что делать если не поступил в медицинский институт после 11 класса
Что делать если не поступил в ВУЗ
Старшеклассники и их родители часто задают себе вопросы – «Что делать, если не сдал ЕГЭ?» и «Что делать, если не поступил?» Давайте найдем разумный ответ на них!
— Почему многие школьники боятся ЕГЭ?
— Потому что в школе пугают «страшной бабой-ЕГОЙ». И самые доверчивые – пугаются!
В школах постоянно твердят, что главное – это сдать ЕГЭ. Сдать ЕГЭ, сдать ЕГЭ, а если не сдашь ЕГЭ, то все пропало. С четвертого класса. И ребята начинают верить, что если сдал ЕГЭ – попадешь хоть куда-нибудь, а не сдал – попадешь сразу в Ад.
Когда не было ЕГЭ, в школах так же пугали экзаменами. «А вот одна девочка десять лет подряд поступала в медицинский, не поступила и всю жизнь проработала уборщицей, а потом умерла». Это обычно рассказывают страшным голосом.
А что на самом деле?
Сдал ЕГЭ и поступил. И попал не в Рай, а просто в вуз. Там свои правила и законы. Там семестры и сессии. Там ты предоставлен сам себе и за свои успехи отвечаешь только сам. И еще надо думать, что делать после окончания вуза. Как-то это не похоже на Рай, да?
Есть еще одна грань страха. Она больше свойственна молодым людям. Когда кажется: если я не поступлю, я не буду себя уважать. Я тогда буду недостоин. Или по-простому – что не поступают только «лохи» и растяпы.
Я много путешествую. Много летаю самолетами. Одно время я тоже думала, что на самолет опаздывают только растяпы. Когда я один, другой и третий раз сама опоздала на самолет, я стала думать по-другому: ничего особенного. С каждым может случиться.
Откуда же берется лишний страх? Если начать ежедневно убеждать себя: «От этого экзамена зависит вся моя жизнь. Если что-то сделаю неправильно – никогда не смогу исправить. Если вдруг не сдам – это будет кошмар и фильм ужасов». Тогда, наверное, на самом деле можно очень сильно начать волноваться!
Можно сделать иначе. Заранее просчитать варианты. Задать себе вопрос: «А что же будет, если я не сдам ЕГЭ?»
Да, окажется свободный год. Свободный! Ура! Можно делать все что хочешь! Особенно если не надо идти в армию!
— Можно поработать по специальности, близкой к той, на которую собрался поступать. Для того чтобы работать копирайтером, менеджером по продажам, smm-менеджером – вообще не обязателен вузовский диплом! Один мой абитуриент, учась в 11 классе, работал на киностудии «Мосфильм» ассистентом по кастингу. И у него получалось!
И готовиться, заниматься, поскольку теперь есть возможность зарабатывать деньги и оплачивать услуги репетитора.
Не прошел в медицинский? Можно пойти в медучилище. Приобрести опыт, понять, привлекает ли работа врача. Многому научиться на практике. И на следующий год пойти в вуз, имея преимущество перед другими абитуриентами.
Не поступил в вуз в России? Может быть, стоит обратить внимание на зарубежные вузы?
И даже в армии можно найти свои плюсы – если рассматривать ситуации с точки зрения: «Чему здесь можно научиться».
Готовых рецептов здесь нет. Главное правило – найти самостоятельно 3-5 подходящих вам ответов на вопрос: «А что будет, если не сдам ЕГЭ?» Тогда на смену волнению и страху придет спокойная уверенность.
Казанский медицинский колледж
Перечень медицинских противопоказаний для поступления на обучение
Разработанный Перечень медицинских противопоказаний освещает вопросы допуска к обучению в вузах и ссузах различного профиля лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Рациональное определение профессиональной пригодности абитуриентов при различных формах патологии имеет важное государственное значение, поскольку способствует сохранению и укреплению состояния здоровья и позволяет полноценно использовать молодого специалиста в народном хозяйстве.
Одним из принципов, положенных в основу составления документа, явилась разработка по всем нозологическим формам заболеваний, встречающихся в молодом возрасте, включая различные анатомические дефекты, внутреннюю патологию, заболевания нервно-психической, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, органов уха, горла, носа, глаз и кожи, с учетом тяжести заболеваний, клинического прогноза и компенсаторных возможностей организма. В основе другого принципа лежит анализ воздействия всевозможных профессионально-производственных факторов на организм с учетом специфики последующей профессиональной деятельности.
