Краткое содержание потому что они красивые
Краткое содержание 1
Рассказчик беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который рассказывает ему о своей жизни и делится своими мыслями. Он не понимает, почему люди дерутся из-за земли, ведь ее так много. Макар родился свободным и живет свободным. Он всю свою жизнь путешествовал, многое повидал, поэтому не понимает людей, которые сидят на одном месте, работают, не зная, что такое свобода. Неподалеку слышится песня молодой цыганки Ноны, дочери Макара. Это побуждает цыгана рассказать историю про Лойко Зобара и красавицу Радду.
Зобар был цыганом-конокрадом, он мог украсть любого коня, который ему понравится, но ездил он на них недолго. Как только новый конь надоедал ему, он его продавал. Радда была самой красивой цыганкой в таборе: «Много посушила она сердец молодецких». Однажды ее увидел богатый магнат, обещал ей дать кошелек денег, если она его поцелует, а Радда только кинула эти деньги в грязь и ушла. На следующий день магнат пришел в табор и попросил отца Радды продать ему дочь, но тот не согласился.Табор пошел кочевать, однако вскоре магнат догнал цыган и сказал, что хочет взять Радду в жены. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» — только и сказала Радда.
Макар рассказал свою историю и пошел спать. А рассказчик лежал на земле, смотрел на звездное небо и представлял, как по нему идут гордая красавица Радда и удалой Зобар: «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Краткое содержание 2
Главные герои:
Он начал рассуждать на тему учения. Кому оно нужно? Умные люди и сами знают, у кого и чему им научиться, а глупому учение и вовсе не нужно. Люди привыкли постоянно работать, обрабатывая землю. А для чего? Чтобы потом и умереть в этой же земле? А что же он оставит после себя? Эти люди не знают истиной свободы, они родились и продолжают быть рабами.
Сам же Макар Чудра за свои годы повидал столько, что не уместить в тысячах торб. Нужно как можно больше путешествовать. А если осесть на одном месте и задуматься о жизни, то есть вероятность разлюбить жизнь. Не нужно задумываться для чего ты живешь, необходимо просто жить.
Была у них девушка одна небывалой красоты. Звали её Радда. Влюбился в неё магнат, хотел купить у отца Данилы. Но только отказала ему девушка, потому что вольной была.
Однажды услышали они прекрасную музыку, которая манила за собой. В этот момент из темноты на коне появился Зобар. Это он играл эту прекрасную музыку. Хороший был человек этот Зобар. Мало таких.
Вот Радда спросила его про скрипку. Он попытался отшутиться, тем самым покорив девушку. Но не на ту напал. Она, смеясь, сказала, что люди очень преувеличивают его ум и ушла. С утра у Зобара была рана на голове – это конь копытом его ударил. Но все поняли, что не конь это сделал, а молодая девушка. Остался Зобар у них жить. Сумел он всех расположить к себе, кроме Радды. Она даже не смотрела в его сторону. Сильно её поведение его задело. Не мог он выкинуть девушку из своей головы.
Однажды попросили все сыграть Зобара что-нибудь. Спел он песню, которая всех за душу взяла. Лишь одна Радда продолжала посмеиваться над ним. Зобар попросил руки Радды у её отца, и при всех пошел к девушке. Но предупредил, что свободу свою не бросит, хоть и сильно она покорила его. Но в то время как он подошел к девушке, она умудрилась его сбить с ног с помощью кнута. Зобар молча ушел в степь. А Макар отправился за ним присматривать.
Девушка сказала, что будет любить его верно и крепко. Но для этого он на следующий день должен будет ей поклониться и поцеловать правую руку. Вот после этого она станет его женой.
Сильное требование выдвинула ему цыганка, но он согласился на следующий день выполнить её просьбу. Тяжело было Лойко пойти на это все, поэтому он долго кричал и смеялся. Немало времени Макару понадобилось, чтобы привести его в чувство.
Макар вернулся в табор, где рассказал старшему поколению о том, что увидел. Те пришли к выводу дождаться следующего дня, чтобы увидеть, что из этого получится.
Старый цыган закончил свой рассказ, после чего сказал, что пора спать. Только долго не мог уснуть его слушатель. Он явно представлял образ цыганки Радды, её возлюбленного Зобара, которые постоянно кружились в темноте ночи. Два гордых и вольнолюбивых человека, которые не смогли найти счастья на этом свете.
«Потому, что они красивые»
Цель: познакомить с особенностями строения и развития бабочек в соответствии с возрастом учащихся.
Задачи:
— знакомить с особенностями строения, развития бабочек, их многообразием.
-развивать познавательный интерес к окружающему миру;
— воспитывать у школьников бережное отношение к природе.
Оборудование: Иллюстрации бабочек, тексты с описанием бабочек, Кроссворды «Бабочки».
Ход занятия:
1.Оргмомент
2. Формирование новых знаний:
Педагог: Все люди любят цветы, ведь они такие красивые. А вот кто такие бабочки?
Ответы детей.
Педагог: А мне один маленький мальчик сказал, что бабочки – это цветы, которые умеют летать. А ведь действительно бабочки похожи на цветы
Вопрос: Почему же они такие красивые?
Ответы детей (у них крылышки разноцветные).
Педагог: Вы, наверное, замечали, как блекнет даже самая красивая бабочка, если ее подержать в руках хоть немного за крылья. На пальцах останутся чешуйки разной окраски. Оказывается сами крылышки у бабочек бесцветные, прозрачные. А вот находящиеся на них чешуйки разной окраски, они то и придают крылышкам изумительные расцветки.
Педагог: Мне мальчик Дима из 2 класса рассказал (зачитываю): «Когда мне было 5 лет, я попросил подарить мне на день рождения сачок, чтобы ловить бабочек. Я хотел, чтобы у меня была своя бабочка, которая будет жить в банке, а я буду на нее смотреть. Я долго за ней гонялся и никак не мог поймать. Но вот, наконец, она устала. Я накинул на нее сачок, засунул руку и крепко, чтобы не вырвалась, схватил за крылья и посадил в банку. Потом отряхнул руки, так как они были испачканы какой-то пыльцой (позднее я узнал, что это ее чешуйки). Целый день я носился с банкой по дому и всем хвастался: «Смотрите, у меня собственная бабочка». Но чем больше я смотрел на бабочку, тем больше ее не узнавал: она была какая-то блеклая.
Мама сказала: «Выпусти бедную бабочку, она задохнется». Я открыл крышку банки – не летит. И я подумал: «Ну, зачем я ловил ее и сажал в банку!» Я перевернул банку. Бабочка встрепенулась и все-таки вылетела. Но летела она низко, а через некоторое время опустилась на землю. С тех пор я никогда не хватаю бабочек за крылья, ведь они теряют способность летать».
Педагог: Из-за чешуек на крылышках всех бабочек называют Чешуекрылыми.
Практическая работа «Рассматривание строения бабочки»
— Найдите голову, грудь, брюшко
— Подсчитайте количество крыльев (2)
— Подсчитайте количество ног (6)
— Запишите, к какой группе можно отнести бабочек по количеству ног (Насекомые)
— Найдите глаза, усики, хоботок
Педагог: Догадайтесь, зачем бабочке нужен хоботок.
Вопрос: Как вы думаете, бабочки, садясь на цветок и питаясь его нектаром, мешают пчелам?
Ответы детей.
Педагог (обобщает ответы): Действительно, не мешают, цветов много, всем хватит. Конечно же, бабочки как и пчелы тоже переносят пыльцу с одного цветка на другой А от этого в цветах зарождаются семена.
И теперь мы знаем, что этот человек не прав.
Знакомство с разнообразием бабочек (группа детей представляет разных бабочек)
1 ученица — Лимонница. Я зимую взрослой бабочкой. Я появляюсь раньше других. Только первые цветы распустились, а меня уже можно видеть. Меня можно узнать по ярко-желтой окраске. Недаром меня зовут Лимонница.
2 ученица — Крапивница. Я тоже зимую взрослой бабочкой. У меня пестрая окраска. Мои детки – личинки – живут на крапиве. Поэтому и зовут меня Крапивница.
3 ученица – Махаон. А я самая большая и самая красивая бабочка. Нас, махаонов, стало мало. Запомните, закон запрещает нас ловить
4 ученица – Аполлон. Меня назвали в честь древнегреческого бога красоты Аполлона. Я действительно красивая. Мои полупрозрачные большие крылья (до девяти сантиметров в размахе) украшены яркими пятнами круглой или квадратной формы. На передних крыльях пятна черного цвета, а на задних — красного, да еще и подчеркнутые черной окантовкой
5 ученица – Капустная белянка. А меня вы все знаете. Крылышки мои белые и на них есть черное пятнышко. А мои детки очень любят капустные листья, они питаются ими. За это люди нас не любят.
Педагог: Было бы здорово, если бы бабочки нас понимали. Мы бы тогда спросили бы, например, махаона «Что ты делал в детстве, когда был маленьким?»
Дети отвечают.
Педагог: Знаете, что он бы ответил? Он бы сказал, что никогда не был маленьким. Разве так бывает? Оказывается, бывает.
Рассказ педагога о развитии бабочек.
А) Бабочки откладывают яйца.
Б) Из яиц выходят личинки. Их у бабочек называют гусеницами.
Вопрос: Похожа гусеница на бабочку?
Нет. Сначала она маленькая, но очень прожорлива. Она питается листьями и растет.
В) Придет время, отыщет укромное местечко и замрет неподвижно, покроется плотной оболочкой и будет называться уже куколкой.
Г) А через какое-то время раздвинутся стенки оболочки куколки, и на свет появится прекрасная бабочка. И полетит она к цветам. А жизнь ее коротка, всего одно лето, а иногда всего несколько дней.
Педагог: к нам пришла еще одна бабочка.
6 ученица – Тутовый шелкопряд. У моей гусеницы есть особенность: из бугорка на голове сочится клейкое вещество, которое на воздухе превращается в тонкую прочную нить. Поэтому я шелкопряд. Гусеница из этой нити прядет кокон, превращаясь в куколку. А почему тутовый? Потому, что моя гусеница питается листьями тутового дерева. Человек научился разматывать мои коконы, назвав их греной, и получать шелк.
Работа с литературой (Найдите в тексте ответ на вопрос и вставьте в кроссворд)
«Маленький принц»: краткое содержание и анализ
Философская сказка-притча «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери занимает особое место в творчестве писателя. В ней автор формулирует простые истины и вечные вопросы, с которыми каждый сталкивается в течение жизни. О чем «Маленький принц»? Краткое содержание и анализ помогут разобраться в особенностях литературных образов и раскрыть смысл произведения.
«Маленький принц»: краткое содержание
Повествование ведется от первого лица — летчика, которому повстречался Маленький принц. Экзюпери отчасти наделяет его своими чертами. Он также использует в сюжете эпизод из собственной биографии. В 1935 году писатель предпринял попытку поставить мировой рекорд при перелете Париж–Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне.
С похожей истории начинается и повесть-сказка Экзюпери «Маленький принц». Краткое содержание стоит начать с рассказа героя о своем детстве. Будучи шестилетним мальчиком, он прочитал о том, как удав целиком заглатывает свою жертву. Этот факт сильно впечатлил ребенка, и он нарисовал удава, который проглотил слона. Такая картинка совсем не понравилась взрослым, они посоветовали больше не рисовать змей и заняться учебой.
Герой вырастает, становится летчиком и во время одного из перелетов совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара из-за поломки двигателя. Пилот весь день безуспешно пытается починить мотор самолета и засыпает среди бесконечных песков. Утром он его будит маленький мальчик.
