Неверно что тестовая методика должна содержать
Онлайн тесты на тему «Математические методы в психологи (обучение)- ответы на тест Синергия»
1. Таблицы совместного распределения частот двух или более номинативных признаков, измеренных на одной группе объектов, – это таблицы …
Тип ответа: Одиночный выбор
сопряженности
распределения частот
исходных данных
сгруппированных частот
2.Статистическая гипотеза о связях двух метрических переменных проверяется в отношении коэффициента корреляции …
Тип ответа: Одиночный выбор
r-Пирсона
t-Стьюдента
r-Спирмена
t-Кендалла
3.… распределения частот – это столбиковая диаграмма, каждый столбец которой опирается на конкретное значение признака или разрядный интервал.
Тип ответа: Одиночный выбор
Гистограмма
Полигон
График
4.Эксцесс– мера плосковершинности или остроконечности графика распределения измеренного признака
5.Обычно выделяют несколько видов статистических гипотез, в частности … гипотезу.
Тип ответа: Множественный выбор
Основную
вспомогательную
сравнительную
альтернативную
6. график распределения частот имеет одну вершину.
Тип ответа: Одиночный выбор
Модальный
Симметричный
Ассиметричный
Унимодальный
7. В зависимости от типа экспериментального плана выделяют четыре основных варианта ANOVA:
однофакторный
многофакторный
с повторными измерениями
одномерный
многомерный
стандартный
8. … распределение – это симметричное распределение, у которого крайние значения встречаются редко и частота постепенно повышается от крайних к серединным значениям признака.
Равномерное
Нормальное
Правостороннее
9. В случае Q-методологии психологического исследования, которая предполагает исследование изменчивости субъекта под влиянием различных стимулов, выборкой …
являются признаки
являются свойства объектов исследования
является множество испытуемых
является множество стимулов
10. Для порядковых переменных используют корреляцию …
r-Спирмена
t-Кендалла
r-Пирсона
t-Стьюдента
11. Экстремально малые или большие значения признака – это …
размах условия
факторные оценки
«выбросы»
12. Для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке, применяется …
коэффициент корреляции r-Пирсона
ранговый коэффициент корреляции r-Спирмена
z-преобразование Фишера
корреляция t-Кендалла
13. Измерение в … шкале предполагает возможность применения единицы измерения (метрики), а числа отражают не только различия между объектами на уровне выраженности свойства, но и то, насколько больше или меньше выражено свойство.
абсолютной
интервальной
ранговой
номинативной
14. Число, характеризующее выборку по уровню выраженности измеренного признака, – это …
мера центральной тенденции
оценка зависимой переменной
модальный интервал признака
мода
15. В случае R-методологии психологического исследования, которая предполагает изучение изменчивости какого-либо психологического свойства под влиянием некоторого воздействия, выборкой …
являются признаки
являются объекты исследования
являются свойства объектов исследования
является множество испытуемых
16. ANOVA с повторными изменениями применяется, когда … по внутригрупповому плану.
по крайней мере один из факторов изменяется
два и более факторов изменяются
ни один из факторов не изменяется
17. Наиболее популярным и наиболее чувствительным (мощным) аналогом критерия t-Стьюдента для независимых выборок является критерий …
Т-Вилкоксона
?2-Фридмана
Н-Краскала–Уоллеса
U-Манна–Уитни
18. Статистические выборки в зависимости от процедуры их организации бывают …
зависимые и независимые
частично зависимые и частично независимые
постоянные и переменные
зависимые и частично зависимые
19. Распределение не имеет моды, когда …
распределение ассиметрично
все значения встречаются одинаково часто
два соседних значения встречаются часто и чаще, чем любое другое значение
отсутствуют выбросы
20. Главная цель факторного анализа –… исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информации.
уменьшение размерности
увеличение размерности
увеличение количества
21. Статистическая достоверность результатов исследования определяется при помощи …
методов статистического вывода
дискриминантного анализа
факторной оценки
шкалы достоверности
22. Многофакторная математическая модель интеллекта и процедура факторного анализа для ее верификации были предложены …
Ф. Гальтоном
Л.Терстоуном
Ч. Спирментом
Р. Кеттеллом
23. Мода – это … признака.
частота
свойство
функция
значение
24. При … распределении частот все значения встречаются одинаково либо почти одинаково часто.
равномерном
нормальном
симметричном
25. Процедура упорядочивания объектов в сравнительно однородные классы на основе попарного сравнения этих объектов по предварительно определенным и измеренным критериям – это …
параметрический анализ
классификация
дискриминантный анализ
кластерный анализ
26. Проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции – это …
коэффициент корреляции
корреляционная матрица
частная корреляция
корреляционный анализ
27. Неверно, что тестовая методика должна содержать …
описание выборки стандартизации
наименование, характеристику стандартной шкалы
тестовые нормы – таблицы перерасчета «сырых» баллов в шкальные
характеристику распределения «сырых» баллов без указания среднего и стандартного отклонения
28. Нормальное распределение психологических свойств в генеральной совокупности характеризуется нескольким параметрами, в частности … отклонением.
Средним
переменным
постоянным
стандартным
29. … относится к методам, основанным на дистантной модели, непосредственными исходными данными для которых является информация о различных объектах.
Многомерное шкалирование
Кластерный анализ
Шкалирование предпочтений
Дискриминантный анализ
30. … – это точка на числовой оси измеренного признака, которая делит всю совокупность упорядоченных измерений на две группы с известным соотношением их численности.
Квантиль
Дисперсия
Каноническая ось
Дендрограмма
ПРИМЕРЫ_______________________________________________________
1. Значение IQ по шкале Векслера (Л/= 100; а = 15) некоторого тестируемого равно 125. Вопрос о степени выраженности интеллекта у данного индивидуума переформулируем следующим образом: насколько часто или редко встречаются значения IQ ниже или выше 125? Решение. Перейдем от шкалы IQ к единицам
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ
стандартного отклонения (г-значениям): г=(125-100)/15= 1,66. По таблице из приложения 1 находим площадь под кривой справа от этого значения, она равна 0,0485. Это значит, что IQ 125 и выше встречается довольно редко — менее, чем в 5% случаев.
2. Какова вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь 1Q по шкале Векслера в диапазоне от 100 до 120? Решение. В единицах стандартного отклонения Zi =0,0; Zi = 1,66. Площадь справа от Z\ —0,5, справа от Zj — примерно 0,0918, следовательно, площадь между Z\ и г2 равна 0,5-0,0918 = 0,4082. Таким образом, вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ в диапазоне от 100 до 120, равна примерно 0,41.
Несмотря на исходный постулат, в соответствии с которым свойства в генеральной совокупности имеют нормальное распределение, реальные данные, полученные на выборке, нечасто распределены нормально. Более того, разработано множество методов, позволяющих анализировать данные без всякого предположения о характере их распределения как в выборке, так и в генеральной совокупности. Эти обстоятельства иногда приводят к ложному убеждению, что нормальное распределение — пустая математическая абстракция, не имеющая отношения к психологии. Тем не менее, как мы увидим в дальнейшем, можно указать по крайней мере на три важных аспекта применения нормального распределения:
1. Разработка тестовых шкал.
2. Проверка нормальности выборочного распределения для принятия ре
шения о том, в какой шкале измерен признак — в метрической или по
рядковой.
3. Статистическая проверка гипотез, в частности — при определении риска
принятия неверного решения.
РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ШКАЛ
Тестовые шкалы разрабатываются для того, чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами, полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизацииспециально формируется для разработки тестовой шкалы — она должна быть репрезентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест. Впоследствии при тестировании предполагается, что и тестируемый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности.
Исходным принципом при разработке тестовой шкалы является предположение о том, что измеряемое свойство распределено в генеральной совокупности в соответствии с нормальным законом. Соответственно, измерение в тестовой шкале данного свойства на выборке стандартизации также должно обеспечивать нормальное распределение. Если это так, то тестовая шкала яв-
ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
ляется метрической — точнее, равных интервалов. Если это не так, то свойство удалось отразить в лучшем случае — в шкале порядка. Естественно, что большинство стандартных тестовых шкал являются метрическими, что позволяет более детально интерпретировать результаты тестирования — с учетом свойств нормального распределения — и корректно применять любые методы статистического анализа. Таким образом, основная проблема стандартизации теста заключается в разработке такой шкалы, в которой распределение тестовых показателей на выборке стандартизации соответствовало бы нормальному распределению.
Исходные тестовые оценки — это количество ответов на те или иные вопросы теста, время или количество решенных задач и т. д. Они еще называются первичными, или «сырыми» оценками. Итогом стандартизации являются тестовые нормы — таблица пересчета «сырых» оценок в стандартные тестовые шкалы.
|
Существует множество стандартных тестовых шкал, основное назначение которых — представление индивидуальных результатов тестирования в удобном для интерпретации виде. Некоторые из этих шкал представлены на рис. 5.5. Общим для них является соответствие нормальному распределению, а различаются они только двумя показателями: средним значением и масштабом (стандартным отклонением — о), определяющим дробность шкалы.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ
Общая последовательность стандартизации(разработки тестовых норм — таблицы пересчета «сырых» оценок в стандартные тестовые) состоит в следующем:
1) определяется генеральная совокупность, для которой разрабатывается
методика и формируется репрезентативная выборка стандартизации;
2) по результатам применения первичного варианта теста строится рас
пределение «сырых» оценок;
3) проверяют соответствие полученного распределения нормальному за
кону;
4) если распределение «сырых» оценок соответствует нормальному, про
изводится линейная стандартизация;
5) если распределение «сырых» оценок не соответствует нормальному, то
возможны два варианта:
• перед линейной стандартизацией производят эмпирическую норма
лизацию;
• проводят нелинейную нормализацию.
Проверка распределения «сырых» оценок на соответствие нормальному закону производится при помощи специальных критериев, которые мы рассмотрим далее в этой главе.
Линейная стандартизациязаключается в том, что определяются границы интервалов «сырых» оценок, соответствующие стандартным тестовым показателям. Эти границы вычисляются путем прибавления к среднему «сырых» оценок (или вычитания из него) долей стандартных отклонений, соответствующих тестовой шкале. Пример, приведенный ниже, демонстрирует процедуру линейной стандартизации.
1 Обратите внимание, что левая граница каждого диапазона «сырых» оценок исключает границу интервалов, а правая — включает ее. Можно было бы сделать и наоборот, но главное, чтобы границы соседних диапазонов не совпадали, во избежание недоразумений при попадании индивидуального значения на границу интервалов.
ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Табл ица 5.1 Тестовые нормы — таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены | |
«Сырые» баллы | 34 |
Пользуясь этой таблицей тестовых норм индивидуальный результат («сырой» балл) переводят в шкалу стенов, что позволяет интерпретировать выраженность измеряемого свойства.
В общем случае границы интервалов определяются по формуле г-преоб-разования:
где Xj — искомая граница интервала «сырых» оценок, stt — граница интервала в стандартной тестовой шкале, Мх, ох, Msh osl — средние и стандартные отклонения «сырых» оценок (х) и стандартной шкалы (st).
Эмпирическая нормализацияприменяется, когда распределение «сырых» баллов отличается от нормального. Она заключается в изменении содержания тестовых заданий. Например, если «сырая» оценка — это количество задач, решенных испытуемыми за отведенное время, и получено распределение с правосторонней асимметрией, то это значит, что слишком большая доля испытуемых решает больше половины заданий. В этом случае необходимо либо добавить более трудные задания, либо сократить время решения.
Нелинейная нормализацияприменяется, если эмпирическая нормализация невозможна или нежелательна, например, с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае перевод «сырых» оценок в стандартные производится через нахождение процентильных границ групп в исходном распределении, соответствующих процентильным границам групп в нормальном распределении стандартной шкалы. Каждому интервалу стандартной шкалы ставится в соответствие такой интервал шкалы «сырых» оценок, который содержит ту же процентную долю выборки стандартизации. Величины долей определяются по площади под единичной нормальной кривой, заключенной между соответствующими данному интервалу стандартной шкалы г-оценками.
Например, для того чтобы определить, какой «сырой» балл должен соответствовать нижней границе стена 10, необходимо сначала выяснить, какому г-значению соответствует эта граница (z = 2). Затем по таблице нормального распределения (приложение 1) надо определить, какая доля площади под нормальной кривой находится правее этого значения (0,023). После этого определяется, какое значение отсекает 2,3% наибольших значений «сырых» баллов выборки стандартизации. Найденное значение и будет соответствовать границе 9 и 10 стена.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ
Рассмотрим пример нелинейной нормализации. Допустим, разрабатываемый тест предполагает решение 20 заданий. Объем выборки стандартизации N= 200 человек. Сначала строится таблица распределения частот «сырых» оценок (табл. 5.2).
Таблица распределения частот | «сырыхх | » оценок |
Оценка | ||
Частота |
Табл и ца 5.3 Пример нелинейной нормализации: пересчет «сырых» оценок в шкалу стенайнов
Стенайны | |||
% | |||
«Сырые» оценки | 0,05, то делают вывод о приблизительном соответствии данного эмпирического распределения нормальному. ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ Причины отклонения от нормальности.Общей причиной отклонения формы выборочного распределения признака от нормального вида чаще всего является особенность процедуры измерения: используемая шкала может обладать неравномерной чувствительностью к измеряемому свойству в разных частях диапазона его изменчивости. ПРИМЕР Таким образом, такие отклонения от нормального вида, как право- или левосторонняя асимметрия или слишком большой эксцесс (больше 0), связаны с относительно низкой чувствительностью измерительной процедуры в области моды (вершины графика распределения частот). Последствия отклоненияот нормальности.Следует отметить, что задача получения эмпирического распределения, строго соответствующего нормальному закону, нечасто встречается в практике исследования. Обычно такие случаи ограничиваются разработкой новой измерительной процедуры или тестовой шкалы, когда применяется эмпирическая или нелинейная нормализация для «исправления» эмпирического распределения. В большинстве случаев соответствие или несоответствие нормальности является тем свойством измеренного признака, который исследователь должен учитывать при выборе статистических процедур анализа данных.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ Задачи и упражнения 1. Некоторое свойство измеряется при помощи тестовой шкалы СЕЕВ 2. В генеральной совокупности значения IQ в шкале Векслера распределе а) вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ б) вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ 3. Определите при помощи квантильного графика, соответствует ли нор В области каких значений шкала, в которой измерен признак, обладает большей дифференцирующей способностью (чувствительностью), а в какой — меньшей? ОБРАБОТКА НА КОМПЬЮТЕРЕ Критерии асимметрии и эксцесса. Выбираем Analyze > Descriptive Statistics > Descriptives. В окне диалога переносим из левого окна в правое интересующие нас переменные. Нажимаем кнопку Options. ставим флажок Distribution > ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ Kurtosis, Skewness,нажимаем Continue,затем ОК. В таблице результатов столбцы Kurtosisи Skewnessсодержат значения асимметрии (Kurtosis)и эксцесса (Skewness) и соответствующие им стандартные ошибки (Std. Error).Распределение соответствует нормальному виду, если для соответствующей переменной абсолютные значения асимметрии и эксцесса не превышают свои стандартные ошибки. Графический способ.Выбираем Graphs> РР. — графики накопленных частот (или Graphs> QQ. — квантильные графики). Открывается диалог Р-Р Plots (Q-Q Plots).Переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные. Нажимаем ОК. В окне результатов просматриваем графики Normal Р-Р Plot. (Normal Q-Q Plot. ),на которых по горизонтальной оси отложены соответствующие эмпирические значения, а по вертикальной оси — теоретические значения. Чем ближе точки графиков к прямой линии, тем меньше отличие распределения от нормального вида. Критерий нормальности Колмогорова-Смирнова.Выбираем Analyze > Nonpa-rametric Tests > 1-Sample K-S. Открывается диалог One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test.Переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные. Нажимаем ОК. В соответствующем переменной столбце находим Kolmogorov-SmirnovZ(значение критерия) и Asymp. Sig. (2-tailed)(вероятность того, что распределение соответствует нормальному виду). Если значение Asymp. Sig.меньше или равно 0,05, то распределение существенно отличается от нормального вида. Если Asymp. Sig.больше 0,05, то существенного отличия от нормальности не обнаружено. ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятсяТема 2. История развития и современное состояние 01. В Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по следующим видам искусства Выберите один или несколько ответов: d. знанию ритуалов и церемоний e. умению читать и писать 02. Учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности Выберите один ответ: 03. Учение Франца Йозефа Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа Выберите один ответ: 04. Это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Выберите один ответ: 05. Одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Выберите один ответ: 06. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ____ веков под воздействием требований практики. Выберите один ответ: c. нет верного ответа 07. Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Выберите один ответ: a. нет верного ответа 08. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили Выберите один или несколько ответов: a. нет верного ответа 09. Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили Дж. Кэттелл и Ф. Гальтон. Это верно? Выберите один ответ: 10. Закладывает основы психотехники – прикладного направления, которое занималось преимущественно проблемами профессионального отбора. Выберите один ответ: 11. Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала Выберите один ответ: e. нет верного ответа 12. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается Выберите один ответ: e. Нет верного ответа 13. Основателем экспериментальной психологии был Выберите один ответ: 14. Одним из первых исследователей в экспериментальной психологии считается Выберите один ответ: 15. Исторически не менее важный, источник психологической диагностики заключен в Выберите один ответ: a. дифференциальной психологии b. общей психологии c. возрастной психологии d. социальной психологии e. педагогической психологии 16. Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли Выберите один или несколько ответов: 17. Направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов – это Выберите один ответ: a. дифференциальная психология b. общая психология c. возрастная психология d. социальная психология e. педагогическая психология 18. Термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Выберите один ответ: 19. Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе термин интеллектуальный тест, был Выберите один ответ: 20. Создатель самой популярной в начале XX в. серии интеллектуальных тестов. Выберите один ответ: 21. Первая серия тестов — Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) появилась в Выберите один ответ: 22. Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Это верно? Выберите один ответ: 23. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были групповыми и позволяли вести опыт только с одной группой. Использовать их могли лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую квалификацию. Это верно? Выберите один ответ: 24. Счет проективным методикам ведется с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в Выберите один ответ: e. Нет верного ответа 25. Триумф проективной диагностики связан с появлением в ____(1) г. «Психодиагностики» автора (2) Выберите один или несколько ответов: 26. Тест тематической апперцепции (ТАТ) был создан в ____ совместно с Х.Морган. Выберите один ответ: b. 1925 г. Ф. Гальтоном c. 1945 г. Дж. Кэтеллом e. Нет верного ответа 3. Классификация методов и методик психодиагностикиЭлектронная книга 01. Какие критерии классификации являются основанием для классификации методов психодиагностики Б.Г. Ананьева? Выберите один или несколько ответов: 02. Методические принципы, лежащие в основе классификации психодиагностических методов в классификации А.А. Бодалева, В.В. Столина. Выберите один ответ: a. объективные тексты b. стандартизированные самоотчеты d. все ответы верные e. проективные техники Выберите один ответ: a. количество получаемых показателей b. правильность решений c. все ответы верные e. психическая активность испытуемых f. используемый материал 04. Методические принципы, лежащие в основе психодиагностических методов в классификации А.А. Бодалева, В.В. Столина. Выберите один ответ: a. количество получаемых показателей b. правильность решений c. все ответы верные e. психическая активность испытуемых f. используемый материал g. нет верных ответов Выберите один ответ: b. нет верного ответа c. психофизиологические методы e. проективные техники 06. Они могут быть открытого и закрытого типа. Делятся на ____ личности (диагностика качеств личности) и ____ (информация о человеке, не касающаяся его психических особенностей. Это могут быть данные об истории жизни, семейном положении, возрасте Выберите один ответ: b. психофизиологические методы d. нет верного ответа e. проективные техники 07. Они раскрывают личность человека в глобальном смысле, т.е. раскрывают его со всех сторон. Полученная информация максимально достоверная. Выберите один ответ: a. проективные техники c. нет верного ответа d. психофизиологические методы 08. Измеряют свойства нервной системы, темперамент, генотипические, наследственные особенности человека Выберите один ответ: b. проективные техники d. нет верного ответа e. психофизиологические методы 09. К числу преимуществ наблюдения относится: Выберите один или несколько ответов: a. отсутствие значительных затрат времени b. не требует согласия испытуемого c. преднамеренное восприятие психических явлений с целью их изучения d. системное, целенаправленное восприятие психических явлений с целью их изучения e. нет верных ответов Модуль 2. Психодиагностика как процесс познания Тема 4. Тест как инструмент диагностикиЭлектронная книга 01. Особенности содержания определения «тест» состоят в том, что Выберите один или несколько ответов: a. Это один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др b. Это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта c. Это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности d. Это метод измерения, который может использовать исследователь без психологических знаний e. Это метод измерения, который не обязательно должен соответствовать высокой степенью объективности, надежности и валидности 02. ____ психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Выберите один ответ: 03.Объективность психологического теста означает, что Выберите один ответ: a. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от образования экспериментатора c. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от условий тестирования d. первичные показатели, их оценка и интерпретация зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора e. первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора 04. 1) Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов, 2) Единообразие оценки выполнения теста, 3) Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Эти три условия называют Выберите один ответ: a. процедурой тестирования b. этапами валидизации психологического теста c. этапами стандартизации психологического теста d. этапами проведения 05. Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов Выберите один или несколько ответов: a. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.) b. Стандартный бланк для выполнения данного теста c. Учет влияния опыта респондента в тестировании d. Временные ограничения выполнения данного теста e. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования 06. Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика Выберите один ответ: a. кривой стандартного распределения b. кривой психологического распределения c. кривой нормального распределения d. кривой социального распределения e. кривой тестового распределения 07.Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие Выберите один ответ: 08. когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен, то это показывает его Выберите один ответ: Тема 5. Данные в психодиагностикеЭлектронная книга 01. В психологическом измерении существует несколько типов шкалирования признаков. Выберите верные виды шкал Выберите один или несколько ответов: e. номинативная – шкала наименований Выберите один ответ: 03. совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.) – это Выберите один ответ: e. нет верного ответа 04. Формальный уровень данных— это совокупность опытных (эмпирических) объектов (допустим, участников группы), рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (например, их межличностными отношениями). Это верно? Выберите один ответ: 05. Содержательный уровень данных — это совокупность результатов измерений. Обычно исходными данными называют данные содержательного уровня.Это верно? Выберите один ответ: Тема 6. Понятие и специфика психодиагностического процесса 01. При проведении диагностического обследования, необходимо учитывать: Выберите один или несколько ответов: c. Предмет исследования d. Подготовку исследователя e. Время исследования 02. При проведении диагностического обследования, необходимо учитывать возможные ограничения: Выберите один или несколько ответов: b. по диагностическим материалам c. по профессиональной компетентности e. по принципиальности f. по месту проведения 03. Для первоначального ознакомления с диагностическими процедурами следует применять легко реализуемые методики, а с развитием навыков обследования и интерпретации переходить к более сложным процедурам. Это верно? Выберите один ответ: 04. Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует ____ с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей Выберите один ответ: a. нет верного ответа b. период консультирования c. период диагностики d. период знакомства e. период ознакомления 05. В систему взаимодействия «экспериментатор—испытуемый», входит много различных переменных. Выберите один или несколько ответов: a. ситуационные переменные b. переменные цели обследования и задания c. переменные исследователя и обследуемого d. переменные познавательных процессов e. переменные мотивационно-волевых процессов f. субъективные переменные g. объективные переменные 06. Стандартизация условий тестирования касается не только инструкций и всего того, что связано с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановки тестирования. Верно ли это? Выберите один ответ: 07. Факторы, определяющие включение методик в программу обследования Выберите один или несколько ответов: a. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност b. Валидность и надежность методик c. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях d. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку и интерпретацию результатов e. Уровень квалификации исследователя f. Наличие компьютерной обработки данных для конкретных методик 08. Программа методик должна состоять из следующих элементов: Выберите один или несколько ответов: a. инструкции для испытуемого b. содержания самого теста или группы тестов c. ключа к расшифровке полученных результатов d. инструкции по интерпретации результатов тестирования e. пример интерпретации результатов тестирования f. раздаточный материал 09. Для решения узкоспециальной задачи программа состоит из 1-2 методик. Это верно? Выберите один ответ: 10. Предварительная подготовка экспериментатора к сеансу обследования не обязательно должна включать точное запоминание инструкции, приобретение тестовых материалов, оптимальное их размещение, подробное знакомство с процедурой проведения, предварительный инструктаж ассистентов и т.п. Это верно? Выберите один ответ: 11. Какие требования необходимо соблюдать при диагностике? Выберите один или несколько ответов: a. следовать процедурам стандартизации даже в незначительных подробностях b. регистрировать любые нестандартные условия эксперимента c. при интерпретации результатов учитывать условия тестирования d. при проведении тестировании использовать бланковые методики на бумажных носителях e. все ответы верные f. нет верных ответов 12. От соотношения методик в программе обследования зависит интерпретация результатов обследования. Верно? Выберите один ответ: 13. Завершающий этап планирования психодиагностического обследования связан с решением технических вопросов проведения обследования. Выберите один или несколько ответов: a. какой инструментарий будет использован ? b. можно ли обрабатывать результаты на компьютере? c. насколько репрезентативна выборка ? d. насколько программа соответствует целям диагностики ? e. все вопросы верные? 14. Заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало интересам, потребностям и уровню подготовки тех, кто его получит. Это верно? Выберите один ответ: 15. Заключение эффективно, если в нем отражены среднестатистические свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследовании которых соответствуют средним показателям. Это верно? Выберите один ответ: Модуль 3. Практическая психодиагностика Тема 7. Диагностика когнитивной сферыЭлектронная книга 01. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Это верно? Выберите один ответ: Выберите один ответ: a. опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком b. играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности c. является ведущим, стержневым качеством когнитивного развития d. является ведущим, стержневым качеством целостного личностного развития e. все ответы верные 03. Понятие «интеллект» (англ. — intelligenc) как объект научного исследования было введено в психологию Выберите один ответ: 04. Понятие «интеллект» (англ. — intelligenc) как объект научного исследования было введено в психологию Выберите один ответ: e. нет верного ответа 05. Коэффициент интеллектуальности (IQ) часто называют синонимом интеллекта. Это верно? Выберите один ответ: 06. В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты оправдали себя как средства измерения интеллекта, рассматриваемого как общая способность или группа способностей. Это верно? Выберите один ответ: 07. Для правильной интерпретации результатов тестирования интеллекта следует знать: Выберите один или несколько ответов: a. о степени тренированности испытуемого в выполнении тестов b. о мотивации выполнения теста c. об эмоциональном состоянии во время тестирования d. о влиянии на тестовые оценки личности экспериментатора e. о предшествующей тестированию деятельности испытуемого f. о профессионализме испытующего 08. Давно известно, что средний уровень и диапазон так называемых способностей к обучению, выявляемых специальными тестами, широко варьируют в разных семьях запада. Это верно? Выберите один ответ: 09. Психологи установили, что заметные подъемы и спады IQ у детей могут быть вызваны следующими причинами: Выберите один или несколько ответов: a. изменениями в структуре семьи b. увеличением или уменьшением семейного дохода c. переездом на новое место жительства d. посещением детского сада e. нет верных ответов 10. Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно применяются для диагностики интеллекта у Выберите один или несколько ответов: a. детей с неразвитой речью b. детей, не умеющих читать и писать c. детей дошкольного возраста с дефектами речи d. детей с задержками умственного развития e. неграмотных и не умеющих читать любого возраста 11.Чаще всего те психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуются в связи с понятием психологического развития. Это верно? Выберите один ответ: 12. Показатели умственного развития, рассматриваемые отечественными психологами, зависят от содержания теоретических концепций умственного развития, которых он придерживается. Среди них чаще всего отмечаются следующие: Выберите один или несколько ответов: a. особенности психических процессов (преимущественно мышления и памяти) b. характеристики учебной деятельности c. показатели творческого мышления d. особенности развития темперамента e. характеристики эмоционально-волевой сферы 13. Интерес к вопросам психологической диагностики интеллектуального развития в отечественной практике резко возрос в Выберите один ответ: 14. Одним из научных коллективов, первым взявшимся за адаптацию зарубежных тестов интеллекта, была руководимая ____ лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного вос-питания АПН СССР. Выберите один ответ: 15. Социально-психологические нормативы – это требования ____ Выберите один ответ: a. закрепленные, в форме правил, предписаний b. которые, присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках c. общественного мнения взрослых членов общества d. закрепленные в традициях воспитания и образования e. закрепленные в обычаях повседневной жизни f. все ответы верные Тема 8. Диагностика личностиЭлектронная книга 01. В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не просто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств, — мотивов, стремлений, установок, привычек и т. д. Это верно? Выберите один ответ: 02. Отметьте личностные опросникив списке: Выберите один или несколько ответов: a. типологические опросники b. опросники черт личности d. опросники интересов e. опросники ценностей f. опросники установок (аттитюдов) g. опросники характера Выберите один ответ: f. установка (аттитюд) 04. MMPI широко охватывает такие области, как Выберите один ответ: b. Социальные отношения c. Политические отношения d. Религиозные отношения e. Сексуальные отношения f. Вопросы образования g. Вопросы семьи и брака h. Невротические и психотические типы поведения i. Все ответы верные 05. К базисным шкалам MMPI относят следующие: Выберите один или несколько ответов: 06. К базисным шкалам MMPI относят следующие: Выберите один или несколько ответов: f. социальной интроверсии 07. Понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Выберите один ответ: f. установка (аттитюд) 08. Опросник X. Шмишека(Schmieschek Fragebogen), предназначенный для диагностики Выберите один ответ: a. ипохондрических типов личности b. депрессивных типов личности c. истерических типов личности d. психопатических типов личности e. акцентуированных типов личности 09. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личкопредназначен для диагностики типа ____ характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Выберите один или несколько ответов: f. социальной интроверсии 10. Определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое – это Выберите один ответ: f. установка (аттитюд) 11. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности- это Выберите один ответ: f. установка (аттитюд) 12. Выраженная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий – это Выберите один ответ: 13. Качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми – это Выберите один ответ: f. установка (аттитюд) Тема 9. Понятие психологического диагноза 01. Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным психологом Выберите один ответ: a. Бодуэн Де Куртенэ c. нет верного ответа Выберите один или несколько ответов: a. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов b. Осуществление диагноза деятельности c. Диагностика генезиса механизмов регуляции d. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности e. Диагностика познавательных процессов 03. Верно ли что, при диагнозе деятельности задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен Выберите один ответ: 04. Верно ли, что при диагностике эмоциональных процессов Рейковский особое внимание уделяет изучению «истории дидактических процессов» индивида, важной для анализа приобретенных знаний и умений, а также рекомендует внимательно изучать «историю воспитательных процессов», в которой формируются системы ожиданий, потребностей и отношений. Выберите один ответ: 05. Верно ли, что при В диагностике генезиса механизмов регуляции определяют, какова степень соответствия между характеристиками ситуации и особенностями эмоциональных реакций по длительности, силе, знаку и содержанию эмоций. Выберите один ответ: Выберите один ответ: a. медицинский диагноз b. заключение психолога-эксперта c. нет верного ответа d. психологический диагноз e. психологическая справка-заключение 07. Причины психологических ошибок в концепции 3.Плевицкой следующие: Выберите один или несколько ответов: a. ошибки регистрации b. ошибка ложной причины d. эффект «первого впечатления»
|