что значит жатва в библии
«Приблизилось время Великой Жатвы»: В каких случаях кричат Небесные Ангелы – отец Андрей Ткачёв
В таинственной Книге Апокалипсиса немало говорится о Великой Жатве, неких страшных и великих событиях, которые влекут огромные жертвы, но при этом совершаются ангелами по приказу Самого Господа. Но что же это за Жатва? И как с ней связаны страшные войны человеческой истории? Наконец, почему Слово Божие об этих событиях лишено сентиментальности и для большинства из нас совсем неприятно? На эти непростые вопросы в очередной части цикла бесед об Апокалипсисе сегодня ответит известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.
Есть такое понятие, совершенно земное, но имеющее и духовное измерение – «жатва». Вот, например, Господь наш Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам: «Посмотрите на нивы: побелели они, созрели для жатвы. Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». То есть духовная жатва – это некое собирание духовных плодов.
Например, какой-то народ уже готов к принятию Евангелия и вовремя к этому народу приходит какой-нибудь благой учитель, например, Николай Японский к японцам или Косма Этолийский к потуреченным грекам, и начинает «сеять». А вовремя сказанное, посеянное Слово Божие приносит большие плоды. Отсюда – жатва. Отдельно о жатве писал святой Николай Сербский: жатва Господня была при Нероне, при Диоклетиане и при Траяне. Были жатвы советские и жатвы турецкие, отсюда различные мученики и новомученики. Для глаза человеческого это какой-то ужас, торжество жуткого беззакония. А для ока духовного оказывается, что это жатва. И вот как об этой жатве пишется в Откровении Иоанна Богослова:
И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Вообще, страшно представить, как кричит ангел. Вообще, когда ангел кричит – это что-то ужасное. Не знаю, как апостол Иоанн выжил вообще, всё это видя и слыша. И образ этой жатвы здесь апокалиптический: ангелы умоляют сидящего на облаках Сына Человеческого в златом венце, чтобы Он, наконец, употребил власть и собрал пшеницу в Свою житницу. Об этом ещё Иоанн Креститель говорил и в притчах Своих Сам Господь говорил, что поле – это мир, а сеющий семя есть Сын Человеческий, пшеница – это сыны Царства, а плевелы – сыны неприязни. А жатели – это ангелы.
То есть всё складывается в одну точную, но довольно жуткую картину. Интересно, что ангелы не имеют никакой сентиментальности, у нас с ними разная природа. Если мы, например, видим какую-нибудь собаку, передавленную трамваем, нам её жалко, потому что мы тоже телесные. Мы боимся, плачем, страдаем от холода и голода. И нам понятен даже скулёж собаки, у которой перебило лапку. Нам понятно, а ангелу непонятно. И если Бог ему прикажет карать – он будет карать и не будет морщиться. Бог скажет ему собирать в житницу, он будет собирать и тоже не будет морщиться. Не будет ни улыбаться, ни морщиться, но будет исполнять Волю Божию.
Эти ангелы – участники мировой истории. Они будут всё пожинать и связывать в снопы. Грешник к грешнику, праведник к праведнику, все будут в снопы связаны. Например, если Суд Божий, например, застанет нас ранним утром в воскресенье, то грешники будут собраны в ночных барах, если ещё не успеют повыползать из кабаков своих. А праведники будут собраны на ранней Литургии. И эти, и те будут в снопы связаны.
На самом деле всё это очень реально, всё это говорит нам Слово Божие, которое, по какой-то странности, превращено у нас во что-то «сладенькое», «мягонькое» и всем «приятненькое». Но ничего подобного, в Священном Писании всё строго и не сентиментально. И вот, сегодня мы говорим о жатве. Всех нас ждёт Великая Жатва, и все страшные жертвы Первой мировой, Второй мировой и других войн и межвоенных трагических событий – всё это Великая Жатва. Господь жнёт и собирает, отсеивает плевелы и наполняет житницу.
Именно так надо думать о нашей кошмарной истории, глядя на неё сверху вниз глазами Евангелия. Дай Бог ума каждому человеку. Мы читали 14-ю главу Откровения святого Иоанна Богослова, Книги Апокалипсиса. Христос да хранит вас! Читайте, молитесь. Время коротко.
