в каком законодательном акте содержится фундаментальная основа социального обеспечения рф
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.
Основные законодательные акты:
Законодательные основы социального обеспечения различных категорий граждан в современной РФ
Социальное обеспечение – система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан, возникающей вследствие старости, потери трудоспособности и кормильца, болезни, инвалидности, безработицы, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.
Система социального обеспечения всегда занимала одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. В период перехода к рыночным отношениям и роста числа социально незащищенных категорий резко возрастает роль льгот, пособий, субсидий и компенсаций, улучшающих социально-экономические и материально-бытовые условия жизни граждан.
Принципы социального обеспечения:
1. Всеобщность социального обеспечения – распространяется на всех граждан России.
2. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения.
3. Осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из 5 видов отношений:
1. Отношения по выплате различного рода пособий гражданам.
2. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг, субсидий определенным категориям граждан.
3. Отношения по пенсионному обеспечению, возникающие между работником и органами пенсионного обеспечения.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пособий, пенсий, социальных услуг и других видов социального обеспечения.
Система источников права социального обеспечениявключает в себя следующие виды нормативно-правовых актов:
1. Конституция РФ, в соответствии со ст. 7 которой Российская Федерация признается социальным государством, чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. Международные акты(Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о социальном обеспечении; Конвенция «О правах ребенка»; Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», др.).
3. Федеральные законы(«О государственной социальной помощи»; «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О социальной защите инвалидов в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», др.).
4. Подзаконные акты:
— указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О фонде социального страхования РФ»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации», др.;
—постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», др.;
— иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной-экспертизы» и др.
Основы социального обеспечения населения в Российской Федерации заложены в нормах Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который разграничил полномочия Российской Федерации и регионов в сфере социальной поддержки населения, тем самым разделив категории льготников на федеральных и региональных (так называемый закон о монетизации льгот).
К льготникам, получающим выплаты за счет средств федерального бюджета относятся следующие категории населения:
— участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
— приравненные к инвалидам войны военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, признанные инвалидами.
2. Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто.
3. Ветераны боевых действий.
4.Военнослужащие, проходившие военную службу в период Великой Отечественной войны.
5. Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
6. Граждане, работавшие в период Великой Отечественной войны.
7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
— инвалиды, имеющие III группу инвалидности;
— инвалиды, имеющие II группу инвалидности;
— инвалиды, имеющие I группу инвалидности.
10. Граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
11. Граждане Российской Федерации, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы.
12. Члены семей (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) Героев или полных кавалеров ордена Славы.
13. Граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).
Назначение мер социальной поддержки региональным льготникам отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Согласно федеральному закону № 122-ФЗ субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать объем мер социальной поддержки региональным льготникам. В Волгоградской области к ним относятся ветераны труда, труженики тыла, жертвы политически репрессий и дети Сталинграда.
Отдельным нормативно-правовым актом, устанавливающим виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, является федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно ему предусмотрены:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— ежемесячное пособие на ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
— пенсия по старости;
— пенсия по инвалидности;
— пенсия по случаю потери кормильца;
— пособие по временной нетрудоспособности;
— страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
— пособие по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
ФЗ «О социальном обеспечении в РФ»: редакция 2021 года
Законодательство о социальном обеспечении в РФ
Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения, как уже выше говорилось, отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум Автор: К.
Е. Мачульская Издательство: Книжный мир.
государственная система социального обеспечения Предмет, метод, система права социального обеспечения Принципы права социального обеспечения Источники права социального…
При написании данного комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 14 марта 2013 г.
Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г
Недостаточная финансовая обеспеченность расходных обязательств субъектов РФ приводит к большим диспропорциям в уровне социального обеспечения населения регионов-доноров и дотационных регионов. Степень социальной защищенности человека стала определяться местом его жительства.
Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г.
При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации
Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан.
Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:
Попробуйте ещё раз.», «B1T_SOIR_CUSTOM_DIALOG_ERROR_SEND_T_SUCCESS» : «Ваше сообщение отправлено.
Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков.
Соц. страхование, как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев.
К ним можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» и другие.
При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек.
Что представляет собой социальное обеспечение?
Каждый гражданин Российской Федерации должен быть обеспечен набором качественных услуг в самых разных сферах. Государство должно закреплять организационные, экономические и правовые основы социального обслуживания. Как получатели, так и поставщики услуг должны своевременно и эффективно реализовывать свои обязанности и права.
Под социальным обслуживанием в Законе «О социальном обеспечении» понимается деятельность государственных властей по оказанию различных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается определенное полезное действие в области народного обеспечения.
Роль государства
Согласно главе 2 Закона «О социальном обеспечении граждан» как федеральные, так и региональные органы власти обладают рядом важнейших полномочий в социальной сфере. Для начала нужно обратить внимание на функции федеральных органов. Здесь стоит выделить:
Здесь стоит выделить всю ту же работу с собственностью (но уже региональной), разработку планов и контроль за их реализацией.
Права и обязанности получателей услуг
Получателем услуг является человек, на которого направлена работа государства по социальному обеспечению. Получатель обладает рядом важных прав, среди которых стоит выделить:
В обязанности получателя услуг входит своевременное информирование поставщиков об отказе в получении работ или же изменении ряда обстоятельств. Получатель должен соблюдать условия заключенного договора, а также предоставлять государственным органам всю необходимую для получения услуг документацию.
11 нормативно-правовых актов, которые регулируют предоставление людям мер социальной защиты
Время чтения: 2 мин.
Регламент устанавливает стандарт предоставления этой услуги, в том числе в электронной форме, сроки и последовательность административных процедур и административных действий.
Также в регламенте прописан порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений МСЭ с получателями государственной услуги, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями.
8. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240)
Правила определяют порядок обеспечения техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем :
Кроме того, Правила содержат порядок обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами.
9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» утверждает перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 № 106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Право социального обеспечения
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:
1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;
2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;
3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.
Формы социального обеспечения как способ его организации следует отличать от формы способа удовлетворения потребностей граждан видами данного обеспечения.
В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.
В литературе последних лет выделяют смешанную форму организации социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др. Наряду с централизованными формами выделяют региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. В обобщенном виде данные формы представляют собой форму дополнительного материального обеспечения сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. На практике это происходит следующим образом. За счет собственных средств (регионального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств предоставляют дополнительное социальное обеспечение. Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите совокупность (группы) общественных отношений, с помощью которых определяется понятие социального обеспечения.
2. Что входит в содержание понятия социальной защиты населения?
3. Какие основные функции присущи социальному обеспечению?
4. Что представляет собой форма социального обеспечения как способ ее организации?
5. Из каких подсистем состоит обязательное социальное страхование?
6. Перечислите системы, которые входят в социальное обеспечение, осуществляемое за счет ассигнований из государственного бюджета.
Глава 2. Финансовая основа социального обеспечения
2.1. Общее понятие финансовой основы социального обеспечения и ее правовое регулирование
Экономической основой осуществления человеком права на социальное обеспечение являются специально для этого предназначенные финансовые источники (средства). В Конституции Российской Федерации 1993 г. нет упоминания о таких средствах, не указывается и порядок их образования и распределения. Это вытекает из социальной функции собственности и конституционных принципов, на которых основано функционирование отечественной экономической системы. К ним можно отнести такие принципы: использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом; возможность государственного регулирования экономических отношений (ст. 8, 9, 34–36 Конституции Российской Федерации).
Названные выше фонды обязательного социального страхования и ассигнования из государственного бюджета организационно не объединены в одном каком-либо фонде социального обеспечения. С экономической точки зрения фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение еще, временно и уже нетрудоспособных лиц, безработных и иных категорий граждан. Безусловно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности правового регулирования отношений в области социального обеспечения. Чем выше эти уровни развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства, включая и социальное обеспечение. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения.
Рассмотрим каждый из основных финансовых источников социального обеспечения.
Средства обязательного социального страхования. В начале 90-х гг. XX в. в России началось формирование системы обязательного социального страхования, обусловленной переходом страны к рыночной модели экономических отношений. В рамках данной системы страхования были образованы специализированные фонды (социальные страховые фонды). К таковым относятся: ПФР; ФСС России; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации [6] ; ФФОМС. За счет средств данных фондов осуществляется материальное обеспечение по обязательному социальному страхованию (социально-страховое обеспечение) застрахованных лиц, а в отдельных случаях и членов их семей.
По российскому законодательству названные социальные страховые фонды, как и ассигнования (денежные средства) из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, экономически и организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование как система юридически оформлено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании), который стал актом кодификацированного значения (или рамочным законом).
В Законе о социальном страховании впервые было:
♦ сформулировано понятие обязательного социального страхования;
♦ закреплены принципы осуществления данного страхования;
♦ определены социальные страховые риски и социальные страховые случаи, при наступлении которых осуществляется социально-страховое обеспечение застрахованных лиц;
♦ создан правовой механизм формирования финансовых средств;
♦ подчеркнута автономность бюджетов социально-страховых фондов (они не входят в состав государственного бюджета);
♦ предусмотрены гарантии устойчивости финансового положения социально-страховых фондов;
♦ определены виды социально-страхового обеспечения и т. д.
Сбор страховых взносов, контроль за их поступлением от плательщиков данных взносов (страхователи) осуществляли сами социально-страховые фонды. Это позволяло обеспечивать наибольший объем их поступлений в бюджеты фондов.
Размер тарифов страховых взносов, как и бюджеты социально-страховых фондов, а также исполнение их бюджетов утверждались федеральными законами ежегодно.
Объединение страховых взносов в ЕСН нарушило методологическую базу обязательного социального страхования, так как налоговое администрирование не позволяет в полной мере реализовать важнейший социально-страховой принцип – эквивалентность страховых взносов и социально-страховых выплат (как и многих видов социально-страхового обеспечения). Высокий и относительно надежный уровень социально-страхового обеспечения может быть достигнут только в данном виде страхования – в нем наиболее полно учитываются интересы и прямое участие основных субъектов обязательного социального страхования (застрахованных лиц и страхователей). Всеобъемлющий учет таких интересов отсутствует в деятельности налоговых органов.
ЕСН обезличил страховые платежи и лишил их целевого предназначения, что в конечном счете трансформировало финансовые механизмы обязательного социального страхования в систему государственного социального обеспечения (или государственной социальной помощи). В итоге дальнейшее развитие обязательного социального страхования как особой формы организации социального обеспечения может быть блокировано. При таком исходе вероятен возврат к типу социального обеспечения, при котором все занятое население превращается в своеобразных социальных иждивенцев, а государство – в единственного «попечителя» и «благодетеля».
С правовых позиций целевой характер страховых взносов как средств обязательного социального страхования в большей степени является сферой публичного права, обязательного по характеру и строго контролируемого государством. Это связано с возмездным характером страховых взносов, который основывается на принципе соблюдения обязательной эквивалентности прав застрахованных. Стоимость социальных страховых прав застрахованных лиц обеспечивается финансовыми обязательствами социально-страховых фондов. Ведь в случае наступления социального страхового события конкретному застрахованному лицу законодательно гарантированы соответствующие социально-страховые выплаты и услуги надлежащего уровня, объема и качества.
Многообразие конкретных обстоятельств, приводящих к наступлению социального страхового риска, вызывает необходимость дифференцированного и специализированного подхода к социально-страховым видам и формам защиты застрахованных лиц. Иными словами, введение ЕСН по существу означает аккумулирование средств, предназначенных на обязательное социальное страхование, в государственном бюджете. А это не исключает возможности возвращения старого порядка, при котором решающее значение для определения размера социальных выплат имеют не социально-страховые права граждан и не произведенные ими или за них социальные страховые отчисления в фонды, а наличие или отсутствие денежных средств у государства (в государственном бюджете) на текущий период.
