что значит здоровый человек исследовательская работа
Научно-исследовательская работа «Хочу быть здоровым»
Работа выполнена учеником под руководством учителя. Разработка даст ответы на многие вопросы. связанные со здоровьем школьника.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
1.1. Окончить школу «больным стариком»?
В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов ЖКТ. К окончанию школы около 85% детей страдают хроническими заболеваниями, у более 40 % – сколиоз, у 20% ухудшается зрение. Актуальная проблема на данный момент является – сбережение подрастающего поколения. Иначе в жизнь вступит «больной старичок», у которого когда-то будут дети. Какую наследственность сможет передать он им? Итак, актуальность нашей работы – сберечь здоровье учеников нашего класса.
1.2. Хочу быть здоровым!
Ученые доказали связь между появлением у детей «школьных» болезней, гигиенических условий в школе и образом жизни ученика. Значит, существуют такие проблемы: а) несоответствие рабочего места школьника санитарно-гигиеническим нормам; б) вес школьного портфеля, превышающий допустимые нормы; 3) отклонение школьника от ЗОЖ.
Гипотеза: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о «ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким.
Цель исследования: анализ влияния факторов окружающей среды, питания и образа жизни на здоровье школьника.
Задачи исследования:
Объект исследования: здоровье ученика.
Предмет исследования: факторы, влияющие на здоровье ученика.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, тестирование, наблюдение, опыт.
Экспериментальная база исследования: рабочее место, освещённость, чистота воздуха, вес портфеля, продукты питания, условия нахождения у компьютера, телевизора, пользования мобильным телефоном, «плюсы» от занятий спортом и физкультурой, комплексы упражнений для глаз, режим дня.
Обоснование теоретической и практической значимости исследований: наши исследования имеют важное практическое значение. Мы изучили гигиенические нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье, выработали правила, благодаря которым мы сможем оставаться здоровыми долго.
Этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования, исследование, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Глава II. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКА
2.1. По данным Минздрава…
В периодическом издании «АиФ Здоровье» № 38 мы нашли статью «Три болезни школьников. Как уберечь ребёнка от перегрузки?». В этой статье мы увидели пугающие цифры: «Среди выпускников школ только 3% здоровых детей». [1, c. 3] Мы узнали, насколько вредны перегрузки, о трёх болезнях школьника: «Три самые распространенные болезни – близорукость, гастрит, искривление позвоночника».[1. c. 3] В статье даны практические рекомендации, как избежать плачевных последствий, сколько времени надо выполнять домашнее задание, как замерять нагрузку школьника.
2.2. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?
Мы измерили свою учебную нагрузку, ответив на вопросы анкеты. Оказалось, мы относительно здоровы, у нас нет хронического переутомления. Но некоторые ответа нас насторожили. Может, это «первые звоночки» от нашего здоровья? Мы согласны с авторами статьи в том, что «..если вечером долго не можешь уснуть, стал плохим аппетит, сев за уроки, не можешь долго сосредоточиться, становишься чересчур возбуждённым, часто болит голова, повышается давление» [1, c. 3], то стоит серьёзно задуматься о своём здоровье. Мы согласны, что одной из причин заболеваний ЖКТ, становится неправильное питание, наше зрение становится хуже из-за неправильно оборудованного рабочего места, плохой освещённости, из-за превышения всевозможных норм нахождения за компьютером и у телевизора, что сколиоз возникает от неправильной посадки за партой, от несоответствия высоты стола и стула с нашим ростом. Мы согласны с тем, что «…плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, и человек быстрее устает во время работы» [1, c. 4]
Мы внимательно изучили ответы на вопрос: «Что же делать?» и согласились автором статьи, что правильная посадка за партой, спорт и соблюдение различных санитарно-гигиенических норм, правильное питание, соблюдение режима дня – залог здоровья. Мы решили исследовать составляющие, влияющие на состояние нашего здоровья.
Глава III. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
3.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьника
Физкультура, спорт, игры на свежем воздухе важны для нашего организма. Мы узнали, что «… делая по утрам зарядку, мы помогаем головному мозгу и внутренним органам перейти от сонного состояния к бодрствованию. Мы можем адекватно реагировать на физические и психические раздражители, меньше испытываем стрессов». [8] Физкультура и спорт тоже важны «…поскольку они способны в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний». [10] Виды спорта оказывают пользу нашему организму, но имеют противопоказания (приложение 1). Это надо учитывать при выборе вида спорта, которым занимаешься. Игры на свежем воздухе способствуют здоровому взрослению, снижают риск стресса, делают нас внимательными, укрепляют иммунную систему, насыщают витамином D, позволяют расслабиться и помочь найти решение проблем, учат сотрудничать друг с другом, сопереживать способствуют развитию нашего творчества.
3.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?
Компьютер наносит вред здоровью, если не придерживаться санитарно-гигиенических норм. Продолжительность непрерывной работы на компьютере для нас – 20 минут. Если мы находимся дольше перед экраном, надо делать перерывы на 10 минут. «Если не придерживаться норм, возникают неврологические, офтальмологические проблемы, облучение. Увлечение компьютерными играми порождает синдром видеоигровой эпилепсии, подозрительность, враждебно-агрессивное отношение к людям, подавляет интерес к общению, приводит к замедлению развития. [5] Могут появиться фобии, отсутствие контактности, способности решать жизненные проблемы, нарушиться границы дозволенного. С появлением нового поколения телевизоров не стало вредного излучения, но вред для глаз возрос, учитывая яркость цвета на экране. Нам можно смотреть телевизор не более часа в день. «Работающий мобильник создает электромагнитное поле. Во время разговора под его влиянием головной мозг». [6] Это воздействие – дополнительный риск здоровью: ухудшается память, внимание, способность к обучению, понижается качества сна, развивается повышенная утомляемость, возникают более серьёзные последствия. Необходимо привить культуру обращения с мобильным телефоном: минимизировать время разговора, пользоваться гарнитурами, на ночь убирать мобильный телефон подальше от кровати.
3. 3. Что следует знать о вреде «вредных привычек»
Употребление спиртных напитков разрушают психику. «Алкоголь заставляет радоваться, но радость эта выдуманная. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, и адекватность. Алкоголь разрушает организм человека, нарушает его умственную деятельность, физическое и эмоциональное состояние, приведет к быстрому старению организма …дым табака, человек загрязняет дыхательные пути, у организма появляется кислородное голодание, нарушается сердечная деятельность, ухудшается выносливость, появляется отдышка, страдают другие органы, появляются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может привести к страшным раковым заболеваниям …человек, имеющий тягу к наркотикам, неполноценен ни физически, ни психически. Наркотики изменяют человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным исходом». [7]
Глава IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
4.1. Программа практического исследования
Исследование рабочего места. Гигиеническая оценка суммарного веса учебников, школьных принадлежностей. Отслеживание и регулировка температурного режима помещения. Контроль и профилактика загрязнения воздуха. Контроль питания, изучение и составление списка вредных продуктов. Регулирование времени нахождения у компьютера, телевизора, использования мобильного телефона. Пополнение своих знаний о вреде «вредных привычек». Изучение материалы о пользе физкультуры и спорта. Изучение комплексов для укрепления зрения. Анализ режима дня, его совершенствование.
4.2. Обоснование методики практического исследования
В работе использовались различные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мы исследовали на соответствие санитарно-гигиеническим нормам: рабочие место, вес нашего портфеля, освещённость помещения, температурный режим, чистоту воздуха. Анкетирование, тестирование, наблюдение, различные опыты помогли получить информацию о нашем питании, об «отношении» со средствами НТП, о пользе занятий спортом, изучить и выбрать комплекс упражнений для глаз, зарядки, составить режим дня без перегрузок.
4.3. Проведение практических исследований рабочего места, освещённости, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП
Цель: определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места учащихся. Рабочее место должно соответствовать росту школьника, он должен иметь свободу движений, видеть под определенным углом доску. Всё должно быть хорошо освещено. Мы проанализировали освещённость кабинета, провели замеры высоты парт, стульев, расстояния между рядами, расстояния от первой и последней парты до доски, высоты доски над полом, проверили маркировку парт и стульев, воспользовались данными, полученными от медсестры, о росте учеников класса и рекомендации номера парты и сделали вывод: ученики в классе посажены согласно рекомендациям. Один раз в четверть дети пересаживаются на другой ряд, не меняя номера парты, чтобы сохранить зрение. Показатели рабочего места соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, освещенность превышает гигиенические нормы. Поэтому с марта по май регулируем сами количество включённых ламп (приложение 2).
Цель: определение соответствия веса «портфеля» гигиеническим нормам.
Мы изучили таблицы санитарных правил по оформлению школьных учебников, проанализировали некоторые их параметры и оказалось, что наши «…учебники соответствует гигиеническим нормам по таким параметрам: белизна бумаги, непрозрачность, гладкость, величина и цвет шрифта, чёткость печати, длина строки, иллюстирование…». [11] Вес учебников из расчета на один день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км для ученика 4 класса до 2,5 кг. Проведя исследования, мы сделали вывод, что вес принадлежностей в портфеле в понедельник превышает допустимую норму (приложение 3) И это без сменной обуви. Она может иметь массу до 1000 г, вес портфеля составляет 900 – 1000г; мы несём около 5 кг. Допустимые нормы превышены. Опасность сколиоза.
В остальные дни вес школьного портфеля ниже. Беспокоит среда, когда надо нести ещё и спортивную форму. Вес портфеля превышает даже его вес в понедельник. Ходить в школу в спортивной форме нельзя. Как облегчить вес портфеля – вопрос открытый.
Цель: проверка соответствия воздушно-теплового режима санитарным нормам.
Воздушно-тепловой режим – фактор, влияющий на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздуха характеризуют показатели температуры, подвижности воздуха, влажности. Мы замеряли температуру в классе и дома, сверяли её с оптимальной и заносили в таблицу, если появлялись несоответствия, регулировали с помощью более частых проветриваний. Несмотря на изменения факторов внешней среды в помещении поддерживалась температура, не выходящая за рамки оптимальный (приложение 4)
Цель: проверка соответствия чистоты воздуха санитарным нормам
Для поддержания оптимальных условий воздуха необходимо, чтобы: численность соответствовала норме вместимости, выполнялся режим проветривания, проводилась влажная уборка после уроков, на большой перемене. Норма на одного человека в кабинете – 1,7 – 2,2 м2. У нас 2,9 м2 Вывод: гигиенические нормы вместимости учебного кабинета соблюдаются полностью. В силу возраста детей нельзя проводить влажную уборку на большой перемене, режим проветривания соблюдается. Чистота воздуха поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Проводится двойное проветривание. Продолжительность проветривания определяется температурой воздуха. Когда на улице яркое солнце, окно в кабинете открыто в течение времени, нужного для комфортной температуры.
Цель:исследовать культуру питания, расширить знания о здоровом питании.
«В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие». [2, с. 68] Основная задача формирования основ правильного питания в том, чтобы помочь усвоить эти принципы. Мы провели анкетирование и установили, что из всех гарниров ребята предпочитают картофельное пюре и макароны, каши не любят. Затем провели игру-тестирование «Скатерть-самобранка». Она помогла узнать приоритеты ребят в выборе блюд. Оказалось, что почти все ребята неправильно питаются, что может привести к возникновению заболеваний ЖКТ. Мы рассказали о полезности каш, о правильном питании, составили список «вредных продуктов» (приложение 5). Вывод: представление о правильном питании нарушено, все ученики употребляют в пищу «вредные продукты».
Цель: исследовать количество времени проведённого у компьютера, телевизора, за использованием мобильного телефона и на что тратится это время.
Нами было проведено анкетирование о времени проведенном за компьютером и телевизором. Оказалось, что 100% ребят сидят за компьютером ежедневно. До часа в день – 20%, 1, 5 – 2 часа – 70 %, более 2 часов – 10 %. Играют в компьютерные игры – 100 % ребят. Общаются в социальных сетях – 100 %, ищут познавательный материал – 70 % и готовятся к урокам – 45 %. Оказалось, что 10% ребят не знают, какой вред наносит невыполнение санитарно-гигиенических норм пользования компьютером, 20% – знают приблизительно, а 70% – хорошо. Почему тогда нормы нарушаются? Мы подготовили презентацию «Компьютер-друг или враг?», показали ребятам. Еще провели опрос о времени, проводимом у телевизора, о том, что смотрят ребята. Результаты: до часа в день – 40 %, более – 60 %. Смотрят: познавательные передачи – 25 %, мультфильмы, фильмы – 50 %, развлекательные передачи – 25 %. Мы объяснили учащимся, что с просмотром телевизора тоже надо соблюдать определённые правила (приложение 6). Затем выяснили отношение к мобильным телефонам. Было проведено мини-тестирование. Оказалось, что и мобильные телефоны мы не умеем использовать по назначению (приложение 7). Так как все эти достижения НТП используются нами неправильно, необходимо изучить правила, применять их в жизни, чтобы не нанести вред своему здоровью.
4.4. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения
Цель: Рассказать ребятам о пользе активного образа жизни
Был проведён опрос: делаешь ли ты дома зарядку. 4 человека из 16 ответили утвердительно. Мы обсудили статью «Надо ли делать зарядку» и убедились, что она нужна. Делая упражнения, мы помогаем организму. Ребята подыскали комплексы зарядки, мы обсудили их, выбрали лучший и теперь делаем его дома и в школе (приложение 8). Спорт – это здоровье. 100 % наших ребят посещает секции, катаются на коньках, ходят на лыжах, а вот играют на свежем воздухе ежедневно – только 11 человек, 2 – 3 часа в день – 8 человек, знают о пользе игры на свежем воздухе – 5 человек, не полностью – 8 человек. Это всё неплохо, но настораживает, что на вопрос: Если вам разрешат родители посидеть за компьютером или поиграть на свежем воздухе, что вы выберете? – лишь 4 человека выбрали «поиграть». Проведя исследования, мы сделали вывод об образе жизни наших учеников, рассказали, какую пользу приносит активный образ жизни. Мы заинтересовались вопросом сохранения зрения и провели устный опрос учеников класс
Мы нашли комплекс массажных упражнений, который помогает сохранить зрение и регулярно используем его для укрепления глаз и снятия напряжения (приложение 9).
4.5. Разработка памятки «Умей сказать НЕТ!» (о «вредных привычках»)
Создание памятки – результат тренингов и коллективной работы по ознакомлению с материалом о вреде вредных привычек. В памятку вошли предложения ребят, как сказать «нет», чтобы тебя не сочли несовременным (приложение 10)
4.6. Практические рекомендации по составлению режима дня школьника
Правильно организованный режим дня способствует установлению равновесия организма со средой, где происходит обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей развития ребенка. Процессы в организме носят ритмический характер, регулярность элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию организма. Мы расширили знания о необходимости режима дня и провели конкурс на лучший режим дня. Надеемся, что ребят будут жить по составленным ими режимам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы исследовали факторы, влияющие на здоровье школьников. Для этого изучили «ближайшую среду обитания школьника; провели гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей и выявили способы сохранения здоровья. Мы пришли к таким выводам: если будут соблюдаться гигиенические нормы, если ребята будут вести ЗОЖ, то состояние здоровья не будет ухудшаться. Наша гипотеза подтвердилась полностью.
Исследовательская работа на тему «Здоровый образ жизни школы №3»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Республики Дагеста
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Исследовательская работа на тему:
«Здоровый образ жизни учащихся школы № 3»
Ахмедова Амина,ученица 8 класса
368101 с.Бавтугай,ул.Интернатская 10
1. Здоровый образ жизни молодёжи……………………………………………..4
1.1. Общее понятие о здоровом образе жизни……………………………….……4
1.2. Понятие здорового образа жизни в других странах………………………..5
1.3. Здоровый образ жизни и отношение к вредным привычкам молодёжи….5-6
1.4. ЗОЖ и правильное питание…………………………………………………….7
2. Тестирование старшеклассников на предмет ЗОЖ………………………. 9
3. Рекомендации по формированию ЗОЖ для молодёжи…………………….….9
4. C оциологический опрос старшеклассников…………………………………. 10
Приложение 1, 2 (Тест: «Здоровый образ жизни», диаграмма опроса)…………13
Приложение 3 (Диаграммы по тесту ЗОЖ старшеклассников)…………………..13
Приложение 4 (Проект «Здоровое поколение»)………………………………. 14-15
Здоровый образ жизни человека… Очень часто мы произносим эту фразу, но как редко мы задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. Наше здоровье зависит от образа жизни Так что же такое здоровый образ жизни? В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя:
крепкую семью, успешную учёбу и работу;
отказ от любых вредных привычек;
Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми, но в подавляющем большинстве люди поступают как раз наоборот: вольно или не вольно, бездумно растрачивают свое здоровье, считая, что оно неисчерпаемо. В молодости избыток сил не редко компенсирует заботу о здоровье; кажется, что вся жизнь еще впереди и организм вынесет любые нагрузки. Цену здоровью узнают после того, когда оно потеряно.
Что сделать и как вести себя в современном мире, чтобы укрепить, восстановить и сохранить здоровье? Какой сформировать образ жизни молодёжи, чтобы не пожалеть через много лет, когда вернуть уже будет многого невозможно?
Поэтому, я задаюсь целью написать проектно- исследовательскую работу для учащихся нашей школы, сверстникам, кому не безразлична проблема здорового образа жизни.
Проблема: Потребность молодёжи в формировании здорового образа жизни.
Цель : Создание условий для формирования здорового образа жизни молодёжи в сельском социуме.
1. Дать понятие здорового образа жизни.
2. Определить главные направления здорового образа жизни человека.
3. Как русские люди и за рубежом относятся к понятию здорового образа жизни.
4. Провести тестирование учащихся на предмет: здорового образа жизни и выработать рекомендации для сохранения здоровья молодёжи.
5. Выявить приоритетное направление в оздоровлении подрастающего поколения в селе Октябрьское на основе социологического опроса учащихся.
6. Составить проект, направленный на формирование здорового образа жизни для молодёжи в исследуемом селе.
Предмет исследования : Составляющие здорового образа жизни.
Объект исследования : учащиеся 9,10,11 классов МКОУ СОШ № 3 с.Бавтугай
Гипотеза основная: Предполагаем, что не все старшеклассники придерживаются здорового образа жизни.
Гипотеза рабочая: Предполагаем, что есть потребность молодёжи села Октябрьское в организации досуга через оздоровление.
теоретический анализ литературы
интернет ресурсы по данной теме
работа с документами
В ходе написания проектно-исследовательской работы использовалась литература по составляющим здорового образа жизни, статьи из Большой российской энциклопедии и интернет ресурсы по данной теме.
Заявленная тема данной работы, на мой взгляд, актуальна, востребована для молодёжи большого села, которая, надеюсь, найдёт отклик среди подрастающего поколения и поможет сформировать определённые выводы лично для себя, кто думает и заботится о своём здоровье.
1.Здоровый образ жизни молодёжи.
1.1. Общее понятие о здоровом образе жизни.
В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.
Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и диетологов, следующие:
— занимайся только приятной тебе работой;
— всегда имей собственную точку зрения;
— придерживайся правил рационального питания;
— откажись от вредных привычек;
— спи при температуре 17-18º С;
— относись ко всему с любовью и нежностью;
— занимайся активным умственным трудом;
— периодически употребляй сладости;
— люби жизнь и все, что тебя окружает;
— занимайся физическим трудом.
1.3. Понятие «здорового образа жизни» в других странах?
Для шведов забота о здоровье – это, прежде всего, физическая активность. Они предпочитают ходить, гулять, быть активными, двигаться до самой старости, поэтому еле передвигающиеся (но зато передвигающиеся) старички там никого не удивляют. Неделя «спортивных каникул» также очень здоровая традиция. Ну а про двухколесного друга жители этой страны никогда не забывают.
Мировое лидерство по ожирению показательнее любого социологического опроса. Правда, между собой о здоровом образе жизни американцы говорят не реже, чем англичане о погоде. Показывает их стремление быть здоровыми и пропаганда курения, которую начинают еще в детском садике.
В одном из докладов Министерства здравоохранения Китая прозвучали неутешительные цифры: оплатить медицинские услуги могут всего 25% городского и 10% сельского населения этой страны. Но древние традиции не дают китайцам вымирать: они много двигаются, едят мало, но часто, умеют быстро расслабляться и практически повседневно практикуют массаж и иглоукалывание.
Японские социологи, собрав информацию об образе жизни и привычках долгожителей этой страны, вывели свои принципы здорового образа жизни : больше спать, меньше есть, уметь расслабляться, постоянно заставлять мозг работать, уметь смеяться, не одеваться слишком тепло, не пить и не курить. Все японцы хотят быть здоровыми, но, к сожалению, предпочитают двигательной активности чудодейственные препараты, которые постоянно рекламируют по телевизору.
1.4. Здоровый образ жизни и отношение к вредным привычкам?
Понятие « здоровый образ жизни » социологическое. Энциклопедия социологии разъясняет его так:
здоровый образ жизни представляет собой концепцию социальной политики , которая основывается на признании высокой значимости здоровья в социуме, ответственность за сохранения здоровья со стороны индивида, государства, общества и социальной группы и
утверждающую необходимость принятия конкретных действий и мер, направленных на создание благоприятной и безопасной окружающей среды.
Если говорить проще, здоровый образ жизни – это то, что позволяет нам, живя в неблагоприятной экологии и стрессовых ситуациях большого города, хорошо себя чувствовать; это то, что позволяет нам сохранить крепкое здоровье и активность до глубокой старости.
Здоровый сон, сбалансированное питание, физическая активность и снятие напряжения эффективно воздействуют на восстановительные процессы в организме. Улучшают работоспособность и приводят к повышению качества жизни.
В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится преодолевать. Разрушение всего отрицательного – это не отказ от себя, а преодоление дурного в себе, освобождение в своем внутреннем мире места для интенсивного развития положительных качеств. Жизнь идет, и человек должен видеть, что в его духовном багаже устарело, мешает идти вперед, от чего надо отказаться. Есть пороки, которые наказываются потерей здоровья. Например, некоторые люди компенсируют дефицит положительных эмоций за счет еды, как правило, у них нарушен баланс положительных и отрицательных эмоций, ощущений. Пища порой компенсирует потребность в самоутверждении, в признании. Пристрастие к обильной пище дорого обходится: среди полных нет долгожителей, у них часто выходят из строя сердце, печень, желудок.
Другой порок – курение. Начинают курить от тоски, от желания похудеть, подражать кому-то, походить на взрослых. Причин много, а исход обычно один – астма, язва желудка, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Экономисты подсчитали, что за 20 лет расходы на курение даже самых дешевых сигарет равны стоимости хорошего автомобиля. Вот так, вместе с сигаретой в дым превращается наша жизненная мечта. Аналогичны причины алкоголизма. Но при этом еще в большей мере выходит из строя нервная система, теряются контрольные функции психики, она разрушается.
Поэтому надо с юношеского возраста вырабатывать в себе отрицательное отношение к вредным привычкам. Уметь вовремя сказать: нет. Противостоять соблазнам. Сделать правильный выбор. Ежедневно воспитывать в себе правильные и полезные привычки, что поможет сохранить здоровье на долгие годы.
1.5.Здоровый образ жизни и правильное питание
Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы
Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (взрослому человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты). Питание должно быть рациональным и сбалансированным. Во взрослеющий организм должно поступать достаточное количество витаминов, которых содержится много во фруктах и овощах, организм должен получать продукты, содержащие белок. Это молочная и
кисломолочная продукция, телятина, рыба. Питание должно быть разнообразным. Желательно хлеб есть твёрдого помола, содержащий пищевые отруби, которые помогают очистить организм от шлаков. Конечно, не увлекаться сладким, всё вкусное есть в меру.
Есть такое выражение про питание человека, которое пришло из глубокой древности: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть». Данного высказывания мы все должны придерживаться, оно должно стать основой правильного питания и нашего здоровья.
1.6.Здоровый образ жизни и спорт.
Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. Важно, чтобы спорт кроме пользы доставлял удовольствие, а для этого необходимо выбрать подходящий вам вид спорта. Для женщины лучшим спортом является регулярное плавание, для тех, кто ведет сидячий образ жизни идеально подойдут пешие прогулки или туристические походы, бегом в равномерном ритме можно заниматься всей семьей, также как и ездой на велосипеде, зимой не стоит забывать про лыжи и коньки. Важно помнить, что любой спорт при неправильном к нему подходе является травмоопасным. Занятия спортом, физкультурой помогают поддерживать здоровье в норме, восстанавливать утраченные силы, избавляться от лишнего веса, укреплять мышцы и т.д. Спорт предупреждает старение организма, закаливание благосклонно помогает предупредить и выстоять перед многими болезнями.
2. Тестирование старшеклассников на предмет здорового образа жизни.
Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведут старшеклассники, было предложено ответить на вопросы теста по проблеме «Здорового образа жизни» и определить, кто же действительно ведёт здоровый образ жизни. У кого есть проблемы и над чем надо задуматься.
Итак, тестирование было проведено, среди старшеклассников: результаты таковы. Подтвердилась основная гипотеза исследования: не все ребята заботятся о своем здоровье. Из 18 опрошенных (респондентов) ведут здоровый образ жизни (количественный анализ) следующий:
9 класс (5 опрошенных): 4 человек (12 баллов набрали), у всех остальных есть риск подорвать здоровье, ребята набрали меньше 10 баллов. Ещё не задумываются всерьёз о своём здоровье. (Таблица 2)
10 класс:(8 опрошенных): 11 баллов набрали: 4 человека, 12 баллов: 1 ученик(Таблица 3)
11 класс: (12 респондентов) дали следующие результаты ответов: 11 баллов-1 человек, 12 баллов- 11 человек. (Таблица 4)
Радует то, что чем старше ребята по возрасту, тем больше задумываются о здоровье.
ЗОЖ по мнению старшеклассников общая диаграмма (36 респондентов участвующих в тестировании) Таблица 5
Качественный анализ данного теста определяется следующим:
часто ребята волнуются по пустякам, поэтому набрали по 0 баллов
мало, кто ест хлеб из отрубей, хотя это очень полезно;
любят ребята есть сладости, но чрезмерное потребление может привести к болезням, например сахарному диабету;
ну и проблема с курением, хотя отношение к вредным привычкам у всех ребят отрицательно, даже у тех, кто курит.
3. Рекомендации по формированию здорового образа жизни.
Как же преодолеть подобные пороки? Помочь сформировать здоровый образ жизни молодёжи?
Следует переключить себя на полезные увлечения, чтобы, избавляясь от дурных привычек, быть постоянно занятым интересным делом. Одновременно надо исключить всякое провоцирование дурных привычек. Наконец, надо устранить причины, которые рождают неудовлетворенность жизнью.
Необходимо влюбиться в здоровую жизнь, в работу, спорт, книги, танцы и др.
Жить радостно и увлеченно!
Учитесь радоваться жизни – хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в работе. Учитесь каждый день считать себя счастливым. В сущности, так мало надо для счастья – здоровье близких, интересная учёба или работа, хорошие друзья и мирное небо над головой. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит и здоровье.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А причина для радости всегда найдется. Помните! Здоровье – это праздник, который всегда с тобой!
4. Социологический опрос старшеклассников.
Старшеклассникам 9, 10, 11 классов было предложено принять участие в социологическом опросе, который представлен был следующими вопросами: Что бы Вы хотели, чтоб было в вашем селе, с целью оздоровления молодёжи:
1.Хороший школьный спортзал
3. Другое (написать самим)
Данный опрос выявил потребность молодёжи: (Приложение № 2, Таблица 6)
В школьном спортзале (20 ответов из 32 опрошенных.)
В тренажёрном зале (19 ответов из 32 опрошенных)
Ребята ещё хотели бы, чтобы в селении Бавтугай был построен новый спортивный зал и тренажерный комплекс. Это мечта, но что-то можно изменить и преобразовать в нашем поселении в будущем.Так как очень много спортсменов у нас в школе. Если очень захотеть!
Занятия физической культурой, спортом востребованы нынешней молодёжью сельского социума, тем самым подтвердилась рабочая гипотеза исследования. Сейчас в
школе обучатся 136 человек, 57 человек посещают различные спортивные секции. Уроки физической культуры дети просто обожают, спортивные секции посещают регулярно и с огромным желанием. Спортивный зал старенький, небольшой по размеру. Надеюсь, что со временем дети смогут заниматься в современном школьном спортзале.
Хочу предложить проект «Здоровое поколение», который представлен в Приложении 4. На мой взгляд, проект поможет поддерживать и формировать здоровый образ жизни молодёжи сельского социума!
Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми. Поэтому, данная проектно-исследовательская работа, на мой взгляд, поможет многим взглянуть на суть поставленной в работе проблемы, сделать для себя выводы, работать над собой, любить жизнь, а для этого необходимо крепкое здоровье!
Результаты социологического опроса выявили потребности старшеклассников в строительстве школьного спортзала и тренажёрного зала на территории сельского социума. Для реализации желаний молодёжи можно предложить администрации села Бавтугай начать с малого, это реализовать проект «Здоровое поколение» на воплощение которого потребуется, по моим подсчётам, около 700000 рублей для закупки спортивного тренажёрного оборудования.
Хочется, чтобы нынешняя молодёжь и в будущем подрастающие поколения заботились о своём здоровье, чтобы было желание жить на родной земле, вернуться сюда вновь, хорошо и культурно отдохнуть, знать, чем можно заняться в свободное время, куда приложить себя, а это и профилактика правонарушений в социуме, и позитивная организация досуга молодёжи.
Тем самым в ходе исследования подтвердилась основная и рабочая гипотезы. Это потребность молодёжи в организации досуга через оздоровление (строительство школьного спортзала и тренажёрного зала), и части старшеклассникам обратить внимание на формирование своего здорового образа жизни.
В настоящее время становится модным не только быть хорошо образованным, умным, но и модным становится быть здоровым.