краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Конспект урока «Международные отношения. Дипломатия войны

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Международные отношения в конце 19 – начале 20 века. Дипломатия или войны?»

— Сформировать представление: о международных отношениях на рубеже 19-20 веков.

— Охарактеризовать территориальный раздел мира между старыми и новыми колониальными державами.

— Дать представление о борьбе за независимость балканских государств.

— Раскрыть особенности противоречий в результате балканских войн и ослабления Османской империи.

Актуализация знаний учащихся по теме» Завершение колониального раздела мира»

Работа по карте (Приложение 1).

Изучение нового материала.

Причины конфликтов между индустриальными державами.

Обострение противоречий между европейскими державами.

Пафифизм и милитаризм.

ограниченность рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;

борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.

Испано-американская война 1898-1899 гг.

Первой войной новой эпохи за перераспределение колоний была испано-американская война, в которой США одержали победу.

Поводом к войне для США стало начало восстания в Испании за национальное освобождение. Это восстание охватило и Филиппины.

По условиям мира США получили:

Островами Гуам в Тихом океане и Пуэрто-Рико в Карибском море;

Испания была лишена флота и была вынуждена согласиться на требовании Германии о продаже ей Каролинских и Марианских островов.

На путь колониальных захватов вступила и Япония.

Как вы думаете почему? (Ограниченность природных ресурсов ).

Япония быстро вытеснила иностранных конкурентов со своего рынка, в результате дешевизны рабочей силы и самостоятельно начала торговую экспансию в Китай и Корею.

В особенности Япония обратила своё внимание на Корею. В 1894 г. она её захватила. Это вызвало обострение японо-китайских отношений . В 1895 г. Китай был вынужден заключить мир. Он уступил Японии ряд островов, в том числе Тайвань (Формозу) и Ляодунский полуостров.

Усиление позиций Японии в Китае обеспокоило Россию.

Как вы думаете почему? (Россия сама стремилась к экспансии Маньчжурии и Кореи).

После японо-китайской войны Япония по требованию России отказалась от Ляодунского полуострова, но в тоже время начала готовиться к войне с ней.

Россия отказалась от претензии на Корею;

Япония получила южную часть о. Сахалин, курильские острова и Ляодунский полуостров

В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой японского влияния Южную Маньчжурию и Корею.

Однако это лишь на время снизило остроту противоречий в регионе.

Обострение противоречий между европейскими державами.

В последние десятилетия XIX века наметился раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока.

Тройственный союз (до 1915)

Германия Австро-Венгрия Италия

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).

20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью.

. В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

Англия Россия Франция

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 246.

Задание: прочитать и ответить на вопрос: какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков? (Германская политика носила изменчивый характер). Сначала стремилась заключить союз с Россией в 1905 году. Затем с Англией. Однако, это ни привело ни к каким результатам. В итоге, Германия накануне мировой воны, была самым сильным и агрессивным государством).

Пацифизм и милитаризм.

К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими.

Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.

Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Пангерманизм – это политика, направленная на установления европейского и мирового господства.

В Великобритании была распространена убеждённость в необходимости защиты британского господства на морях и колониальной империи.

В США утвердилась идея американской исключительности и особого призвания Соединённых Штатов осуществлять руководство морями.

Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.

Таким образом, мир оказался на пороге Первой мировой войны.

VI . Домашнее задание:

Параграф 28 прочитать

Источник

Презентация «Международные отношения: дипломатия или войны?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Проверка домашнего задания:
1.К концу XVIII/XIX века завершился территориальный раздел Африканского континента между индустриально развитыми странами.
2.Индийский национальный конгресс – общеиндийская организация, имевшая политический/благотворительный характер
3.В Индии английские предприниматели поощряли производство только тех культур, которые как сырье шли на экспорт/использовались местными производителями
4.Колониальный гнет в Африке вызвал/ не вызвал рост сопротивления африканцев.
5.Африканская страна, сохранившая независимость Либерия/ Эфиопия.

Описание слайда:

Интеллектуальная разминка
1. Как называли государства, играющие ведущую роль в международных отношениях?
2. Какие государства Европы XIX века можно отнести к числу «великих держав»?
3. Какое название соответствует обозначению общего курса государства в международных делах?
4.Какой полуостров в Европе находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии?

Описание слайда:
Описание слайда:

Международные отношения: дипломатия или войны?

Описание слайда:

Цель:
ознакомиться с событиями, происходившими в Европе в XIX-XX вв;
узнать причины появления военно- политических блоков;
определить причины международных противоречий;

Описание слайда:

План изучения новой темы:
1. Начало распада Османской империи
2. Завершение раздела мира
3. Создание военных блоков
4. Пацифистское движение
5. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений

Описание слайда:
Описание слайда:

Вопросы дня:
Чувствовал ли мир угрозы мировой войны?
Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой войны?

Описание слайда:
Описание слайда:

Венский конгресс 1815 год
Участники:
Россия
Великобритания
Австрия
Пруссия
Франция
Португалия
Швеция
Испания

Описание слайда:
Описание слайда:

В 50-е гг. рушится система международных отношений, установленная Венским конгрессом, и причиной этого стала Крымская война (1853—1856). Николай I стремился укрепить влияние Балканах и обеспечить контроль над Черноморскими проливами. Он считал Османскую империю неспособной к серьёзному сопротивлению
Николай I

Описание слайда:

Католическая и православная церковь спорили, кто должен хранить ключи от храма Гроба Господнего, находящегося в Иерусалиме, в те годы, находящимся во владениях Турции.

Описание слайда:

Крымская война
1853-1856 гг.

В 1854 г. Англия и Франция высадила свой десант на территории Крыма, к тому времени Россия уже вывела свои войска из Дунайских княжеств. Россия войну проиграла и в этом же году на Парижском конгрессе, Россия согласилась с запретом иметь на Черном море флот и арсенал.
Восточный вопрос
Абдул Хамид II Николай I

Описание слайда:

Русско- турецкая война 1877-1878 гг. была вызвана борьбой балканских народов за освобождение от турецкого гнета.

Цели:
Подчинения вновь сформированных славянских балканский государств в политике западных правительств
Ослабление влияния на Ближнем Востоке России, а также утверждение на Ближнем Востоке государств Западной Европы
1 июня 1878 г. Начался Берлинский конгресс.

Описание слайда:
Описание слайда:

Три конфликта
Испано- американская война 1898 год

Русско- японская война 1904-1905 гг.

Англо-бурская война 1899-1902 гг.

Описание слайда:

На Кубе американцы вложили огромные средства в сахарную промышленность.
Для охраны жизни и имущества американцев на Кубе правительство США послало в Гавану крейсер «Мэйн».
В 1898 г. был подписан мирный договор, по которому США получили острова Гуам и Пуэрто-Рико. Куба, оставаясь формально независимой республикой и попадала под протекторат США.
Крейсер «Мэйн»
Американские солдаты

Описание слайда:

Англо –бурская война 1899-1902 гг.
Война Британии против бурских республик — Южно-Африканской Республики (Трансвааль) и Оранжевого свободного государства (Оранжевой Республики) велась за власть над богатейшими и стратегически важными территориями на юге Африки.

Описание слайда:

31 мая 1902 г. в Претории был подписан мирный договор. Буры признали включение своих республик в состав империи.

Описание слайда:
Описание слайда:

Пацифизм- это отрицание войны как средства достижения политических целей.
Его участники предлагали запретить войны, провести всеобщее разоружение. Все споры решать в международных судах.

Описание слайда:

По инициативе Николая II была созвана Гаагская конференция 1899

Описание слайда:

Цель конференции- сокращение вооружения и военных бюджетов. Итогом конференции стало принятие конвенции, которая определяла порядок разрешения международных конфликтов

Описание слайда:

Идеи пацифизма набирали популярность. В антивоенных организациях участвовали представители всех слоев населения.

Попытки предпринимались и на конгрессах Второго Интернационала- международного объединения социалистических рабочих партий, созданного в 1899 г.
Участники выступали против национализма

Описание слайда:

Закрепление:
В результате войн с Россией и национально-освободительного движения в XIX в. Турция потеряла (Фракия/ Бессарабия)
В первой половине XIX в (Сербия/ Хорватия) при поддержке России стала независимым княжеством.
Независимая Греция была создана в результате победы греческого восстания (1829-1830/ 1828-1830).
В 60-е гг. XIX в. Османской империи пришлось признать независимость (Албания/Румыния)

Описание слайда:

Домашнее задание
ВС. И #31 читать, подумать и письменно ответить на в.2 на стр. 285

Описание слайда:

Рефлексия
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Пригодится ли пройденная информация в дальнейшем, если да, при изучении каких тем?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по истории «Республика римских граждан»5 кл

Презентация по истории «Восстание Спартака» 5 класс

Разработка урока по истории Казахстана «Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия» в рамках обновленного содержания образования.

