вечерние богослужения их происхождение и идейное содержание
Билет 9 вопрос 2. Вечерня и ее идейное содержание. Виды вечерни
Следующей службой после девятого часа является вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, «перед вечером мало» (вечерня вседневная, Типикон 9 гл.), “прежде солнечного захождения” (вечерня малая, Типикон 1 гл.) и “по еже зайти солнцу мало” (вечерня великая, Типикон 2 гл.). Итак, по различию дней вечерня бывает “великая”, совершаемая в воскресные и праздничные дни; “малая”, “поемая” перед воскресными и праздничными днями, в которые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня “вседневная”, или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).
Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следующим образом.
Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, например, некоторые указания на предначинательный псалом и на пение “Господи, воззвах” (стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – “Господи, воззвах к Тебе”, так и называются “Стихиры на Господи, воззвах”, термин стихира появился сравнительно поздно (около IХ в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках припевы “Господи, воззвах” назывались тропарями) имеются в VIII книге Апостольских Постановлений и в памятниках VIII-IX веков.
От IV-V вв. имеются свидетельства о светильничных молитвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светилльниками.
Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также “светильничное”. Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к “антифонам вечерни”, т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к “антифонам на литургии”. Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.
В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».
На вечерне вспоминаются события ранней истории человечества, его вечер (поскольку дни творения начинались с вечера). Радостное начало вечерни (103 псалом) говорит о творении мира Богом. Вместе с этим вспоминается и тьма грехопадения Адама. Во время 103 псалма священник перед закрытыми Царскими вратами читает 7 светильничных молитв, изображая Адама, плачущего о грехах перед закрытыми вратами рая. Число этих молитв напоминают о числе дней творения. Плач Адама изображается и пением «Господи, воззвах».
Прямое идейное содержание вечерни связано с подготовкой ко сну. Вечерня – это своего рода церковное напутствие ко сну. Об этом напоминают молитвы вечерни («Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши»), прошения ектений.
Билет 10 вопрос 1. Богослужебное Евангелие.
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.
Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.
Перед каждым Евангелием помещено:
1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста;
2) краткое содержание глав евангельских;
3) указатель параллельных мест из других евангелистов.
В этом указателе события расположены в хронологическом порядке начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.
Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.20 гл. Мк. 16 гл., Лк. 24 гл., Ин. 21 гл.) и стихи, каждое из четырех Евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.71, Лк. 114, Ин. 67. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.
Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: “Во время оно”, “Рече Господь. ” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: “конец недели”, “конец пятку”. Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; какой переход в самом тексте обозначается так: “преступи Кресту”, и “чти Кресту”.
В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.
От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1287 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Вечерняя служба — значение, содержание, смысл
Вечерняя служба – что это?
Понятие «вечерняя служба» отсутствует среди официальных понятий Русской Православной Церкви. Однако неофициально так именуют совокупность общественных богослужений, которые совершаются во второй половине дня. Вместе со службами первой половины дня они составляют полный суточный богослужебный круг (цикл).
Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов. Однако строгое выполнение Устава практикуется, как правило, лишь в монастырях. Условия жизни современного мирянина не позволяли бы ему так часто посещать храм и выстаивать продолжительные богослужения. Церковь делает снисхождение к житейским нуждам и немощам православных христиан, адаптируя Типикон для приходских храмов. Некоторые богослужения опускаются, а остальные сокращаются и объединяются в две группы: вечернюю и утреннюю. Протоиерей Алексий Князев отмечает:
«Типикон дает главам общин некоторую свободу при отправлении служб. Отсюда родилось большое разнообразие в богослужебной практике Русской Церкви… Сохраняя в неприкосновенности основные положения Типикона, этот принцип вместе с тем открывает возможность для адаптаций к местным условиям».
В Ветхом Завете сутки начинались с заходом солнца, поэтому церковные сутки открываются вечерним богослужением. Оно состоит из вечерни, утрени и 1-го часа. Суточный круг завершается утренней службой (на следующий гражданский день), в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. В Великий пост богослужения совершаются по иному правилу.
Православных христиан не должно смущать наличие в Церкви ветхозаветных установок. Ведь Новый Завет не упраздняет собой Ветхий, а развивает его. Не все древние предписания были отменены с приходом Христа. Некоторые из них Церковь благоговейно чтит и по сей день. Приведём слова из книги «Христианская традиция: история развития вероучения»:
«Слова Христа включают не только слова, произнесенные Им, когда Он был во плоти, ибо Христос был также Словом Божиим, действовавшим в Моисее и пророках. Поэтому утверждать авторитет слова Христова – значит одновременно утверждать его преемственность с откровением, выраженным в Ветхом Завете».
Состав вечерней службы
Вечернее богослужение в Православной Церкви открывается последованием, именуемым «вечерня». Это благодарение Господа за уходящий день. Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная – великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже. На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари. Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи».
«Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке… Мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины» (Богословско-литургический словарь)
Название «утреня» связано с тем, что традиционно данное богослужение совершалось в утреннее время. Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем – торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия.
Наконец, 1-й час – краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день.
Всенощное бдение – праздничная вечерняя служба
Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением (или всенощной). Как и вечерня, утреня в нём более торжественна. На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу.
Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией – благословением елея, хлеба, вина и пшеницы. В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий (Таушев) рассказывает о всенощном бдении:
«Всенощное бдение (бодрствование) ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» («Литургика»).
Происхождение вечернего богослужения
Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу (прообраз искупительной Жертвы Христа), а также воскурение фимиама (сегодня превратилось в каждение ладана). Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи. Царь и пророк Давид в псалме 140 говорит:
«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).
Этот псалом ещё с ветхозаветных времён присутствует в составе вечернего богослужения.
Одной из новозаветных первооснов вечернего богослужения является агапа. Так называлось вечернее собрание древних христиан для совершения молитвы и Евхаристии, а также благотворительной трапезы с воспоминанием Спасителя. Общая молитва также сопровождалась возжиганием светильников, которые символизировали Христа как Свет правды и истины.
В переводе с древнегреческого «агапа» обозначает «любовь». Этот обычай отсылал к заповеди Спасителя о любви и являлся подражанием Тайной вечере – последней трапезе Спасителя с Его учениками (именно на ней Господом было установлено Таинство Евхаристии). Вскоре Причастие и молитвенная благотворительная трапеза отделились друг от друга. Раннехристианский богослов Тертуллиан пишет:
«Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем… и пьём как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог всё слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлечённые из Священного Писания или кем-нибудь сочинённые. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою» («Апологетика»).
В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан. Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии.
Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. «Свете тихий» – древнейшее из новозаветных песнопений вечерней службы, совершается минимум с 4 века. Оно воспевает Святую Троицу и Христа как источник Света и Жизни. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий.
Вечерняя служба — значение
Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия – превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе – Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение?
Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное (общественное), освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника (Коробейникова) наставляет:
«На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся».
Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника (Коробейникова) отмечает:
«Все богослужения Церкви – это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса!».
Основные песнопения вечернего богослужения
Ныне отпущаеши
(Песнь праведного Симеона Богоприимца)
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Господи, воззвах
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя. Господи.
Свете Тихий
Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.
Сподоби, Господи
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим, Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим, Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ВЕЧЕРНЯ
Вечернее богослужение в ВЗ
В ранней Церкви
В главах 25-30 «Апостольского предания» описана общая вечерняя трапеза. Кроме вкушения пищи она включает пение псалмов, благословение неевхаристических хлеба и чаши (если за трапезой присутствует клирик). В том случае, когда за трапезой присутствует епископ, помимо проч. совершается чин благословения вечернего света: диакон вносит в собрание светильник, и читается молитва, содержащая благодарение Богу Отцу за то, что Он, «просветив нас через. Иисуса Христа», даровал людям не только дневной, но и «вечерний свет», т. е. свет свечей и лампад. И в последующее время обряд благословения вечернего света остался существенной составляющей В. во мн. традициях (в частности, этим обусловлено одно из названий В. в правосл. Церкви: греч. λυχνικά, церковнослав. ); вдвойне важен этот обряд на В. Великой субботы. Вечерняя трапеза, как правило, также сохранила свою связь с В.: напр., согласно правосл. богослужебным книгам, за В. должна сразу следовать вечеря, а на всенощном бдении в состав В. входит чин благословения хлебов.
IV-V вв.
Соборное богослужение Константинополя IX-XII вв.
В. в составе палестинского Часослова
По современному русскому Типикону
Вседневная В.
Великая В.
Обычное уставное время начала В.- до заката, так что вечеря бывает примерно во время захода солнца. Однако В. в составе всенощного бдения должна начинаться после заката, поэтому в Иерусалимском уставе (начиная примерно с XIII в.) бдение предваряется еще одной, дополнительной В., к-рая называется малой В.
Малая В.
призвана занять то время перед вечерей, к-рое в др. дни всегда занято В. Она совершается по тому же чину, что и вседневная, но имеет следующие особенности (Типикон. Гл. 1): во время Пс 103 не читаются светильничные молитвы; отменяются все ектении (только в конце, перед отпустом, прибавлена сокращенная сугубая ектения, названная в уставе «малой»); кафизма отсутствует; на «Господи, воззвах» поются только 4 стихиры; прокимен поется с одним стихом. В приходской практике малая В. обычно не совершается (или совершается только по престольным праздникам).
В. в богослужении нехалкидонитов
В. на Западе
Согласно анализу Х. Бекера, первоначально в богослужении бенедиктинцев (см. ст. Орденов монашеских обряды) вслед за В. монашеского типа совершался древний обряд благословения вечернего света (lucernaium), каждение связывалось с Пс 140, а ходатайственные прошения произносились ежедневно; если это предположение верно, тогда можно считать, что вслед за монашеской псалмодией следовали 3 основные составляющие древней кафедральной В.: возжжение светильника, вечерний Пс 140 с каждением, моление.
Лат. песнопения, в т. ч. на В., по-видимому, начали появляться со времени свт. Амвросия Медиоланского и были настолько тесно связаны с его именем, что прп. Венедикт Нурсийский называл их «амвросианскими» (см. статьи Амвросианский обряд, Амвросианское пение, свт. Амвросий, еп. Медиоланский, Амброзиастер). В Бревиарии гимны стали включать только с XII в.
В 1912 г. по инициативе папы Пия X рим. Бревиарий был реформирован, но структура В. почти не была изменена. Радикальное изменение В., так же как и др. службы суточного круга, претерпела после II Ватиканского Собора (1962-1965), когда традиц. рим. Бревиарий был фактически отменен и заменен т. н. Литургией часов (Liturgia horarum). Общие принципы реформы выражены в конституции Sacrosanctum Concilium от 4 дек. 1963 г. (SC. 83-101); первое издание Liturgia Horarum (1971-1972) было утверждено конституцией папы Павла VI Laudis Canticum от 1 нояб. 1970.
Совр. рим. В. начинается со стиха Пс 69. 1, затем следуют гимн, 2 псалма и библейская песнь из НЗ. Эти части изменяются по 4-недельному циклу и задуманы как подходящие к В. Далее звучит краткое либо пространное библейское чтение. Вслед за чтением поется краткий респонсорий и песнь Magnificat с антифоном. Службу завершают ряд ходатайственных молитв, «Отче наш», коллекта и благословение. Традиц. форма бенедиктинской В. сохраняется только в нек-рых мон-рях. В приходской практике В., как правило, сразу переходит в вечернюю мессу. Чин благословения вечернего света имеет большое значение в службе пасхального бдения (к-рое со времен средневековья и до II Ватиканского Собора совершалось в Великую субботу утром, ныне же возвращено на исконное место).
Кроме рим. в практике католиков лат. обряда еще сохраняются древние испано-мосарабский и амвросианский обряды. Службы суточного круга в них, по-видимому, первоначально не имели продолжающейся псалмодии. Эти чины начинаются с пения псалма, сопровождающего обряд возжжения светильника, могут звучать также др. песнопения и молитвы, в т. ч. «Отче наш». Амвросианский чин претерпел сильное рим. влияние и вместе с рим. был реформирован после II Ватиканского Собора.
Богословский символизм православного чина В.
В. как служба времени отдыха в конце дня открывается Пс 103, в стихах 1-18 к-рого Богу воздается хвала за Его творение; затем звучит тема вечера (ст. 19-20); после описания дневного круга псалмопевец размышляет о величии Бога, чей Дух наполняет землю, и превозносит Его в Его вечной славе. Тема завершения дня, когда мы можем оглянуться с благодарностью назад и обратиться к молитве о нуждах Церкви и мира, а также покаяться за грехи и прегрешения прошедшего дня, вновь возникает в ектениях и молитвах В. и в песни прав. Симеона «Ныне отпущаеши». Вместе с тем в традиц. правосл. понимании, разделяемом нехалкидонскими Восточными Церквами, а некогда разделявшемся и зап. христианами, В.- это начало нового дня. Верные встречают сгущающуюся тьму ночи со светом Христа, к-рый освещает ночь; приношение фимиама как символа молитвы и очищения от греха (Пс 140) приготовляет нас к принятию этого света. Возжжение светильников символизирует славу Бога, Которому воздается хвала при наступлении темноты. Гимн «Свете тихий» и следующая за ним после прокимна молитва «Сподоби, Господи» являются кульминацией В., соединяющей темы благодарения за прошедший день и моления о продолжении защиты в течение ночи. Вечернее время отдыха есть также время приобщения к источнику Свящ. Писания.
Вместе с тем В. можно понимать как существенно незавершенную, и этим объясняется традиц. ее толкование как службы более «ветхозаветной», чем утреня. В. подводит нас к моменту, когда мы можем с уверенностью войти в ночь, ведомые светом Христовым. Но более полное откровение ждет нас на утрене, когда будет провозглашено Воскресение и в конце к-рой Воскресший Христос вновь будет явлен как Господь всего творения.
Наиболее авторитетное толкование символизма правосл. В. содержится в соч. «О божественной молитве» блж. Симеона Солунского (PG. 155. Col. 535-670).
4. Изъяснение Всенощного Бдения
91. Вечернее богослужение
Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, т.е. о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека. Это первоначальное воспоминание дополняется новозаветными воспоминаниями, относящимися к жизни Иисуса Христа и святых. Поэтому в состав Вечерни, помимо псалмов, входят также изменяющиеся молитвословия седмичного и годового круга богослужения.
Наконец, к числу вечерних служб надо отнести и «Всенощное бдение», называемое обыкновенно просто «Всенощной» и «Бдением». Из всех вечерних служб Всенощная более всех известна молящимся, потому что она совершается накануне воскресных и праздничных дней, когда православные христиане имеют больше возможности посещать храм. Между тем, Вечерня, Повечерие и Полунощница совершаются в будничные дни, когда не все имеют возможность посещать храм. Всенощная является составной службой из Вечерни, Утрени и Первого часа.
92. Общий очерк Вечерни
Всенощная начинается возгласом диакона: «востаните, Господи благослови». Священник, воздавая от лица молящихся славу Господу, также возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» (рис. 233, л. 59) и приглашает молящихся поклониться Господу, возглашая – 3 раза: «приидите, поклонимся Цареви нашему Богу». Затем начинается пение избранных стихов величественного 103 псалма, художественно изображающего сотворение мира и человека:
Благослови, душе моя, Господа; Благословен еси, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреде гор пройдут воды, дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. | Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Благословен Ты, Господи, по Твоему слову стоят на горах воды. Между горами станут воды. Дивны дела Твои, Господи, все сделал Ты премудро, Слава Тебе, Господи, сотворившему вся вселенную. |
Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма; фимиам изображает веяние Св. Духа над сотворенным веществом (Бытия 1:21).
Поется несколько выборных стихов из 1, 2 и 3 псалмов, в которых слышится раскаяние грешника и надежда на помощь Божию.
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. | Блажен человек, который не ходит на собрания нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Блаженны все надеющиеся на Него (на Бога). От Господа спасение и благословение Его над народом Его. |
Эти стихи вносятся в состав Вечери Св. Церковью с тою целью, чтобы после напоминания молящимся о грехопадении Адама и Евы напомнить им о том, что спасение и блаженство посылаются людям только за исполнение ими воли Божией, за «хождение по заповедям Божиим, а не по стопам нечестивых».
Сделав перерыв малой ектенией, Св. Церковь еще дальше, еще глубже изображает покаянное чувство первых людей, наших праотцев, и надежду на Божию помощь. Поется молитва:
Господи, воззвах к Тебе услыши мя, услыши мя, Господи, воззвах к Тебе услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи (пс. 140). Да исправится молитва моя; яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя, Господи (ст. 2). | Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли гласу моей молитвы, когда взываю к Тебе, услышь меня, Господи. Да направится молитва моя к Тебе, как фимиам, а воздеяние (поднятие) рук моих, как жертва вечерняя. |
В изложенных молитвах и песнопениях вспоминается о ветхозаветных событиях, а дальше слышатся иные молитвы, несущие отраду и утешение христианскому сердцу и говорящие о том, что молитва людей услышана, «жертва» принята и что теперь мы имеем выход из греховного состояния через веру в Искупителя, Иисуса Христа и через исполнение Его Божественного учения.
Во время пения догматика Царские врата, бывшие закрытыми с окончания пения предначинательного псалма, снова открываются. Открытие Царских врат означает открытие входа в Царство небесное людям с пришествием Иисуса Христа на землю, а также и то, что Свет Неба, знаменуемого алтарем, снова откроется людям. Священник с диаконом выходят из алтаря на солею, означая этим явление Иисуса Христа для спасения людей (рис. 231, л. 58). Выход священнослужителей, составляя особый торжественный момент всенощной, называется «вечерним входом» (с кадилом). Получив на солее благословение от священника на Святой вход, диакон кадилом делает в Царских вратах знамение креста и возглашает: «премудрость, прости». Возгласом «премудрость», как и на Литургии, возбуждается особенное внимание верующих к воспоминаемому моменту. Молящиеся, созерцая свет, льющийся из алтаря, и представляя Иисуса Христа, грядущего к людям, в благоговении встречают Его пением Следующего гимна:
Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: темже мир Тя славит. | Тихий Свет (сияние) святой славы Бессмертного Небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, доживши до заката солнца, и видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Достойно, воспевать во все времена благоговейными голосами, Тебя, Сыне Божий, дающего жизнь. Потому мир и прославляет Тебя. |
Сравнение Иисуса Христа со светом показывает, что Иисус Христос Своим учением вывел Людей из состояния душевного мрака и неведения и привел их к правде Божией.
Вслед за тем поется прокимен, или стих, заимствованный из псалмов. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются «дневными» прокимнами. В них обыкновенно содержится сущность дневного священного воспоминания. Так, под воскресенье поется прокимен 123 :
Господь воцарися, в лепоту облечеся. | Господь воцарился. Он облечен величием (пс. 92). |
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. – Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. – Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе Слава подобает: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
В этой молитве мы просим Господа, чтобы нам безгрешно провести вечер. Затем произносится просительная ектения. После нее верующие со смирением преклоняют головы в то время, как священник тайно читает молитву, прося Господа Иисуса Христа ниспослать молящимся небесную помощь и сохранить верующих в Него от всякого врага и от действий дьявола в наступающую ночь.
Затем певчие поют «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века»… (трижды) и читается 33 псалом: «благословлю Господа на всякое время», после чего священник, как и на Литургии, преподает Божие благословение: «благословение Господне на вас Того, благодатию и человеколюбием: всегда, ныне и присно, и во веки веков» (рис. 238, л. 60).
Затем начинается вторая часть Всенощной – «Утреня». Когда же не бывает большого или храмового праздника, а бывает воскресная Всенощная, то после просительной ектении опускается лития и все относящееся к ней, т.е. стихиры на литии, выход священнослужителя на средину храма, провозглашение усиленных молений, благословение хлебов. В таком случае после просительной ектении следуют «стихиры на стиховне», «Ныне Отпущаеши»…, «Богородице Дево» и «Буди Имя Господне». Таким образом на обыкновенной, воскресной вечерни изображение Ветхого завета дано яснее и последовательнее.
93. Схема вечерни на всенощном бдении
1. Возглас диакона и священника.
2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».
4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
6. «Господи воззвах» на очередной глас.
7. Стихиры на «Господи воззвах»…
8. Доматик или Богородичен.
9. Вечерний вход (с кадилом).
10. Пение гимна: «Свете тихий».
12. Чтение паремий (3 паремии). (Накануне великих и храмов. праздников).
13. Сугубая ектения.
14. Молитва: «Сподоби Господи»…
15. Просительная ектения.
16. Стихиры на литии.
17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).
18. Стихиры на стиховне,
19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое и «Отче наш».
20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».
21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмов. праздн.).
22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.
23. Благословение священника.
94. Символическое значение вечерни
95. Общий очерк Утрени
Часть 1
Светильники увеличиваются светом, а на клиросе начинается пение следующих стихов из 134 и 135 псалмов:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век миеость Его. Аллилуиа. |
Эта часть Всенощной носит название полиелея, что значит «многомилостие» (от греческого слова «поли» – много, и «елеос» – милость, или многоосвещение (от слова «поли» и «елей» – масло), в знак того, что в этом псалме часто встречается слово «милость», или в знак того, что, как сказано выше, в этот момент особенно обильно возжигали елей и свечи. Открытие Царских врат и вынос Евангелия напоминает Воскресение Иисуса Христа. Пением полиелея обозначается бесконечная милость и слава Иисуса Христа, явленная людям в чуде Воскресения Его из мертвых. Словами полиелейного псалма верующие приглашаются хвалить Бога Отца за послание Сына Своего Единородного для нашего спасения. Для прославления же Самого Воскресшего Господа Иисуса, а равно для изображения Его явлений поются (под воскресные только дни) следующие высоконазидательные стихи, называемые «воскресными непорочными»:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. | Благословен Ты, Господи, научи меня Твоим заповедям. |
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша. | Сонм ангелов был изумлен, видя Тебя, Спасителя, мертвым, но разрушившего крепость смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. |
Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. | Зачем вы, ученицы (т.е. мироносицы) смешали мир вместе со сердобольными (сострадательными) слезами? Блистающий Ангел приветствовал при гробе мироносиц словами: «видите (пустым) вы этот гроб и узнайте, что Спаситель воскрес из мертвых». |
Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи. | Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят, Ты, Господи. |
И ныне. Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси: Падшие же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. | Жизнодавца родивши, Ты, Дева, избавила Адама от греха: Еве же радость вместо горя даровала; падших же (уклонившихся) от жизни к ней направил от Тебя Воплотившие Бог и Человек. |
От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. | От самой моей юности обуревают мою душу многие страсти, но Ты, Боже, защити и спаси меня. |
Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем | |
будете изсохше. | Устыдитесь ненавидящие Церковь Божию! ибо вы как трава от огня – иссохнете. |
Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. | Святым Духом оживляется всякая душа и возвышается чистотою и священно-таинственным образом просвещается Единством Св. Троицы. |
В этих словах содержится мысль о благодатной помощи, которая подается молящимся через Иисуса Христа и Церковь Божию, названную в антифонах «Сионом» (рис. 237, л. 60).
После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.
По прочтении Евангелия поется певчими молитва:
Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон, стоя с кадильницей перед иконою Божией Матери, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Певчие ублажают Богородицу пением: «Величит душа моя Господа и возрадовался Дух мой о Бозе Спасе моем» с припевом: «Честнейшую Херувим».
После канона поется: «Свят Господь Бог наш» (трижды) и читается или поется «светилен» или утренний «экзапостилларий». Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии. После «светильна» или «экзапостиллария» поются «хвалитны», в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.
Часть 2
«Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: Тебе подобает песнь Богу».
«Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его: Тебе подобает песнь Богу» (См. 148, 149 и 150 псалмы).
К «хвалитным» псалмам присоединяются стихиры воскресные (во дни воскресные), или в честь празднуемого события или Святого, которые называются стихирами «на хвалитех».
После стихир на «хвалитех» поется Богородичная песнь:
Во время этой песни Царские врата, бывшие закрытыми во время чтения канона, снова открываются в знак того, что Матерь Божия открыла нам вход в Царство небесное. Затем священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Слава Тебе, Господи, что Ты открыл нам свет истинного Богопознания). Слова этого возгласа переносят нас в глубокую древность христианства и лучше других молитв напоминают о том, что эта служба (всенощное бдение) продолжалась до восхода солнца. Видя утреннюю зарю, священник от лица верующих благодарил Господа за то, что Он, Милосердный, сподобил нас дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Под видимым светом христиане подразумевают теперь свет веры, свет истинного Богопознания, возвещенный нам Господом Иисусом Христом. Поэтому, возводя мысль свою от света дневного, естественного, к свету духовному, верующие отвечают на возглас священника Великим славословием:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю. Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас: вземляй грехи мира, приими молитву нашу, седяй о десную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един свят, Ты еси един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей бех греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. |
Таким образом, к Царству Славы, к Царству Святых присоединяется для прославления Господа и Царство Благодати, т.е. живых людей. Великое славословие оканчивается Трисвятою песнью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». После Великого славословия и Трисвятой песни в праздничные дни поется тропарь праздника, а в воскресные дни поются «отпустительные тропари», называемые так потому, что поются перед отпустом, или окончанием утрени (См. Учебн. Часосл.).
Отпуст. троп. 1, 3, 5 и 7 гласа следующий:
Отп. троп. 2, 4, 6 и 8 гласа следующий:
Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада: разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же себе Апостолом Твоим, послал еси «я» на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве. | Господи, Ты воскрес и разорвал оковы ада. Ты разрушил осуждение смерти и избавил всех от сетей дьявола. Явившись Своим Апостолам, послал их на проповедь, и через них, мир даровал вселенной Ты, Единый многомилостивый. |
В отпустительных тропарях говорится о воскресении Иисуса Христа и о трудах Св. Апостолов по распространения христианства. Затем следуют ектении сугубая и просительная, после которых происходит «отпуст» (рис. 238, л. 60) 133 Утрени, в обычное последование которого вставлены некоторые дополнения. Вставлена, напр. следующая молитва: «утверди, Боже, Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича и Святую православную веру, и православных христиан во век века».
После окончания Утрени читается Первый час, на котором вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. В заключение Первого часа священник перед Царскими вратами читает следующую молитву:
Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих Святых. Аминь. | Христос, истинный свет, просвещающий и освящающий всякого, вступающего в мир человека. Пусть обнаружится в нас свет Лица Твоего, чтобы через него мы могли созерцать неприступный (т.е. Высший) Свет (Самого Бога). Утверди нашу жизнь в Твоих заповедях молитвами Пречистой Твоей Матери и всех Святых. |
После этой молитвы певчие поют:
Взбранной Воеводе победительная, – яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная. | Богородица! Мы, рабы Твои, воспеваем победные песни Тебе, как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные, п. ч. Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе – радуйся Невеста, не вступившая в брак. |
После этого делается отпуст (рис. 239, л. 60).
96. Схема утрени на всенощном бдении
1. Шестопсалмие (пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142).
3. «Бог Господь и явися нам» (3 – 4 раза).
4. Тропарь воскресный (на очередной глас) или празднику или Святому.
7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).
8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).
9. Величание (под великие праздники).
11. Седальны или ипакои.
12. Степенны антифоны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
13. Чтение Евангелия.
14. «Воскресение Христово видевше».
15. Чтение диаконом «Спаси, Боже, люди Твоя»…
16. Канон (ирмосы; тропари; катавасия) – с малыми ектениями.
17. «Величит душа моя Господа».
18. Экзапостилларий или «Светилен».
19. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
20. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).
21. Великое славословие.
22. Воскресный отпустительный тропарь (Часосл.). или тропари праздника.
23. Сугубая ектения.
24. Просительная ектения.
97. Символическое значение Утрени
Малое славословие перед шестопсалмием напоминает о Рождении Иисуса Христа и сущности учения Его; шестопсалмие изображает земную жизнь Иисуса Христа и, в частности, вражду людей к Нему. – Пение «Бог Господь»… напоминает пребывание Иисуса Христа во плоти и особенно шествие Его на вольное Страдание. – В тропаре говорится о празднуемом событии или прославляется святой дня. – В воскресных кафизмах содержится предзнаменование Страданий, Смерти и Погребения Иисуса Христа. – В полиелее изображается величие и слава Воскресения Иисуса Христа. – Выносом Евангелия на середину и пением воскресных непорочных тропарей изображаются явления Иисуса Христа по воскресении. – В величании прославляются празднуемые священные лица и события. – В антифонах указывается на благодатную помощь, подаваемую верующим через Св. Духа и Церковь Божию. – Евангелие читается для ознакомления молящихся с празднуемым событием. В воскресные дни читаются по очереди 11 Евангелий, заимствованных из 4 Евангелистов. – Молитвой «Воскресение Христово видевше»… молящиеся приглашаются поклониться Воскресшему Господу. – Провозглашением молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»… испрашивается милость Божия к людям, которые через воскресение Иисуса Христа сделались «достоянием Божиим». – Через каноны выражается хвала Воскресшему Господу от лица царства славы, т.е. святых. – Светилен или экзапостилларий, – обыкновенно не поющийся, – изображает свет христианской души, полученный через Иисуса Христа. – Через «хвалитны» выражается хвала Воскресшему от царства природы. В стихирах «хвалитных» воспевается праздник. – Богородичен поется для прославления Божией Матери, которая открыла нам вход в Царство Небесное. – Великим славословием выражается хвала Господу от царства благодати, т.е. Церкви земной. – Воскресными отпустительными тропарями изображается проповедь Св. Апостолов о Воскресшем Христе. Таким образом, общий смысл второй части всенощного бдения или Утрени состоит в изображении христианских, новозаветных событий.
98. Внешние признаки Вечерни и Утрени
Для более отчетливого запоминания составных частей Всенощного бдения можно указать внешние признаки главнейших частей его. Так, признаком пения предначинательного псалма служит каждение всего храма и молящихся священником и диаконом; призн. – «Господи воззвах» – новое каждение одним диаконом иконостаса; призн. – догматика – открытие царских врат и совершение вечернего малого входа; призн. – «Свете Тихий» и прокимна – стояние диакона и священника за престолом, на горнем месте; призн. – паремий – чтение их на середине солеи, причем чтец постепенно возвышает голос (сходно с чтением Апостола); призн. – стихир на литии – торжественный выход священнослужителей, иногда многих, в среду молящихся; призн. – литийных молений диакона – близкое сходство их с ектениями и многократное пение певчими «Господи помилуй»; признакстихир на стиховне – обратное шествие священнослужителей к столику с приготовленными хлебцами; призн. – Буди имя Господне и 33-го псалма – остановка священнослужителей на солее и вход их в алтарь после благословения народа. Из составных частей утрени: призн. шестопсалмия– выход священника после трех псалмов из алтаря и чтение (про себя) молитв перед царскими вратами по служебнику; призн. кафизм – неоднократное попеременное повторение то певчими, то чтецом – «аллилуиа» и «Слава и ныне» (трижды) и «Господи помилуй»; призн. полиелея – открытие царских врат, усиленное возжигание свечей и люстр и новое каждение священнослужителями всего храма; призн. величания – это почти единственный момент пения священнослужителей; призн. степенных антифонов: «От юности моея» – удаление диакона в алтарь для выноса Евангелия на середину и затем появление его в конце антифонов на амвоне солеи и произнесение отсюда стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; призн. возглашения диаконом: «Спаси, Боже, люди Твоя» – сходство этой молитвы по содержанию и по тону произнесения диаконом и по напеву «Господи помилуй» с литией; призн. канона – лобызание молящимися или Евангелия, или иконы и помазание под большие праздники освященным на литии елеем; призн. «Величит душа моя Господа» – провозглашение диаконом предшествующих сему пению слов: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» на солее, у иконы Божией Матери; призн. «Богородична» перед великим славословием (Преблагословенна еси, Богородице Дево), и самого Великого Славословия – отверстие царских врат и иногда воздеяние рук священнослужителя; призн. Первого часа – задергивание завесы и появление священника в конце часа для чтения молитвы: «Христе, Свете истинный»… на солею в одной епитрахили.
99. Время появления Всенощного бдения
Подобно вопросу об историческом развитии Литургии (§ 86), при изучении богослужения уделяется внимание и вопросу об историческом развитии Всенощной. Однако, заключая в своем содержании больше подвижности, более личного творчества церковных писателей и, наконец, больше сложности, чем Литургия, Всенощная по сравнению с Литургией, представляет и более сложности и трудности для исторического объяснения. Попытки ученых уяснить историческое развитие Всенощной пока касаются более общих и главнейших вопросов о времени возникновения и развития: Вечерни и Утрени и времени и условий появления главнейших составных частей той и другой службы, как напр. антифонов (псалмов), канона, входа, литии, благословения хлебов, кафизм, полиелея, 1-го часа и т. п. При этом исследователями обращается внимание на то, что возникновение Всенощного бдения и последующая история его, а равно общий характер его находится в связи с историей Литургии. Уже в древние, первобытные времена христианства существовал обычай продолжительной, ночной молитвы ( Деян. 12:12; 16:25 ).
В период гонений христиане совершали моления также ночью, причем первоначальной общественной службой у христиан была Евхаристия или Литургия в соединении с агапами. Эти братские трапезы, сопровождавшиеся Евхаристией, в ряду ежедневных частных молитв являлись высшим завершительным моментом молитвенного воодушевления первых христиан; начинаясь с вечера, они продолжались иногда целую ночь. Поэтому древнейшая Литургия была не только первой общественной службой, но вместе с тем службой, удовлетворявшей названию «всенощного», молитвенного бодрствования. Но такие собрания не были ежедневными; большею частью они происходили в дни воскресные. Между тем, в жизни первохристианского общества уже крепли обычаи, давшие начало составным частям Всенощной в собственном смысле – Вечерни и Утрени. Это были обычаи – освящать молитвою различные части дня, а потом и ночи, как напр. «утренний», вечерний, при заходе солнца, и ночной, при пении петухов (ср. § 48). Содержание этих домашних молитв состояло, помимо чтения «Отче наш», еще и в чтении псалмов, соответствовавших моменту. Так напр. вечернему часу весьма соответствовал псалом 140, в котором находятся, между прочим, слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою… Жертва вечерняя… Услыши мя, Господи». Утреннему часу соответствовал псалом 62: «Боже, Боже мой… к Тебе утреннюю». Эти псалмы сохранились на последующие времена и вошли в состав Вечерни и Утрени, когда они явились общественными службами. Исконное присутствие указанных псалмов за этими службами отмечается самыми разнообразными памятниками по истории богослужения. Итак, первоначальным составом вечерней и утренней молитвы были псалмы. Чтение Св. Писания в I веке – по недостатку Св. книг едва ли было еще распространенным в домашнем быту. Но между тем, как Вечерня и Утреня находилась пока в скрытом, только зародышевом состоянии, Всенощная-Литургия цвела, заключая в своем содержании полновесные зерна: и Св. Писание, и проповедь, и вдохновенные молитвы, и пение гимнов. Однако, к концу I века в истории такой Литургии произошел перелом. Правительственной римской властью, враждебно относившейся к христианству, издан был указ, воспрещавший тайные общественные собрания христиан. Вследствие сего, во многих местностях греко-римской империи Евхаристическое ночное богослужение было приурочено, вместо вечера и ночи, к утренней или дневной половине суток. Так было положено начало утреннему общественному богослужению, содержание и молитвенные действия которого на первых порах могли оставаться одинаковыми с Евхаристическими собраниями.
Но расстаться совершенно с вечерним богослужением, весьма поэтическим по обстановке и глубоко назидательным по содержанию, нелегко было христианскому чувству. Поэтому в тех местностях, которые были удалены от враждебного и иногда жестокого взора римских властей, а равно в те времена, когда гонения на христиан ослабевали и христиане даже получали возможность строить собственные храмы, вечерние собрания не только оживились снова, но продолжали обогащаться новым молитвенным содержанием. Поэтому сохранившиеся исторические памятники дают основание исследователям утверждать, что во II веке были двоякие собрания христиан в праздничные дни – одно глубоким утром, другое днем или вечером. Состояние Литургии во II веке повлияло на состояние Всенощной и в другом отношении. Подготовляя постепенно отделение Евхаристий от агап и укрепляя все более и более благочестивый обычай принятия Евхаристии ранее вкушения всякой другой пищи, церковное сознание выработало вместе с тем обычай освящать простые хлеб и вино для подкрепления сил молящихся во время вечернего или утреннего богослужения. Так образовался обычай освящения хлебов на современной Всенощной.
Но та же ранняя эпоха христианства – эпоха мученичества дала начало и другой составной части Всенощной, тесно связанной с «благословением хлебов» – именно литиям или, по первоначальному названию, литаниям, т.е. торжественным религиозным процессиям из одного молитвенного места в другое. Вначале эти процессии предназначались для перенесения Св. мощей или других останков мучеников, а также для молитвенного паломничества на места их мучений. Отмечая молитвенным или просто благочестивым паломничеством места страданий мучеников, христианское чувство естественно спешило отметить молитвенным обозрением и священные места, связанные с различными событиями из земной жизни Иисуса Христа, где, с течением времени, построены были храмы (напр. на месте пещеры гроба Господня, на Голгофе, на месте обретения креста Господня, на Елеонской горе, в Вифлееме). Поэтому торжественные литии для посещения всех этих церквей сделались необходимою принадлежностью богослужения в Иерусалиме. Наконец, молитвенные переживания эпохи мученичества и памяти мучеников дали толчок для развития особой составной части Всенощной – чтения житий святых. Эти чтения явились естественным результатом воспоминаний о подвигах святых мучеников, которые сделались дорогими не только для окружных мест их страданий, но и для других, более отдаленных мест. «Памятные записи» о мучениках и стали читаться за богослужением, приурочиваясь к Вечерне и Утрени, так как к Литургии уже в III в. относимы были чтения только из Св. Писания.
В то время, как Вечерня и Утреня складывались и отливались в форму в. близкую к современной, – оформлялась и Всенощная. Всенощные называли в начале словом άγρυπνία (т.е. «неусыпныйщая», бессонная служба) и vigilia, т.е. бодрствующая служба и «панихида» (всенощная). Эти Вигилии и Панихиды совершались под воскресенья, накануне больших праздников, в дни памяти мучеников, а также в дни освящения храмов. Вигилии обнимали вечернюю, ночную и утреннюю службу, между которыми допускался более или менее краткий перерыв (для ужина).
Итак, из периода IV – VI веков видно, что характерные черты этих веков: развитие монашества и борьба с ересями наложили несомненный отпечаток на богослужение и, в частности, на Всенощное бдение, подобно тому, как гонения за первые три века также повлияли на развитие богослужения. Влияние монашества, проникнутого стремлением к неусыпному попечению о спасении души, глубоким сознанием человеческой греховности и напряженным выражением в молитвах покаянных чувств, сказалось на широком, иногда исключительном, применении псалтири к богослужению. Борьба же с ересями, сопровождавшаяся развитием богословской науки и совпадавшая в течение IV – VI веков с развитием церковного искусства (архитектуры, живописи и пения) дала толчок к развитию и словесного, начиная с VI века поэтического творчества – к развитию и увеличению собственных христианских гимнов и других песнопений.
Так образовался второй обширный материал для богослужебного исполнения: стихиры, кондаки, каноны и т. п. Весь этот новый материал естественно стремился быть приуроченным к составу повседневных служб (Часов и особенно Вечерни и Утрени), а не к Литургии, которая все более и более получала печать однообразия, замкнутости и священной неприкосновенности благодаря священному авторитету своего первоначального происхождения (от Иисуса Христа и Апостолов). Но новому материалу не без борьбы и затруднений пришлось занять достойное место за богослужением, ибо и место, и время церковных служб давно уже были заняты. В сочинениях по истории богослужения единогласно и с большою выразительностью отмечаются случаи проявления нерасположения к новозаветно-поэтическому творчеству со стороны некоторых виднейших представителей монашеской жизни. Таково, напр. было отношение аввы Памвы, отшельника Нитрийской обители (в Египте около г. Александрии). Один из монахов этой обители, будучи по делам своего монастыря в Александрии, познакомился с укоренившимся уже в александрийских церквах обычаем исполнять за богослужением тропари.
Вернувшись в обитель и испытывая тоску за однообразным монастырским богослужением, он поведал авве Памве причину своей тоски – отсутствие в его обители «тропарного» элемента за богослужением. Но Памва высказал порицание и этому монаху, и вновь возникшему обычаю. «Горе, наступили дни, что иноки оставляют твердую пищу (псалмы), Святым Духом реченную, и последуют песням и гласам. Какое умиление и слезы рождаются от тропарей?» И только через несколько веков общежительные монастыри ввели у себя тропарное пение. В рассказе из жизни другого подвижника, преподобного Нила Синайского, открывается более подробный строй Утрени – и притом трех видов: монастырского синайско-египетского; монастырско-палестинского и приходского. Самым суровым и однообразным, с подавляющим большинством псалмов – это было богослужение синайско-египетское; умеренно псалмопевным – палестинское; с заметным, наконец, преобладанием новозаветного материала – это богослужение приходских церквей 138 больших городов.
100. Отличие Вечерни и Утрени будничной от воскресной и праздничной
Вечерня и Утреня совершаются каждый день в отдельности, но имеют некоторые отличия от Вечерни и Утрени, входящих в состав Всенощного бдения. Отличие это состоит в уменьшении торжественности богослужения. Так, на будничной Вечерни Царских дверей не открывают. Псалом начинательный (103) не поется, а читается. Стихир на «Господи воззвах» поется меньше (не на 10, а на 4). Вечернего входа не совершается; ектения сугубая произносится в конце Вечерни – после тропарей. На будничной Утрени не бывает полиелея и всех воскресных молитв, Евангелие не читается, Великое славословие не поется, а читается. Впрочем, в некоторые будничные дни, если в них случится память какого-нибудь наиболее чтимого святого, церковный Устав предоставляет петь, а не читать Великое славословие, а также увеличивает число стихов. После Великого славословия читается молитва «Сподоби, Господи» и другие молитвы, уже встречавшиеся на Вечерни: просительная ектения, стихиры на стиховне, молитва «Благо есть исповедатися Господеви» (эта молитва на Вечерни не встречается, но ее весьма удобно сопоставить с молитвой «Ныне отпущаеши»), тропари и сугубая ектения. Таким образом, если Утреня соединяется непосредственно с Вечерней (как это часто бывает в городах), то для молящихся должно ярко обозначиться повторение одних и тех же молитв в конце Вечерни и Утрени.
Те же отличия, как увидим впоследствии, свойственны Вечерни и Утрени великопостной, по сравнению с воскресной.
Для доказательства и разъяснения такого смысла «полунощницы» приведем, напр. следующие слова: 1) «День он страшный помышляющи, душе моя, побди (пободрствуй), вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси (не знаешь) бо, когда приидет к тебе глас глаголющий: се жених; Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодренно пожди, да узрящеши Христа елеем маститым, и даст ти чертог Божественныя славы Своея». 2) «Господи Вседержителю…даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию вся настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына».
Во время ектении священник читает тайно семь молитв, называемых «Светильнычными», в которых содержится между прочим обращение к Богу о просвещении наших сердец и о мирном, безгрешном оставшемся конце дня.
Для более ясного и правильного запоминания Всенощного бдения необходимо принять во внимание следующее замечание относительно этого момента: 1) Пение стихов «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» служит только началом других стихов, заимствованных из псалмов 140, 141, 129 и 116, которые в общей сложности сделали бы очень продолжительным этот момент. 2) Конечные стихи из ряда этих положенных стихов (но в большинстве церквей не исполняющихся) служат преддверием к пению новозаветных стихир на «Господи воззвах». Перед каждой стихирой полагается читать или петь ветхозаветный стих. Всего таких конечных вводных стихов 10, начиная со слов «Изведи из темницы душу мою». Они напечатаны в Учеб. Часослов. 3) Количество вводных стихов к пению стихов на «Господи воззвах» и название начальных стихов бывает неодинаково в зависимости от характера праздника и свойственного ему числа стихир. Чем больше праздник, тем больше нужно взять вводных стихов из Часослова (в большие праздники начинают читать со стиха «Изведи из темницы душу мою». 4) Указание на то, сколько нужно взять стихов из Часослова и с какого именно стиха надо начать, дается в Октоихе или Минее перед началом вечерней службы каждого дня. 5) Исполнение стихов (из Псалмов В. З.) и стихир (Нов. Зав.) на «Госп. Воззв». в некоторых церквах, и особенно монастырских, сопровождается чтением «канонарха». Чтением с канонархом называется громкое чтение чтецом стиха на солее, а затем повторение того же стиха хором. 6) Эти замечания существенно необходимы для правильного совершения Вечерни и пользования богослужебными книгами.
Вечерние прокимны остальных дней следующие: В воскресенье – на понедельник: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни». Во вторн. – на среду: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вси дни живота моего». В среду – на четверг: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми». В четв. – на пятн.: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». В пятн. – на субботу: «Боже, защитник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя». Воскресному вечернему прокимну и следующим за ним стихам придается еще и следующий смысл: «Господь славен в красоте своего царскаго одеяния и грозен в своем величии. Под державною рукою Его не только вся вселенная, но и Дом Его, т.е. Церковь Его. И эту святыню Он сохраняет в долготу дний». И еще далее – следующий смысл: «Господь воцарился… Пришло Царство Божие и вся природа – (мир и человек) облеклась в красоту, обновилась и переродилась.
В день памяти Св. Апостолов, напр. Иоанна Богослова, Петра и Павла.
О характере и содержании паремий подробно говорится в Отд. Шестом (См. напр. §§ 122, 123, 124 и др.).
Стихиры на стиховне поются непременно на каждой Всенощной или после литии (если Всенощная бывает с литией), или после просительной ект. (если Всенощная бывает без литии).
Подобно псалмам из «Часов» и псалмы шестопсалмия богаты не только нравоучительным вообще содержанием, но и мыслями пророчески- прооброазовательными. В I пс. шестопсалмия: «Господи, что ся умножиша стужающии ми» изображается обилие врагов, окружающих Мессию – Христа. Во II пс.: «Господи, да не яростию Твоею обличиши Мене» – изображается сила тех оскорблений и поруганий, которым подвергался Мессия Христос, а с другой стороны глубина тех беззаконий и грехов человечества, которые Мессия понес на Своих «раменах» и вследствие которых Он пострадал. В III пс.: «Боже, Боже мой к Тебе утренюю» и пс. IV: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою» – изображается молитвенное успокоение Страждущего Мессии в воле Отца Небесного. В V пс. «Благослови, душе моя, Господа» – изображается тайна искупления и очищения людей от грехов долготерпением Мессии-Христа. Наконец, в VI пс.: «Господи, услыши молитву мою» выражается надежда на помощь Божию и на Воскресение Христа. Таким образом в шестопсалмии дана яркая картина земной жизни Иисуса Христа.
Слово «кафизма» значит «сидение» (происх. от греч. слова χαθιςω = кафтизо, сижу; ср. со словом кафедра – место для сидения). На основании такого значения долгое время думали, что во время чтения «кафизм» в древности дозволялось сидеть, на самом же деле было наоборот. В древности во время исполнения псалмов (большею частью через пение, а не чтение) молящиеся стояли (отсюда самые части псалтири назывались «стасиями» или стояниями (по слов. статьями). После псалмопения следовало чтение жития Святых или поучение, во время чего, действительно, разрешалось для подкрепления сил сидеть, что было естественно ввиду продолжительности (иногда более 5 часов) службы.
Таковы след. стихи: «Ты не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истление»… (пс. 15), «Боже мой, вонми ми, всякую мя оставил еси… Вси видящии поругаша мя…, покиваша главою… Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя… ископаша руце и нозе моя» (пс. 21), «Кто взыдет на гору Господа… Неповинен рукама и чист сердцем»… (23 пс.).
Относительно выноса Св. Евангелия замечается разнообразие практики: в некоторых местностях и церквах Евангелие выносится на середину храма после кафизм и там читается, а в некоторых местах оно читается в алтаре, а затем выносится на середину во время пения: «Воскресение Христово видевше»…
Степенными называются песнопения, которые составлены применительно к 15-ти псалмам (119 – 133), называвшимся у евреев песнями степеней и певшимся на ступенях храма Иерусалимского двумя хорами левитов. В то же время «степенные антифоны» ведут молящих как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой.
Кроме этих общих замечаний о каноне следует принять во внимание и следующие более частные: 1) В состав каждой песни канона положено включать стихи их ветхозаветных гимнов (см. § 13) в качестве особых припевов перед тропарями канона и в количестве, соответствующем характеру праздника. 2) Как и раньше было сказано (в § 63, пункт 10), на Утрени положено петь не только ирмосы в начале песней канона, но и в конце их; в таком случае повторные ирмосы, исполняемые иногда соединенными хорами или ликами певчих, называются катавасией (от греческого слова χαταβάσια – схождение.). 3) В будничные дни катавасия берется большею частью из очередного канона дня; в воскресные и праздничные дни для катавасии берутся ирмосы из других канонов: а именно – для большинства воскресных дней катавасией служит канон Богородицы, наиболее известный молящимся: «отверзу уста моя». За частое употребление в церкви этот канон называется «рядовой» катавасией и его положено исполнять, как катавасию, в следующие сроки: а) с 22 Сент. по 20 Ноября, б) с 10 Февраля до 1 Августа, за исключением периода от Великого Поста до Троицы, но включая воскресенье Мытаря и Фарисея, 2-ое и 5-ое воскресенья Великого Поста и первое воскресенье после Троицы, какого бы числа и месяца оно ни случилось. 4) В промежуточные же периоды между означенными сплошными сроками пения «Отверзу уста моя» для катавасии берутся каноны двунадесятых праздников, а именно с 1-го Августа по 22 Сент. канон Воздвижения Креста Господня – «Крест начерта Моисей». С 20 Ноября по 31-ое Декабря канон Рождества Христова – «Христос рождается, славите». С 1-го по 14-е Января – канон Крещения Господня: «Глубины открыл есть дно». С 15-го Янв. по 10-е Февраля – канон Сретения Господня – «Сушу глубородительную землю». Кроме того, в ближайшие дни к праздникам Преображения, Успения Божией Матери, Вознесения – для катавасии берутся каноны этих Праздников. Начиная с первого дня Пасхи до Вознесения, для катавасии берется Пасхальный канон «Воскресный день». Следовательно, помимо катавасии «Отверзу уста моя», другие катавасии составляются из канонов, имеющих отдельные каноны. 5) Помимо малой ектении, после 3, 6 и 9 песней канона положено петь еще некоторые краткие стихи, а именно – после 3-й песни – ипакои и седальны, после 6-ой – кондаки и икосы, после 9-ой – светильны и экзапостилларии. Из этих молитвенных названий обращают на себя особое внимание «седальны» потому, что исполныть их полагается три раза в течение Всенощной. Первый раз – после кафизм; второй раз – после полиелея, и третий раз – после третьей песни канона. Происхождение названия седальна указывает на то, что в эти сроки всенощной в древности полагалось чтение или же жития святых, или же поучений и позволялось, ввиду длительности службы, молящимся сидеть. 6) Экзапостилларии – происходит от греческого слова εξαποστέλλω = посылаю и указывает на то, что в древности для исполнения их высылался один певец на середину церкви. 7) Следовательно, составными элементами канона являются: Ирмосы; Тропари; Стихи ветхозаветных песен; Праздничные припевы; Кондаки, седальны и ипакои; Ектении и возгласы; Катавасии и Чтение (иногда) прологов, т.е. житии святых и поучений. Если раньше канон мы называли «духовной поэмой», то теперь его можно назвать как бы «Службой в службе», весьма величественной и продолжительной, если бы сполна прочитывать и петь все входящее в состав канона.
После просит. ектении Священник благословляет молящихся (рис. 238).
Из этих памятников особенное значение для истории Вечерни и Утрени получили следующие: Сочинение под названием «Апостольские Постановления», Описание «Путешествия к Св. местам», составленное одной благочестивой паломницей (по предположениям) Сильвией Аквитанской (открыто в 1884 г.), Сочинение под назв. «Завещание Господа Нашего Иисуса Христа» (издано одним Катол. Учен. в 1899 г.).
В «Постановлениях Апостольских» в состав Вечерни входила молитва диякона (сходная с нынешней Просительной Ектенией) и три молитвы епископа: в первой содержится прошение о даровании мирной и безгрешной нощи и вечной жизни во Христе (сходна с просит. ектенией); во второй – о призрении на молящихся милостивым оком и принятии утренних благодарений (сходна по выражениям с молитвою на вечерни Праздника Троицы); в третьей– о призрении на преклонивших главы и сохранении их как зеницу и (сходна с современ. молитвой вечерни главопреклонения).
Утреня, вероятно, имела и предварительную часть: Псал. «Боже, в помощь мою вонми», после чего настоятель трижды произносит: «Господи, устне мои отверзеши», и передавал продолжение службы очередным лицам; затем читались 3 и 94 псалмы.
Библейские песни в некоторых местах следовали за кафизмами и чтениями из Нового Завета, занимая приблизительно то же место, что и теперь. Сколько их было числом, прямо не говорится, но упоминаются третья, шестая, восьмая и девятая. После двух первых полагались какие-то добавочные песни, после восьмой – тропари, а после девятой – «всякое дыхание». (Вот первоначальная основа теперешнего канона).
Вот этот рассказ. Два палестинских инока, Иоанн и Софроний, перед воскресеньем пришли к авве Нилу, на гору Синайскую; пришли к вечерне, и старец начал: «Слава Отцу, и прочее»; и после того, как сказали «Блажен муж» и «Господи воззвах» без тропарей и «Свете тихий» и «Сподоби», начали «Ныне отпущаеши» и прочее. По окончании Вечерни препод. Нил предложил пришельцам трапезу. После трапезы начался канон (правила) и после шести псалмов, сказавши «Отче наш», начали псалмы нараспев. «Когда сказали, говорится в рассказе, первую статью в 50 псалмов, старец начал «Отче наш», «Господи помилуй» и, когда сели, один из учеников его прочитал Соборное послание Иакова. Вставши, начали вторую статью в 50 псалмов, и, по исполнении 50 псалмов, старец дал другому брату и тот прочитал из той же книги соборное послание Петрово. И, вставши, начали 3-ю статью. По исполнении 150 псалмов и после того, как сказали «Отче наш» и «Господи помилуй», сели, и было чтение из Соборного Послания Иоаннова. Снова вставши, начали песни (οδάς) Моисеевы (тихо) на распев без тропарей, и ни на третьей песни, ни на шестой не делали междопесния (μεσώδιον), но по «Отче наш» и «Господи помилуй», сказавши хвалитные без тропарей, начали «Верую во единого Бога» и «Отче наш» и «Господи помилуй». (Старец же прибавил: Сыне и Слове Божий Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и помоги и спаси души наши). И когда мы сказали» «аминь», сели. Наблюдательные палестинские иноки говорили далее старцу: «почему, авва, не сохраняете чина кафолической и апостольской церкви. Как же ты не говоришь на Вечерни св. недели ни на Господи воззвах тропарей, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи, тропаря, ни на каноне «Бог Господь», ни на стихословиях псалмов кафизм воскресных, ни на песнях трех отроков тропарей, ни на Величит, Всякое дыхание, ни на славословии Воскресение Спасово?» На вопросы посетителей старец ответил, что причиною таких отступлений от общего церковного устава в его молитвенном правиле является отсутствие в их обители лица со священным саном.
Так как число псалмов, читаемых на молитве, было неодинаково, то и число молитв колебалось (от 5 –9, и даже 3). Число псалмов уменьшалось и изменялось, но число молитв оставалось прежнее благодаря тому обстоятельству, что они записывались в Евхологиях (т.е. служебниках) молитвословах отдельно от псалмов.
Очень возможно, что эти отрывочные стихи из перечисленных псалмов писались в Часослове отрывочно за трудностью переписки книг и служили напоминанием, что брать целиком нужно псалмы из Псалтири. Эти псалмы так же не вносились в Часослов, как и священнические молитвы не вносились сюда, а помещались только в Евхологиях. С течением времени уже перестали (что также возможно) обращаться к Псалтири и ограничивались отрывками из Часослова.
Таким образом, по времени появления самыми древними составными частями Всенощной являются псалмы «Отче наш», «Свете тихий», «Спаси Господи», «Ныне отпущаеши», «Великое славословие»… Время появления новозаветных песнопений определяется разнообразно, в зависимости от времени жизни многочисленных их составителей.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»