Появления главного героя — важный момент в любом произведении, даже если его передает краткое содержание. Маленький принц к огромному изумлению летчика возникает ниоткуда, в абсолютно безлюдном месте, и просит нарисовать барашка.
Как мы помним, в этом рассказчик не силен, и после ряда неудачных попыток он рисует ящик с отверстиями, в котором якобы находится барашек. Как ни странно, именно этот вариант очень нравится малышу.
Фото: pngwing.com: UGC
Краткое содержание «Маленького принца» будет неполным без описания главного героя. Мальчик с золотыми волосами живет на крохотной планете-астероиде размером с обычный дом и каждое утро борется с вредителями в виде ростков баобабов. Если их вовремя не прополоть — вырастут огромные деревья, которые разорвут планету. Раз в неделю трудолюбивый принц прочищает три вулкана, хотя один из них давно нерабочий.
Жизнь мальчика была одинокой, единственное развлечение ребенка — возможность любоваться закатом. Чтобы чаще смотреть на прекрасное зрелище, Маленький принц несколько раз в день перемещал свой стул, двигаясь за солнцем.
Еще одна обитательница планеты — роза, прекрасный цветок, который чудом занесло на астероид. За ней бережно и внимательно ухаживает Маленький принц. Содержание его внутреннего мира отчасти открывается через отношение к капризному растению. Мальчик искренне любит свою розу, а она в ответ постоянно манипулирует, вызывая то чувство вины, то раздражение и досаду.
Но со временем он понимает, что это наносное, и благодарен цветку за подаренную красоту и аромат. В итоге роза тоже признается принцу в любви, но лишь перед тем, как тот покинет свою планету.
Фото: pixabay.com: UGC
Пересказывая краткое содержание книги «Маленький принц», нужно обратить внимание на персонажей, которых герой встречает во время путешествия по другим мирам. Мальчик посещает шесть соседних планет и знакомится их обитателями. Это взрослые люди, у них странные привычки, образ жизни и интересы, чему искренне удивляется Маленький принц.
Краткое содержание для читательского дневника не может обойтись без характеристики этих образов:
Фото: wikimedia.org: UGC
Маленький принц прилетает на Землю и оказывается в пустыне. Поначалу он думает, что ошибся планетой, но вскоре знакомится со змеей, и та рассказывает, что Земля большая и красивая. Змея предупреждает мальчика, что и среди людей бывает одиноко, и предлагает свою помощь, если он захочет вернуться на астероид.
Описывая книгу «Маленький принц» в сокращении, стоит упомянуть события, произошедшие с героем за год, проведенный на Земле:
Проведя неделю с летчиком и поведав ему свой краткий пересказ, Маленький принц решает отправиться на свою планету. Он многое узнал и понял, теперь пора возвращаться к розе, вулканам и продолжать выпалывать баобабы, иначе они разрушат крохотный мир. Мальчик договаривается со змеей, чтобы та его укусила и помогла покинуть Землю. В день, когда астероид находится над пустыней, Маленький принц улетает домой.
Летчик чинит самолет и возвращается на родину. Он грустит о Маленьком принце, но со временем находит утешение, слушая по ночам звезды:
Весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу…
Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите: все станет по-другому…И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!
Фото: pixabay.com: UGC
«Маленький принц»: анализ произведения
Рассказ «Маленький принц» написан в 1942 году, в разгар Второй мировой войны. В этот период Сент-Экзюпери много размышлял о судьбе мира и будущем человечества, над которым нависла угроза фашизма.
Также он видел, что современники все реже задумываются о духовных ценностях, ставя во главу угла материальные блага. Размышления над философскими и этическими проблемами и воспоминания об инциденте в Ливийской пустыне вылились в повесть «Маленький принц».
О чем эта книга? В первую очередь о смысле жизни, который ищет Маленький принц, путешествуя по планетам. Он сталкивается с жителями астероидов, каждый из которых замкнулся не только в своем объективно крохотном мирке, но и в собственных границах.
В гротескной форме автор показывает отрицательные черты и пороки, свойственные многим людям. Жажда власти, тщеславие, пьянство, стяжательство и погоня за бессмысленным богатством — все это, увиденное глазами Маленького принца, предстает в самом неприглядном свете.
На этом фоне актуализируется вопрос о том, что же действительно ценно, на что не жаль тратить свое время и жизнь? Автор поднимает тему любви и дружбы, которые занимают центральное место в повести «Маленький принц». Сюжет этой сказочной притчи состоит из двух линий:
Маленький принц знает, что такое любовь и привязанность, — он ухаживает за своим цветком и переживает, когда роза притворяется больной или капризничает. Мальчик понимает, что нужно заботиться о планете, поэтому каждое утро трудится, выпалывая опасные ростки баобабов. Но понять глубокую суть любви и ответственности он может, только столкнувшись с реалиями Земли.
Встретив на своем пути сад с тысячами роз, принц поначалу обесценивает свой цветок. Но знакомство с Лисом меняет его взгляд на вещи: не имеет значения, сколько в мире существует роз, если этот цветок особенный. «Твоя роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни, — говорит Лис, а потом произносит: Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу».
Лис рассказывает мальчику, что не стоит доверять глазам: по-настоящему зорко лишь сердце. Перед расставанием новый друг признается, что будет грустить о принце, но теперь полюбит спелые колосья пшеницы, потому что они напоминают золотые волосы мальчика.Таким образом, автор показывает, как сквозь призму искреннего чувства можно видеть и по-настоящему ценить красоту мира.
Фото: pixabay.com: UGC
Еще один аллегорический образ — змея, первая, кого принц повстречал на Земле. Она рассказывает мальчику об одиночестве среди людей, предсказывая будущее разочарование, и намекает на свое могущество. Так принц впервые встречается со смертью. И хотя впоследствии он познакомится с Лисом и летчиком, которые станут ему друзьями, именно к змее он вернется, чтобы попасть домой и снова заботиться о розе и своей планете.
Образ всезнающей змеи и необходимость покинуть физическое тело для возвращения в небесный дом вызывают ассоциации с библейскими образами. Выбор в качестве места действия пустыни также глубоко символичен: здесь нет ничего лишнего, жизнь словно застыла, оставив героев наедине с вечностью.
Чтобы оценить тонкость и глубокий смысл произведения, стоит выделить немного времени на знакомство с удивительной повестью «Маленький принц». Читать ее совсем недолго, но мысли-истины, вложенные автором в уста маленького мальчика и его друзей, неслучайно разошлись на цитаты.
В простой и лаконичной форме Экзюпери говорит о главном — любви и добре, дружбе и милосердии. Автор напоминает, что каждое живое существо бесценно и неповторимо, как и быстротечные мгновения жизни. Сказка «Маленький принц», созданная во время самой страшной войны, стала своеобразным гуманистическим манифестом, который находит отклик в сердцах людей по всему миру.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Маленький принц» — краткое содержание и пересказ по главам повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери
Краткие сведения о произведении
Главный герой повести-сказки
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Пилот из-за неисправности самолёта приземлился в пустыне Сахара. Там он увидел таинственного мальчика — Маленького принца, прилетевшего с крохотной планетки-астероида.
Маленький принц рассказал о своей планете и о розе, которая была там единственной. Роза слишком капризная и высокомерная, но Принц полюбил её за красоту. Когда он устал от капризов цветка, то решил улететь с планеты с перелётными птицами.
Посетив несколько астероидов, мальчик познакомился с живущими на них странными взрослыми:
Географ посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. Там мальчик пробыл целый год, встретился со многими взрослыми людьми, с Лисом, змеёй, пилотом и узнал много важных вещей.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
Автор рассказал, что в детстве он прочитал, что удав заглатывает зверей целиком и после этого спит подряд полгода. Автор нарисовал удава, который проглотил слона, но взрослые подумали, что это нарисована шляпа. Когда мальчик объяснил, что это удав, проглотивший слона, взрослые посоветовали не рисовать змей, а больше внимания уделять учёбе.
Мальчик вырос и стал лётчиком. Свой рисунок он всегда носил с собой и показывал людям. Если человек говорил, что это шляпа, тогда автор не рассуждал с ним об удавах, джунглях и звёздах. Он применялся к понятиям этого человека и говорил с ним о политике, игре в гольф и бридж и о галстуках.
Глава 2
Шесть лет назад пилот (автор) сделал посадку в пустыне Сахара из-за неполадки в моторе. Воды у него было только на неделю, и за это время он должен был починить мотор самолёта.
Пилот уснул на песке, а на рассвете услышал тонкий голосок, попросивший нарисовать барашка. Это сказал малыш. Пилот поразился — ведь жилья не было на тысячи миль вокруг. На вопрос, что он здесь делает, мальчик не ответил и снова попросил нарисовать барашка. Пилот умел рисовать только удава, проглотившего слона. Он и нарисовал эту змею.
Но мальчик сказал, что ему не надо слона в удаве, а нужен барашек. Пилот нарисовал одного за другим трёх барашков, но все они не понравились его новому другу. Один барашек был хилый, другой слишком большой, а третий очень старый. Тогда пилот нарисовал ящик и сказал, что там сидит барашек. Малыш обрадовался и сказал, что такого ему и надо.
Так пилот познакомился с Маленьким принцем.
Главы 3–4
Глава 5
Оказалось, что Маленький принц надеется, что барашек съест ростки баобабов. Вся почва его планеты заражена семенами баобабов, огромных деревьев, которые могут пронзить планету корнями и разорвать её. Поэтому мальчик ежедневно выпалывал ростки баобабов.
Глава 6
Пилот узнал, как однообразна была жизнь Маленького принца на его планете. Было только одно развлечение — любоваться закатом. Планетка так мала, что мальчик, передвигая немного стул, мог снова и снова любоваться заходящим солнцем.
Глава 7
На пятый день Маленький принц спросил, ест ли барашек цветы с шипами. Узнав, что он ест и их, мальчик спросил, зачем же тогда нужны шипы. Пилот был занят ремонтом мотора и ответил первое, что пришло в голову — что цветы выпускают шипы от злости.
Но Маленький принц не поверил ему. Оказалось, что он боится, как бы барашек не съел розу, которая жила на его планете. Мальчик заплакал. Пилот стал утешать его и пообещал нарисовать барашку намордник.
Глава 8
Оказалось, что однажды на планете Маленького принца вырос цветок, раскрыл бутон и оказался прекрасной розой.
Роза была обидчивой, гордой и очень красивой. Но всё же мальчику было грустно, что она очень гордилась собой. Он устал от её трудного характера, от капризов.
Глава 9
Решил Маленький принц странствовать с перелётными птицами. Перед тем, как покинуть планету, он привёл её в порядок. Почистил все вулканы (их было три на его планете), вырвал ростки баобабов, полил цветок.
Он попрощался с розой, а она попросила у него прощения и пожелала счастья.
Глава 10
Маленький принц решил посетить ближайшие астероиды, чтобы научиться чему-нибудь.
На первом из них жил король. Он обрадовался, что к нему явился Маленький принц, признал его за подданного и стал ему приказывать. Король был добрый и приказания отдавал разумные. Например, мальчик спросил, можно ли сесть, и король повелел ему сесть.
Король считал, что всё, что есть на свете, принадлежит ему, даже звёзды.
Маленький принц захотел посмотреть на закат и попросил повелеть солнцу закатиться. Но король узнал из календаря, что закат будет в семь часов сорок минут вечера, и в это время он и повелит солнцу закатиться.
Маленький принц отправился дальше путешествовать, а король успел крикнуть, что назначает его послом.
Глава 11
На второй планете Маленький принц встретил живущего там честолюбца, который думал, что все им восхищаются.
Честолюбец попросил мальчика похлопать в ладоши. Маленький принц похлопал, а честолюбец снял шляпу и раскланялся. Так повторялось минут пять. Маленькому принцу это наскучило, и он сбежал с планеты честолюбца.
Глава 12
На третьей планете обитал пьяница. Он сидел и смотрел на бутылки — пустые и полные.
На вопрос Маленького принца он ответил, что пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить. Растерянный мальчик отправился снова в путь.
Глава 13
На четвёртой планете проживал деловой человек. Он постоянно считал звёзды. Ему нужно было узнать их точное число, так как он был серьёзным человеком и любил точность во всём.
Деловой человек был уверен, что он владеет звёздами, чтобы быть богатым. А богатым ему нужно было быть, чтобы покупать новые звёзды, если их кто-либо откроет.
Маленький принц сказал, что звёздам нет никакой пользы от того, что ими владеет деловой человек, и отправился снова в путь.
Глава 14
На пятой планете жил фонарщик. Его совсем крохотная планетка с каждым годом вращается всё быстрее. Фонарщик выполнял уговор: зажигал фонарь вечером и гасил утром. Но сейчас день стал равняться всего одной минуте, поэтому фонарщику совсем некогда отдыхать.
Глава 15
Шестая планета оказалась в десять раз больше планеты фонарщика. Там жил старик, писавший книги. Это был географ, который описывал в книгах те места, о которых ему рассказывали путешественники. Сам он нигде не был, даже свою планету не исследовал.
Маленький принц рассказал географу о своей планете и о своём цветке. Старик сказал, что цветы географы не учитывают, так как они эфемерны, то есть быстро исчезают.
Узнав, что роза недолговечна, Маленький принц пожалел её. А географ посоветовал ему посетить планету Земля. Маленький принц отправился в путь, думая о покинутой розе.
Глава 16
Земля была седьмой планетой, которую он посетил. На ней было больше сотни королей, тысячи географов, дельцов и фонарщиков, миллионы пьяниц и честолюбцев.
Глава 17
Когда Маленький принц попал на Землю, то никого не встретил, так как вокруг была пустыня.
Но тут он заметил змею. Она объяснила, что люди в пустыне не живут. Ещё змея сказала, что, если когда-нибудь мальчик пожалеет о свой покинутой планете, она сможет помочь ему.
Главы 18–19
Маленький принц прошёл всю пустыню и увидел крошечный цветок. А когда взошёл на гору, увидел внизу только скалы. Он на всякий случай поздоровался, но ему ответило только эхо.
Глава 20
Когда Маленький принц набрёл на дорогу, она привела туда, где жили люди.
Он увидел сад, где росло много роз, похожих на его цветок. Мальчик огорчился, так как его красавица утверждала, что таких цветов, как она, нет во всей Вселенной.
Глава 21
Затем он встретил Лиса и попросил поиграть с ним. Но Лис ответил, что не может играть, потому что не приручен.
Зверёк объяснил Маленькому принцу, что если мальчик приручит его, то они станут друг для друга единственными в целом свете.
Лис попросил маленького принца приручить его, чтобы его жизнь стала радостнее. Но мальчик сказал, что у него мало времени, так как надо найти друзей и многое узнать.
Лис сказал, что если он хочет найти друга, пусть приручит его. Но нужно приручать терпеливо, день за днём. И Маленький принц сделал так, как сказал Лис: приходил к нему и садился поодаль от Лиса, с каждым днём уменьшая расстояние между ними.
Так мальчик приручил Лиса. Прощаясь, Лис сказал, что будет плакать о нём, но всё же ему будет хорошо, так как воспоминания о друге будут его радовать.
Маленький принц пришёл к розам и сказал, что они, хотя красивые, но пустые. А его роза для него единственная на свете.
Маленький принц возвратился к Лису, чтобы попрощаться, и тот открыл ему секрет: глазами самого главного увидеть нельзя, «зорко одно лишь сердце».
Ещё он поведал важную истину: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». И Маленький принц согласился, что он в ответе за свою розу.
Главы 22–23
Далее Маленький принц встретил стрелочника, который отправлял пассажиров на поездах в разные стороны. Стрелочник сказал, что взрослые едут и сами не знают, чего ищут. В окна вагонов смотрят только дети, а взрослые спят или просто сидят, зевая.
Затем мальчик увидел торговца, продающего пилюли. Если проглотить такую пилюлю, потом не захочется пить воду целую неделю. Торговец утверждал, что из-за этого экономится время — 53 минуты в неделю.
Глава 24
Слушая про торговца пилюлями, утоляющими жажду, пилот выпил последний глоток воды.
Маленький принц никогда не испытывал жажды и голода, но сказал, что ему тоже хочется пить, и предложил поискать колодец.
Долго искали они колодец, а когда присели отдохнуть, Маленький принц уснул. Пилот взял его на руки и пошёл дальше.
Глава 25
Они пришли к самому настоящему колодцу, хотя обычно в пустыне колодцы — это просто ямы в песке.
Пилот вытащил из колодца ведро с водой. Маленький принц пил, закрыв глаза. Видно было, что эта вода для него как подарок сердцу, потому что вода для него родилась из долгого пути, из скрипа колодезного ворота, из усилий рук пилота.
Маленький принц напомнил пилоту, чтобы он нарисовал намордник для барашка, чтобы тот не съел розу. Пилот сделал рисунок и отдал его мальчику.
Маленький принц сказал, что завтра исполняется ровно год, как он попал на Землю. Пилот понял, что мальчик бродил тут не случайно, и ему стало тревожно.
Маленький принц сказал, чтобы пилот принялся за ремонт самолёта, а он будет ждать здесь.
Глава 26
На следующий вечер пилот вернулся к колодцу и увидел, что Маленький принц сидит на краю древней каменной стены, развалины которой были недалеко от колодца.
Маленький принц разговаривал с кем-то, кого пилот не слышал и не видел. Мальчик сказал кому-то, что сегодня ночью придёт на то место, где появился ровно год назад.
Маленький принц сказал, что рад тому, что пилот отремонтировал самолёт и может вернуться домой, и что он тоже сегодня тоже вернётся домой. Мальчик сказал, что сегодня его звезда станет точно над местом, где он упал год назад.
Маленький принц сказал, что пилот полюбит смотреть на звёзды. Он засмеялся и сказал, что этот смех дарит пилоту. Когда тот будет смотреть на звёзды, на одной из которых будет жить Маленький принц, то услышит, что все звёзды смеются.
Маленький принц попросил, чтобы сегодня ночью пилот не приходил сюда. Но пилот догнал мальчика, когда он куда-то быстро шёл.
Маленький принц сказал, что зря пилот идёт за ним, потому что пилот может подумать, что он умирает. Мальчик объяснил, что его тело очень тяжёлое, и он не сможет его донести до своей планеты. Поэтому он хочет его сбросить, как старую оболочку, и вернуться к своему цветку, ведь он за него в ответе.
И тут словно жёлтая молния блеснула у ног мальчика, и он медленно упал.
Глава 27
Через шесть лет пилот понемногу утешился, но не совсем. Он знал, что Маленький принц вернулся на свою планету. Оказалось, что тело мальчика не такое уж тяжёлое, ведь пилот не нашёл его на рассвете.
По ночам пилот полюбил слушать тихий смех звёзд. Он звучит, как звон множества бубенцов.
Заключение к краткому пересказу
В повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) повести-сказки «Маленький принц»: главное в жизни — стараться понимать других, особенно любимых, ценить дружбу.
Краткое содержание повести-сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.