В чем состоит сущность музыкального содержания кратко
«В чем состоит сущность музыкального содержания»
Презентация к уроку музыки в 7 классе, 1 четверть.
Просмотр содержимого документа
«»В чем состоит сущность музыкального содержания»»
В чем состоит сущность музыкального содержания
Презентация учителя музыки
и Мировой Художественной Культуры
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Руденко Елены Борисовны
«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках» И. С. Тургенев
Каждое искусство имеет свои особенности
Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц.
Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в 1485 году.
Себастьяно Лучани (1485 —1547) Себастьяно дель Пьомбо ( «Свинцовый Себастьян»)
Картина написана в мрачных тонах
Лишь одеяние спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.
Терновый венец впивается в его головы, образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его волнует более большое горе – боль за всех людей на земле.
Себастьяно отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.
И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий
Музыка воздействует на человека иначе, чем литература и живопись
Музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти
Потому что музыка воздействует на человеческие чувства
Тома́зо Джова́нни Альбино́ни (1671 —1751)
Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки
«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа
«Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед Ремо Джадзотто
Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора он нашёл в 1945 году и сочинил на её основе музыкальное произведение
«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа
Музыку трудно объяснить словами
В чем состоит сущность музыкального содержания кратко
«Искусство есть средство беседы с людьми» М.П.Мусоргский
«Музыка – искусство поэтической мысли» Н.А.Римский- Корсаков
Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
Какие бы глубины содержания ни обнаруживало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Понимание художественного произведения нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Музыка тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, но её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за эти минуты она должна успеть многое: захватить, увлечь, потрясти.
И это ей удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Ведь музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
Как раскрывается музыкальное содержание?
Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о жизненных событиях, явлениях природы или движениях человеческой души, выраженное в музыкальных интонациях.
Как правило, маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, а крупные имеют более долгое и сложное образное развитие.
Совсем другой образ рисует «Гимн Великому городу» Р.Глиэра из балета «Медный всадник».
Презентация по музыке на тему «В чём состоит сущность музыкального содержания» 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Раздел: «Музыкальное содержание Тема: «В чём состоит сущность музыкального содержания» 7 класс по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения…» (Б. Теплов)
Автограф сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2). 1801 год Титульный лист издания сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2) с посвящением Джульетте Гвиччарди. 1802 год
1770-1827 г. Людвиг ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижёр
Вальс «Сказки Венского леса» Иоганн Штраус 1825-1899 австрийский композитор, скрипач, дирижёр, автор нескольких оперетт, признанный «король вальса»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-004398
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока музыки на тему «В чём состоит сущность музыкального содержания» (7 класс)
Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания
Планируемые результаты учебной деятельности
— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;
— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;
— осознание роли деталей в художественном произведении (на примере сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказки Х. К. Андерсена «Русалочка»).
— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.
— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере музыки Джадзотто «Адажио Альбинони».
· Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
· Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
· Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
· Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.
Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста».
Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.
Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картины, сравнительный анализ произведения изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение песни. Анализ и сравнение этического содержания текста песни «Быть человеком». Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений». Обсуждение знакомых сказок «Маленький принц» и «Русалочка» с точки зрения роли деталей в сюжете произведения.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль результатов самостоятельного домашнего прослушивания музыки Р. Джадзотто, понимания художественного смысла, характера произведения. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания выученной песни. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий.
1. Особенности содержания произведений искусств
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.
? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?
Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.
Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.
2. Метафора в искусстве
Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Метафора – (греч.) «перенос». В его основе — сравнение, сопоставление ярких, зрелищных образов.
Рассмотрите картину «Несение креста» С. Дель Пьомбо. Проанализируйте, найдите в ней метафору.
Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.
Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.
Цветовая гамма картины сдержанная, с преобладанием золотистых, серых и коричневых цветов. Фона как такового здесь нет – всё внимание зрителя фокусируется на фигуре Христа, а всё остальное словно тонет во мраке: среди мрачных тонов лишь одеяние Спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом.
Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.
Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.
И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.
Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.
3. Что такое музыкальное содержание
Музыка воздействует несколько иначе.
И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.
И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.
Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
Что же является сущностью музыкального содержания?
Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.
Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…
И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.
В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?
Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.
4. Слушание музыки Р. Джадзотто «Адажио Альбинони», музыкальный анализ
Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.
Расскажите о её настроении, характере.
! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.
Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.
Затем проанализируйте сходства и различия картины «Несение креста» и музыки Джадзотто. Задумайтесь о содержательной общности этой музыки с картиной Пьомбо «Несение креста».
Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:
· Музыка написана в минорном ладу, в медленном темпе.
· Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.
· Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.
Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.
Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.
Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.
7. Вопросы и задания
1) Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
2) Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?
3) Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.
Конспект урока по музыке в 7 классе «Что такое музыкальное содержание?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что такое музыкальное содержание.
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
Портрет композитора Л. Бетховена.
Сообщение темы урока.
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Работа по теме урока.
Рассказ учителя о Л. Бетховене, его музыке.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П. Б. Шелли. Любовь бессмертная
Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?
Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
Сколько образов в этой музыке? ( Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности. )
Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? ( Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями. )
Сколько образов? ( Два – мужественный и женственный. )
Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём».
И, наконец, 3-я часть.
Какие чувства переданы в 3-й части? ( Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь. )
Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями?
В чём проявляется оптимизм Бетховена? ( Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость. )
Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена».
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене.