что делать если новорожденный испугался громкого звука
Что делать если новорожденный испугался громкого звука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери.
Статья:
Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события. Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей. Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.
О пользе погремушек для новорождённых
Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.
Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.
Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.
Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции
Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.
У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:
Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.
Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.
Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки
По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.
Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.
Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.
Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.
Что делать если новорожденный испугался громкого звука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Как вылечить испуг у ребенка, что делать родителям, а чего не стоит — читайте в нашей статье.
Статья:
Страх — одна из защитных реакций организма человека, обусловленная инстинктом самосохранения. Возникает она в результате столкновения с опасностью и может вызвать рефлекторную реакцию, под названием испуг. Однако по отношению к детям термин «испуг» имеет несколько иное значение. Это состояние, которое отличается характерной симптоматикой, ассоциируется с пережитым стрессом и может иметь последствия для детской психики.
Испуг и его последствия
Нервная система маленьких детей еще недостаточно зрелая, чтобы стойко переносить потрясения из внешнего мира. В ситуациях, когда взрослый может лишь вскрикнуть «Ой!», малыш пугается по-настоящему.
Последствия такого испуга имеют разный характер — от легких, которые быстро пройдут:
… до среднетяжелых, с которыми придется бороться:
… и до тяжелых, которые нужно лечить у врачей:
Причины страха
Из-за разницы в жизненном опыте взрослые и дети боятся разных вещей. Например, если для нас визг тормозов — это предвестник ДТП, то для ребенка — лишь громкий звук. В такой ситуации взрослый человек напряжется, оглянется, попытается уйти в безопасное место. А малыш максимум проявит любопытство и посмотрит в сторону источника звука.
При этом детей могут напугать совершенно тривиальные вещи. К примеру, пролетающий над головой голубь или клоун на празднике.
Что еще может испугать ребенка:
Что чувствует ребенок
Сразу после сильного испуга малыш пребывает в стрессе. Его естественный порыв — как можно быстрее прижаться к маме или уйти домой, в комфортную обстановку. Некоторые дети после испуга долго и крепко спят — так восстанавливается нервная система от внезапной перегрузки.
Очень важно в первые минуты после испуга успокоить, обнять малыша, поговорить с ним тихим, ласковым голосом. Сейчас он остро нуждается в материнском тепле и спокойствии.
Последствия испуга могут проявиться не сразу. Даже если малыш перестал плакать и вернулся к игре, это не значит, что все в прошлом. Дело в том, что эмоциональный фон детей до 5 лет настолько нестабилен, что воспоминания об испуге могут сами по себе вызывать сильный стресс. Так формируются страхи, фобии, неврозы, которые иногда длятся годами.
Что чувствуют родители
Первая эмоция, с которой сталкивается мать испугавшегося ребенка, — растерянность. В первые секунды ей может быть трудно сориентироваться и определить так называемый «размер ущерба». Поэтому в такой ситуации можно понять замешательство или замедленную реакцию на источник стресса у ребенка.
Через минуту приходит понимание, что малыш сильно испугался. И тут уже важно правильно повести себя:
Далеко не все родители осознают степень влияния стресса на детскую психику. Поэтому одни могут отрицать наличие испуга, а другие — связывать с ним любые нарушения в поведении или самочувствии малыша. Всё же лучше держаться золотой середины: не игнорировать произошедшее, но и не списывать на испуг все проблемы.
Также важно:
Ребёнок боится любых резких звуков. Это нормально?
Маленькие дети, которые еще не умеют толком говорить, иногда пугают родителей внезапным плачем, криками, истериками. А если так они реагируют на любой резкий звук? Куда бежать: к неврологу, психологу, психиатру? Разбираемся вместе с отоларингологом Дмитрием Василенко и неврологом Центра лечебной педагогики Анастасией Примаковой.
Вопрос. Маленький ребенок боится резких звуков. Впадает в истерику, когда их слышит. Почему так происходит? И как я могу ему помочь?
Анастасия Примакова, невролог:
Реакция на резкие звуки — это защитная реакция. И дело не столько в громкости и децибелах этих звуков, сколько в их неожиданности. То есть швейная машинка, которая фоном стучит в соседней комнате, — привычный звук, а вот внезапно включенный пылесос — как сигнал тревоги, и он может спровоцировать плач или даже истерику. Ребенок может испугаться даже банального чиха мамы. Как правило, дети в таких ситуациях замирают: это врожденный рефлекс защиты. Но есть и те, кто начинает плакать.
Громкие и резкие звуки — как и любой сильный раздражитель — быстро истощают ребенка. Но здесь важно понимать, что все дети разные: есть и такие, у которых изначально можно заметить некоторые проблемы.
В английской литературе можно встретить термин «ведьмин час»
Это про детей, которые весь день веселые, активные, все время улыбаются и отлично спят, а в 9 вечера открывают рот и часов до 11 кричат так, что их ничем невозможно успокоить. И это считается нормой для детей в возрасте до 3 месяцев. Такие дети на резкие звуки реагируют более ярко.
Кроме того, есть такое нарушение слуха — гиперакузия. При этой особенности люди, независимо от возраста, воспринимают обычные звуки как слишком громкие. И тогда по-настоящему громкие звуки они чувствуют как нечто приносящее боль. Отметим, что такое состояние могут испытывать и обычные дети в момент испуга, крайнего перевозбуждения или нервного истощения.
Плюс у маленьких детей, как и у взрослых, может быть приступ мигрени. И тогда даже шорох будет вызывать у ребенка дискомфорт, а резкий громкий звук может провоцировать крик и плач.
Глобальной же причиной слишком бурной реакции на резкие звуки может быть сенсорная дезинтеграция ребенка. Это, к сожалению, бич современных детей. Мы живем в мире асфальта, чистого пола и пластика. У ребенка попросту отсутствует естественный сенсорный опыт. Он не гладит животных, не ползает по траве, песку, камням и другим различающимся по фактуре и текстуре поверхностям, не копошится руками в грязи. Сенсорный опыт сведен к минимуму, в том числе и слуховой. Вместо маминых колыбельных — пресловутые интерактивные игрушки с механическими звуками, вместо живого голоса и общения — обучающие игрушки в смартфоне и планшете. И все это сказывается на восприятии звуков в принципе.
Если вы замечаете, что ребенок резко реагирует на громкие звуки, — это веский повод обратиться за консультацией к врачу-неврологу. Нередко помимо бурной реакции на резкие звуки у ребенка могут проявляться и другие симптомы. Например, он может демонстрировать гипервозбудимость, подолгу не может успокоиться, его трудно уговорить или на что-то переключить. Все это должно насторожить родителей.
Еще такая реакция на резкие звуки может быть частью какого-то генетического синдрома, но это крайне редкая история
Обостренный слух часто оказывается одним из маркеров ряда заболеваний. Но так ли это, скажет только специалист после очного приема.
Как помочь ребенку в конкретный момент? Максимально защитить его от любых звуков, которые пугают и вызывают плач или истерику. А если защитить не получается, ни в коем случае нельзя говорить: «Ты сейчас не кричи!» Не надо воспитывать ребенка, когда ему плохо.
Ребёнку очень важно понимать, что родители — люди, которые всегда на его стороне и не будут ругать вместе со всеми в магазине, когда он в истерике на полу валяется. Важно, чтобы у родителей не было отторгающей позиции в этот момент, не стоит усиливать его проблему. Надо просто объяснить: «Ну ничего, ты услышал этот звук, ты испугался, ты поплачешь, и всё пройдёт. Мы сейчас пойдём мыть ручки, пить водичку».
А после — отправиться на прием к специалисту, который поможет найти причину такой реакции и выстроить маршрут помощи.
Дмитрий Василенко, врач-отоларинголог:
Гиперакузия — это снижение восприимчивости к звукам средней и высокой интенсивности у хорошо слышащих людей, болезненная чувствительность к обычным звукам окружающей среды. По сути, это нарушение восприятия громкости.
В практике как отоларинголога, так и невролога это большая клиническая задача, требующая диагностики. Важно уточнить, какие именно звуки ребенок воспринимает болезненно. Истинная гиперакузия — это когда все звуки кажутся критически громкими. В том случае, если только какие-то конкретные звуки кажутся громкими, то речь, как правило, идет о фонофобии. Это страх перед звуками, который формируется годами и связан с определенными травмирующими ассоциациями.
Кроме того, существует феномен усиленного нарастания громкости. Сокращенно он называется ФУНГ — это когда звуковой раздражитель воспринимается больным ухом более громко, чем здоровым. ФУНГ характерен при заболеваниях кортиевого органа внутреннего уха. Есть данные, что у людей, страдающих тиннитусом (ушным шумом), гиперакузия присутствует в 40% случаев. А у пациентов с гиперакузией тиннитус диагностируется аж в 86% случаев.
Гиперакузия чаще всего связана с такими заболеваниями, как болезнь Меньера, перилимфатическая фистула, острая сенсоневральная тугоухость, отосклероз, симптом Рамсея-Ханта, мигрень, депрессия, поражение лицевого нерва, паралич Белла, болезнь Лайма, посттравматический стресс.
Однако только очный осмотр специалиста поможет ответить на вопрос, какова истинная причина боязни резких звуков и что стоит предпринять, чтобы с этим справиться.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Что делать если новорожденный испугался громкого звука
Чрезмерный испуг (стартл-реакции) может наблюдаться при многих неврологических заболеваниях. Но с другой стороны, истинные болезни чрезмерного испуга встречаются нечасто как идиопатические случаи или как результат обширных поражений ЦНС.
Гиперэкплексия. Гиперэкплексия или болезнь испуга характеризуется сильным испугом (стартл-реакцией), вызванным слуховыми, зрительными или тактильными сенсорными стимулами, не вызывающими у здоровых людей подобных реакций. При стартл-рефлексах практически не вырабатывается привыкание. При идиопатических формах особенно сильный патологический эффект оказывают тактильные стимулы, привыкание к легкому прикосновению вырабатывается медленно или не вырабатывается вообще, тогда действие проприцептивных стимулов минимально или же отсутствует (Shahar и Raviv, 2004). Особенно сильную реакцию вызывает поколачивание по носу (Shahar et al., 1991).
а) Наследственная гиперэкплексия. Это расстройство вызывается несколькими мутациями в гене альфа 1 субъединицы ингибиторного глицинового рецептора GLRA1 в хромосоме 5q33-q35 (Ryan et al., 1992; Shiang et al., 1995), и чаще всего передается по доминантному механизму, хотя известно, что существуют редкие рецессивные формы (Rees et al., 1994; Coto et al., 2005). Вероятна большая генетическая гетерогенность. Некоторые случаи связаны с компаунд-гетерозиготностью двух разных мутантных аллелей. Известны случаи семейной заболеваемости при отсутствии мутации гена глицинового рецептора (Tijssen et al., 2002).
Заболевание существует в двух формах: большой форме, при которой реакция отлична от нормальной не только в количественном отношении, но даже в ответ на слабые стимулы, например, прикосновение к носу проявляется моментально генерализующейся ригидностью с потерей постурального контроля, что приводит к незащищенному падению «еп statue» (как статуи) и длительным эпизодам апноэ, которые могут потребовать проведения реанимационных мероприятий и даже привести к летальному исходу (Pascotto и Coppola, 1992); и малой форме, при которой реакция на чрезмерный испуг проявляется изолированно. Последняя форма обычно не связана с известными мутациями (Bakker et al., 2006).
Атаки отличаются от эпилептических припадков, и на иктальной ЭЭГ не выявляется пароксизмальной активности; хотя пики и описаны, их значение не определено (Matsumoto et al., 1992). В некоторых случаях громкие звуки провоцируют патологические внутриутробные движения плода (Vigevano et al., 1989).
В тяжелых случаях у младенцев с рождения отмечается выраженная гипертония, исчезающая во время сна. Часто встречаются пупочные и паховые грыжи, вероятно, из-за повышенного внутрибрюшного давления, вызванного постоянным сокращением мышц. В период спонтанного исчезновения гипертонии в конце первого года жизни могут появиться интенсивные, частоповторные подергивания конечностей при засыпании (Andermann и Andermann, 1988). Неонатальные проявления заболевания первоначально описывались как «синдром скованного ребенка» или «врожденный синдром скованного человека» (Sander et al., 1980), пока не выяснилось, что это два идентичных состояния.
Обе формы могут одновременно существовать в одной семье и не быть связанными с известными мутациями (Tijssen et al., 2002).
б) Спорадические случаи. Были описаны спорадические случаи, которые могут представлять большую или малую формы заболевания (Shahar и Raviv, 2004). Они могут встречаться чаще, чем принято считать. Shahar и Raviv описали 39 случаев, девять из которых имели большую форму заболевания с типичными симптомами, включая тяжелые апноэтические атаки. Интересна недавно продемонстрированная связь некоторых случаев с мутациями гена GLAR2, кодирующего другой постсинаптический глициновый рецептор (Rees et al., 2006). По мнению Shahar и Raviv (2004), эти младенцы не реагируют на проприоцептивные стимулы в отличие от младенцев с поражением головного мозга.
Вторичные случаи, вызванные расстройствами ЦНС, могут встречаться относительно часто. Такие случаи вызываются обширными повреждениями головного мозга и трудноотличимы от чрезмерно выраженных рефлексов испуга у младенцев с проявлениями поражения нервной системы и выраженными рефлексами. Приобретенные симптоматические причины гиперэкплексии и близких к ней болезней чрезмерного испуга широко обсуждались Brown et al. (1991).
Встречаются случаи гиперэкплексии с поздним дебютом, которые могут поддаваться лечению вальпроатом натрия (Dooley и Andermann, 1989). Другие атипичные случаи включают в себя неонатальную гиперэкплексию с последующей гипотонией и эпилептический статус с летальным исходом (Lerman-Sagie et al., 2004).
в) Исход и лечение. Исход гиперэкплексии не всегда доброкачественный, особенно из-за повторных падений, эпизодов апноэ и вероятности смерти во время тонического пароксизма. В принципе, симптомы с возрастом исчезают, но проявление (реакция сильного испуга) сохраняется.
Терапия клоназепамом или клобазамом и вальпроевой кислотой (Dooley, Andermann 1989) обычно оказывается эффективной, но не полностью подавляет симптомы. Многие пациенты хорошо поддаются лечению бензодиазепинами и могут полностью выздороветь после достижения двухлетнего возраста. Атаки можно остановить резким сгибанием головы и конечностей, что может оказаться спасительной манипуляцией (Vi-gevano et al., 1989).
Гиперэкплексия длительное время в различных популяциях была известна под описательными названиями, такими как «прыгающий француз из штата Мэн», или «лата». Нозологическое положение этого расстройства остается невыясненным (Saint-Hilaire et al., 1986).
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 7.1.2019