что значит жанр фэнтези
Значение слова «фэнтези»
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли, гоблины, кентавры и тд), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных, ролевых и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
фэ́нтези
1. филол. жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов ◆ Замечу только, что это не «фэнтези», а настоящая научная фантастика. Владимир Сурдин, «Миры Фреда Хойла» // «Знание ― сила», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Из фэнтези я могу читать, пожалуй, только Терри Пратчета. Герман Садулаев, «Таблетка», 2008 г. (цитата из НКРЯ)
2. онлайн-игра, в которой игроки собирают виртуальную команду из настоящих спортсменов и набирают баллы в зависимости от их выступления в настоящих играх
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бесперебойность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Фэнтези
« | Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются? |
По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.
Фэнтези (англ. fantasy) — жанр литературы, для которого основой сюжета или сеттинга является магия. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от научной фантастики и ужасов; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий, если сюжет строится на противостоянии миров науки и магии. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.
Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «Властелина Колец», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние мифы и легенды, и городское фэнтези, и много чего ещё.
Краткое содержание фэнтези в двух частях.
Содержание
Сеттинг [ править ]
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый [1] фантастический сеттинг, вдохновленный мифологией и фольклором, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.
Характерные признаки произведений жанра:
Популярные поджанры фэнтези [ править ]
Ссылки [ править ]
Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».
Фэнтези
Из Википедии — свободной энциклопедии
Фэ́нтези (англ. fantasy [1] — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа (Властелин колец) и Клайв Стейплз Льюис (Хроники Нарнии).
Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д. В то же время, принципиальное отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире.
Что такое фэнтези, и что оно означает?
Чем так интересен жанр фэнтези? Ответы в статье!
Значение слова «фэнтези» интуитивно понятно каждому. Даже тот, кто ничего не слышал об этом жанре, хоть что-то да знает о Гарри Поттере, Гендальфе или Джоне Сноу.
Но, что значит “фэнтези”? Откуда взялся этот жанр?
Фэнтези, как литературный жанр
Если вы попытаетесь взглянуть в любой литературоведческий словарь, чтобы раз и навсегда понять, что же собой представляет этот литературный жанр, вас постигнет жестокое разочарование. Ничего, кроме расплывчатых формулировок, вы там увидеть не сможете.
Поэтому после признания в том, что термин «фэнтези» был взят из зарубежной литературы без какого-либо точного понимания, необходимо определить этот жанр, отделив его от других разновидностей фантастической литературы – прежде всего, научной фантастики.
Это сделать достаточно просто. Итак, что значит “фэнтези”?
Если в рациональной фантастике автор стремится логически обосновать включение вымышленных элементов в сюжет произведения, то создателя фэнтези это нисколько не беспокоит, и он демонстрирует читателю свой волшебный мир без каких-нибудь объяснений.
В самом деле, непонятно, каким образом шкаф или вокзал может превратиться в портал в другой мир, и где живет вся эта сказочная живность: хоббиты, гномы, эльфы.
Однако подобная «алогичность» фэнтези не для всех является достаточно убедительным доказательством отличия от научной фантастики.
И для желающих в сотый раз поспорить о том, что невероятней: зарождение жизни на далекой планете или говорящие бобры, напомним о важности не только сюжетного наполнения, но и самой логики преподнесения фантастического материала.
Другой же частой ошибкой является отнесение едва ли не всех произведений мировой литературы к жанру фэнтези только на том основании, что превращение портрета Дориана Грея или уменьшение шагреневой кожи из произведения Оноре де Бальзака никак не объяснено.
Вторая важная черта фэнтези – это применение специфических персонажей и хронотопа (термин, заключающий в себе и пространство и время).
Чаще всего героями подобных произведений становятся выходцы из западноевропейских и других мифов.
В этом отношении славянские предания и легенды “не пасут задних”, предоставляя жанру большое количество материала (например, знаменитый цикл «Волкодав» Марии Семеновой). Кроме того, авторы время от времени обращаются к восточным, африканским и американским мифам.
Что же касается хронотопа, то чаще всего действие в фэнтези происходит в мире, напоминающем отдаленно средние века.
Чем интересно фэнтези: тематика и основная идея
“Иногда фантастическая книга захватывает настолько, что кажется, будто из неё торчит когтистая лапа или свисает чешуйчатый хвост”.
Надея Ясминска
Тематическая «разбросанность» фэнтези, в какой-то степени обусловленная большим количеством источников заимствований, потребовала немедленного решения вопроса его классификации.
И здесь, как можно догадаться, единого мнения нет. Сейчас существует не менее десятка различных классификаций фэнтези. Например, исходя из сюжета, выделяют эпические фэнтези (которые, как правило, изображают длительную борьбу с сильным врагом) и «темные».
Для последних характерно заимствование элементов романов ужасов и фильмов нуар, передающих атмосферу кошмарного мира, где победило зло. Основываясь на этом же принципе, иногда выделяют романтические, мистические фэнтези и т. д.
Между тем, пусть подобное разнообразие героев и сюжетов не вводит вас в заблуждение. Жанр фэнтези может быть сведен к единому идейному посылу – стремлению через судьбу конкретного героя (неважно, в каком обличье он живет, – человека, животного или какого-то непонятного существа) решить вселенские вопросы бытия, понять, в чем состоит смысл жизни.
Пожалуй, это и есть главная черта фэнтези, отличающая его от других жанров.
Истоки фэнтези
Предшественниками и одновременно источниками современных фэнтези-романов считаются древние мифы и средневековые легенды о короле Артуре с присущим им магически-романтическим окрасом.
В русской литературе первым начал писать фэнтезийные тексты ныне забытый прозаик Вельтман, в произведениях которого переплелись исторические и сказочные элементы.
В Белоруссии в это же время творил Ян Барщевский, бравший за основу своих рассказов произведения фольклора.
Основатели жанра фэнтези
Рассмотрим первых писателей фэнтези.
Эдвард Дансени
ХХ век для фэнтези открылся именем Эдварда Дансени. Его «Боги Пеганы» и «Дочь короля Эльфландии» – едва не первый пример в литературе создания оригинального и абсолютно автономного мира со своими законами и традициями, о существовании которого читателю говорится просто так, без всяких ненужных объяснений.
Но Эльфландия не могла существовать, если бы не специфическое воспитание писателя: ему запрещали читать те книги и журналы, которые отсылали к событиям современности.
Напротив, мальчик помещался в мир сказок, что в сочетании с большими способностями лорда Дансени в древних языках помогло в будущем создать эти шедевры.
Джеймс Кейбелл
Вторым основателем фэнтези считается Джеймс Кейбелл, который предложил иронический вариант жанра. На страницах «Путешествия Мануэля», насчитывающего восемнадцать томов, автор создает целую энциклопедию различных мифологий, которые сейчас можно считать введением во всю литературу фэнтези.
Стиль автора неповторим: этакий коктейль иронии, сарказма и цинизма, оборачивающиеся неожиданным образом мягкой тоской писателя по «прекрасным событиям» (выражение самого Кейбелла).
К сожалению, литературная судьба писателя сложилась достаточно жестко: несмотря на то что в начале творческого пути с ним почитали за честь познакомиться классики американской литературы, затем его слава утихла, и последующие произведения не вызвали особого интереса.
Роберт Говард
Настоящей загадкой американской литературы считается Роберт Говард, который, казалось, весь был соткан из противоречий. Прожив каких-то тридцать лет, он оставил после себя огромное литературное наследство, давшее работу издателям на долгое время.
Роберт увлекался боксом, ему не был чужд культ силы и мощи (вспомним цикл о Конане-варваре). И вместе с тем, будучи другом Лавкрафта, он писал мистические произведения, работа над которыми открыл некое подспудное, невидимое для других «я», заставившее сильного мужчину выстрелить в себя после сообщения медсестры о близкой кончине матери.
Но любители фэнтези помнят и уважают Роберта Говарда, конечно, не за животрепещущую биографию, а за плодотворные эксперименты над этим жанром. В первую очередь речь идет о создании особого стиля «меча и магии», основанного на привлечении многих жанров, в том числе фэнтези и хоррора.
Такова история жанра фэнтези в первые десятилетия века. Затем ему суждено пережить необычайный расцвет благодаря творчеству всего лишь одного человека – английского писателя Джона Толкина.
Дж. Р. Толкин
Будучи молодым человеком, он уже мог похвастаться знанием нескольких языков, в том числе и мертвых, что помогло ему при изучении мифологии. Писатель, читавший «Беовульфа» и «Калевалу», хотел написать нечто походившее на эти произведения. Он даже создал собственный язык, эльфийский, на котором бы говорили герои будущего эпоса.
Экскурс по книгам Толкина
Таким монументальным полотном не суждено было стать «Хоббиту», ведь он являлся лишь сюжетом, вышедший из сказки. Однако таковым может считаться его продолжение. «Властелин колец» писался семнадцать лет, однако титанический труд того стоил.
Книга, переведенная на множество языков, считается среди почитателей фэнтези недостижимым идеалом писательского мастерства, а само имя Толкина осталось навсегда в сердцах благодарных читателей.
Итак, мы рассмотрели, что такое фэнтези, что это за жанр, и что он означает. Хотите что-то добавить? Пишите комментарии!
Фэнтези как жанр литературы
«Фэнтези» как жанр литературы
Анализ существующих определений.
Во время своей работы я сталкивалась с несколькими определениями фэнтези, но чаще всего встречалось такое: фэнтези – это романтическая фантастика. Возникает вопрос: что такое фантастика. Всеволод Ревич даёт определение, с которым я полностью согласна. Фантастика – это наша реальность, доведённая до абсурда [«Память человечества», предисловие]. Но я не согласна с данным определением фэнтези. На мой взгляд фэнтези и фантастика уже настолько отошли друг от друга, что определять одно через другое стало невозможным, так как основным атрибутом фэнтези является магия, а фантастики – технология.
Также я встретила следующее определение: Фэнтези представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта [«В поисках героя», Уистен Х. Оден]. Это определение подходит больше, чем первое, но всё-таки оно не полно и не включает в себя особенности жанра.
В «Энциклопедии для детей» есть такое определение: «жанр фэнтези предлагает читателю реальность, похожую на сказку» [Энциклопедии для детей, М.,Аванта, 2000, Русская литература, ХХ век, часть 2, статья «Фантастика 90х годов. Фэнтези»]. Я практически полностью согласны с этим определением, но считаем, что фэнтези уже отдалилось от сказки.
И ещё одно определение, встреченное там же: « Фэнтези – это произведения, авторы которых делают вид, что всё изображённое ими может существовать – на другой планете, в ином времени или же в далёком прошлом»
В современных книгах (в предисловиях и вступлениях) говорится в основном о биографии автора, его писательских достижениях. Нередко можно встретить такие фразы: «… один из лучших авторов русской/зарубежной фэнтези», но нигде не даётся чёткое определение фэнтези. Поэтому я поставила перед собой задачу вывести более чёткое определение, хотя необязательно оно будет исчерпывающим и полностью охватывающим жанр. Это сделать практически невозможно, так как фэнтези развивается очень быстро, и каждый новый автор вносит что-то новое. Но я попытаелась вывести определение более точное и полное по сравнению с приведёнными выше определениями.
Итак, выведено четыре основных признака фэнтези. Есть ещё много признаков, но так как современное фэнтези очень разнообразно, то признаки меняются с изменениями жанра. А по этим четырём признакам можно безошибочно определить фэнтези любого направления.
Наше рабочее определение фэнтези, выведенное на основе анализа определений, предлагаемых другими авторами и поверхностных признаков фэнтези таково: фэнтези – это литературный жанр, интерпретирующий проблемы реального мира в вымышленном мире, предлагающем специфические возможности их разрешения.
Иными словами, психологические проблемы, существующие в вымышленных мирах фэнтези, присущи психологии современного человека. Фэнтези занимается конструированием возможных социальных (реже – экономических) отношений между людьми (существами) в иных, невозможных на сегодняшний день, условиях.
Таким образом,моя а формулировка тяготеет к определению, данному Уистеном Х. Оденом в плане психологического отражения жизненного опыта. Однако считаем необходимым остановиться на специфических чертах фэнтези, как жанра «фантастики мечей и волшебства».
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.