Кто установил что основным содержанием музыкального произведения являются чувства эмоции настроение
3.1. Общая характеристика музыкального восприятия
3.1. Общая характеристика музыкального восприятия
Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных познавательных процессов ощущение, восприятие, мышление и воображение. Они же применительно к музыке являют собой музыкально-познавательные процессы, поскольку на их основе осуществляется познание музыки в широком смысле.
Первичным и простейшим процессом является ощущение – психический процесс, возникающий в результате непосредственного воздействия источника ощущения на органы чувств. В музыкально-познавательной деятельности наиболее важны слуховые, кинестетические, тактильные и ритмические ощущения (слуховые и ритмические ощущения рассмотрены в гл. 2).
На основе комплекса ощущений возникает восприятие как процесс, характеризующийся, во-первых, целостностью, во-вторых – опорой на предшествующий опыт (апперцепционностью), в-третьих – константностью. В философии и психологии восприятие трактуется как сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения восприятие включает обнаружение объекта в поле восприятия, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование образа воспринимаемого.
В общепсихологическом понимании восприятия выделяют тенденцию прегнантности, в соответствии с которой объединение разрозненных свойств воспринимаемого в сознании происходит таким образом, что возникшее целое так или иначе отличается по форме от других возможных объединений [11].
Музыкальное восприятие – процесс чрезвычайно сложный и многоаспектный. Он включает объединение в сознании воспринимающего огромного количества различных элементов, принадлежащих к разным уровням, системам и качественно своеобразных. Вот только некоторые из проблем, возникающих при изучении процессов музыкального восприятия:
– связь с предшествующим опытом (апперцепция) делает результат восприятия зависящим не только от свойств объекта, но и от свойств воспринимающего субъекта; следовательно, есть качественные различия в музыкальном восприятии профессионалов и непрофессионалов, ребенка и взрослого, индивидуальные отличия.
– временная природа музыки диктует необходимость воспринимать одновременно непрерывный поток и его отдельные точки (единство континуальности и дискретности); установление закономерностей различных сочетаний континуального и дискретного представляет собой проблему, связанную как с наиболее сложными механизмами индивидуальной психики, так и с содержанием и строением музыкальных произведений.
– формирование в массовом сознании предпочтений восприятия музыки разной степени сложности (так называемой серьезной и так называемой легкой) является одной из кардинальных социокультурных проблем.
Восприятие музыки будущими слушателями волнует композитора в не меньшей мере, чем установление содержательных и структурных особенностей своих произведений. Восприятие аудитории является главным критерием профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Для слушателя восприятие представляет собой основной процесс, посредством которого он осуществляет музыкальную деятельность.
Между музыкальным восприятием, музыкальным мышлением и музыкальным воображением, по-видимому, существует еще более тесная связь, нежели между этими же процессами в их общепсихологическом понимании. Если восприятие в общей психологии трактуется как процесс преимущественно репродуктивный, в отличие от мышления и воображения, характеризующихся разной степенью продуктивности, то в музыкальной деятельности уже восприятие является продуктивным процессом.
Объединяя процессы музыкального восприятия и музыкального мышления термином понимание музыки, М. Ш. Бонфельд пишет: «…Все, что связано прежде всего с правополушарной сферой понимания – с наслаждением – напрямую зависит от вовлеченности, включенности в творческий процесс. И, следовательно, понимание – на любой его стадии – это не только восприятие, но и творчество» [1. С. 167].
Мы не можем разграничить процессы музыкального восприятия и музыкального мышления еще и потому, что содержание этих процессов не подлежит вербализации.
Тот более или менее смутно осознаваемый музыкальный поток, в который вовлекается сознание воспринимающего, невозможно разделить на восприятие существовавшего ранее и создаваемое мозгом слушающего – а последнее является уже функцией музыкального мышления и воображения, граница между которыми еще более условна.
В связи с этим разграничение музыкального восприятия и музыкального мышления в любом исследующем эти процессы труде в значительной мере условно; это относится и к данному пособию. Мы опирались в описании процессов музыкального восприятия на ставший классическим масштабный труд Е. В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия», и те аспекты восприятия-мышления, которые освещены в данном исследовании, описываем как особенности музыкального восприятия.
Кроме того, проблема массовых предпочтений в области музыки – точнее, преобладающего предпочтения легкой музыки, характерного прежде всего для непрофессионалов и в целом для людей с невысоким уровнем музыкального развития, – позволяет применительно к этой сфере говорить о музыкальном восприятии, имея в виду его общепсихологическую трактовку как процесса преимущественно репродуктивного по отношению к мышлению.
С известной условностью это можно отнести и к особенностям восприятия музыки детьми как начальной ступени восприятия-мышления по отношению к взрослым. Все это обусловило освещение данных аспектов в главе, посвященной музыкальному восприятию, а процессов, характерных преимущественно для профессионалов или людей музыкально развитых – в разделе о музыкальном мышлении.
Психология музыкального восприятия исторически складывалась на основе развития исследований свойств звука и музыкального слуха. Она тесно связана также с положениями о социальной природе человеческой психики (А. Н. Леонтьев); рефлекторной теорией восприятия (И. П. Павлов, И. М. Сеченов); теорией интериоризации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин); теорией психологической установки (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Д. Н. Узнадзе и др. ); исследованиями опережающего отражения (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Е. Н. Соколов, Д. Г. Элькин и др. ); психологией узнавания (Д. А. Ошанин, М. С. Шехтер и др. ) и другими направлениями общей психологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Развитие восприятия
Развитие восприятия Одним из важных элементов обучения ребенка является сформированное восприятие. К школе необходимо сформировать понятие величины и формы предметов. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные
Развитие восприятия
Развитие восприятия Восприятие – это процесс и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны
Общая профилактика
Общая профилактика Во время беременности будущей маме нужно позаботиться о здоровье еще не родившегося малыша. Женщине, готовящейся стать матерью, нужно полноценно питаться, исключить курение и прием алкоголя, по возможности санировать очаги хронической инфекции.
Общая стратегия
Общая стратегия Нельзя сказать, что такие дети проявляют себя только с худшей стороны. У каждого из них есть какие-то положительные качества, и их надо найти. Только на первый взгляд сделать это не просто. Улучшить поведение таких детей можно скорее похвалой, может быть и
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон
2.1. Общая характеристика музыкальных способностей
2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; они
3.2. Апперцепционная обусловленность музыкального восприятия
3.2. Апперцепционная обусловленность музыкального восприятия Психология музыкального восприятия выделяется в отдельную область по отношению к исследованиям музыкального мышления также по признаку значительной роли жизненного опыта слушателя в музыкальном
3.3. Современные представления о сущности музыкального восприятия
3.3. Современные представления о сущности музыкального восприятия При определении сущности музыкального восприятия прежде всего возникает вопрос о том, что именно воспринимает слушатель. Одна из особенностей музыки как искусства заключается в существовании двух
7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности
7.1. Общая характеристика творчества. Психологические особенности творческой личности Под творчеством понимают процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники. По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – это деятельность,
8.1. Общая характеристика эмоций
8.1. Общая характеристика эмоций Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер, охватывают все виды чувствительности и
10.2. Общая характеристика музыкотерапии
10.2. Общая характеристика музыкотерапии Музыкотерапию изучают восстановительная медицина, психология, специальная и лечебная педагогика, музыкальная психология. Музыкотерапия обладает большими возможностями как метод лечения без различий возраста, пола, образования и
Общая характеристика подросткового возраста
Общая характеристика подросткового возраста Подростковый возраст включает период развития детей от 11–12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V–VII классов).Подростковый возраст характеризуется важной перестройкой
13. Общая тактика
13. Общая тактика Ответственность вожатого в отношении начальных черт полового развития детей чрезвычайно велика. Он является крупным орудием в системе воспитательных влияний на подростков. Он ближе связан с идейно-этической и повседневно-бытовой стороной ребятишек,
Общая скакалочка
Общая скакалочка Двое школьников держат за концы скакалку и равномерно крутят ее. Остальные игроки поочередно прыгают через скакалку, стараясь не задеть ее. Кто заденет, становится крутить скакалку, меняя одного из детей.Для большего интереса скакалку можно крутить в
Проверка восприятия
Проверка восприятия Некоторые из наших решений основаны на ложных допущениях. Мы-то знаем, о чем думаем и что имеем в виду, но восприятие ребенка может оказаться совершенно иным.В юмористических комиксах про Кельвина и Гоббса Кельвин спрашивает маму:–?Я хочу есть, можно
специфика музыкальных эмоций
Автор: Штрек Анна Александровна
Специфика музыкальных эмоций
Искусство называют «школой чувств». Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки.
Отечественный ученый С. Х. Раппопорт дает определение социальной основы и социального значения человеческих эмоций. По его утверждению, «жизненная значимость эмоций на высшем уровне состоит, прежде всего, в той общественной роли, которую они играют». Отсюда вытекают следующие выводы: «Овладевая массами, высшие эмоции, подобно идеям и теориям, превращаются в могучую материальную общественно-преобразующую силу». Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.
При восприятии произведений искусства человек испытывает разнообразные переживания, связанные с содержанием сюжета и со способами изображения этого сюжета. Такого рода переживания не только обогащают нравственный опыт человека, но и расширяют диапазон его эстетических чувств. Эстетические переживания могут достигать высокого уровня развития. В многообразии эстетических чувств выделяют чувство возвышенного, чувство комического, чувство трагического и др. Переживаются эти чувства субъективно, но разделенные переживания объединяют и обогащают людей.
Обе указанные стороны музыкальности необходимо развивать, начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания. Педагогике известны случаи, когда при достаточно хорошем развитии специальных музыкальных способностей, тонком (иногда абсолютном) слухе эмоциональное реагирование на музыку у ученика отставало, и восприятие ее не было полноценным. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребенка достаточно успешно, нужно, во-первых, развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами; во-вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к восприятию музыки, связывать его со звучаниями, то есть, чтобы ребенок не просто испытывал какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и, как пишет Б. М. Теплов, эмоционально переживал выразительное значение музыкальных образов. Установлению тесной ассоциативной связи между звуковыми образами музыки и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт.
Эта проблема рассматривается в работе О. Ю. Лобановой, доцента кафедры эстетического воспитания МПГУ, «Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку».Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное воспитание. 1997. № 4.
Интонационно-речевой опыт человека участвует (часто в неосознаваемой
форме) в процессах музыкального восприятия всегда независимо от характера, жанра, стиля произведения и возраста воспринимающего. Однако в детском возрасте, когда механизмы восприятия только еще формируются, роль этого фактора особенно важна. Е. В. Назайкинский, автор исследования «О психологии музыкального восприятия», отмечает, что «на развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние наряду с собственно музыкальными впечатлениями и музыкальной деятельностью ребенка оказывает его речевой опыт.
В настоящее время опора на интонационно-речевой опыт в работе над музыкальным восприятием у школьников используется недостаточно. Проблемы, связанные с речевой интонацией, относятся к области методики развития речи, художественно речевого воспитания. Занимая в этой методике достаточно значительное место, они (и это естественно) совершенно не ориентированы на задачи музыкального воспитания. Разумеется, если работа над речевой интонацией, над выразительным чтением сама по себе ведется успешно, то результаты ее, пусть и незапланированные, положительно скажутся и на готовности детей к музыкальному восприятию. Специальная методика работы над речевым интонированием с учетом потребностей музыкального воспитания могла бы дать больший результат. Что касается методики музыкального воспитания, то в ней достаточно четко прослеживается направленность на формирование у детей эмоционального отклика на музыку в самой музыкальной деятельности (пении, слушании), на осознание ее выразительной природы. Однако такое важное подспорье в этой работе, как интонационно-речевой опыт, либо не используется вовсе, либо используется до некоторой степени, но скорее интуитивно, чем сознательно и планомерно.
Созданию специальной методики активизации интонационно-речевого опыта школьников для формирования у них эмоциональной отзывчивости на музыку должна предшествовать выработка четких теоретических предпосылок: необходимо четко и конкретно разобраться в механизмах связи таких видов звуковой деятельности, как речевое интонирование (с одной стороны), пение и слушание музыки (с другой); в том, какое место занимают интонационно-речевые прообразы в системе выразительных средств музыки.
Таким образом, существует тесная связь между эмоциями и способами их выражения голосом, как в речи, так и в пении. Отсюда практический вывод: работая над речевой интонацией, над выразительным чтением, то есть, активизируя интонационно-речевой опыт школьников, мы можем воздействовать на их эмоции (поскольку настройка голосового аппарата и общая физиологическая настройка организма, испытывающего эмоцию, тесно связаны; первое является как бы составной частью второго) и, что особенно важно, формировать физиологические механизмы интонационно-окрашенного голосообразования, которые непосредственно перенесутся в пение, послужат основой той «палитры» интонационных красок, которая обусловливает выразительность вокального интонирования.
