молодые растущие органы растений содержат меньше воды чем одревесневшие
Химический состав растений. Минеральное питание
Урок 29. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Химический состав растений. Минеральное питание»
Все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из неорганических и органических веществ. Неорганические вещества — это вода, минеральные соли. Органические вещества — это белки, жиры и углеводы. К органическим веществам, которые называют углеводами, относят крахмал, глюкозу и ряд других.
Сейчас рассмотрим ряд опытов, которые доказывают наличие различных веществ в растении.
Для того, чтобы доказать, что растения содержат белки, можно провести простой опыт. Возьмём комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положим его в мешочек из марли. Хорошо промоем тесто в воде, налитой в стакан.
В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Добавим в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Увидим, что раствор становится сине – фиолетового цвета. Далее возьмём клубень картофеля, разрежем его и капнем несколько капель раствора йода. И мы так же увидим, что раствор йода становится сине – фиолетового цвета. Известно, что от йода крахмал синеет. Значит, можно сделать вывод, что растения содержат крахмал.
Далее положим на бумагу семена подсолнечника и раздавим их. На бумаге появляется жирное пятно. Значит, в состав растений входят также жиры.
Возьмём пробирку с семенами, кусочками стебля и листьев и нагреем на слабом огне. Мы увидим, что на стенке пробирки образовались капельки воды. Значит, растения содержат воду. Продолжим нагревать пробирку. Семена, кусочки стеблей и листьев начинают обугливаться, появляется дым. Это сгорают органические вещества. В пробирке останется зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Таким образом, с помощью проделанных опытов мы доказали, что в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Содержание воды в различных органах растений колеблется в довольно широких пределах. Оно изменяется в зависимости от условий внешней среды, возраста и вида растений. Так, содержание воды в листьях капусты составляет 90%, в плодах огурцов её еще больше — 96%. Содержание воды, равное 5-11%, характерно главным образом для семян.
В листьях подсолнечника воды содержится 80-83%, в стеблях —
87-89%, в корнях — 73-75%. Молодые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Сравним содержание различных веществ в семенах пшеницы и подсолнечника.
Зерновки пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семянки подсолнечника, а органических веществ больше в семенах подсолнечника.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно. Так, в зерновках пшеницы белков 13%, углеводов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44%. В состав растений в очень малых количествах входят и другие органические вещества, например витамины. Растения содержат практически все природные элементы. Например:
— слоевища ламинарии (бурые водоросли накапливают йод) используют при лечении больных с заболеваниями щитовидной железы;
— сфагнум (он концентрирует Аg) применяют для лечения ран;
В семенах бобовых растений (горохе, сое, фасоли) белка в несколько раз больше, чем в семенах других растений.
Семена подсолнечника, льна, арахиса содержат большое количество жира.
Злаковые растения (пшеница, рожь), а также картофель накапливают много крахмала.
Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести его к гибели.
Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные вещества, т. е. происходит минеральное питание.
Источником минерального питания растений служит почва. Почва — это верхний слой земли, обладающий особым свойством — плодородием. Между растением и почвой постоянно идет обмен различными веществами. Некоторые элементы питания нужны растению в значительном количестве. К таким элементам относятся азот, фосфор, калий. Другие элементы (бор, марганец, медь, цинк и др.) требуются растению в тысячных или стотысячных долях процента. Все они идут на построение тела растения и обеспечение процессов его жизнедеятельности. Если растение не получает хотя бы одно из нужных веществ, то его процессы жизнедеятельности резко нарушаются. Для того чтобы в почве не иссякал запас питательных веществ, ее нужно постоянно удобрять. Необходимые растениям химические элементы вносят в почву в виде удобрений (органических и минеральных).
Органические удобрения представляют собой отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или перепревшие части растений или животных (торф, перегной).
Минеральные удобрения человек получает искусственно. Основным источником для их производства служат полезные ископаемые. В зависимости от содержания питательных веществ минеральные удобрения бывают азотными, фосфорными и калийными. Азот способствует развитию вегетативных органов растения — стеблей и листьев. Калий усиливает рост корней, луковиц, клубней. Фосфор ускоряет созревание плодов. Фосфор и калий также повышают устойчивость растений к низким температурам.
Удобрения вносят перед посадкой, а также в виде подкормок в период роста и развития растений. Органические, фосфорные и калийные удобрения вносят в почву осенью. Азотные удобрения обладают высокой растворимостью и легко вымываются из почвы. Поэтому их вносят весной перед посадкой растений или в виде подкормок в период их активного роста. Удобрения лучше всего вносить до дождя или полива растений, так как минеральные вещества всасываются корнями только в растворенном виде.
Водоросли обитают в воде и никогда не испытывают проблем с обеспечением водой. Они усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Высшие растения поглощают воду и минеральные вещества из почвы через корни. Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы, благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными минеральными веществами.
Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.
Корневое давление можно наблюдать на опыте. У комнатного растения срезают стебель на высоте 10 см и на пенек надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить теплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из нее. После полива почвы очень холодной водой вода из трубки не вытекает. Таким образом, поглощение воды корнем зависит от температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.
§ 32. Химический состав растений
1. Из каких веществ состоят живые организмы? 2 Какие вещества называют органическими? 3. Какие органические вещества вы знаете? 4. Какие минеральные вещества вам известны?
Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов).
К органическим веществам, которые называют углеводами, относят крахмал, глюкозу, сахар и ряд других.
Проведя лабораторную работу, легко убедиться, что из этих веществ состоят и растения.
Химический состав растений
1. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
2. Возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно, имеет такой же химический состав), положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.
3. В марле осталась тягучая клейкая масса — клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
4. Добавьте в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2—3 капли йода. Что вы наблюдаете? Налейте йод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
5. Положите на бумагу семена подсолнечника, льна (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
6. Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений.
7. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке останется зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
8. Сделайте общий вывод, о том каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5—15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях — 4—5%, в листьях — 10—15% массы, остальное приходится на органические вещества.
Одинаковые части разных растений могут содержать различное количество веществ.
Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника.
Зерновки пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семянки подсолнечника, а органических веществ больше в семенах подсолнечника.
Молодые растущие органы растений содержат меньше воды чем одревесневшие
В клетках эпидермиса листьев растений содержится больше всего
В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5—15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Но ведь здесь сказано не о листьях, а об эпидермисе т.е. покровной ткани(кожица или пробка).Покровные ткани часто покрыты воском или содержат жироподобное вещество суберин. Значит в клетках эпидермиса содержится больше всего липидов.
Эпидермис листа – это кожица или покровная ткань листа. Эпидермис состоит из одного слоя уплощенных клеток, плотно прилегающих друг к другу. Если рассматривать кожицу листа под световым или цифровым микроскопом, то ее клетки выглядят прозрачными, светлыми. Это обусловлено тем, что в каждой из клеток основное пространство внутри них занимает центральная вакуоль с клеточным соком.
Если перейти на массовую долю, то воды — больше.
Здесь сказано не о листьях, а об эпидермисе т.е. покровной ткани(кожица или пробка).Покровные ткани часто покрыты воском или содержат жироподобное вещество суберин. Значит в клетках эпидермиса содержится больше всего липидов.
Прочитайте вопрос ещё раз: «В клетках эпидермиса листьев»
Проект по биологии «Химический состав растений»
Сопов Михаил, ученик 5 класса
Видикер Любовь Михайловна,
учитель химии и биологии
МКОУ Ярковская СОШ
Целью моей работы является – узнать, каков химический состав растений.
Задачи : 1) изучить литературу по данному вопросу
2)узнать какие растения какими веществами богаты
3) проделать опыты по выявлению белков, жиров и углеводов в растениях
4) оформить презентацию и сделать выводы
Актуальность данного исследования: Работа актуальна, так как пригодится на уроках биологии в 5 классе, когда будем изучать химический состав растений.
Вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%.
В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов её ещё больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы.
В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях — 4-5%, в листьях — 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.
В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений может быть различно.
В зерновках пшеницы белков 13%, углеводов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44%.
В состав растений в очень малых количествах входят и другие органические вещества, например, витамины.
Одинаковые части разных растений могут содержать различное количество веществ.
