тоже должен быть осознанным. Те, кто шел на педагогическое направление, четко понимали, что будут учителями. И здесь стоит упомянуть про дружеский союз между некогда 176-й школой и Республиканским пионерским лагерем «Зубренок». Последний и вовсе, как оказалось, стал настоящей кузницей педагогических кадров для всей страны.

Я был волонтером в легендарном лагере начиная с 7-го класса! Вместе с другими учениками нашей школы мы выезжали в «Зубренок» на несколько дней в смену. Жили в палатке-шатре, во всем помогали старшим вожатым, сопровождали маленьких отдыхающих. Мне самому еще 12-13 лет, а веду отряд детей в столовую или на утреннюю зарядку. Это была прекрасная школа жизни, тогда я осознал, что безумно люблю работать с детьми, — вспоминает Александр Харлап. — Сейчас мы возрождаем то, что когда-то потеряли.

Педагог достает из письменного стола старый пионерский альбом «На память о «Зубренке». Он принадлежит нынешнему директору гимназии № 20 Леониду Абрамову, который в 70-х годах прошлого века тоже в качестве вожатого проходил школу жизни в легендарном лагере. На черно-белых фотографиях улыбчивые друзья-товарищи, юные волонтеры в пионерских галстуках, повязанных поверх белых рубах. Снимки, лишенные ярких красок, невероятным образом передают все многоцветие царившей тогда атмосферы детства, где дружба зарождалась за одну короткую смену и сохранялась на всю оставшуюся жизнь. И вот спустя почти 15 лет традицию сотрудничества гимназии и «Зубренка» решили возобновить.

— Уже этим летом мы везем в республиканский лагерь 26 наших учеников. Это ребята из педагогических классов, а также те, кто помладше, — с 8-го класса. Для них это будет хорошей допрофильной подготовкой, — делится планами педагог-психолог.

У нынешних выпускников педагогических классов лето будет не менее насыщенным и очень ответственным. Они все стремятся стать студентами. Из 120 ребят, оканчивающих гимназию, только около 20 намерены поступать в педагогический вуз. Остальные пойдут в лингвистический, медицинский, экономический…

— И это особенный результат. Мы не стремимся к тому, чтобы они все поступили в БГПУ. Это как раз те ребята, которые показали себя во время педагогической практики, успешно заменяли учителей на уроках, не терялись в детском коллективе. Когда они станут первокурсниками педагогического университета, учебный процесс у них пройдет осознанно, — считает заместитель директора по учебной работе Наталья Дереклеева.

С этого года выпускники таких классов имеют льготы при поступлении на педагогические специальности. Но это отнюдь не лазейка для беззаботного входа в студенческое сообщество.

— Ребята должны иметь в аттестате по всем предметам не ниже 7 баллов, а по профильным — не ниже 8, — напоминает Наталья Дереклеева. — И настоящий учитель должен быть объективен и справедлив в оценке возможностей своих учеников.

Кроме того, абитуриентам вместе с подачей документов в вуз предстоит выдержать собеседование по вопросам педагогики и психологии. Оно пройдет с 12 по 14 июля.

— Полагаю, что конкурс среди выпускников педклассов будет очень высоким, — говорит Александр Харлап. — Приедут поступать много ребят из регионов страны, но все будут в равных условиях.

Заместитель директора по начальной школе Елена Грищенко рассказала, как выпускники педклассов работали с маленькими учениками:

— Детский коллектив — уникальная среда для самореализации и развития профессиональных навыков старшеклассников. Они приходят к нам постоянно. Проводят не только уроки. Организуют подвижные перемены, работают с продленкой, вовлекают детей в творческие мастер-классы и мероприятия. Малыши иногда даже лучше воспринимают своего старшего товарища, нежели учителя. А будущие педагоги в свою очередь очень ответственно готовятся к встрече с младшеклассниками. Каждый шаг обсуждают с опытным учителем, пишут план-конспект урока. Это кропотливый труд. Конечно, на первых занятиях могут немного теряться. Особенно мальчики. Но это только первый раз. И не столько переживают за ход урока (смогут ли донести нужную информацию, удержать дисциплину), сколько волнуются, как малыши их воспримут в роли учителя. За два года они профессионально выросли и сейчас проводят занятия на уровне студентов педвуза.

Юные учителя рассказали, чем занимались два года в педагогическом классе.

Владислав Макуцкий (слева), ученик гимназии № 20, будущий учитель химии и биологии:

что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть картинку что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Картинка про что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности

— За два года многие из нас очень сильно изменились, поменяли взгляд на профессию педагога. Я хочу не только приобретать знания, но и делиться ими с другими, помогать развиваться детям. К первому уроку готовился около недели. Вместе с группой продленного дня мне предстояло выйти на прогулку, организовать для них досуг — пару детских игр. Я с виду большой и грозный, так что они меня слушались. Дети сначала оценивают по внешнему виду, первое время смотрят с опаской. Главная хитрость, как расположить к себе ребенка, — собственные знания. Если ты интеллектуально подкованный, станешь для малышей авторитетом и примером для подражания.

Алина Ерошевская, ученица СШ № 126, будущий сурдопедагог:

что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть картинку что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Картинка про что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности

— Мы боялись, что не сможем дать детям необходимые знания, заинтересовать. Когда планировали урок для ребят в конкретном классе, вспоминали, какие методики используют их любимые учителя. Дети замечали, что мы подражаем тем, кому они симпатизируют, и уроки проходили в удовольствие, нас слушали. А потом на переменках бегали за нами и просили, чтобы мы снова провели у них какой-нибудь урок. Иногда у меня спрашивают, не пугает ли обязательная отработка 5 лет после учебы в вузе. Это не минус, а только большой плюс! У нас будет постоянное место работы сразу после учебы, практически без опыта.

Диана Кругленя, ученица гимназии № 20, будущий логопед:

что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Смотреть картинку что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Картинка про что значит выпускники профильных классов педагогической направленности. Фото что значит выпускники профильных классов педагогической направленности

— Как и те мои одноклассники, кто решительно настроился на педагогический вуз, я на протяжении двух лет старательно заполняла портфолио. Теперь это внушительная папка, в которой все мои достижения за 11 лет учебы: от дипломов и наград до собственных разработок уроков, отчетов о проведенных занятиях. Также веду блог о педагогической практике, где выставляю фотографии и видео работы с детьми, делюсь мыслями, рассказываю про учеников, с которыми посчастливилось познакомиться. Мы так сдружились, что я их уже ласково называю «мои детки».

Источник

Профильные классы педагогической направленности

Профильные классы педагогической направленности – эффективный способ ориентации учащихся на получение педагогических специальностей

Сегодня в системе общего среднего образования в центре повышенного внимания – профильное обучение. Это обусловлено необходимостью уже в школьные годы создать условия для успешного личностного самоопределения, помочь учащимся осознать ответственность за реализацию своих жизненных планов и профессиональных целей.

Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся сегодня особенно актуальны для руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Организация работы профильного класса педагогической направленности осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:

*ведется информационная работа с родителями учащихся 9 классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога;

*проводится профориентационная работа с учащимися 9 классов;

* проводится диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов;

*осуществляется мониторинг качества знаний учащихся 9 классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании;

* проводится сбор заявлений законных представителей учащихся о выборе профиля обучения и заявлений на организацию факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

И на этой основе составляется приказ об открытии профильного класса педагогической направленности.

Какова модель функционирования педкласса?

Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Также они осваивают программу обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которые дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогам – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности.

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных Днях самоуправления, проводят уроки, классные и информационные часы в начальной школе, в V-VI классах, организовывают подвижные игры на переменах, участвуют в воспитательных мероприятиях групп продленного дня. И им очень нравится выступать в роли учителя. А кто планирует поступать на специальности «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика» дополнительно занимаются с педагогом-психологом, социальным педагогом, совместно с учителями-дефектологами проводят коррекционные занятия в интегрированных классах.

В рамках организации допрофессиональной педагогической подготовки с учащимися педкласса проводятся анкетирование, индивидуальные консультирования, психодиагностика по изучению профессиональной направленности, тренинги по профориентации. Учащиеся педкласса принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

На базе средней школы №8 г. Полоцка профильные группы педагогической направленности функционируют с 2015/2016 учебного года.

Привить любовь к профессии педагога может только учитель с большой буквы, творческий и мудрый. Первые два года факультативные занятия в педклассе проводила Сайковская Татьяна Олимповна, преподаватель Полоцкого педагогического колледжа, педагог-психолог высшей квалификационной категории, которая стала победителем в Республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку для педагогов, реализующих программы профильной педагогической подготовки, в номинации «Эрудиция и креативность».

С 2017 года межшкольный факультатив «Введение в педагогическую профессию» ведет учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Валевко Елена Валентиновна. Елена Валентиновна постоянно повышает свой методический уровень по реализации программы профессиональной педагогической подготовки учащихся. В 2017 году участвовала в областном семинаре-практикуме «Организация допрофильной и допрофессиональной педагогической подготовки учащихся» на базе СШ №14 г.Витебска, в 2018 году – в Республиканском семинаре-практикуме «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на второй ступени общего среднего образования» на базе гимназии №5 г.Витебска», в 2019 году – в Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт, перспективы», опубликована статья в электронном сборнике материалов конференции.

