властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием

Власть и властные отношения

властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием

властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием

властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием

Учение о власти- основополагающее в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи- о социальной, юристы- о власти законов, политологи- о политической и т.д. Гоббс- власть- средство достичь блага в будущем, желание власти все больше и больше. Ницше-жизнь- это воля к власти.

В энциклопедии – власть – это особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по отношению по желанию первого.

В политической литературе Вебер— власть как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как принуждение, как сила. Власть начинается там, где возникает подчинение. Власть-это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Возникают отношения управления-исполнения или командования-подчинения.

В основе подчинения лежит неравенство: естественное(физиологическое, интеллектуальное) и социальное( статусное, экономическое, образовательное и др.). В демократическом об-ве власть основывается на убеждении, авторитете, является средством социальной коммуникации.

Власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Основные элементы( структура власти): субъект(носитель власти), объект (те, на кого направлена власть),средства(ресурсы).

Субъекты:1) первичный уровень- индивиды; 2) вторичный- политические организации, политические элиты, лидеры. Вторая классификация: социальный уровень- индивиды, классы, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы. Третья классификация: институциональные субъекты- партии, органы власти, ОПД. Четвертая: функциональные- армия, оппозиция, органы разведки, бюрократия. Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности. С этой позиции можно выделить: открытую власть(президенты, депутаты, лидеры оппозиции);полускрытую ( группы давления как законные- СМИ, так и незаконные- подкуп, шантаж, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на государственную власть с целью принятия выгодных для групп решений); теневая— органы ГБ,, криминальные структуры, подрывные организации.

Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ, подчинение, наказание(санкции), нормирование поведения правилами. Власть – отношения субъекта и объекта. Качества объекта определяются политической культурой населения. Мотивы подчинения- страх, интерес, авторитет, неравенство, неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти-все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Это могут быть ценности( деньги, предметы потребления), средства, способные повлиять на внутренний мир человека(СМИ),орудия, при помощи которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни(оружие, карательные органы).Открытые( силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов- позитивные- предоставление благ и негативные- лишение благ) и скрытые типы влияния( методы убеждения или внушения).

Классификация ресурсов:

— утилитарные( материальные и другие социальные блага)

принудительные-меры уголовного и административного воздействия

нормативные-средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Вторая классификация:экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Специфический ресурс- сам человек( демографический). Ресурс сам создает ресурс.

Движение власти. Этапы(формы):господство( политическое, экономическое, идеологическое); руководство; управление; контроль.

Виды власти: неполитическая— экономическая, социальная, духовно-информационная, культурная, религиозная ; политическая— всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Ее признаки:

властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Смотреть картинку властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Картинка про властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием. Фото властные отношения включающие в свое содержание законность и поддержку выражаются понятием

— легитимность- использование силы в пределах государства

— верховенство- обязательность решений для всякой иной власти

— публичность- всеобщность и безличность, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права( закона)

— многоцентричностью- наличие единого центра принятия решений( в отличие от власти экономической)

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную( партии, ОПД, СМИ). Может проявлять себя либо в форме господства, либо- влияния.

Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе, управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка, мобилизация населения для достижения поставленных целей, поддержание единства и целостности общества.

По широте распространения выделяется:

мегауровень- международные организации(ООН, НАТО)

макроуровень-центральные органы государства

мезоуровень-подчиненные центру организации( областные, районные)

микроуровень-власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов— законодательная, исполнительная, судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта— демократическая, тоталитарная, авторитарная. Принудительная, информационная( четвертая власть), теневая. По сферам действия- государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная. Открытая, полускрытая( СМИ, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на гос.власть с целью принятия выгодных для групп решений), теневая( органы ГБ, криминальные стр-ры).

Многие политологи доминирующей считают экономическую власть. Иногда доминирующей является информационная. Слияние всех видов власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.

Легитимность власти. Это понятие возникло в н.19 века и обозначало политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить законную власть короля в отличие от власти узурпатора Наполеона. Это признание большинством народа законности и справедливости власти. Это правомерность и справедливость. В переводе с фр. означает «законность». Можно сказать и легальность.

Вебер выделил три типа легитимности:

традиционная— власть монархов, родовых вождей. Базируется на обычаях. Похожа на патриархальность в семье. Прочная. Способствует стабильности в об-ве.

-легальная или рационально- правовая- источник- закон. В конституционном гос-ве.

харизматическая- основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми его наделил Бог. Обожествление, Культ личности. Нестабильна. Базируется на эмоциональности ( Иисус, Будда, Магомет, Наполеон, Сталин).

Другие типы: идеологическая— воздействие на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения; националистическая— присуща молодым государствам; структурная- вытекает из доверия населения к структурам и нормам режима; персональная-вера в компетентность лидера.

Разные типы легитимности могут дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы.

Источники легитимности:участие граждан в управлении( причастность людей к политике); технократическая( посредством экономической, военной, образовательной деятельности); легитимность через принуждение.

Отсюда выделяют источники власти: авторитет, харизма, право, традиция, привычка к повиновению, богатство, знания, сила, страх.

Делигитимизация власти— утрата доверия в обществе.

— противоречие между универсальными ценностями в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;

— противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

— отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

— нарастание бюрократизации и коррумпированности;

— национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гос-вах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;

— потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Источник

Партия 2017 г. ПК 22. Власть и властные отношения

Прежде чем обратится к раскрытию темы власти и властных отношений, приведу собственное определение власти и властных отношений.

Власть — субъект колониального доминирования в отношениях социального и регионального взаимодействия.

Властные отношения – организация и реализация властных подходов в реализации функций и интересов власти.

Власть и властные отношения являются определяющим фактором в формировании существующего цивилизационного строения, выступающего как Властное уложение, которое и является всеобъемлющей формой исторической организации бытия.

Публичная власть имеет институциональное выражение, которое центральное звено организации власти формирует, представляет и утверждает как государство.

Данные определения могут служить ориентиром в вопросе рассмотрения власти и властных отношениях по ходу раскрытия данной темы.

Власть – это превалирование одной стороны в отношениях субъектов, это всегда асимметричное отношение, т. е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти являются:
отсутствие институционального общества как самодеятельной общественной реализации коренных интересов населения (сохраняющегося вследствие исходного подавления признаков такого становления со стороны власти);

совокупность факторов частных групп, выступающих источниками власти, включая авторитет, силу, знание и опыт, харизму, престиж.

Основаниями для власти выступают потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на приемлемых условиях.

У универсальным свойствам власти относится: всеобщность, (охват всего социального взаимодействия), инклюзивность, ( проникать внутрь всех форм деятельности людей; Регулирующее качество ( объединение, разъединение и противопоставление субъектных групп.) группы, равно как и противопоставлять их друг другу.

С функциональной точки зрения, формы проявления власти исключительно разнообразны: это и принуждение, принятие решений, руководство, контроль и управление, соперничество и сотрудничество и т. д.

Политическая власть включает в себя, как деятельность государственного аппарата, так и деятельность политических партий,
всех акторов политического действия.
Государственная власть – центр организации политической власти, опирающийся на силу органов принуждения государства.

От того, как приобретается власть, различают: традиционалистскую власть (наследственную, персонифицированную); плебисцитарную власть (выбранную, деперсонифицированную); харизматическую власть (экстраординарную вождистскую).

Каждая власть власть борется за легитимность, как законность, правомерность, правомочность власти, чем является доверия народа согласие народа с властью, колторое выражается через прохождение власти через демократические процедуры. Выделяют три типа легитимности: традиционную (основанную на обычаях), харизматическую (основана на преданности лидеру) и рациональную (демократическую легитимность),(соответствие власти рациональному признаку). В условиях Правового уложения появляется общественно-политическая легитимность, как легитимность Соркины.

Дополнительно выделяют технократическую (профессиональную) и онтологическую легитимность (соответсвие универсальным принципам бытия).

Политическая власть имеет общий характер для всех политических субъектов характер, действует через специальные органы, использует силу принуждения, возможность нравственного влияния, традиции, чувства и авторитет.
Политическая власть и властные отношения в разных концепциях определяется:
Властные отношения образуют естественную и необходимую сферу общественных отношений, они образуются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка; образуют естественную и необходимую сферу отношений общественного порядка.
Властные отношения понимаются в виде асимметричных взаимосвязей, основанных на возможности изменения поведения других людей.
Власть выступает как межличностное отношение контроля одного над другим.

В состав субъектов политической власти входят:
индивиды и социальные группы, как первичный уровень
политические организации, субъекты наиболее высокого уровня,
политические элиты и лидеры, как высший уровень власти.

Она невозможна без подчинения объекта.
У объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, выйти из отношений. Оказалось, что он стал развиваться как пассивная психо-биологическая форма сопротивления. Хоть и говорят о них, что мол уходят и не сдаются. Совсем не так — устилают другим дорогу в рай, в тот, который на земле.

(Особенность и обречённость процесса борьбы с властью в том, что даже в случае победы на смену прежней власти приходит новая власть. Смена власти не меняет саму природу властных уложений — властное уложение. Могут меняться формации, политический строи и властные режимы, но власть и властные отношения сохраняются. Властные революции, совершаясь регулярно, служат лишь смене физических и политический лиц в составе власти. Определённо, выходить из состояния покорности надо совершенно другим путём. Каждая попытка выхода из властного подчинения и обременения жизни через властный переворот приводит к частичной гибели народа без изменения существа властных отношений, при сохранении их.

Отношения субъекта и объекта властных отношений располагаются в интервале от ожесточенного сопротивления и борьбы на уничтожение до добровольного, повиновения.

Да, наверху комедия а внизу трагедия, вот и российский народ, формой своего неподчинения выбрал медленный уход от власти путём ухода из мира вообще. Такой уход выражается в абсолютном сокращении численности населения, выражающемся в резком снижении рождаемости, преждевременном выходе из жизни людей разных возрастов, а также в относительном снижении количества населения по причине возможного, но не осуществлённого повышения уровней рождаемости, вследствие отсутствия благоприятных условий жизни, и росте семьи в рамках общественной оптимизации. Относительное снижения численности населения происходит и через снижение доли российского населения в общемировом населении. Парадокс современной России: власть сохраняется, а население исчезает.