Зерновки пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семянки подсолнечника, а органических веществ больше в семенах подсолнечника.
Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести его к гибели.
Растения используют также для получения каучука, спирта, скипидара, различных лекарственных и косметических препаратов и многих других продуктов, важных для человека.
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вывод: на стенках пробирки появились капельки воды.
Нагревание семян на плите. При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества.
Вывод: После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Вывод: в состав растений входит белок.
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вывод : Йод является индикатором крахмала, следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
У меня имеются семена подсолнечника и белая бумага. Я положил на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вывод: На бумаге осталось м асляное пятно. Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
— в корнях и стеблях – 5 %
Остальное приходится на органические вещества.
В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
Изучив литературу и проделав опыты, я доказал, что в растениях находятся три вида органических веществ: белки, жиры, углеводы. А из неорганических веществ – вода и минеральные соли. Я это доказал, проделав опыты.
Молодые растущие органы растений содержат меньше воды чем одревесневшие
При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче
Белки имеют большие размеры и через сосудистую стенку в полость чашечек в норме не фильтруются.
При нарушениях процесса выделения продуктов распада в организме животного накапливаются:
Почки выводят из организма мочевину, и вещества, содержащие аммиак. При неправильной работе почек, происходит самоотравление организма этими веществами.
При планировании рождения ребенка важно учитывать наличие или отсутствие в крови родителей
При несовместимости резус-фактора может произойти резус конфликт.
Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как витамины участвуют в образовании
Витамины являются составной частью ферментов.
Молоко матери защищает грудных детей от инфекционных заболеваний, так как оно содержит:
С молоком матери поступают готовые антитела, которые защищают ребенка в первый год жизни.
Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в
Единственная энерги на Земле – это солнечная, ее для других организмов в доступную форму преобразуют растения в процессе фотосинтеза.
Окислительно-восстановительная функция растений в биосфере проявляется в их способности
Энергия солнечного света используется в процессе фотосинтеза, в котором идут множество реакций.
В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается. Причём любая окислительно-восстановительная реакция представляет собой единство двух противоположных превращений — окисления и восстановления, происходящих одновременно и без отрыва одного от другого.
Но ведь использование солнечной энергии — непосредственно энергетическая функция, а не о-в:
практически любой процесс жизнедеятельности сопровождается окислительно-восстановительными реакциями.
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
1) нерестовые миграции рыб
2) реакции инфузории на поваренную соль
3) сбор нектара и пыльцы пчелами
4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место
5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки
6) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц
Под цифрами 2 — раздражимость, 4 — фототаксис, 5 — условный рефлекс.
Микроорганизмы используют в промышленном производстве
3) минеральных солей
5) лекарственных препаратов
В генной инженерии широко используют бактерии в производстве витаминов, интерферона, инсулина.
Хочу отметить, что то, с помощью чего получают кефир, называется «грибком», это не просто какая-то разновидность грибов, а сложное образование, куда прежде всего входят молочнокислые бактерии, являющиеся микроорганизмами.
Кефирный грибок представляет собой сложный симбиоз (совместное существование) нескольких видов микроорганизмов, образовавшихся в процессе длительного развития и сосуществования. Микроорганизмы ведут себя как целостный организм: они вместе растут, размножаются и передают свою структуру и свойства последующим поколениям грибков.
Основную микрофлору кефирных грибков составляют три вида микроорганизмов: молочно-кислые палочки, стрептококки и дрожжи. Однако кроме названных бактерий в состав кефирных грибков входят также уксусно-кислые бактерии и ароматобразующие микроорганизмы. Именно эти микроорганизмы определяют специфический вкус и аромат кефира и его питательные качества.
Так как это симбиоз, отдельно как бактериальный процесс рассматривать нельзя.
4 дистрактор лучше сменить, поскольку он является частично верным. Кефирную закваску составляют микроорганизмы, пусть и живущие в симбиозе как лишайники. В ответах ЕГЭ могут присутствовать только верные и неверные ответы. В данном виде задание существовать не может, поскольку не соответствует ЕГЭ
Заменили кефир на молоко.
Но учтите, что данный вопрос встречался в реальных тестах ЕГЭ, надеемся, что составители его тоже «исправили»