количественный статистический учет содержит
Discovered
О финансах и не только…
Статистический учет
Статистический учет (statistical accounting) — один из трех видов хозяйственного учета (вместе с оперативным и бухгалтерским), связанный с отражением массовых явлений общественной (хозяйственной) жизни. Статистический учет — это система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или страны. Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.
Статистический учет ведется с целью изучения (наблюдения, отражения, обработки) и контроля массовых и отдельных типовых хозяйственных операций, процессов и явлений. Так, с помощью статистического учета изучается уровень производительности труда, обеспеченность работников жильем, численность населения, средняя заработная плата работающих в стране и тому подобное. В статистическом учете используются такие специальные методы как обобщение и группировка, экспертная оценка, методы средних чисел и тому подобное.
Статистический учет — это планомерный сбор и изучение массовых количественных и качественных явлений и закономерностей общего развития в конкретных условиях, в определенном месте и периоде времени. Данные о хозяйственных и производственных изменениях статистический учет получает из оперативно-технического и бухгалтерского финансового учета. Например, по данным статистического учета можно определить рост производительности труда, снижение себестоимости продукции (работ, услуг) или ее рост, численность работающих по возрасту, полу, квалификации и тому подобное. Эти данные помогают анализировать результаты различных хозяйственных процессов и прогнозировать дальнейшее их развитие.
Таким образом, на основе статистического учета определяются количественные и качественные показатели работы каждого предприятия. Операции и явления подлежат статистическому наблюдению, группировке, вычислению средних и относительных величин, индексов, построению рядов динамики, анализу и тому подобное. Исходя из этого, статистический учет представляет собой систему изучения, обобщения и контроля за массовыми явлениями, имеющими общегосударственный характер.
Статистический учет (собственно, статистика) имеет развитой понятийный аппарат, предмет и метод, а также организационное построение, обеспечивающее научно обоснованную количественно-качественную характеристику наблюдаемых объектов в конкретных условиях места и времени. Для обобщения первичных данных наряду с собственными наблюдениями статистический учет широко использует исходную информацию, формируемую в процессе оперативного и бухгалтерского учета, в связи с чем на общегосударственном уровне статистический учет представляет собой национальное счетоводство.
Ядром понятийного аппарата статистического учета служит статистический показатель, выражающий существенные признаки наблюдаемого явления, а сбор и обобщение данных для исчисления статистических показателей организуется через статистическое наблюдение. При этом статистические показатели систематизируются в зависимости от их формы (абсолютные, средние и относительные величины) и содержания (показатели численности и половозрастного состава населения, национального богатства, окружающей среды, производства, распределения и потребления продукции и услуг, уровня жизни населения, социальной жизни общества, финансовой статистики, системы национальных счетов).
Статистические наблюдения различают прежде всего по степени охвата отражаемых объектов — они могут быть сплошными или выборочными. Широко применяемыми формами сплошного статистического наблюдения служат переписи, единовременные учеты и обязательная отчетность; выборочного — выборочные и монографические обследования, экспертные оценки.
При любом статистическом анализе предварительно изучается качественное содержание показателей, выбираются объекты и единицы исследования, составляются его программы, формы и методы проведения, обрабатываются исходные данные (статистическая группировка, сводка, наблюдение и графическое изображение, форма представления статистической информации пользователям), подводятся итоги изучения явлений и по ним подготавливаются рекомендации. Для обеспечения научно обоснованного разделения и понимания единиц взаимосвязанных массовых явлений общественной жизни в статистическом учете используют общепринятые классификации, представляющие собой разделение изучаемых объектов и единиц на классы или устойчивые группы по определенным признакам (по качественным или атрибутивным признакам, которыми эти единицы обладают).
В статистическом учете применяют свыше 50 различного рода классификаций, среди которых выделяют: общенациональные классификаторы, входящие в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (классификаторы отраслей народного хозяйства или видов экономической деятельности, промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий и организаций, форм собственности, системы обозначения органов государственного управления, органов административно-территориального деления, единиц измерения и др.); международные стандартные классификации всех видов экономической деятельности, продукции и услуг и так далее, международные классификаторы занятости, валют, стран мира и т.п.
Наряду с этим, важное значение имеет применение в статистическом учете различных статистических стандартов, в числе которых руководства по исчислению статистических показателей, их наборы для характеристики важнейших социально-экономических процессов, формы государственного статистического наблюдения и так далее.
Особую роль в условиях рыночной экономики играет такой международный статистический стандарт, как система национальных счетов ООН, представляющая собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, комплексно характеризующих наличие и использование ресурсов в общественном воспроизводстве на соответствующих счетах общенационального счетоводства. В увязке с этой системой национальных счетов должна быть организована вся экономическая статистика, а также статистика государственных финансов и составления платежного баланса в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.
Перечисленные требования выполняются в ходе государственной программы по переводу отечественной статистики на общепринятую практику статистического учета в условиях рыночной экономики. Организатором статистического наблюдения на общегосударственном уровне является Государственный комитет статистики с сетью территориальных органов. В порядке, определяемом Правительством, разрабатываются и утверждаются ежегодные программы статистических работ, определяются формы государственного статистического наблюдения и порядок обеспечения статистической информацией различных категорий пользователей.
В связи с формированием в стране рыночных отношений существенные изменения происходят и в организации официальной статистики. Помимо освоения перечисленных ранее общепринятых статистических стандартов и классификаций в отечественной статистике все большую роль играют выборочные наблюдения, на основе которых осуществляются расчеты показателей генеральной совокупности изучаемых явлений практически по всем основным разделам социально-экономической статистики. Для обеспечения надежности таких расчетов все больше используются широко применяемые в мировой практике статистические регистры и экономические переписи, а также современные математические методы и информационные технологии.
Количественный статистический учет содержит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”
Принят Государственной Думой 9 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007 года
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики
1. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
2. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики
Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:
1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);
2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;
3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;
4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;
5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;
6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;
7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;
8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.
Статья 5. Официальный статистический учет
1. Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.
3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики.
4. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.
5. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
6. Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.
7. Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.
8. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
9. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.
10. Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.
11. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети «Интернет».
12. Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.
Статья 6. Федеральное статистическое наблюдение
1. Федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
2. Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
4. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
5. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
6. Выполнение работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения, может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Официальная статистическая методология
1. Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.
2. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.
3. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета
1. Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
5. Первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.
6. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
7. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.
9. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 9. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения
1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
2. Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.
3. В случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
29 ноября 2007 года
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”
Текст Федерального закона официально опубликован не был
Количественный статистический учет содержит
Статья 5. Официальный статистический учет
1. Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.
3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики и осуществляют полномочия по ее созданию, эксплуатации и развитию.
(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 74-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные и иные данные.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
6. Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.
7. Разработка федерального плана статистических работ осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 171-ФЗ, от 30.12.2020 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.
11. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети «Интернет».
12. Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно. Примерная форма соглашения об информационном взаимодействии утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 500-ФЗ)