что значит закипела битва
Проверочная работа по теме: «Люблю всё живое» литературное чтение Перспектива
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по теме: «Люблю всё живое»
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
1 . В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».
2. Дополни описание орла словами из текста.
3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.
____ Кошка играла с котятами.
____ Закипела битва кошки и орла.
____ Кошка вцепилась в орла.
____ Орёл схватил котёнка.
____ Кошка повалила орла на землю.
4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.
5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».
6. Дополни предложения словами из текста.
орла когтями и _____________________________ ему правое крыло.
7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.
Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.
8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.
9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.
Ключ к проверочной работе по теме: «Люблю всё живое»
1. В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».
0 баллов – иное другое.
2. Дополни описание орла словами из текста.
Ответ: Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями…
4 балла – верно заполнили пропуски (1 балл за каждый);
3 балла – неверно заполнили один пропуск;
3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.
2 балла – верно расставлена последовательность событий;
1 балл – допущена 1 – 2 ошибки;
0 баллов – допущено более двух ошибок.
4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.
Ответ: Орёл в природе хищник. Он охотится на зверей.
2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);
0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.
5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».
Ответ: сильно дерутся и т.д.
2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);
0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.
6. Дополни предложения словами из текста.
Ответ: Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
3 балла – верно заполнили пропуски (1 балл за каждый);
2 балла – неверно заполнили один пропуск;
7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.
Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.
Ответ: в битве одержало победу более слабое животное, потому что оно защищало своего детёныша.
3 балла – выполнены две части вопроса, причём во второй части дан полный ответ, нет ошибок (орфографические, пунктуационные);
2 балла – выполнены две части задания, но допущены ошибки при записи;
1 балл – выполнена ½ задания (ответили только на 1 вопрос);
0 баллов – иное другое
8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.
Ответ: Кошка (какая?) смелая, отважная, бесстрашная, мужественная, стойкая
1 балл – записано одно качество, соответствующее теме вопроса;
0 баллов – иное другое.
9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.
Ответ: находиться рядом с родителями; или не уходить без спроса (говорить куда пошёл) и т.д.
2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);
0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.
Ответ: орёл – мыши; кошка – молоко или мыши; ласточка – насекомые; медведь – мёд. 4 балла – верно составлены четыре пары (по 1 баллу);
3 балла – верно составлены три пары;
1 балл – верно составлена одна пара;
Заменить устойчивое выражение близким по значению словом :как снег на голову?
Заменить устойчивое выражение близким по значению словом :
как снег на голову.
Каким словом можно заменить выражение работа закипела?
Каким словом можно заменить выражение работа закипела.
Замените синонимами (словами, близкими по значению) слова и выражения : НЕОБЪЯТНАЯ СТЕПЬ?
Замените синонимами (словами, близкими по значению) слова и выражения : НЕОБЪЯТНАЯ СТЕПЬ.
Замените данные словосочетания другими, близкими по значению?
Замените данные словосочетания другими, близкими по значению.
Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркни в тексте с переносным смыслом (фразеологизмы)и замени из близкими по значению выражениями помогите мне срочно надо?
Подчеркни в тексте с переносным смыслом (фразеологизмы)и замени из близкими по значению выражениями помогите мне срочно надо!
Замени выражение» исковеркают дом трудового народа» другими словами близкими по значению?
Замени выражение» исковеркают дом трудового народа» другими словами близкими по значению.
Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражения?
Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражения.
Составьте 2 предложения которые подчинаются правилу «если прилагательно с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением?
Составьте 2 предложения которые подчинаются правилу «если прилагательно с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Закипела битва слово близкое по значению?
Закипела битва слово близкое по значению.
Как ты понимаеш значение выражение принимать близко к сердцу?
Как ты понимаеш значение выражение принимать близко к сердцу.
Фраза «битва закипела»
Фраза состоит из двух слов и 13 букв без пробелов.
Написание фразы «битва закипела» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
Написание фразы «битва закипела» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в армянской 🇦🇲 բիտվա զակիպելա
в греческой 🇬🇷 βειθυα ζακειπαιλα
в грузинской 🇬🇪 ბითვა ზაკიპელა
в еврейской 🇮🇱 ביטבא זאכיפאלא
в латинской 🇬🇧 bitva zakipela
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
, b n d f p f r b g t k f
Написание фразы «битва закипела» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
Передача фразы «битва закипела» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
Произношение фразы «битва закипела» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «битва закипела» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «битва»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
Комментарии
Что значит фраза «битва закипела»? Как это понять.
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
Что значит закипела битва. Пандар нарушает клятву
История про двух раков.
На морском дне лежала
Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую… Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки
Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.
Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.
Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.
Отшельник *- тот, кто живёт в уединении, в одиночку.
О чем рассказывается в текстах?
о красоте подводного мира
о жизни раков-отшельников
о находках на морском дне
о редких морских раковинах
По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?
Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение « отправились восвояси»?
Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Рак сунул в трубку усы и клешни.
Первый рак заметил трубку.
Рак обошел вокруг трубки.
Рак начал влезать в трубку.
В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.
Раки бросили трубку, потому что
они ничего не понимали
края трубки царапали их
трубку не получилось утащить
трубка им разонравилась
Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?
Вот так раки-забияки!
В поисках нового дома
Понимание смысла текста в целом.
Умение обобщать информацию и выделять существенные признаки.
Умение находить информацию, заданную в явном виде.
Умение находить аргументы, подтверждающие выводы
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью
Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Кошка играла с котятами.
Закипела битва кошки и орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка вцепилась в орла.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
1. В какой сборник ты поместишь это произведение?
2. Восстанови последовательность событий в рассказе.
Кошка играла с котятами.
Закипела битва кошки и орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка вцепилась в орла.
Кошка повалила орла на землю.
3. Объясни значение выражения «закипела битва насмерть».
4. Как ты думаешь, почему победила кошка?
Кошка победила, потому что была сильнее орла.
Кошка победила, потому что защищала своего котенка.
Кошка победила, потому что была храбрая.
5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
1. В какой сборник ты поместишь это произведение?
2. Восстанови последовательность событий в рассказе.
Кошка играла с котятами.
Закипела битва кошки и орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка вцепилась в орла.
Кошка повалила орла на землю.
3. Объясни значение выражения «закипела битва насмерть».
4. Как ты думаешь, почему победила кошка?
Кошка победила, потому что была сильнее орла.
Кошка победила, потому что защищала своего котенка.
Кошка победила, потому что была храбрая.
5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
1. В какой сборник ты поместишь это произведение?
2. Восстанови последовательность событий в рассказе.
Кошка играла с котятами.
Закипела битва кошки и орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка вцепилась в орла.
Кошка повалила орла на землю.
3. Объясни значение выражения «закипела битва насмерть».
4. Как ты думаешь, почему победила кошка?
Кошка победила, потому что была сильнее орла.
Кошка победила, потому что защищала своего котенка.
Кошка победила, потому что была храбрая.
5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
1. В какой сборник ты поместишь это произведение?
2. Восстанови последовательность событий в рассказе.
Кошка играла с котятами.
Закипела битва кошки и орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка вцепилась в орла.
Кошка повалила орла на землю.
3. Объясни значение выражения «закипела битва насмерть».
4. Как ты думаешь, почему победила кошка?
Кошка победила, потому что была сильнее орла.
Кошка победила, потому что защищала своего котенка.
Кошка победила, потому что была храбрая.
5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.
Литературное чтение, 2 класс
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
____ Кошка играла с котятами.
____ Закипела битва кошки и орла.
Кошка вцепилась в орла.
Орёл схватил котёнка.
Кошка повалила орла на землю.
орла когтями и _____________________________ ему правое крыло.
Кошка (какая?) _______________________________________________________________
Ключ к проверочной работе
1. В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».
0 баллов – иное другое.
2. Дополни описание орла словами из текста.
Ответ: Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями…
3 балла – неверно заполнили один пропуск;
3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.
2 балла – верно расставлена последовательность событий;
1 балл – допущена 1 – 2 ошибки;
0 баллов – допущено более двух ошибок.
4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.
Ответ: Орёл в природе хищник. Он охотится на зверей.
1 балл допущены ошибки или отсутствует полный ответ.
5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».
Ответ: сильно дерутся и т.д.
2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);
0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.
6. Дополни предложения словами из текста.
Ответ: Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
3 балла – верно заполнили пропуски (1 балл за каждый);
2 балла – неверно заполнили один пропуск;
7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.
Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.
Ответ: в битве одержало победу более слабое животное, потому что оно защищало своего детёныша.
3 балла – выполнены две части вопроса, причём во второй части дан полный ответ, нет ошибок (орфографические, пунктуационные);
2 балла – выполнены две части задания, но допущены ошибки при записи;
1 балл – выполнена ½ задания (ответили только на 1 вопрос);
0 баллов – иное другое
8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.
Ответ: Кошка (какая?) смелая, отважная, бесстрашная, мужественная, стойкая
1 балл – записано одно качество, соответствующее теме вопроса;
0 баллов – иное другое.
9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.
Ответ: находиться рядом с родителями; или не уходить без спроса (говорить куда пошёл) и т.д.
2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);
0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.
Ответ: орёл – мыши; кошка – молоко или мыши; ласточка – насекомые; медведь – мёд. 4 балла – верно составлены четыре пары (по 1 баллу);
3 балла – верно составлены три пары;
1 балл – верно составлена одна пара;
0 баллов – нет верных пар.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. К.Г. Паустовский.
(1824-1870) К.Д. Ушинский – великий русский педагог
Тема: «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»
Знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста. Уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.
Задание 1 Закончите предложение: За деревней…
Ответ За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Задание 2 Начните предложение: … … и схватился со старой кошкой.
Ответ Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Ответ Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество
Художественные изобразительные средства Метафора Закипела битва насмерть. Кошка не потеряла мужества. Орел покинул поле битвы. Эпитеты Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы Сравнение Как молния, спустился он с вышины…
Структура текста-повествования Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение
Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Развязка Орел покинул поле битвы…
Заключение А кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать котенка.
Цитатный план текста За деревней весело играла кошка с котятами. Орел схватил одного котенка. Кошка вцепилась в орла. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы. Кошка облизывала израненного котенка.
Выводы из урока тема текста – схватка орла с кошкой стиль речи текста – художественный тип речи – повествование художественные образы – кошка, орёл, котёнок основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение
Ответьте на вопрос: Какие чувства вызвал у вас рассказ К.Д. Ушинского «Орел и кошка»?
Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…»
Домашнее задание Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Учитель русского языка
Буракова Елена Викторовна
Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).
Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу.
Удачи желаю всем вам!
Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).
Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?
Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.
Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).
По ходу чтения задаются вопросы:
А вам интересно, чем закончится эта история?
Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?
Ученик: Это рассказ.
Учитель: Что такое рассказ?
Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?
Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:
«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)
Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)
Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.
Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?
Учитель: А сейчас выполним задания
… … … и схватился со старой кошкой.
Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.
Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)
Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?
Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.
(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)
Словарная работа (слайд 12)
(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)
Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.
Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.
Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).
Ученик: Художественный стиль.
Учитель: Какова цель художественного стиля?
Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.
Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.
Ученик: Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.
Учитель: А как бы вы озаглавили текст?
Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».
Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?
Ученик: Она любит своих котят. Она мать.
Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?
Ученик: Духовная сила могущественнее физической.
Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.
Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.
Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.
Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.
(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)
Поверка выполненного задания (слайд 13)
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.
Общие выводы данного этапа.
Учитель : Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?
Ученик : Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.
Учитель : Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.
Ученик : Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.
Учитель : Назовите действия орла и кошки.
Учитель : Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.
Ученик : Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)
Практическая работа в парах.
Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).
Составление цитатного плана учащимися.
Цитатный план (слайд 21)
Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что
Тема текста – схватка орла с кошкой
Стиль речи текста – художественный
Тип речи – повествование
Художественные образы – кошка, орёл, котёнок
Основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы
Художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение
Учитель : Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»
(Учащиеся отвечают утвердительно)
Учитель : Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.
А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)
Учитель: Давайте подведём итоги:
Чему мы обучались на уроке?
Какой этап урока вам понравился?
Что вызвало затруднение?
Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)
X. Домашнее задание: ( слайд 25)
Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.
Предварительный просмотр:
Типы речи и их структура (построение)
повествование (что было сначала, что потом… и наконец)
а) завязка (момент, с которого начинается событие)
б) развитие действия
в) кульминация (момент наивысшего накала событий)
г) развязка (окончание в развитии событий)
1. зачин (общее представление описываемого)
2. срединная часть ( описание деталей, частей)
Тема текста : о чем текст?
Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:
Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например : «Сыплет черемуха снегом», «убит горем», «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.
Предварительный просмотр:
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка.
Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой.
Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.
Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К.Д. Ушинскому)
Комплексная контрольная работа за I четверть
учени____2 «а» класса__________________________________________
3.Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.
а) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
скороговорка
потешка
загадка
5.Прочитай. Из какого произведения отрывок? Впиши пропущенные слова.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну, как ты работать буду.
— Кем же?
— Кем? Ну, как ты, например.
А мать у Алёшки врачом работала.
Это___________из рассказа Сергея Алексеевича __________________ «Как Алёшке учиться надоело».
6.Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи кто, что написал.
«Смородинка» М.Зощенко
«Заплатка» Е.Пермяк
«Самое главное» Н.Носов
Е.Пермяк «Смородинка»
М.Зощенко «Самое главное»
Н.Носов «Заплатка»
8.Прочитай. Кто это сказал? Отметь ответ.
— Я не пойду с вами.
И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: « Я буду зайчика лепить».
Танюша из рассказа Е.Пермяка «Смородинка».
Катя из рассказа В.Сутеева «Снежный зайчик»
«Маленькие человечки» Е.Пермяк
«Пятеро из одного сундучка» Братья Гримм
«Две пословицы» Х-.К.Андерсен
10.Прочитай четверостишие из стихотворения Ф.Савинова «Родина». Соедини рифмующиеся слова.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья-
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
11.Прочитай, подчеркни имена героев басни И.Крылова. Запиши заголовок басни.
______________________________
12. Прочитай заголовки произведений. Укажи произведение В. Сутеева.
В. Сутеев «Самое главное»
«Снежный зайчик»
«У страха глаза велики»
«Кто лучше»
13. Прочитай произведения. Что это? Укажи ответ.
а) Сидит дед во сто шуб одет;
Кто его раздевает – слёзы проливает.
потешка
б) У Иванова двора загадка
Загорелася вода. небылица
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
14. Вспомни имя и отчество Толстого. Отметь ответ.
Иван Сергеевич
Николай Николаевич
Лев Николаевич
15. Ответь на вопросы:
Автор стихотворения «Русь»________________________________________________
Автор рассказа «Заплатка»__________________________________________________
Произведение фольклора о богатырях- героях-это______________________________
Фамилия баснописца ______________________________________________________
Автор сказки «Кто лучше?»_________________________________________________