что делать если не согласен с группой инвалидности
Что делать если не согласен с группой инвалидности
VI. Порядок обжалования решений бюро,
главного бюро, Федерального бюро
42. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
(п. 42 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)
(см. текст в предыдущей редакции)
43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2018 N 60)
Статьи
В Госюрбюро Московской области часто приходят вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов. В частности, как можно и можно ли оспорить группы инвалидности, в случае ее понижения? Актуальность этого вопроса вызвана последствиями изменения группы инвалидности, например с I группы на II, в виде отмены некоторых льгот, которые распространяются только на инвалидов I группы. Многим подобные решения, принятые бюро медико-социальной экспертизы, кажутся несправедливыми. В нашем материале мы расскажем, как оспорить решение об установлении группы инвалидности, стоит ли для этого прибегать к независимой медицинской экспертизе, и в каких случаях вам поможет Госюрбюро Московской области.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч. 1 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ст. 32 Закона № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее — Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Таком образом, освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с присвоением той или иной группы инвалидности, суды не учитывают заключения независимой медицинской экспертизы.
Если вы не согласны с решением бюро, которое, по вашему мнению, неправильно определило группу инвалидности, то у вас есть два способа обжаловать его:
в течение месяца подать на бумаге или с помощью портала «Госуслуги» соответствующее заявление с жалобой в вышестоящее бюро. Оно должно рассмотреть его в течение месяца и вынести соответствующее решение (п. 42—45 Правил);
в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).
Жалоба должна содержать:
наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также ФИО его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;
сведения о заявителе — ФИО, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес;
сведения об обжалуемом решении бюро или главного бюро;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.
При обжаловании гражданином решения учреждения медико-социальной экспертизы суд проверяет его законность и не квалифицирует заболевание гражданина самостоятельно. Для разрешения спора по существу суду требуются необходимые познания, поэтому суд сам назначает и проводит судебную медико-социальную экспертизу (см. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 08.11.2018 по делу № 33-16194/2018, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 18.06.2019 по делу № 33-474/2019).
Кто поможет и за какие деньги?
Если у вас есть II группа инвалидности, то вы имеете право на получение бесплатной юридической помощи.
В России уже почти десять лет действует Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 20 этого закона на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы имеют право инвалиды I и II группы.
Этим законом также определен круг вопросов, по которым юридическая помощь предоставляется бесплатно. В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 20 Закона бесплатная юридическая помощь предоставляется, в частности, по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Помощь оказывается в виде консультирования в устной и письменной форме, составления жалоб, заявлений и иных правовых документов, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. На территории Московской области в дополнение к федеральному закону действует региональный закон — Закон Московской области от 27 июля 2013 г. № 97/2013-ОЗ «О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области».
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Подмосковье является Государственного казенного учреждения Московской области «Государственное юридическое бюро по Московской области».
На официальном сайте Госюрбюро Московской области —http://buro.mosreg.ru/ — есть подробная информация об оказании бесплатной юридической помощи в Подмосковье.
В частности, на сайте Госюрбюро Московской области можно найти график оказания выездных консультаций в 2021 году, а также форму заявления для получения бесплатной юридической помощи.
Если у вас нет возможности воспользоваться интернетом, вы можете позвонить по телефону 8 (498) 602-32-32 (доб. 50416) и специалисты Госюрбюро Московской области расскажут, как воспользоваться своим правом на бесплатную юридическую помощь.
Консультации граждан проводятся по адресам:
Приёмная Правительства Московской области.
г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д.10/13, стр.2.
Понедельник, среда, четверг с 09.00 до 18.00.
Пятница с 09.00 до 16.45.
Предварительная запись по телефону +7 (498) 602-32-32 доб. 50416
МФЦ Одинцово.
г. Одинцово, Можайское шоссе, дом 71, 6 этаж.
Понедельник – четверг с 09.00 до 18.00.
Пятница с 09.00 до 16.45
Общественная приемная Администрации Дмитровского городского округа.
г. Дмитров, ул. Вокзальная, д.18.
1-й и 3-й вторник месяца с 10.00 до 16.00.
Предварительная запись по телефону +7 (496) 221-98-04.
Общественная приемная городского округа Власиха.
г. Власиха, ул. Маршала Жукова, д.9.
2-й и 4-й вторник месяца с 10.00 до 16.00
МФЦ Городского Округа Реутов.
г. Реутов, ул. Победы, д.7.
Четверг с 09.00 до 18.00
МФЦ Городского Округа Красноармейск.
г. Красноармейск, пр-т Испытателей, д. 7.
Понедельник, среда с 09.00 до 18.00
Для получения бесплатной юридической помощи необходимо представить следующие документы:
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи с указанием вида необходимой бесплатной юридической помощи и основания ее предоставления (форма заявления есть на сайте Госюрбюро Московской области);
3) документы, обосновывающие требования граждан об оказании бесплатной юридической помощи, в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» либо ст. 15 настоящего Закона;
4) справку, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности.
Указанные документы могут быть представлены по просьбе гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, другим лицом, если гражданин не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. В этом случае представитель гражданина, помимо указанных в настоящей статье документов, представляет документ, удостоверяющий личность, доверенность или документ, подтверждающий права законного представителя.
Для получения бесплатной юридической помощи должны быть представлены подлинники документов и их копии, которые заверяются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Отметим, что в силу закона по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов специалисты Госюрбюро Московской области проконсультируют вас в устной и письменной форме, а также помогут составить заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.
К сожалению, они не смогут бесплатно представлять ваши интересы в суде, так как в перечне судебных дел, в которых они могут участвовать бесплатно, медико-социальная экспертиза не упомянута.
Будьте острожны и обращайтесь только в Госюрбюро Московской области! Вокруг бесплатной юридической помощи появилось множество мошенников.
Согласно статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, может быть подан в суд по месту нахождения филиала (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ)
Как обжаловать решение МСЭ и куда подавать жалобу в 2021 году?
С медико-социальной экспертизой человек сталкивается, когда его жизнедеятельность ограничивается вследствие отклонений в физическом или психическом состоянии. Причём эти отклонения настолько серьёзны, что гражданин нуждается в применении к нему мер социальной поддержки.
Специалисты бюро МСЭ проводят обследование лица, получившего специальное направление, и большинством голосов решают вопрос о его инвалидности. Решение, принятое в результате обследования, может быть воспринято пациентом как некорректное, нарушающее его права.
В таком случае, как указано в пункте 42 главы VI Постановления Правительства РФ N 95 от 20 февраля 2006 ему предоставлено право обжаловать результат.
Критерии присуждения инвалидности
По результатам освидетельствования в бюро МСЭ человек получает справку, в которой содержится подтверждение признания его инвалидом какой-либо степени.
В случае непризнания гражданина инвалидом справка содержит сведения о результатах проведённой с ним работы. В обоих случаях содержание полученного документа может не удовлетворить пациента. Тогда закономерно встаёт вопрос об обжаловании медицинского заключения.
Принимая решение опротестовать результаты МСЭ, пациенту необходимо представлять, какими условиями, установленными законодателем, руководствуются сегодня при присуждении инвалидности той или иной группы.
В 2015 году Министерство труда и социальной защиты утвердило приказ, согласно ему сотрудники бюро при проведении МСЭ обязаны выносить решения по результатам освидетельствования граждан с учётом специальных классификации и критериев. В документе перечислены:
Указываются здесь и возможные степени таких расстройств и степени ограничения жизнедеятельности в указанных категориях.
Инвалидность назначается в зависимости от степени, с которой выражаются функциональные ограничения организма, вызванные длительным заболеванием.
Группа инвалидности определяется в соответствии со степенью ограничения каких-либо категорий жизнедеятельности.
Результатом такого подхода стало то, что признание человека нуждающимся в мерах социальной поддержки вследствие инвалидности, зависит не от наличия заболевания или дефекта организма. Главным условием является то, в какой мере они мешают человеку вести нормальный образ жизни:
Очевидно, именно поэтому экспертиза получила название медико-социальной. Её задача – установить не только наличие дефекта, но и социальное значение его для человека.