ЖАТВА
Смотреть что такое ЖАТВА в других словарях:
ЖАТВА
косовица, срезание с корня созревших зерновых (в т. ч. зернобобовых и крупяных) культур; см. Уборка урожая.
ЖАТВА
ЖАТВА
жатва ж. 1) Действие по знач. глаг.: жать (2*). 2) Время уборки хлебов. 3) а) Сжатые хлеба. б) перен. Обильный сбор, выгодное приобретение в результате какой-л. работы.
ЖАТВА
жатва ж.(прям. и перен.) reaping; (хлеб, урожай; тж. перен.) harvest время жатвы — harvest(-time) жатва созрела — the harvest is ripe
ЖАТВА
ЖАТВА
ЖАТВА, косовица, срезание с корня созревших зерновых (в т. ч. зернобобовых и крупяных) культур; см. Уборка урожая.
ЖАТВА
ЖАТВА
-ы, ж. 1.Уборка хлебов серпами, косами или жатвенными машинами.Жатва яровых.□ Видит солнышко — Жатва кончена: Холодней оно Пошло к осени. Кольцов, Уро. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
Жатва (иноск.) добыча, выгода, исходъ. Ср. Такимъ образомъ вы посѣете сѣмя добрыхъ дѣлъ, и богатая жатва ихъ не минуетъ васъ.Гр. Л. Н. Толстой. Карма. смотреть
ЖАТВА
(иноск.) — добыча, выгода, исход Ср. Таким образом вы посеете семя добрых дел, и богатая жатва их не минует вас.Гр. Л.Н. Толстой. Карма. Ср. Уехал, чер. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
уборка урожая зерновых культур. При однофазной уборке урожая (прямое компилирование) Ж. совмещается с обмолотом и осуществляется зерноуборочным комбайн. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
ekin biçme,hasat; ürün* * *ж1) (действие) (ekin) biçme; hasat (-dı) 2) (время уборки урожая) hasat (vakti); orak (mevsimi); biçim 3) (урожай) hasat (-d. смотреть
ЖАТВА
ж(действие) ceifa f, sega f; colheita f, (уборка) safra f; (время уборки) (tempo da) ceifa f; (урожай) colheita f, safra f; (спелые хлеба) messe f- жат. смотреть
ЖАТВА
сущ. 1) время, в которое собирают хлеб и сбор хлеба; 2) перен. люди, имеющие нужду в христианском просвещении; 3) перен. страшный суд, конец мира. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
ЖАТВА
ж.1) (действие) moisson f, récolte f 2) (время уборки урожая) moisson f 3) (урожай) récolte f обильная жатва — récolte abondanteСинонимы: аннона, жнив. смотреть
ЖАТВА
1) Орфографическая запись слова: жатва2) Ударение в слове: ж`атва3) Деление слова на слоги (перенос слова): жатва4) Фонетическая транскрипция слова жат. смотреть
ЖАТВА
жErnte fвремя жатвы — Erntezeit fобильная жатва — reiche ErnteСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засе. смотреть
ЖАТВА
сущ. жен. рода1. процесс уборки хлебных злаков и время этой уборкижнива імен.2. спелые хлеба на корнюжниво3. сжатые хлеба, урожайужинокжниво¤ 1. оконч. смотреть
ЖАТВА
ж. 1) (действие) moisson f, récolte f 2) (время уборки урожая) moisson f 3) (урожай) récolte f обильная жатва — récolte abondante
ЖАТВА
ЖАТВА
— евр. кацир. Жатва или время жатвы в Палестине обыкновенно продолжалась с Пасхи до Пятидесятницы, после которой в октябре следовало собирание плодов с фруктовых деревьев и виноградных лоз. Время жатвы всегда было временем общей радости и веселья, которые проявились в добрых пожеланиях и благословениях (Руф. 2:4; Пс. 117; 128:7). Такую же и еще большую радость дает Евангелие (Ис. 9:3,6; Иоан. 4:35 и дал.). смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
жатва сущ.жен.неод. (2) ед.им. Жатва не собрана, иные снопы начатыПут10. ед.твор. в языке любви запасся я жатвою слов. Студ. 1.9.
ЖАТВА
aratás* * *ж1) aratás, aratómunka 2) (урожай) termés Синонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
ж. с.-х. 1) (действие) mietitura f; raccolta f 2) (урожай) raccolto m, messe f
ЖАТВА
ж.1) (уборка) cosecha f, recolección fвремя жатвы — época de la cosecha2) (урожай) cosecha f
ЖАТВА
ЖАТВА жатвы, мн. нет, ж. 1. Действие по глаг. жать 2. Не хватило рук для жатвы. || Время уборки хлебов. До жатвы ждать недолго. || Готовые для уборки хлебные растения (книжн.). Жатва струилась, ожидая серпа. Пушкин. 2. перен. Обильный сбор, выгодное приобретение в результате какой-н. работы (книжн.) Простодушие зрителей дало фокуснику богатую жатву.
ЖАТВА
Сон, так или иначе связанный с жатвой, предвещает благополучие и преуспевание во всем. Видеть во сне, как жнут в поле обильно уродившиеся хлеба – значит, наяву ждите пополнения в семье. Принимать во сне участие в уборке урожая – оказать помощь нуждающимся друзьям. Убирать урожай в саду или огороде – предвещает исполнение всех ваших планов. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
жатва ж Ernte f c время жатвы Erntezeit f обильная жатва reiche ErnteСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы. смотреть
ЖАТВА
засевпосевпосевнаясевСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
• обильная жатваСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
жатва жа́тваст.-слав. жѩтва θερισμός, θέρος (Супр.), болг. жъ́тва (Младенов 169), сербохорв. же̏тва, словен. žêtva, žêtev, чеш. žatva. Далее, к ст.-с. смотреть
ЖАТВА
Rzeczownik жатва f żniwa żniwo n
ЖАТВА
ЖАТВА
(1 ж)Синонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
см. Уборка с.-х. растений. Синонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
אסיףגדידהיבולקצירקצירהתנובהСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
1) harvest2) reapingСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церераАнтонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
reapingСинонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев
ЖАТВА
ж. 1) (действие) mietitura, falciatura 2) (урожай) raccolta, messe Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: аннона, жнивье, жнитва, жнитво, страда, уборка, урожай, церера Антонимы: засев, посев, посевная, сев. смотреть
ЖАТВА
ЖАТВА
ЖАТВА
ж. 1. оруу, оруу-жыюу; 2. (время уборки) орок маалы, эгинди оруу-жыюу убагы; 3. (урожай) эгин, түшүм; колхозные поля дали богатую жатву колхоз талаалары мол түшүм берди. смотреть
ЖАТВА
моск. жниважнива, жниво, ужинок, див. жаття
ЖАТВА
Во время жатвы.Жнивами; у (під) жнива; під час жнив; за жнив.Время перед жатвой.Переджнив’я; (давн.) переднівок.
ЖАТВА
• pjūtis (-ies) (4)• pjovimas (2)
ЖАТВА
ЖАТВА
Ударение в слове: ж`атваУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: ж`атва
ЖАТВА
1) (время уборки урожая) oraq vaqtı, oraq mevsimi2) (урожай) mahsulобильная жатва — bol mahsul
ЖАТВА
Видеть во сне, как убирают урожай, означает процветание и успех в сердечных делах. Однако если урожай бедный, сон сулит одиночество и печаль.
ЖАТВА
жатва = ж. 1. (действие) reaping; 2. (время уборки хлебных злаков) harvest-time; 3. (урожай) harvest; жатвенный harvesting.
ЖАТВА
Жа́тваkivuno (vi-), mavuno мн., uvunaji ед.
ЖАТВА
• sklizeň obilí• úroda• žatva• žeň• žně
ЖАТВА
жа’тва, жа’твы, жа’твы, жа’тв, жа’тве, жа’твам, жа’тву, жа’твы, жа’твой, жа’твою, жа’твами, жа’тве, жа’твах
ЖАТВА
1. (уборка хлебов) ору, жинау;2. (время уборки урожая) орақ, егін ору мерзімі;3. (урожай) түсім;- өнім
ЖАТВА
1) (время уборки урожая) оракъ вакъты, оракъ мевсими 2) (урожай) махсул обильная жатва бол махсул
ЖАТВА, УРОЖАЙ (HARVEST)
Для правильного понимания примерно сотни упоминаний в Библии о сборе урожая и жатве необходимо учитывать, что библейский мир от Книги Бытие вплоть до эпохи Христа был по преимуществу аграрным. Прежде чем войти в городской мир миссионерской деятельности Павла и ранней церкви, мы видим в основном сельский земледельческий мир с периодами сева и жатвы. В этом мире жатва предстает одновременно событием большого ежегодного значения и первостепенным образом изобилия ( Иез. 36:30 ) и награды за труд ( Притч. 20:4 ). Кроме того, в Ветхом Завете образ жатвы тесно связан с этической и религиозной жизнью общины верующих.
Жатва в буквальном смысле и ее взаимосвязь с нравственными ценностями. Для начала отметим роль, которую жатва играла в природном цикле и в ежегодном распорядке жизни в библейские времена. В более двух десятков мест в Библии упоминается одновременно о севе и сборе урожая, о посевном сезоне и жатве. В аграрном мире Ветхого Завета уборка различных сельскохозяйственных культур занимала такое видное место, что конкретные периоды жатвы служили указателем для датировки событий: «во время жатвы пшеницы» ( Быт. 30:14 ); «в начале жатвы ячменя» ( Руф. 1:22 ; 2Цар. 21:9 ); «при собирании винограда, когда кончена уборка» ( Ис. 24:13 ). Система еврейских религиозных праздников в значительной степени привязывалась к сельскохозяйственному распорядку, в котором важную роль играла жатва. Три главных религиозных торжества Ветхого Завета совпадали с тремя сезонами жатвы – пасха с жатвой ячменя, пятидесятница (или праздник седмиц) отмечалась семь недель спустя во время жатвы пшеницы, а праздник кущей (известный также как «праздник жатвы первых плодов» [ Исх. 23:16 ]) в конце года во время сбора плодов. К этому следует добавить праздник первых плодов, во время которого крестьяне приносили первые снопы жатвы священнику ( Лев. 23:9–14 ). Из всего этого можно получить определенное представление о чрезвычайно важном значении жатвы для людей в библейские времена.
Этическое значение жатвы явствует из положений Моисеева закона. В Книге Левит и Второзаконии содержатся указания, запрещавшие крестьянам убирать свои поля до самого края и подбирать остатки жатвы ( Лев. 19:9, 23:22 ; Втор. 24:19 ). Они должны были оставлять часть урожая бедным и пришельцам (см. ПРИШЕЛЕЦ). Таким образом, жатва служила показателем соблюдения евреями нравственных требований завета с Богом. В ветхозаветных пророчествах о суде над Израилем и Иудеей за нравственное и духовное своеволие образ неурожая служит знамением Божьего наказания народа за нежелание выполнять обязательства завета ( Ис. 16:9, 17:11, 18:5, 32:10 ; Иер. 8:20, 12:13 ).
В свете вышесказанного можно получить определенное представление о чувствах, которые жатва вызывала у людей в библейские времена. В самом названии «первые плоды» выражались радость от созревания начатков урожая, надежда и предвкушение сбора всего урожая, и такое возбужденное состояние подогревалось религиозными обрядами, связанными с этим событием. Жатва сопровождалась проявлениями великодушия, когда бедные члены общины получали пропитание, собирая колосья на чужих полях. Жатва была временем радости, подобной радости воинов при разделе добычи ( Ис. 9:3 ), радости, сопровождающейся восклицаниями ликования ( Пс. 125:5 ). Хотя жатва не входила в число первостепенных благословений завета, обещанных Богом Своему народу, есть свидетельства, что она понималась именно так: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт. 26:12 ). В своей молитве о благословении Богом народа Давид среди прочего просил о следующем: «Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом» ( Пс. 143:13 ). В Пс. 1:3 благословенный муж сравнивается с деревом, приносящим плод свой.
В Библии урожай связывается с Богом, а не с природными процессами самими по себе или с богами плодородия. Об этом свидетельствует рассказ о пребывании Иосифа в Египте. В Быт. 41–45 в центре внимания стоят семь лет изобилия с богатым урожаем, за которыми последовали семь лет голода с неурожаем в Египте. Они были предсказаны в снах фараона и в истолковании этих снов Иосифом ( Быт. 41:7–11, 15–32 ). Суть в том, что урожаем управляет Бог Израиля, а не египетские или ханаанские боги плодородия: «Что Бог сделает, то Он возвестил фараону» ( Быт. 41:25 ). Все эти мотивы соединяются в Книге Руфь, пасторальной идиллии, которая сама по себе служит сценой жатвы, чем, без сомнения, объясняется факт, что у евреев эта книга традиционно читалась во время праздника седмиц, то есть жатвы. Картина богатого урожая Вооза служит знамением Божьего заветного благословения Вооза за его религиозное послушание и нравственную чистоту. Великодушие Вооза по отношению к Руфи, собиравшей колосья на его поле, показано наглядным примером соблюдения заповеди оставлять часть урожая бедным и пришельцам. Сам процесс жатвы – Руфь пришла в Вифлеем в начале жатвы ячменя ( Руф. 1:22 ) и обвенчалась с Воозом в конце жатвы ячменя и пшеницы ( Руф. 2:23 ) – становится метафорой развития романтической любви Руфи и Вооза. «Семя», которое рождается в браке, тоже выглядит подобием жатвы влюбленной пары. Во всей этой истории жатва предстает радостным событием, наградой за труд и за соблюдение Божьего закона.
Тогда как богатый урожай служит высшим образом изобилия и благословения, неурожай изображается в Библии образом ужаса. Под эту категорию подпадает такое множество картин, что жатва, в конечном счете, выглядит на страницах Библии весьма ненадежным исходом. Уничтожить урожай может множество бед: дождь во время жатвы ( 1Цар. 12:17 ), мародерствующие враги ( Суд. 6:4–5 ; Иер. 5:17 ), огонь ( Иов. 31:12 ) или засуха ( Ам. 4:7 ). В аграрном обществе боялись прежде всего гибели урожая ( Ис. 32:10 ).
Благодаря такому важному своему значению образ жатвы становится выражением нравственных ценностей. Действительно, во время жатвы раскрывается характер людей, живущих в аграрном обществе, и это особенно проявляется в поговорках и притчах. Трудолюбивые пожинают хороший урожай, а «ленивцы» нет ( Притч. 20:4 ). Спящий во время жатвы упускает хорошие возможности ( Притч. 10:5 ). Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч. 6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч. 25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч. 26:1 ).
Иисус, мастерски использовавший связанные с жатвой метафоры, рассматривал время жатвы с двух точек зрения – как время благоприятной возможности здесь и сейчас и как время конечного суда. Мысль о жатве как о предоставленной возможности выражена в Мф. 9:37–38 и в параллельных местах ( Лк. 10:2 и Ин. 4:35 ), где Иисус изображает грешников, нуждающихся в спасении, как поле с зерновыми, которые надо пожать.
Видное место образ жатвы занимает в притчах Иисуса. Богатый урожай в притче о сеятеле (или о почве) служит обозначением людей, которые слышат слово и понимают его ( Мф. 13:8, 23 ). В притче о пшенице и плевелах рост зерен вместе с ядовитыми сорняками, известными как плевелы, символизирует условия, в которых христиане должны жить в одном мире с неверующими вплоть до судного дня ( Мф. 13:24–30, 36–42 ). В образе хозяина, неоднократно воз-вращавшегося на торжище, чтобы нанять больше работников для сбора урожая винограда, олицетворяется Божье Царство, в котором награда основывается на благодати, а не на заслугах ( Мф. 20:1–16 ). Богатый крестьянин, занявшийся строительством более вместительных житниц для своего урожая, служит примером саморазрушительного мирского склада ума ( Лк. 12:13–21 ).
Заключение. На физическом уровне жатва являет собой самый, пожалуй, выразительный в Писании образ изобилия и связанных с ним эмоций. В аграрном обществе неурожай наводил крайний ужас. Если проследить факторы, выражающие в Библии физический и метафорический образы жатвы, можно выделить, по меньшей мере, следующие: 1) радость от получения результатов ответственного вложения времени и труда; 2) реализация заложенной в творении цели, то есть плодоносности; 3) возможность для выражения Божьей славы, в том числе для евангелизации идущего к погибели мира; 4) Божье благословение идущих за Ним и суд над непослушными; 5) возможность одновременно и вознаграждения человека за труд, и проверки его нравственного и духовного состояния; 6) завершение процесса, который должен продолжаться определенное время, как и в случае с реализацией программы Божьего Царства – «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:28 ).
История спасения сама по себе подобна медленному продвижению к кульминационному моменту жатвы. Бог и Его работники засевают поле в мире. Бог ухаживает за растущими посевами, которые с неизбежностью приближаются к времени жатвы. Когда урожай созревает, Бог собирает его, отделяя плоды и зерна от примесей и мякины.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ, ВИНОГРАД, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИЗБЫТОК, МОЛОТЬБА, МЯКИНА, ПЛОД, ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ, ПРОКЛЯТИЕ, РАДОСТЬ, СЕЯНИЕ, СУД, ТОЧИЛО, ТУК.
Библиография: R.J. Bauckham, The Theology of the Book of Revelation (Cambridge: Cambridge University Press, 1993);
O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987).
Праздник Жатвы: его суть и значение
В Моисеевом Законе предусмотрены три Библейских праздника, это: 1) Пасха 2) Праздник первых плодов [Пятидесятница], 3) праздник Жатвы [или Кущей]. Обо всех трёх праздниках написано в 23-й главе книги Левит.
Об этих важных событиях можно писать многое, однако в данной статье мы обсудим суть третьего праздника, Жатвы; постараемся понять, что он означает для нас с вами.
В истолковании притчи Христа о ‘’пшенице’’ (Матф.13:24-30,39.) мы видим, что ‘’жатва’’ является образом отделения праведников от нечестивых во время приближения конца нечестивого мира, и сбором их в Царство Бога (сравнить: Матф.25:31-33,40.).
И всё же, чтобы глубже понять тему ‘’жатвы’’, давайте обратим внимание на место из книги Откровение:
Несмотря на то, что в евангелии от Матфея толкование притчи о пшенице и плевелах может показаться достаточным для общего понимания – описание из книги Откровение предоставляет нам более глубокое описание предстоящих событий. Так что означает жатва винограда, и чем она отличается от жатвы пшеницы из Откр.14:15,16.? Чтобы понять это, давайте обратимся к ветхозаветным книгам.
Отравленная лоза из данной истории, указывает на лжеучителей Израиля (Матф.15:13.). Когда Господь Христос [больший Елисей] пришёл на землю, Он принёс истинный хлеб [слово Бога], способный исцелить больной [отравленный ложным учением ] народ.
И всё же, вопрос о ‘’детях дьявола’’ [или содомской лозе – Втор.32:32,33] наиболее насущным, будет во время приближения жатвы, т.е. конца нечестивого мира. Апостол Пётр предупреждал:
‘’Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет’’ (2Пет.2:1-3).
Еврейское священство спаивало народ духовным вином блуда, и в первом веке н.э. они наполнили меру своих беззаконий (Исаия.28:7-10; 29:9,10. Матф.23:33-38.). Так же и в конце нечестивого мира, ‘’отступники от святого завета’’ (Дан.8:23.) будут спаивать человечество вредоносными учениями духовного Содома, который отвергнет Спасителя (Втор.32:32,33. Иоан.19:14,15. Откр.11:3,7,8; 17:1,2,4,6.).
Таким образом, мы видим, что жатва винограда из Откр.14:18-20 указывает на наказание духовных ‘’идумеян’’, т.е. лжебратьев, лжехристов и лжепророков, несущих отравленные плоды – учения. Вот как об этом писал пророк Исаия:
Тем не менее, библейский праздник Жатвы указывает нам на то, что мы можем иметь надежду на лучшее.
Читая Псал.79:8-16., мы видим, что Всевышний позаботился о добром ‘’винограднике’’, и у пророка Малахии мы можем прочесть: ‘’… уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа’’ (Мал.2:7). После соглашения Нового Завета, апостол Пётр писал:
И во время признака пришествия Христа это будут Христовы свидетели (Откр.11:3,7,8,13.), о которых так же писал пророк Даниил: ‘’И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа’’ (Дан.11:33). Они принесут доброе, истинное учение благодати (Иоан.15:3,5,8. Ефес.4:8,11-13. Софон.3:8,9.). Благодаря этой деятельности, они обратят к правде многих – Дан.12:3. Зах.14:4,5. Откр.7:9,14. И затем, это будет поистине великий ‘’праздник Жатвы’’, которое когда-либо знало человечество.
Места Писания для размышления
‘’Виноград, вино’’ – указывающее на искажённое видение и грех:
Числ. 6:1-3; Исаия. 28:7-10; Исаия.29:9-14; Прит. 23:29-35; 31:4,5; Втор. 22:9; Иер.51:7; Откр.17:2,4;
‘’Виноград, вино’’ – как проклятие:
‘’Виноград, вино’’ – как благословение от доброго виноградника:
Итак, мы разобрали с вами тему из книги Откровение 14-й главы о жатве винограда. А что означает жатва пшеницы из той же главы Откр.14:14-16.?
Что означает жатва пшеницы из Откр.14:14-16?
‘’Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное’’ (Лук.21:20-22).
И в период 66-69 г. н.э. действительно, необходимо было покинуть Иерусалим; ему грозило уничтожение за духовный блуд (Иоан.19:14,15.) и кровопролитие пророков (Матф.23:34-36.).
Такая же ситуация будет в дни исполнения признаков конца нечестивого мира.
Доброе христианство будет собрано в единую ‘’житницу’’ (см. Матф.25:31-40.), объединившись в одно чистое учение.
Вот как об этом говорит Писание:
‘’И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями [которые озн. Виноградник – Иоан.15:1-6.]. Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения’’ (Еф.4:11,13,14).
Таким образом, из книги Иезекииль (Иез.38:8,11,12.) мы видим, что образная ‘’пшеница’’ или ‘’великое множество’’, обретёт чистое единое поклонение, так же, как это было в первом веке, обретя образную духовную землю, ‘’горы Израилевы’’.
И теперь, нам с вами осталось рассмотреть последний вопрос: почему праздник Жатвы – так же называют праздником Кущей [по-еврейски Суккот]?
Почему праздник Жатвы – так же называют праздником Кущей [по-еврейски Суккот]?
Всевышний Яхве сказал через Моисея:
‘’в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш’’ (Лев.23:42,43).
По этому, евреи, независимо от знатности и благосостояния, обязаны были жить в шалашах [шатрах]. Вот как это описывается в книге Неемия:
‘’И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня …’’ (Неем.8:16,18(а)).
Какова суть и значение того, что евреи обязаны были жить в кущах [шатрах, шалашах], и чему это учит нас, христиан?
Апостол Павел писал: ‘’Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники’’ (Гал.3:7,29). Выйдя из благополучной страны [местность Харран – Быт.12:1,5.], Авраам поселился в шатрах. Вот как об этом пишется в послании Евреям: ‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10).
И ещё, обратим внимание на пророчество Захарии:
В то время, когда будут судиться те помилованные Богом грешники, которые переживут уничтожение нечестивого мира (см. Исаия.19:1,2,16-25. 1Пет.2:12. Откр.11:13.), им будет дана возможность раскаяться, принося плоды праведности. И то, как они будут следовать тому, чтобы искать ‘’небесного’’ [т.е. духовного] – это будет указывать на то, как они стремятся исполнить суть праздника Жатвы [Кущей].
Поэтому и мы, друзья, будем помнить о том, что ища не плотские радости в этом мире – но живя в ожидании Царства, мы можем иметь надежду быть ‘’добрым плодом’’ во время ‘’жатвы’’ при кончине века (Матф.13:39(б)). Аминь.