С введением ЕСН были уменьшены и размеры отчислений в социальные страховые фонды. Например, для ПФР вначале была установлена ставка тарифа страховых взносов с фонда оплаты по труду 35,6 %, с 1 января 2002 г. – 28 %, а с 1 января 2005 г. – 20 %. Введение в 2001 г. регрессивной шкалы налогообложения снизило реальную ставку отчислений во все бюджеты социально-страховых фондов. В силу этого и целевой характер, и гарантированность социально-страховых выплат застрахованным лицам и членам их семей при наступлении социальных страховых случаев по существу оказываются под сомнением.
В настоящее время сбалансированность бюджетов социально-страховых фондов в основном достигается путем сокращения расходных обязательств, уменьшения и прекращения финансирования конкретных видов страхового обеспечения застрахованных лиц (и членов их семей). Так, за счет средств ФСС России прекращено санаторно-курортное лечение работающих граждан, введены ограничения на суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в виде предельного максимального размера).
Введение ЕСН в систему обязательного социального страхования (взамен страховых взносов) можно было бы оправдать только его временным характером, относительно коротким временем – пока не будет стабилизирована общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Длительное использование ЕСН как финансового инструмента, с помощью которого функционирует экономическая основа рассматриваемого страхования, в перспективе ведет к отрицательным последствиям. В частности, данный налог может нивелировать (и изменить) саму сущность обязательного социального страхования, сведя его к государственному социальному обеспечению, что подорвет принципы данного вида страхования.
В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.
С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. о страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
С 2011 года устанавливаются следующие тарифы страховых взносов на каждый вид обязательного социального страхования: 26 % – в ПФР (на обязательное пенсионное страхование); 2,9 % – в ФСС России (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); 2,1 % – в ФФОМС и 3 % – в территориальные фонды ОМС (на обязательное медицинское страхование). В 2012–2013 гг. тарифы страховых взносов составляют: 22 % – в ПФР; 2,9 % – в ФСС России и 5,1 % – в ФФОМС.
Таким образом, с 2011 г. общий тариф страховых взносов составил 34 %. Для отдельных категорий (организации – резиденты технико-внедренческих зон и др.) на 2010–2014 гг. установлены пониженные тарифы.
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов теперь возложен на ПФР на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и на ФФС России – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В законе 2009 г. о страховых взносах указаны: объект обложения страховыми взносами; круг плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и их учет; суммы заработка (доходов), не подлежащие обложению страховыми взносами и т. д. Так, объектом обложения страховыми взносами для отдельных категорий плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями и пр.
К числу плательщиков страховых взносов отнесены страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, например:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов. Так, в зависимости от категории плательщиков, занимающихся определенными видами хозяйственно-экономической деятельности, установлены различные тарифы страховых взносов и на конкретный период времени (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Тарифы страховых взносов (%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог
Таблица 2.2. Тарифы страховых взносов (%) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных
Таким образом, финансовые отношения, связанные с формированием денежных средств обязательного социального страхования, регулируются нормами финансового права. Что касается ответственности страхователей, то регулирование таких вопросов осуществляется нормами административного права (Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 г. с посл. измен. и доп.).
Деятельность каждого социального страхового фонда имеет свои особенности и поэтому рассматривается отдельно.
Таблица 2.3. Тарифы страховых взносов на 2012–2014 гг. (%) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов
Средства государственного бюджета Российской Федерации. Состояние финансов любого государства определяется по его бюджету. Правовые основы функционирования бюджетной системы государства, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). Все эти вопросы изучаются в рамках таких учебных дисциплин, как финансовое право или бюджетное право, они не являются предметом права социального обеспечения. Поэтому рассмотрим только основные понятия, относящиеся к бюджетному праву.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами, а профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
Помимо этого в БК РФ определены следующие понятия:
♦ дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
♦ субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
♦ субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В БК РФ также дается определение бюджетных ассигнований – это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Представленная финансовая основа социального обеспечения свидетельствует о закреплении одного из принципов осуществления отечественного социального обеспечения – устойчивости государственной системы социального обеспечения, включая и систему государственного социального страхования в России.