договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы

Процедура оформления утилизации оргтехники в компании

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Вопрос: Предмет закупки — утилизация вычислительной оргтехники (компьютеры, принтеры, мониторы). Должны ли участники такой закупки обладать какими-либо лицензиями?
Посмотреть ответ

Этапы утилизации оргтехники

Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

Источник

В организации списывается компьютер в комплекте путем уничтожения, без оприходования драгметаллов и сдачи на утилизацию. Возможны ли к организации претензии со стороны контролирующих органов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

Организации, не выполняющие правила использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или содержащих их изделий, могут быть привлечены к административной ответственности.

Если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, то для утилизации оргтехники организации необходимо привлечь специализированную организацию.

Обоснование вывода:

Большинство видов оргтехники (в том числе компьютеров) состоят из деталей, содержащих драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат учету.

Порядок учета установлен:

Правилами учета и хранения драгоценных металлов. утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее — Правила);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов. утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция).

Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

С учетом положений указанных выше нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:

изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

определить содержание драгоценных металлов в деталях;

оприходовать полученные в результате разбора техники детали.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Еще одним способом списания объекта, содержащего драгметаллы, с учета может быть его реализация (в неразобранном виде) специализированной организации, выкупающей старую технику и утилизирующей ее (п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 76, 81 Методических указаний). Такое выбытие оргтехники сопровождается составлением акта приемки-передачи основных средств.

При этом из положений Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор, в т.ч. и электроннолучевой, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

При этом обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП, согласно которой на юридических лиц может быть возложен штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или приостановлена деятельность организации на срок до девяноста суток.

Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

В рассматриваемом случае организация собирается осуществить списание компьютера без оприходования драгметаллов и сдачи его на утилизацию. Такой способ списания объектов, содержащих драгметаллы, с учета не предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету и положениями законодательства об учёте и хранении драгоценных металлов.

За нарушение установленных правил извлечения, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ путем наложения штрафа:

Протокол об административном нарушении в этом случае составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный пробирный надзор (п. 99 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП РФ, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В качестве примера порядка действий Организации при ликвидации основных средств, в том числе содержащих драгметаллы, а также документирования при этом операций считаем возможным рекомендовать Порядок списания и реализации ОС, направленный письмом Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник

Договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы

договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Смотреть фото договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Смотреть картинку договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Картинка про договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Фото договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации отражение в бухгалтерском учете организации драгоценных металлов, находящихся в приборах, оборудовании и изделиях КИП (в том числе и импортных), при их принятии к учету осуществляется в порядке, рассмотренном нами ниже.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов нефинансовых активов (О. Лунина, журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2017 г.);
— Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
— Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Смотреть фото договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Смотреть картинку договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Картинка про договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы. Фото договор об утилизации оргтехники содержащей драгметаллы

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Источник

Организация передает офисные отходы (ртутные ламы, старые компьютеры и т.п.) на утилизацию, нужно ли начислять НДС?

В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация платить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Передача права собственности на возвратные отходы (возмездная или безвозмездная) признается объектом налогообложения НДС.

В зависимости от вида отходов организации необходимо уплачивать НДС или нет.

Обоснование позиции:

Объектом налогообложения НДС признается реализация на территории РФ, в частности, товаров на возмездной и безвозмездной основе (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, установлен п. 2 ст. 146 НК РФ.

Операции по реализации отходов в п. 2 ст. 146 НК РФ и в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ) не поименованы.

Напомним, что реализацией для целей налогообложения признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При этом товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В свою очередь, под имуществом понимаются, в частности, движимые вещи (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст.ст. 128, 130 ГК РФ), к которым можно отнести и отходы производства.

То есть из прямого прочтения приведенных норм НК РФ можно сделать вывод, что передача права собственности на отходы производства для их утилизации признается объектом налогообложения НДС. Подтверждает данный вывод и упоминание некоторых отходов, реализация которых освобождена от налогообложения, в ст. 149 НК РФ, где поименованы операции, признаваемые объектом налогообложения, но не облагаемые НДС.

Так, не облагается НДС:

— реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Как видим, реализация, в частности, макулатуры и отходов драгметаллов хоть и являются объектом налогообложения, но законодатель установил освобождение этих операций от налогообложения.

Кроме того, с 1 января 2018 года утратила силу норма пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ), в соответствии с которой не подлежали налогообложению операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. При этом введена также норма п. 8 ст. 161 НК РФ (устанавливающая институт налогового агентировании при реализации лома и отходов черных и цветных металлов).

То есть 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Только обязанность по уплате НДС с этой реализации возложена на покупателя этого лома и отходов.

Таким образом, исходя из приведенных норм НК РФ, следует, что передача права собственности на отходы производства на возмездной или безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС.

В то же время в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью её использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.

Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.

Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по заданному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией. Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.

Рекомендуем организации также воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Если организация примет решение не облагать НДС операции по передаче отходов на утилизацию, то в качестве дополнительного косвенного аргумента в пользу этой позиции приведем следующий вывод Пленума ВАС РФ, изложенный в п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, где сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Из чего можно сделать вывод, что товаром в целях НК РФ является имущество, предназначенное для реализации в собственном качестве (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15).
По нашему мнению, в собственном качестве как товар не могут реализовываться так называемые безвозвратные отходы, определение которым дано в п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д). К ним относят отходы, которые не могут быть использованы при данном состоянии техники, и технологические потери: угары, усушка, улетучивание и т.п. При этом безвозвратные отходы оценке не подлежат.

На наш взгляд к таковым можно отнести, например, разбитые ртутные лампы или что-то похожее. Полагаем, что передача таких отходов на утилизацию не облагается НДС ввиду отсутствия возможности использования этих отходов каким-либо образом, кроме как обезвредить и захоронить (в собственном качестве как товар они не могут рассматриваться).

Возвратными, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными, не используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов или реализованы на сторону.

В соответствии с п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, отходы, образующиеся в подразделениях организации, должны собираться в установленном порядке и сдаваться на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи).

К возвратным отходам, на наш взгляд, могут относиться изделия из черных и цветных металлов, техника (в том числе компьютерная) и приборы, содержащие драгметаллы, макулатура и иные подобные вещи.

По нашему мнению возвратные отходы могут быть реализованы в качестве вторсырья, то есть товара в целях главы 21 НК РФ, так как эти отходы имеют хоть какие-то потребительские свойства.

При продаже возвратных отходов налоговая база определяется исходя из договорной цены этих отходов без НДС (п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

При безвозмездной передаче возвратных отходов налоговая база определяется исходя из рыночных цен (цены возможной реализации) на эти отходы без НДС (п. 2 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ).

При этом как возмездная, так и безвозмездная передача макулатуры не облагается НДС на основании пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ). Отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогоплательщик не может (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).

Если продается или безвозмездно передается лом и отходы черных и цветных металлов организации или физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем (ИП), то НДС по этой операции уплачивает покупатель (получатель) (п. 8 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-07-11/2791). Если покупателем или получателем является физическое лицо, не являющееся ИП, то организация самостоятельно должна исчислить и уплатить в бюджет НДС (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

В отношении реализации (передачи) на утилизацию компьютерной техники отметим следующее.

Организация обязана вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оргтехнике, начиная от момента ее приобретения до момента списания и отражать эти данные во всех первичных документах, сопровождающих движение оргтехники, и карточках учета активов (п.п. 1.1, 2 ст. 20 Закона N 41-ФЗ, п.п. 2, 6, 9, 9.1 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, п.п. 3, 5, 8, 11, 14, 22 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

Если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Просто списать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов нельзя, предварительно надо извлечь из нее драгметаллы (п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ).

Таким образом, организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде оргтехники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям оргтехнику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы.

Обратите внимание, что в Законе N 41-ФЗ не упомянута возможность безвозмездной передачи драгметаллов переработчику или аффинажной организации*(1).

Так или иначе, реализация или безвозмездная передача техники, содержащей драгметаллы, или ее запчастей, для целей извлечения драгметаллов не облагается НДС на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (более подробно о применении данной нормы смотрите в материале, представленном в конце ответа*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(2) Вопрос: В главу 21 НК РФ были внесены изменения в части реализации лома (с 01.01.2018 подлежит налогообложению). Освобождается ли от налогообложения в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация лома, содержащего драгоценные металлы (продажа, в частности, подлежащего списанию оборудования и прочих товарно-материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы, если покупателем не выступают банк и прочие организации)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.);

— Вопрос: Бюджетное учреждение реализует серебросодержащие отходы от рентгенпленки ИП, имеющему лицензию на сбор, использование, обезвреживание и размещение таких отходов. Необходимо ли начислять и перечислять НДС с 01.01.2018? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

— Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

— Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *