взаимосвязь задач содержания методов и форм воспитания относится к процесса воспитания
Содержание воспитания: понятие, принципы, цели и методы
Определение понятия
Содержание воспитания представляет собой определенную систему, которая включает в себя набор убеждений, личных качеств, особенностей поведения и прочих черт, которыми должен овладеть ребенок в процессе целенаправленного воздействия. В основу закладываются следующие идеи:
Основные виды воспитания
Содержание воспитания может быть выражено в его классификации. Она может быть описана следующим образом:
Содержание, принципы воспитания
Формирование личности ребенка происходит под воздействием педагогов, родителей и прочих субъектов. Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые звучат следующим образом:
Стоит отметить, что комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Они обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в образовательном процессе. Не стоит выделять отдельные принципы или пренебрежительно относиться к ним.
Содержание и методы воспитания
На данный момент сложилась определенная практика, которая активно используется воспитателями в процессе работы с детьми. Так, содержание и методы воспитания могут быть классифицированы следующим образом:
Цели и задачи воспитания
Для достижения целей выделяются определенные задачи. Содержание воспитания принципиально не изменяется от того, насколько детальными они будут. Чаще всего задачи составляются отдельно по каждому виду. Так, для умственного воспитания это будет усвоение информации, формирование кругозора и постоянное расширение сферы интересов. Что касается физического воспитания, то это может быть развитие выносливости, укрепление здоровья, а также достижения успехов в определенной спортивной сфере. Что касается общих задач, определенных на законодательном уровне, то стоит отметить следующие:
Воспитательная программа
Содержание процесса воспитания ребенка отражается в программе, которая составляется на основе таких основных разделов:
Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты.
Дошкольное воспитание
Содержание воспитания дошкольников включает в себя два основных момента. Первым делом у ребенка должны быть выработаны определенные личные качества. Также происходит подготовка к обучению в школе. Стоит отметить, что данный процесс может проходить как в специальных образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.
Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять «тихий час» в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во «взрослую» жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.
Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:
Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.
Особенности физического воспитания
Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.
В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:
Особенности нравственного воспитания
Содержание нравственного воспитания состоит в целенаправленном воздействии, которое призвано сформировать у ребенка определенный набор моральных и эстетических чувств, а также навыков поведения, являющихся общепринятыми в обществе. Оно преследует определенные задачи, основными среди которых являются:
Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:
В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:
Выводы
В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов. В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение. Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.
Цели и задачи воспитания формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.
Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов. Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода.
Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе
Теория и методика воспитания
Целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений, называется воспитание.
В узком смысле воспитание рассматривается как …
· специально организуемая деятельность педагога и воспитанника по реализации целей образования в условиях педагогического процесса
· общественное явление, воздействие общества на личность
· непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза
· систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности
Результатом процесса воспитания является воспитанность личности.
К особенностям воспитательного процесса не относится …
· экономичность
· непрерывность
· комплексность
· вариативность
Установление взаимосвязи ценностей и целей воспитания осуществляется с учетом позиций аксиологического подхода к воспитанию.
Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.
Самоанализ, самоотчет и самоконтроль являются необходимыми компонентами самовоспитания.
Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе перевоспитания.
Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется этнопедагогика.
Педагогический аспект воспитания творческой личности
Единство национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности является основным принципом такой науки, как этнопедагогика.
Обосновывая идею национального своеобразия воспитания, К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности воспитания.
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям называется толерантностью.
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется патриотизм.
Движущими силами процесса воспитания являются противоречия.
(Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания)
Противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования относится к движущим силам воспитания.
(Движущими силами воспитания являются также объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию)
Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания называются …
· закономерностями
· методами воспитания
· принципами
· формами организации воспитания
В основе закономерностей процесса воспитания лежат …
· устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами
· противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями
· принципы организации воспитания
· индивидуальные и возрастные особенности учащихся
Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания относится к … процесса воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам
· педагогическим правилам
Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и развития личности относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
Закономерности нравственного развития личности
· целям
Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
· целям
Закон … утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны.
· со-трансформации педагога и воспитанника
· целостного развития человека
· развития через преодоление
· возрастания потребности в значимом другом
Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются … воспитания.
· принципами
· законами
· закономерностями
· правилами
Принципы воспитания вытекают из … воспитания.
· закономерностей
· методов
· целей
· содержания
Поощрение разумной инициативы и активности воспитанников является важнейшим условием реализации принципа …
· деятельностного подхода в воспитании
· опоры на положительное в личности
· сочетания высокой требовательности к воспитаннику с уважением к нему
· культурологического подхода в воспитании
Подход к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …
· воспитания с опорой на положительные качества человека
· учета возрастных и индивидуальных особенностей
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью и трудом
Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, учет его интересов и индивидуальных предпочтений являются условиями реализации принципа …
· гуманистической ориентации воспитания
· природосообразности воспитания
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью
(Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрение, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка)
Особенности воспитательного процесса, его функции и структура
Важнейшим условием реализации принципа воспитания в коллективе и через коллектив является …
· определение перспектив развития коллектива, объединяющих всех воспитанников
· побуждение детей к самовоспитанию
· принципиальное и последовательное предъявление к воспитанникам педагогических требований
· единство взглядов всех педагогов, работающих в детском коллективе
Ограничение воспитательного пространства рамками школы, преобладание просветительских форм воспитания свидетельствуют о несоблюдении принципа …
· связи воспитания с жизнью
· культуросообразности воспитания
· опоры на положительное в личности воспитанника
· единства воспитательных воздействий
Одновременная реализация всех принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса обусловлена таким требованием к их применению, как …
· комплексность
· равнозначность
· обязательность
· вариативность
Описание и разработку основных направлений воспитания (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.) включает в себя содержательный компонент процесса воспитания.
Технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к … компоненту воспитания.
· оценочно-содержательному
(Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса предполагает проверку, оценку и анализ результатов воспитания. Целевой компонент воспитательного процесса включает определение целей и задач воспитания. Содержательный компонент педагогического процесса включает разработку содержания воспитания и его основных направлений (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.))
Совместное с воспитанником определение его интересов, ценностных установок, способов преодоления затруднений в его саморазвитии называется педагогическим(-ой) …
Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
· поддержкой
· сопровождением
· руководством
· консультированием
(Поддержка в сравнении с сопровождением эпизодична. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей)
К субъектам деятельности воспитательной системы относятся …
· педагоги
· учащиеся
· учреждения культуры
· социум
Компонентами педагогической системы являются …
· цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей
· субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними
· знания, умения, навыки учащихся
· авторитарное управление
Важнейшими компонентами воспитательной системы являются …
· среда воспитательной системы
· отношения между субъектами воспитательной системы
· традиционные технологии обучения и воспитания
· авторитарный характер воспитания
На этапе становления воспитательной системы происходит …
· формирование концепции воспитательной системы
· создание воспитательного коллектива школы
· рождение коллективных традиций
· развитие системы самоуправления
Соотнесите функции воспитательной системы и их характеристики.
1. Интегрирующая — систематизация несогласованных воспитательных воздействий
2. Регулирующая — упорядочение воспитательного процесса
3. Развивающая — обеспечение динамики воспитательной системы
4. Защитная — обеспечение социальной защиты
Развивающая функция воспитательной системы обеспечивает …
· оптимальное функционирование системы
· постоянное совершенствование системы
· упорядочение воспитательных воздействий
· обеспечение социальной защиты воспитанников
Управление воспитательной системой может быть реализовано через такие органы, как …
· общее собрание
Воспитательные системы: общая характеристика
· совет дела
· коммунарский сбор
· совещание при директоре
· педагогический консилиум
Механизм функционирования воспитательной системы включает …
· управление и самоуправление системой
· системообразующие виды деятельности
· показатели эффективности воспитательной системы
· цели и задачи воспитательной системы
По типу организации воспитания воспитательные системы традиционно делятся на …
· авторитарные
· гуманистические
· традиционные
· инновационные
Основы теории воспитательных систем были заложены …
· Л. И. Новиковой
· В. А. Караковским
· Я. А. Коменским
· К. Д. Ушинским
Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …
· В.А. Сухомлинским
· А.С. Макаренко
· И. Гербартом
· П.Ф. Каптеревым
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· высокий авторитет школы среди учащихся и их родителей
· наличие традиций, прочность связи поколений
· консервативный подход к выбору методов и форм воспитания
· авторитарный характер воспитания
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· сложившийся образ школы
· благоприятный психологический климат школьного сообщества
· авторитарный стиль управления
· изолированность воспитательной системы от влияния социума
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы
· психологический климат
· мероприятийный характер деятельности
Концепции воспитания. Школа как воспитательная система
· авторитарный характер управления
Основные направления воспитания
К задачам физического воспитания относится …
· развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья
· формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду
· выработка нравственных привычек
Задачей эстетического воспитания является …
· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты
· развитие стремления быть бодрым, доставлять радость себе и другим
· формирование гигиенических навыков
· формирование научного мировоззрения
Художественные и литературные произведения: музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор – являются средствами … воспитания.
· эстетического
· этического
· нравственного
· интеллектуального
Художественные и литературные произведения, музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор используются в процессе …воспитания.
· эстетического
· физического
· трудового
· экономического
Способность личности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве является результатом … воспитания.
· эстетического
· нравственного
· интеллектуального
· этического
Формирование законопослушного поведения является одной из задач … воспитания.
· правового
· экологического
· нравственного
· интеллектуального
Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности является целью …
· самообразования
· обучения
· интеллектуального воспитания личности
· самоопределения
Целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений составляет сущность … воспитания.
Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника
· этического
· эстетического
· гражданского
· интеллектуального
Формирование знания о природе и гуманного, ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности является задачей … воспитания.
· экологического
· нравственного
· гражданского
· духовного
Экологическое воспитание …
· ориентирует человека на бережное отношение к природе
· предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье
· ориентировано на уважительное отношение к правам человека
· направлено на формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости
Сообщение знаний о морали и формирование отношения к ней как к общечеловеческой ценности составляют цель … воспитания.
· нравственного
· интеллектуального
· социального
· гражданского
Регулярное нарушение учащимся школьной дисциплины свидетельствует о недостатках в его … воспитании.
· нравственном
· интеллектуальном
· трудовом
· правовом
Важным педагогическим условием трудового воспитания является …
· сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности
· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника
· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника
· обязательность материального вознаграждения
Важным педагогическим условием трудового воспитания является …
· доступность и посильность труда
· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника
· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника
· коллективный характер труда
К приемам трудового воспитания относятся …
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
· показ
· указание на ошибку
· беседа
· упражнение
Из содержательной основы трудового воспитания школьников исключается … труд.
· педагогический
· учебный
· общественно полезный
· производительный
Профессиональная ориентация является одной из задач … воспитания личности.
· трудового
· нравственного
· гражданского
· правового
Временные и постоянные домашние поручения, дежурство по классу и в школе относятся к методам … воспитания.
· трудового
· нравственного
· социального
· гражданского
Профессиональное просвещение как часть профессиональной ориентации предполагает …
· ознакомление учащихся с миром профессий
· изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии
· выдачу рекомендаций и советов по профессиональному определению
· процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии
Формирование стиля мышления воспитанников, соответствующего принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления, является целью … воспитания.
· экономического
· нравственного
· гражданского
· трудового
В отечественной педагогике существенный вклад в развитие теории и практики гражданского воспитания внес …
· В. А. Сухомлинский
· П. Ф. Каптерев
· М. Н. Скаткин
· С. Т. Шацкий
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
Установите соответствие между терминами и их определениями.
2. Методический прием — элемент (часть, деталь) метода воспитания
3. Средства воспитания — конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, наглядные пособия, которые используют в реализации того или иного метода
4. Классификация методов воспитания — выстроенная по определенному признаку система методов
Установите соответствие между терминами и их определениями.
1. Педагогическая технология (в воспитательной работе) — система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми
2. Педагогическая техника — комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и внешним поведением
3. Методика воспитательной работы — отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:
1. Формы воспитания — классный час, литературная гостиная, праздник
2. Методы воспитания — беседа, пример, поручение
3. Средства воспитания — книга, слово педагога, видеофильм
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с примерами их реализации:
1. Формы воспитания – классный час «В мире профессий»
2. Методы воспитания – награждение ученика за активное участие в спортивной жизни школы
3. Средства воспитания — стенд «Наши выпускники»
Установите соответствие между формами, методами и средствами воспитания и примерами их реализации.
1. Формы воспитания – концерт «Голоса весны»
2. Методы воспитания – инструктаж по технике безопасности при работе на пришкольном участке
3. Средства воспитания — гимн школы
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Диспут — специальный метод воспитания, предполагающий обязательное столкновение противоречивых мнений
2. Дискуссия — состоит из краткого выступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера
3. Лекция — систематизированное изложение проблемы
Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:
1. Рассказ — небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий и оценок
2. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок
3. Дискуссия — коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Общественное мнение — выражение группового требования
2. Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения
3. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах
2. Воспитывающая ситуация — обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем
3. Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Внушение — воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему
2. Поручение — исполнение учеником какого-либо дела
3. Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы
Установите соответствие между группами средств воспитания и основаниями для их классификации.
1. Пример, образец, идеал, норма — выполняют для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию
2. Требование, контроль, наказание — ограничивают или корректируют активность воспитанника
3. Похвала, поощрение — служат для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведения
Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:
1. Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния
2. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков
3. Соревнование — модификация метода воспитывающих ситуаций, которая способствует формированию качеств конкурентоспособной личности
Установите соответствие между средствами воспитания их функциями.
1. Функция наглядности- экспонат школьного музея
2. Функция инициирования — девиз школы
3. Инструментальная функция — школьный сайт
Установите соответствие между описаниями и типами форм воспитательной работы по количеству участников.
1. Беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником — индивидуальные
2. Несколько участников находятся в непосредственном контакте — групповые
3. Несколько классов, школа, район проводят праздники, конференции, слеты — массовые
Установите соответствие между формами воспитательной работы и их характеристиками.
1. Мероприятие — массовая, организованная воспитателем, форма работы,где немногие проявляют активность, а большинству отводится роль зрителя-слушателя
2. Воспитательное дело — основано на общих интересах и потребностях участников, направлено на решение значимой для жизни коллектива проблемы
3. Событие — некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает участникам выход за пределы существующего жизненного опыта
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристики:
1. мероприятие — события в коллективе, организуемые педагогами с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников
2. дело — общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо
3. игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристик:
1. концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров
2. линейка — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке
3. экскурсия — форма воспитания, основанная на изучении различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на выставках
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
1. нравственное воспитание — акция милосердия «От сердца к сердцу»
2. гражданское воспитание — конкурс плакатов «Недаром помнит вся Россия…»
3. эстетическое воспитание — экскурсия в картинную галерею
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
1. эстетическое воспитание — экскурсия «История страны на полотнах русских художников»
2. экологическое воспитание — акция «Сохрани ель!»
3. этическое воспитание — классный час «Поговорим о воспитанности»
Установите соответствие между направлениями воспитания и соответствующими им методами воспитания.
1. Гражданское воспитание – рассказ учителя о подвиге защитников Брестской крепости
2. Физическое воспитание – упражнение, направленное на развитие двигательных навыков
3. Нравственное воспитание — требование педагога, предъявляемое к дисциплине учащихся
Установите соответствие между видами внеурочной деятельности и их характеристиками.
1. Познавательная — служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей
2. Общественная — предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях
3. Досуговая — обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение
Коллектив как объект и субъект воспитания
Объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления, называется …
· коллективом
· группой
· союзом
· единением
Коллективизм – это …
· чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
· важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности
· совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни
· форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение
Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества называется …
· коллективизмом
· конформизмом
· толерантностью
· нонконформизмом
Главным условием жизни и движения коллектива вперед является наличие …
· целей
· актива
· органов самоуправления
· традиций
Сущностной характеристикой детского коллектива не является …
· отсутствие отношений ответственной зависимости
· наличие общей социально значимой цели
· наличие общей совместной деятельности
· наличие общего выборного руководящего органа
Согласно закону параллельного действия …
· члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков
· члены коллектива создают несколько активов в рамках одного коллектива
· члены коллектива входят в другие группы-членства
· члены коллектива считаются как с мнением педагога, так и с мнением лидеров группы
Проявление закона параллельного действия и создание условий для личностного развития каждого воспитанника характерно для третьей стадии развития детского воспитательного коллектива.
На третьей стадии своего развития детский воспитательный коллектив …
· становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию
· характеризуется увеличением численности актива
· подчиняется только требованиям педагога
· превращается в объект воспитания
Теория детского воспитательного коллектива была разработана …
· А. С. Макаренко
· Ю. К. Бабанским
· П. Ф. Каптеревым
· Д. Дьюи
Важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является, по определению А.С. Макаренко, …
· традиция
· либеральный стиль педагогического руководства
· авторитет актива
· создание пионерской организации
В основе организации перспективных устремлений воспитанников лежит (-ат) …
· закон движения коллектива
· закон параллельного действия
· традиции, сложившиеся в коллективе
· принцип опоры на положительное в личности воспитанника
(Закон движения коллектива сформулирован А.С. Макаренко. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную)
Цели, определяющие развитие детского воспитательного коллектива, были названы А.С. Макаренко …
· перспективами
· идеалами
· коллективными делами
· традициями
В основу планирования деятельности детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко была положена …
· система перспективных линий
· авторитарный стиль педагогического воздействия
· метод «педагогического взрыва»
· принцип параллельного действия
В формировании нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработке ценностей, привычек, характера заключается … функция коллектива.
· воспитательная
· организационная
· стимулирующая
· развивающая
Реализуя организационную функцию, детский коллектив становится …
· субъектом управления своей общественно полезной деятельностью
· носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений
· стимулом всех общественно полезных дел
· фактором, побуждающим детей к самовоспитанию
Нижним уровнем формирования коллектива является группа- …
· конгломерат
· ассоциация
· кооперация
· автономия
Основными характеристиками группы-автономии являются …
· противостояние остальным коллективам
· внутреннее единство в деятельности и отношениях детей
· формирование у членов группы чувства общности
· сосредоточение только на интересах группы (групповой эгоизм)
Первичный коллектив – это группа …
· детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте
· детей-первоклассников
· детей, которые являются единственными детьми в своих семьях
· детей, которые встретились единственный раз в своей жизни
Школьный класс является … коллективом.
· первичным одновозрастным
· вторичным одновозрастным
· первичным разновозрастным
· вторичным разновозрастным
(Школьный коллектив является первичным одновозрастным детским воспитательным коллективом. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными)
Структура коллектива может быть определена таким методом исследования, как …
· социометрия
· беседа
· шкалирование
· анализ продуктов деятельности воспитанников
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.
1. Репродуктивная — рождение детей
2. Хозяйственно-экономическая — ведение общего хозяйства и бюджета
3. Коммуникативная — организация внутрисемейного общения
Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.
1. Воспитательная — создание условий для формирования личности каждого члена семьи
2. Рекреативная — организация досуговой деятельности
3. Нравственно-психологического обеспечения — создание благоприятного климата в семье
Удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите относится к … функции семьи.
· психотерапевтической
· репродуктивной
· хозяйственно-бытовой
· экономической
Физическое, эмоциональное и умственное развитие ребенка в семье является результатом реализации … функции семьи.
· репродуктивной
· хозяйственно-экономической
· психотерапевтической
Установите соответствие между типами семей и их характеристиками.
1. Патриархально-модернизированный тип — характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность
2. Детоцентрический тип — характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность
3. Супружеский тип — характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы
4. Материнский тип — безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка
Установите соответствие между типами семей и основаниями, по которым их классифицируют.
1. В зависимости от количества детей — бездетные, однодетные, малодетные, многодетные
2. В зависимости от состава семьи — однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные
3. В зависимости от структуры семьи — полные, неполные, внебрачные
Установите соответствие между типом семьи и его характеристикой.
1. Простая семья — представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке
2. Расширенная или сложная семья — включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством
3. Неполная семья — представляет собой семью, в которой один из супругов отсутствует
Установите соответствие между деструктивным типом семьи и его характеристикой.
1. Семья – «третий лишний» — родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью
2. Семья – «театр» — отношения строятся на игре и эффекте
3. Семья – «санаторий» — супруги все время проводят вместе и пытаются удержать около себя детей
Установите соответствие между деструктивным типом воспитания в семье и его характеристикой.
1. Воспитание по типу Золушки — родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво
2. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей
3. Воспитание по типу кронпринципа — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой
Установите соответствие между типичными ролями детей в проблемных семьях и их характеристиками.
1. «Козел отпущения» — ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу
2. «Любимчик» — эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке
3. «Беби» — ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит
4. «Примиритель» — ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты
Повышенное, обостренное внимание и забота, чрезмерная опека и мелочный контроль поведения ребенка, запреты и ограничения являются признаками такого стиля семейного воспитания, как …
· авторитарный стиль
· гипопротекция
· демократический стиль
Тотальный контроль за поведением ребенка, стремление полностью подчинить его влиянию взрослых характерно для … стиля воспитания.
· демократического
· либерального
· гуманистического
Для демократического стиля воспитания характерна(-но) …
· поощрение личной ответственности и самостоятельности ребенка
· повышенное, обостренное внимание и чрезмерная опека
· эмоциональное отвержение ребенка
· завышенная оценка родителями способностей ребенка
Установите соответствие между основными направлениями работы педагогов с семьей школьника и их характеристиками.
1. Информирование — педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении
2. Корректировка семейного воспитания — педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи
3. Взаимодействие с общественными организациями родителей — педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом, Советами по месту жительства и на предприятиях
Установите соответствие между видами педагогической помощи семье и их характеристиками.
1. Образовательная — помощь семье в обучении и воспитании детей
2. Психологическая — поддержка семьи и коррекция
3. Посредническая — помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания
К личностным ресурсам семьи, определяющим характер семейного воспитания, не относится(-ятся) …
· жилище и соседство
· состав семьи
· уровень и вид образования членов семьи
· отношение старших к младшим
К материальным ресурсам, значимым для полноценного семейного воспитания, не относится …
· регулярное материальное вознаграждение детей
· доход на каждого члена семьи
· продуманное питание
· наличие у младших персональной территории в жилище
Исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации воспитания в семье называются … семейного воспитания.
· методами
· стилем
· функциями