Кроме этого, условием для отнесения гражданина к группе инвалидов является также необходимость поддержки социального характера, главным образом необходимость проведения реабилитации.
Оценивая состояние пациента, специалисты МСЭ должны учитывать возможные улучшения его состояния в результате реабилитации. Например, насколько предполагаемое протезирование сможет снизить степень выраженности ограничения одной или нескольких категорий жизнедеятельности.
Когда необходимо обжалование?
Сложившаяся система оценки состояния здоровья человека не всегда позволяет пациенту пройти МСЭ с желаемым результатом. Тогда ему приходится проходить переосвидетельствование, доказывая не наличие у него дефекта организма, а невозможность при том или ином заболевании вести образ жизни, который признан нормальным в обществе.
В заявлении гражданина с требованием пересмотреть результаты проведённого членами МСЭ обследования или провести повторное освидетельствование необходимо максимально точно и корректно указать те основания, которые определяют необходимость удовлетворения такого заявления.
Учитывая критерии признания инвалидом, установленные Российским законодателем, такими основаниями являются:
Перечисленные основания для обжалования заключения о признании/непризнании инвалидности вытекают из классификации нарушений здоровья и ущемления возможностей жизнедеятельности и степени выраженности этих категорий.
Присутствие какого-либо из перечисленных факторов, проигнорированных специалистами бюро МСЭ, даёт пациенту возможность оспорить:
Подобные нарушения подлежат обязательному устранению, поскольку их результатом является ущемление конституционных прав граждан.
В качестве требований пациентом указываются:
Добиться пересмотра результатов в соответствии с действующим законодательством не так сложно. Значительно труднее доказать, что вывода комиссии некорректны и нарушают права гражданина, гарантированные ему государством.
Жалоба
Определив действительное наличие оснований для обжалования заключение МСЭ, признанных законом достаточными, можно приступать к самой процедуре. Она может проходить в двух направлениях:
Многие юристы советуют своим клиентам сначала пойти по первому пути. Связано это с тем, что в противном случае суд всё равно назначит переосвидетельствование.
Получив неудовлетворительный результат проведённого обследования, можно обратиться за восстановлением справедливости в сам орган, проводившей экспертизу.
Бюро по проведению медицинско-социального освидетельствования имеет три ступени:
Первоначальной ступенью обжалования может быть обращение с претензией к начальнику городского/районного бюро либо сразу в главное бюро. Если и там не удаётся добиться желаемого результата необходимо подать жалобу в Федеральное бюро МСЭ.
Образец заявления на обжалование решения МСЭ
На каждом этапе срок, когда может быть подана жалоба, составляет один месяц со дня вынесения решения комиссией.
Образец такого заявления выглядит следующим образом:
Пример заявления на обжалование решения МСЭ
В Приложении перечисляются документы, которые прикрепляются к заявлению:
Рассмотрение такой жалобы происходит в течение одного месяца. В результате выдаётся выписка, в которой указано мотивированное решение относительно заявления. Это может быть отказ в исполнении требований или их удовлетворение. В зависимости от результата можно действовать дальше.
Обращение в суд
Когда все возможные варианты исчерпаны, а результат остаётся неудовлетворительным имеет смысл обратиться в судебные инстанции. Важно предоставить суду доказательства того, что истцом были приняты меры по досудебному урегулированию вопроса.
Подаче заявления предшествует уплата государственной пошлины в размере трёхсот рублей. Освобождены от неё лица, перечисленные в 333.36 статье Налогового кодекса.
Обжалование решения МСЭ в судебном порядке
Подсудность таких дел относится к районному суду. Как и большинство исков, данный документ подаётся в суд по месту нахождения ответчика, то есть бюро, проводившего медико-социальную экспертизу. Составляется заявление в суд в традиционной для исков форме. В нём указывается:
Составляя иск, важно упоминать те примеры, которые можно доказать документами. Вполне возможно участие свидетелей, которые смогут подтвердить, излагаемые факты.
Пакет документов соответствует тому, который предоставляется при обжаловании в бюро. Дополнительно предоставляется копия заявления. Все документы необходимо передать суду в том количестве, которое соответствует количеству участвующих в деле лиц.
Рассмотрение таких дел происходит в период одного — двух месяцев.
Для составления искового заявления можно воспользоваться следующим образцом.
Образец искового заявления
Решение судьи по данному исковому заявлению принимает законную силу через месяц после его вынесения судом. Оно также может быть обжаловано в вышестоящие инстанции.
Нюансы действий МСЭ
Не всегда решения по изменению статуса инвалида, вынесенные специалистами проведения МСЭ, являются неправомерными, хотя могут показаться таковыми на первый взгляд.
Существует ряд случаев, когда бюро МСЭ обязано вынести иное решение в отношении человека. Тогда оформление группы инвалидности происходит в зависимости от появления новых критериев.
Происходит это в следующих ситуациях:
Наличие этих критериев делает вынесение нового заключения необходимым с правовой точки зрения.
Такие действия также могут быть обжалованы пациентами или их представителями, если есть подозрения, что они выполнены с нарушением закона.
Обжалование решения МСЭ
Как показывает практика, обращение граждан с жалобой в Федеральное бюро МСЭ нередко имеют положительную тенденцию для пациентов. Особенно это важно, когда встаёт вопрос, как оформить инвалидность ребёнку, если на местном уровне врачи постоянно выдают отказ.
На сайте Федерального бюро медицинской экспертизы можно встретить немало положительных отзывов о деятельности данной организации.
Работников учреждения благодарят:
Подробнее с мнением пациентов можно познакомиться здесь. Люди, столкнувшиеся со сложной ситуацией, судя по отзывам, находят помощь.
Получить инвалидность в России сегодня – задача не самая лёгкая. Очевидно, что разработка программы помощи таким людям нуждается в совершенствовании, а пока пациенты самостоятельно обжалуют неправомерные действия медицинских комиссий и добиваются необходимых результатов.
Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.
Правительство Саратовской области
Саратовская область выбирает вектор лидерства
Как можно обжаловать индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида
Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.
Я являюсь инвалидом. Мне разработана программа реабилитации, но я с ней не согласен. Как можно обжаловать этот документ? Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства О.О. Петров
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Соответствующие положения содержатся в ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА, в целом, или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
ИПРА инвалида разрабатывается учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро) в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
При необходимости внести изменения в ИПРА инвалида оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая ИПРА инвалида. Однако если внесение исправлений в ИПРА инвалида связано, например, с изменением антропометрических, персональных данных инвалида, с устранением технических ошибок, а также в других установленных случаях, то инвалиду взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без оформления нового направления на МСЭ.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, не осуществляется.
Новое направление на МСЭ также не потребуется в случае включения в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.
Если инвалид не согласен с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, он или его представитель вправе обжаловать данное решение. Для этого необходимо в течение месяца обратиться с заявлением в главное бюро либо бюро, проводившее МСЭ. Заявление может быть подано в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде через Единый портал госуслуг.
В течение месяца со дня поступления заявления главное бюро проводит МСЭ инвалида и выносит соответствующее решение, а также при наличии оснований разрабатывает новую ИПРА. При обжаловании инвалидом решения главного бюро эксперт по МСЭ по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия инвалида может поручить проведение его МСЭ другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро в месячный срок может быть обжаловано инвалидом (его представителем) также в Федеральное бюро путем подачи заявления в главное бюро, проводившее МСЭ, либо непосредственно в Федеральное бюро. В течение месяца со дня поступления данного заявления Федеральное бюро проводит МСЭ и выносит соответствующее решение, а также при наличии оснований разрабатывает новую ИПРА.
Кроме того, указанные решения бюро, главного бюро либо Федерального бюро инвалид (его представитель) может обжаловать в судебном порядке.