каз содержание что это
А вы знаете, что такое «казахстанское содержание»?
Что же такое «казахстанское содержание»?
(Ориентируюсь, но не copy pastю на сайт www.investkz.com)
Согласно Закона «О недрах и недропользовании», Закона «О государственных закупках», компании, нуждающиеся в услугах, товарах и работах обязаны выбирать отечественных производителей. Однако, некоторые из них все – таки нарушают данные пункты, в силу различных обстоятельств.
По данным сайта www.investkz.com общий показатель «казахстанского содержания» по товарам, работам и услугам по РК составляет 15%. Думаю, со временем данное число будет расти. Развитие местного содержания на самом деле является актуальным аспектом экономики и политики страны, потому что это выгодно не только госполитике, но и обществу.
Как сообщает национальное агентство по развитию местного содержания, известны результаты за 1 полугодие 2012 года. Общий объем закупа товаров, работ и услуг составил 5 101,2 млрд. тенге, в том числе у отечественных поставщиков – 2 744,7 млрд. тенге, доля казахстанского содержания в товарах, работах и услугах составила 53,8 %.
— товаров закуплено 2 036,3 млрд. тенге, в том числе казахстанских товаров закуплено на 668,3 млрд. тенге, доля казахстанских товаров составила 32,8 %;
— работ закуплено на 1 238,1 млрд. тенге, из них у казахстанских поставщиков закуплено на сумму 705,7 млрд. тенге, доля казахстанских работ – 57,0 %;
— услуг оказано на сумму 1 826,7 млрд. тенге, казахстанскими поставщиками на сумму 1 370,7 млрд. тенге, доля казахстанских услуг составила 75 %.
Вот диаграмма доли общего объема закупа товаров, работ и услуг по итогам 1 полугодия 2012 года
В настоящее время законодательство в области казахстанского содержания заметно развивается. Ведутся работы, принимаются более детализированные правила и нормы в данной сфере. Однако, несмотря на работу и поддержку со стороны государства, к сожалению, отсутствует полный спектр товаров, соответствующих мировым стандартам качества и требованиям безопасности. Поэтому некоторые компании иногда нарушают правила контрактов или договоров, мотивируя тем, что товары, производимые в Казахстане, не соответствуют стандартам, либо имеют более высокую стоимость по сравнению с их иностранными аналогами.
Кроме государства, развитием казахстанского содержания занимаются отдельные компании. Так, в ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY имеется координационный совет. Он занимается развитием казсодержания в нефтегазовой и энергетической сфере и контрактах на недропользование, сотрудничает с казахстанскими поставщиками товаров, работ и услуг, занимается повышением их профессионального уровня. Так как, общественное объединение работает в нефтегазовой сфере, соответственно и участие в этом секторе больше. http://www.kazenergy.com/
Одним из примеров является то, что ассоциация поддерживает студентов, выплачивая им стипендии нефтегазовых и энергетических специальностей. По окончании университетов они уже имеют места работы, что, несомненно, повышают уровень казсодержания.
Так что давайте, развивать качество казахстанского сервиса. Чем больше казахстанских специалистов задействовано и чем больше товаров, работ и услуг закупается у отечественных производителей, тем больше выгоды для нас!
Зачем «казахстанское содержание» заменили стыдливым «внутристрановая ценность»
08:00 11 Февраль 2021 23230
Автор:
Об этом говорили в МИИР 8 февраля 2021 года, когда министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов провел заседание подгруппы развития местного содержания с Советом иностранных инвесторов, в том числе Exxon Mobil, «Шелл Казахстан», Eni и Total, сообщает корреспондент inbusiness.kz. Правда, пресс-служба министерства сообщила об этом только вечером 9 февраля.
Справедливости ради надо отметить, что тему смены понятий обсуждали еще с прошлого года, но сейчас она выходит на финишную прямую.
Как сказано в пресс-релизе МИИР, «по итогам работы подгруппы будет разработана дорожная карта по развитию внутристрановой ценности, в рамках которой будут отражены предложения иностранных инвесторов касательно международного опыта развития местного содержания, меры поддержки, позволяющие снижение капитальных затрат иностранных инвесторов и другие».
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, как решается вопрос увеличения казахстанского содержания в Карагандинской области.
Напомним, 16 марта 2017 года на площадке АО «АрселорМиттал Темиртау» прошел форум-презентация планов и правил закупок компании, где, кроме официальных лиц, присутствовало более 30 товаропроизводителей региона различных отраслей промышленности.
Целью этого мероприятия было «развитие казахстанского содержания (КС), увеличения доли местного содержания в закупках системообразующих предприятий (СОП) и поддержке отечественных товаропроизводителей».
В своем выступлении замакима региона Маргулан Карибеков отметил, что «в 2016 году СОП области произвели продукции на сумму 483 млрд тенге, при этом казсодержание по товарам и услугам составило 342 млрд тенге, то есть 70,8%».
По словам заместителя председателя АО «NADLoC» Адильхана Арстанова, «АрселорМиттал Темиртау» является одной из лидирующих компаний по развитию местного содержания среди системообразующих предприятий:
«Так, по итогам 2016 года доля местного содержания в закупках товаров, работ и услуг составила 75,5%. При этом удельный вес закупа АМТ среди СОП Карагандинской области составляет 66,1%, а удельный вес закупленной отечественной продукции среди системообразующих предприятий Карагандинской области составляет 70,5%», – удовлетворенно заявил он.
Впрочем, можно предположить, что до 2019 года в шахтерско-металлургическом крае (смеем предположить, что и в целом по стране) был сломан специальный калькулятор, на котором высчитали процент казахстанского содержания, а посему он выдавал неправильные значения.
Странным образом в казсодержание «Арселора» этот калькулятор записывал сырье – карагандинский уголь и лисаковскую руду, туда же шла и темиртауская электроэнергия, которые компания покупала сама у себя. Справедливости ради надо отметить, что подобная картина с перекладыванием из одного кармана в другой наблюдалась не только у АМТ, но и у других системообразующих предприятий.
19 декабря 2019 года во время «Строгого разговора со «священной коровой» аким Карагандинской области Женис Касымбек выбросил поломанный калькулятор и на пальцах произвел следующие расчеты:
«Из всего объема закупок «АрселорМиттал Темиртау» без учета сырья карагандинское содержание составляет 3%. Цифра удивительная в индустриально-развитом регионе. В целом по области МСБ ежегодно растет на 20%, а 17% экономики региона – это МСБ. А в ваших закупках из 32 млрд тенге карагандинское содержание всего 900 млн тенге. Это вопиющие цифры. По работам и услугам похожая ситуация: из 45 млрд тенге в целом казахстанские компании всего 12 млрд тенге имеют. Мы везде видим понимание: и с «Казахмысом», и с «Казцинком» и с Шубаркулем, но именно по вашему предприятию цифры гораздо меньше. Дальше мы будем это контролировать».
Нахмуренная бровь акима произвела долгожданный эффект, о чем собственно и писал inbusiness.kz в материале «АрселорМиттал Темиртау» таки научился нашу Родину любить».
Согласно данным акимата Карагандинской области
«И так любовь на ней сказалась, что это стало всем заметно!» Именно эта цитата из бессмертной «Собаки на сене» Лопе де Вега приходит на ум, когда видишь эти цифры. Посудите сами: только за девять месяцев доля местного содержания в несырьевых закупках АМТ увеличилась не в два, как было предписано меморандумом, подписанном в феврале 2020 года, а почти в пять раз – до 24,5 млрд тенге!
«А по итогам [12 месяцев] прошедшего года объем закупленных АМТ несырьевых товаров составил 31,2 млрд тенге – в шесть раз больше, чем в 2019 году. Компания заключила контракты с 34 местными предприятиями. Готовится для подписания меморандум на 2021 год», – доложил на аппаратном совещании в акимате региона руководитель управления промышленности и индустриально-инновационного развития Галымжан Жумасултанов.
И слезать в этом вопросе с «АрселорМиттла Темиртау», равно как и других системообразующих предприятий региона, никто не собирается. Что, собственно, и подтвердил аким области Женис Касымбек на недавнем совещании, посвященном инвестициям в регион:
«На этот год мы ставим для себя задачу увеличить местное содержание минимум в два раза. Поскольку «АрселорМиттал Темиртау» инвестиции увеличили в два раза, до 140 млрд тенге, то мы хотим от них соответствующего увеличения казахстанского содержания, и в первую очередь местного карагандинского. У нас есть все для развития, потенциал большой. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность проведения закупок с целью привлечения местных товаропроизводителей. Мы настаиваем на том, чтобы системообразующие компании поддерживали малый и средний бизнес. Для нас главное – сохранение рабочих мест», – подчеркнул Женис Касымбек.
На этом фоне либеральные заигрывания МИИР с другими иностранными инвесторами выглядят, простите за мой французский, pas comme il faut.
Почему правительство стесняется гордого понятия «казахстанское содержание», выхолащивая его суть заменой на либеральное «внутристрановая ценность», получая в конечном итоге «внешнестрановое обесценивание», тот еще вопрос.