Сегодня экономическая власть считается базисной властью, ибо источник средств для получения политической власти предоставляет экономическая властьЮ часть из неё, ожидающая для себя лучших условий и для экономической деятельности и для нового присвоения. Сформированная власть генерирует свои намерения сохранения власти, такое стремление проявляют наиболее представительные акторы как из сферы управления экономикой, так и из сферы деятельности правоохранительных органов, включая спецслужбы. Сила последних в обладании и регулировании информации в выборном процессе, здесь технологии и манипулирование общественным мнением побеждает экономическую власть.

Считается, что классовый характер отношений в большей степени формируется политической властью, частично — экономической. Однако в условиях кореньвистизма управление социально-экономическим взаимодействием выходит из под власти, место которой занимает ответственность новых общественных субъектов за результаты собственной деятельности. Власть как институт превалирования и ассимтричных отношений из практики социального взаимодействия исчезает. Место власти занимает значение эффективности производства, полученный доход и возможность повышения уровня жизни и благополучия семьи. Без системности планирования высоких экономических результатов не достичь. Поэтому на политическую повестку дня выходит и новые формы планировани для всех видоа лиц, для всех субъектов общественно-частного экономического сотрудничества в экономике и общественно-политического — в организации жизнедеятельности населения, народа.

Вопрос владения средствами производства, собственностью в условиях общественного правового уложения получает новое качество. Если собственность — это в значительной степени, в превалирующей степени результат государственной власти и её использования, то в условиях Правового уложения оно принципиально изменяет своё качество деятельности. На месте государства появляются силовой институт обеспечения права и его действия, а на месте существующей частной собственности появляется институт частно-общественной собственности, который распространяет свое действие на средства производства за исключение индивидуальных средств труда. Развитие жизни людей требует не только повышения производительности труда и повышения размеров ВВП, но и значительного сокращения затрат сырья, материалов и энергии на обеспечение условий для жизни.

С экономической властью связана социальная власть, распределяющая людей на позициях на социальной лестнице через получение статусов, должностей, льгот, привилегий. (В условиях правового уложения такое распределение осуществляется нпосредственно на основе признания значения и результатов деятельности кандидатов, на их понимание собственной и общественной ответственности.

Если политическая власть проводит и осуществлять свою волю посредством аппарата принуждения, то власть приобретает форму государственной власти, как наивысшего выражения политической власти.

Источник

ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Смотреть что такое «ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» в других словарях:

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах — законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах — Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ВЛАСТНЫЕ ПРАВА — (authoritative rights) 1) совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей организаций в сфере власти 2) возможность, свобода властных субъектов структур государственных служащих что либо делать,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВОЖДИЗМ — властные отношения, основанные на жестком делении группы(организации) на руководителя и подчинённых, на личной преданности лидеру, вождю. В. широко распространён в тоталитарных и авторитарных режимах. Внешними формами В. в политической жизни… … Глоссарий по политической психологии

ВОЖДИЗМ — властные отношения, основанные на жестком делении группы (организации) на руководителя и подчиненных, на личной преданности политическому лидеру, вождю. В. широко распространен в тоталитарных и авторитарных режимах. Внешними формами В. в… … Политология: словарь-справочник

Демократическая Республика Конго — (ДРК), или Конго Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908–1960 – Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885–1908 – Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля … Географическая энциклопедия

ЗНАЧЕНИЕ — один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. деятельности… … Энциклопедия культурологии

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО — или Конго Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908 1960 Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885 1908 Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля Леопольда… … Энциклопедия Кольера

ДРК — или Конго Киншаса, государство в Центральной Африке. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, в 1908 1960 Бельгийское Конго (колония Бельгии), в 1885 1908 Независимое государство Конго (личное владение бельгийского короля Леопольда… … Энциклопедия Кольера

Источник

Власть и властные отношения

Реферат по дисциплине ПОЛИТОЛОГИЯ

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

Понятие власти. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти

Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи — о власти законов, политологи — о политической власти и т.д.

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).

Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает отношение управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования—подчинения.

Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т.Парсонс, К.Дойч.), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрёстке.

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть—это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)— второго важнейшего элемента власти. Власть—всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознания зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению являются страх перед наказанием. Страх—это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. Мы уже касались того, что в основе подчинения одного человека другому (объекта-субъекту) лежит неравенство.

Власть — возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

Идеологическое господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков.

Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.

Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п.

Контроль — это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти.

Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.

2. Виды власти. Проблемы легитимности власти

Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации (ООН, НАТО); макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считают экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе — юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.

1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологическая — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.

2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти.

В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила — это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.

Основными причинами делегитимизации являются следующие:

а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.

В своей работе я попыталась раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

1) Власть: очерки политической философии Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М., 1995.

3) Разуваев В. В. Власть в России: бюрократическое измерение 1995.

4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *