что значит зона отселения
Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 10 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Закона
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона отселения
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 25.06.2012, с изм. от 24.10.2012) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Смотреть что такое «Зона отселения» в других словарях:
Зона временного отселения — территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуируется или временно отселяются проживающее на ней население с целью обеспечения его безопасности. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Зона отчуждения — (именовавшаяся в 1986 1987 годах 30 километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года зоной отселения) территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие… … Официальная терминология
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная… … Официальная терминология
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием 137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная… … Официальная терминология
Зона отчуждения — КПП Старые Соколы Зона отчуждения Чернобыльской АЭС территория, находящаяся в радиусе 30 километров вокруг Чернобыльской атомной электростанции. «Зона» включает в себя север Иванковского района Киевской области, где расположены непосредственно… … Википедия
Зона отчуждения Чернобыльской АЭС — КПП Старые Соколы Зона отчуждения Чернобыльской АЭС, называемая т … Википедия
Зона временного отселения — территория, откуда при угрозе или во время возникновения ЧС эвакуируется или временно выселяется проживающее на ней население с целью обеспечения его безопасности … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
СТО НОСТРОЙ 2.33.13-2011: Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Общие технические требования — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.33.13 2011: Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Общие технические требования: 3.1 административно складская зона : Комплекс помещений и территорий,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
административно-складская зона — 3.1 административно складская зона : Комплекс помещений и территорий, выделяемых для организации и проведения ремонтно строительных работ при капитальном ремонте многоквартирного дома. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Гомель — У этого термина существуют и другие значения, см. Гомель (значения) Город, областной и районный центр Гомель белор. Гомель … Википедия
Статья 9. Зона отселения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 9. Зона отселения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Закона
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км2, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
«Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 декабря 1997 г. N 1582
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 N 197,
с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ
от 29.08.2002 N ГКПИ01-1757, от 23.10.2002 N ГКПИ 02-1146,
от 23.12.2002 N ГКПИ 2002-1291)
1. Утвердить прилагаемый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации средства федерального бюджета, высвобождаемые в связи с принятием настоящего Постановления, направить на погашение задолженности по выплате компенсаций и предоставлению льгот гражданам Российской Федерации, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и на государственные инвестиции федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года и федеральной целевой программы «Дети Чернобыля».
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в связи с принятием настоящего Постановления в I квартале 1998 г. представить предложения о внесении изменений в перечень населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 671 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3132).
4. Признать утратившими силу:
Пункт 4 данного документа решением Верховного Суда РФ от 29.08.2002 N ГКПИ01-1757 в части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос. Борщево Погарского района Брянской области признан противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Верховного Суда РФ от 19.11.2002 N КАС02-597 данное решение изменено: признан незаконным, недействующим и неподлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4 данного документа и в части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом следующих населенных пунктов: Калиновка, Красный Угол и Новый Синин.
О передаче материала для принятия к производству Верховного Суда РФ по первой инстанции см. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.06.2002 N 43пв02.
распоряжение Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. N 363-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 г. N 73-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст. 341);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 571-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 20, ст. 1874).
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 февраля 1998 г.
от 18 декабря 1997 г. N 1582
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ЗОН
РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 N 197)
ДОСЬЕ: К 35-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС
35 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере ее последствия затронули многие страны Европы. Но в наибольшей степени пострадали Украина, Россия и особенно Беларусь.
Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX века это была самая мощная в СССР атомная электростанция.
Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.
В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение.
В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137. Согласно данным доклада Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь за 2020 год, около 35% чернобыльских выпадений радиоцезия на европейском континенте находится на территории Республики Беларусь, поэтому последствия Чернобыля для Беларуси определены как «национальное экологическое бедствие».
