о чем произведение детство толстой краткое содержание
«Детство» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Счастливая, беспечная жизнь Алеши рушится, когда от холеры умирает его отец. Вместе с матерью и новорожденным братиком он переезжает из Астрахани в Новгород. По дороге умирает братик Алеши. Мальчик остается жить в доме родного деда, Василия Васильевича. Мать вскоре его покидает, что устроить личную жизнь.
Старик держит красильную мастерскую, и лично занимается всеми делами. Он не доверят сыновьям, которые вместе со своими семьями живут с ним. В его доме царит гнетущая, тяжелая атмосфера. Василий Васильевич отличается суровым, даже жестоким нравом. Каждую неделю он устраивает показательную порку детей за малейшие проказы.
По-доброму к Алеше относится лишь его бабушка, Акулина Ивановна. Она жалеет внука, но не всегда может защитить его от крутого дедовского нрава. Алеша идет в школу, но там ему совсем не нравится. Он не ладит с одноклассниками, которые постоянно его дразнят.
Мать Алеши выходит замуж за грубого, жестокого человека. Отчим проигрывается в карты, и обрекает всю семью на нищенское существование. Вскоре от затяжной болезни умирает мать, и Алеша становится сиротой.
Разорившийся дед не намерен содержать внука. В возрасте одиннадцати лет Алешу отправляют «в люди», самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
Краткое содержание «Детство»
Всего получено оценок: 9648.
О произведении
Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году.
Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания своего детства.
Основная идея: основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию. Для знакомства с героями повести и основными событиями стоит прочитать краткое содержание «Детства» Толстого по главам.
Место и время действия
События повести происходят в первой половине XX века в одной из провинциальных губерний России, затем в Москве.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Глава 2. Maman
Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
Главы 3-4. Папа. Классы
Придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в Москву учиться.
Николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Главы 5-6. Юродивый. Приготовления к охоте
В дом к Иртеньевым к обеду пришел юродивый Гриша, и глава семейства был недоволен пребыванием его в доме. В преддверии отъезда дети попросили отца взять их на предстоящую охоту.
После обеда вся семья выезжает на охоту.
Глава 7. Охота
Отец направляет Николеньку на одну из полян стеречь зайца. Гончие выгоняют зайца на мальчика, но тот в азарте упускает зверя и переживает из-за этого.
Глава 8-9. Игры. Что-то вроде первой любви
Охота окончилась, вся компания отдыхала в тени. Дети – Николенька, Володя, Любочка и дочь Мими Катенька – ушли играть в Робинзона. Николенька с нежностью наблюдал за каждым движением Катеньки с чувством, похожим на первую любовь.
Глава 10. Что за человек был мой отец?
Главы 11-12. Занятия в кабинете и гостиной. Гриша
Вечером дома дети рисовали, мать играла на рояле. К ужину вышел Гриша. Дети захотели увидеть цепи, которые он носил на ногах, и пробрались в его комнату. Спрятавшись, они слушали молитвы вернувшегося странника, и их искренность поразила Николеньку.
Глава 13. Наталья Савишна
Глава 14-15. Разлука. Детство
Наутро после охоты семья Иртеньевых и вся прислуга собрались в гостиной, чтобы попрощаться. Николеньке было «грустно, больно и страшно» расставаться с матерью.
Глава 16. Стихи
Через месяц после переезда в Москву братья Иртеньевы, живущие с отцом в доме у бабушки, поздравляли ее с днем именин. Николенька написал для именинницы свои первые стихи, которые она с удовольствием прочитала во всеуслышание
Глава 17-18. Княгиня Корнакова. Князь Иван Иваныч
В дом начали съезжаться гости. Прибыла княгиня Корнакова. Николенька, узнав, что она наказывает детей розгами, был глубоко потрясен.
Поздравить бабушку приехал и ее старинный друг князь Иван Иванович. Услышав их разговор, Николенька был глубоко взволнован: бабушка говорила, что его отец не ценит и не понимает свою жену.
Глава 19. Ивины
Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.
Главы 20-21. Собираются гости. До мазурки
Главы 22-23. Мазурка. После мазурки
Николенька танцует мазурку с девочкой – княжной, сбивается и останавливается. Гости смотрят на него, и ему становится очень стыдно.
Главы 24. В постели
Вспоминая бал и думая о Соне, Николенька не может уснуть. Он признается Володе, что влюблен в Соню.
Глава 25-26. Письмо. Что ожидало нас в деревне
Однажды, почти через полгода после бабушкиных именин, отец зашел к детям во время уроков с известием, что они едут в деревню, домой. Причиной отъезда явилось письмо от матери: она была тяжело больна. Дети застали мать уже без сознания, и в тот же день она умерла.
Глава 27. Горе
В день похорон Николенька прощается с матерью. Глядя на лицо, еще недавно красивое и нежное, мальчик осознал «горькую истину» смерти любимого человека, и душа его наполнилась отчаянием.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
«Счастливая пора детства» закончилась для Николеньки. Прошло три дня, и все переехали в Москву. В опустевшем доме осталась только Наталья Савишна, но вскоре и она, заболев, умирает. Повзрослевший Иртеньев, приезжая в деревню, всегда посещает могилы матери и Натальи Савишны.
Заключение
Соприкасаясь с миром, Николенька Иртеньев взрослеет, знакомясь с разными сторонами жизни. Анализируя свои чувства и переживания, помня о любящих его людях, герой открывает для себя путь к познанию и совершенствованию самого себя. Краткий пересказ «Детства» Толстого, а затем чтение полного текста повести дадут возможность читателю не только познакомиться с сюжетом и персонажами, но и понять внутренний мир героев произведения.
Тест по повести
После прочтения краткого содержания предлагаем пройти тест:
Детство
12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.
Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «. в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».
Отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.
На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.
Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «. когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».
Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят. Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»
На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.
Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Л.Н. Толстой «Детство»
Автобиографическая повесть Толстого была впервые напечатана в 1852 году в журнале «Современник» и во многом отразила детские годы самого Льва Николаевича. Впоследствии она была дополнена до трилогии еще двумя: «Отрочество» и «Юность». В статье приведено краткое содержание части «Детство».
Основные персонажи
Очень краткий пересказ
Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.
Краткое содержание по главам
Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.
Я самый маленький, оттого он бьет мух возле моей постели. Потому он меня мучит
Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.
Глава 2. Maman
В большой гостиной «mаman» наливала чай из самовара. По истечении многих лет повзрослевший Николенька пытается вспомнить черты любимой матушки, но припоминает только некоторые. Большие карие глаза, светящиеся добротой, родинку на шее, платье с белым воротничком, тонкую руку.
На старом рояле напряженно играла этюды Клементи — сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.
Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.
Глава 3. Папа
Не обращая внимания на вошедших, отец разговаривал с приказчиком. Обсуждая с Яковом дела, он горячился и перекладывал на столе бумаги. Они считали расходы, чтобы в срок заплатить Совету. Мальчиков к столу не подпускали. После окончания разговора отец отпустил приказчика. Затем он объявил мальчикам о том, что они уже выросли. Поэтому он решил отправить их к бабушке в Москву продолжать обучение. Матушка с Любочкой должны остаться дома.
Глава 4. Классы
На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.
Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.
Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.
Глава 5. Юродивый
На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.
Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.
Глава 6. Приготовления к охоте
В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана — пришло время выезжать.
Глава 7. Охота
Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией. Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца. Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.
Глава 8. Игры
После охоты наступило время обеда. Управившись с едой, дети отправились играть. Это был, как обычно, «Робинзон», которого всегда предлагала Любочка. Однако успевшая всем наскучить игра не приносила никакого удовольствия.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.
Глава 10. Что за человек был мой отец
По всем признакам отца можно было считать рыцарем «прошлого столетия». Отставной поручик гвардии имел 2 главные страсти: карты и женщины. Он был высокого роста, статен и элегантен. Однако его лицо с маленькими глазками и крупным носом нельзя было назвать красивым. Лысина на голове и вовсе усугубляла положение. Тем не менее, он нравился женщинам и считался удачливым в любовных делах. Кроме того, он прекрасно разбирался в литературе и музыке.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка — игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.
Глава 12. Гриша
Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.
Глава 13. Наталья Савишна
Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком. Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения. С этого момента Николенька ее полюбил.
Глава 14. Разлука
Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.
Глава 15. Детство
С переездом Николенька понял, что началась другая жизнь. А та, прежняя, которая называлась «детством», закончилась. Не будет больше чайного стола со скучными разговорами взрослых и кресла, в котором он засыпал. Мечты теперь станут совсем другими.
Глава 16. Стихи
После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.
Глава 17. Княгиня Корнакова
На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне. Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным. Все это от того, что лицо у него было некрасивое.
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.
Глава 19. Ивины
Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.
Глава 20. Собираются гости
Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.
Глава 21. До мазурки
Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.
Глава 22. Мазурка
Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.
Глава 23. После мазурки
Подсевший к детскому столу молодой человек утешает мальчика и тайком от взрослых подливает ему вина. Расхрабрившись, Николенька снова приглашает Сонечку танцевать. Они перешли на «ты», и весь вечер он думал только о ней.
Глава 24. В постели
Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.
Глава 25. Письмо
По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.
Глава 27. Горе
В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.
В женщине в гробу с трудом можно было узнать матушку
Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.
Основная идея повести
Идея книги «Детство» Толстого – донести до читателя бесценную роль семьи для ребенка. Нежность мамы, гармонично дополненная строгостью папы, гармонично формируют личность детей. Лев Толстой передал трогательные картины детства, которые остаются в воспоминаниях на протяжении всей жизни. С радостью или с сожалением, счастливые и досадные.
Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.
Краткое содержание повести «Детство»
Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Издано в 1852 году.
Главный герой повести, Николенька Иртеньев, вступает в ранний подростковый возраст, наполненный сложными психологическими переживаниями, новыми эмоциями и чувствами. Коле приходится впервые ощутить влюбленность, стыд, стеснение, несправедливость, досаду, радость больших ожиданий.
Володя Иртеньев, 12 лет – старший брат Коли.
Любочка, 11 лет – старшая сестра Коли и Володи
Papa, Петр Александрович («папа» по-французски)
Maman («мама» по-французски)
Карл Иваныч – домашний учитель Коли и Володи
Мими – гувернантка Иртеньевых, учитель Любочки
Наталья Савишна – экономка
Сонечка Валахина – первая любовь Николая
Гриша – юродивый, странник
Катенька – дочь Мими
Ивины – дальние родственники и друзья семейства
Николеньку Иртеньева рано утром бесцеремонно будит его учитель Карл Иваныч, и мальчик размышляет, за что ему такие издевательства. Он полагает: это оттого, что он самый младший (3 дня назад ему исполнилось 10 лет).
Досада на учителя сменяется, когда Коля начинает размышлять о том, как много добра сделал для него этот человек и какая трудная у него жизнь.
После утреннего одевания Коля с братом отправляются поздороваться с матушкой.
Утреннее чаепитие, где собралось все семейство, вспоминается Николеньке только из-за чудесной атмосферы, которую умела создавать его мама. Он смутно вспоминает ее глаза, черты лица, улыбку, от которой всем делалось хорошо. Также Николай отмечает ее почтительное обращение со стариком-учителем. В разговоре с матерью мальчик ощущает ее нежность и заботу.
Дети идут в кабинет отца, чтоб поздороваться, и застают его разговаривающим с приказчиком Яковом. Отец решает деловые, финансовые, хозяйственные вопросы и попутно объявляет сыновьям, что едет в Москву и забирает их с собой. Они должны продолжить учиться в гимназии. Мальчики расстроены.
Николенька расплакался из-за расставания с близкими.
Учеба после объявления об отъезде в Москву не клеится, Николенька не может сосредоточиться. Он сожалеет, что Карл Иванович воспринял эту новость как пренебрежение к его многолетнему труду в качестве наставника. Слушая его речи, мальчик сочувствует учителю.
Карл Иванович нагружает последний учебный день уроками, чтобы хоть как-то успеть вложиться в образование подопечных.
В дом к Иртеньевым пожаловал юродивый Гриша. Таких людей традиционно принято принимать и угощать, но все как будто недовольны его появлением. И отец, и мать расстроены от предстоящих событий, вдобавок появляются разногласия по поводу Гриши. Отец осуждает, мать понимает странника. Чтобы он не понял, при нем разговаривают по-французски. Контраст отношения подмечает Николенька.
Дети просят взять их на охоту, мать также готова присоединиться.
Приказчик Яков готовит для господ охотничьих лошадей, рессоры, собак и все необходимое для охоты. Мальчики обсуждают все, кроме отъезда. Володе и Коле подают лошадей, от этого они чувствуют себя более взрослыми и серьезными, как отец.
По дороге на охоту описываются пейзажи, уборка хлеба в полях, крестьянский быт.
Отец дает указание Коле подстеречь зайца на поляне, но не все получается гладко. Гончие выгнали зайца, но мальчик упускает зверя из-за азарта и страшно переживает, что подвел отца и допустил ошибку.
После охоты дети отправляются играть, но не могут определиться и скучают. Играть в Робинзона Володе уже не интересно, он важничает и чувствует себя взрослым. Коле неприятно такое поведение брата, он чувствует, что детские забавы теряют свое очарование.
Коля с интересом и чувством, похожим на первую любовь, наблюдает за Катенькой, дочкой гувернантки Мими. Поддавшись порыву, он целует девочку в голое плечо, чем вызывает ее смущение. Володя реагирует презрительно, хотя позднее оба мальчика пытаются произвести на Катеньку впечатление, гарцуя перед ней на лошадях.
Рассказ об отце совмещает в себе детское восхищение и отношение уже взрослого Николая. Мальчик характеризует отца как человека, который имеет «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула».
Коля замечает, что отец закрыт и умеет скрывать трудную, неприглядную сторону жизни, что он умеет завоевывать расположение и уважение людей.
Вечерний досуг семья наполнила приятными занятиями: маман играла на рояле, а дети рисовали. Отец сообщает о решении взять Карла Иваныча с собой в Москву, чему тот очень рад.
Юродивый Гриша сообщил, что завтра уходит дальше странствовать, и детям захотелось увидеть цепи (вериги), которые он носил в знак смирения. Дети пробираются в чулан, чтоб подсмотреть за ним.
Гладя на то, как искренне молится Гриша, Коля чувствует странное чувство уважения к этому человеку. Религиозный восторг передается и ему. Спустя многие годы Николай вспоминает этот эпизод как момент величия и близости Бога к человеку.
Из-за душевного подъема Коля почти бессознательно целует руку оказавшейся радом Катеньки. Наделав шума в чулане, дети убегают.
Коля рассказывает о женщине, которая воспитала и его мать, и всех ее детей – о Наталье Савишне. Она служила в должности экономки, но ее участие в делах семьи было значительно больше, потому что она вложила всю свою любовь в воспитанников.
Николенька вспоминает ссору и примирение с доброй старушкой. Он понимает, как важна была ее роль в его жизни.
Утром следующего дня все собираются в гостиной, чтоб попрощаться. Коле «грустно, больно и страшно» от расставания с мамой. Он видит, с какой грустью прощаются мать и отец. Став взрослым, он понял, что уже тогда мать прощалась с ними навсегда, словно предчувствуя что-то.
Вспоминая свои детские годы, Николай перебирает в памяти самые нежные и трогательные эпизоды, своих родных и близких.
Братьям Иртеньевым предстоит поздравить с именинами бабушку, в доме которой они проживают в Москве. Коля решает написать стихи, но вдохновение никак не приходит. Найдя в бумагах Карла Ивановича его собственные стихи, мальчик вдохновляется. В то же время он ощущает страшную неуверенность в себе и пытается побороть застенчивость.
В итоге бабушке понравился подарок, который сам Коля раскритиковал.
В дом бабушки прибывают гости. Княгиня Корнакова, беседуя с бабушкой, сообщает неприятных вещи: наказывает розгами детей, не видит в них личности. Коля радуется тому, что он не ее сын, и что в их семье иные порядки. Под конец княгиня советует мальчику быть умным и добрым мальчиком, потому что за лицо его никто любить не будет. Так он осознает, что некрасив.
Князь Иван Иванович, старинный друг бабушки, беседует с ней о делах семьи и дает Коле повод для переживаний. Бабушка сообщает князю, что отец Коли нарочно оставил мать оду в имении, чтоб спокойно и свободно жить в Москве, «шляться по клубам и обедам». Она считает, что отец не понимает и не ценит жену, и с ним она несчастлива.
Приезд Ивиных, родственников Иртьеньевых, оживил Николеньку, ведь ему очень нравился старший Сережа. Он хотел ему подражать.
Но во время игр Сережа показывает другую сторону своей натуры: он унижает Иленьку Грапа. Это неприятно поражает Колю и меняет его отношение к Сереже.
Среди множества гостей коля отмечает «чудесную девочку», Сонечку Валахину. Ему доставляет удовольствие даже близость рядом, он впервые переживает бурю чувств.
Также Коле приходится столкнуться с ревностью: он не хочет, что Сонечка обратила внимание на Сережу.
Коля чувствует влюбленность и счастье, когда танцует с Сонечкой, поражаясь тому, что откуда-то у него «взялись… смелость, уверенность и даже дерзость».
Николеньке приходится танцевать мазурку с девочкой-княжной, в то время как мысли его были поглощены Сонечкой. Коля сбивается, останавливается и чувствует ужасный стыд, потому что реакция гостей кажется ему презрительной.
После ужина Коля проводит время с Соней: они танцуют, веселятся и чувствуют взаимную симпатию. Соня предлагает обращаться друг к другу на «ты», потому что так положено близким друзьям. Коля чувствует душевный подъем.
Уже после бала, Коля долго не может уснуть и размышляет о нахлынувшем на него чувстве. Он делится этим с Володей, а тот также рассказывает ему о симпатии и желании поцеловать Соню. Как ни странно, Коля чувствует, что все могут быть влюблены в эту чудесную девочку.
Через полгода после описанного события Коля получает известие от отца: необходимо срочно ехать к матери. Она писала о болезни, но пыталась успокоить всех, а потом и вовсе передумала отправлять письмо.
Тревожное письмо отправила Мими, которая хотела, чтобы дети успели повидать мать, пока та еще жива.
Приехав, мальчики застали мать без сознания в тяжелом состоянии. Перед кончиной она хотела увидеть детей, звала их, но в итоге не смогла узнать их. Она умерла в страшных страданиях, и это событие страшно подкосило Колю.
Николенька захотел попрощаться с матерью перед похоронами, но ему трудно дается понимание, что его прекрасная любимая мама стала такой.
Он смотрит на ее изменившееся лицо и осознает «горькую истину» смерти близкого человека. Горе и отчаяние переполняют героя.
«Счастливая пора детства» заканчивается после кончины матери, через 3 дня все возвращаются в Москву. Наталья Савишна ненадолго переживает свою любимицу. Николай, став взрослым, всегда приходит на могилы к этим двум женщинам, давшим ему так много любви.
После смерти матери окончательно разрушается гармония семейной жизни, мальчик начинает переживать своеобразное отделение от семьи.
Что автор хотел донести до читателей?
Толстой написал повесть о детских и юношеских годах, уже став взрослым человеком, в 24 года.
Поскольку Лев Николаевич всегда стремился к совершенствованию и «моральному анализу», ему важно было понять, какие люди и события его жизни оказали на него большее влияние.
В то же время, Толстой не стал придирчиво и критично оценивать детские годы, он постарался передать впечатления детства глазами ребенка с чистой душой и незамутненным взглядом.
Автор убежден, что дети обладают способностью к более правильным нравственным оценкам, чем взрослые. Их сознание еще не успело обрасти предрассудками «мира взрослых», они умеют отличать истинные ценности жизни от мнимых.
Это детское восприятие взрослые сохраняют на всю жизнь, но редко к нему прислушиваются в зрелом возрасте, считая его наивным. По мнению автора, людям стоит обращаться к своему детскому опыту, чтобы по-новому оценить текущие события своей жизни.
Новаторство и литературная ценность
Впервые в литературе 19 века начали говорить о том, как богат душевный мир детей и как он недооценен взрослыми. Толстой был одним из тех, кто развивал тему детства в своем творчестве.
Детский взгляд на развитие человека стал подлинным открытием в литературе. Повествование ведется через внутренний монолог юного героя, в нем отражены изменения его мыслей и чувств.
Внутренний монолог – художественный прием, в котором герой мысленно обращается к самому себе с целью разобраться в происходящем.
Позднее этот литературный прием был не раз использован Толстым в других его произведениях, а критики назвали его «диалектикой души».
Бережно описав богатый внутренний мир ребенка, Лев Николаевич заслужил славу вдумчивого психолога и художника слова.