Всякая звуковая деятельность связана со слуховым контролем. Органы голосообразования и слуха тесно связаны. В практике этой деятельности (речь, пение) формируются и развиваются не только механизмы производства звуков, но и представления о звучаниях, их эталоны. С помощью слуха (речевого, поэтического, звуковысотного, тембрового и т. д.) осуществляется сопоставление, сверка, коррекция реальных звучаний с этими воображаемыми эталонами. Интонационно-речевой слух развивается в процессе речевой деятельности, а память накапливает представления о звуковых эталонах речевой интонации, в частности о средствах выражения эмоций голосом. Эти эталоны эмоциональных речевых интонаций, играющие важную роль и в пении, приобретают особое значение при слушании музыки, так как выступают (вне реального участия голоса) в качестве связующего звена между звучащей музыкой и эмоциями ребенка.
Разумеется, инструментальная музыка адресуется к эмоциям не только через интонацию и вокальный опыт, но и этот канал для нее чрезвычайно важен. От развития интонационно-речевого слуха во многом зависит успешность и этого вида детской музыкальной деятельности (слушания), и, прежде всего, сопереживания музыке детьми, подключенности к восприятию их эмоционального опыта.
Таким образом, активизация интонационно-речевого опыта школьников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у них эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эстетическое воспитание может быть успешно осуществлено, если педагог учитывает возрастные психологические особенности школьников, а также возможности их восприятия.
Непосредственное восприятие и переживание произведения должно гармонично сочетаться с собственным опытом анализа. Логика познания должна быть строго объективной: от чувственного и непосредственного к рациональному и абстрактному.
Чувственность и эмоциональность восприятия сохраняется и укрепляется как качество личности, когда в практике познания доминирует установка рассматривать художественное произведение как непосредственное образное отражение жизни, неповторимое по своим индивидуально-психологическим и идейно-художественным особенностям.
Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)
Владимир Папин
Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)
Борис Михайлович Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.
Б. М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.
Способности Б. М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия, а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения). Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки, Б. М. Теплов был несогласен с представителем немецкой эстетики Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искусство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.
Б. М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека.
Специфику музыкального содержания определяют не изобразительные возможности музыки, а наличие эмоциональной окрашенности музыкальных образов. Таким образом, главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания.
Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Поэтому понятие «музыкальные способности» включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями.
В широком понимании музыкальный слух включает в себя звуковысотный, тембровый и динамический слух.
Все перечисленные свойства (высота, тембр, динамика и длительность) присущи не только звукам музыкальным,но и другим: звукам речи, шумам, голосам животных и птиц. Что же составляет своеобразие именно музыкальных звуков? В отличие от всех других звуков и шумов музыкальные звуки имеют определенную, фиксированную высоту и протяженность. Поэтому основными носителями смысла в музыке Б. М. Теплов называет звуковысотное и ритмическое движение.
Кроме мелодического и гармонического слуха, существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения, т. е. не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому он не входит в число основных музыкальных способностей, составляющих структуру музыкальности.
Музыкально-слуховые представления.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.
Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Таким образом, Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Формирование музыкальных способностей на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении
Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.
Можно выделить несколько видов музыкальнойдеятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:
• Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
• К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма, музыкально-ритмические движения и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
• Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.
Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач: Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях. Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке. Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти. Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.
Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию.В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:
• Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
• Занятия, повышающие чувство ритма.
• Игровые тренировки музыкальной памяти.
Прививать детям определенные навыки нужно постепенно. Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция музыкального руководителя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.
Способы развития ладового чувства.
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.
Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.
Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.
Упражнения для тренировки слухового представления.
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.
Примерами упражнений на слуховое представление являются:
• Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
• Определение направления звука и местонахождения его источника.
• Повторение простых мелодий на слух.
Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.
Развитие чувства ритма.
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.
В качестве примера можно привести следующие упражнения:
• Дети могут маршировать под музыку либо счет музыкального руководителя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
• Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
• Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
• Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
• Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению. Танец также развивает чувство ритма
Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени. И нужно чаще менять виды деятельности на музыкальных занятиях так как у детей дошкольного возраста рассеянное внимание, его всегда нужно мотивировать.
«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.
Конспект занятия по развитию музыкальных способностей «Домашние животные и их детеныши» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» К дню домашних животных. Вторая младшая группа Цель. Развитие музыкальных способностей.
Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.
Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»консультация для педагоговитоговая работа.
Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.
Как я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.