Нужно защищать свой рынок, не оглядываясь на разваливающуюся ВТО, как это вполне успешно делается в Карагандинской области.
Или мы не празднуем в этом году 30-летие независимости?
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Порядок определения доли казахстанского содержания (Тримов Н.С., предприниматель)
Порядок
определения доли казахстанского содержания
Тримов Н.С., предприниматель
Как Вам известно, развитие казахстанского содержания имеет важное стратегическое и социальное значение для Республики Казахстан и реализуется в соответствии с Посланием Главы государства Н.Назарбаева к народу Казахстана.
Государство уделяет особое внимание в развитие отечественного производства, например разработка Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан. Одним из ключевых вопросов указанной государственной программы является поддержание казахстанского товаропроизводителя.
Следует отметить, что основным критерием при осуществлении закупа являются деньги и развитие КС предлагаемая методика направлена на максимальное использование казахстанских товаров, работ и услуг, предоставление приоритета казахстанскому производителю с соблюдением баланса между деньгами и казахстанским содержанием, что действующая методика не учитывает.
1. Настоящий порядок (механизм) предназначен для расчета казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг с целью обеспечения максимального использования казахстанских товаров, работ и услуг.
Порядок обеспечения максимального использования казахстанских товаров, работ и услуг в закупках осуществляемых
2. Принимая во внимание необходимость обеспечения максимального использования, при прочих равных условиях, казахстанских товаров, работ и услуг. А также, принимая во внимание, что под понятием «прочие равные условия» подразумевается равные технические возможности потенциальных поставщиков, т.е. соответствие их технических предложений требованиям Заказчика и иным необходимым требованиям (квалификационным требованием, требованиям тендерной документации и т.д.), а также учитывая, что предоставление различными потенциальными поставщиками одинаковых ценовых предложений невозможно, разработан следующий порядок обеспечения максимального использования казахстанских товаров, работ и услуг.
Оферта о скидке может быть предложена только в случае, если доля казахстанского содержания «ПП казахстанских ТРУ» в денежном выражении, больше или равна разнице ценовых предложений «ПП казахстанских ТРУ» и «ПП не казахстанских ТРУ» рассчитанных по нижеприведенной формуле.
В случае если в тендере участвуют несколько ПП казахстанских ТРУ то Оферта о скидке может быть предложена тому ПП казахстанских ТРУ который предложил наибольшую долю КС. Если такой ПП казахстанских ТРУ отказался от Оферты о скидке, то Оферта о скидке может быть предложена ПП казахстанских ТРУ занявшим второе место по доле КС.
Оферта о скидке может быть предложена, в случае, если разница в денежном выражении между долей КС «ПП с наибольшей ценой и КС» и долей КС «ПП с наименьшей ценой и КС» больше или равна разнице между ценовыми предложениями данных поставщиков рассчитанных по нижеприведенной формуле.
В случае если в тендере участвуют несколько ПП с наибольшей ценой и КС то Оферта о скидке может быть предложена тому ПП с наибольшей ценой и КС который предложил наибольшую долю КС. Если такой ПП с наибольшей ценой и КС отказался от Оферты о скидке, то Оферта о скидке может быть предложена ПП с наибольшей ценой и КС занявшим второе место по доле КС.
5. При этом, другие условия тендерной заявки ПП казахстанских ТРУ которому предложена Оферта о скидке должны оставаться неизменными.
а) в товаре потенциального поставщика, являющегося предметом проводимых закупок, определяется на основании сертификата происхождения товара (формы CT-KZ) или заявления-декларации, выданного соответствующим уполномоченным органом при выпуске единичного, нестандартного, несерийного товара или товара, выпускаемого под заказ;
б) обязательством потенциального поставщика по доле казахстанского содержания в работах или услугах подписанное первым руководителем потенциального поставщика либо лицом им уполномоченным, с указанием процентного значения казахстанского содержания в предлагаемых работах или услугах (Приложение №1). Если в целях исполнения договора закупки работ/услуг, потенциальным поставщиком и/или субподрядчиком предусмотрено приобретение товаров, то вместе с обязательством по доле казахстанского содержания должны быть предоставлены сертификаты происхождения этих товаров (формы СТ-KZ).
7. В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих критерий, влияющие на понижение цены, тендерная комиссия не проводит с таким потенциальным поставщиком переговоров по Оферте о скидке, при этом непредставление документов по доле КС, подтверждающих критерий, влияющие на понижение цены, не является основанием для отклонения такой заявки.
Определение и подтверждение доли КС
в закупках осуществляемых иным способом
КС в договорах о закупках товаров, работ и услуг
8. Договоры о закупке товаров, работ или услуг должны содержать указанную поставщиком в заявке на участие в тендере долю КС в товарах, работах или услугах согласно сертификату происхождения товара формы СТ-KZ, заявлению-декларации, гарантийному обязательству и его ответственность за неисполнение обязательств по доле казахстанского содержания в виде штрафа в размере, определяемом тендерной документацией и/или условиями договора, но не менее 20 процентов от заявленной доли казахстанского содержания.
Если в целях исполнения договора закупки работ/услуг, потенциальным поставщиком и(или) субподрядчиком предусмотрено приобретение товаров, то вместе с обязательством по доле казахстанского содержания должны быть предоставлены сертификаты происхождения этих товаров (формы СТ-KZ).
9. Договор о закупках товаров, работ или услуг должен предусматривать предоставление поставщиком ежемесячных отчетов по доле казахстанского содержания по форме согласно Приложению №2.
Мониторинг казахстанского содержания
10. Организация осуществляет мониторинг казахстанского содержания в закупаемых товарах, работах, услугах. С этой целью, Организация обеспечивает обязательное предоставление поставщиками товаров, работ, услуг отчетности по казахстанскому содержанию в товарах, работах, услугах, необходимой для расчета доли казахстанского содержания, с приложением копий подтверждающих документов.
11. Казахстанское содержание в товарах, работах, услугах рассчитывается в соответствии с вышеуказанным порядком расчета казахстанского содержания.
12. Порядок расчета казахстанского содержания (КСТ) в договоре на поставку товаров, производится по формуле:
Ki = 0, в случае отсутствия сертификата «СТ-KZ»;
13. Порядок расчета казахстанского содержания ( КСр/у ) в договоре на поставку работ (услуг), производится по формуле:
Ki = 0, в случае отсутствия сертификата «СТ-КZ»;
14. Расчет казахстанского содержания (КС) в закупках заказчика за отчетный период, производится по формуле:
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА
ПО ДОЛЕ КАЗАХСТАНСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Принимаем на себя обязательство по доле казахстанского содержания, по тендеру ______________________________________________________________________________
(полное наименование тендера)
Процент казахстанского содержания в работах/услугах составляет __ %
(если имеются Лоты, то дополнительно указываются наименование Лотов по которым участвует потенциальный поставщик (с указанием процентного значения казахстанского содержания в предлагаемых работах))
В том числе по Лотам:
Лот№1 __________________________________ процент казахстанского содержания
(полное наименование лота)
в работах/услугах составляет ____ %
Лот№2 __________________________________ процент казахстанского содержания
(полное наименование лота)
в работах/услугах составляет ____ %
Лот№3 __________________________________ процент казахстанского содержания
(полное наименование лота)
в работах/услугах составляет ____ %
Первый руководитель ___________________ (ФИО инициалы)
(либо лицо им уполномоченное) (подпись)
Для расчета казахстанского содержания по Лоту № _____ в закупке ________________________________________________________________________________
(указать наименование закупки)
приводим следующие расчеты, в соответствии с Порядком определения доли казахстанского содержания ТОО «Газопровод Бейнеу-Шымкент»:
Расчет казахстанского содержания произведен по формуле:
Ki = 0, в случае отсутствия сертификата «СТ-КZ»;
Расчет показателей, использованных в указанной выше формуле, производится в Приложении №3-1 и Приложении №3-2 к Тендерной документации.
* расчет казахстанского содержания осуществляется потенциальным поставщиком отдельно на каждый лот.
Форма отчета по доле казахстанского содержания в товарах, работах и услугах
Таблица 1. Определение казахстанского содержания в товарах, работах, услугах
Цены указаны в (указать валюту)
Стоимость работ по договору (СДj) (S)
Суммарная стоимость товаров, закупленных поставщиком (СТj)
Доля казахстанского содержания в товаре (Стi *Ki)
Суммарная стоимость договоров субподряда (ССДi)
Доля фонда оплаты труда казахстанских кадров от общей численности работников поставщика (Rj)
Форум казахстанского налогоплательщика
Поиск по всем бухгалтерским и налоговым сайтам Казахстана:
Как зарегистрироваться на форуме?
Блог имени Алла_У (темы, которые создал(а) участник форума Алла_У)
Примеры расчета казахстанского содержания
Примеры расчета казахстанского содержания
Расчет казахстанского содержания необходим для выполнения работ или поставки товара для целого ряда компаний и организаций Республики Казахстан.
