что значит зачесть за 100 баллов
Как и за что можно получить бонусные баллы к ЕГЭ при поступлении
Приёмные комиссии вузов 20 июня распахнули свои двери. Если вы сомневаетесь, хватает ли ваших баллов за ЕГЭ для зачисления на бюджет, наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как получить при поступлении 10 бонусных баллов.
Вот полный список заслуг, за которые можно получить баллы за индивидуальные достижения. Нужно отметить два важных момента:
1. Итоговое сочинение
Информация о результатах итогового сочинения, которые все выпускники 11-х классов написали ещё зимой, давно загружена в общую базу «ФИС ГИА и Приёма». Члены приёмных комиссий без труда могут получить все материалы итогового сочинения. Некоторые вузы готовы прибавить несколько баллов за эту письменную работу. Например, Высшая школа экономики готова дать до 10 баллов. Конечно, работу предварительно перепроверят сотрудники вуза.
Сколько можно получить: от 1 до 10 баллов
Что нужно сделать: просто посмотреть информацию о возможности получения баллов за сочинение на сайте вуза. Если университет готов начислить абитуриентам баллы (это закреплено нормативными актами вуза), то нужно обязательно сказать об этом в приёмной комиссии вуза при подаче документов.
2. Аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении»
Оценки в аттестате в большинстве приёмных комиссий, к сожалению, никто не смотрит. Однако так называемый красный аттестат может существенно прибавить баллов. С 2014 года выпускники, имеющие в аттестате исключительно одни пятёрки, получают ещё и медаль. Льготы для круглых отличников при поступлении, существовавшие до 2009 года (можно было поступить в вуз без экзаменов), теперь не действуют, зато можно получить до 10 бонусных баллов.
Медалью «За особые успехи в учении» выпускник награждается за:
Сколько можно получить: от 1 до 10 баллов
Что нужно сделать: узнать на сайте вуза или в приёмной комиссии, начисляются ли у них баллы за отличную учёбу в школе. Если да, то предоставить аттестат (вы его при любом раскладе будете предоставлять) и документы, подтверждающие получение медали «За особые успехи в учении» (вместе с медалью вручается и удостоверение).
3. Спортивные заслуги
От 1 до 10 бонусных баллов могут получить в непрофильных вузах (не связанных со спортом) обладатели золотого значка ГТО. В профильных вузах при поступлении зелёный свет будет для победителей Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Считайте, что зачисление у вас в кармане.
Сколько можно получить: до 10 бонусных баллов или льготное поступление
Что нужно сделать: предъявить в приёмной комиссии подтверждающие документы, и вуз, в соответствии со своими нормативными актами, либо прибавляет вам баллы, либо вообще берёт вне конкурса.
4. Волонтёрская работа
Очень многие российские вузы начисляют баллы за индивидуальные достижения тем, кто был волонтёром на каких-то мероприятиях и акциях.
Сколько можно получить: обычно не более 2–3 баллов
Что нужно сделать: иметь волонтёрскую книжку, подтверждающую вашу активную работу в качестве волонтёра. Бонусные баллы можно получить за работу волонтёром в течение четырёх лет, предшествующих поступлению в вуз.
5. Статус призёра или победителя предметных олимпиад или творческих конкурсов
Если вы стали призёром или победителем Всероссийской олимпиады школьников или олимпиад из перечня, вам, скорее всего, не понадобятся никакие бонусные баллы, потому что вас возьмут в вуз на льготных условиях. Творческие конкурсы тоже бывают разные: какие-то дают несколько баллов в копилочку, а некоторые помогают стопроцентно поступить на бюджет. Надо узнавать подробности в каждом конкретном вузе. В приёмных комиссиях вам чётко разъяснят, на что вы можете рассчитывать.
Сколько можно получить: до 10 бонусных баллов или льготы при зачислении на бюджетные места
Что нужно сделать: принести все сертификаты (и их ксерокопии) в приёмные комиссии вузов при подаче документов — там точно разберутся, что из вашего портфолио может дать льготы при поступлении. Не стесняйтесь брать сертификаты и дипломы за 8–11-й классы, учтите, что некоторые вузы принимают в расчёт даже ваши прежние заслуги.
6. Предпрофессиональный экзамен
Предпрофессиональные экзамены — это столичное новшество, которое очень активно внедряется среди выпускников профильных классов. Количество участников каждый год растёт в геометрической прогрессии. Если в 2017 году в них участвовали 2000 школьников, то в 2018 их стало уже 10 000. В 2019 году в предпрофессиональных экзаменах в Москве приняли участие почти 14 000 школьников из 350 столичных школ. В марте–апреле 2019 года через непростые испытания на экзаменах прошли учащиеся медицинских, академических, инженерных и кадетских классов. В следующем учебном году к ним прибавятся выпускники IT-классов.
Экзамены состоят из компьютерного тестирования и практического испытания. Сумма полученных баллов за весь экзамен — 100 баллов, из них за первую часть можно получить 40 максимальных баллов, а за вторую — до 60 баллов. Практическая часть экзамена проходит всегда на базе вуза, в который выпускник планирует поступать. Таким образом университеты смогут находить наиболее талантливых абитуриентов.
В 2019 году в программе участвуют лучшие российские вузы: два медицинских, 14 академических и 20 инженерных. Для кадет открыты двери 32 вузов.
Сколько можно получить: до 10 баллов, а в случае получения на предпрофессиональном экзамене 95–100 баллов можно рассчитывать на заключение договора на целевое обучение в вузе.
1. Учиться в Москве в академическом, медицинском, инженерном или кадетском классе.
2. Выбрать заранее из предложенного списка вузов тот, в который вы планируете поступать летом.
3. Записаться на предпрофессиональный экзамен и пройти испытания в марте–апреле.
4. Получить высокие баллы на предпрофессиональном экзамене.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Что значит зачесть за 100 баллов
Мониторинг приёма в топ-вузы физматпрофиля запись закреплена
Основание второго вида (диплом РСОШ) необходимо подтверждать результатом ЕГЭ по соответствующему предмету, баллом не ниже 75 (может быть и больше, определяется вузом, см., например, https://ba.hse.ru/data/2018/04/04/1164605518/приложен.. ). При этом надо сказать, что подтверждения по предмету, при наличии аттестата, будет достаточно для получения БВИ, даже при провале или даже отсутствии ЕГЭ по другому предмету. Например, в МФТИ минимальные баллы для подачи документов 65 по математике, физике и информатике и 51 по русскому языку. При получении, например, диплома 1 степени «Физтеха» и 75 баллов по этому же предмету другой предмет можно сдать и ниже 65 (а русский ниже 51), но получить БВИ в МФТИ.
При этом этот же диплом, дающий (или не дающий) БВИ в один вуз, можно сколько угодно раз (в рамках общего правила «не более 5 вузов по 3 направления в каждом») использовать как основания для льгот «100 вместо вступительного испытания». Если эту льготу, конечно, дают эти вузы. Например, тот же диплом «Физтеха» 1й степени по математике можно, кроме БВИ в МФТИ, использовать как 100 вместо ДВИ на мехмате и ВМК МГУ, и как 100 вместо ЕГЭ на физфаке МГУ. Естественно, всё это требует подтверждения дипломов баллами ЕГЭ для олимпиад РСОШ.
Могут быть и другие ограничения. Скажем, по слухам, в бауманке льготу 100 можно взять только по одному предмету.
А с олимпиадами РСОШ положение ещё сложнее. Во-первых, льготы 100 может просто не быть в списке льгот вуза, и тогда отказ в замене правомерен. Во-вторых, хотя и есть общевузовское правило «то, что положено более низкому по статусу диплому, то положено и более высокому», но не все вузы его соблюдают. Абсолютно точно не соблюдает его МГУ (по опыту 2016г. известно, что, скажем, на физфаке за победу в олимпиаде «Ломоносов», дающую БВИ на физфак, отказали давать льготу 100 вместо ДВИ, положенную призёрам той же олимпиады). Поэтому нужно, прежде чем пытаться выполнить замену, уточнить, даст ли вуз её провести.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Маленькие и большие хитрости поступления в вуз
100 баллов по ЕГЭ или победа на олимпиаде? К чему надо стремиться выпускнику школы для гарантированного поступления в вуз? Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Парадоксы поступления
Введенный единый государственный экзамен привнес много нюансов в процесс обучения и подготовки к главному экзамену. При сравнении с результатами ЕГЭ за последние несколько лет прослеживается тенденция к общему увеличению количества набранных на экзамене баллов. Это может говорить, как о повышении уровня знаний школьников, так и на специальные «методики» обучения, направленные на сдачу ЕГЭ на максимальные баллы. Не всегда такие методики благотворно влияют на знания школьников. Однако, полученные высокие результаты практически гарантируют дальнейшее поступление на бюджетное отделение в престижный вуз.
Если подумать, смогли бы ученые с мировым именем и внесшие большой вклад в мировую науку, сдать современные выпускные экзамены в форме ЕГЭ с высокими результатами? Как ни странно ответ на этот вопрос может быть, скорее всего, НЕТ!
Дело в том, что основа научного мышления заложена не в знании формул, а в способности правильно интерпретировать данные, искать пути решения проблемы. У ученых должна быть способность к научно-логическому мышлению, а не только хорошая память.
Золотая середина или в поиске лучшего
Если раньше участие в них воспринималось, как излишняя трата времени, то теперь времена радикально изменились. Победителей олимпиад стали особенно выделять из общей массы абитуриентов и при поступлении в вуз им присваиваются особенные льготные права на поступление.
Какие доводы приводятся в обоснование таких льгот олимпиадникам?
Как рассказала директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, этот спор между олимпиадниками и высокобалльниками ЕГЭ тянется несколько лет. «Считается, что ЕГЭ все-таки отражает, насколько выпускник освоил обязательную программу, и даже часть „С“ заточена на задачи в рамках программы, в то время как олимпиады дают возможность оценить, умеет ли он решать нестандартные задачи, критически мыслить. Поэтому приравнивание победы на олимпиаде к 100 баллам ЕГЭ и право внеконкурсного поступления — это точка общественного согласия», — отметила Абанкина.
По ее словам, перечень олимпиад все время уточняется, согласовывается. Это действительно те олимпиады, которым органы власти выражают доверие.
«Другое дело, когда согласовывают список олимпиад и льгот, которые они дают, не учитывается, что по отдельным наиболее востребованным и современным направлениям подготовки число выделяемых бюджетных мест очень невелико — буквально 25 или меньше. Если мы учтем, что право внеконкурсного зачисления есть не только у победителей и призеров олимпиад, но и у других категорий абитуриентов (например у «целевиков»), то вдруг оказывается, что вот по этим самым приоритетным инновационным направлениям даже для стобалльников ЕГЭ мест не остается.
Получается, мы их вытесняем из самых современных профессий, отдавая предпочтение олимпиадникам, что, наверное, не очень справедливо.
Мне кажется, что задача министерства при формировании контрольных цифр приема — проанализировать эту ситуацию и расширить число бюджетных мест на таких направлениях, чтобы хотя бы половина из них или какая-то часть была предоставлена выпускникам, поступающим по ЕГЭ», — считает Ирина Абанкина.
«Мы не первый раз с этим сталкиваемся. В целом по вузу ситуация может быть ровная, но когда мы начинаем смотреть по отдельным специальностям, оказывается, что там либо вообще не осталось мест на конкурс, потому что все они заняты победителями олимпиад, либо остается одно-два места. Получается, что люди сдают на высокие баллы ЕГЭ, демонстрируют очень хорошие результаты, но для них конкурс настолько высокий, что попасть на выбранное направление просто невозможно», — заметила она.
При этом стоит учитывать, что на ЕГЭ дается одна попытка, а попробовать свои силы на олимпиаде можно как минимум дважды, и обеспечить себе внеконкурсное поступление еще в 10 классе, став победителем олимпиады. По существующей практике на бюджетные места нередко претендуют олимпиадники и текущего, и прошлого года. При этом победа в 10 классе совсем не гарантирует, что ученик хорошо освоит обязательную программу в 11 классе.
«Чиновники неоднократно подчеркивали, что хотят установить планку по количеству баллов на профильном ЕГЭ для тех, кто поступает по результатам олимпиад. Но она намного ниже, чем для ребят, которые поступают без олимпиад. Так, олимпиадникам достаточно сдать профильный ЕГЭ на 60-70 баллов, а тем, кто поступает по конкурсу, нужно набрать подчас 98-100 баллов, и все равно — риск не пройти велик», — отметила Абанкина.
Да, сейчас победители и призеры олимпиад могут подать документы только в один вуз, и им нужно сразу определиться — в какой. «Но даже в этих условиях мы видим, что олимпиадников становится даже больше, чем бюджетных мест на тех востребованных направлениях, на которые они поступают. Сейчас вузы вынуждены сами решать проблему, и добавлять дополнительные бюджетные места, обучая высокобалльников за свой счет. Но это добрая воля вуза, а не обязанность, и вообще-то решать проблему — задача профильного ведомства», — заключила она.
На данный момент приоритет при поступлении отдан победителям олимпиад и получение даже максимального балла по ЕГЭ не гарантирует абитуриенту поступления в заветный вуз.
Так, в этом году в РАНХиГС по целому ряду направлений бюджетные места были полностью отданы победителям и призерам олимпиад.
В этом списке:
Похожая ситуация сложилась и в ВШЭ.
На таких направлениях, как:
— количество заявлений от олимпиадников превысило число бюджетных мест.
По семи программам, в числе которых топовые сегодня «Бизнес-информатика», «Международные отношения», «Прикладная математика и информатика», вузу пришлось за счет собственных средств открывать дополнительные бюджетные места, чтобы высокобалльники ЕГЭ тоже получили возможность учиться.
В заключение
Учитывая повсеместный дефицит бюджетных мест, сложилась ситуация, когда даже получение максимального результата по ЕГЭ в 400 баллов, не гарантирует поступления в вуз! А если еще вспомнить о «целевиках» на теже бюджетные места, то картина получается и вовсе не очень радостная.
303 балла за три экзамена: почему стобалльники ЕГЭ не могут поступить в вуз мечты
ЕГЭ прошел — можно подводить итоги и праздновать, если получилось получить максимальный результат. Но действительно ли 100 баллов — это доказательство отличных знаний по предмету и гарантия поступления в вуз?
Как сдать ЕГЭ на 100 баллов
Система ЕГЭ неподкупна, а на любом экзамене остается место и для ошибок, и для случайностей. Гарантировать себе 100 баллов не сможет ни один экзаменуемый. Другой вопрос в том, как максимально увеличить свои шансы на лучший результат.
Все стобалльники, когда-либо дававшие интервью «Мелу», говорят, что практически ежедневно работали с типовыми заданиями на сайте «Решу ЕГЭ», где публикуются тренировочные экзаменационные варианты. Еще им помогали подготовительные курсы и открытый банк ФИПИ — в итоге настоящий экзамен выглядел как просто еще один проверочный тест.
Такое впечатление подтверждалось и самими заданиями экзаменов: «Мне попались те же задания, что были в базе ФИПИ, просто сформулированные другими словами», — рассказала десятиклассница Ника, сдавшая ЕГЭ по географии на 100 баллов.
В истории ЕГЭ был только один случай, когда задания экзамена вызвали массовое недовольство даже у хорошо подготовленных школьников: варианты по химии в 2020 году оказались слишком сложными. Задания первой части были сформулированы не так, как в тестовых вариантах ФИПИ, и предполагали, что в школе ученики занимались в том числе и экспериментами. Тем не менее в Рособрнадзоре на более чем 80 тысяч жалоб ответили, что задания не выходят за рамки школьной программы и «строго соответствуют документам».
Основные «подводные камни» ЕГЭ
Кодификатор — это документ, где указываются все темы, которые могут попасться в том или ином задании экзамена. Человек, претендующий на максимальный результат, обязан их знать. Хорошая новость: этого действительно достаточно.
Получить 100 баллов по естественно-научным дисциплинам проще: задания и первой, и второй части решаются по алгоритмам и с помощью материалов, упомянутых в кодификаторе. А вот сдающие ЕГЭ по русскому, литературе, обществознанию и истории часто совершают одну и ту же ошибку — нестрого следуют формату задания. В работах по литературе, например, проверяющие хотят видеть не классическое школьное сочинение о конкретном произведении, а четкий ответ на поставленный вопрос.
«Идеального» ответа не существует: задания второй части проверяют люди, а потому окончательные баллы экзаменуемого определяются мнением
Стобалльница, сдававшая историю и обществознание, считает, что прогнозировать результат по гуманитарным предметам просто невозможно.
При сдаче ЕГЭ школьникам может пригодиться опыт решения олимпиад: темы экзамена пересекаются с теми, что встречаются на Всеросе и других перечневых олимпиадах. Впрочем, олимпиадник будет либо все равно перестраиваться под строгий и «скучный» формат ЕГЭ, либо вовсе не станет волноваться о результатах — в последнем случае речь идет о дипломантах, которым просто нужно набрать выше 75 баллов по предмету олимпиады и подтвердить диплом.
Места для олимпиадников и 303 балла
В текущем списке перечневых олимпиад, который Минобразования РФ ежегодно дополняет и публикует заново, было 83 олимпиады от разных вузов. В одной олимпиаде может быть сразу несколько дисциплин, так что общее число соревнований, которые могли облегчить школьникам поступление, — 283. При этом каждый вуз самостоятельно принимает решение о ценности того или иного диплома.
Школьник, у которого есть хотя бы один диплом призера или победителя олимпиады (а может, двух или трех), получает возможность либо засчитать 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ, либо быть зачисленным в вуз без вступительных испытаний или учета результатов экзаменов соответственно. Иными словами, дипломант гарантированно попадает на бюджетное место в любой вуз, который засчитывает его олимпиаду.
Оригинал олимпиадного диплома, как и аттестат, можно заявить только в одно образовательное учреждение, но олимпиадники все равно участвуют в общем конкурсе и создают видимость тотального недостатка бюджетных мест для тех, кто поступает по ЕГЭ.
Специальных мест для олимпиадников прием не предусматривает. И именно отсутствие отдельного «олимпиадного» набора в вузы стало причиной еще одной массовой неудачи 2020 года. Из-за коронавируса заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) отменили, но чтобы не огорчать тех, кто дошел до финала, организаторы решили выдать дипломы призеров всем участникам. Никакой девальвации их ценности не произошло: дипломанты Всероса 2020 года ничем не отличались от тех, кто завоевал дипломы годом раньше.
В итоге призерские льготы получили 2874 человека. Не менее трети из них уже имело дипломы Всероса
Некоторые стобалльники, набравшие максимум даже по нескольким предметам, оказались за бортом бюджетного набора. Так, проходной балл прошлого года в НИУ ВШЭ на программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и «Прикладная математика и информатика» составлял 303 балла. Набрать его нужно было по результатам трех экзаменов или одной олимпиады. Вышка выделяет до 25% дополнительных бюджетных мест от КЦП для поступающих по ЕГЭ. Но такая практика есть не во всех вузах, в которые идут олимпиадники.
Всерос не единственная олимпиада, которая дает максимальную привилегию при поступлении в вуз. Примерно на одном уровне с ней проводятся «Высшая проба», «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы!», «Ломоносовский турнир» и несколько других состязаний. Суммарное число победителей и призеров перечневых олимпиад неизвестно, но допустим, что по каждому направлению есть минимум 5 призеров. Мы получим уже 1415 дипломов — а на практике их окажется еще больше.
Еще до того, как все участники заключительного этапа Всероса получили свои дипломы, число бюджетных мест увеличили на 33 тысячи. В 2021 году в вузы поступит 542 тысячи бюджетников. Олимпиадники займут пару процентов от общего числа поступающих в Москве и Санкт-Петербурге — городах, на которые традиционно обращено самое большое внимание абитуриентов.
В начале учебного года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков говорил, что чиновники «задумались над тем, чтобы предоставить части вузов возможность оценивать интеллектуальные возможности в рамках олимпиад через другое количество баллов». Иными словами, министр предполагал изменение правил приема олимпиадников. Этого не произошло.
«Драмкружок, кружок по фото»: за что получают дополнительные баллы
Последний фактор, который может стать решающим в борьбе за бюджетное место, — индивидуальные достижения, которые дают максимум 10 очков к общей сумме баллов. Их абитуриент может получить за определенные успехи, список которых устанавливается каждым вузом. В основном дополнительные баллы даются за следующее:
Дополнительные баллы редко оказываются решающими в соревновании стобалльников и олимпиадников: последние и так борются на самых высоких уровнях, часто имеют олимпиадные дипломы. А вот тем, кто поступает с высокими, но не высочайшими баллами по ЕГЭ, индивидуальные достижения пригодятся, чтобы укрепить позиции в списках поступающих. Да и набрать те самые 303 балла без значка ГТО или красного аттестата просто невозможно.
Иллюстрации: Shutterstock / Vectorium
Памятка студенту о балльно-рейтинговой оценке образовательных компетенций
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПАМЯТКА
СТУДЕНТУ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ
ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Брянск 2012
ПАМЯТКА
СТУДЕНТУ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Государственный образовательный стандарт— ГОС (State academic standard of education) — документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Учебная дисциплина – составляющая учебного плана, по которой осуществляется мониторинг формирования образовательных компетенций студентов.
Дидактическая единица – элемент содержания учебного материала, одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению и изучению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине.
Текущий контроль – систематическая проверка уровня образовательных компетенций обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях (лекциях, семинарских и практических занятиях), в соответствии с учебной программой дисциплины в течение семестра или учебного года.
Рубежный контроль (аттестация) – проверка уровня образовательных компетенций студентов по пройденному в соответствии с учебной программой материалу учебной дисциплины, формы которой определяются кафедрой, вносятся в учебную программу и утверждаются на заседании кафедры. Осуществляется на контрольных точках.
Контрольная точка – часть учебного семестра, отводимая на проведение рубежного контроля.
Рейтинговая оценка – индивидуальная кумулятивная (накопительная) оценка образовательных компетенций студента, определяемая каждым видом контроля.
Итоговая аттестация – это вид контроля, проводимый в рамках третьей контрольной точки. В итоговую аттестацию включаются традиционные (зачет и/или экзамен) формы контроля.
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЕЙЧАС В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ РОССИИ И В БОЛЬШИНСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ. ЕЁ СУТЬ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ.
ВО-ПЕРВЫХ, КАЖДЫЙ СТУДЕНТ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ БАЛЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЕГО РЕЙТИНГ.
Для каждого студента вычисляются следующие рейтинговые показатели:
1. Рейтинговый показатель по каждой из дисциплин, изученных в семестре.
2. Рейтинг за семестр.
3. Итоговый рейтинговый показатель, достигнутый студентом за годы обучения в филиале БФ РАНХиГС.
ВО-ВТОРЫХ, БАЛЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ СТУДЕНТ НАБИРАЕТ НЕ ТОЛЬКО НА ЭКЗАМЕНЕ ИЛИ ЗАЧЕТЕ, НО И НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.
В ходе семестра преподаватель начисляет студентам баллы за различные виды успешно выполненных работ – контрольные, самостоятельные, домашние, а также за выступления на семинарах, рефераты, эссе и т. п. На первых занятиях преподаватель должен объяснить студентам, сколько баллов и за что они могут получить, как будет формироваться итоговая оценка по дисциплине.
Оценка уровня образовательных компетенций студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущей, рубежной и итоговой аттестации.
При изучении дисциплины могут быть предусмотрены такие формы текущего контроля знаний, как:
— выполнение индивидуальных заданий;
— подготовка и презентация домашних заданий;
— письменный контроль (тест, диктант, сочинение, эссе и др.);
— различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
— посещаемость занятий; и др.
Конкретное число баллов каждому студенту выставляется пропорционально объему усвоенного материала на основе оценки преподавателем данного объема.
Рубежный контроль (аттестация) осуществляется в контрольных точках 2 раза в семестр, в соответствии с графиком учебного процесса.
Для проведения рубежного контроля (аттестации) семестр делится на 2 этапа (рубежа) по 8-9 недель каждый. По окончании каждого этапа в контрольных точках по всем изучаемым дисциплинам проводится рубежный контроль успешности освоения студентом учебной дисциплины.
Проведение рубежного контроля осуществляется в контрольных точках в течение двух недель без прерывания учебного процесса. Полученные оценки выставляются в Ведомости рубежного контроля.
Формы проведения рубежного контроля по дисциплинам определяются рабочими программами учебных дисциплин (устный опрос, тест, контрольная работа, коллоквиум и т. д.).
При проведении рубежного контроля по дисциплине используется 100-балльная шкала оценки (Таблица 1)
Таблица 1 – Шкала для выставления оценок и перевода их в баллы
БАЛЛЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОЦЕНКЕ
Оценка менее 40 баллов считается неудовлетворительной. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, считается не прошедшим рубежный контроль по данному предмету.
В случае неявки студента на рубежный контроль по данной дисциплине ему выставляется 0 баллов.
Балл студента за семестр по дисциплине, имеющей в качестве вида отчетности экзамен, рассчитывается на основании баллов, полученных по итогам рубежного контроля, семинарских (практических) занятиях и на экзамене.
Балл студента за семестр по дисциплине, имеющей в качестве вида отчетности зачет, рассчитывается на основании баллов, полученных по итогам рубежного контроля и баллов, полученных на семинарских (практических) занятиях.
Ведомости по итогам рубежного контроля предоставляются преподавателями на очное отделение для определения рейтинговой оценки студентов.
Результаты рубежного контроля по каждой дисциплине вывешиваются на доске объявлений в течение 1 недели после его окончания.
Повторный контроль по дисциплине проводится в случае, если студент не явился на рубежную аттестацию или получил на рубежной аттестации неудовлетворительную оценку (менее 40 баллов).
В случае неявки студента на рубежную аттестацию по уважительной причине (подтвержденной документально) зав. очным отделением по согласованию с преподавателем разрешает проведение повторного рубежного контроля в срок, назначаемый кафедрой.
Студентам, получившим неудовлетворительную оценку на одной из рубежных аттестаций по конкретной дисциплине, предоставляется возможность повторно пройти аттестацию по этому этапу по окончании семестра в течение одной недели до начала экзаменационной сессии.
Студенты, получившие неудовлетворительные оценки на каждой из рубежных аттестаций по конкретной дисциплине, к повторной рубежной аттестации не допускаются.
Не допускается повторное проведение рубежной аттестации с целью получения более высокой оценки.
В-ТРЕТЬИХ, НА ЗАЧЕТЕ ИЛИ ЭКЗАМЕНЕ СТУДЕНТ ТОЖЕ ПОЛУЧАЕТ БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТ НА ЗАЧЕТЕ ИЛИ ЭКЗАМЕНЕ ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА В БАЛЛАХ.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗА СЕМЕСТР
После окончания повторных рубежных аттестаций в соответствии с рабочим учебным планом по расписанию, утвержденному директором филиала, и в сроки проведения экзаменационной сессии проводятся экзамены.
Оценка за экзамен выставляется по 100-балльной шкале в Ведомость рубежной аттестации.
Итоговая оценка по дисциплинам, по которым в качестве вида отчетности предусмотрен экзамен и которые включают лекции и семинарские (практические) занятия, выставляются преподавателем с учетом текущей успеваемости студента.
Итоговая оценка по дисциплине за семестр, выставляемая по 100-балльной шкале, будет складываться из оценки за экзамен, оценок за рубежные аттестации и оценки текущей успеваемости студента.
При этом, необходимо учитывать, что каждая оценка имеет свой удельный вес:
— оценка за экзамен составляет 30% общей итоговой оценки по дисциплине;
— оценка за рубежные аттестации составляет по 20% общей итоговой оценки;
— оценка текущей успеваемости составляет 30% общей итоговой оценки.