Общие медицинские противопоказания
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах *;
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации **;
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий,геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФКIII, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца;
стенокардия ФК III — IV с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца. аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов, и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2- 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации***
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
Дополнительные медицинские противопоказания
Заболевания и бактерионосительство:
1. брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия;
3. сифилис в заразном периоде;
6. заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела;
7. заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук;
8. гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля;
*В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
**После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
***Только для лиц, работающих в контакте вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
Я все завалил: что делать, если не получилось поступить
1. Не расстраиваться
Люди ошибаются — это нормально. Жизнь состоит не только из череды достижений. Пожалуй, у каждого человека найдется примерно одинаковое количество побед и фиаско. Все дело в том, как вы преодолеваете трудности, с которыми взрослым приходится сталкиваться ежедневно. Одна неудача не делает никого «лузером» или «изгоем». Поступили вы или не поступили в вуз — ваше личное дело, и каждый человек сам кузнец своего счастья.
Другой пример — Джоан Роулинг. В 2008 году автор серии книг о Гарри Поттере выступила перед студентами Гарвардского университета, в которой рассказала всю правду о том, как сильно неудачи повлияли на ее самосознание.
«Неудачи помогли мне избавиться от неважного — я перестала притворяться кем-то, кем не являюсь, и направила энергию на единственное дело, которое имело для меня значение. каменное Дно, которого я достигла, стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь». Джоан Роулинг
Ее слова подтверждает психолог и профессор Нью-Йоркского университета Джонатан Хайдт. «Людям нужны невзгоды, неудачи и даже травмы, чтобы достичь высочайшего уровня силы, самореализации и личностного развития», — пишет он в своей книге «The Happiness Hypothesis» («Гипотеза счастья»).
2. Взять себя в руки
Согласно недавнему исследованию, опубликованному в Journal of Consumer Research, самопринятие — самая эффективная стратегия в борьба с неудачами. Восприятие себя таким, какой вы есть, со всеми вашими достоинствами и недостатками, намного упрощает процесс переживания неудач. Психологи также считают, что это одна из черт зрелой личности.
Если вы сможете принять то, что не поступили в университет, просто как факт, это станет первой ступенью к самопринятию и взрослению. Прекратить себя ругать может быть тяжело, но подумайте: насколько это результативно? От того, что вы лишний раз себя проклянете, ничего не изменится. А вот если прекратите страдать и наметите для себя план действий на ближайшие несколько месяцев — вполне вероятно, что да, пусть не сразу.
3. Поговорить с близкими людьми
Самые близкие люди для любого молодого человека — его родители. Не надо бояться с ними поговорить по душам. Ругать вас уже вряд ли будут, так как словами ситуацию никак изменить нельзя, да и зачем к ней возвращаться и вновь и вновь обсуждать ее — это бесполезно. Ваши мама и папа всегда могут что-то подсказать и помочь, так как искренне любят вас. Семья на то и создана, чтобы в случае чего быть надежным тылом и опорой. Вместе вы сможете придумать, что вам делать дальше.
4. Подать документы в колледж
После колледжа можно поступать в вуз на то же направление, которое вы изучали ранее. В этом случае сдавать ЕГЭ вам не понадобится, зачисление на 1 курс будет происходить по результатам вступительных испытаний университета. А после того, как вы станете студентом, есть возможность перейти на сокращенное обучение.
При выборе колледжа рекомендуем обращать внимание на отзывы учащихся и выпускников, не стесняйтесь поговорить с ними. В большинстве случаев вам подробно расскажут о достоинствах и недостатках той или иной организации. О жизни в ней можно также узнать на днях открытых дверей или в ее группах в социальных сетях. Не бойтесь задавать вопросы и уточнять необходимую для вас информацию, вроде наличия студенческой газеты или организации практики — это поможет определиться с выбором.
5. Пойти в армию
Если юноше исполнилось 18 лет, а он не является студентом образовательной организации, предоставляющей отсрочку, и у него нет противопоказаний по здоровью или других причин, предоставляющих освобождение от службы, то от армии никуда не уйти. В этой ситуации не стоит заранее настраивать молодого человека на то, что жизнь радикально изменится, а детство осталось далеко позади. Пусть он сам придет к такому выводу после того, как пообщается с теми, кто служит, или уже отслужил. Это поможет призывнику составить собственную картину и морально подготовиться к новым обязанностям.
6. Поехать в другую страну
На Западе многие будущие абитуриенты охотно берут так называемый gap year («год перерыва»), чтобы отдохнуть от учебы и попутешествовать (как правило, они занимаются волонтерством). Считается, что это позволяет узнать больше об окружающем мире, повзрослеть и начать более осознанно относиться к получению образования. В России так поступает лишь очень небольшой процент молодых людей, которые хорошо знают английский язык и склонны к авантюризму. Кроме того, вряд ли родители будут счастливы, если их сын или дочь вдруг захотят поработать официантом в исландском ресторане или собирать хлопок в ЮАР. Но кто сказал, что так нужно делать на протяжении длительного периода времени? Даже одна поездка способна изменить ваше мировоззрение и расширить горизонты восприятия. Хорошо, если финансовая ситуация позволяет вам просто так поехать за границу. Но если у вас такой возможности нет, ничего страшного, ведь сейчас так много вариантов волонтерства или временной работы за рубежом. Не поленитесь только изучить условия предложения, а также особенности конкретной страны — климат, культуру, законодательство.
7. Саморазвиваться
Если вы не поступили в вуз, это еще не означает, что свое вы уже отучились. Жизнь широка и полна возможностей, которые надо только уметь видеть, а ставить перед собой цели, узнавать новое и развиваться — вот что по-настоящему замечательно. Кроме того, это поможет вам расти в профессиональном плане. Читайте книги, на которые не было времени из-за подготовки к ЕГЭ, посещайте лекции и разговорные клубы, пройдите несколько онлайн-курсов (сейчас есть много бесплатных вариантов), знакомьтесь с интересными людьми, которые наверняка с удовольствием поделятся с вами опытом, поменьше грустите и побольше думайте о том, что весь мир открыт перед вами.
8. Работать
Никто не мешает совмещать саморазвитие и наемный труд. Тем более, если у вас будет хороший стаж, вы вырастете в глазах работодателя и без диплома о высшем образовании. Понятно, что новичка возьмут только на позиции, не требующие высокой квалификации, но даже великие люди начинали с азов. Да и любая подобная позиция — шанс получить первый трудовой опыт и стать более независимым от родителей в финансовом плане. Будучи официантом, промоутером или, скажем, специалистом call-центра, вы вряд ли сможете позволить себе купить последнюю модель самого навороченного смартфона, но обзавестись карманными деньгами или накопить на недорогую поездку или курсы вполне реально. А дальше, если вы хорошо себя проявите, не за горами и повышение.
9. Попробовать поступить в следующем году
Нельзя отрицать тот факт, что для некоторых работодателей очень важно, есть ли у вас высшее образование или нет. Да и родители тоже порой бывают крайне настойчивы в том, чтобы их сын или дочь поступил в вуз. Что же делать в такой ситуации? Подумайте о том, кем бы вы хотели работать и что для этого нужно. Почитайте биографии людей, ставших успешными в этой отрасли, задайте вопросы состоявшимся специалистам на форумах или в соцсетях. Есть ли у них высшее образование? Если да, то какое? Если вы понимаете, что без университета никак не обойтись, начинайте заранее готовиться к ЕГЭ и не паникуйте. Возможно вы не поверите, но проходить вступительные испытания во второй раз гораздо проще и не так волнительно, как сразу же после 11 класса. У вас уже есть опыт неудачи, который подсказывает вам, что жизнь не так сильно зависит от результатов экзаменов, и всегда есть альтернативы. Главное — никогда не отчаиваться и не опускать руки.
История врача: как я не поступила в университет
Я родилась в небольшом городе Каменск-Шахтинский в Ростовской области и в течение всех школьных лет собиралась уехать и поступать в медицинский университет. Медицину видела делом своей жизни. По натуре я лидер, в школе училась практически на одни «пятерки», шла на серебряную медаль.
ЕГЭ тогда сдавали не все, но я собиралась уезжать поступать в Санкт-Петербург, поэтому выбрала для себя именно эту форму экзамена. Так у меня было больше возможностей подать свои документы сразу в несколько университетов.
Учителя, кстати, отговаривали. Нас не «натаскивали» на ЕГЭ, а просто учили, но я была уверена в своих силах. Сдавала русский язык, математику, химию, физику и биологию.
Мобильными телефонами мы практически не пользовались, так что варианта «списать»просто не было. Русский, математику и биологию сдала с самыми высокими баллами, а вот по химии и физике мои баллы колебались в стандартной системе оценок между «тройкой» и «четверкой».
Я села в поезд и отправилась в «северную столицу». Смотрела в окно, думала о том, что скоро у меня начнется новая интересная студенческая жизнь… И представить себе не могла, чем закончится эта поездка.
В Санкт-Петербурге моей целью стали два сильных медицинских университета – Первый медицинский университет им. И.П. Павлова и СЗГМУ им. И. И. Мечникова. На всякий случай я подала документы и в Ростовский медицинский университет на медико-профилактический факультет. Это был крайний запасной вариант.
Я очень рассчитывала на свою школьную медаль и не сомневалась, что сдам единственный экзамен для тех, кто поступал по ЕГЭ. Мне предстояло справиться с химией и компенсировать недостающие баллы. Не скажу, что была абсолютно спокойна, но за спиной – сильная школа, это добавляло уверенности.
Конкурс был огромный, но, к моему удивлению, далеко не все горели желанием лечить людей. У здания университета парковались дорогие для вчерашних выпускников школы автомобили. Абитуриенты разделились на переживающих медалистов из разных городов и обеспеченных выпускников, которые химию не знали, но чувствовали себя уверенно, если не сказать – самоуверенно.
Когда мы получили задание по химии в университете им. И.П. Павлова, все абитуриенты пришли в ужас – это были очень сложные задания уровня академии РАН. Передо мной лежало несколько листов А4 с формулами, которые должны знать выпускники вузов, а не абитуриенты, сейчас-то я могу оценить их как специалист! А тогда, похолодев, я оглядела аудиторию: у всех на лицах была полная растерянность.
Сдав работы, мы услышали, что через три дня можно будет узнать оценки, а через четыре – подать апелляцию. Совершенно случайно я оказалась рядом с университетом через день, и увидела, что результаты экзаменов уже вывешены, а апелляцию можно подать только сегодня и сейчас.
Никто из абитуриентов, с которыми я познакомилась и подружилась за время сдачи экзамена, об этом не знал! Нас, лучших выпускников страны, медалистов, просто «слили». У медалистов было примерно десять «троек», одна или две «четверки» и пара «пятерок». Конечно же, мы подали апелляцию и получили ответ об «ошибках»: не там стоит запятая, пропущено двоеточие.
Я и сейчас могу иногда пропустить запятую, но зато знаю, как вылечить человека от бронхита, от пневмонии, от менингита. Что значила та запятая в моей работе, которая стоила мне баллов, если я могу спасти человеку жизнь? До сих пор я не могу найти ответа на этот вопрос.
В СЗГМУ им. И.И. Мечникова мне не хватило 10 или 13 баллов, чтобы поступить по ЕГЭ… Без денег, которые я долго копила на поездку, без перспектив попасть в университет, в который я так стремилась, я, полностью упав духом, бродила по городу, понимая, что мне предстоит вернуться домой, возможно, искать работу…
Моя мечта, к которой я шла всю школу, в Санкт-Петербурге не сбылась. Сказать, что я была разочарована, значит ничего не сказать! Более того, я была зла. Мы все чувствовали себя обманутыми. Вместо наших знаний, ради которых я сидела над учебниками всю школу, оценили умения ставить точки и запятые на экзамене по химии!
Здоровая злость родила во мне желание бороться за свою мечту. Я вернулась в Ростов и уже там узнала, что по результатам ЕГЭ меня зачислили в Ростовский медицинский университет. Я долго не могла примириться с таким исходом. Мой друг через два года пробил стену и попал в Санкт-Петербургский вуз, и, сравнивая наши конспекты, я смогла оценить высокое качество образования моего Ростовского университета.
У нас было много практики, потрясающие преподаватели. Когда пришло время распределения в интернатуру, я уже не сомневалась, что могу поступить практически в любой вуз, и без труда поступила в РУДН в Москве. Университет окончила с красным дипломом.
Когда искала работу, меня «отрывали с руками». Я много ездила по всему миру, участвовала в международных конференциях и конгрессах, и каждый раз передо мной вставал тот лист со списком имен и оценками. Несколько лет назад это казалось крахом всего! Так ли это было на самом деле?
Я очень сочувствую современным школьникам – их обыскивают перед экзаменом, отбирают телефоны. Это неправильно и унизительно! Как врач, я могу сказать, что человек – не машина, нельзя стандартизировать таланты школьника. У кого-то лучше развита краткосрочная память, кто-то помнит много информации, но не знает, как ее применить. Кто-то не может написать слово из четырех букв без пяти ошибок, но при этом – отлично общается. Пусть этот человек не поступит на филологический факультет, но он может стать специалистом по продажам, оратором.
На своем опыте я убедилась в том, что успешная сдача ЕГЭ или провал не гарантируют абсолютно ничего. Целеустремленность, следование своей мечте, желание бороться – вот что действительно важно.
Я захотела стать врачом и стала им, несмотря ни на что.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.