С первых дней после катастрофы на ЧАЭС правительство Беларуси начало проводить мероприятия, направленные на защиту населения, проживающего в непосредственной близости к станции. Сразу после аварии было принято решение об эвакуации населения с территории, где мощность экспозиционной дозы превышала 25 мР/ч (территория приблизительно в радиусе 10 км от ЧАЭС). В белорусской части этой зоны эвакуация населения фактически началась 2 мая. Затем было принято решение снизить дозовый предел до 5 мР/ч, что примерно соответствовало 30-километровой зоне.
Населенные пункты, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения
За прошедший после аварии период в Беларуси удалось сократить список населенных пунктов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Перечень населенных пунктов и объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, согласно законодательству пересматривается раз в 5 лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования населенных пунктов.
В период с 1986 по 2016 год из загрязненных зон исключено 1485 населенных пунктов, или 40%. Согласно действующему Перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2016 года №9, по состоянию на 2016 год в зонах загрязнения было расположено 2193 населенных пункта.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2020 года в зонах радиоактивного загрязнения располагалось 2166 населенных пункта, в 2051-м из них проживало 1103,6 тыс. человек.
Зоны эвакуации и отселения
Белорусский сектор зоны эвакуации (отчуждения) Чернобыльской АЭС представляет собой компактную территорию площадью 1,7 тыс. кв.км. Проживавшее здесь население было эвакуировано в 1986 году. Тогда же земли на этой территории были выведены из хозяйственного пользования. В 1988 году здесь создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (ПГРЭЗ). Это единственный в мире радиационно-экологический заповедник. В него вошли особенно загрязненные территории Хойникского, Наровлянского и Брагинского районов Гомельской области.
Зоны отчуждения и отселения рассредоточены на территории 13 районов Гомельской и Могилевской областей республики, что создает определенные трудности по их содержанию.
На территориях зон эвакуации (отчуждения) и отселения действует особый правовой режим с целью предотвращения несанкционированного проникновения граждан и транспортных средств, неконтролируемого вывоза грузов, пресечения фактов браконьерства, сбора «даров леса». Основные подходы к содержанию этих зон были сформулированы в «Концепции содержания зон отчуждения и отселения».
В соответствии с законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.
В отличие от зоны отчуждения на территории зоны отселения ведется строго ограниченная хозяйственная деятельность, связанная с поддержанием в надлежащем состоянии дорог, линий электропередач и других объектов, имеющих инфраструктурное значение.
Деятельность в сфере функционирования территорий радиоактивного загрязнения регулируется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь. Охранно-режимные мероприятия обеспечиваются проведением автопатрулирования, функционированием системы контрольно-пропускных пунктов.
Система радиационного мониторинга и контроля в Беларуси
Радиационный мониторинг обеспечивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
В соответствии с требованиями действующего законодательства в Республике Беларусь запрещаются производство и реализация продукции, содержание радионуклидов в которой превышает допустимые уровни. С целью обеспечения выполнения этого требования в республике создана и эффективно действует система радиационного контроля пищевых продуктов, продовольственного и сельскохозяйственного сырья, пищевой и другой продукции леса, производимых на загрязненной радионуклидами территории. Ее основу составляют ведомственные системы контроля.
В республике функционируют около 1 тыс. подразделений радиационного контроля организаций и предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства лесного хозяйства, Министерства здравоохранения, Белорусского республиканского общества потребительских союзов, других министерств, субъектов хозяйствования. Подразделения радиационного контроля Министерства здравоохранения, Госстандарта осуществляют соответствующие надзорные функции.
Согласно требованиям нормативных документов, радиационному контролю подлежит вся продукция, производимая на территории радиоактивного загрязнения. На каждую партию продукции в обязательном порядке оформляется документ, удостоверяющий соответствие содержания радионуклидов установленным уровням.
Социальная защита и оздоровление пострадавшего населения
В Беларуси создан государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. В национальный регистр внесены данные о более 1,7 млн человек, в том числе более 360 тыс. детей и подростков.
Основным направлением государственной социальной политики в отношении граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, является оказание помощи социально уязвимым категориям населения, предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».
Одной из важнейших задач является повышение эффективности и улучшение качества медицинского обеспечения участников ликвидации последствий аварии, санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавшего населения, особенно детей, проживающих на загрязненных территориях. Основой системы медицинского обеспечения является специальная диспансеризация пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан, обеспечивающая раннее выявление заболеваний и своевременное лечение, реабилитацию и проведение профилактических мероприятий.
В республике открыты новые медицинские учреждения, институты, специализированные клиники и центры. В 2003 году в Гомеле начал работать построенный под патронажем Президента Беларуси Александра Лукашенко Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. Открытие центра позволило существенно приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам.
Одним из приоритетных аспектов по сохранению и укреплению здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях, является рациональное сбалансированное питание. Все учащиеся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием, которое предоставляется по месту обучения за счет средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Важной составляющей в сохранении здоровья является санаторно-курортное лечение и оздоровление. В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения, дети, проживающие на чистой территории и посещающие школы, расположенные на загрязненной территории, неработающие инвалиды I-II групп имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление.
Ежегодно, начиная с 1990 года, белорусские дети оздоравливаются за рубежом в рамках международных гуманитарных оздоровительных программ. Выезд на оздоровление осуществляется главным образом детей, проживающих на загрязненных территориях, детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В мае 2007 года был подписан договор с Италией об условиях оздоровления несовершеннолетних белорусских граждан на основе безвозмездной помощи. Подписание данного договора, в котором обеспечены необходимые юридические гарантии при осуществлении оздоровления белорусских детей, послужило примером для подписания аналогичных договоров с другими странами Европы. По данным на 2020 год действительными являются 14 таких договоров (с Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Ирландией, Испанией, Италией, Лихтенштейном, Люксембургом, Словенией, Нидерландами, Францией, Швейцарией, Швецией).
От реабилитации к устойчивому социально-экономическому развитию
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС позволила решить ряд важнейших задач. Государством предприняты значительные меры по решению радиационно-экологических, медицинских, социально-экономических и других проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Основным инструментом для реализации государственной политики в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы являются государственные программы.
После распада Советского Союза Республика Беларусь вынуждена была самостоятельно решать весь комплекс чернобыльских проблем. 28 июля 1992 года была одобрена Государственная программа по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 годы и на период до 2000 года. Последовательно были приняты и одобрены программы по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на ЧАЭС на следующие периоды: 1996-2000 годы, 2001-2005 годы и на период до 2010 года, на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, на 2016-2020 годы.
Каждая из программ содержит ряд мероприятий для комплексного решения проблем в различных сферах. Программы непрерывно следуют одна за другой, благодаря чему мероприятия осуществляются на постоянной основе. Каждая последующая программа формируется с учетом изменений в постчернобыльской ситуации. Все мероприятия направлены на создание условий жизни, позволяющих минимизировать влияние негативных последствий радиоактивного загрязнения, и при этом несут в себе функции социальной защиты населения, оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 35 лет в Беларуси реализовывался ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства Беларуси и России. Выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами обеих стран. На данный момент выполнено уже четыре союзные чернобыльские программы, выполняется пятая.
Программы позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов. Были осуществлены пилотные проекты адресной реабилитации хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях. В рамках этих программ шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создан Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) с отделениями в Москве и Минске.
Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 2021-2025 годы
В марте 2021 года правительство Республики Беларусь утвердило государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021-2025 годы.
Разработка государственной программы обусловлена долгосрочным характером и масштабами радиоактивного загрязнения регионов страны, требующими продолжения работ по поддержанию на достигнутом уровне социальной и радиационной защиты населения и обеспечению жизнедеятельности с минимальными ограничениями по радиационному фактору, необходимостью предоставления государственной финансовой поддержки.
Планируется решать такие задачи, как оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение и оздоровление пострадавшего населения, обеспечение радиационной защиты и адресного применения защитных мер, содействие социально-экономическому развитию пострадавших регионов.
В планах также совершенствование организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения. На реализацию государственной программы предполагается направить почти Br3 млрд.-0-