международные отношения понятие и содержание
Международные отношения понятие и содержание
§1. Сущность и понятие международных отношений
Уровни международных отношений
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали – масштабные уровни:
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонтали – групповые уровни:
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.
Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся классы и другие социальные группы; государства и государственные объединения; политические партии; неправительственные международные организации. Главное значение имеет государство как фактор, определяющий все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.
Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.
Сущность и понятие международных отношений
Формально началом отсчета исследования международных отношений считается 1919 год, когда в Уэльсском университете в Эйберсвите (Великобритания) была образована первая кафедра по истории и теории международных отношений.
Сам термин «международные отношения» ввел в научный оборот английский мыслитель рубежа XVII-XVIII в. Джереми Бен-там, который понимал под ним общения между государствами. Сегодня понятие международных отношений трактуется гораздо шире.
Перечисленные особенности международных отношений достаточно непредсказуемы, хаотичны, неуравновешенны. В такой атмосфере ни одно государство не способно постоянно сохранять четко выраженные и неизменные позиции по отношению друг к другу.
Содержание международных отношений определяется характером взаимодействия государств и их коалиций в лице полномочных институтов власти, участвующих в разработке и реализации межгосударственной политики.
Однако, как показывает практика, различные политические силы могут участвовать в международных отношениях и помимо государственной власти, если последняя действует вопреки их политическим целям и представлениям о должных национально-государственных интересах.
Основу действий государства в международном пространстве составляет национальный интерес, основными элементами которого выступают безопасность, суверенитет и независимость. Реализация национального интереса нередко находит свое выражение в столкновениях, конфликтах и примирениях.
Объективное содержание международных отношений определяется соотношением потребностей и интересов сторон. Наиболее существенно на международные отношения влияют следующие группы интересов: социально-экономические (торговые, производственные и т.д.); политико-идеологические (режим власти, господствующая идеология, религия и т.п.); геополитические (территория, сырьевые и энергетические ресурсы страны, система коммуникаций и т.п.); этно-национальные (интересы сохранения и развития этносов на традиционной территории заселения, интересы воссоединения разделенных этносов, защита родственных национально-этнических групп, проживающих за пределами территории государства).
Основными субъектами международных отношений являются государства. Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладают внутренним суверенитетом, государства решают целый ряд дополнительных задач: устанавливают контроль над деятельностью на своей территории иностранных сил и структур; отражают внешние угрозы своей национальной безопасности; согласовывают свои интересы с более сильными партнерами или соперниками; пополняют ресурсы, увеличивающие их силу, авторитет, влияние на международной арене и т.д.
Важными субъектами международных отношений являются негосударственные участники. К ним относятся международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, СНГ, ШОС и др.), транснациональные корпорации (IBM и т.п.), международные неправительственные организации («Гринпис» и др.), отдельные лица (например, мать Тереза).
Среди субъектов, оказывающих влияние на характер международного процесса, можно также отметить национально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные администрации и т.д.
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали (масштабные уровни) международные отношения делятся на:
По горизонтали (групповые уровни) международные отношения делятся на:
Международные отношения имеют следующие виды: по предметному критерию, т.е. области, в которой они разворачиваются, выделяются:
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:
По составу участников международные отношения могут быть: межгосударственными; межпартийными; отношениями между транснациональными корпорациями или международными организациями и т.д.
По характеру протекания выделяют: равноправные, дружественные, взаимовыгодные, конфликтные (отношения господства и подчинения) международные отношения.
Таким образом, система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т. д. Сегодня на мировой арене появляются новые виды и уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием.
Понятие международных отношений, их особенности и структура
Международные отношения — это совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающая среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений — государства.
Важнейшие черты международных отношений:
отсутствие единого центрального ядра власти и управления
стихийный характер, что обусловлено множеством субъектов международных отношений, множеством мнений
усиливается значение субъективного фактора, что проявляется в возрастании роли выдающихся политических лидеров
большую роль в регулировании международных отношений имеют соглашения и договоры о сотрудничестве
Международные отношения являются отражением, продолжением и развитием внутриобщественных отношений. Они включают экономический, социально-политический, духовно-культурный аспекты, но представляют не арифметическую сумму последних, а качественно новую систему. В литературе выделяют различные типы, виды, уровни и состояния международных отношений.
Называют типы международных отношений господства и подчинения, сотрудничества и взаимопомощи и переходные между ними.
Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).
По степени напряженности международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.
[Международные отношения являются преимущественно политическими, потому что главными в них остаются взаимодействия между государствами. Особенности системы международных отношений представляют отсутствие верховной власти, низкий уровень централизации, слабая степень интеграции элементов целостности.]
Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам — исполнительный, но чаще акторы, участники, субъекты международных отношений употребляют как слова-синонимы.
Среди международных организаций выделяют межправительственные организации (ООН, Совет Европы, Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация Африканского Единства и др.), неправительственные организации (Экуменический Совет Церквей, Международная Федерация Профсоюзов, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.), транснациональные корпорации и другие общественные силы и движения (национально-освободительные и сепаратистские движения, международные мафиозные и террористические организации, региональные и местные администрации. Для них характерно наличие учредительных документов, постоянный аппарат, автономность компетенции и решений.
Международные отношения: понятие, сущность, субъекты, классификация.
Международные отношения– это совокупность экономических, политических, дипломатических, идеологических, правовых и иных связей и взаимодействий между государствами, между основными социальными, политическими и экономическими силами.
Международные отношения в широком смысле – совокупность отношений между народами.
МО отличаются рядом характерных черт:
— стихийный, непредсказуемый, хаотичный характер
— охват всех сфер жизнедеятельности общества
— большое значение субъективного фактора, как в позитивном, так и в негативном плане
— наличие большого количества равноправных и суверенных центров принятия политических решений
— отсутствие единого легитимного центра власти, обладающего абсолютным авторитетом для всех субъектов МО
— регулирование международных отношений нормами международного права, соглашениями и договорами о сотрудничестве между государствами
МО развертываются и существуют на различных уровнях по вертикали и по горизонтали.
По вертикали:
— глобальный уровень (отношения между системами государств, сильнейшими державами)
— региональные отношения (отношения между государствами определенного политического региона)
— отношения к конкретной международной политической ситуации (они включают различные сферы отношений и могут втягивать несколько государств)
По горизонтали:
— двусторонние отношения (отношения между двумя государствами)
— коалиционные (групповые) отношения (реализуются через взаимоотношения определенных групп государств, определенных международных организаций)
— межкоалиционные отношения (отношения между различными блоками, коалициями. Например, между странами НАТО и странами, которые в него не входят)
Существует типология уровней МО.
Типы международных отношений:
— многосторонние и двусторонние
— традиционные и современные
— сотрудничество и противостояние
Виды международных отношений:
— военно-стратегические (связаны с созданием, наращиванием и распределением военной силы)
— политические (включают принципы взаимоотношения между государствами)
— экономические и научно-технические (обеспечивают защиту экономических интересов и влияют на международное разделение труда)
— идеологические и культурные (культурные включают взаимопроникновение и обогащение культур, отношения в области образования, развитие СМИ)
МО строятся между конкретными субъектами МО и прежде всего между различными международными организациями.
Субъекты МО:
— национальные государства
— региональные(наднациональные) организации (ЕС, НАТО и т.д.)
— международные межправительственные организации (ООН, МАГАТЭ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО)
— негосударственные, неправительственные организации (международная демократическая федерация женщин, международная федерация профсоюзов, ТНК)
В 1975 году в Хельсинки в заключительном акте в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе были сформулированы принципы международных отношений.
Принципы международных отношений:
— суверенное равенство государств
— нерушимость установленной границы
— неприменение силы или угрозы силы в МО
— признание территориальной целостности государств
— мирное урегулирование различных возникающих споров
— невмешательство во внутренние дела других государств
— уважение прав и свобод человека. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
— сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Вся история международных отношений прошла несколько этапов.
Выделяют ряд школ в теории международной политики:
— школу традиционалистов(опора на традиции, ценности, на опыт взаимоотношений и т.д.)
—реалистическая школа(которая исходит из приоритетов, интересов национального государства. Представители считают, что ограничение властного устремления одного субъекта МП можно осуществить лишь с помощью силового противодействия другого субъекта, важно сохранять баланс сил)
Этническая политика в рб.
Четкая и последовательная политика белорусского государства в сфере национально-культурных отношений направлена на создание условий, необходимых для развития всех этносов республики как единого белорусского народа, а также на духовное и культурное обогащение белорусской диаспоры за рубежом.
Ситуация, связанная с положением национальных меньшинств в Беларуси, характеризуется стабильностью и практически отсутствием каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Это объясняется проводимой государством национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. В соответствии с Конституцией государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации прежде всего как гражданства, а не просто как этнической общности. Приоритет в деятельности соответствующих государственных органов Республики Беларусь получают проекты, программы и мероприятия, носящие межкультурный характер, направленные на осуществление и развитие межнационального диалога. В Беларуси отсутствует межнациональная и межконфессиональная напряженность, которая могла бы привести к межэтническим и межрелигиозным конфликтам.
Белорусское общество сохранило интернациональный характер, отвечающий тенденциям развития любого современного общества. Согласно Конституции Республики Беларусь, все граждане страны имеют равные права, в том числе и право на развитие национальных культур.
27. Понятие и содержание конфессиональной (религиозной) политики. Модели взаимодействия религии и государства.
Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, гарантированной в сфере общественной жизни, и обеспечения правовой системе, на светском характере государства, образования публично-правовых институтов и социально-политической жизни.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.»
Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т. е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.
Религиозная политика является частью социальной политики белорусского государства. Ее существование закреплено конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.
В Республике Беларусь действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
В Беларуси действуют различные религиозные общины. Среди них — общины Белорусской Православной Церкви, Римско-католической Церкви, русских старообрядцев, Греко-католической Церкви, Союза Евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников), Церкви адвентистов Седьмого Дня, Церкви христиан Полного Евангелия, Новоапостольской Церкви, иудейские, исламские, Свидетелей Иеговы.
Среди вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, известные в нашей стране как «нетрадиционные» или «неокультовые». Таковы Международное общество сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь Объединения (Муна), Международная Сайентологическая Церковь, множество школ йоги, существуют также незначительные по численности движения сатанистов. Возникают неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество.
Ныне нетрадиционные культы в Беларуси — едва ли не самая динамичная, быстрорастущая и многовариантная часть религиозного движения.
Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает среди верующих, являющихся последователями трех основных для Беларуси конфессий: православия, католицизма и ислама. В новых культах они склонны видеть угрозу устоявшимся формам духовности.
Появляются политические партии с религиозной ориентацией, их лидеры видят в той или иной религии свою опору, стремятся использовать приверженцев в своих целях. Консолидируясь с некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою социальную базу, усиливают своевластные позиции.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.
В большинстве стран отношение между государством и церковью регулируется законами, в которых чаще всего отражены следующие положения:
1. Право на свободу совести
Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
2. Право на свободу вероисповедания
Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.
1. Равноправие религий
Религии и вероисповедания равны перед законом.
Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
ВЫВОД: Таким образом, можно отметить, что государство и церковь активно взаимодействуют друг с другом, так как государство юридически закрепляет положение церкви, а церковь в свою очередь помогает государству выполнять определённые функции, например идеологическую.
За последние два десятилетия конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни белорусского общества.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3488. В соответствии со своими уставами действуют 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В республике зарегистрировано 3315 религиозных общин.
Общая численность действующих культовых зданий составляет 2618, строящихся – 245.
Количество священнослужителей – 3116, из них – 143 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь (113).
Белорусская православная церковь объединяет 1643 православных прихода, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств. Действуют 1535 православных храмов, еще 194 строятся.
Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 491 общину. Действует 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 488 костелами, 36 строятся.
Протестантские религиозные организации представлены 1057 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.
В Республике Беларусь зарегистрированы 33 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.
В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 религиозные общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями. Верующие исповедуют три направления иудаизма: ортодоксальное, хесэд-любавич, прогрессивное.
Также в республике действуют 25 мусульманских религиозных общин, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 7 культовых зданий, 1 мечеть строится в г.Минске.
В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Республика Беларусь имеет уникальный для всех стран СНГ опыт сотрудничества с религиозными организациями. В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, в рамках которого были разработаны совместные программы сотрудничества. Их реализация позволяет обеспечить участие церкви там, где наиболее востребован ее опыт и авторитет: в сферах воспитания и образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, охраны окружающей среды.
Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.
В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Статья 4 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует право каждого на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме этого, в соответствии со статьей 5 указанного Закона каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.
В соответствии с действующим законодательством религиозные организации подлежат государственной регистрации, которая придает им статус юридического лица и позволяет полноценно осуществлять предусмотренную уставными документами религиозную, хозяйственную, благотворительную и иную деятельность, устанавливать связи и контакты с юридическими лицами в стране и за рубежом. Государство гарантирует право граждан на совместное вероисповедание. Граждане имеют право создать религиозную организацию, зарегистрировав ее в порядке, определяемом законодательством.