что значит желтая майка лидера
Красная и желтая майка лидера
Содержание статьи
В некоторых одиночных видах спорта, в которых соревнования проводятся в несколько этапов, избранные спортсмены появляются на старте в желтых и красных майках. Комментаторы, ведущие трансляцию для телезрителей, часто употребляют выражение «желтая майка лидера», «красная майка лидера».
Красная майка лидера
В лыжных гонках майку данного цвета носит лидер общего зачета многодневных соревнований «Тур де Ски» или другого этапа многодневки. Это помогает зрителям знать, кто в настоящий момент является главным претендентом на победу.
Олимпийский чемпион в беге на 50 километров Александр Легков в прошлом году победил в «Тур де Ски». Это является самой почетной наградой для лыжника, так как показывает его высочайший класс. Последняя гонка этапа заключается в многокилометровом подъеме в гору, когда некоторые лыжники просто встают, так как не хватает дыхания, а ноги «забиваются».
В биатлоне в красную майку облачается спортсмен, который лидирует в настоящий момент в определенном виде зачета: масс-старт, индивидуальная гонка, спринт. Еще недавно можно было наблюдать, как российские спортсмены носили майки данного цвета. К сожалению, в последние несколько лет биатлонистам из России удавалось занимать лишь третьи места в отдельных видах зачета. Зато часто радует Дарья Домрачева из Белоруссии, успешно соревнуясь с Турой Бергер и Кайсой Мяккяряйнен.
В велоспорте красную майку имеет право носить победитель горного этапа в Вуэльте. Данный горный этап разделен на четыре категории. Не все велогонщики завершают этап, так как просто не хватает физических сил для преодоления многокилометровых горных подъемов.
Желтая майка лидера
Биатлон, лыжные гонки, велоспорт проводятся на протяжении сезона. Когда спортсмен занимает определенное место по итогам каждой гонки, ему зачисляются очки. Лидер общего зачета имеет право надевать желтую майку, чтобы и зрителям, и другим спортсменам было понятно, кто в настоящий момент претендует на звание чемпиона года. Но это касается биатлона и лыжных гонок.
В велоспорте немного сложнее. Лидеру выдается золотая майка, которую комментаторы часто называют желтой. Настоящая же желтая майка дается лидеру этапа «Тур де Франц». Данная многодневка для некоторых велосипедистов является самым главным соревнованием в их жизни. Желтая майка – самая дорогая из всех существующих в велосипедном спорте.
Общий и малый зачеты в биатлоне: что значат желтая и красная майки лидеров?
Начало биатлонного сезона – главное спортивное событие года для всех фанатов этого вида. Кубок мира считается самым престижным турниром (кроме ЧМ и Олимпийских игр), который собирает сотни биатлонистов. Длится он с ноября по март.
Конечно, в таком продолжительном соревновании существуют свои зачеты. Их можно разделить на малые (в отдельных дисциплинах) и общий (личный зачет, в котором суммируются очки за все личные гонки). Отдельно можно выделить Кубок Наций. Это своего рода общий командный зачет. В него идут очки от всех гонок, кроме пасьютов.
Итак, зачеты созданы для того, чтобы фиксировать все очки, заработанные спортсменами в течение сезона. Как эти баллы начисляются, вы можете посмотреть в другой статье, но вкратце можно сказать, что за победу в личной гонке спортсмен получает 60 очков, за третье место – 48, за 15-ое – 25 и т.д. и т.п. Эстафетные дисциплины тоже имеют свои малые зачеты (и смешанная эстафета тоже имеет).
В течение сезона спортсмены стараются занять как можно более высокое место во всех зачетах. Это приносит различные дивиденды. Например, первая группа биатлонистов общего зачета может участвовать в масс-стартах, попадание в первую десятку или пятерку просто считается очень хорошим достижением, а уж победа по итогам сезона является наивысшим личным достижением. Это можно сравнить с взятием золотой медали на Олимпийских играх.
Лидеры различных зачетов отличаются по форме от других биатлонистов. Это позволяет выделить их и подчеркнуть их статус. Лидер общего зачета носит желтую майку, а лидер любого из малых – красную. А что произойдет, если биатлонист на первом месте и там, и там? В таком случае он одевает желто-красную майку. Такое, кстати, случается очень часто.
По ходу сезона лидерские майки могут по много раз переходить разным спортсменам, особенно если ведется равная борьба.
Желтая майка
Начался наш ликбез с восхождения Юстины Ковальчик и Марит Бьерген на гору Альпе де Чермис в красной и черной майках соответственно. Остальные же почему-то бегут в одинаковых майках (ну просто как сотрудники МакДональдс) с номерами. И нигде нет спортсменки в пресловутой «майке лидера» желтого цвета.
Норвежка Марит Бьерген
Магдалена Нойнер в красно-желтой лидерской майке
Выянисть кто правит балом на горе Чермис у мужчин все уже смогли без труда. Но тут новый подарок преподнесли погодные условия в немецком Оберхофе. все мужчины биатлонисты вышли на масс-старт в красных бибах! Организаторы решили, что без этой меры просто не найдут атлетов в обрушившемся снегопаде. Нормальное дело, но моСК уже кипит от всего этого многообразия маечек-номерков. А тут еще могучий викинг Свенсен выруливает в лидерском гламурно-малиновом номере)
Рассказ о номерах в биатлонных эстафетах я решила отложить до следущей гонки и подумала как же замечательно, что мы не смотрим какую-нибудь велогонку! А ведь там куда большее разнообразие лидерских маек. И именно «желтую майку лидера» впервые примерили на знаменитой веломногодневке «Тур де Франс».
Тур де Франс
Жёлтая майка лидера (les maillot jaune) — символизирует лидера, впервые введена на «Тур де Франс» в 1903 году. Жёлтую майку носит лидер Тура по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Жёлтый цвет майки связан с газетой L’Auto, которая спонсировала Тур и имела жёлтые страницы ( в принципе, Тур изначально был основан как рекламный проект газеты L’Auto). Желтую майку на протяжении всех этапов гонки от старта до финиша носили только три человека: итальянец Оттавио Боттеккиа (1924), люксембуржец Николас Франц (1928) и бельгиец Роман Маэс (1935).
Лидерская майка на Тур де Франс
Страница газеты L’Auto
Норвежский велогонщик Тор Хушовд примеряет лидерскую майку
Также раньше на Туре существовала «комбинированная майка», классификация которой была основана на системе очков, которые учитывали положение гонщика в классификациях жёлтой, зелёной, красной, и белой в красный горох, майки. Система подсчета очков в «комбинированной классификации» была очень сложна, возникала путаница и в 1989 году майку отменили.
«Жёлтая майка» — это уже нарицательное имя для лидерской майки. Другие популярные многодневки также имеют такие майки, но другого цвета: на Вуэльте — красная майка, на Джиро д’Италия — розовая.
Цвет лидерской майки Вуэльта Испании менялся несколько раз. Организаторы, которые возрождали гонку после периодов забвения обычно меняли цвет лидерской майки. С года основания (1935 год) лидерская майка была оранжевой, в 1941 стала белой, а в 1942 году снова стала оранжевой. В период 1945-1950 лидеры носили белую майку с горизонтальной красной полосой. В 1955 году взяв пример с Тур де Франсом цвет майки становится жёлтым. За исключением 1977 года, когда майка стала оранжевой, все года включая 1998 год майка была жёлтой, после чего цвет получил золотой оттенок. Однако в 2010 году лидерская майка становится красной.
На гонке Вуэльта Каталония лидер носит белую с зелеными полосками майку.
Джиро д’Италия
В 2009 году веломногодневка «Джиро д’Италия» праздновала 100-летний юбилей. И в честь знаменитой велогонки Доменико Дольче и Стефано Габбана создали уникальную розовую майку лидера, которую после I-го этапа надел спортсмен Данило Ди Лука. 9 мая дизайнеры лично представили собственную футболку корреспондентам и выдали ее спортсмену.
Лидер HTC-Columbia Марк Кавендиш после победы на стартовом этапе «Вуэльты» в командной гонке стал первым обладателем красной майки лидера, дизайн которой был представлен в начале года.
Страница Gazzetta dello Sport
В сезоне 2010-2011 организаторы «Джиро д’Италия» выступили с презентацией четырех новых маек лидеров различных зачетов гонки, в том числе и общего зачета. На розовой майке появился воротник с тремя цветами итальянского флага. На него нанесена цифра «150» – в 2011 году отмечалось 150-летие со дня объединения Италии.
Лидерская майка Джиро д′Италия в юбилейный 150 год
Коротко.
Тур Даун Андер
Тур Романдии
Жёлтая майка — вручается лидеру общего зачёта. Красная майка горного короля — вручается лидеру горной классификации. Зеленая спринтерская майка — вручается гонщику, набравшему наибольшее количество очков на спринтерских отсечках и финишах. Белая майка лучшего молодого гонщика — вручается лучшему гонщику в общем зачёте, не достигшему возраста 26 лет. Жёлтые номера — вручаются команде с наименьшим суммарным временем в общем зачёте. Красный номер самого агрессивного гонщика — субъективная номинация, вручается гонщику, совершившему наибольшее количество атак на этапе, участвовавшему в отрывах дольше других и принесшему максимальную пользу команде.
Тур Швейцарии
Тур Польши
Энеко Тур
Ну и вернемся к лыжам и биатлону. Русские спортсмены тоже щеголяли в лидерских майках. Будем верит они их себе вернут!)
История появления жёлтой майки Тур де Франс
Тогда Европа ещё не оправилась после разрушительной Первой мировой войны, и для проведения Тур де Франс 1919 года потребовались героические усилия, как со стороны организаторов, так и со стороны спортсменов. И, конечно, форме велогонщиков внимание уделялось в последнюю очередь. После войны Францию наводнили серые цвета – все ткацкие фабрики работали на армию и выпускали ткани только серых оттенков, под цвет армейской униформы. Поэтому и форма велогонщиков, вышедших на старт Большой Петли, представляла собой сочетание серого и красного, серого и синего, серого и серого.
После 482-километрового этапа по западному побережью Франции от Ле-Сабль-д’Олонн до Байонна, гонщики приехали на финиш насквозь вымокшими и покрытыми слоем грязи, и различить, кто есть кто, особенно зрителям, было абсолютно невозможно – все были одного серого цвета. И тогда после этапа один из сопровождающих гонку менеджеров Альфонс Боже (Alphonse Baugé) предложил организатору Тур де Франс Андри Дегранжу как-то выделить лидера генеральной классификации, чтобы его можно было узнать с первого взгляда. Дегранжу идея понравилась, и он тут же выбрал для майки лидера жёлтый – цвет страниц журнала L’Auto, спонсора гонки. Вечером того же дня Дегранж позвонил в парижскую штаб-квартиру и отдал распоряжение срочно изготовить и прислать на гонку 10 маек лидера.
Первую жёлтую майку вручили без торжественных церемоний вечером в Гренобле 19 июля 1919 года Эжену Кристофу (Eugène Christophe), который лидировал тогда в генеральной классификации. Кристофу жёлтая майка особой радости не принесла и выиграть Тур де Франс не помогла. Это позже за обладание жёлтой майкой хотя бы на один день на Большой Петле будут разгораться нешуточные сражения. А Эжен Кристоф жаловался, что болельщики на обочинах свистели ему вслед и кричали: «Эй, жёлтая майка! Разве он не красавчик, канарейка?!»
На Тур де Франс 1920 года о жёлтой майке вспомнили лишь после 9-го этапа. Менялся и её внешний вид. Так, после смерти Анри Дегранжа ( Henri Desgrange ) (1940) в центре жёлтой майки на уровне груди добавили его инициалы “HD”, которые в 1969 году передвинули на рукава. Инициалы Дегранжа вернулись на переднюю часть майки в 1972, сначала их размещали слева, затем справа. Потом в угоду коммерческим интересам инициалы “HD” вообще исчезли с майки и вернулись лишь в 2003, в год 100-летнего юбилея Тур де Франс. В наши дни стилизованные инициалы основателя Тур де Франс Анри Дегранжа “HD” располагаются на жёлтой майке справа ближе к центру.
Долгие годы варианты размеров жёлтой майки лидера Тур де Франс были ограничены, и многие гонщики, не вписавшеся в размеры, предусмотренные организаторами, были вынуждены прилагать массу усилий, чтобы облачиться в лидерское одеяние. Затем появилась особая майка с молнией на спине, сделанная специально для церемонии награждения. Теперь гонщику остаётся лишь натянуть на себя рукава, а для гонки используется другая жёлтая майка.
До появления синтетических тканей жёлтая майка, впрочем, как и остальные майки участников велогонок, изготавливалась из шерсти. Вышивка стоила дорого, и поэтому единственными буквами, появившимися на майке, были инициалы Анри Дегранжа. Обладателю жёлтой майки приходилось прикалывать булавками вставку с именем спонсора команды.
Настоящая драма разыгралась в 1947, когда на Тур де Франс в качестве спонсора появилась фирма Sofil, производящая синтетические волокна. Гонщики предпочли чистую шерсть синтетике. Больше всех шерстяные майки защищал французский велогонщик Луизон Бобе ( Louis «Louison» Bobet ), который настаивал на там, что без шерсти невозможно выдержать день по жаре и пыли. Бобе считал, что из-за добавки синтетических волокон гонщики будут слишком сильно потеть. Поэтому он отказался надеть первую жёлтую майку, в составе которой были синтетические нити.
Жёлтая майка лидера сделана из высокотехнологичного полиэстра и эластана и весит всего лишь 147 грамм.
Наверняка, у многих возникал вопрос, а бывало ли так, чтобы на Тур де Франс несколько гонщиков показывали одно и то же время, и кому в таком случае нужно вручить жёлтую майку лидера.
Такая ситуация сложилась на Тур де Франс-1913, года в гонке было сразу два лидера Филипп Тис (Philippe Thys) и Жан Россиус (Jean Rossius), но тогда ещё не было жёлтой майки. После её появления в 1919 ситуация с несколькими лидерами сложилась дважды. На Тур де Франс-1929 сразу три гонщика завершили этап до Бордо с одним и тем же временем – Николя Франц (Nicolas Frantz) из Люксембурга, французы Виктор Фонтан (Victor Fontan) и Андре Ледюк (André Leducq). Всем троим вручили по жёлтой майке, хотя ни один из лидеров не довёз её до Парижа. На Тур де Франс-1931 одно время показали Шарль Пелиссье (Charles Pélissier) и Рафаэль ди Пако (Rafaele di Paco). Проблему решили, вручив жёлтую майку тому, кто быстрее финишировал днём ранее.
Согласно правилам ASO, «в случае равного счёта в общем зачёте принимаются во внимание сотые доли секунды, показанные во время этапа с индивидуальной гонкой на время. Если и после этого время гонщиков будет одинаковым, то тогда обладатель жёлтой майки определяется суммированием мест, достигнутых на каждом этапе. В крайнем случае, засчитывается место, занятое на финальном этапе».
Наименьшее количество обладателей жёлтой майки на протяжении Тур де Франс:
Один:
Чаше всего обладатели жёлтой майки лидера менялись на Тур де Франс 1958 и 1987 года – 8 раз, на Тур де Франс 2006 года майка лидера меняла хозяев 7 раз.
Больше всех в жёлтой майке лидера провёл Эдди Меркс (Eddy Merckx) – 111 дней;
Лэнс Армстронг (Lance Armstrong) – 83 дня;
Бернар Ино (Bernard Hinault) – 79 дней;
Мигель Индурайн (Miguel Indurain) – 60 дней;
Жак Анкетиль (Jacques Anquetil) – 52 дня.
1929 – Виктор Фонтан (Victor Fontan) – из-за сломанного велосипеда;
1937 – Сильвер Маэс (Sylvère Maes) – сход всей бельгийской команды из-за угроз французских болельщиков;
1950 – Фьоренцо Маньи (Fiorenzo Magni) – сход итальянской команды из-за угроз французских болельщиков;
1951 – Вим Ван Эст (Wim Van Est) – из-за падения в пропасть на Обиск;
1965 – Бернар Ван де Керков (Bernard Van De Kerkhove) – сход из-за солнечного удара во время подъёма на Обиск;
1971 – Луис Оканья (Luis Ocaña) – падение во время бури на Коль де Менте;
1978 – Мишель Поллентьер (Michel Pollentier) – исключён из гонки из-за попытки обмануть допинг-контроль;
1980 – Бернар Ино (Bernard Hinault) – травма колена;
1983 – Паскаль Симон (Pascal Simon) – перелом лопатки;
1991 – Рольф Соренсен (Rolf Sørensen) – перелом ключицы;
1996 – Стефан Эло (Stéphane Heulot) – тенденит;
1998 – Крис Бордман (Chris Boardman) – травма головы после падения;
2007 – Михаэль Расмуссен (Michael Rasmussen) – снят с гонки руководством своей команды из-за ложных показаний о местонахождении во время тренировки перед Тур де Франс.
6 раз за всю историю Тур де Франс победителем становился гонщик, не выигравший ни одного этапа:
1922 – Фермен Ламбо (Firmin Lambot \ Бельгия);
1956 – Роже Валковяк (Roger Walkowiak \ Франция);
1960 – Гастон Ненчини (Gastone Nencini \ Италия);
1966 – Люсьен Эмар (Lucien Aimar \ Франция);
1990 – Грег Ле Монд (Greg LeMond \ США);
2006 – Оскар Перейро (Óscar Pereiro \ Испания).
Из двух ныне действующих гонщиков больше всего дней в жёлтой майке лидера провели Крис Фрум – 59, и Винченцо Нибали – 19.
Жёлтая майка стала неотъемлемой частью французского Гран-тура, символом победы, желанной целью, к которой идут годами, и самое главное, её история не окончена, она всё ещё продолжается…
Copyright © VeloLIVE.com Все права защищены
Поддержите нас, поделитесь публикацией с друзьями в социальных сетях. Спасибо!
Жёлтая майка
Также жёлтая майка (или жёлтый биб) используется в лыжных видах спорта и в биатлоне, где текущий лидер общего зачёта Кубка мира выступает в ней на очередном этапе.Помимо жёлтой майки в спорте используют и майки других цветов (красная, розовая, белая и тд), показывающие лидерство спортсмена в специальных классификациях общего зачёта.
С течением времени, выражение жёлтая майка лидера стало нарицательным, обозначая человека или явление, понятие, намного опережающие в чём-либо всех остальных.
Связанные понятия
Гранд Тур (англ. Grand Tour) — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нём ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
После Второй мировой войны когда велоспорт становится всё более международным и коммерческим, возникает необходимость в создании систем оценки, которые позволяли бы оценивать гонщиков и команды по итогам всего сезона, а не только по отдельным победам. Хороший командный рейтинг лучше влиял на вопросы связанные со спонсорством, в то время как индивидуальный давал гонщику возможность улучший свой контракт. На протяжении многих лет были созданы различные системы оценки и ранжирования как при поддержки.
Трековые велогонки — вид велоспорта, проходящий на велотреках или велодромах. Гонки на треке входили в программу всех Олимпийских игр, за исключением Игр 1912 года.