материальное и процессуальное право понятие и содержание
Материальное и процессуальное право
Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и состоит, чтобы предложить законодателю четкий общеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.
К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации материальных регулятивных норм (или, по-другому, диспозиций материальных норм). С точки зрения близости к исходной социальной структуре эти процедурные нормы даже «более материальны», чем материальные охранительные (например, уголовно-правовые).
В самом общем виде процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы: правотворческие и правореализующие. В свою очередь, правореализующие процедуры бывают материальные и процессуальные.
Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены. Так, абсурдным выглядело бы законодательное решение отделить процедурные нормы гражданского права от своих основных норм и объединить их все в едином нормативно-процедурном акте.
Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правоприменением можно поделить на две разновидности:
а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.);
б) регламентирующие процедуры позитивного, то есть нормального, осуществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т. п.).
Итак, граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (например, между нормами уголовного процесса и нормами уголовного права).
Материальное и процессуальное право
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.
Материальное право – это совокупность отраслей непосредственно регулирующих общественные отношения, это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых Г осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.
Процессуальное право – это право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан, это часть правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.
Материальное и процессуальное право
Материальное и процессуальное право
Система объективного права делится также на право материальное и процессуальное.
Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Нормы материального права отвечают на вопрос «Что делать в том или ином случае, как поступать?». Большинство субъектов правоотношений, то есть мы с вами или организации, сталкиваются именно с ними.
К материальному праву относятся уже перечисленные ранее гражданское, уголовное, семейное, земельное, трудовое и многие другие отрасли права. Но только материальным система позитивного права не исчерпывается.
Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Определяет также формы и методы защиты прав граждан. Таким образом, оно позволяет ответить на вопрос: «Как реализовывать на практике то, что предусмотрено отраслями материального права?».
Нормы процессуального права в большей степени востребованы специалистами в области юриспруденции: судьями, следователями, дознавателями, прокурорами, адвокатами. Они всегда императивны. Именно процессуальные нормы устанавливают правила ареста, задержания, возбуждения уголовного дела, рассмотрения спора между хозяйствующими субъектами, допроса свидетелей, оформления протоколов и т. д. Материальное право без процессуального мертво, потому что процессуальные нормы дают механизм реализации норм материальных.
К процессуальному праву относится гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
А. А. Власов Гражданское процессуальное право
А. А. Власов Гражданское процессуальное право Введение Для успешной подготовки кадров современных юристов в России постоянно ощущается потребность в учебниках, которые, с одной стороны, отвечали бы государственным образовательным стандартам, а с другой —
§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина
§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере
51. Гражданское процессуальное право
51. Гражданское процессуальное право Гражданское процессуальное право – это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по
Лекция № 1. Гражданское процессуальное право
Лекция № 1. Гражданское процессуальное право 1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского процесса Гражданское процессуальное право и гражданский процесс – два понятия, соотносящиеся как общее и частное. Гражданское процессуальное право –
82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг
82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую
Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали
Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает
15.4 Материальное и процессуальное право
15.4 Материальное и процессуальное право В системе права различают две группы правовых общностей — материальное и процессуальное право.Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм
§ 44. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право
§ 44. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право Начнем с примеров. Они помогут лучше разобраться в сложных вопросах обязательственного права.1. Петя договорился с Сережей о том, что тот возьмет на хранение его мотоцикл, пока Петя будет в отъезде. За это
Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение
Система права характеризуется разделением на отрасли материального и процессуального права.
Отрасли материального права регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права. Процессуальное право характеризуется тем, что регулирует процесс реализации, воплощения в жизнь норм материального права.
Процессуальное право регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права и направлено на достижение конкретного юридического результата.
Материальное право, выступая регулятором общественных отношений, облекает их в правовые нормы, которые в итоге становятся основой позитивного права. Однако нельзя преуменьшать регулятивную роль норм процессуального права, поскольку посредством таких норм обеспечивается соблюдение принципов права и порядок осуществления, реализации норм материального права.
1. Формы государственного правления: типичные и новые.
2. Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав.
1. Формы государственного правления: типичные и новые.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят ϲʙᴏе выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, кᴏᴛᴏᴩые сложились в результате историческо-, го развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В ϶ᴛᴏй связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе кᴏᴛᴏᴩой менее развитые и экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – ϶ᴛᴏ форма правления, при кᴏᴛᴏᴩой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), кᴏᴛᴏᴩый реализует функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и гуще.ствляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство – ϶ᴛᴏ я»); за результаты ϲʙᴏей деятельности не несет юридической ответственности.
Перечисленные признаки будут типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны к, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и гиды ограниченных и неограниченных монархий.
Республика – форма правления, при кᴏᴛᴏᴩой:
государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), кᴏᴛᴏᴩый реализует ϲʙᴏе функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;
представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты ϲʙᴏей деятельности.
· выборность и сменяемость представительной власти;
· коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них ϲʙᴏи специализированные задачи;
· законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты ϲʙᴏей деятельности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, кᴏᴛᴏᴩые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при кᴏᴛᴏᴩой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.
Особо следует сказать и об империях, кᴏᴛᴏᴩые явились такой сложной формой государственного устройства, кᴏᴛᴏᴩая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика У–П вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V–IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), кᴏᴛᴏᴩые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
При феодализме также существовали монархические и республиканские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-нредставительная монархия и абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину кᴏᴛᴏᴩого составляла господствующая этническая Группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными регионами.
Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В данных условиях некᴏᴛᴏᴩые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. По϶ᴛᴏму монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.
Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизо-ипнной сословно-представительной монархии, в кᴏᴛᴏᴩой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).
Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком кᴏᴛᴏᴩой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.
Республики при феодализме носили городской характер. Стоит заметить, что они создавались по мере роста могущества и независимости некᴏᴛᴏᴩых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некᴏᴛᴏᴩыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).
Развитие буржуазной государственности шло на базе провозглашения демократических прав и ϲʙᴏбод, разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при кᴏᴛᴏᴩом законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парламентом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени исключительно отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Стоит заметить, что он царствует, но не правит.
Республика стала наиболее распространенной формой государственности.
Стоит заметить, что она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).
В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.).
Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но будет исключительно номинальным главой государства.
В классической президентской республике президент одновременно будет и главой государства, и главой исполнительной власти. По϶ᴛᴏму он ϲʙᴏбоден в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). При всем этом он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).
Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.
Для устранения данных и некᴏᴛᴏᴩых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Это выражается в том, что на базе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко-юрых современных республиках при тоталитарных режимах пробудет монархический признак – несменяемый глава государства.
Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.
Социалистическая государственность по ϲʙᴏей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. При этом ϶ᴛᴏ не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кᴏᴛᴏᴩых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся.
Советская социалистическая республика как государственная фирма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. При этом тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и. политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма. I
Материальное и процессуальное право Теория процессуального права
В системе права различают две группы правовых общностей– материальное и процессуальное право.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право – порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.
Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей – например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое – в составе гражданского права, космическое и атомное право – в составе международного права.
Как уже указывалось, выделяют среди отраслей материального права первичные и вторичные (производные) отраслевые образования.
Некоторые ученые признают существование комплексных отраслей права. Однако, по мнению проф. С.В. Полениной, комплексными могут быть только акты законодательства, поскольку в них объединяется материал с различным предметом и различными методами регулирования, а в отраслях права должен быть только один предмет и один метод регулирования.
Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него.
Главные отличия состоят в следующем. Процессуальное право:
1. представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;
2. придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;
3. направлено на достижение конкретного юридического результата – защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т. д.;
Регулирует общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.
Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.
Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материальные отрасли определяют правовойстатус субъектов процессуальных отношений, а также устанавливаютусловия и основания возникновения процессуальных отношений.
В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.
В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материальными отраслями. В системе права Российской Федерации специализация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий характер. Конституционное право, которое долгое время оставалось автономным, содержало и материальные, и процессуальные нормы, в настоящее время не может обходиться без сотрудничества с гражданским процессуальным законодательством. Так, решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным правом.
Конкретные связи между гражданским процессуальным правом и отдельными материальными отраслями весьма различны в зависимости от того, какая часть их норм может применяться в форме гражданского процесса. В гражданском, трудовом, семейном и некоторых других отраслях гражданский процесс, безусловно, доминирует над иными формами разрешения конфликтов, возникающих в конкретных отношениях.
Конституционное, административное, финансовое право, наоборот, допускает использование гражданского процесса в достаточно ограниченных пределах. Однако по мере становления и упрочения правового государства судебный контроль за законностью решений государственных органов власти и управления приобретает тенденцию к расширению. Соответственно будет усиливаться и значимость гражданско-процессуального права в реализации норм публичного права.
Связь уголовного права и иных отраслей правапроявляется в сфере действия охранительных норм, устанавливающих запреты, основания применения, виды и объем правовых санкций. Каждая отрасль права устанавливает санкции за совершение административных, гражданско-правовых и иных проступков. Однако совокупность норм, запрещающих деяния, которые представляют повышенную общественную опасность и признаются преступлениями, составляет самостоятельную отрасль — уголовное право.
Уголовное право запрещает преступные посягательства на основы государственного и общественного строя, урегулированные государственным правом (особо опасные государственные преступления), государственную и личную собственность, честь и достоинство граждан и иные отношения, урегулированные гражданским правом (статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за кражу, грабеж, мошенничество, клевету и оскорбление личности).
Общественно опасные посягательства на порядок, закрепленный нормами административного права, в УК образуют составы преступлений против порядка управления и общественной безопасности.
Таким образом, уголовное право представляет собой как бы вынесенную за скобки совокупность норм, запрещающих особо опасные деяния, совершаемых в сфере государственного, гражданского, административного и иных отраслей права. И с этих позиций каждая отрасль права связана с уголовным правом как особым компонентом системы права, которая охраняет конкретные отрасли и систему права в целом от наиболее грубых общественно опасных посягательств.