что делать на самоизоляции подросткам
Забота о здоровье
Марина Валерьевна, может ли пострадать психологическое здоровье детей в условиях самоизоляции?
Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
Дмитрий Лубовский: И важно, что у родителей есть в этой ситуации преимущество, которым не стоит злоупотреблять, но иногда уместно воспользоваться. Это жизненный опыт. Можно поделиться тем, как самим родителям, когда они были подростками, что-то пришлось вытерпеть, с чем-то справиться, хотя поначалу казалось, что это невозможно. Но сделать это необходимо тогда, когда уместно.
Право подростка на приватность и в сложившихся условиях должно соблюдаться, поэтому надо раз и навсегда отказаться от попыток переделать его на свой лад. Постоянно находиться в четырех стенах всем вместе трудно. Но важно чувствовать момент, когда и родителю, и подростку лучше побыть наедине с собой. В этом случае взаимопонимание, психологическая близость и более дружеские отношения с подростком могут стать более достижимыми.
Надо ли устроить самоизоляцию так, чтобы у каждого члена семьи была возможность уединения? Как это сделать в маленькой квартире? Какое время требуется человеку, чтобы отдохнуть от вынужденного круглосуточного общения с близкими при самоизоляции?
Дмитрий Лубовский: Если суммировать, то вот основные правила хорошего психологического климата во время самоизоляции. Жизнь семьи должна быть подчинена более строгому режиму, чем в обычное время. Это необходимо для психологического благополучия и здоровья всех ее членов. Взрослым (прежде всего, папе) нужно больше времени для уединения, чем детям. Соблюдение условий приватности обязательно для всех членов семьи в отношении друг друга. Так дети смогут получить от родителей еще один бесценный урок ответственности. А супруги смогут проявить максимальное уважение к потребностям друг друга.
Самоизоляция с подростками – как не испортить отношения, а укрепить их
Сейчас, во время всемирной пандемии, каждый человек по-разному реагирует на происходящее вокруг и новости о ситуации в мире. Кто-то более психологически устойчив к негативу, поэтому без проблем держит себя в руках, другие же могут быть впечатлительнее и легко поддается панике. Дети и подростки тут выступают отдельной группой, ведь у них и так в жизни происходит много изменений на фоне физического роста – а тут еще и нестабильная ситуация в обществе, «лишние» препятствия.
Подростки, пандемия и тревога
Не думайте, что если подростки склонны к безмятежности и беспечности, то и вирус их совсем не заботит. Они могут просто не показывать вам этого, чтобы уберечь от своих переживаний.
Дети младшего возраста, которые столкнулись с негативом в раннем детстве, могут и вовсе вытеснять из памяти травмирующие события, но при этом травма будет все равно влиять на их поведение и психику.
Но внешне заметить это неспециалисту сложно; профессионалы же увидят проблему через её выражение в тиках, установках, идеях, особенностях воображаемых друзей и основных мотивах для игры. Также специалист может посоветовать родителям, как им правильнее себя вести, чтобы случайно не усугубить ситуацию, а только помочь своему малышу.
Подростки могут трудно переносить негатив от пандемии даже тогда, когда в их окружении нет заболевших. Именно в переходном возрасте они обычно сталкиваются с суровой реальностью, перестают видеть мир сквозь «розовые» очки, при этом пытаясь не растерять оптимизм; они сами формулируют свое понимание таких философских категорий, как «смысл», «жизнь», «любовь» и «смерть».
Когда вокруг столько новостей о новых заболевших и смертях, подросткам, что еще не научились фильтровать информацию, тяжело справится с такой волной жестокости мира. Поэтому перед родителями стоит важная задача не оставлять ребенка наедине с переживаниями, научить его медиа-грамотности и объяснить, что любая беда обязательно подходит к концу.
Нелегкое финансовое положение в семье тоже может послужить дополнительным источником переживаний у тинейджера. Постарайтесь спокойно донести до ребенка, что сейчас не время сорить деньгами на доступные развлечения и безделушки, но не нагнетайте слишком сильно – из-за чувства собственного бессилия подросток может закрыться в себе.
Старайтесь сами сохранять бодрый настрой, не сгущайте краски лишний раз, ведь сейчас главная цель – сохранить здоровье, и психологическое здоровье не менее важное для вашей семьи.
Правила жизни с подростком в ситуации самоизоляции
Сохраняйте обычный семейный уклад, следуйте принятым в вашей семье традициям, проводите больше времени вместе. Так подросток не будет чувствовать себя одиноким. Но не стоит заставлять ребенка силой общаться и заниматься общими делами с вами – он все еще независимая личность, что имеет право на личное время и выбор, как его тратить.
Объясните ребёнку, какой информации стоит доверять, где можно найти правду о пандемии и почему не стоит проводить за исследованием темы слишком много времени. Поток негативных новостей вгоняет в хандру.
Поддерживайте общение ребенка с друзьями через социальные сети и каналы видеосвязи, помогите ему составить расписание дня, подкидывайте ему интересные идеи для времяпровождения. В общем, будьте его союзником в подходящих ему способах провести время на карантине.
Не драматизируйте лишний раз о ситуации, воздержитесь от просмотра сомнительных телепередач и чтения конспирологических теорий. Равно как вашему ребенку, так и вам усугубление самочувствия из-за «сгущения» красок не нужно.
Общайтесь со своим ребенком, выслушайте его беспокойства, помогите выразить чувства. Но не навязывайтесь – когда подросток будет готов с вами поделиться, он не будет закрываться, и контакт наладить легко. Если вы чувствуете, что на ваши попытки нет ответа – отложите разговор на попозже, вы сделали шаг навстречу и показали, что вас состояние подростка заботит, он уже не будет бояться сам к вам подойти.
В психологии есть полезные фразы, которые помогают поддержать человека в тяжелом состоянии; они универсальны, поэтому используйте их и к своему ребенку.
Следите за физической формой подростка и собственной, не давайте залеживаться, объедаться скупленными на случай дефицита продуктами, игнорировать активность совсем. Если есть возможность выйти на прогулку, сохраняя безопасность каждого члена семьи и не нарушая правил поведения на карантине – попробуйте, но только придерживаясь всех рекомендаций.
Будьте в курсе дистанционного образования ребенка, помогите ему подобрать интересные онлайн-курсы, что теперь стали доступны – в общем, способствуйте развитию и обучению подростка даже дома.
И почаще обнимайтесь, ведь тактильный контакт избавляет от тревоги, успокаивает и сближает.
Да, ваш малыш уже «взрослый», и мамины поцелуи его наверняка смущают, но для каждого есть подходящий вид касаний, которые ему нравятся. Вот у вас появился замечательный повод узнать, нравится ли вашему ребенку массаж, или, может, когда мама расчесывает и заплетает своей дочери волосы.
Подростки на самоизоляции: чем занять и как сохранить мир в семье
Подростковый возраст не случайно назван кризисным. Ему свойственны перепады настроения, максимализм, снижение авторитета взрослых. В самоизоляции эти проблемы могут обостряться и приводить к конфликтам в семье. Как сгладить острые углы в общении с подростком на карантине, рассказывает Ирина Кутянова, заведующая информационно-аналитическим отделением семейного центра «Печатники».
«Самоизоляция накладывает отпечаток на подростков, которые и так не любят ограничений: ни погулять по двору, ни пообщаться с ребятами в школе, нужно постоянно находиться в замкнутом пространстве. А еще дистанционное обучение, перегрузка домашними заданиями, невозможность пообщаться с учителем вживую, необходимость справляться с дистанционными платформами по обучению. Это вызывает дополнительный стресс у подростков и приводит к повышению раздражительности», — говорит Ирина.
Не проблема, а ресурс
Важно воспринимать появившуюся возможность постоянного общения с подрастающими детьми как ресурс, а не как проблему. Ведь в обыденной жизни нам часто не хватает времени на полноценный диалог. Важно советоваться друг с другом — что сегодня приготовить, какой фильм лучше посмотреть. Когда подросток видит, что с его мнением считаются, уважают, то и сам начинает спрашивать совета, обращаться за помощью. Нужно в эти моменты не отмахиваться от подростка: «Мне некогда» или «Иди спроси у мамы / папы / бабушки», а выслушать ребенка. Если нет времени, обозначить возможности: «Я работаю удаленно / варю борщ еще 10 минут, а потом смогу помочь».
Подростки — без пяти минут взрослые, с ними уже можно говорить на сложные темы взаимоотношений, моральной оценки поступков героев кинофильмов, о том, какие у них мечты и стремления. Часто подростки дают свежий взгляд родителям на обыденные вещи, помогают идти в ногу со временем, подсказывают новые направления развития. Если мы готовы слушать подростка, то сами становимся в душе моложе и современнее.
Традиции и правила
В отношениях с подростком конфликты и непонимание могут случаться. Однако важно определять границы дозволенного. В этом помогают семейные правила и традиции. Например, правила могут звучать следующим образом: «Мы любим друг друга. Каждый член семьи одинаково ценен. В нашей семье уважительно относятся к мнению друг друга. Мы не ругаемся матом, не применяем физическую силу». У каждой семьи свои правила, по которым она живет. О них должны знать все члены семьи и обязательно выполнять. Возьмем простой пример: сегодня остро стоит проблема нецензурной лексики в речи подростков. С помощью бранных слов они хотят самоутвердиться, показать себя взрослыми и уверенными в себе. Что делать, если подросток уже привык материться и ему кажется, что это норма? Есть один простой метод, как побороть эту проблему: если вы даете ребенку карманные деньги, то можете ввести и штрафы за нарушение правил семьи. Например, за каждое бранное слово 10 рублей уходит на благотворительность в защиту детей или животных. После нескольких штрафов подросток будет больше следить за речью и постепенно отучится говорить нецензурные слова. Однако надо помнить, что это правило распространяется на всех домочадцев. То есть если взрослые произносят нецензурные слова, то они также платят штраф. Положительные изменения в поведении подростка можно поощрить небольшой премией в конце месяца или долгожданной покупкой!
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«Скука пришла без спроса»: как самоизоляция влияет на детей
Вспышка COVID-19 — мощный стресс-фактор для всех. Страх за свое здоровье и здоровье близких может ввергнуть в депрессию и взрослых, и детей. Занятые решением финансовых проблем, дистанционной работой или переживаниями из-за ее потери родители порой не замечают беспокойства и подавленности своих детей.
Об авторе: Наталья Бут, генеральный директор и соосновательница онлайн-платформы для коллаборативного обучения и кросскультурной коммуникации iDialogue.
Быть подростком трудно даже в обычной ситуации, а карантин ее только осложняет. Оставаясь дома, подростки чувствуют, что упускают лучшие дни своей молодости, не могут полноценно общаться с друзьями и участвовать в школьной жизни. Многие испытывают тревогу и одиночество. И хотя подростки активно заменяют живое общение чатами в социальных сетях, беспрепятственный доступ к информации только усиливает беспокойство.
Когда жители России стали постепенно уходить на самоизоляцию, а школы перешли в дистанционный режим, мы на нашей платформе открыли специальный раздел для обсуждения COVID-19. Там дети могут поделиться своими тревогами и страхами, связанными с пандемией, карантином и самоизоляцией, а также поддержать друг друга и рассказать, чем можно заняться дома.
За месяц сотни детей из разных уголков мира поделились своими переживаниями и рассказали, как их жизнь изменилась под влиянием пандемии и социального дистанцирования. Изоляция дома изменила распорядок дня, снизила привычный уровень активности, лишила возможности полноценного общения и обучения.
Читая посты наших пользователей, мы поняли, что пора привлечь внимание занятых взрослых к тому, как их дети переживают ситуацию. Мы сделали контент-анализ нескольких сотен постов и получили «картину нового мира», написанную словами подростков.
Что делает ситуацию сложной
Ограничение свободы
«Теперь я понимаю, как живут животные в зоопарке». (Дари, Мексика, 12 лет)
«Самое тяжелое во всей этой ситуации — это понимать, что ты не можешь сделать чего- то очень привычное, что раньше ты делал, даже не замечая этого действия — выходил на улицу без страха, не боялся быть среди людей, здороваться с друзьями и дышать с ними одним воздухом». (Надежда, 16 лет, Россия)
Страх и странное поведение окружающих
«Большинство людей закупили продукты и не выходят из дома. Паника накрыла всех. Тревожно». (Радж,11 лет, Канада)
«В магазинах скупили продукты и туалетную бумагу. Не понимаю, зачем людям столько туалетной бумаги». (Вания, 17 лет, Бразилия)
Одиночество
«Я хотел завести попугая, но оказалось, что в зоомагазине всех раскупили». (Эсме, 11 лет, Турция)
«Чтобы чувствовать себя счастливым, человеку надо 8 поцелуев и 7 минут объятий ежедневно, как мы получим все это в изоляции?» (Зенон, 14 лет, Польша)
Нехватка живого общения с друзьями
«Сначала я был рад, что школу закрыли, и не думал, что когда-нибудь скажу, что я скучаю по школе. Но я скучаю по школе, по моим друзьям». (Дэн, 16 лет, Канада)
Чувство пустоты и потери привычного мира
«Машин на дороге в два раза меньше обычного. Мир будто замер в ожидании больших перемен». (Ли, 18 лет, Вьетнам)
«Это заключение дома многое в нас изменило. Скука пришла без спроса, и дни проходят мимо так, что перестаешь замечать время». (Филип, 16 лет, США)
Упущенные возможности
«Я целый год тренировался, и наша команда должна была участвовать в матче по софтболу, но его перенесли на неопределенный срок. Кто знает, смогу ли я участвовать в соревнованиях когда они возобновятся». (Джордан, 16 лет, США)
«Сегодня у моей сестры день рождения, но мы не можем поздравить ее как обычно, устроив вечеринку с друзьями». (Монтсерат, 15 лет, Аргентина)
«Прошла половина весны, и мы провели ее дома. Я хочу, чтобы школу открыли, потому что я скучаю по моим друзьям». (Дульсе, 18 лет, Мексика)
Неопределенность
«Карантин ввели сначала на две недели, потом продлили, а теперь похоже что целое лето мы проведем дома». (Алиса, 15 лет, Россия)
Беспомощность, невозможность помочь и исправить ситуацию
«Я рад за врачей и медсестер, потому что они реально могут помогать больным и исправлять ситуацию». (Стивен, 14 лет, Германия)
«Я просто надеюсь, что привычный понятный мир вернется». (Паола, 18 лет, Испания)
Новый распорядок и ритм жизни
«Трудно привыкнуть к новому образу жизни и тем более к онлайн-обучению, но надо сохранять хорошее настроение и помнить о Боге». (Грете, 12 лет, Гватемала)
Трудности онлайн-обучения
«Для некоторых предметов формат онлайн-обучения не подходит — мы делаем упражнения и не имеем возможности прояснить у учителя непонятные моменты». (Луис, 13 лет, Италия)
«Онлайн-изучение предметов, которые сложно давались даже при живом преподавателе в классе, невозможно». (Полина, 15 лет, Россия)
«Мне тяжело дается обучение из дома. Я плохо умею организовывать свое время и легко отвлекаюсь». (Рон, 15 лет, США)
Негативное и нерациональное поведение взрослых
«Моя мама сильно напугана, она накупила продуктов и забила ими кладовку». (Кортни, 15 лет, США)
«Я заметил, что мои родители не ладят между собой. И им не до меня. Общение с мамой ограничивается ее просьбой, чтобы я перестал смотреть фильмы и занялся уборкой». (Павел, 14 лет, Россия)
Тяжелые последствия и поток негативных новостей
«Продукты в магазинах подорожали, у многих семей не хватает денег, чтобы купить минимум». (Хесус, 11 лет, Мексика)
Что подростки делают, чтобы справиться с ситуацией
Занимают свободное время
Сохраняют привычные занятия
Осваивают новое, в том числе новые роли
Занимаются творчеством
Избегают негатива и переоценивают ценности
«Я думаю, что этот вирус появился, чтобы изменить то, как мы видим мир. Нам нужно больше ценить все те мелочи, которые у нас есть. Например, общение с друзьями, прогулку по парку, возможность съесть мороженое на улице. Это повод оценить свободу, возможность ходить по улицам и здороваться с людьми, которых вы знаете. Это повод начать жить» (Мария, 18 лет, Мексика)
Что помогает справиться
Раздел платформы iDialogue, в котором дети обсуждают карантин, пандемию и изменения в привычной жизни и поведении близких, оказался одним из самых популярных.
Конструктивное поведение близких — юмор родителей, настольные игры в семейном кругу, искренняя забота мамы о бабушке и друзьях, позитивный настрой взрослых, их внимание — важнейший фактор, который помогает детям пройти через это испытание.
Детям младше 13 лет часто сложно выразить все их страхи словами, и они прибегают к историям «с участием третьей стороны». Часто эти истории негативно эмоционально окрашены и отражают скрытое беспокойство ребенка.
Также вызывает тревогу то, что дом — это не всегда «безопасное место», судя по рассказам пользователей. Заключение дома усиливает напряженность, которая может привести к разрушению и без того ослабленных семейных связей — и повысить риски насилия. Известно немало случаев, когда дети сообщали о домашнем насилии в школе — учителям и сверстникам — и получали помощь. Сейчас, оставаясь дома, они лишены возможности обратиться за поддержкой.
Дети и взрослые оказались в стрессовой ситуации, но мы по-разному ее воспринимаем.
Для взрослых 3-4 месяца — это большой срок. Но для детей и подростков, которым живое общение со сверстниками нужно как воздух — это медленно тянущаяся вечность.
Кто-то из них запомнит это время как черную пугающую полосу нереализованных возможностей. Кто-то будет вспоминать, как окрепла их связь с родителями, и усвоит конструктивный способ решения даже самых сложных проблем. Но исход ситуации все же зависит от взрослых.
Ради позитивного исхода стоит отвлечься от важных взрослых дел и больше времени посвятить общению со своими детьми. Посмотреть вместе хорошую комедию, построить планы на будущее после пандемии, провести тщательный осмотр дома и составить план ремонта или подумать как переставить мебель, чтобы всем стало удобнее. Предложить ребенку направление развития его хобби и вместе с ним увлечься этим. Например, с помощью приложений обработать рисунки в стиле Моне или Сарьяна, организовать галерею в Instagram. Поинтересоваться, какие аккаунты в TikTok ему нравятся и посмотреть их вместе. Или просто поговорить о том, что похоже мы все сейчас проходим предполетную подготовку, обучаясь, как космонавты, переносить длительную изоляцию. Вместе можно сделать много интересного — приготовить новое вкусное блюдо по найденному в интернете рецепту, провести генеральную уборку, организовать Zoom-вечеринку с родственниками. Важно включиться и контролировать свои эмоции, а если тревожные мысли пресечь не удалось, то просто поговорите с семьей — это верный способ снять напряжение, стать ближе и понятнее родным.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
«Детки в клетке»: как помочь подросткам пережить самоизоляцию?
Самоизоляция – тяжелый период для всех, а для подростков – особенно. Они оказались заперты в четырех стенах и ли шены радостей – живого общения с друзьями, прогулок, походов в кино и кафе. Плюс непривычное дистанционное обучение, упреки родителей, собственные переживания и тревоги. Как помочь подросткам пережить это непростое время, порталу «РИАМО в Подольске» рассказала психолог центра социально-психологической помощи молодежи «Юность» Екатерина Легконогих.
Новый ритм жизни
Коронавирусная инфекция распространилась по всему миру, заставив людей поменять ритм жизни. На фоне пандемии в России школьников и студентов пере вели на дистанционное обучение, работающих людей – на удаленку, также приостановили работу большинства компаний, а главное – ввели режим обязательной самоизоляции, чтобы остановить распространение инфекции.
Все это выбило из колеи не только взрослых, котор ые «утонули» в домашних хлопотах или стали маяться от безделья, но и подростков, для которых привычный уклад жизни рассыпался, как карточный домик. Как пояснила психолог, ситуация с коронавирусом для каждого из нас является очень травматичной и стрессовой.
«Мы оказались в этой ситуации не по своей воле, и каждый справляется с этим по-разному, по-своему. Кто-то будто замер в режиме сохранения энергии, старается побыстрее прожить это время за счет долгого сна, «залипает» в телевизор и ленту новостей. Кто-то в оспринимает происходящее как некую точку роста, а кто-то наконец-то занялся тем, что так давно хотел, но не получалось, так как не было времени», – рассказала Легконогих.
Самоизоляция – это прекрасная возможность провести время с семьей, лучше узнать близких, поменять привычный образ жизни к лучшему.
Действительно, самоизоляция – это прекрасная возможность провести время с семьей, луч ше узнать близких, поменять привычный образ жизни к лучшему.
«Если размышлять на тему детско-родительских отношений, то взрослые в силу своего жизненного опыта и мудрости обладают гораздо большим арсеналом «стратегий выживания». Дети и подростки в этом пла не слабее, поэтому нужно помочь им пережить это непростое время», – пояснила психолог.
С наименьшими потерями для всех
По словам Легконогих, родители и дети оказались в очень непривычной ситуации – они буквально заперты дома друг с другом.
По мнению психол ога, с детьми дошкольного возраста не должно возникнуть особых сложностей. Они уже многое умеют самостоятельно, в том числе играть и занимать себя. Родители могут проявить фантазию и выдумать множество новых игр или вспомнить хорошо забытые старые. Например, можно построить шалаш из диванных подушек – это понравится малышам и займет их на время. Также, например, можно поставить детям аудиокнигу со сказками или развивающий мультфильм – главное, чтобы все было в меру.
«С подростками сложнее. Во-первых, они уч атся, пытаясь освоить совершенно новый и непривычный для них, да и для учителей тоже, формат обучения. Во-вторых, оказывается фрустрированной самая главная потребность подростка – общение со сверстниками. А если еще примешиваются и романтические чувства, то это может переживаться крайне болезненно. Что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям-подросткам? Я считаю, что задача в целом у всех одна: пережить этот период с наименьшими потерями для всех», – объяснила Легконогих.
И добавила, что родителям нужно взять себя в руки и сохранять спокойствие в любой ситуации.
«Родители выполняют такую важную функцию, как жизнеобеспечение, продолжают работать – кто удаленно, а кто в режиме повышенной ответственности и напряженности. Им важно «сохраняться», быть в ресурсе, быть, по возможности, спокойными. Давно известно, что стресс подрывает защитные силы организма, и тот становится легкой добычей для любых болячек – не только для этого страшного вируса», – объяснила психолог.
Требования и общение
Жизнь в четырех с тенах – испытание для всей семьи. Самое время взрослым задуматься о правилах, требованиях и обстановке в доме. Напряженные отношения, недопонимание, злость – совсем не союзники в этот нелегкий период.
«Родителям очень важно снижать градус ожиданий и требов аний касаемо учебы. Если дети отстанут от программы, что-то не поймут, пропустят – это нестрашно! Потом они обязательно все наверстают», – подчеркнула психолог.
И отметила, что в общении с подростками есть еще один важный момент.
«Подросток обязательно пой мет вас, если вы обратитесь к нему, как к партнеру, а не в приказном порядке. Скажите именно так, с уважением, что вы рассчитываете на него. И обязательно благодарите – искренне, от всей души. Вы можете делиться с ним своими мыслями и переживаниями, обсуждать различные вопросы, советоваться. Важно, чтобы и подросток мог поделиться всем этим с вами, не боясь критики и обесценивания с вашей стороны», – пояснила специалист.
Гаджеты и интернет
Во время самоизоляции многих родителей тревожит бесконечное зависани е подростков в гаджетах, в интернете. Действительно, смартфон или компьютер стали единственной связью с внешним миром, способом общения со сверстниками, напоминанием о привычном укладе жизни.
«Стоит понимать, что сейчас гаджеты и интернет – это и средство учебы, и развлечение, и единственное доступное общение. Многие ребята освоили и давно забытый Скайп, и платформу Zoom – организовывают видеовстречи, общаются. А если родителям кажется, что подросток слишком засиделся в сети, но они сопровождают это критикой и недовольством, то получат обратную реакцию – желание еще глубже уйти с головой в интернет, спрятаться, закрыться», – отметила психолог.
И добавила: самоизоляция – стрессовый период для всех, поэтому сейчас не самый лучший момент для воспитания.
«Горазд о важнее создать дома дружественную, принимающую и понимающую атмосферу, когда общение друг с другом доставляет удовольствие. Родителям стоит понять, что именно от отсутствия такого общения подростки больше всего и страдают», – объяснила специалист.
На сам оизоляции важно не только перестать давить на подростка и бесконечно требовать, но и «прокачивать» взаимоуважение и дружеское доверие. Нужно общаться, помогать и поддерживать друг друга, и тогда этот период пролетит незаметно и даже с пользой, причем как для взрослых, так и для детей.
Новый взгляд
Важно помнить и о том, что в каждой семье разные жилищные условия. К сожалению, порой подростки не могут просто побыть в одиночестве, спокойно пообщаться со сверстниками через видеосвязь, а значит, и почувствовать себя в безопасности.
«Режим самоизоляции не подразумевает, что из дома нельзя выходить совсем. Можно выносить мусор, выгуливать собаку, ходить в магазин и аптеку. Можно давать своему подростку поручения – например, сходить за хлебом. Это отличная возможно сть хоть ненадолго выйти из дома, почувствовать себя свободным, живым, да просто «быть»! Это поможет снизить эмоциональное напряжение и у подростка, и в семье в целом», – подчеркнула психолог.
По ее мнению, самоизоляция – это не только время испытаний, но и возможность как будто заново познакомиться со своими детьми-подростками, увидеть их с новой стороны. Поэтому нужно постараться извлечь максимум пользы от совместного времяпровождения, играть в настольные игры, общаться, узнавать друг друга.
«Большинство родителей, с кем я общаюсь и как психолог, и как мама, отмечают, что их дети прекрасно справляются с возникшей ситуацией. Они сами находят себе занятия, многие подтянулись по предметам, стали более взрослыми и ответственными», – рассказала Легконогих.
Помо щь специалистов
«Говорят, где тонко – там и рвется. Поэтому в стрессовой ситуации обязательно усилится и проявится то, что и раньше «проседало» в отношениях с детьми. То есть если есть проблемы с подростком, то они связаны не с самоизоляцией как таковой – просто сейчас они проявились наиболее остро и ярко», – отметила собеседница.
Если в семье имеется проблема, а общение родителей и ребенка-подростка не складывается, то не стоит ждать, что все разрешится само собой, – скорее всего, отношения только ухудшатс я. Родителям в такой ситуации следует обратиться за помощью к специалистам.
«Многие психологи центра «Юность» перешли на дистанционное консультирование. Вся психологическая помощь осуществляется абсолютно бесплатно и в том формате, который наиболее комфорт ен и удобен клиентам. Увеличилось и время работы центра – теперь до 22:00. Все телефоны сотрудников и подробная информация, кто по каким проблемам работает, есть на нашем сайте и в соцсетях. Будьте здоровы и берегите себя!» – заключила психолог.