За счет чего упрощается содержание образования у о

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

15. Содержание образования, его концепции, особенности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

1) опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме способов осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Сущность содержания образования и его исторический характер

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образование определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровне развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в образовании все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот по, ход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткин В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А. В. Петровского.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценности являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности.

Концепции организации содержания образования:

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет.

2. Сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, но недооценивали значение гуманитарных наук.

3. Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера.

Требования: по мнению И.Я. Лернера, в содержании образования должны быть следующие компоненты : система научных знаний, способы деятельности в типовых ситуациях, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально ценностного отношения к миру.

Источник

Виды методов образования и их содержание

Разобраться в понятии, что такое содержание образования можно ответив на вопрос «чему учить?».

Существует высказывание, принадлежащее В. П. Тихомирову, позволяющее понять, чем является содержание образования и каково его место в образовательной системе современности.

«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».

Существует в педагогике и традиционное определение этого понятия, которое звучит следующим образом:

Содержание образование есть не что иное, как педагогически адаптированная система научных знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть ученикам в процессе обучения, направленная на реализацию образовательных функций.

В таком определении заключается подход к содержанию образования заведомо ориентированный на знания. В центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. Данный подход ставит знания в приоритет перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Сегодня подход к определению сути содержания образования становится больше ориентированным на личность. Опираясь на данный факт, обучающиеся в конечном итоге должны не только овладеть определенным набором знаний, но и сформировать ценностно-значимые запросы и намерения. В процессе обучения приобретаются такие базовые качества личности как:

При таком подходе содержание образования может интерпретироваться как адаптированный и структурный социальный опыт, состоящих отдельных компонентов. К таким компонентам можно отнести:

Все компоненты содержания образования связаны друг с другом и взаимозависимы. В данном факторе и состоит успех образования, а именно стремление к достижению цели путем обучения, воспитания и развития.

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у о

Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования

Содержание образования, обеспечивающее экономическое и социальное развитие общества, регулируется законом «Об образовании в Российской Федерации». От содержания образования зависит не только развитие общества, но и становление личности, как части данного общества. Помимо этого, содержание образования должно отвечать мировым культурным требованиям.

Процесс обучения позволяет сформировать у личности полноценную картину мира, соответствующую пройденному этапу обучения. На каждом из отдельных этапов картина мира имеет свои понятия и особенности, которые неизменно расширяются и дополняются благодаря накоплению новых знаний.

Содержание процесса образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Существуют и другие требования к образованию, к которым относятся:

Данные требования, наравне с другими, определяются также как цель образования и являются одними из приоритетных в современной образовательной системе.

Общество и государство современности ориентированно на экономическое развитие, что, в свою очередь, требует подготовки квалифицированных кадров, способных обеспечить достижение поставленной цели. Именно на формирование такого кадрового состава нацелено государство и главная цель современного профессионального образования любого уровня – создание условий для реализации профессионального потенциала учащихся и получения ими соответствующей квалификации.

Развитие морально-нравственных качеств личности обеспечивает содержательная часть образования. Под такими качествами подразумевается взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми, народами различных национальностей, этносов, рас, религий, социальных положений. Содержание образование не допускает ограничений личности в его свободе выбора и выражения.

Роль образовательных программ в определении содержания образования

Содержание образования в учебных заведениях устанавливается программой обучения. Данная программа утверждается и приводится в исполнение силами образовательного учреждения. В основе конкретных учебных программ заложены примерные или базовые программы обучения.

Что избежать неточностей и существенного отклонения от стандарта, при подборе учебных программ, стандартом образования предусмотрены некоторые ключевые критерии:

Особую роль в современном процессе образования и его содержании отводится комбинированию (конвергенции) разнонаправленных дисциплин. В обязанности учреждения входит установление здорового баланса между различными предметами. В последнее время наблюдается тенденция повышенного интереса к наукам гуманитарного цикла, тогда как математические и естественные дисциплины отошли на второй план.

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у о

Требования к содержанию образования

В соответствие с вышеизложенной теорией общие требования к содержанию образования должны соответствовать:

Источник

Понятие содержания обучения

Для того, чтобы передать знания и навыки воспитуемым, педагогу нужно адаптировать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее усвоить. Это обязательное условие эффективности процесса обучения.

Понятие содержания обучения

Содержание образования – это система адаптированной под цели педагогов информации, которая позволяет передать учащимся знания, умения, необходимые навыки, помочь им получить опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло.

Содержание образования не является статичным набором знаний. Оно может произвольно меняться в зависимости от:

Содержание образования будет различным для младших школьников и старшеклассников, для тех, кто получает базовое и высшее/среднеспециальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.

Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает:

Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание – это средство воздействия на учащихся, которое позволяет:

Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.

Теории содержания обучения

На базовом уровне можно сказать, что содержание обучения в педагогике – это то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания необходимы учащимся, по каким учебникам стоит работать педагогу, по каким критериям отбирать значимый материал.

В зависимости от подходов к решению всех этих вопросов можно выделить два основных подхода:

Среди сторонников формального образования можно отметить таких выдающихся ученых как Джон Локк, Иммануил Кант, И.Г Песталоцци. Последователи этого подхода уверены, что самое главное в образовании – это развитие у детей их познавательных способностей, умения находить нужный материал, анализировать полученные сведения, находить решение поставленных задач.

Материальное образование предполагает, что дети будут получать только тому, что имеет практическое приложение. Это определяет выбор учебных предметов и направленность обучения.

Каждый из подходов имеет свои плюсы, но по отдельности они достаточно ограничены. В связи с эти американский философ и педагог Д. Дьюи предложил третий, так называемый прагматический подход. В основе прагматической педагогики лежит идея развития получения учащимися практического опыта на основе полученных ими полезных познаний.

Советские педагоги в определении содержания образования долгое время исходили из задач развития коммунистического общества и основывали все свои решения на учении Маркса и Ленина. Широкое распространение в то время получила классификация наук Энгельса, которая разделяла все направления научных знаний на 4 группы:

Принято было подчеркивать, что советская система образования значительно превосходит по качеству буржуазную.

Все это дало толчок к активному развитию образования, что проявлялось:

Ведущие педагоги того времени исходили из того, что основная функция образования – это передача накопленного предыдущими поколениями опыта. Опыт в свою очередь они рассматривали как деятельность, воплощенную в знаниях, навыках, творчестве.

По мнению Лернера и Брабантского содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, которую учащийся получает в отобрано и структурированном виде. Отбор и структурирование проводятся таким образом, чтобы усвоение знаний направляло развитие личности в соответствии с целями воспитания.

Если рассматривать отдельные элементы культуры с точки зрения педагогики, то получится, что культура – это совокупность процессов деятельности человека в материальной и духовной сферах, которая может быть передана человеку в процессе воспитания с тем, чтобы гармонизировать его развитие.

По мнению Лернера содержание образования должно включать:

В работах педагога Леднева можно найти классификацию видов деятельности, которая создана на основе философских идей Кагана М.С.

Виды деятельности по Ледневу включают:

Виды деятельности пересекаются с опытом личности, который включает все перечисленные выше компоненты. В соответствии с этими компонентами определяется содержание образования.

Источники содержания образования

Источников содержания образовании несколько. Согласно Лернеру и Скаткину это:

Наука является одним из основных источников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном объеме, так как на изучение всего у человека может попросту не хватить жизни. В связи с этим проводится отбор содержания в соответствии с целым рядом факторов:

Источник

Требования к содержанию образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие содержания образования

Содержание образования – это ответ на вопрос: «Чему учить?».

У В.П.Тихомирова есть высказывание, которое помогает понять, что такое содержание образования и где его место в современной образовательной структуре:

«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог».

Традиционное определение, принятое в педагогике звучит следующим образом.

В таком определении заключается знаниево-ориентированный подход к содержанию образования. Здесь в центре внимания находятся знания, определяемые как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе, знания приоритетны перед формированием творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Следует отметить, что все части содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в этом состоит успех образования, достижение им основных целей: обучения, воспитания и развития.

Схематично структура содержания образования представлена на рисунке 1.

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у о

Закон «Об образовании в РФ» в части содержания образования

Содержание образования регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации. Именно оно обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. От содержания образования зависит не только развитие общества в целом, но и развитие личности, как части этого общества. Как следствие рост уровня развития государства.

Содержание образования должно отвечать мировому уровню культуры.

В процессе обучения у человека должна складываться полноценная картина мира, соответствующая пройденному этапу обучения. На каждом уровне это представление о мире будет свое, но оно должно дополняться и расширяться новыми знаниями на последующих этапах.

Содержание образовательного процесса должно быть таким, чтобы личность максимально могла интегрироваться в национальную и мировую культуру. Цель образования побудить человека совершенствовать себя и общество, в котором он живет. Формирование духовно-нравственной составляющей человеческого индивида так же является задачей образования и находит отражение в его содержательной части.

Наше общество и государство нацелено на экономическое развитие, а соответственно требуются высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост государства. Именно на формирование такого кадрового состава ориентируется образование. Главная цель профессионального образования не зависимо от уровня – обеспечение возможности получения учащимися профессиональных навыков и соответствующей квалификации.

Содержательная часть образования должна развивать морально-нравственные качества человека: взаимопонимание, стремление к сотрудничеству между людьми и народами различных рас, национальностей, этносов, религий и социального статуса. Содержание образование не должно ограничивать человека в своде выбора и мнений.

Роль образовательных программ в определении содержания образования

В образовательных учреждениях содержание образования определяется образовательной программой. Программа утверждается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Основой конкретных образовательных программ являются соответствующие примерные основные образовательные программы.

При отборе содержания образования, для избегания ошибок и перегибов стандартом образования предусмотрено:

Особая роль в последнее время отводится слиянию (конвергенции) различных дисциплин в образовательном процессе и в содержании образования. Должен быть найден здоровый баланс между различными учебными дисциплинами. В последнее время в современном образовании делался упор на изучение гуманитарных наук, при этом очень сильно пострадал уровень знаний в области математики и естественных наук.

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у о

Требования к содержанию образования

Формирование содержания образования в соответствии с вышеизложенной теорией должно удовлетворять следующим критериям:

Источник

За счет чего упрощается содержание образования у о

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у о

За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть фото За счет чего упрощается содержание образования у о. Смотреть картинку За счет чего упрощается содержание образования у о. Картинка про За счет чего упрощается содержание образования у о. Фото За счет чего упрощается содержание образования у оХотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть По материалам моих лекций.

Вопрос о том, чему учить – один из важнейших в дидактике. В разные исторические эпохи на него пытались ответить выдающиеся мыслители, общественный деятели и педагоги. В результате к началу XIX в. сформировалось две общенаучных теории, отражающих два основных взгляда на сущность этого вопроса: теории дидактического энциклопедизма (теории материального содержания образования) и дидактического формализма (теория формального содержания образования).

Суть дидактического энциклопедизма состоит в том, что у ребёнка надо сформировать систему научных знаний, и чем шире в ней охвачены различные науки, чем глубже знания, тем лучше. Среди знаменитых приверженцев этой точки зрения античный философ Сократ, английский мыслитель XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский.

В дидактическом формализме главной ценностью являются не знания сами по себе, а способы действия, умения использовать знания на практике и самостоятельно их находить. В античную эпоху эту идею сформулировал Гераклит («Многознание уму не научает»). Этой теории придерживались такие выдающиеся педагоги прошлого, как Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт.

Обе теории имеют свои сильные и слабые стороны: дидактический энциклопедизм хорошо формирует теоретические знания, но недостаточно обеспечивает связь обучения с жизнью, а дидактический формализм вооружает практическими умениями, но ограничивает развитие теоретического мышления. Поэтому существует и третья точка зрения, которую во 2-й половине XIX в. выразил русский педагог К.Д. Ушинский: необходимо объединить достижения обеих теорий, находя «золотую середину» в соотношении формируемых у личности знаний и опыта деятельности.

— при массовом обучении обеспечить её реализацию гораздо сложней, чем реализацию предыдущих теорий;

— разнообразие возможного содержания образования осложняет ребёнку или его семье правильный выбор, что зачастую приводит к снижению качества результатов обучения.

Итак, на вопрос «Чему учить?» отвечает содержание образования.

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Иначе говоря, содержание образования – это то, что должен освоить ученик в результате обучения.

Содержание образования не оставалось неизменным на протяжении веков, оно продолжает меняться и теперь. Содержание образования отражает общественный идеал: существующие в обществе представления о том, каким должен быть образованный человек. Содержание образования находится в зависимости от социально-экономических и социально-культурных условий, от уровня развития системы образования, от степени его контроля государством и т.д.

На содержание образования влияют две основные группы факторов:

1) цель образования, выражающая потребности общества (кратко общественные потребности можно сформулировать как формирование нужной, полезной обществу личности);

Источник содержания образования – опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. И этого не требуется, ведь многие специальные знания никогда не пригодятся в жизни большинству людей, они будут нужны лишь профессионалам. Но как выбрать из огромного наследия человеческой культуры именно то, что потребуется всем или абсолютному большинству выпускников общеобразовательной школы – то, что станет основой для дальнейшего успешного образования и развития личности? В этом и заключается главная проблема отбора содержания образования.

В.В. Краевский обосновал следующие принципы отбора содержания образования:

— соответствие содержания образования требованиям общества, науки, культуры и личности;

— единство содержательной и процессуальной сторон образования (т.е. содержание образования должно отбираться с учётом особенностей педагогического процесса);

— структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования: научной теории, учебного плана, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика и т.д.;

— гуманитаризация – направленность на человека, на творчество и усвоение общечеловеческой культуры (этот принцип подразумевает прикладное значение полученных знаний и опыта для людей);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *