что значит жить во христе

«Павлово Евангелие»: жизнь во Христе

Сегодня мы продолжаем рассказ о Послании святого апостола Павла к римским христианам и подходим к сложной, можно сказать — к центральной для всего православного богословия мысли, выраженной в «Павловом Евангелии». Праведность Божия, явленная через Господа Иисуса Христа, оправдывает и спасает каждого уверовавшего, будь то иудей, живший по закону Моисееву, или еллин, живший по закону совести.

что значит жить во христе. Смотреть фото что значит жить во христе. Смотреть картинку что значит жить во христе. Картинка про что значит жить во христе. Фото что значит жить во христе

Единение верующих с Богом происходит через Господа Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим. 5, 2). И если для любящих все становится общим, то апостол призывает с радостью принимать даже скорби:хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3–5).

Апостол произносит одно из самых замечательных слов о любви Бога к человеку: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим. 5, 6–10).

Истина любви Божией открывается в смерти Христа. Христос умирает за нас не потому, что мы были достойны этого. Как раз нет — люди были немощными, грешниками и даже Его врагами. Если задаться вопросом, за что Бог любит человека, то единственным правильным ответом будет — ни за что. Бог возлюбил Свое творение, потому что Бог — это Любовь. И любовь Божия распространяется на всех.

Но каким образом это происходит для каждого из нас? Апостол Павел отвечает на этот вопрос в следующей главе Послания к Римлянам. Фрагмент Послания, о котором сейчас пойдет речь, читается в Православной Церкви гораздо чаще других, и практически каждый православный христианин слышал его, потому что 3–11 стихи 6‑й главы входят в состав чинопоследования Таинства Крещения.

Но что же делать дальше, приобщившись к новой жизни во Христе? 7‑я глава Послания к Римлянам содержит самую пламенную и глубокую речь апостола Павла о состоянии человека. Закон, данный Богом, указывал человеку на грех, заповеди определили границу между проявлением страстей и добродетелей. Апостол пишет: я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7, 7). Но закон не избавлял человека от греха, который довлел и властвовал над человеком. И поэтому столь сильный надрыв и плач слышится в словах апостола: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое (Рим. 7, 14–21). Грех побеждает в человеке любое стремление к добру, понуждает человека жить по плоти. Что может уберечь человека от греха, который властвует над человеком? Например, когда маленький ребенок делает что-то плохое, злое, греховное, родители могут с удивлением воскликнуть: «Но разве мы учили такому своего ребенка?». Грех, наследие падшего Адама, учит этому, влечет к злым поступкам. Но чтобы преодолеть собственную «плоть», необходимо обновиться во Христе.

Источник

Как сегодня жить во Христе?

С 15 по 18 ноября состоится очередная богословская конференция «Жизнь во Христе». Богословские конференции проходят раз в два года, и каждый раз на них обсуждаются актуальные вопросы: Учение Церкви о человеке, Православное учение о Церкви, Эсхатологическое учение Церкви, Православное учение о церковных таинствах.

В этом году тема конференции звучит необычно для традиционных богословских собраний. В названии нет сложных философских понятий: экзегетика, герменевтика, гносеология, и так далее. «Жизнь во Христе». В блогах уже встречаются предположения, что, наверное, так измельчало современное богословие, что и поговорить особо не о чем, только вот о жизни во Христе –на богословской-то конференции!

что значит жить во христе. Смотреть фото что значит жить во христе. Смотреть картинку что значит жить во христе. Картинка про что значит жить во христе. Фото что значит жить во христеО некоторых темах предстоящей конференции рассказывает протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии.

— Тема «Жизнь во Христе» была определена еще во время подведения итогов предыдущей богословской конференции по Таинствам Церкви, в 2007 году. Определяющим для выбора такой темы было соображение о необходимости практического применения результатов научной работы. Ведь «Жизнь во Христе» — это центральное содержание церковной жизни. Каким сегодня, в условиях меняющегося общества, должен быть аскетический труд современного христианина, какие советы и наставления святых отцов применимы к жизни мирянина, а что из их наследия справедливо только для монашествующих, как строили свою жизнь в миру святые и подвижники двадцатого века, и наконец – как на практике, в жизни, а не только на бумагах и в книгах – применить все то, что обсуждается сегодня на богословских конференциях.

Кроме того еще она задача конференции — обсудить, как именно сегодня христианину свидетельствовать миру о своем уповании. Свидетельствовать не только словами, но делами и самой жизнью.

— Отец Владимир, есть ли непосредственные практические результаты у уже проведенных конференций?

— Приведу лишь один пример – перечень вопросов и тем, обсуждаемых в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ряд предложений предыдущих конференций вошел в состав материалов, обсуждавшихся в некоторых комиссиях, и мы надеемся, что результаты предстоящей конференции также могут оказаться полезными для работы Межсоборного присутствия.

— Есть ли у участников конференции интерес в обсуждении тем вместе с обычными мирянами, так сказать, практиками?

— И очень большой! Нам очень важно участие, очень важны вопросы. Я надеюсь, что читатели портала «Православие и мир» будут, посмотрев программу, присылать свои вопросы и соображения, и что мы сможем рассмотреть некоторые из них в ходе работы конференции.

— Отец Владимир, давайте немного поговорим о заявленных темах конференции. Вот например, проблема послушаний и духовничества – почему она важна и в каком ключе планируется обсуждение? Что еще не сказано об этом за последние 2000 лет?

— Послушание – это важнейший и весьма действенный аскетический инструмент. Но наиболее эффективным он оказывается в монастырях, когда есть опытный духовник, старец, когда имеется строго определенный уклад жизни, особый монастырский устав.

Представляется, что в обычных условиях для мирянина послушание нельзя применить как универсальное и тем более единственное средство духовного совершенствования. Пребывание в послушании духовнику подразумевает также и возможность регулярного общения с ним, откровения помыслов, получения советов и духовной поддержки. Но такая практика даже не во всех монастырях сегодня применима. Конечно, важно иметь духовника, но не менее важно в современных условиях мирянину учиться быть более ответственным за свои слова, дела, поступки.

Мы знаем православных христиан, которые не идут к духовнику просить благословения, если знают, что не получат одобрения на просимое. Но это лукавство, мы врем себе в такой ситуации. И в чем будем смысл такого выборочного послушания, исполнения только того, с чем мы заранее согласны?

что значит жить во христе. Смотреть фото что значит жить во христе. Смотреть картинку что значит жить во христе. Картинка про что значит жить во христе. Фото что значит жить во христе

Зачастую мы имитируем духовную жизнь, играем в нее. Мы пытаемся механически воспроизвести то, что было в прошлых веках, перенести успешно работавшие в иных социально-исторических обстоятельствах духовно-аскетические практики на новые условия, переложив тем самым ответственность на предыдущие поколения. Я не думаю, что будет хоть какая-то духовная польза от того, что кто-то, живя в миру, начнет воображать себя монахом-отшельником, или воссоздавать условия церковного быта XIX века.

В духовной жизни современного православного христианина неизбежно и неотвратимо присутствует большое пространство свободы. Но свобода с неизбежностью предполагает риск духовной неудачи, а также и готовности нести ответственность за эту неудачу. Вероятно, для кого-то эта свобода – бремя. И все же нам необходимо начать жить своей собственной жизнью, ответственной духовной здесь и сейчас. Это и есть наша жизнь во Христе – и именно Христос должен быть нашей опорой и поддержкой на этом пути.

— Одним из вопросов будет проблема кризиса семьи в современном обществе. Один из часто задаваемых на наш сайт вопросов является проблема постовой практики, в браке, да и шире – в отношении всей сложившейся практики поста…

— Да, один из острых и актуальных вопросов – это вопрос брачной аскезы. Аскеза тоже тесно связана с проблемой выбора и ответственности человека за себя, свою жизнь и свою семью. Мера поста – это творческая задача человека, это вопрос, который должен быть пропущен через личное отношение человека, который не должен стать неудобоносимым, неподъемным бременем, который приведет или к крушению семьи или к отходу человека от Церкви.

Представляется, что при неизменном и бережном сохранении общих уставных требований, возможно реализовать различные модальности в реализации постовых практик. Так сказать, постовые опции. Нужно допустить возможность сосуществования разных ритмов церковной жизни. На практике они уже сложились, кстати.

Это относится и к богослужению: в больших городах также должны быть разные ритмы. Должны быть храмы, где можно молиться 5 часов — есть Афонское подворье, есть еще храмы, где богослужение не отступает ни на стихиру от устава. Но должны быть и храмы, куда могут на службу прийти родители с детьми, пожилые люди, в которых они будут в состоянии выстоять всенощное бдение можно.

— В связи с этим вопрос – как вы полагаете, может ли монах быть духовником у людей семейных?

— С одной стороны, женатому семейному священнику проще понять многие насущные проблемы семьи. У монахов, как правило, нет опыта семейной жизни, воспитания детей, они не знают, что такое, когда дети не слушаются, что такое много детей. Не всегда это и белое духовенство понимает, но семейному священнику, по крайней мере, несколько раз приходилось ночью вставать к ребенку, когда изможденная жена спит.

Значит ли это, что монах не может быть духовником семейной пары? Не думаю. Ведь задача духовника не в том, чтобы давать советы о житейских проблемах. Духовник, это в первую очередь человек, у которого есть опыт молитвы, серьезный опыт духовной жизни. Он должен уметь задать своим подопечным главное направление их жизни – быть со Христом. Он должен уметь и поправить, и поддержать: «Потерпи, не переживай, не унывай»! Он должен уметь делиться опытом света и радости.

— Еще одна заявленная тема – выгорание священнослужителей…

— Да, важнейшая проблема, которую предстоит обсудить, это проблема выгорания. В первую очередь, проблему священнического выгорания. Недавно о проблеме выгорания говорилось в двух разных аудиториях. В одной собрались в основном достаточно молодые священники – они слушали очень внимательно, с большим интересом и сочувствием. Священники в провинции с маленькими зарплатами, со множеством епархиальных и приходских послушаний, с напряженными графиками работы, служащие в тюрьмах, имеющие много детей…

А в другой аудитории присутствовал пожилой священник, который сразу не согласился с заявленной темой, мол, все это несерьезно, и от неправильно построенной духовной жизни.

Нет аскезы, неправильно устроена духовная жизнь, значит, начинается выгорание – это очень частый и легкий ответ на существующие проблемы. Но ведь даже у отцов-аскетов говорится об охлаждении в духовной жизни…

Это серьезная духовная и одновременно психологическая проблема, которую нужно обсуждать и находить способы ее решения на разных уровнях – и на духовном уровне, и на психосоматическом.

Можно воспринимать это распространенное явление как необходимый этап нашей церковной, духовной жизни. Нужно научиться его переживать. Нужно людей готовить к тому, что этот этап наступит и учить его мужественно переносить и преодолевать.

Здесь хороший пример – это пример брака – ведь в семейной жизни тоже надо переходить на новый уровень, чувства меняются, иногда чувства охладевают, чтобы потом семья выходила на новый этап отношений.

Мне видится, что проблема охлаждения во многом связана с нашей привычкой к постоянной эмоциональной реакции. Привыкли, что все проявления нашей церковной жизни должны сопровождаться восторгами, переживаниями… А если положительных эмоций нет? Все, вера иссякла? А кто сказал, что они должны быть? В православной аскетической традиции их вообще не культивируют, их контролируют. А вот что действительно важно – так это разумно-волевая сторона нашей христианской жизни, которую надо воспитывать в себе и развивать. Нужно заставлять себя жить по христиански, даже не получая эмоциональной подпитки.

— Есть ли еще какие-то решения?

Хорошо было бы в рамках проекта открытия новых храмов в Москве создать несколько «пилотных клубных храмов», например, молодежных приходов, где весь приход будут объединять общие дела, занятия, мероприятия.

Нам вообще нужно сегодня как можно больше говорить об успешных и работающих церковных практиках, делиться опытом, поддерживать и укреплять друг друга. Ведь сегодня мы все очень разобщены.

— Как смогут читатели нашего интервью принять участие в обсуждении тем?

Спектр практических вопросов, которые предстоит обсудить на конференции, очень широк. Мы надеемся на широкий отклик и участие самой широкой аудитории в обсуждении. Я бы хотел, чтобы читатели правмира задали бы вопросы нашим докладчикам, что волнует их, что бы они хотели услышать от докладчиков.

Справка:

15-18 ноября 2010 г. в Москве в г/к «Даниловский» состоится VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».

Русская Православная Церковь регулярно проводит богословские конференции, темы которых определяются Священным Синодом.

За последние годы состоялись конференции: «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (2000 г.), «Учение Церкви о человеке» (2001 г.), «Православное учение о Церкви» (2003 г.), «Эсхатологическое учение Церкви» (2005 г.), «Православное учение о церковных Таинствах» (2007 г.).

В работе конференций, которые по традиции открывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принимают участие члены Священного Синода, архиереи и клирики, богословы и ученые Русскойй Церкви, представители Поместных Православных Церквей, а также светские и инославные специалисты.

На конференциях обсуждаются богословские вопросы, проблемы церковной жизни и церковного служения, предлагаются богословски обоснованные способы их разрешения с учетом пастырских и миссионерских задач, стоящих сегодня перед Церковью.

Конференции позволяют представить результаты работы церковных ученых, объединить их усилия с тем, чтобы внести посильный вклад в реальную жизнь Церкви.

Результаты общецерковных богословских конференций Русской Православной Церкви, их выводы и рекомендации рассматриваются Священным Синодом.

Тема настоящей конференции была избрана Священным Синодом не случайно. Жизнь во Христе составляет содержание жизни христианина в Церкви. Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе внутреннего духовно-аскетического подвига — в соработничестве с благодатью Божией, подаваемой в Таинствах. Жизнь во Христе также находит свое выражение в христианском нравственном устроении человека и общества.

Задача конференции — выявить и обозначить пути христианского свидетельства современному дехристианизированному обществу — свидетельства, которое должно состоять не только в проповеди словом Благой Вести о спасении, принесенном Богочеловеком Иисусом Христом, но и в проповеди делом, то есть явлении миру опыта жизни во Христе — опыта благодатного преображения, духовного подвижничества и верности евангельским нравственным заповедям.

По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в нынешней конференции примут участие официальные представители Поместных Православных Церквей.

Среди более семидесяти участников конференции — православные богословы и церковные ученые, а также представители других христианских традиций и светской академической науки.

Работа конференции будет проходить по трем направлениям: «Аскетическое предание Церкви», «Христианская нравственность», «Вызовы современной эпохи». В завершающий, четвертый день конференции состоится круглый стол, на котором на основании предшествующей теоретической дискуссии состоится обсуждение актуальных задач и проблем служения и свидетельства Церкви в современных условиях.

Предлагаем вниманию читателей программу VI-й Международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», организуемой Синодальной Библейско-богословской Комиссией.

15 ноября, понедельник

Пленарное заседание

Конференц-зал г/к «Даниловский»

10:00Молитва
Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Вступительное слово Высокопреосвященного ФИЛАРЕТА, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной библейско-богословской комиссии

Преосвященный КИРИЛЛ, Епископ Авидский (Константинопольский Патриархат)
«Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Аскетический путь преп. Силуана Афонского как вызов современной эпохе

12:00Преосвященный ГАВРИИЛ, Епископ Мареотидский (Александрийский Патриархат)
тема доклада уточняется

Док. Георгий НАХАС (Антиохийский Патриархат)
тема доклада уточняется

Проф. Константин НИАРХОС (Иерусалимский Патриархат)
Диалектическое соотношение философской и христианской этики

Высокопреосвященный ИЛАРИОН, Митрополит Волоколамский (Московский Патриархат)
тема доклада уточняется

Преосвященный АФАНАСИЙ (Евтич), Епископ б. Герцеговинский (Сербский Патриархат)
Православная вера и жизнь. Догма и этика в Православии

15:00Проф. Николаэ МОСОИУ (Румынский Патриархат)
Важность более глубокого понимания православного чинопоследования Святого Таинства Крещения для духовной жизни

Димитр ПОПМАРИНОВ КИРОВ (Болгарский Патриархат)
Православный этос в глобальном мире

Михаил СПИРУ (Кипрская Церковь)
Миротворческая роль Православной Церкви в современных обществах

Диак. Анастас БЕНДО (Албанская Церковь)
тема доклада уточняется

Высокопреосвященный ИАКОВ, Архиепископ Белостокский и Гданьский (Польская Церковь)
Вызовы современной эпохи и их характер

17:30Проф. прот. ЯН ШАФИН (Чешская и Словацкая Церковь)
тема доклада уточняется

Протодиак. Георгий ХАРКОНЕН (Финляндская Церковь)
Православная Церковь перед лицом вызовов современной Европы

Архим. ИУСТИН Синаит (Синайская Архиепископия)
«Да будет воля Твоя»: Христос наш образец и пример

Свящ. Хулиан КАРPОН
«Слава Божия есть человек живущий». Христианство перед вызовами современности

Проф. Пол ВАЛЬЕР
Церковные соборы как контекст жизни во Христе

16 ноября, вторник

Секция IАскетическое предание Церкви

Конференц-зал г/к «Даниловский»

10:00Высокопреосвященный ГЕОРГИЙ, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Экклезиологические аспекты поста

Прот. Иоанн БЭР (декан Свято-Владимирской семинарии, США)
Личностное бытие и свобода: их укорененность в аскезе

12:00Доц. А.Ю. ВИНОГРАДОВ (ИВИ РАН)
Аскетические элементы в раннехристианской апокрифической литературе

Проф. Анджело ди БЕРАРДИНО
Истоки западной аскетики

Доц. А.Р. ФОКИН (ИФ РАН)
Учение прп. Иоанна Кассиана о делании и созерцании

15:00Проф. Дирк КРАУСМЮЛЛЕР
«Будь как братья твои и не отделяйся от них из гордости». Аскетизм и киновийный идеал

Н. Г. ГОЛОВНИНА (ПСТГУ)
Круг церковных проблем и поиск их решения в Нижнем Египте в IV-V вв. (по сочинениям Шенуте)

Проф. Терезия ХАЙНТАЛЕР (Франкфурт-на-Майне)
Жизнь во Христе по учению аввы Дорофея

17:00 М.М. БЕРНАЦКИЙ (Изд-во МП; ЦНЦ ПЭ)
Литературная традиция «Слова о том, что всегда надлежит держать в уме день исхода из жизни» (CPG 4035) Симеона Месопотамского

Марко СКАРПА (Венеция)
Аскетическое учение св. Григория Синаита и его рецепция у славян

Свящ. Димитрий БАТРЕЛЛОС (Афины)
Понимание христианской жизни св. Николаем Кавасилой и его современное значение

Секция IIХристианская нравственность

Большой конференц-зал ОВЦС

10:00Архим. КИРИЛЛ (Говорун) (Учебный Комитет РПЦ)
Христианская этика: на пути от самодостаточности к самоопределению

Проф. прот. Владимир МУСТАФИН (СПбДА)
Мировоззренческие корни нравственных проблем в современном обществе

К.Б. СИГОВ (Национальный Университет «Киево-Могилянская Академия»)
Этическое поле общения

12:00Проф. М.О. ШАХОВ (РАГС)
К вопросу о рациональных обоснованиях этики

Прот. Димитрий ЮРЕВИЧ (СПбДА)
Декалог Моисея — его смысл в контексте ветхозаветной истории и особенности толкования в традиции Православной Церкви

Доц. прот. Леонид ГРИЛИХЕС (МДА)
Никогда человек не говорил так, как этот Человек»: нравственные наставления Спасителя в контексте раннего иудаизма

15:00Преосвященный СЕРАФИМ, епископ Бобруйский и Быховский
Нравственный аспект служения женщины по трудам свт. Иоанна Златоуста

Проф. А.И. СИДОРОВ (МДА)
Как богатые пытаются войти в Царство Небесное (Ирина Хумнена Палеологиня, в монашестве – Евлогия)

Диак. Августин СОКОЛОВСКИ
Жизнь во Христе в свете учения святителя Августина Иппонского о благодати

17:00Д.М. ГЗГЗЯН (СФИ)
К индоктринации концепции ценностной иерархии в христианскую этику

Проф. архим. ПЛАТОН (Игумнов) (МДА)
Язык морали и этики

Секция IIIВызовы современной эпохи

Малый конференц-зал ОВЦС

10:00Проф. прот. Владимир ВОРОБЬЕВ (ПСТГУ)
Христианский университет в современном образовательном пространстве

Доц. прот. Кирилл КОПЕЙКИН (СПбДА)
Христианство в «конце истории»

С.В. ЧАПНИН (ЖМП)
Разговор с человеком: диалог в электронной коммуникации (Богословие общения)

12:00 А.М. МАЛЕР (ИФ РАН)
Персонализм православной аскезы и имперсонализм современных идеологий

Доц. прот. Александр РАННЕ (СПбДА)
Либерализм и традиционное сознание в контексте полемики вокруг «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского

15:00 Проф. прот. Владислав ЦЫПИН (МДА)
Дисциплинарные правила и их применение в современной пастырской практике

Доц. прот. Павел ВЕЛИКАНОВ (МДА)
Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания (burnout)

Проф. В.К. ШОХИН (ИФ РАН; МГУ)
Тайна Искупления и Таинство Покаяния: несколько небогословских рассуждений

17:00 Проф. прот. Владислав СВЕШНИКОВ (ПСТГУ)
Кризис личности и кризис семьи

Свящ. Владимир ХУЛАП (СПбДА)
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

17 ноября, среда

Секция IАскетическое предание

Конференц-зал г/к «Даниловский»

10:00 Прот. Олег ДАВЫДЕНКОВ (ПСТГУ)
Христологические основания православного учения об обожении

Свящ. Михаил АСМУС (ПСТГУ)
Аскетическое учение прп. Романа Сладкопевца

Игумен АДРИАН (Пашин) (МДА)
Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием

12:00 Проф. прот. Владимир БАШКИРОВ (МинДА)
«Непрестанно молитесь» (1 Фес 5. 17): Как понимать молитву и как молиться современному человеку? (по свидетельствам аскетического предания Церкви)

Игум. ДИОНИСИЙ (Шленов), (МДА)
Учение о послушании в святоотеческой традиции (примерная тема)

Проф. прот. Максим КОЗЛОВ (МДА)
О месте принципа послушания в современной аскетической практике

15:00 П.К. ДОБРОЦВЕТОВ (МДА)
Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению

Доц. П.Ю. МАЛКОВ (ПСТГУ)
Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях (в его взаимосвязи с учением о человеческой природе и призвании ее к обожению)

Доц. диак. Владимир ВАСИЛИК (СПбДА)
Происхождение и классификация грехов в «Луге Духовном»

Секция IIХристианская нравственность и вызовы современной эпохи

Большой конференц-зал ОВЦС

10:00 В.Р. ЛЕГОЙДА (Синодальный информационный отдел)
Христианская и секулярная нравственность в современном мире

Проф. C.С. ХОРУЖИЙ (Институт синергийной антропологии; ИФ РАН)
Этические принципы исихазма и современные поиски неклассической этики

Проф. А.П. КОЗЫРЕВ (МГУ)
Возвращение этического в современном мире: формальная этика или этика Христа?

12:00 К.Н. КОСТЮК
Социальная концепция Русской Православной Церкви как система нравственных вызовов к обществу

Прот. Георгий РОЙ (МинДА)
Христианско-этическая оценка законодательства республики Беларусь в сфере современных биомедицинских технологий

15:00 О. СЕДАКОВА
«Что есть человек, яко Ты помнишь его» (Пс 8.5). Вопрос о человеке в современной секулярной культуре

Доц. А.С.ФИЛОНЕНКО (Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина)
Евхаристическая антропология и современное христианское свидетельство

А.Л. БЕГЛОВ (Центр истории религии и Церкви ИВИ РАН)
Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории 20 столетия

17:00 Игумен ПЕТР (Мещеринов) (Свято-Данилов монастырь, Москва)
Вызовы времени: экклезиология

П.Б. МИХАЙЛОВ (ПСТГУ)
Богословский метод митрополита Антония Сурожского

18 ноября, четверг

10:00Круглый стол по актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *