Если вы открыли заднюю крышку камеры до окончания перемотки пленки, свет попадет на пленку, и она окажется засвеченной. Засветка ведет к потемнению, обесцвечиванию, появлению полос и даже к полному уничтожению отснятых изображений. Вряд ли вам удастся их исправить.
Засветка почти полностью уничтожает последние снимки. Но если вы быстро закроете заднюю крышку камеры, часть изображений, отснятых раньше, все же можно будет спасти. Они могут оказаться неиспорченными, потому что на пленку не попал свет до проявки или пленка плотно наматывалась на приемную катушку во время съемок, а потому верхний слой или слои пленки защитили нижние. Если же задняя крышка камеры останется открытой дольше, дефектов на пленке будет больше. Чем ярче свет, тем значительнее дефекты. Трудно сказать, насколько существенны дефекты, пока пленка не будет проявлена. В фотолаборатории не печатают слишком засвеченные кадры, поэтому они ничего не будут стоить.
Если камера была открыта на середине рулончика, то пленка, которую вы еще не использовали, защищена кассетой и, за исключением одного-двух кадров, может оказаться незасве-ченной. В действительности после того, как вы снова закроете заднюю крышку, камера может решить, что вы зарядили новую катушку, и продвинуть пленку на кадр, который она посчитает первым; этого будет достаточно, чтобы достичь незасвеченной части пленки. Однако лучше перестраховаться и продвинуть пленку еще на несколько кадров. Теперь можно продолжать съемку. (Это в том случае, если вы не настолько волнуетесь о состоянии пленки, чтобы немедленно перемотать ее и сдать в проявку!) Не забудьте, что счетчик кадров после открытия и закрытия задней крышки вновь устанавливается на 0; хотя вы и можете помнить, сколько кадров было сделано, все же точно знать, когда пленка закончится, вы не сможете.
Как ни странно, модели 35-миллиметровых камер с обратным порядком счета кадров, в отличие от моделей с прямым порядком счета, требуют предварительной перемотки пленки. Предварительная перемотка предполагает, что сразу после зарядки кассеты и закрытия задней крышки камеры эти модели продвигают пленку до последнего кадра. В течение некоторого времени можно слышать, как работают устройства, и видеть, как растет число кадров на счетчике кадров. После каждого снимка эти устройства наматывают пленку обратно в кассету, один кадр за раз. (Процесс обратной перемотки практически отсутствует, поскольку в конце катушки остается лишь несколько дюймов пленки!)
Смысл предварительной перемотки прост: если вы случайно откроете камеру на середине катушки или если вы уроните камеру и защелка ее задней крышки откроется, отснятые кадры окажутся в кассете. В камерах с предварительной перемоткой засветится только та часть пленки, которая находится вне кассеты и на которой еще нет снимков.
Поэтому, если у вас камера с предварительной перемоткой пленки и задняя крышка камеры случайно открылась посреди рулончика, закройте крышку и перемотайте пленку. (Ознакомьтесь в разделе «Перемотка пленки», приведенном дальше в этой главе, с инструкциями по перемотке пленки с середины.) Не делайте больше снимков, иначе вы сфотографируете на засвеченную часть пленки и, вероятнее всего, кадры не получатся. Если вы закрыли камеру очень быстро, у вас может получиться несколько хороших кадров поближе к концу рулончика, но есть ли в этом смысл? В фотолаборатории не печатают не отснятые кадры и уж тем более не печатают засвеченные негативы. Короче, вы получаете пленку низкого качества.
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Поиск:
Найдено: 32 сообщения
Показаны: с 1 по 20
Стр.: 1 2 »»
alexeybell автор темы сообщений: 20 в Клубе: 4233 дня
14.07.2015 12:59:17 | Частичный засвет пленки. Можно ли спасти ее?
Здравствуйте, ребята! У меня произошла следующая ситуация.
Я взял пленку Kodak Color Plus 200 Iso + Zenit. Отснял все кадры, делаю перемотку, чтобы она вернулась в катушку. Открываю заднюю крышку фотика и вижу, что вместо того, чтобы быть в катушке внутри, пленка намотана на правую часть, а сама оторвалась от катушки. Я моментально закрыл заднюю крышку. Дело было в тени в палатке.
Ночью я достал в темноте пленку из фотика, скрутил ее и положил в темное место.
Теперь я хочу узнать: я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Или может только верхние слои? Всё-таки она была намотана друг на друга.
Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? Есть ли центры или мастера в Москве кто это делает? Мне очень дороги эти кадры, и хотелось бы попробовать всё возможное, чтобы спасти материал!
Что вы можете посоветовать?
Attar сообщений: 5532 фотографий: 1 в Клубе: 6148 дней WWW
14.07.2015 13:18:57 | Re[alexeybell]:
alexeybell писал(а):
Здравствуйте, ребята! У меня произошла следующая ситуация.
Я взял пленку Kodak Color Plus 200 Iso + Zenit. Отснял все кадры, делаю перемотку, чтобы она вернулась в катушку. Открываю заднюю крышку фотика и вижу, что вместо того, чтобы быть в катушке внутри, пленка намотана на правую часть, а сама оторвалась от катушки. Я моментально закрыл заднюю крышку. Дело было в тени в палатке.
Ночью я достал в темноте пленку из фотика, скрутил ее и положил в темное место.
Теперь я хочу узнать: я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Или может только верхние слои? Всё-таки она была намотана друг на друга.
Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? Есть ли центры или мастера в Москве кто это делает? Мне очень дороги эти кадры, и хотелось бы попробовать всё возможное, чтобы спасти материал!
Что вы можете посоветовать?
картинки смотреть здесь http://jattar.livejournal.com/
alexeybell автор темы сообщений: 20 в Клубе: 4233 дня
14.07.2015 13:23:47 | Re[Attar]:
[quot] [quot]а чего тут советовать. отдать в лабу пустть проявят и там видно будет.[/quot]
А какую лабу? Обычные, которые как ларьки в ТЦ стоят, или в профессиональную какую-нибудь? У меня просто было подозрение, что там работают люди, за которых всё делает машина) В какую лабу можно отдать это?
Я из Москвы.
Исправлено alexeybell 14.07.2015 13:24:40
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6515 дней
14.07.2015 13:28:51 | Re[alexeybell]:
—я засветил всю пленку, что была внутри фотика? Возможно, что не всю а только последние 10-12 кадров
—Где можно проявить эту цветную пленку без катушки? В минилабе, где есть быстрая проявка и печать типа 30-60′. Пленку надо поместить в светонепроницаемый контейнер(встречаются такие баночки из черной пластмассы или замотать во много слоев фольги) донести до минилаба и когда будете делать заказ либо у приемщика(цы) попросить крупно и несколько раз красным написать, что ОСТОРОЖНО пленка БЕЗ КАССЕТЫ. Либо попросить поговорить непосредственно с оператором-проявщиком.
На днях в той же fotolab.ru я без проблем получил десяток использованных кассет с торчащим кончиком для подклейки.
AP сообщений: 8537 фотографий: 100 в Клубе: 6515 дней
14.07.2015 14:48:52 | Re[Празеодима & Max86]:
—у меня тыщу раз такое было с зенитом т.к. очень тугая перемотка. А в ремонт(чистку) камеру отдавать не пробовали?
— В этом плане какая-нибудь «Смена-2» лучше, т.к. можно организовать ход плёнки при съёмке из одной катушки в другую и при случайном открытии крышки засвечивается только один кадр.
И при зарядке, и в конце пленки при взводе затвора надо всегда контролировать вращение катушки обратной перемотки. Это залог от таких траблов. Вы всегда заметите неправильное поведение пленки в фотоаппарате и в этом случае открывать камеру следует в рукаве или под одеялом(курткой) в общем в темноте.
Если кто-то считает, что пленка в кассете намотана неплотно и поэтому есть люфт в натяжении, то эта никакая не проблема. Все люфты легко выбираются натяжением пленки с помощью катушки обратной перемотки.
—у меня тыщу раз такое было с зенитом т.к. очень тугая перемотка. А в ремонт(чистку) камеру отдавать не пробовали?
пробовала одному здешнему умельцу спасибо ему, теперь у меня нет проблем ни с перемоткой, ни каких-либо еще
Мне нужны РЦ-53 и цветной негатив выше iso 400. СПб. Вдруг у Вас это есть.
Празеодима сообщений: 1925 фотографий: 3 в Клубе: 3421 день СПб Мск
14.07.2015 17:07:56 | Re[Max86]:
Первое)
Мне нужны РЦ-53 и цветной негатив выше iso 400. СПб. Вдруг у Вас это есть.
Игорь Кирилычев сообщений: 3634 фотографий: 5 в Клубе: 5809 дней гМосква
14.07.2015 19:12:47 | Re[Празеодима]:
Празеодима писал(а):
«Умелец» выкинул Зенит на помойку?
С уважением, Игорь.
Игорь Кирилычев сообщений: 3634 фотографий: 5 в Клубе: 5809 дней гМосква
14.07.2015 19:22:57 | Re[alexeybell]:
[quot]
[quot]а чего тут советовать. отдать в лабу пустть проявят и там видно будет.[/quot]
А какую лабу? Обычные, которые как ларьки в ТЦ стоят, или в профессиональную какую-нибудь? У меня просто было подозрение, что там работают люди, за которых всё делает машина) В какую лабу можно отдать это?
Регулярно общаясь с людьми, далёкими от фотографии, да и просто не имеющими опыта съёмки на плёнку, заметил ряд заблуждений, которые достаточно часто встречаются. Чтобы не рассказывать каждый раз сначала, решил их записать и сразу же опровергнуть.
1. Для проявки плёнки нужен красный фонарь.
Но чёрно-белые фотобумаги не сенсибилизируются. Во-первых, потому что это не нужно, поскольку на них проецируется негатив в белом свете, который в том числе содержит и синий участок спектра, к которому, в свою очередь, галогениды серебра фотобумаги чувствительны. А во-вторых, появляется возможность освещать тёмную комнату тем самым красным фонарём, который фотобумагу не засвечивает и позволяет видеть предметы, необходимые для печати.
2. Старые фотоаппараты могут снимать только на чёрно-белую плёнку.
Причина этого мифа, видимо, в том, что большинство советских фотолюбителей снимали на чёрно-белую плёнку. Так было не потому, что “Зенит” или “ФЭД” не могут снимать на цветную плёнку или слайд, а потому, что чёрно-белая плёнка была более доступна. К тому же, проявлять цветную плёнку (а “Кодак-экспрессов” в СССР не было) гораздо сложнее, чем чёрно-белую.
Однако, в послевоенные годы действительно начали выпускаться камеры и объективы, в описаниях которых было указано, что они оптимизированы для съёмки на цветную плёнку. Но это не значит, что на более старых аппаратах можно было использовать только чёрно-белые материалы. Просто на более новых аппаратах картинки получались чуть ярче и с чуть меньшим количеством искажений.
3. Проявляя плёнку дома, необходимо её потом дома же и печатать.
Почему-то когда я говорю, что проявляю плёнку дома, многие сразу же начинают спрашивать насколько сложно дома печатать фотографии. Печать же, на самом деле, совершенно несвязанный процесс. Вообще у меня, как, я думаю, и у большинства, 90% фотографий кроме интернета не идут никуда. Зачем же создавать фотографию на каком-то ещё одном носителе? Проявленную плёнку можно отсканировать дома на специальном слайд-сканере или обычном планшетном сканере со слайд-модулем. Можно, если есть деньги, но нет времени, отнести плёнку на сканирование в фотолабораторию. Для создания цифровой копии фотографии как раз наиболее логичным является сканирование плёнки, а не отпечатка, ведь на отпечатке неизбежно теряется какая-либо часть информации с плёнки.
Если возникнет желание всё же напечатать снимок, если вы не фанат тёплого лампового звука и авторской печати, можно отдать в фотолабораторию скан снимка, а не оригинальную плёнку. Дело в том, что все современные лаборатории не печатают фотографии с плёнки аналоговым способом, непосредственно проецируя изображение с негатива на фотобумага. Плёнка сканируется, а после этого отправляется на печать как будто вы принесли фотографию с обычного цифрового фотоаппарата. Поэтому разницы в том, отсканируете ли вы плёнку дома, или отсканируют её вам в лаборатории, практически нет.
4. На старый дедушкин фотоаппарат не найти больше плёнку.
Даже если ваше старшее поколение является (или являлось) обладателем чего-нибудь редкого и непопсового, всё равно материалы достать можно. Жидкие эмульсии для нанесения их на стеклянные пластинки выпускаются до сих пор, листовая плёнка выпускается и продаётся в фотомагазинах, редкие форматы плёнки, например, тип 127, выпускаются небольшим количеством фирм и заказать такую плёнку из-за рубежа можно без проблем. Более того, отдельные умельцы умудряются повторить процесс Дагера, на их фоне ваши проблемы с 30-летним “Киевом” кажутся лёгким недоразумением.
6. Проявлять дома плёнку очень сложно.
7. Фотографии на плёнку получаются лучше, чем на цифру.
Ох уж эти любители тёплого лампового звука и благородного плёночного зерна! Цифровые технологии развиваются с бешенной скоростью, и те, кто вчера козырял непревзойденным динамическим диапазоном плёнки и её нечеловеческим разрешением, сегодня вынуждены замолчать. Современная малоформатная цифровая техника уже переплюнули по разрешению плёнку, а по динамическому диапазону уверенно обошла негативную цветную плёнку и дышит в спину чёрно-белым материалам. Да, цены на полноформатные цифровые камеры, конечно, не низкие, но и стоимость плёнки с проявкой тоже не мала. Для тех, кто снимает постоянно, разница в цене между цифровой и плёночной камерой за счёт отсутствия расходных материалов отбивается очень быстро. Что ещё оставалось в козырях у плёнки? Благородное зерно? Увы, как показывают эксперименты, даже искушённый зритель не может угадать где плёночное зерно, а где цифровой шум, умело наложенный в Photoshop. Непревзойдённые цвета плёнки? Kodachrome умер, хотя и она, и другие плёнки при желании неплохо эмулируются на компьютере.
Увы, плёнка проиграла позиции цифре, это факт.
8. Дни плёнки сочтены, скоро о ней все забудут.
9. Плёнка засвечивается при досмотре багажа в аэропорту.
10. Качество фотографий значительно выросло за последние сто лет.
За последние сто лет фотоаппараты стали меньше, обзавелись автоматикой, стали лучше “видеть” в темноте, однако качество фотографий не сильно изменилось. Всё потому, что и 100 лет назад у опытного фотографа оно было на высоте. Посмотрите на эту фотографию 1905 года (щёлкните, чтобы увидеть в высоком разрешении).
Не сильно похоже на мутную нерезкую карточку, согласитесь. Фотопластинка большого размера позволяла делать снимки не менее чёткие, чем современная цифровая зеркалка. Разве что теперь мы можем без проблем снимать в цвете, да и время от нажатия кнопки до готового снимка сильно сократилось.
Советую погулять по http://www.shorpy.com/ и поудивляться качеству старых фото.
Улучшения, дополнения и холиворы в коментах всячески приветствуются.
Многие фотолюбители проводят тест новой плёнки/проявителя просто снимая какой-нибудь стандартный для себя сюжет. После проявления плёнка рассматривается (и даже иногда сканируется/печатается) и на основе этого составляется умозаключение о светочувствительности и времени проявления. Мне кажется, так поступать, всё-таки, неправильно. Потому что даже стандартные сюжеты бывают разными по яркостным характеристикам (возможно, исключение составляет только работа в студии с привычными схемами освещения и контролируемым светом). А глядя на полученные негативы очень сложно определить, действительно ли захвачен весь возможный диапазон яркостей. И действительно ли достигнута нужная плотность почернений. Ещё большей, на мой взгляд, глупостью выглядит вынос результатов такого предвзятого тестирования в какие-нибудь популярные форумы и попытка установить результат теста в качестве эталона.
Существует немало тестов для проверки характеристик плёнки. Начиная от «фабричных», требующих наличия дорогих или громоздких инструментов, вроде денситометра и оптической скамьи, заканчивая вполне «фотолюбительскими», для которых кроме серой карты, экспонометра, собственных глаз и некривых рук ничего не нужно.
Методика тестирования, о которой я расскажу, безусловно, не является абсолютно универсальной. Но в отличии от тех, которые основанны на съёмке случайного сюжета имеет две точки привязки, позволяющие действительно проконтролировать правильность результатов.
Тест будет работать правильно для большинства чёрнобелых плёнок общего назначения. Но может дать неверные результаты — при использовании инфракрасных плёнок (при съёмке за инфракрасным фильтром) — при использовании ортохроматических плёнок (например, Rollei ORTHO) — при использовании технических или аэрофотоплёнок, имеющих нестандартный контраст (например, Тип-17, Микрат, МЗ-3) — при использовании плёнок с давно истёкшим сроком годности и/или хранившихся в неподобающих условиях — при использовании тонирующих проявителей (с разрушенным гидрохиноном, пирокатехином и т.п.)
Используя этот тест я дважды выигрывал спор, правильно определяя реальную светочувствительность неизвестной мне плёнки и время её проявления в неизвестном (сделанном «на глазок») проявителе. 🙂
Теория (скучное разжёвывание, если неинтересно, можно перейти сразу к практике).
У любой плёнки есть куча характеристик. Для этого теста самыми важными, пожалуй, являются три:
1. Максимальная плотность 2. Светочувствительность 3. Контраст
Вот эта картинка условно показывает график почернений на нормально проявленной плёнке.
По горизонтали — яркости сюжета, согласно зонной системе Адамса, а по вертикали — собственно, плотности почернений.
Максимальная плотность — это плотность засвеченной плёнки. Чернее ничего быть не может. Сюда попало максимум света. Этот «самый чёрный» чёрный, впрочем, может быть и светлосерым (недопроявление). И угольно-чёрным, через который можно смотреть на солнце, не боясь ослепнуть (перепроявление). Сделав ряд тестов методом научного тыка можно определить, сколько времени проявлять до «нужного чёрного», рекомендуемого производителем. Это время и будет нормальным временем проявления.
Минимальное почернение — место, которое смогло зарегистрировать минимум света. То есть, вполне возможно, что на плёнку воздействовал свет более слабой интенсивности. Но, к сожалению, он никак не смог подействовать на соли серебра и после проявления никакого почернения не создал. Это, собственно, так называемая «точка светочувствительности».
Контраст — это условная величина — тангенс угла наклона линейного участка графика. Во время теста мы не будем его вычислять, поскольку при правильной экспозиции и нормально-стандартном проявлении подразумевается, что величина контраста будет лежать в допустимых и комфортных для печати/сканирования пределах автоматически.
Средняя точка на графике — это плотность серой карты — некоего эталона.
Для лучшего понимания я нарисовал на картинке ниже условные графики перепроявленной и недопроявленной плёнок.
Видно, что при недопроявке точка максимальной плотности находится слишком низко, и на негативе должна выйти слишком серой, а при перепроявлении, наоборот, почернение весьма сильное. Также, видно, что контраст (угол наклона графика) меняется: при недопроявлении плёнка неконтрастная (мягкая), а при перепроявлении — наоборот. Точка серой шкалы сдвинулась на соседнюю ступень, а вот «точка светочувствительности» осталась практически на месте. Возможно, кстати, для кого-то будет открытием тот факт, что перепроявление (push) или недопроявка (pull) на самом деле практически не меняют истинную светочувствительность. Меняется только светочувствительность в светах и контраст.
Итак, подводя резюме: нам нужно понять, сколько времени проявлять плёнку для достижения нормальной, рекомендованной производителем максимальной плотности. А потом определить какое количество света создаёт минимальное почернение.
Тест на время проявления.
Первое, что будем тестировать — это максимальную плотность (максимальное почернение) негатива — зону, на которую попало максимум света при экспонировании. Эта характеристика зависит от времени проявления: чем дольше обрабатываем, тем чернее плёнка. Задача состоит в том, чтобы подобрать такое время проявления, при которой плотность достигнет величины, рекомендуемой производителем.
Отправные точки для разных плёнок и проявителей можно посмотреть тут: http://www.digitaltruth.com/devchart.php
Итак, отматываем из кассеты кусок в 12-15 кадров. И начинаем проявлять в выбранном проявителе. Всё делаем прямо на свету. 🙂 Допустим, предполагаемое время проявления — 12 минут. Тогда примерно на 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и 13 минутах очень быстро (буквально за 5 сек) достаём спираль, отрезаем примерно 2-3 кадра, кидаем их в стоп, а оставшуюся плёнку обратно в проявитель, проявляться дальше. Отрезанный кусочек после стопа промываем и фиксируем как обычно. В уголке острым предметом по эмульсии не забываем процарапать сколько минут проявляли (чтобы не перепутать). После фиксирования пару минут промываем и сушим.
Примечание. Если бачок двухспиральный, удобней разрезать плёнку на куски по 2-3 кадра сразу, до обработки, а потом просто вынимать их.
Проявитель должен быть свежий. Разбавление, температура и перемешивание растворов во время теста должно быть точно таким-же, как и при проявлении последующих, уже «нетестовых» плёнок.
Отрезки плёнки, проявленные разное время на просмотровом столике.
Теперь из пяти кусков нужно выбрать один с нужной максимальной плотностью. Чтобы визуально определить нужную максимальную плотность, я обычно делаю так:
1. Кладу на стол лист чистой белой офисной бумаги и освещаю его настольной лампой. 2. Замеряю экспонометром отражённый свет от бумаги. 3. И меняя высоту лампы добиваюсь, чтобы экспозиция была около 13 EV (125/8 при ISO 100). 4. Заменяю чистый лист на точно такой же, но с чётко напечатанным текстом размером примерно 12-14 пунктов. 5. Через проявленные кусочки плёнки рассматриваю лист бумаги с текстом. Расстояние от плёнки до бумаги — 30-40 см, от глаза до плёнки — вдвое меньше.
При рассматривании тестов нужно максимально исключить влияние паразитного света. Я для этих целей сделал трубку-тубус с прорезью для плёнки, выкрашенную изнутри чёрной матовой краской:
Критерий визуальной оценки плотности: текст должен быть еле-еле заметен, но ещё читаться.
В нашем примере, допустим, что текст читается через куски плёнки, проявленные 9 и 10 минут, а через проявленные 11, 12 и 13 уже не виден. Это значит, что предполагаемое время обработки 12 минут было слишком большим, а «более правильное» время — 10. Понятно, что в случае более короткого или более длинного времени проявления квантование должно быть другим, не по минуте, а может по 3-5 минут или по 30 секунд. В последнем случае лучше проявлять каждый кусок индивидуально: иначе может быть слишком большая погрешность.
Впрочем, кое-какую поправку ввести всё равно необходимо. Дело в том, что тест имеет меньшую длину, чем полный ролик, следовательно, проявитель медленней истощается. То есть, при проявлении целой плёнки для получения необходимой плотности нужно будет слегка увеличить время проявления. По моим наблюдениям в проявителях с временем проявления примерно до 15 минут поправка составляет около 5-7%. При использовании выравнивающих/сильноразбавленных проявителей с большим временем проявления и «ленивой» агитацией поправка уменьшается в два раза. А при «стоячем» проявлении или для двухрастворных проявителей вообще не нужна.
Тест на светочувствительность.
Теперь, зная сколько нужно плёнку проявлять, можно протестировать её на светочувствительность. Обычно делаю так: 1. Серую карту кладу на чёрную поверхность, таким образом, чтобы карта занимала 50-70% кадра, а чёрное поле всё остальное. Чёрное поле должно быть темнее серой карты на 2 ступени. С краю чёрного поля кладу что-нибудь белое, чтобы всегда можно было различить границы кадра. Поле съёмки должно быть освещено равномерным рассеянным светом, яркость и цветовая температура которого не должны меняться в течении теста.
Схема поля для определения светочувствительности
2. Объектив с нормальным фокусным расстоянием устанавливаю на бесконечность (чтобы не было погрешности экспозиции при выдвижении объектива) 3. Выставляю на экспонометре предполагаемую чувствительность плёнки (к примеру, 100 ISO) и замеряюсь по серой карте. Допустим, получилось 30/5.6. Теперь «переношу» экспозицию для серой карты из зоны V в зону I. То есть, изменяю выдержку/диафрагму на 4 ступени. То есть, 30/5.6 превращается в 250/8. Это базовая экспозиция. Значение выдержки должно лежать в диапазоне от 1/4 до 1/250 секунды, чтобы исключить влияние эффекта Шварцшильда. 4. Отталкиваясь от этой базы снимаю 9 кадров с разными значениями, диапазон +/- 2 ступени, шаг — пол-ступени:
Если есть желание и позволяет техника можно установить шаг в 1/3 ступени, но на мой взгляд для данного способа тестирования это избыточная точность. Рекомендую пользоваться одной выдержкой, а менять только диафрагму: разные выдержки могут отрабатываться не совсем точно, кроме того, не все камеры позволяют менять выдержку с шагом 1/2 или 1/3. Если изначально нельзя предположить, какая может быть базовая светочувствительность (неизвестная или старая плёнка), можно расширить диапазон и снимать, например, +/- 4 ступени. 5. Проявляю плёнку столько времени, сколько было определено предыдущим тестом (без поправки: ведь мы по-прежнему проявляем не целый ролик). 6. Фиксирую, промываю, высушиваю.
Теперь, рассматривая плёнку напросвет надо найти кадр, на котором серая карта едва заметным почернением начинает появляться на прозрачном фоне. Выглядит это примерно вот так:
Допустим, в моём примере это произошло на 7-м кадре: передержка в 1 ступень от изначально выбранной светочувствительности 100 означает, что реальная светочувствительность получилась 50.
Также, необходимо помнить, что плёнки имеют разную чувствительность к разным цветам спектра. Поэтому при использовании светофильтров или изменении цветовой температуры окружающего света чувствительность плёнки может измениться.
Кстати, в случае тридцатишестикадровой плёнки после теста должна оставаться где-то треть. Которую можно потратить уже на съёмку какого-то осмысленного сюжета, чтобы оценить, например, передачу мелких деталей, изменение тональности при работе с фильтрами, величину поправки при съёмке с длительными выдержками и т.п.