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе на тему «Технические открытия и выход к Мировому океану»

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе на тему «Технические открытия и выход к Мировому океану»

История. Жизнь египетского вельможи

История. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 5 кл.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5271825 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Смотреть картинку краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Картинка про краткое содержание международные отношения дипломатия или войны. Фото краткое содержание международные отношения дипломатия или войны

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Всемирная история

Глава VI

Какие противоречия в международных отношениях сложились к концу XIX в.?

В результате войн за раздел и передел уже поделённых территорий складывается новая политическая карта мира, рождаются новые военно-политические союзы и новые противоречия. Для разрешения противоречий европейские державы часто прибегали к войне как крайнему, но вполне законному политическому средству. Такой подход приводил к многочисленным войнам: и захватническим, и освободительным, и за передел уже прежде поделённых территорий. К известному девизу освободительных войн «Не отдадим ни пяди своей земли!» добавился девиз «Не отдадим ни пяди земли чужой!». Порядок, при котором все государства могли бы сдерживать друг друга для предотвращения военных конфликтов и порабощения более слабых более сильными, создан не был. Системы европейского равновесия ещё не существовало. Чувствовал ли мир угрозу мировой войны? Что было сделано для её предотвращения?

§ 31. Международные отношения: дипломатия или войны?

Как изменилась карта Европы в связи с решениями Венского конгресса? С какой целью был создан Священный союз? Какие наиболее острые противоречия, возникшие между государствами во второй половине XIX в., обостряли международные отношения? В чём заключалась суть «восточного вопроса»?

Начало распада Османской империи. В XIX в. на международной арене сталкиваются интересы государств, находящихся на разных уровнях развития. Индустриально развитые страны подчиняли себе общества традиционные. Один из результатов этого явления — ослабление, а затем и распад старых империй, созданных в эпоху Средневековья.

По-прежнему злободневным оставался «восточный вопрос». Постоянным яблоком раздора в Азии оставалась

Османская империя. Австро-Венгрия и Германия, с одной стороны, Россия, Франция и Великобритания — с другой, постоянно вели борьбу за сферы влияния в Турции.

В начале XIX в. большинство балканских народов находились в вассальной зависимости от Османской империи, и это задерживало их экономическое развитие. Тем не менее в этих государствах хоть и медленно, но происходило развитие капиталистических отношений, появились национальная буржуазия и интеллигенция. Усиливалось национально-освободительное движение балканских народов, одной из важнейших причин которого было национальное и религиозное угнетение христиан со стороны Турции.

Стремясь усилить своё влияние на Балканах, европейские державы поддерживали эти движения, вопрос о независимости Балканских государств был для них частью «восточного вопроса». В результате войн с Россией и национально-освободительного движения в XIX в. Турция потеряла Бессарабию, часть территорий на Чёрном море, а в 1830 г. Сербия при поддержке России стала независимым княжеством. Греческое восстание против турецкого ига в 1829—1830 гг. привело к созданию независимой Греции. От Турции отделился Египет, на который стала претендовать Франция, а затем Алжир.

Новый подъём национально-освободительной войны балканских народов произошёл в 50—60-е гг. Европейские державы поддерживали эти движения.

В 1861 г. Османской империи пришлось признать образование Румынии (из объединившихся княжеств Молдавии и Валахии) при условии сохранения протектората над новым государством, но в руках османов ещё находились Албания, Болгария, Македония, Босния, Герцеговина и части территорий Греции, Сербии и Черногории.

1 Тема изучается в курсе истории России.

Очень тяжёлым было положение Болгарии, где турецкие помещики сохраняли крепостническую систему. В ответ на восстания крестьян турецкие власти проводили незначительные реформы, которые почти не меняли положение в болгарской деревне. Россия поддерживала болгар, выступая в роли защитника православной церкви, использовала религиозный вопрос для вмешательства во взаимоотношения между болгарами и турками. В 1877 г. началась Русско-турецкая война (1877—1878), вызванная борьбой балканских народов за освобождение от турецкого ига. В то же время она была отражением противоречий, существовавших между Великобританией, Австро-Венгрией и Россией. В этой войне Османская империя потерпела сокрушительное поражение. По решениям состоявшегося после войны Берлинского конгресса в Северной Болгарии образовалось фактически независимое государство Болгария. Австро-Венгрия (с целью прекращения притеснений христианского населения османами) получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Великобритания получила в управление остров Кипр. Эти решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах.

Распад Османской империи продолжался. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В этот же период Южная Болгария воссоединилась с Болгарским царством, возникла единая независимая Болгария. В последующие годы освободительное движение охватило не только Балканы, но и все турецкие земли (Йемен, Сирию, Ливан, Ирак и др.).

Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы, там бесконечно вспыхивают межгосударственные и межнациональные конфликты, происходят террористические акты, один из которых станет поводом к мировой войне.

Завершение раздела мира. На смену «умирающим» старым империям, возникшим в традиционных обществах, приходили новые, колониальные империи, созданные странами, где успешно развивался процесс модернизации.

Огромные территории Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана стали колониями европейских стран. Китай, Османская империя, Иран превратились в полуколонии. В зависимость от великих держав попали Португалия, Балканские страны, отдельные государства Латинской Америки. Формально они сохранили свою независимость, но основные отрасли их экономики, внешняя и в значительной степени внутренняя политика контролировались иностранными державами.

Вы уже знаете, что после Франко-прусской войны в Европе сложилась новая расстановка сил. Хотя Великобритания оставалась самой крупной колониальной империей, по темпам экономического развития ее оттеснили на третье место США и Германия. Германская империя претендовала не только на роль лидера в Европе, но и на расширение своих владений за счёт французских и английских колоний. «Наше будущее на море!» — утверждал Вильгельм II и приказывал усиливать флот. Великобритания рассматривала это как прямое посягательство на свои позиции. В Иране её интересы пересекались с интересами России, а затем и Германии.

В Африке и Юго-Восточной Азии интересы Великобритании сталкивались с интересами Франции. Эти противоречия едва не привели к войне. В 1896 г. небольшой отряд сенегальских стрелков (французские колониальные войска) покинул Французское Конго и отправился на завоевание Восточного Судана. Достигнув в июле 1898 г. местечка Фашода в верховьях Нила, они водрузили здесь французский флаг. Но в середине сентября у Фашоды появились пять британских канонерок с более многочисленным отрядом англо-египетских войск. Обе стороны приступили к военным приготовлениям. Несколько месяцев продолжалось противостояние сторон. Наконец, Франция отозвала свой отряд, и конфликт разрешился договором о разделе сфер влияния в Судане. Капитуляцию при Фашоде во Франции расценили как «дипломатический Седан».

В то же время к лидерству в Европе стремилась Франция, тем более что ей было необходимо вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией. Усиление Германской империи тревожило французов, чьё ощущение угрозы войны выразил известный французский писатель Р. Роллан: «Не проходило года, чтобы зловещие птицы не предвещали нам войны на следующее лето. Мы чувствовали себя висящими на краю пропасти».

Добивалась расширения своих владений и усиления влияния на Балканах Австро-Венгрия. Проиграв Пруссии роль лидера в процессе объединения германских государств, она пошла на сближение с Германской империей. Но на Балканах её интересы сталкивались с интересами России, желавшей стать покровительницей всех славянских земель. Вставшая на путь модернизации Италия пыталась получить колонии прежде всего в Средиземноморье, где её планы затрагивали интересы Великобритании и Франции.

Захватническую политику на Дальнем Востоке проводила Япония, а в Западном полушарии США не только осуществляли доктрину Монро «Америка для американцев», но и вторглись в Юго-Восточную Азию, захватывали колонии ослабевшей Испании.

«Свободных» земель больше не было, шла борьба за передел уже поделённого мира, и шла эта борьба не дипломатическим, а вооружённым путём.

Эпоха империализма порождала войны за передел уже поделённого мира. На рубеже XIX—XX вв. их было три: Испано-американская (1898) (см. § 25), Англо-бурская (1899—1902) и Русско-японская (1904—1905).

«Преступной войной» назвали современники Англобурскую войну. Её причины заключались в стремлении Великобритании захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики на юге Африки. Буры сражались геройски, но их было слишком мало: 40—60 тыс. бойцов против 250 тыс. английских солдат. В 1902 г. Великобритания захватила бурские республики.

Победа над бурами дорого досталась Великобритании, и напор её колониальных захватов несколько ослабел. Она признала права Германии, Франции и США на некоторые территории, захватить которые сама уже не могла.

Создание военных блоков. Традиция создания военных блоков в XIX в. уже существовала — достаточно вспомнить антифранцузские блоки (коалиции) времён Великой французской революции и империи Наполеона Бонапарта, Священный союз.

Вы уже знаете, что антифранцузская политика Бисмарка привела к созданию в центре Европы прочного военного блока — Тройственного союза (1882). Бисмарк, убеждая Австро-Венгрию в существовании «русской угрозы», привлёк её к этому союзу. А Италия, как и Франция, претендовала на захват Туниса. В мае 1882 г. был подписан союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, известный как Тройственный союз. Осуществился принцип Бисмарка, сформулированный им ещё в 1880 г.: «Старайся быть втроём, пока миром правит неустойчивое равновесие пяти великих держав».

Естественно, что со стороны России и Франции последовали ответные меры, и в 1893 г. они заключили между собой военный союз.

Великобритания долгое время ни в какие союзы не вступала, находясь в позиции «блестящей изоляции» и разжигая в своих интересах конфликты между другими великими державами. К созданию Тройственного союза британские дипломаты отнеслись благосклонно, видя в нём средство для сдерживания Франции и России на международной арене.

Но дальнейшее развитие событий повлияло на изменение курса английской дипломатии. Создание в Германии мощного военного флота и заключение контракта на строительство Багдадской железной дороги сделало англо-германские противоречия непримиримыми. Железная дорога должна была пройти через всю Малую Азию к Персидскому заливу, что продвинуло бы Германию на Ближний и Средний Восток. По образному выражению современников, Багдадская железная дорога должна была стать «заряженным пистолетом у виска Англии». «Дорога эта,— писала одна французская газета, — ведёт к победе над Англией. Став твёрдой ногой в Турции. немцы приложат все усилия для завоевания Суэца и Египта».

Ещё более резкое обострение англо-германских противоречий обозначилось при разделе Африки. «Теперь, с образованием на континенте мощных союзов, — заявил английский политический деятель Дж. Чемберлен, — Англия должна искать себе друзей. Война, конечно, ужасна. Но война без союзников немыслима». Поэтому Англия решила уладить давние противоречия с Россией и Францией, также опасавшихся Германии.

В 1904 г. между правительствами Англии и Франции было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Так было достигнуто «сердечное согласие» — Антанта (от фр. «согласие»), открывавшее возможности совместной борьбы против Германии.

Затем последовало англо-русское соглашение. В 1907 г. Англия и Россия пришли к соглашению в спорных вопросах об Иране, Афганистане и о Тибете. Англо-русский договор 1907 г., как и англо-французский договор 1904 г., заложил фундамент Тройственного согласия, или Тройственной Антанты, противостоявшего германо-австрийскому союзу. Создание двух враждебных военно-политических блоков было завершено.

Пацифистское движение. Частые военные конфликты и войны явились толчком для возникновения в 80-е гг. XIX в. массового антивоенного движения, получившего название пацифистского. Идеи исключить войны как средство решения споров между странами получили большое распространение после Наполеоновских войн. После Франко-прусской войны стали возникать общества сторонников мира, и их популярность возрастала. В пацифистских организациях участвовали представители всех слоёв населения: от крестьян до промышленников, от религиозных деятелей до политиков. Все они считали необходимым не только прекратить гонку вооружений и отказаться от насилия, но и решительно выступали против идеологии национализма и шовинизма. Пацифистские союзы создавались в Европе, США и даже в Японии. В 1889 г. в Париже состоялся первый международный конгресс пацифистских организаций, а в дальнейшем они проводились каждые два-три года. Число участников и влияние пацифистского движения возрастали.

Попытки создания политических и юридических гарантий предотвращения военных конфликтов и предотвращения тем самым войн предпринимались и на государственном уровне. Примером служат конвенции, подписанные в Гааге в 1899 и 1907 гг. Следует отметить, что Гаагская конференция разоружения 1899 г. была созвана по инициативе российского императора Николая II и председательствовал на ней представитель России. Главная цель конференции — сокращение вооружений и военных бюджетов. Конференция приняла конвенцию, определявшую порядок разрешения международных конфликтов, в частности путём передачи их на рассмотрение специального суда. Однако практические результаты конференции были невелики. Они не предотвратили ни войны Великобритании с бурами, ни Русско-японской войны.

II Интернационал против войн и политики гонки вооружений. Попытки спасти мир от войны предпринимались и на конгрессах II Интернационала, созданного в 1889 г.

В последней четверти XIX в. марксизм имел ещё много последователей. На смену I Интернационалу, распущенному в период политической реакции после поражения Парижской коммуны, в 1889 г. в Париже на Международном социалистическом конгрессе был создан II Интернационал, призывавший к уничтожению частной собственности на средства производства, к установлению 8-часового рабочего дня и улучшению условий труда. Конгрессы II Интернационала осуждали политику захвата колоний и войн за передел мира, национализм и шовинизм, призывали устраивать манифестации против угрозы войны.

Национальные чувства, развивавшиеся на волне патриотического подъёма, стали особенно ярко проявляться с конца XVIII в. Примером могут служить борьба за независимость жителей колоний в Северной Америке, Великая французская революция, национально-освободительное движение в Латинской Америке в начале XIX в. Главной идеей этих движений стали утверждения о народном суверенитете и о правах человека, в процессе этих движений складывались молодые нации. Такое же значение имели и революции 1848—1849 гг. Во второй половине XIX в. национализм сыграл значительную роль в объединении Германии и Италии, в подрыве целостности Османской империи. Но в то же время националисты начали проповедовать исключительность своих наций, сеять ненависть к другим народам, обвинять иностранцев во всех бедах своей страны. Национализм XVIII — первой половины XIX в. был направлен на сохранение своих территорий, а национализм второй половины XIX в. — на захват чужих.

II Интернационал способствовал укреплению массового профсоюзного движения, создавал организации социалистической молодёжи. Рабочие партии и профсоюзы имели политическое влияние, и правительства вынуждены были с ними считаться. И хотя II Интернационал тоже оказывал некоторое влияние на политику европейских держав в области международных отношений, повлиять на них коренным образом он не мог, так как национальные интересы для большинства рабочих были выше интернациональной солидарности.

В XIX в. процесс модернизации затронул и международные отношения. Вырвавшиеся вперёд в промышленном развитии великие державы вступают в борьбу за передел мира, и это приводит к обострению противоречий между ними. Постепенно формируется система военно-политических блоков, но они не в состоянии сохранить политическое равновесие в Европе и мире. Характерной чертой международных отношений стало усиление влияния общественности на их развитие. Но остановить международные конфликты и войны за передел мира не смогли ни пацифисты, ни социал-демократы. Территориальные споры, национальные конфликты, борьба за военное превосходство на суше и на море, торговые войны, соперничество за обладание колониями, великодержавные амбиции и национальный эгоизм — всё говорило о том, что к началу XX в. в мире возник острейший узел противоречий.

1. Обсудите с одноклассниками, могла ли судьба Османской империи быть иной. Почему там не возник «плавильный котёл», где сформировалась бы единая нация? 2. Почему стремление к войнам за передел колоний и сфер влияния усилилось в конце XIX в.? 3. Какие международные противоречия вы считаете наиболее опасными и почему? 4. Используя дополнительный материал, составьте хронику событий одной из войн за передел мира. 5. Согласны ли вы с тем, что на рубеже XIX-XX вв. усилилось влияние общественности на ход развития международных отношений? Свою точку зрения аргументируйте. 6. Какие уроки могли бы извлечь наши современники из сложившейся международной обстановки на рубеже XIX— XX вв?

Из союзного договора между Германией, Австро-Венгрией и Италией, заключённого в Вене 20 мая 1882 г.

Ст. 1. Высокие договаривающиеся стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. и они, кроме того, обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.

Ст. 6. В случае если какая-либо великая держава, не участвующая в настоящем договоре, стала бы угрожать безопасности территории одной из высоких договаривающихся сторон и сторона угрожаемая оказалась бы тем самым вынужденной объявить ей войну, обе другие обязуются соблюдать в отношении их союзницы благожелательный нейтралитет. Каждая в таком случае оставляет за собой возможность вступить в войну в подходящий для себя момент для участия в общем деле со своей союзницей.

Из русско-французской военной конвенции, заключённой 5 (17) августа 1892 г.

1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.

6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.

Определите цели создания Тройственного союза и подписания русско-французской конвенции. Оцените влияние этих соглашений на дальнейшее развитие международных отношений в Европе.

Преступная война

Колонизация Южной Африки привела Англию не только к войне с местными племенами, но и к войне с бурами.

Вечерами в парижских кафе звучала популярная песенка, и зал подхватывал слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне. » А на улицах европейских городов мальчишки-газетчики кричали: «Свежие новости: известия с фронтов Англо-бурской войны!» И покупатели, представители всех слоёв общества, нетерпеливо листали газетные страницы и отыскивали глазами сообщения военных корреспондентов. Мир встретил XX в. Англобурской войной (1899—1902), которую многие учёные называют жестокой репетицией Первой мировой войны.

Интересы буров столкнулись с интересами Великобритании, расширявшей свои владения в Африке.

В начале XIX в. англичане захватили Капскую колонию, и в 30—40-е гг. буры ушли в поисках новых земель на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Наталь. Здесь, на новых местах, буры создали колонии Наталь, «Оранжевое свободное государство» и Трансвааль.

По отношению к коренному населению буры вели себя жестоко, держали его в полурабском состоянии. Между тем Англия продолжала своё продвижение на африканском материке и в 1843 г. захватила Наталь. При этом ей пришлось признать независимость Трансвааля и Оранжевой республики.

Шли годы, буры жили своей жизнью, сохраняя патриархальный уклад первых поселенцев. Но в 60-е гг. на берегу реки Оранжевой нашли алмазы, а в начале 80-х гг. в Трансваале открыли богатые месторождения золота. С тех пор Англия стремилась прибрать к рукам эти территории.

Причины Англо-бурской войны очевидны — это стремление захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики.

В 1899 г. началась Англо-бурская война, развязанная в интересах «королей золота».

Буры готовились к войне и поставили под ружьё всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет. В Германии закупили новейшие винтовки «маузер», пулемёты и орудия. Англия послала против двух маленьких республик 250 тыс. солдат, у буров же было 40—60 тыс. бойцов. Англичане заняли столицы Оранжевой республики и Трансвааля — города Блумфонтейн и Преторию. Тогда буры перешли к партизанской войне. Мирные фермеры, вооружённые ружьями, превратились в грозных воинов.

Английский корреспондент писал об одном из сражений: «У англичан было 47 пушек крупного калибра, множество скорострельных максимовских пушек, сыпавших непрерывный град снарядов в неприятельские траншеи. И тем не менее каждый раз из траншей показывался безумно отчаянный бур, чтобы пустить ружейную пулю в наши морские чудовища — пушки».

Чтобы справиться с партизанским движением, англичане сгоняли буров, в том числе женщин и детей, в концентрационные лагеря, где многие умирали от эпидемий и голода.

В 1902 г. Англия захватила бурские республики. В 1910 г. на их территории был создан британский доминион — Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которого также вошли английские колонии Капская и Наталь.

И хотя, как мы отмечали, буры и сами являлись захватчиками земли африканских народов, симпатии миллионов людей были на стороне буров, маленького смелого народа, не побоявшегося бросить вызов могущественной империи. Вместе с бурами сражались сотни добровольцев из разных стран, в том числе и из России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы прочитали учебник и увидели, как в ходе модернизации на смену традиционному обществу пришло общество индустриальное, как изменялись духовный мир человека, его повседневная жизнь. Что же произошло за 100 лет развития индустриального общества?

XIX век — время, когда меняется политическое устройство государств. Уходят в прошлое абсолютные монархии, уступая место монархиям ограниченным (конституционным) и республикам. Активно развивается парламентская деятельность. Идёт процесс формирования правовых государств, где законодательная, исполнительная и судебная власть разделены. Такие государства гарантируют права личности, провозглашают равенство граждан перед законом.

В правовом государстве общественная жизнь регулируется правом, нормы которого возведены в закон и обязательны для всех. Центральное место в системе закона занимает конституция государства.

На примере истории отдельных стран вы узнали, как неуклонно, хотя иногда медленно и болезненно, шёл процесс формирования гражданского общества — общества, где люди, осознавая свои права и обязанности, были способны объединиться для осуществления и защиты своей свободы. Вы видели, как рушились сословные и корпоративные преграды, как формировались органы местного самоуправления, создавались союзы и политические партии, добивались уравнения в правах с мужчинами женщины, провозглашалась и гарантировалась свобода совести. Священное слово «свобода» стало пониматься как «право делать всё, что дозволено законом».

В XIX в. ослабляется влияние религии на сознание человека, в ряде государств образование становится светским и церковь отделяется от государства.

Возрастает роль науки, без неё была бы невозможна промышленная революция. Железные дороги, пароходы, автомобили, самолёты, электрическое освещение, телефон, телеграф и многое другое меняют жизнь человека.

Промышленная революция способствовала высоким темпам развития производства, что во второй половине XIX в. привело к индустриализации в странах Западной Европы.

В XIX в. большие изменения происходят в составе общества: уменьшается экономическая и политическая власть аристократии, более могущественной становится буржуазия; численно сокращается крестьянство, ему на смену идёт фермерство; появляется средний класс.

В XIX в. революции следовали одна за другой. После Французской революции XVIII в. одна только Франция пережила ещё три потрясения — революции 1830, 1848 гг. и Парижскую коммуну. А 1848 г. — знаменитая «весна народов», когда вся Западная и Центральная Европа поднялась на борьбу за демократию. Опыт XIX в. показал, что революции возникают там, где правящие круги не используют реформы для разрешения существующих противоречий.

К концу XIX в., с развитием правовых государств и гражданских обществ, появились возможности для проведения социальных реформ. Государство всё чаще берёт на себя роль третейского судьи, защищая интересы различных слоёв общества. В последней трети XIX в. социальные реформы активно проводят в Англии, Германии, во Франции и в США.

В XIX в. в европейском обществе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из них имело свои взгляды на пути развития общества и права личности.

Религиозные войны, преобладавшие в Средние века и раннее Новое время, в XIX в. стали исключением. Но бурный процесс формирования наций и национального самосознания привёл к войнам за расширение национальных границ и создание национальных государств.

Большие изменения происходили и в традиционных обществах. Страны Азии и Африки оказались не защищёнными перед натиском индустриально развитых государств Запада. Угроза потери независимости вынуждала некоторых из них предпринимать шаги в области модернизации, вставать на путь реформ. Успешно эту задачу смогла решить только Япония. Государства Востока, попав в зависимость от индустриальных держав, находясь на положении колоний или полуколоний, вместе с тем стали входить в мировой рынок.

Особенность процесса модернизации на Востоке заключалась в том, что он был вынужденным, происходил под давлением Запада. В духовной и повседневной жизни народов Востока сохранялись их особое восприятие мира, традиционные ценности и обычаи.

К концу XIX в. завершился раздел мира между европейскими державами и США, начались войны за передел уже поделённых прежде территорий, возникла новая политическая карта мира, формировались новые военно-политические союзы. Вместе с этим зарождается и развивается массовое антивоенное движение.

Надежды Дебидура не сбылись, он сам явился очевидцем Первой мировой войны, но история XX в. — это уже другая история, Новейшая.

Хочется думать, что надежды учёного и наши надежды осуществятся в будущем, мир научится решать свои споры путём дипломатии и компромиссов. А для этого надо хорошо знать историю и уметь извлекать из неё уроки.

Итоговые вопросы и задания

1. Укажите основные черты индустриального общества. Назовите государства, где в XIX в. индустриализация проходила наиболее динамично, и объясните почему. 2. Обсудите с одноклассниками, какое влияние технический прогресс оказывал на жизнь человека. 3. Какие новые слои населения, новые проблемы и новые ценности возникли в XIX в. в развивающемся индустриальном обществе? 4. Назовите основные социальные учения, получившие развитие в XIX в. Чем вызвано их появление? Какие из них доказали на практике свою жизненность? 5. Оцените значение социальных революций XIX в. для их современников. Нужно ли сегодня знать историю этих движений? 6. Как изменилась политическая карта мира в XIX в.? Какие события лежали в основе этого процесса? 7. Назовите основные противоречия между крупнейшими государствами мира на рубеже XIX—XX вв. Какие международные союзы сложились в Европе в это время? 8. Как вы думаете, почему значительная часть стран Востока и Африки попадает в колониальную зависимость от стран Запада? Могла ли история этих стран развиваться по-другому? 9. Что нового вы узнали из курса Новой истории XIX в.? Подумайте, что из изученного в этом курсе может быть полезно вам в жизни и почему. 10. Подготовьте и проверьте презентацию собранного вами материала по какой-либо теме курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *