что делать если ребенок любит рисовать
Почему дети любят рисовать
За тем, как ребёнок создаёт свой шедевр, очень интересно наблюдать. Неважно, сколько ему при этом лет. Рисование – это потребность, важность которой сложно отрицать. Так малыш проявляет свои творческие задатки и пытается выразить на бумаге внутреннее состояние. Родители должны быть внимательны к картинкам, созданным руками малыша. Возможно, так он пытается сказать то, что не решается при прямом диалоге. Рисование исходит от желания познавать жизнь и активно участвовать во всех процессах. Каждый человек стремится к созиданию. Рисование – это самый простой и доступный способ самореализоваться в этом направлении.
Дети любят рисовать, поскольку так они могут создать свой уникальный мир, который не похож на другие. Процесс действительно интересный и увлекательный. В этом случае не существует никаких табу и ограничений. Не обязательно трава зелёная, а солнце жёлтое. Каждый волен выбирать свой путь.
Рисование для ребёнка – это не просто насущная потребность, а часть сознания. Процесс напрямую связан с выражением собственного «Я». Чем старше становится малыш, тем более структурированными и чёткими становятся изображения.
Рисунок – это своего рода зеркало или мерило развития. Оно отражает прогресс, который произошёл с сознанием. Понятно, что если рисунки остались прежними, то стоит задуматься о необходимости подключить специалиста.
Творческий процесс всегда привлекал и манил. Дети посредством рисунка пытаются адаптироваться. Так они облегчают себе процесс. Кроме того, очень увлекательно создавать свою собственную коллекцию изображений. Многим детям доставляет удовольствие радовать близких подарками, сделанными своими руками.
Дети обязательно должны самовыражаться. Чем больше способов они для этого используют, тем лучше. Родители же обязаны создать благоприятную атмосферу для всестороннего развития.
Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.
В каракулях скрываются эмоции
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«Посмотрите на его рисунки, это же талант!». Как не отбить у детей любовь к рисованию
Как помочь ребенку, если он решил, что хочет стать художником? Стоит ли отдавать его в художественную школу? Как подготовиться к поступлению в художественный вуз? Разбираемся вместе с молодой художницей Вероникой Ивашкевич и программным директором 2-го Кураторского форума, искусствоведом Натальей Хвоенковой.
5 лет: главное в этом возрасте — не показывать ребенку, как рисовать «правильно»
Обычно с 5 лет начинают ходить на кружки и дополнительные занятия. Если ваш ребенок любит рисовать, предложите ему записаться в художественную школу. Набор туда, как правило, проводится с 6–7 лет. До этого можно позаниматься с частным педагогом: это поможет понять, готов ли ребенок к поступлению.
Вероника Ивашкевич, художница, педагог:
Самое главное при работе с детьми в этом возрасте — не показывать им, как нарисовать что-то. В моей преподавательской практике бывали случаи, когда ребенок после занятия в детском саду вдруг начинал рисовать солнышко строго в правом верхнем углу, полоску неба — вдоль края листа, и дерево по шаблону, потому что его научили, что так «правильно». В 5 лет у детей очень развито образное мышление. И чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал в рисовании, нужно разрешить ему мечтать и сочинять. Лучше всего в начале занятия обозначить тему, которая ему интересна, задать наводящие вопросы и продолжать обсуждать нарисованное в процессе.
Наталья Хвоенкова, куратор, искусствовед, программный директор 2-го Кураторского форума:
Если ребенок хорошо рисует, ему обязательно надо предложить художественную школу. Сходить на несколько занятий, посмотреть, понравится ли ему. Очень здорово, если вы будете поддерживать его интерес и в каком-то более свободном формате: во многих музеях бывают интересные программы, события выходного дня или отдельные проекты, в которых могут принять участие дети. Это важно и для включения в художественную среду, и как возможность применить навыки, полученные в художественной школе.
Конечно, нужно ходить с ребенком на разные выставки — не только в музеи, но и в галереи, на фестивали — и обсуждать с ним увиденное. Причем в этих беседах лучше занимать нейтральную безоценочную позицию, давая ребенку возможность самому сформировать свое мнение.
Постарайтесь помочь ему не просто описывать свои впечатления в формате «понравилось — не понравилось», а отслеживать эмоциональные реакции на произведения искусства
Я бы также посоветовала следить за новинками книгоиздания. В детской литературе сейчас появилось много небольших издательств, которые печатают книги с очень хорошими иллюстрациями. Тут родителям тоже придется включиться в интересы ребенка — составить список понравившихся ему художников-иллюстраторов и следить за их работой.
10 лет: можно пробовать и архитектуру, и дизайн, и керамику, и фотографию, и граффити — главное, чтобы было интересно
В этом возрасте важно поддерживать интерес к занятиям и желание развиваться в какой-либо сфере. Если ваш ребенок еще не занимается в художественной школе, это не значит, что поздно начинать. Обратите внимание на художественные курсы или найдите частного педагога. К тому же для среднего школьного возраста существует много музейных программ, которые помогают лучше понимать искусство.
Вероника Ивашкевич:
К 10 годам у детей обычно возникает желание нарисовать так, «чтобы было похоже». Это важный этап, на котором уже можно рассказать о перспективе, строении формы и правилах цвета. Однако все индивидуально: не стоит навязывать ребенку реалистичное рисование, если ему это не интересно. В эпоху интернета в 11–13 лет у детей зачастую уже есть большая насмотренность и четкое понимание, что и как они хотят изобразить, начинается поиск индивидуальности и своего стиля.
Наталья Хвоенкова:
Хороший формат поддержать интерес ребенка к рисованию — короткие онлайн-курсы, марафоны по скетчингу или иллюстрации. Есть очень хорошие авторы, которые регулярно проводят такие занятия: учат найти свой стиль, тому, где брать идеи, как преодолеть лень и кризис. Этот формат больше подойдет уже активно рисующим подросткам. Тут, конечно, очень важно смотреть на отзывы и записываться только к тем авторам, которые сами рисуют очень много, печатаются в книгах, журналах, участвуют в выставках — то есть живут активной творческой жизнью.
Ребёнок рисует только каракули? Не переживайте, это нормально, в них тоже есть смысл
Помимо онлайн-предложений, существует много разнообразных офлайн-курсов: это могут быть частные школы, досуговые центры или просто занятия с художниками. Тут, мне кажется, можно пробовать и архитектуру, и дизайн, и керамику, и фотографию, и граффити, и печатную графику — главное, чтобы ребенку было интересно.
15 лет: Поступление в вуз — это техническая задача. Важнее поддержать ребенка в его интересах
Если к 15 годам ребенка у вас сложилось четкое понимание, что он хочет развиваться в сфере искусства, скорее всего, вы задумаетесь о поступлении в художественный вуз. Если ваш ребенок твердо решил получить художественное образование, есть два пути: либо сразу готовиться к поступлению в университет, либо выбрать промежуточный этап и поступить для начала в художественное училище. Но важно помнить, что, если ребенок учился в художественной школе или ходил на дополнительные занятия, ему не обязательно становиться именно художником. В сфере искусства есть довольно много профессий: искусствовед, куратор, педагог, дизайнер, аниматор и гейм-дизайнер.
Наталья Хвоенкова:
Мне кажется, если ребенок к этому возрасту не потерял интереса к художественному творчеству, можно не ограничиваться занятиями в художественной школе. На вопрос «Как подготовиться к поступлению в вуз?» ответить довольно просто: главное — внимательно изучить требования выбранного факультета. В подготовке помогут и частные занятия, и подготовительные курсы.
Но нужно помнить, что поступление в вуз — это техническая задача. Куда важнее поддержать ребенка в его интересах, помочь ему определиться, что именно его привлекает в рисовании и как ему было бы интереснее всего применять эти знания на практике. А уже исходя из этого правильно выбрать вуз. Ведь умение хорошо рисовать открывает очень разные возможности для самореализации, и не всегда в сфере современного искусства.
Кураторский форум — ежегодный международный проект, организованный Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ в Петербурге). Это двухнедельное мероприятие с участием ведущих институциональных и независимых кураторов, галеристов и арт-менеджеров. В 2020 году форум пройдет с 16 по 30 ноября. В программе: дискуссии о современных кураторских практиках и первый в России Art-Weekend для широкой аудитории — день открытых дверей в галереях, арт-пространствах и мастерских художников. В 2020 году на форуме будут обсуждаться образовательные практики, такие как музейная педагогика и арт-медиация.
Фото: Shutterstock / YAKOBCHUK VIACHESLAV, KayaMe, Solis Images
Зачем и почему дети рисуют?
Алла Мокрецова
Зачем и почему дети рисуют?
«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – немецкий учёный.
Особое место в жизни ребёнка занимает рисование.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие ребёнка: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение.
Рисование способствует развитию зрительно – двигательной координации. Совершенствуется глазомер, развивается зрительная память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев.
Рисование – вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. По мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно они называют умение говорить – устной речью, умение писать – письменной речью, а умение рисовать – графической речью.
Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости ребёнка. Рисование предоставляет ребёнку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, но не может выразить словами. Из шедевров маленького художника можно узнать многое, главное научиться читать его «сообщение».
Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные, многофункциональные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются художественно одарённые дети.
Итак, зачем и почему дети рисуют?
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И что удивительно, спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайными переплетениями линий и закорючек.
Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? Причин много. Первая: к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается и на первые позиции выдвигается слово. Вторая: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техниками и навыками приёмов рисования. Недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах, поэтому чаще поощряйте детей, ведь для него его рисунок самый лучший.
Детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали – в этом проявляется эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё значение, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей. Дети рисуют не конкретный образ, а обобщённые знания о нём, воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Нередко они придумывают себе темы и сюжеты сами, используя имеющиеся у них представления.
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Каждый цвет имеет своё значение. Красный – символ огня, оранжевый – символ радости, жёлтый – символ солнца, зелёный – символ жизни, голубой – символ неба, синий – символ мудрости, фиолетовый – символ дружбы. Это все цвета радуги.
На занятиях желательно чтобы дети сидели мальчик – девочка. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.
Как рисуют девочки, а как мальчики?
1. Тематика (идеи и фантазии, т. е. рисование по замыслу.)
Девочки: более уверенно выбирают тему и сюжет, чаще рисуют цветы, деревья,бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Мальчики: колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты, такие как подводный мир, город будущего, замки, дворцы, любят рисовать технику, архитектурные сооружения,космические
2. Детализация рисунка, прорисовка, техника.
Девочки: большое внимание придают украшательству, прорисовке деталей.
Мальчики: чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие,прямые, толстые.
3. Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы.
Девочки: используют всю предложенную цветовую гамму, предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.
Мальчики: ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную
цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, пятнами.
4. Продуктивность (темп, умение работать самостоятельно и закончить работу.)
Девочки: быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.
Мальчики: часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны,не уверены в себе.
Мальчика и девочку нельзя воспитать одинаково. И наша задача: найти путь понимания другого человека не похожего на нас. Раскрыть и развить у детей любые задатки, не сломать, не навредить.
Решение проблем.
1. На занятиях предлагается детям занимать места мальчик – девочка.
2. Использовать словесную помощь.
3. В каждом рисунке есть что-то необычное, интересное и это обязательно надо выделить и подчеркнуть.
4. Ребёнок должен осознать мудрость: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью. Мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Рисование помогает упорядочить бурно усваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование – это важный информационный и коммукативный канал.
Прикреплённые файлы:
Рисунок. Летний день. Тема: «Лето». Этот рисунок нарисовала Тертова Злата Максимовна, 3 года. Рисовала с красками и печатками. Именно в этом возрасте дети.
Нетрадиционные техники рисования Большинство из нас уже забыло о той радости;которую нам приносило рисование в детские годы;но оно было несомненно. Каждый ребенок начиная.
Почему дети любят рисовать
За тем, как ребёнок создаёт свой шедевр, очень интересно наблюдать. Неважно, сколько ему при этом лет. Рисование – это потребность, важность которой сложно отрицать. Так малыш проявляет свои творческие задатки и пытается выразить на бумаге внутреннее состояние. Родители должны быть внимательны к картинкам, созданным руками малыша. Возможно, так он пытается сказать то, что не решается при прямом диалоге. Рисование исходит от желания познавать жизнь и активно участвовать во всех процессах. Каждый человек стремится к созиданию. Рисование – это самый простой и доступный способ самореализоваться в этом направлении.
Дети любят рисовать, поскольку так они могут создать свой уникальный мир, который не похож на другие. Процесс действительно интересный и увлекательный. В этом случае не существует никаких табу и ограничений. Не обязательно трава зелёная, а солнце жёлтое. Каждый волен выбирать свой путь.
Рисование для ребёнка – это не просто насущная потребность, а часть сознания. Процесс напрямую связан с выражением собственного «Я». Чем старше становится малыш, тем более структурированными и чёткими становятся изображения.
Рисунок – это своего рода зеркало или мерило развития. Оно отражает прогресс, который произошёл с сознанием. Понятно, что если рисунки остались прежними, то стоит задуматься о необходимости подключить специалиста.
Творческий процесс всегда привлекал и манил. Дети посредством рисунка пытаются адаптироваться. Так они облегчают себе процесс. Кроме того, очень увлекательно создавать свою собственную коллекцию изображений. Многим детям доставляет удовольствие радовать близких подарками, сделанными своими руками.
Дети обязательно должны самовыражаться. Чем больше способов они для этого используют, тем лучше. Родители же обязаны создать благоприятную атмосферу для всестороннего развития.