Большую профориентационную работу по профессиональному самоопределению учащихся педклассов проводит педагог-психолог школы Силява Е.В. В третьем номере журнала «Современное образование Витебщины» Елена Вячеславовна совместно с выпускницей педкласса 2020 года Русецкой Елизаветой поделилась опытом работы по подготовке учащихся педкласса к поступлению в педуниверситет.

Профильные группы педагогической направленности работают четыре года и за этот период наши учащиеся приняли результативное участие в республиканских и областных мероприятиях по данному направлению. В 2016 году учащийся X класса Ядревский Никита стал призером Республиканской научной олимпиады по педагогике в номинации «Инновационность мышления». В 2017 году учащиеся педкласса получили диплом II степени в Республиканском конкурсе «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Лучшее литературное творчество», в 2018 году учащиеся педкласса, а именно команда «Victory» завоевала диплом II степени в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл», в 2020 году – приняли участие в Международной практической конференции, посвященной 75-летию образования ООН (дистанционно).

В этом учебном году на базе X класса средней школы №8 создана профильная группа педагогической направленности в количестве 10 человек. Выпускников XI педагогического класса в этом учебном году – 7 учащихся, из них 5 (71%) учащихся планируют поступать на следующие педагогические специальности: «Социальная работа», «Олигофренопедагогика», «Дошкольное образование», «Русский язык. Английский язык».

Системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии. А это значит, что в скором времени учреждения образования получат яркое молодое поколение компетентных педагогов, уважающих и ценящих свою профессию!

2021-2022 учебный год

Организация работы профильного класса педагогической направленности в СШ №8 осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:

*ведется информационная работа с родителями учащихся 9 классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога;

*проводится профориентационная работа с учащимися 9 классов;

* проводится диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов;

*осуществляется мониторинг качества знаний учащихся 9 классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании;

* проводится сбор заявлений законных представителей учащихся о выборе профиля обучения и заявлений на организацию факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

И на этой основе составляется приказ об открытии профильного класса педагогической направленности.

Какова модель функционирования педкласса?

Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Также они осваивают программу обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которые дают возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогам – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности.

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных Днях самоуправления, проводят уроки, классные и информационные часы в начальной школе, в V-VI классах, организовывают подвижные игры на переменах, участвуют в воспитательных мероприятиях групп продленного дня. И им очень нравится выступать в роли учителя. А кто планирует поступать на специальности «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика» дополнительно занимаются с педагогом-психологом, социальным педагогом, совместно с учителями-дефектологами проводят коррекционные занятия в интегрированных классах.

В рамках организации допрофессиональной педагогической подготовки с учащимися педкласса проводятся анкетирование, индивидуальные консультирования, психодиагностика по изучению профессиональной направленности, тренинги по профориентации. Учащиеся педкласса принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

Межшкольный факультатив «Введение в педагогическую профессию» ведет учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Валевко Елена Валентиновна. Елена Валентиновна постоянно повышает свой методический уровень по реализации программы профессиональной педагогической подготовки учащихся. В 2017 году участвовала в областном семинаре-практикуме «Организация допрофильной и допрофессиональной педагогической подготовки учащихся» на базе СШ №14 г.Витебска, в 2018 году – в Республиканском семинаре-практикуме «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на второй ступени общего среднего образования» на базе гимназии №5 г.Витебска», в 2019 году – в Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт, перспективы», опубликована статья в электронном сборнике материалов конференции.

Большую профориентационную работу по профессиональному самоопределению учащихся педклассов проводит педагог-психолог школы Силява Е.В. В третьем номере журнала «Современное образование Витебщины» Елена Вячеславовна совместно с выпускницей педкласса 2020 года Русецкой Елизаветой поделилась опытом работы по подготовке учащихся педкласса к поступлению в педуниверситет.

Профильные группы педагогической направленности работают четыре года и за этот период наши учащиеся приняли результативное участие в республиканских и областных мероприятиях по данному направлению. В 2018 году учащиеся педкласса, а именно команда «Victory» завоевала диплом II степени в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл», в 2020 году – приняли участие в Международной практической конференции, посвященной 75-летию образования ООН.

В этом учебном году на базе X класса средней школы №8 создана профильная группа педагогической направленности в количестве 9 человек. Выпускников XI педагогического класса в этом учебном году – 6 учащихся, из них 4 (67%) учащихся планируют поступать на следующие педагогические специальности: «Социальная работа», «Олигофренопедагогика», «Начальное образование», «Русский язык. Английский язык».

Системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *