что значит загадочные буквы
Владимир Данько
Стихи для детей. — (сайт обновляется)
ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ
А — лягушку проглотила.
Л — тележку покатила.
Д — откроем и войдем.
Ш — под елкою найдем.
О — жужжит и больно жалит.
П — в лесу деревья валит.
В — чирикает на ветке.
Т — рычит на нас из клетки.
Н – приятный любит запах.
К – на мягких ходит лапах.
М – спасается от кошки.
Ц – в горшочке на окошке.
Щ – усердно чистит зубы.
З – велит надеть нам шубы.
Ж – в коробочке сидит.
У – совсем не ядовит.
Ч – с собою домик тащит.
Э – откликнется из чащи.
И — в лесу на курьих ножках.
Г — лежат у нас в лукошках.
С — по шёрстке мы погладим.
Ё — мы к празднику нарядим.
Ф — мерцает огоньком.
Ю — завертится волчком.
Ы — у сыра посерёдке.
Б — пекут на сковородке.
Е — в лесу с куста мы ели.
Р — вокруг Луны летели.
Х — к обеду на столе.
Я — на каждом корабле.
Загадочные буквы В. Данько стр 8
1. Объясните значение слова «загадочный». Можно ли заменить слово «загадочные» на близкое по смыслу слово «таинственные»?
Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.
Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».
Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.
2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.
А — лягушку проглотила.
Л — тележку покатила.
Д — откроем и войдём.
Ш — под ёлкою найдём.
О — жужжит и больно жалит.
П — в лесу деревья валит.
В — чирикает на ветке.
Т — рычит на нас из клетки.
Н – приятный любит запах.
К – на мягких ходит лапах.
М – спасается от кошки.
Ц – в горшочке на окошке.
Щ – усердно чистит зубы.
З – велит надеть нам шубы.
Ж – в коробочке сидит.
У – совсем не ядовит.
Ч – с собою домик тащит.
Э – откликнется из чащи.
И — в лесу на курьих ножках.
Г — лежат у нас в лукошках.
С — по шёрстке мы погладим.
Ё — мы к празднику нарядим.
Ф — мерцает огоньком.
Ю — завертится волчком.
Ы — у сыра посерёдке.
Б — пекут на сковородке.
Е — в лесу с куста мы ели.
Р — вокруг Луны летели.
Х — к обеду на столе.
Я — на каждом корабле.
4. Назови «весёлые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие из них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?
Весёлые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р
Зубастые буквы: А, О, П, Т.
Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.
Серьёзные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.
Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.
Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.
Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.
5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.
Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».
М – на всём свете самая милая,
Самая нежная, неповторимая.
Интонация радостная, восторженная, с гордостью.
О – позолотила всё вокруг и принесла холода.
Интонация спокойная, повествовательная.
6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.
Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения.
А также сделать слова волшебными помогает интонация.
Литературное чтение. 1 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 1 класс
Урок 38 В. Данько «Загадочные буквы»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Аннотация – краткое содержание книги
библиотека – книга, тека (греч.) – хранилище
виды книг – научные, научно-популярные, справочные, учебные, литературно-художественные
виды текста –художественные, учебные, научно-популярные з- Непонятный, труднообъяснимый; многозначительный и таинственный.
издание – то что издаётся или издано, изданная книга, произведение печати.
иллюстрация – рисунок, фотография или другое изображение, поясняющее текст
книга- один из видов печатной продукции
содержание(оглавление) – путеводитель по книге
содержание (оглавление) – перечень произведений или статей, которые вошли в сборник
типы книг(изданий) – периодические: газеты, журналы, непериодические: учебные, сборники, справочные
типы книг – книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-малышки, книжки-малышки.
Автор, аннотация, библиотека, двустишие, заглавие, издательство, издательство, иллюстрация, виды книг, виды текста, оглавление, писатель, рифма, титульный лист, типы книг(изданий), элементы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. С. 4
2. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 79 с. : ил.
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М: Просвещение, 2014
4. Всё о животных.Энциклопедия для детей. Издательство «АСТ», 2011
5.Составитель Волина В. В. Занимательное азбуковедение –М.: Просвещение, 1991.,
На уроке мы узнаем из каких частей состоит книга
Научимся различать виды текста, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения
Сможем выбирать книгу по заданному параметру, восстанавливать последовательность элементов
Основное содержание урока
Давайте поближе познакомимся с нашим учебником.
У каждой книги есть обложка. Это обязательный элемент книги. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху ли тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ. Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, издательство.
Есть суперобложка – съёмная обложка из плотной бумаги. Она защищает переплёт от загрязнения, на ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название издательства. Наша книга – учебник.
Титульный лист- первая страница книги, на титульном листе написано название книги,
Издательство, Авторы в учебнике написаны на следующей странице.
На этой странице есть АННОТАЦИЯ.
АННОТАЦИЯ – кратко раскрывает содержание книги, её читательское назначение, иногда содержит сведения об авторе. Помещается она обычно на оборотной стороне титульного листа или в конце книги, перед задним ФОРЗАЦЕМ (двойной листок плотной бумаги, соединяющий переплёт с книжными страницами, такой же форзац есть и в конце книги. Иллюстрации привлекают внимание к книге и помогают читателю при чтении лучше понять текст.
Для чего нужен учебник?
В содержании указано: какие разделы будут изучаться в этом учебнике. Рассмотрите обложки книг. Почему эти книги находятся под заголовком ТВОЯ БИБЛИОТЕКА. А что вы знаете про библиотеку, что означает это слово, посмотрите в словаре. Прочитайте названия книг. Что вы можете узнать по обложкам книг? Как вы думаете эти книги научные, художественные или учебники. Чем между собой отличаются научные, художественные, учебные.
Расскажите о любой книге, которая находится на выставке.
Прежде, чем вы будете рассказывать о книге. Давайте составим план нашего рассказа.
Прослушайте и посмотрите отрывок из произведения В Данько, Загадочные буквы.
Скажите это произведение художественное? Почему о нем нельзя сказать, что оно научное, а если в учебнике, то значит, учебное.
О чем это произведение? А теперь попробуйте придумать к любой букве, которая нравится четверостишие. Что для этого надо знать: рифму, «характер» буквы. Попробуйте, можете в паре. А теперь прочитайте очень выразительно своё двустишие.
Разбор типового тренировочного задания.
Выбор элемента из выпадающего списка
Ученики должны выбрать из списка слово, которое отвечает на этот вопрос.
Что значит загадочные буквы
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое выставка книг, как на ней размещаются книги; уметь читать текст цепочкой, в паре и выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы учебника; определять смысл выражения «загадочные буквы», заменять слово «загадочные» синонимами; знать автора и название изучаемого произведения.
регулятивные: интерпретировать цели изучения темы, оценивать результаты своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников;
познавательные: уметь заменять модель слова на слово, обозначающее предмет, изображённый на картинке (работа с моделями); уметь считывать информацию с моделей обложек книг, интерпретировать её (работа с информацией);
коммуникативные: толковать учебные задачи урока, сформулированные учителем, осознавать цели изучения темы; уметь договариваться о последовательности выполнения работы в паре;
Личностные: осознавать смысл работы со шмуцтитулом и учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при составлении двустиший о буквах.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс», часть 1, пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс», разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне; зелёные — есть небольшие недочёты в работе; фиолетовые — надо подтянуться), мультимедиапроектор (по возможности).
Актуализация знаний и умений, приобретённых на предыдущем уроке.
Ребята, вспомните, пожалуйста, что было вчера в центре изучения на уроке литературного чтения. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь».)
А что такое учебная задача урока?
Вспомните, каких результатов достиг каждый из вас к концу урока, поделитесь своими достижениями. Может быть, кому-то из вас удалось проявить себя как-то особенно в каком-либо виде деятельности?
Молодцы! (Учитель хвалит тех, кто достиг наибольших результатов, подбадривает тех, у кого не всё получилось, выражает надежду на то, что со временем у всех всё получится.)
Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.)
Молодцы! А теперь назовите, какие рубрики представлены в каждом разделе учебника.
Найдите в разделе «Жили-были буквы» рубрику «Твоя библиотека» («Разноцветные страницы», «Из старинных книг», «Как хорошо уметь читать»), разверните эту страницу и покажите, я пройду и посмотрю. (Можно предложить детям поднять учебники с открытым разворотом вверх, но при этом надо напомнить, что к учебнику надо относиться очень бережно.)
Молодцы! Вы быстро нашли рубрики. А что ещё мы забыли показать? (Шмуцтитул и «Словарь».) Найдите и покажите.
А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику, «Рабочей тетради». Назовите правила обращения с книгой.
Покажите друг другу, как вы подобрали обложку к книге, есть ли у вас закладка, как вы перелистываете страницы. Оцените работу соседа по парте с помощью фишки. (Учитель объясняет, как это сделать и что обозначает каждая фишка.)
Сегодня, ребята, нам предстоит пойти ещё дальше. Мы будем не только продолжать знакомиться с учебником «Литературное чтение» и «Рабочей тетрадью» к нему, а будем учиться понимать, что такое цель целого раздела учебника, обсуждать учебную задачу сегодняшнего урока, формулировать её, познакомимся с рубрикой «Твоя библиотека», с увлекательным произведением В. Данько «Загадочные буквы», будем учиться читать это произведение разными способами, обсуждать в парах последовательность выполнения заданий, данных в учебнике, и даже будем пробовать сочинять небольшие стихи о буквах. (Когда учитель произносит эти слова, на доске или на слайде презентации должны появляться соответствующие иллюстрации: изображение шмуцтитула, рубрики «Твоя библиотека», страничка с текстом В. Данько, страничка с вопросами к тексту. Всё это необходимо для того, чтобы школьники имели наглядную опору в процессе целеполагания. Учитель таким образом предлагает образец формулировки разнообразных задач урока. После озвучивания задач урока и показа иллюстраций можно предложить детям рассказать, как они понимают каждую из задач и какой результат в конце урока они должны получить, выполнив хотя бы одну из задач.)
Вот как много нам предстоит освоить сегодня на уроке. Но вначале откроем с. 3 учебника. Прочитайте ещё раз название раздела, который нам предстоит изучать.
Как вы думаете, чему может быть посвящён раздел с таким названием, почему буквы «жили-были…», какие произведения должны быть включены в этот раздел, о чём нам они расскажут.
А теперь, ребята, очень трудное задание. Прочитайте записи, данные на этой же странице. Как вы думаете, что бы это могло быть? (Дети высказывают свои предположения.)
Ребята, авторы учебника позаботились о том, чтобы работа по этому учебнику была грамотно организована. Для этого они сформулировали цели изучения целого раздела. Зачем, по вашему мнению, авторы сформулировали цели для нас? (Такой вопрос уже был задан школьникам ранее, теперь они повторяют ответ.)
Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела. Как вы понимаете слова «поразмышляем о том, кто и как может «оживить» буквы»?
Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Жили-были буквы». Как вы понимаете эту цель? Объясните.
Чему ещё мы будем учиться? Что, по-вашему, значит «понимать смысл прочитанного»?
Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещённый внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?
Итак, мы постарались объяснить с вами основные цели изучения раздела. Это поможет нам контролировать себя на любом этапе, проверять, правильно ли мы всё делаем. Теперь мы можем приступить к изучению материала урока.
Осмысление авторского обращения к первоклассникам.
Ребята, прочитайте первую фразу, с которой обращаются к нам авторы учебника. Как вы думаете, почему они употребили обращение «дорогой первоклассник»? К кому обычно так обращаются? Что хотели авторы учебника этим сказать?
Теперь я прочту вам это обращение, а вы сравните, как вы истолковали название раздела «Жили-были буквы» и как это делают авторы учебника. Совпали ли ваши мнения?
Работа с рубрикой «Твоя библиотека» и выставкой книг.
Прежде чем мы приступим к чтению произведений раздела «Жили-были буквы», авторы учебника предлагают нам рассмотреть обложки книг в рубрике «Твоя библиотека». Как вы думаете, почему рубрика получила такое название?
Итак, рассмотрите обложки книг, прочитайте их названия. Назовите авторов.
Прочитайте вслух задание 3. Подумайте, как ответить на данный вопрос. Выскажите свои предположения.
А кто-нибудь из вас бывал хоть раз на выставке? А на выставке книг? Можно ли книги, выставленные на стенде в классе, назвать выставкой? Почему? (У учителя на стенде выставлено несколько книг по данной тематике.)
Обратите внимание, как расположены книги на выставке. (Объединены в группы по какой-то теме или другому признаку.)
Для чего организуются выставки книг?
Как вы думаете, для чего я организовала для вас выставку книг по данной теме?
Я расскажу вам о каждой книге, а вы подумаете, какую из них выберете для чтения. Затем возьмёте её в библиотеке, прочитаете и расскажете о своих впечатлениях на уроке внеклассного чтения, причём о книге надо рассказать так, чтобы другим детям было интересно об этом слушать и захотелось эту книгу прочитать. Чтобы вам было легче, в классном уголке чтения я размещу план, по которому вы составите свой рассказ о книге. План может быть следующим:
Назвать книгу и её автора.
Коротко рассказать о содержании книги, уточнить, что в ней помещено — рассказы или стихи.
Рассказать о том, как иллюстрирована книга, понравились ли рисунки в ней.
Рассказать о самом интересном моменте в книге, что удивило, было весёлым или, наоборот, грустным.
Убедить одноклассников в том, что эту книгу (или рассказ) стоит прочитать, потому что…
Ну, а теперь мы отправимся в увлекательное путешествие по разделу «Жили-были буквы» и познакомимся с первым произведением учебника.
Работа над произведением В. Данько «Загадочные буквы».
Прочитайте фамилию автора произведения в правом верхнем углу.
Прочитайте название произведения, которое мы будем читать первым в данном учебнике.
Предположите, почему автор назвал буквы загадочными?
Теперь послушаем стихотворение В. Данько. (Учитель может выбрать любой вариант работы с текстом в зависимости от подготовленности учащихся класса: 1) стихотворение читает сам учитель, а буквы озвучивают школьники; 2) дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, называют отгаданные буквы; 3) хорошо читающий ученик читает текст стихотворения, а ученик, не достигший хорошего уровня техники чтения, называет буквы (лучше организовать работу в парах). Стихотворение можно разбить на 3 блока (по 10 строк), чтобы школьники могли сделать паузу и осмыслить прочитанное.)
Работа с заданиями к тексту.
Откройте с. 8 учебника. Мы уже пытались предположить, почему автор назвал буквы загадочными. Давайте проверим наши предположения после прочтения стихотворения. Откройте «Рабочую тетрадь» на с. 16 и выполните задание, предложенное авторами.
Назовите все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.
Перечитывание текста цепочкой.
Учитель предлагает детям перечитать текст цепочкой. В данный момент он должен объяснить, что значит читать цепочкой (по одному предложению каждый ученик). В перечитывании задействованы все дети класса. Один читает — остальные следят и перечитывают молча.
Чтение можно организовать в соответствии с заданиями 3—4 на с. 8 учебника.
Творческая работа в парах.
Учитель читает задание 6, организует работу в парах. Обязательно проговариваются правила работы в парах. Осмысливаются понятия: обсудить с другом, договориться, выслушать друг друга, найти хорошее в высказанной идее и т. д.
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.
Что нового узнали на уроке, чему научились? Каких результатов достигли?
Всё ли удалось на уроке? Что было трудно выполнить?
Рекомендации для занятий в семье.
В зависимости от того, насколько хорошо ребёнок читает, можно по-разному организовать работу в домашних условиях. Если ваш ребёнок ещё не очень хорошо читает, то необходимо предложить ему перечитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Читать можно разными способами: по строчке, по абзацу, ускоряя темп и т. д. При необходимости можно попросить ребёнка перечитать стихотворение ещё раз вслух самостоятельно. Обязательно хвалите его за каждое удачно прочитанное предложение. Не скупитесь на похвалу, создавайте ситуацию успеха, тогда и успех будет гарантирован.
Если ваш ребёнок уже читает бегло, попросите его подготовить для младших братьев и сестёр (либо для других членов семьи) выразительное чтение стихотворения. После этого помогите ему организовать прослушивание его чтения. Если чтение будет неудачным, нужно вместе с ребёнком проанализировать допущенные ошибки, потренироваться ещё раз, научиться эмоционально воздействовать на слушателя.
Конспект по литературному чтению на тему: «В. Данько- Загадочные буквы» 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «В. Данько- Загадочные буквы.»
— знать, что такое выставка книг;
-уметь читать текст цепочкой, в паре и выборочно;
-понимать читаемое, отвечать на вопросы учебника;
-определять смысл выражения «загадочные буквы»;
-знать автора и название изучаемого произведения.
— осознавать ценность учебной книги для своего образования,
-осознавать смысл работы с учебными задачами урока;
-проявлять фантазию и творческие способности;
-выражать свое Я при составлении двустиший в паре.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; рабочая тетрадь, презентация
Словесный – слово учителя
Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку-
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Настраиваться на работу
Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.
Постановка учебной задачи
Практический – чтение стихотворений
Словесный – строят речевое высказывание
-Ребята, вспомните, пожалуйста, что было в центре изучения на предыдущем уроке литературного чтения. (учебник в 2 частях, рабочая тетрадь.)
-А что такое учебная задача урока? (то, что мы планируем выполнить на уроке)
-Может быть, кто-то помнит, какую учебную задачу урока вы выполняли на предыдущем уроке? (знакомились с ……)
-Подумайте, зачем вам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу? (чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.)
-Молодцы! А теперь назовите, какие рубрики представлены в каждом разделе учебника.
-Найдите в разделе «Жили- были буквы» рубрику «Твоя библиотека»(разноцветные страницы, из старинных книг), разверните эту страницу и покажите, я пройду посмотрю.
-Молодцы! Вы быстро нашли рубрики.
-А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику. Назовите правила обращения с книгой. (ответы)
-Покажите друг другу, как вы подобрали обложку к книге, есть ли у вас закладка, как вы перелистываете страницы. Поднимите руку у кого сосед по парте выполнил, то, что требовалось?
Размышлять над вопросом
Вспоминать правила обращения с книгой
Оценивать выполнение задания
К: слушать и понимать речь других
Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы
Р: принимать и сохранять учебную задачу
Решение частных задач
Словесный – слово учителя
— Сегодня, ребята, вам предстоит пойти еще дальше. Вы будете не только продолжать знакомиться с учебником, но и учиться понимать, что такое цель целого раздела учебника, обсуждать учебную задачу сегодняшнего урока, формулировать ее, познакомитесь с рубрикой «Твоя библиотека», с увлекательным произведением.
-Вот как много нам предстоит освоить сегодня на уроке.
-Но вначале откройте стр.3 учебника.
-Прочитайте еще раз название раздела, который вам предстоит изучать.
-Как вы думаете, чему может быть посвящен раздел с таким названием, почему буквы «жили-были», какие произведения должны быть включены в этот раздел, о чем они вам расскажут?
-А теперь, ребята, очень трудное задание. Прочитайте записи, данные на этой же странице. Как вы думаете, что бы могло быть? (предположения).
-Ребята, авторы учебника позаботились о том, чтобы работа по этому учебнику была грамотно организована.
-Для этого они сформулировали цели изучения целого раздела.
-Прочитайте, с чем вы познакомитесь при изучении данного раздела.
-Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещенный внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?
-Итак, вы постарались объяснить основные цели изучения раздела. Это поможет вам контролировать себя на любом этапе, проверять, правильно ли вы все делаете. Теперь вы можете приступить к изучению материала урока.
-Ребята, прочитайте первую фразу, с которой обращаются к вам авторы учебника.
-Как вы думаете, почему они употребили обращение «дорогой первоклассник»?
-Теперь я прочту это обращение, а вы сравните, как истолковали название раздела «Жили-были буквы» вы и как это делают авторы учебника. Совпали ли ваши мнения?
-Прежде чем вы приступите к чтению произведений раздела «Жили-были буквы», авторы учебника предлагают вам рассмотреть обложки книг в рубрике «Твоя библиотека».
-Итак, рассмотрите обложки книг, прочитайте их названия. Назовите авторов.
-Прочитайте вслух задание 3. Подумайте, как ответить на данный вопрос. (высказывают предположения)
-Как вы думаете, как расположены книги на выставке? (одна тематика или другой признак).
— Ну, а теперь мы отправимся в увлекательное путешествие по разделу «Жили-были буквы» и познакомимся с первым произведением учебника.
-Но прежде, чем продолжить путешествие, мы с вами встанем и немного разомнемся