Для начала разберем как рассчитывается казахстанское содержание в договоре на поставку товаров. Расчет проводится по формуле, которая приведена в этом вложении:
Попробуем эту формулу расчета КС на практике.
Примерный расчет казахстанского содержания в договоре на поставку товаров, на примере закупки керамической плитки.
Условия:
Заказчик ГУ «Министерство финансов» заказано 10кв м керамической плитки.
Поставщик ИП «Производитель окон»: Цена поставки за 1кв м– 5000 тг
Производитель ТОО «Плитка Алматы»: Стоимость производителя за 1кв м – 4000 тг.
Цель: Расчет казахстанского содержания в договоре на поставку товаров
Данные :
S = 10*5000 = 50000(стоимость поставщика);
Кi = 1(отечественный производитель);
КСт = 10*4000 = 40000(стоимость производителя)
Расчет :
КСт = 40000*1/50000 * 100%= 80%
Вывод : 80% казахстанского содержания
Теперь попробуем разобрать расчет казахстанского содержания на примере иностранного и местного производителя. Общий расчет проводится по следующей методике:
Попробуем на практике
Примерный расчет казахстанского содержания (КСр/у) в договоре на поставку работ (услуг) на примере закупки и установки пластиковых окон (зарубежный производитель) :
Условия:
Заказчик : ГУ «Министерство финансов Республики Казахстан» проводит государственные закупки установки 50 ед. пласт. окон на сумму 1 800 000 тенге
Поставщик : ИП «Производитель окон» цена поставщика-30 000 тг. за ед., установка – 300 000 тг.
Производитель : ТОО «Пласт РФ» (Россия): Стоимость производителя за 1 ед. продукции – 20 000 тг.
Цель : Расчет казахстанского содержания в договоре на поставку товаров, работ и услуг.
Данные : S = 50*30 000 +300 000 = 1 800 000 (стоимость поставщика + установка);
Кi = 0 (зарубежный производитель);
Стi = 50*20 000 = 1 000 000(стоимость производителя);
∑(CДj – Стj – CCДj) (нематериальные ресурсы)= 300 000;
Rj = 1 (отечественный поставщик работ/услуг)
Расчет : КСр/у = (1 000 000*0+300 000*1)/1 800 000* 100%= 16,6%
Вывод : 16,6% казахстанского содержания
Примерный расчет казахстанского содержания (КСр/у) в договоре на поставку работ (услуг) на примере закупки и установки пластиковых окон (отечественный производитель) :
Условия:
Заказчик : ГУ «Министерство финансов Республики Казахстан» проводит государственные закупки установки 50 ед. пласт. окон на сумму 1 800 000 тенге
Поставщик : ИП «Производитель окон» цена поставщика-30 000 тг. за ед., установка – 300 000 тг.
Производитель : ТОО «Пласт РК» (Казахстан): Стоимость производителя за 1 ед. продукции – 20 000 тг.
Цель : Расчет казахстанского содержания в договоре на поставку товаров, работ и услуг.
Данные : S = 50*30 000 +300 000 = 1 800 000 (стоимость поставщика + установка);
Кi = 1 (отечественный производитель);
Стi = 50*20 000 = 1 000 000(стоимость производителя); ∑(CДj – Стj – CCДj) (нематериальные ресурсы)= 300 000; Rj = 1 (отечественный поставщик работ/услуг)
Расчет : КСр/у = (1 000 000*1+300 000*1)/1 800 000* 100%= 72,2 %
Вывод : 72,2 % казахстанского содержания
И еще добавлю Методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров:
Каз содержание что это
В последнее время многие компании, осуществляющие деятельность в Казахстане в различных отраслях, в том числе в сфере недропользования, и закупающие в ходе своей деятельности товары, работы и услуги, сталкиваются с новыми законодательными требованиями в области казахстанского содержания. В данной статье освещается законодательное регулирование в сфере казахстанского содержания и предлагаемые изменения в законодательство по данному вопросу. Актуальность темы обусловлена политикой правительства Казахстана, направленной на импортозамещение и повышение уровня казахстанских товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг, закупаемых инвесторами для осуществления своей деятельности в республике.
Что такое «казахстанское содержание»?
Термин «казахстанское содержание» (далее КС) означает уровень товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, закупаемых у казахстанских компаний, который предусмотрен инвестиционными контрактами, контрактами на недропользование либо законодательством. Кроме того, казахстанское содержание включает в себя и процент казахстанского персонала, задействованного в реализации того или иного проекта. До введения в действие соответствующих законодательных норм требования по КС для инвесторов содержались в положениях инвестиционных контрактов и контрактов на недропользование. Контракты определяли либо процентное соотношение закупаемых товаров, работ и услуг казахстанского и иностранного происхождения, либо, более часто, предусматривали общее обязательство компаний отдавать предпочтение товарам, работам и услугам казахстанского происхождения без указания конкретного процентного соотношения.
Законодательные нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей присутствовали и прежде, однако эти нормы распространялись лишь на закупки, проводимые в рамках Закона РК «О государственных закупках», то есть на закупки государственными органами, государственными предприятиями, государственными учреждениями либо юридическими лицами, принадлежащими государству. Законодательные же нормы в области казахстанского содержания для инвесторов были введены лишь в 2004 году, когда в Закон РК «О недрах и недропользовании» были включены определения терминов «казахстанское содержание», «казахстанский производитель», «казахстанское происхождение». В последующем законодатель постепенно принимал новые нормы, направленные на усиление контроля за исполнением требований в области КС. Принимая во внимание то, что многочисленные контракты на недропользование, заключенные до введения законодательного регулирования этого вопроса, не содержали конкретного процентного соотношения между казахстанскими и иностранными товарами, работами и услугами, закупаемыми для целей недропользования, в начале 2009 года компетентный орган в сфере недропользования (Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК) инициировал внесение изменений в контракты на недропользование. Цель таких изменений – установить четкое процентное соотношение между казахстанскими и иностранными товарами, работами и услугами, а также процент казахстанского персонала, задействованного в реализации проектов. Несмотря на то что большинство недропользователей согласились изменить контракты, некоторые компании отказались вносить предлагаемые изменения, учитывая стабилизацию законодательного режима своих контрактов.
В настоящее время основные вопросы казахстанского содержания регулируются несколькими законодательными актами: Законом «О недрах и недропользовании», Законом «О государственных закупках», Законом «О фонде национального благосостояния». Более того, правительство утвердило ряд подзаконных нормативных правовых актов, которые направлены на детальное регулирование данного вопроса.
Требования в отношении казахстанского содержания можно условно разделить на три категории:
а) требования в отношении КС при проведении операций по недропользованию;
б) требования в отношении КС при проведении закупок государственными органами, государственными учреждениями, юридическими лицами, в которых 50 и более процентов акций принадлежат государству и аффилиированными с ними лицами; и
в) требования в отношении КС при проведении закупок компаниями, аффилиированными с АО «Самрук-Казына».
В отношении каждой из трех указанных категорий законодательство предусматривает отдельные правила закупок товаров, работ и услуг.
Казахстанское содержание при проведении операций по недропользованию
Общие требования к недропользователям в отношении КС при проведении операций по недропользованию изложены прежде всего в Законе РК «О недрах и недропользовании».
Данный закон дает определение терминов «казахстанское содержание», «казахстанский производитель» и т. д. Казахстанским производителем является физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, производящее товары, выполняющее работы и оказывающее услуги казахстанского происхождения. Казахстанским происхождением признается непосредственное производство (выполнение) на территории Республики Казахстан товаров, работ и услуг физическими или юридическими лицами Республики Казахстан. Не так давно в Закон «О недрах и недропользовании» был также введен термин «товар казахстанского происхождения» – это товар, имеющий сертификат происхождения, подтверждающий его производство на территории Республики Казахстан.
П.1 ст. 63 Закона «О недрах и недропользовании» содержит требование к недропользователям обязательно использовать оборудование, материалы и готовую продукцию, произведенные в Республике Казахстан, при условии их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании. Также недропользователь обязан привлекать казахстанские организации для выполнения работ и услуг при проведении операций по недропользованию, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам, ценовым и качественным характеристикам однородных работ и услуг, оказываемых нерезидентами Республики Казахстан. Таким образом, в соответствии с данным положением недропользователи вправе отказаться от приобретения казахстанских товаров, работ и услуг в случае их несоответствия законодательству о техническом регулировании либо стандартам, ценовым и качественным характеристикам, предъявляемым к такого рода товарам, работам и услугам.
В соответствии же со ст. 63-2 Закона «О недрах и недропользовании» при проведении операций по недропользованию в Республике Казахстан подрядчик, а также его субподрядчики в соответствии с требованиями настоящего Закона обязаны приобретать товары, работы и услуги у казахстанских производителей. В отличие от п.1 ст. 63, указанного выше, данное положение обязывает недропользователя закупать товары, работы и услуги у казахстанских производителей без каких-либо ссылок на возможность отказа от такого приобретения в случае низкого качества, высокой цены и т. д.
Закон «О недрах и недропользовании» предоставляет казахстанским компаниям значительное преимущество при участии в конкурсах по сравнению с иностранными компаниями и их филиалами в Казахстане. Так, в ходе выбора победителя конкурса его организатор обязан условно уменьшить цену конкурсной заявки участников конкурса – казахстанских производителей – на двадцать процентов при условии соответствия товаров, работ и услуг требованиям конкурса и законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании.
На наш взгляд, указанное положение об условном уменьшении цены конкурсной заявки имеет определенные недостатки. Во-первых, условное уменьшение цены отнюдь не означает, что товар, работа или услуга будут действительно приобретены недропользователем по этой сниженной цене. На самом деле при участии в конкурсе казахстанской и иностранной компании и при более высокой фактической цене казахстанского товара может сложиться ситуация, когда недропользователь, из-за условного уменьшения цены, будет обязан приобрести товар у казахстанского производителя по цене, которая в реальности выше цены, предложенной иностранной компанией. Во-вторых, использование такого критерия, как приобретение самого низкого по цене товара, не обеспечивает приобретение качественного товара, поскольку качество не является решающим критерием при определении победителя конкурса. В случае же приобретения некачественного оборудования инвесторы вынуждены затрачивать дополнительные средства на ремонт либо на его замену.
Порядок приобретения недропользователями товаров, работ и услуг регламентируется Правилами приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, утвержденными Постановлением Правительства № 1139 от 28 ноября 2007 года. Эти правила предусматривают возможность в определенных случаях проводить закуп товаров, работ и услуг путем приобретения из одного источника, например в случае, если закупаемые товары, работы и услуги имеются только у конкретного поставщика (казахстанского или иностранного).
Необходимо отметить, что вышеуказанные требования Закона «О недрах и недропользовании» и Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию не применяются к недропользователям, 50 и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Казына». Закупки товаров, работ и услуг такими компаниями регулируются специальными правилами (см. ниже).
Казахстанское содержание при проведении государственных закупок
Государственные органы, государственные учреждения, юридические лица, в которых 50 и более процентов акций принадлежат государству, и аффилиированные с ними юридические лица должны производить закупку товаров, работ и услуг в соответствии с Законом РК «О государственных закупках». При этом прямо определено, что действие данного закона не распространяется на национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и их аффилиированных лиц. Закупки последних регулируются в рамках Закона «О фонде национального благосостояния» и соответствующими правилами, как указано ниже. Закон «О государственных закупках» определяет «отечественного поставщика работ и услуг» как физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом Казахстана, которое использует не менее 95% местного персонала при поставке работ и услуг. «Отечественные товаропроизводители» – это резиденты Казахстана, производящие товары, полностью произведенные в Казахстане, либо товары, подвергнутые достаточной переработке в Казахстане в соответствии с критериями достаточной переработки. Резидентом Казахстана является юридическое лицо, созданное в соответствии с казахстанским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Закона при равенстве условных цен, победителем признается отечественный производитель товаров, отечественный поставщик работ и услуг.
Как видно из вышеизложенного, понятийный аппарат Закона «О государственных закупках» в области казахстанского содержания существенно отличается от понятий, приведенных в Законе «О недрах и недропользовании». Указанные расхождения в терминологии и определениях по вопросу казахстанского содержания планируется исправить внесением поправок в различные законодательные акты, включая Закон «О государственных закупках».
Казахстанское содержание при проведении закупок компаниями, входящими в группу АО «Самрук-Казына»
В соответствии с Законом РК «О фонде национального благосостояния» Правительство Казахстана является единственным акционером фонда национального благосостояния. Оно передало в АО «Самрук-Казына» акции и доли участия в большинстве компаний, принадлежащих государству (например, АО «Национальная компания «КазМунайГаз»).
Как было указано выше, к национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям и организациям, в которых фонд владеет прямо или косвенно 50 и более процентами акций (долей участия), применяется специальный порядок закупа товаров, работ и услуг на основании Единых правил осуществления закупок АО «Самрук-Казына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Казына».
Указанные Единые правила, так же как и Закон «О недрах и недропользовании» и Закон «О государственных закупках», содержат определенные положения, которые дают преимущество казахстанским компаниям по сравнению с иностранными при проведении конкурсов. Однако в отличие от Закона «О недрах и недропользовании» и Закона «О государственных закупках», в соответствии с Едиными правилами процент уменьшения либо увеличения условной цены зависит от ситуации. Так, если потенциальный поставщик является отечественным товаропроизводителем и состоит в соответствующем реестре группы фонда, то цена условно снижается на 10%. Условная цена снижается на 1% за каждые 10% казахстанского содержания потенциального поставщика товаров, работ и услуг. Единые правила предусматривают также и иные случаи снижения или увеличения условной цены. Таким образом, Единые правила, по сравнению с Законом «О государственных закупках» и Законом «О недрах и недропользовании» предоставляют большую гибкость при определении победителя конкурса.
Победитель открытого конкурса в соответствии с Едиными правилами определяется на основе минимальной условной цены. При закупке товаров в случае равенства условных цен победителем признается отечественный товаропроизводитель. Однако, в отличие от Закона «О государственных закупках», при осуществлении закупок работ и услуг при равенстве условных цен победителем признается потенциальный поставщик, имеющий больший опыт на рынке закупаемых работ и услуг, т. е. отсутствуют требования относительно отечественного поставщика работ и услуг.
Расчет казахстанского содержания
В целях улучшения регулирования и мониторинга исполнения казахстанского содержания в отношении закупаемых товаров, работ и услуг правительство в марте 2009 года утвердило Единую методику расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг. Данная методика распространяет свое действие на все закупки, осуществляемые в рамках Закона «О недрах и недропользовании», Закона «О государственных закупках» и на закупки компаниями, входящими в группу АО «Самрук-Казына».
В соответствии с методикой, чем больше казахстанских специалистов задействовано и чем больше товаров, работ и услуг закупается у отечественных производителей, тем больше увеличивается казахстанское содержание. Соответственно, и наем казахстанского персонала, и закупка отечественной продукции увеличивают шансы компании на победу в конкурсе.
Проекты изменений в законодательство в области КС
В течение 2009 года в Парламент РК были внесены на рассмотрение поправки в различные законодательные акты по вопросам КС. Основная цель внесения таких поправок – приведение в соответствие положений законодательства в сфере КС, усиление государственного контроля в области соблюдения требований по КС, а также ужесточение мер ответственности за нарушение норм казахстанского содержания при проведении закупок товаров, работ и услуг. В частности, предлагается внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований по казахстанскому содержанию национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат таким национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям. Предлагается также внести поправки в Закон «О недрах и недропользовании» в части уточнения определения терминов «товар казахстанского происхождения», «казахстанское содержание» и т. д., введения требования о предоставлении компетентному органу ежегодной программы закупа товаров, работ и услуг и ежеквартального отчета о выполнении соответствующей программы. Также предлагается ввести положение, в соответствии с которым расходы на приобретение товаров, работ и услуг по конкурсам, проведенным вне территории Казахстана, а также по конкурсам, признанным недействительными, не будут учитываться в качестве исполнения контрактных обязательств, и такие расходы не будут подлежать возмещению. Определенные поправки планируется внести также в Закон «О государственных закупках», Закон «Об акционерных обществах» и Закон «О частном предпринимательстве».
Отдельно необходимо отметить положения по КС, предусмотренные проектом нового Закона «О недрах и недропользовании», который в настоящее время находится на рассмотрении в Парламенте. Новый проект уделяет значительное внимание вопросам обеспечения интересов государства в области КС. Так, он предусматривает установление минимального размера обязательств в отношении КС при заключении контрактов на недропользование. Более того, при переходе с этапа разведки на этап добычи в порядке прямых переговоров компетентный орган вправе в одностороннем порядке устанавливать размер казахстанского содержания в отношении товаров, работ и услуг. Отказ подрядчика принять такие обязательства влечет потерю преимущественного права на заключение контракта на добычу. В целом проект закона направлен на более детальное и строгое регулирование в области КС.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время законодательство в области КС стремительно развивается. На законодательном уровне ведутся работы по унификации законодательной и нормативной базы, принимаются более детализированные правила и нормы в данной сфере. Однако, несмотря на значительные изменения в законодательстве, на данный момент, к сожалению, отсутствует надлежащая производственная база по выпуску полного спектра товаров, соответствующих мировым стандартам качества и требованиям безопасности. Товары же, производимые в Казахстане, зачастую либо не соответствуют стандартам, предъявляемым заказчиками, либо имеют более высокую стоимость по сравнению с их иностранными аналогами, что значительным образом сказывается на затратах заказчика.
Таким образом, наряду с изменениями законодательной базы, необходимо рассмотреть возможность обеспечения надлежащего уровня качества производимых и поставляемых казахстанских товаров, работ и услуг.